Феодосий печерский

Краткое житие преподобного Феодосия Печерского.

празднование совершается 3/16 мая и 2/15 сентября

Преподобный Феодосий Печерский, основатель первого общежительного монастыря на Руси, родился в начале XI века в местечке Василеве (Василькове) близ Киева. В святом Крещении он был наречен Феодосием. Детские и отроческие годы будущего подвижника прошли в городе Курске, куда переселились его родители. Преподобный Феодосий с детства полюбил Церковь Божию и ежедневно ходил в храм. Он сторонился игр со сверстниками, предпочитая слушать Священное Писание. Отданный в обучение грамоте, он, к удивлению близких, очень быстро преуспел в учении. В 13-летнем возрасте отрок лишился отца и остался на попечении матери. С того времени он стал вместе со слугами исполнять различную тяжелую работу, одевался в простые, грубые одежды без каких-либо украшений, за что получал нарекания от матери.

Часто размышляя о спасении своей души, он решил совершить паломничество в Святую Землю и стал усердно молиться Богу об исполнении своего желания. В то время в Курск прибыли странники, которые держали путь в Иерусалим. Он просил их взять его с собой и тайно покинул дом матери. Однако она узнала, куда ушел сын, и вернула его домой. Разгневанная мать повелела подвергнуть Феодосия телесному наказанию, а затем заковать в цепи и посадить под замок. Через некоторое время, взяв с сына обещание не убегать из дома, мать вернула ему свободу. Преподобный Феодосий стал трудиться для пользы Церкви Христовой. Божественная Литургия порой не совершалась из-за отсутствия просфор. Святой Феодосий стал сам покупать пшеницу, своими руками молол ее и выпекал просфоры, которые относил в храм и раздавал нищим. Этому богоугодному делу святой юноша посвятил два года. Сверстники посмеивались над ним, но преподобный Феодосий терпеливо переносил насмешки.

Враг рода человеческого возбудил против благочестивого дела мать святого. Она стала запрещать ему выпекать просфоры и даже наказывала его. Тогда святой Феодосий ушел в другой город недалеко от Курска к знакомому пресвитеру и там продолжал свои труды. Мать разыскала сына и вновь силой вернула домой.

За смирение и кротость юного Феодосия полюбил правитель Курска. Он неоднократно одаривал его богатыми одеждами, но святой Феодосий каждый раз отдавал их нищим, а сам продолжал носить простое платье. Для духовной борьбы со страстями святой Феодосий стал носить на теле железный пояс. От него тело кровоточило под одеждой. Но святой Феодосий с терпением и радостью переносил эти страдания.

В родительском доме преподобный Феодосий прожил до двадцати трех лет. Затем он тайно оставил дом и отправился в Киев, чтобы там принять иночество. В то время в Киеве, в пещере, совершал иноческий подвиг преподобный Антоний (+1073; память 10 июля). Когда к святому Антонию пришел юноша Феодосий, он, провидя в нем великого подвижника, с радостью принял его. В 1032 году по благословению преподобного Антония, преподобный Никон (+1088; память 23 марта)—ученик и сподвижник аввы Антония постриг святого Феодосия в ангельский образ с тем же именем. Святой Феодосий с усердием начал исполнять монашеские подвиги под руководством преподобного Антония. Ночи он проводил в славословии Бога, днем неленостно занимался рукоделием. Воздержанием и постом святой подвижник смирял душу, бдением и трудом смирял тело.

Через четыре года преподобного Феодосия отыскала мать. Она пришла в Киев и стала уговаривать сына вернуться домой, обещая не запрещать ему жить, как он хочет. Преподобный Феодосий, напротив, стал просить ее остаться в Киеве и принять монашеский постриг в одном из женских монастырей. По его усердным молитвам Господь смягчил сердце матери, и она постриглась в Киевском Никольском монастыре, где и скончалась в мире по прошествии многих лет. В 1054 году преподобный Феодосии был рукоположен в сан иеромонаха. Он ежедневно совершал Божественную Литургию и был для братии примером кротости, благоговейного служения Богу и трудолюбия. Нередко преподобный Феодосий выполнял работы за других иноков. В храм он приходил первым и уходил последним, молился с большим вниманием. Иногда в жаркую погоду он выходил из пещеры и, обнажив тело до пояса, занимался рукоделием и пел псалмы, несмотря на укусы комаров и оводов.

В 1057 году, после отшествия в другой монастырь игумена обители преподобного Варлаама (+1065; память 19 ноября), преподобный Антоний по просьбе братии поставил игуменом преподобного Феодосия. Став игуменом, святой Феодосий оставался образцом кротости и смирения. Он первым начинал всякое дело и старался всем быть слугой. Со времени его игуменства число братии увеличилось от 12 до 100 человек, так что в пещерных келлиях не все могли поместиться. По благословению преподобного Антония, святой игумен испросил у князя Изяслава близлежащую гору и в скором времени там был поставлен большой деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и сооружены келлии. Братия переселились на новое место. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь, оплот монашества и Православия на Русской земле.

В Печерской обители впервые на Руси был введен Устав Студийского монастыря. Преподобный Феодосий специально посылал инока в Константинополь в Студийский монастырь, чтобы переписать текст Устава обители и изучить образ жизни ее иноков.

Заботясь о духовном возрастании вверенной ему паствы, святой игумен ночами обходил келлии братии и, если находил собравшихся для праздных бесед иноков, стуком в дверь возвещал о своем присутствии. Утром же не обличал их, но косвенным образом старался наставить и возбудить в них покаяние. Если же кто не каялся, на того преподобный налагал епитимию. Таким образом преподобный учил братию молиться и не быть праздными.

Святой Феодосий строго пресекал самовольство иноков, все в монастыре делалось по благословению старших. Святой игумен запрещал монахам иметь лишнюю одежду, обходил келлии и все лишнее, не положенное по уставу, распоряжался убрать, воспитывая у братии нестяжательность.

Преподобный Феодосий был очень милосерд. Если случалось, что ослабевший духом инок уходил из монастыря, он со слезами молился о нем Богу, пока тот не возвращался. Для нищих и больных преподобный построил близ монастыря дом с храмом во имя первомученика архидиакона Стефана. Все необходимое для них отпускалось из монастыря. На это употреблялась десятая часть монастырских доходов. Кроме того, преподобный каждую субботу посылал воз хлеба заключенным в темницах. По молитвам святого братия никогда не испытывали в чем-либо нужды. Монастырские запасы часто пополнялись чудесным образом.

Слава о богоугодном житии преподобного Феодосия распространилась по всей Руси. Многие стали приходить к нему за наставлениями. Особенно почитал святого Киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого. Видя такую честь, преподобный старался еще более смирять себя трудом. Святой игумен сам работал в пекарне, носил воду, рубил дрова. Одежда преподобного была бедной, под ней он носил грубую власяницу.

Известен такой случай из жизни смиренного подвижника. Однажды, возвращаясь от князя Изяслава, святой ехал на колеснице. Возница, видя его убогое одеяние, подумал, что это простой монах, и велел ему сесть вместо себя и управлять колесницей. Когда же он узнал, кто был ехавший с ним монах, то очень испугался наказания. Но святой Феодосий накормил его в монастырской трапезной и отпустил с миром.

Ежегодно на время Великого поста преподобный Феодосий переселялся в пещеру (где позднее был погребен) и там находился в безмолвии до Недели Ваий. В пещере преподобного искушали злые духи, иногда они даже наносили ему раны, несколько дней подряд не давали заснуть. С помощью благодати Божией преподобный победил бесов, и они стали бояться даже приблизиться к нему.

Преподобный Феодосий тайно от братии ходил к жившим в Киеве евреям и мужественно проповедовал среди них Евангелие Христово.

Со временем число братии обители так возросло, что в Печерском монастыре стало тесно. По молитве преподобного Феодосия Господь открыл место построения нового храма на соседнем с монастырем холме. Новый каменный храм был заложен в 1073 году, еще при жизни преподобного Феодосия, а закончено строительство храма и монастыря преемниками святого: игуменом Стефаном (1074—1078), Никоном (1078—1088) и Иоанном (избран в игумены в 1088 или 1089 году).

Преподобный Феодосий за несколько дней предсказал братии свою кончину. Он собрал иноков монастыря и в последний раз обратился к ним с наставлением. Со слезами святой Феодосий говорил об усердном посещении храма, о страхе Божием, о любви и послушании. Он благословил быть игуменом уставщика Стефана. Три дня святой был в сильном расслаблении. 3 мая 1074 года, в субботу, он мирно скончался на восходе солнца во время усердной молитвы к Богу.

Тело преподобного Феодосия было погребено в пещере, где он обычно молился. В 1091 году святые мощи были перенесены в Успенский храм и положены в притворе с правой стороны. Во время монголо-татарского нашествия они были скрыты под спудом у западных дверей того же храма. На Церковном Соборе 1108 года, при Митрополите Киевском Никифоре (1104—1121), преподобный Феодосий был причислен к лику святых. С того времени начали повсеместно чтить день преставления святого (3 мая) и день перенесения его честных мощей (14 августа).

До нашего времени сохранилось несколько творений преподобного Феодосия: шесть поучений и два послания, а также молитва о всех христианах. В своих поучениях преподобный Феодосий писал о монашеских обетах и обязанностях; особенно подробно он останавливается на обете нестяжания. В поучениях для народа он решительно восставал против различных языческих обычаев, которые в то время еще бытовали на Руси. Особенно сильно преподобный Феодосий вооружался против порочного греха пьянства.

Первое житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем (+1114; память 27 октября), учеником святого. В Иконописном подлиннике сказано: «Преподобный отец наш Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря, начальник в Российской земле монашескаго общаго жития, подобием сед, власы просты, брада подоле Власиевы, на конце повилась мало косматками маленькими тонкими на двое, ризы преподобнические, багряные, темные, испод вохряная, схима на плечах, в руках свиток, а в нем написано: «Се обещаю вам, братие и отцы, яко аще и телом отхожду от вас, но духом всегда буду с вами».

Дни памяти: 3 мая, 14 августа (Перенесение мощей), 28 августа (Печер.(Д)), 2 сентября
Преподобный Феодосий Печерский

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери — женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосии продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосии спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых преподобный Феодосии был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа.

История Курского края

Курский край в эпоху Киевской Руси (XI — XII века н. э.)

Согласно завещанию великого киевского князя Ярослава Мудрого (1019 — 1054 гг.), курские земли были включены в состав Переяславского княжества. Но вскоре после его смерти на Посеймье начинают претендовать черниговские князья. Распря длилась около ста лет и закончилась в 1161 г. вхождением курского Посеймья в состав Черниговского княжества. Одной из причин, заставлявших южнорусских князей оспаривать друг у друга курские земли, был проходящий через них в XI — XIII вв. торговый путь из Киева в Волжскую Болгарию, по которому через «города посемьские» на Русь поступали товары из Византии, Ближнего Востока и Средней Азии.

Названия некоторых из этих городов дошли до нас на страницах летописей — Курск, Рыльск, Ольгов; имена других навсегда канули во тьме веков. Одним из таких «мертвых» городов является археологический комплекс, расположенный на правом берегу р. Псёл около с. Гочево Беловского района.

Комплекс состоит из двух городищ («Царский Дворец» и «Крутой Курган»), защищенных шестиметровыми валами и рвами глубиной до 8 м. На поле за внешними валами городищ располагается обширное поселение, к которому с запада примыкает курганный могильник конца X-XII вв., в начале XX в. насчитывавший 3648 насыпей.

Ряд исследованных в с. Гочево захоронений свидетельствует о беспокойной и полной опасностей жизни порубежного населения Древней Руси: скелет мужчины с наконечником стрелы, застрявшим в лопатке; следы боевых травм на костях; погребения женщин и детей с предметами вооружения (кистенями, топорами, наконечниками стрел).

Сама жизнь превращала жителей Курского княжества в воинов, восхищение которыми дошло до нас в одном из немногих сохранившихся произведений древнерусского времени — «Слове о полку Игореве». Обращаясь к своему брату Всеволод Святославич говорит: «А мои куряне — ратники бывалые, под трубами повиты, под шеломами всхолены, с конца копья вскормлены, пути их ведомы, овраги им знаемы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли изострены, сами скачут, будто серы волки по полю, князю славы ища, чести — себе».

В древнерусское время столицей Посеймья был город Курск — один из древнейших русских городов. Первое письменное упоминание о нем относится к 1032 г. и встречается в «Житии Феодосия Печерского». Однако уже в конце X века северянское городище у слияния рек Кур и Тускарь стало резиденцией киевских посадников. Это определило быстрый рост Курска, который, согласно «Житию», уже в первой половине XI в. был богатым и процветающим городом с церквями, хоромами «властелина», учителями грамоты, рынками, ремесленными мастерскими и тщательно возделанными полями за крепостными сооружениями.

Центром города была укрепленная крепость-детинец. Следы крепостных сооружений были обнаружены во время раскопок В.В. Енукова на стыке улиц Луначарского и Сонина. Археологи обнаружили внутренний склон оборонительного рва, глубина которого достигала 2 м, а ширина, колебалась в пределах 20 — 25 м. По внутреннему краю рва шел частокол из крупных, до полуметра, бревен, расколотых пополам и установленных плоской стороной внутрь укреплений. За укреплениями детинца располагался посад и несколько ремесленных слобод, удаленных от центра города из-за боязни пожаров.

В 20-е годы XIII века Курское княжество переживает период своего расцвета и вскоре становится вторым по значению в Черниговской земле. Этот подъем приходится на годы правления Олега Курского. Именно начиная с этого князя, местные правители начинают определяться как «Курские», что характеризует окончательное становление Курского княжения в удел со своей прочно осевшей династией.

Олег характеризуется летописцами как сильный и воинственный князь. В печально известной битве на Калке (1223 г.) он был единственным, кто пришел на выручку и сумел пробиться к окруженным со всех сторон монголами дружинам галицко-волынских князей. А когда битва была проиграна, в числе немногих воины Олега Курского прорубились сквозь вражеские ряды и отступили, сохранив боевой порядок. В 1226 г. Олег выдвигает свои претензии на занимаемый Михаилом Всеволодовичем черниговский престол. Лишь вмешательство митрополита и владимиро-суздальского князя Юрия Всеволодовича помешало Олегу осуществить свою затею.

Усобица 1226 г. еще больше способствовала усилению самостоятельности Курского княжества. Возвышение Курска и расцвет Курского края был прерван Батыевым нашествием в 1239 г., во время похода монголов на Чернигов.

3(16) мая, 14(27) августа (Перенесение мощей), 28 августа (10 сентября) (Собор преп. отцов Киево-Печерских), 2(15) сентября

Путь к монашеству

Феодосий Печерский почитается Церковью как выдающийся Божий угодник, учитель иноков, пастырь.

Согласно Преданию, он родился в местечке Василькове, располагавшемся приблизительно в 50 поприщах от Киева. Точная дата его рождения нам неизвестна. С приближением её обозначают 1009-м годом.

Детство Феодосия прошло в Курске, куда его отец был переведен в связи со служебной необходимостью.

С малых лет Феодосий стремился ко Господу, посещал храм, был внимателен к богослужениям, любил слушать проповеди и вообще внимал слову Божьему.

Детские игры, равно как и предметы роскоши его не интересовали. Едва он подрос, стал упрашивать родителей отдать его для обучения грамоте. Родители, видя в этом хорошее предзнаменование, выполнили желание сына.

Учился Феодосий старательно и прилежно; при этом вел себя скромно, со сверстниками не был заносчив, со старшими был послушлив и кроток.

На четырнадцатом году отроду он лишился родного отца, и все тяготы воспитания легли на плечи его матери, женщины властной и строгой. Своего сына она любила, однако то была пристрастная, во многом слепая материнская любовь. Мать не могла, да и не стремилась соизмерять своё влияние на сына с его глубинными наклонностями и стремлениями.

Желание Феодосия от всего сердца служить Богу встречало с её стороны неодобрение и даже сопротивление. Она никак не желала согласиться, чтобы сын отказался от счастья в её понимании этого слова. Но сын видел счастье в другом: в служении и единении с Господом.

Однажды Промысл Божий свёл его с группой странников, которые рассказали ему о священных местах. Увлекшись повествованием, Феодосий попросил их взять его с собой, и они согласились. Обнаружив исчезновения сына, мать устремилась за ним, а настигнув, отругала, поколотила и заперла в избе. Там он провел около двух суток без еды. Затем она накормила его, однако не выпустила, а оставила в узах в затворе, где он провёл несколько дней.

Когда мать уверилась, что Феодосий больше не сбежит, она выпустила его на свободу. Он вновь стал ходить в Божий храм.

Узнав, что церкви часто не хватает просфор и эта недостача отрицательно сказывается на распорядке богослужений, Феодосий взялся их изготовлять и доставлять в храм. Поначалу мать отнеслась к этому с недовольством, а в дальнейшем это новое занятие сына стало её раздражать. Она высказала ему, что над ним смеются соседи, и даже не только над ним, но вообще над семьей.

Феодосий, пламенея желанием помощи Церкви и участием в её жизни, решился вновь сбежать из родительского дома. Он скрылся в другом городе, найдя приют у священника, и там продолжал печь просфоры. Но настойчивая в своей правде мать отыскала сына и там, возвратила его под родительский кров и строго-настрого запретила заниматься изготовлением просфор.

Благочестивая жизнь Феодосия привлекла внимание одного важного вельможи, городского начальника, который пригласил его трудиться при своей церкви. Случалось, что начальник одаривал Феодосия хорошей одеждой, видя, что тот ходит в рубище, но Феодосий тут же спешил отдать одежду кому-либо из нищих.

Подражая подвижникам, он стал носить на теле вериги, отчего тело время от времени кровоточило. Внимательная мать, обнаружив кровь на одежде и выяснив причину, тотчас сорвала с сына вериги, по-матерински поколотила его, и решительно отговорила его надевать их вновь.

Жизненный поворот

Однажды, стоя в храме на богослужении, Феодосий услышал слова о том, что кто любит отца или мать больше Христа, тот не достоин Его. Эти слова глубоко запали в его добрую, повзрослевшую душу.

И он вновь решился бежать. Улучив момент, когда матери не было дома, он оставил свой город и отправился в направлении Киева. Не зная пути, он пристал к обозу и так добрался до пункта назначения.

Прибыв на место, Феодосий стал искать обитель, где готовы были бы принять его в послушники. Настоятель одной из них, оценив, по рваному рубищу, его внешний вид, но не оценив добродетельность и благочестивость, отправил его восвояси. Кто-то отказывал ему в силу юного возраста.

Когда опечаленный юноша услышал о подвизавшемся неподалеку пещернике Антонии, он незамедлительно отправился к нему и стал слезно упрашивать взять его к себе. Преподобный Антоний, выслушав Феодосия, пытался его отговорить, мол, ему, ещё юному, неокрепшему духовно человеку, будет трудно жить среди мрачных безмолвных пещер.

Однако Феодосий проявил твёрдость, выразил готовность переносить тяготы и скорби отшельнической жизни. Антоний же, видя в нем сосуд Духа Святого, дал свое отеческое благословение.

В 1032 году Никон, по указанию старца, постриг Феодосия в иночество, на двадцать четвертом году его жизни. Молодой инок ревностно исполнял послушание, много и охотно молился, соблюдал бдения и посты.

Спустя четыре года чуткое материнское сердце отыскало Феодосия среди камней и пещер. Феодосий же отказывался встретиться с матерью, говоря, что отныне он принадлежит Богу, что он инок, пещерник. Тогда мать обратилась к святому Антонию, и уже он убедил Феодосия в уместности встречи. Увидев любимого сына, она умоляла его возвратиться домой, но он не только настоял на своем, но и сумел убедить её поступить в монастырь. Когда мать поступила в женскую обитель святого Николая, он возблагодарил Бога.

Священство, игуменство

Братия дивились твердости духа и подвигам Феодосия. И вот он был рукоположен во священника и поставлен в игумена Киево-Печерского монастыря. В этот период он ещё больше усилил монашеский подвиг, много заботился о благоустройстве обители, улучшении духовной жизни. При нём, например, был воздвигнут просторный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Внутренняя жизнь Киево-Печерской обители строилась при Феодосии в соответствии с уставом общежительной Студийской обители. Всё совершалось по строгому чину и распорядку.

Сообразно одному из правил, надлежало держать монастырские ворота запертыми от обеда до вечерни и не открывать их (без особого благословения) ни для кого. Однажды князь Изяслав испытал это правило на себе, когда, придя с отроками перед вечерней, вынужден был ждать, пока привратник (знавший, что перед ним — именно князь), не доложил игумену и не получил разрешения его пропустить.

Феодосий нередко лично участвовал в монастырских работах, вместе с монахами. Трудился в пекарне, носил воду, рубил дрова.

Однажды он возвращался от князя на телеге, а кучер, видя его старые одежды, не думал, что перед ним — известный игумен, к тому же — уважаемый князем. Полагая, что перед ним находится простой чернец, он обвинил его в том, что тот, будучи монахом, бездельник, в отличие от него, кучера, трудящегося в поте лица. Сказав это, он предложил Феодосию сесть на лошадь, а сам устроился поудобней, чтобы отдохнуть.

Старец смиренно занял то место, на которое указал кучер. По пути им встречались вельможи, которые кланялись Феодосию. Кучер сначала недоумевал, а потом, уразумев, в чём, собственно, дело, не на шутку перепугался. Чтобы его успокоить, Феодосий поменялся с ним местами. Когда подъехали к монастырю, иноки встретили его с почестью, отчего кучер впал в ещё большее беспокойство, но игумен вновь успокоил его и распорядился угостить.

После того, как князь Изяслав был изгнан из Киева Всеволодом и Святославом, святой Феодосий стал обличать последнего, завладевшего престолом изгнанного брата. Первое время он продолжал поминать в церковных молитвах Изяслава, а Святослава — отказывался. Но потом, по ходатайству братий, за внимание и помощь Святослава Церкви, стал поминать.

Впоследствии их отношения наладились. Как-то раз отец Феодосий, посещая Святослава во дворце, услышал громкую музыку и песни. Сев рядом с князем, преподобный с добрым чувством и пастырским смирением спросил, а будет ли так и на том свете? Князь прослезился и приказал, чтобы впредь в присутствии Феодосия такой музыки не звучало.

С увеличением количества братий Феодосий расширил границы обители, организовал строительство новых келий. Перед кончиной земной жизни монастырь обладал уже многими владениями.

О приближении смерти преподобный был извещен заблаговременно. Перед самой кончиной он призвал братий с их послушаний, предупредил их о том, что скоро оставит земной мир, дал пастырское благословение и наставление, а затем отпустил с миром. Отдав ещё несколько частных распоряжений и горячо помолившись, он возлег на постель, вновь обратился ко Господу и почил. Это случилось 3 мая 1074 года.

Тропарь преподобному Феодосию Печерскому, глас 8

Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, / к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру / и, украсив житие твое пощением и светлостию, / в молитвах, яко безплотен, пребывал еси, / в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Феодосию Печерскому, глас 3

Звезду Российскую днесь почтим, / от востока возсиявшую и на запад пришедшую, / всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны / содеянием и благодатию монашескаго устава, // блаженнаго Феодосия.

Ин тропарь преподобному Феодосию, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереев богодухновенное удобрение, / Феодосие премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин кондак преподобному Феодосию, глас 8

Наследник отцев был еси, преподобне, / тех последуя житию и учению, / обычаю и воздержанию, / молитве же и предстоянию. / С нимиже, имея дерзновение ко Господу, / прощение согрешений и спасение испроси вопиющим ти: // радуйся, отче Феодосие.

Тропарь преподобным отцам Киево-Печерским, глас 4

Мысленное солнце и светлую луну, / первоначальных Печерских, / со всем собором преподобных днесь почтим, / тии бо, церковную твердь озаряюще, / просвещают во тьме страстей бедствующих, / и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбех, // и душам нашим просят избавления.

Кондак преподобным отцам Киево-Печерским, глас 8

Избраннии от всех родов угодницы Божии, / святии преподобнии Печерстии, / на сих горах добродетельми просиявшии, / вас земля не потаила есть, / но Небо отверзеся вам и райское селение. / Темже мы похвальныя песни Богу, прославльшему вас, / в памяти вашей приносим; вы же, яко имущии дерзновение, / ваш собор почитающих от всех бед молитвами вашими заступайте, // яко заступницы наши и к Богу ходатаи.

Тропарь преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 4

Звезды мысленныя, / просиявшия на тверди Церковней, / иноков Российских основание, / песньми, людие, почтим, / радостныя похвалы сим воздающе, / радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым, // присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу.

Ин тропарь преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 3

Двоицу начальных российских светил почтим, / Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго: / тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских, / осветиша отечествия нашего вся концы, / и путь к Небеси правый многим показаша, / и, первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша, // и ныне, предстояще в вышних немерцаемому Божества Свету, молятся о душах наших.

Кондак преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 8

Двоицу великих отец и правило иноков светлое, / умныя зари, онебесившия Российскую Церковь, / кто по достоянию хвалами воспоет? Тии бо Престолу Божию предстоят. / Но яко имущии дерзновение к Святей Троице, / Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне, / молитеся о молебная вам приносящих // и любовию песньми вас ублажающих.

Ин кондак преподобным Феодосию и Антонию Печерским, глас 2

Твердыя столпы благочестия, / недвижимая иноческих законоположений основания, и необоримыя стены Российския восхвалим: / Антониа, возлюбльшаго Бога, и Феодосиа, возлюбленнаго Богом: / труды бо онех и постническия подвиги прият паче всякаго всеплодия, // Един во святых прославляемый.

(?-1074)

Феодосий родился недалеко от Киева в г. Василеве (дата рождения неизвестна). Когда Феодосий был маленьким, его семья переселилась в Курск. В 13 лет он остался без отца. Мать, теперь господствовавшая в доме, смогла умело «держать в руках большую торговлю», увеличивая семейное достояние. Феодосий не проявлял склонности к коммерческим делам, занимаясь чтением духовных книг, много времени проводя в церкви. В течение 10 лет каждый день, несмотря на запреты матери, он изготавливал просфоры, а на вырученные деньги покупал зерно, молол и снова пек…

Однажды юноша вместе со странниками ушел из дома, чтобы совершить паломничество. Мать вернула сына домой, сурово наказав его, но Феодосий не оставил мысли о подвижничестве во имя Господа.

В двадцатилетнем возрасте пришел он в Киев к преподобному Антонию Печерскому, в 23 года принял монашество. Феодосий устроил в Пещере монастырь, собрав 10 монахов-черноризцев. С 1062 г. кроткий Феодосий стал игуменом Печерской (пещерной) обители.

Слава о Феодосии разошлась повсюду. Люди приходили к нему за советом, князья с дружинами перед походами шли к нему за благословением. А был Феодосий тих и застенчив, не боялся никакой работы. Не случайно после Феодосия иночество на Руси стали называть «трудничество».

Феодосий Печерский ввел в своей обители строгий Студийский (Константинопольский) устав, который впоследствии приняли почти все монастыри Руси. Согласно этому уставу монастырю запрещено владеть рабами и холопами, недопустимо копить богатство: каждый вечер привратник должен раздавать излишки нищим.

Написанное Феодосием Печерским выходит за рамки художественной литературы и относится к жанру дидактической церковной литературы.

Вот наставление Феодосия, адресованное монахам: «Если кто может, (должен) заниматься постоянно каким-либо ремеслом, распевая при этом псалмы Давидовы».

Проста была и молитва, написанная игуменом: «Помилуй, Господи, тех, кто озлоблены нищетою…».

Умер Феодосий 3 мая 1074 г. Он похоронен в Антониевой пещере Печерского монастыря. 14 августа 1091 г. был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

3 мая церковь отмечает день памяти Феодосия Печерского. Куряне чтят своего великого земляка — «отца русского монашества», родоначальника российской духовности. Курская православная гимназия носит имя этого святого. В области действует Областной медико-социальный реабилитационный центр им. Преподобного Феодосия Печерского.

Учитель славен своими учениками. Учеником Феодосия Печерского был первый историк Древней Руси, один из лучших ее писателей Нестор-летописец. Он является автором «Повести временных лет», «Сказания о Борисе и Глебе». Им же создано «Житие Феодосия Печерского», в котором говорится, что «…в земле Курской такой муж явился».

Библиография:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *