Философы о праве

АКТУАЛЬНЫЕ ПООБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

С.В. Липень*

ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Ключевые слова: история учений о праве и государстве, методология истории учений о праве и государстве, развитие истории учений о праве и государстве, проблемный подход в истории учений о праве и государстве, история учений о праве и государстве и теория права и государства.

© Липень С.В., 2012.

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.

Наука истории учений о праве и государстве за последнюю четверть века может занести себе в актив пересмотр методологических подходов, изменение оценок политико-правовых доктрин. До настоящего времени продолжаются поиски наиболее адекватного содержания и структуры научных исследований и учебного курса истории политических и правовых учений.

С 70-х гг. ХХ в. руководящую роль в развитии истории политических и правовых учений1 брал на себя Институт государства и права АН СССР; концептуальностью отличаются тезисы, подготовленные сектором истории государства, права и политических учений «История политических и правовых учений: проблемы и перспективы»2. В Тезисах отмечалась необходимость дальнейшего расширения и углубления научных разработок в сфере политических и правовых учений, поскольку они «в целом ни по масштабам, ни по качеству, ни по удельному весу в современной юридической литературе еще не отвечают задачам и потребностям нынешнего этапа общественно-политического развития. Ведутся они разрозненно… Заметный недостаток — оторванность, изолированность друг от друга основных компонентов научного знания о политико-правовой мысли: истории политических и правовых учений, анализа современных политических и правовых теорий, общетеоретического и конкретно-исторического аспектов науки о политико-правовых учениях»3. Эти достаточно резкие оценки в какой-то степени актуальны и в настоящее время, равно как и указанная в Тезисах необходимость более тщательного исследования отдельных методологических проблем развития истории учений о праве и государстве — предмет политических и правовых учений, логика его исследования и изложения, взаимосвязь в нем истории и современности; понятие политического и правового учения, объективное и субъективное в политической и правовой теориях, соотношение в них теоретического и конкретно-исторического аспектов, взаимосвязь этих теорий с практикой, борьба идей и классовая социальная борьба; преемственность и «скачки» в развитии политической и правовой мысли; политическое и правовое научное творчество как сфера духовного производства4.

В подготовленной в 1981 г. сектором истории государства, права и политических учений Института государства и права АН СССР Долгосрочной программе комплексной исследовательской и научно-издательской деятельности в области

__ и 5

истории государства, права, политических и правовых учений5 также указыва-

1 В статье используются как синонимы «История учений о праве и государстве» (современное официальное название науки, научная специальность 12.00.01) и «история политических и правовых учений» (историческое официальное название науки в ХХ в., современное название соответствующей учебной дисциплины).

2 Политические и правовые учения: проблемы исследования и преподавания: сб. ст. / редколл. В.Е. Гулиев и др. М., 1978. С.138—144.

3 Там же. С. 139.

4 Там же. С.139—140.

5 Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы: сб. ст. / отв. ред. В.С. Нер-сесянц. М., 1982. С.4—10.

лось на необходимость исследования методологических проблем истории учений о праве и государстве, изучения анализа закономерностей возникновения, функционирования, развития политико-правовой мысли, взаимосвязи и взаимовлияния политико-правовых идей и социально-политической практики, взаимосвязи истории и современности, борьбы социально-политических идей, преемственности и новизны в истории учений о праве и государстве6; предполагалось расширение географии в исследовании всемирной истории политико-юридической мысли, заполнение «белых пятен» в истории отечественных учений.

С 90-х гг. наука истории учений о праве и государстве, как и все отрасли гуманитарного знания, пережила серьезные изменения методологического характера. Ее содержание значительно обновилось благодаря возможности применения разных подходов к развитию политико-правовых идей. В то же время наблюдается дефицит организационных форм, выработанных научным сообществом направляющих документов (программ и т.п., пример чему дают разработанные в 70-80-х гг. Тезисы и Долгосрочная программа) по развитию данной отрасли научного знания.

В отдельных исследованиях внимание обращается на необходимость совершенствования методологии, осмысления новых подходов к развитию гуманитарного знания, предлагаемых в ХХ в., дальнейшей разработки проблем отечественной политико-правовой мысли и т.д. Так, по мнению И. Л. Честнова, современное состояние науки истории политических и правовых учений напрямую зависит от состояния исторической науки и может быть охарактеризовано как кризисное, в связи с этим актуальны поиски ответов на вызовы постмодернизма7.

Одно из актуальных направлений развития истории учений о праве и государстве — исследование истории основных теоретических идей, так называемый проблемный подход к истории учений о праве и государстве; о возможности его применения речь идет уже несколько десятилетий.

Проблемы истории политических и правовых учений разрабатываются с использованием разных подходов — портретного, страноведческого, проблемного; в первом случае научному анализу подвергаются политико-правовые взгляды того или иного мыслителя (в целом же дается последовательная характеристика взглядов различных ученых), во втором — политико-правовая мысль конкретной страны определенного времени, в третьем — отдельные школы и учения (либерализм, консерватизм, социологическая юриспруденция и т.д.). К третьему же подходу относится и история осмысления отдельных теоретических проблем (история идей о разделении властей, правовой государственности, правопонимании и др.), активно обсуждаемых мыслителями древности и Средневековья, Нового и Новейшего времени.

Хронологический и «портретный» способы изложения выступают в учебных и научных изданиях по истории политических и правовых учений в каче-

6 Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы: сб. ст. / отв. ред. В.С. Нер-сесянц. М., 1982. С. 9.

7 Честнов И.Л. История политических и правовых учений: теоретико-

методологическое введение: учебное пособие. СПб., 2009. С. 7, 16.

стве основных, но следует отметить, что они направлены в основном на «первичную» разработку проблем, они, в особенности разработка персоналий, преобладали в истории политических и правовых учений ХХ в., которая только в этом веке и оформляется как наука.

Специалистами в области истории политических и правовых учений неоднократно высказывалась идея относительно возможного изложения курса и проведения научных исследований с использованием не портретного, а так называемого проблемного метода. Так, Б. В. Виленский пишет: «Следует, на наш взгляд, идти не от «мыслителя к идее”, а наоборот — «от идей к мыслителям”. … Такой проблемноконцептуальный метод изучения истории политических учений в вузах соответствует современному уровню развития науки»8. В этом случае анализу подвергались бы не взгляды отдельных ученых, а процессы развития, совершенствования, уточнения, опровержения различных политико-юридических концепций, приводилась бы аргументация как «за», так и «против» соответствующих воззрений.

Как отмечалось в указанных выше Тезисах, сочетание «портретного» подхода к освоению наследия в области политических и правовых учений с постановкой и разработкой ряда сквозных проблем (соотношение общества и государства, права и закона, государства и личности, права и свободы, проблемы формы правления и т.д.) поможет дальнейшему углублению исследований (как исторических, так и общетеоретических аспектов) преемственности и развития в сфере государства, права, политики. Такое сочетание поможет преодолеть известный разрыв между теоретическими и историческими юридическими дис-циплинами9.

По мнению В.С. Нерсесянца, необходимо сочетание хронологического и проблемно-категориального способов и приемов изложения, хронологически последовательное рассмотрение материала должно сопровождаться «теоретическим, проблемно-категориальным освещением затрагиваемых политических и правовых учений, исследованием их концептуального содержания, выяснения присущих им моментов преемственности и новизны, их теоретико-познавательной значимости, их вклада в исторически развивающийся процесс политико-правового познания, их места и роли в истории политических и правовых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учений, аспектов их связи с современностью и т.д.»10.

Таким образом, история учений о праве и государстве в исследовании исторического материала в большей степени может ориентироваться на логику разработки научных проблем, предлагаемую теорией права и государства.

8 Виленский Б.В. Об изучении и преподавании истории политических учений // Политические и правовые учения: проблемы исследования и преподавания. М., 1978. С. 69.

9 История политических и правовых учений: проблемы и перспективы (Тезисы, подготовленные сектором истории государства, права и политических учений Института государства и права АН СССР) // Политические и правовые учения: проблемы исследования и преподавания. М., 1978. С. 140.

10 История политических и правовых учений: учебник / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1996. С. 12-13.

Исследование отдельных направлений и школ, равно как и исследование развития отдельных теоретических проблем, свидетельствует о зрелости науки истории политических и правовых учений, поскольку здесь анализу подвергаются, в сравнении с портретным подходом, не только взгляды одного мыслителя, а учение или (теоретическая проблема) в его диалектическом развитии, во взаимосвязи и в противостоянии с другими теориями разного времени разных методологических традиций. «Своего рода итогом развития политической мысли является кристаллизация ее, своеобразная селекция идей и выводов, образование основных школ, течений и направлений»11, — отмечает В.В. Лазарев. По мнению И.Л. Чест-нова, объемные курсы истории политических и правовых учений страдают «раздробленностью», эклектичностью материала, невозможностью увидеть собственно историю политических и правовых учений за конкретными фамилиями. Не перечислением конкретных представителей политико-правовой мысли, не описанием их биографий формируется история идей. Поэтому актуальный курс истории политических и правовых учений — это не история субъектов, а история идей12.

В направлениях более отчетливо прослеживается стремление показать не просто процесс развития политико-правовой мысли, но и продемонстрировать борьбу характерных содержательных идей. Так, в исследовании развития идей правопонимания традиционно противопоставляются естественно-правовой и позитивистский подходы (И.А. Покровский, В.С. Нерсесянц)13; в исследовании развития идей государственности одним из наиболее популярных подходов является такой, в соответствии с которым рассматривается противостояние демократии и автократии, монархии и республики (примером может служить исследование И.А. Ильиным монархического и республиканского правосознания).

К настоящему времени библиография исследований теоретических проблем государства и права в истории политических и правовых учений насчитывает сотни работ. Известны исследования теоретических проблем происхождения

14 15

государственности и права14, понимания государства15, государственной вла-

11 См.: История государственно-правовых учений: учебник / отв. ред. В.В. Лазарева. М., 2006. С. 308.

12 Честнов И.Л. История политических и правовых учений: теоретико-методологическое введение: учеб. пособие. СПб., 2009. С. 5.

15 См.: Мамут Л.С. Образ государства в доктрине анархизма («Единственный и его соб-

ственность» Макса Штирнера) // Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы:

сб. ст. / редколл.: В.С. Нерсесянц (отв. ред.) и др. М., 1982. С. 60-68; Корнев А. В. Развитие тео-

ретических взглядов на государство в отечественной науке: лекция. М., 2000. С. 31.

сти16, теории разделения властей17, формы правления18, формы государственного устройства19, политического режима20, правового государства21. Дан исторический анализ и отдельным проблемам теории права — проблеме соотношения права и нравственности22, понимания права23, источников права24, системы права25,

17 Барнашев А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988. С. 102.

20 Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. М., 1990. С. 256.

23 См.: Нерсесянц В.С. Право и закон. Из истории правовых учений. М.: Наука, 1983. С. 366; Корнев А.В. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России // Государство и право. 1998. № 5. С. 93-98; Лазарев В.В. Понимание права в трудах ученых Казанского университета // Материалы юбилейной Всероссийской научной конференции «Два века юридической науки и образования в Казанском университете». Казань, 2004. С. 18-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правового сознания26, законности27, правового положения личности28; рассмотрены также теоретические проблемы правотворчества29, систематизации и кодифи-

30 31

кации законодательства30, а также правоприменительной31 и правоохранительной

деятельности, противоправного поведения и юридической ответственности32 в истории политико-правовой мысли и др. Подобные исследования относятся одновременно и к науке теории права и государства, и к науке истории учений о праве и государстве, представляя собой перспективные направления совершенствования содержания данных отраслей юридического научного знания.

Большая часть исследований теоретических проблем государства и права в истории политических и правовых учений появилась в 1990-е — 2000-е гг., их изучение позволяет вести речь о том, что постепенно выполняется методологическая задача по использованию проблемного метода по развитию истории политических и правовых учений. В то же время следует отметить, что исследования в этом направлении проводятся бессистемно, фрагментарны и недостаточно консолидированы.

26 Окара А.Н. Правосознание — центральная категория философии права И.А. Ильина // Государство и право. 1999. № 6. С. 84-93.

29 См.: Липень С.В. Проблемы теории правотворчества в классической политикоправовой мысли Нового времени: Томас Гоббс // История государства и права. 2007. № 10. С.33-35; Александрова О.С. Проблемы теории правотворчества в классической политикоправовой мысли эпохи буржуазных революций // Российская академия юридических наук. Научные труды 9, Т. 1. М., 2009.

31 См.: Лазарев В.В. Пробелы в праве: Вопросы понятия пробелов и критика теорий беспробельности права. Казань, 1969. С. 96; Липень С.В. Теоретические проблемы правоприменительной деятельности в истории политических и правовых учений: монография / под ред. В.В. Лазарева. Минск, 2012. С. 163.

При разработке истории осмысления конкретных теоретических юридических вопросов в истории политических и правовых учений необходимо уточнение методологических подходов, необходимо понимание основных закономерностей развития политико-правовой мысли, по возможности полное отражение развития взглядов на ту или иную теоретическую проблему в отечественной и зарубежной политико-правовой мысли разных исторических периодов. При осмыслении проблем теории государства и права многим историческим экскурсам свойственно отсутствие системности, исследование произвольно избранных доктрин, фрагментарный анализ истории политических и правовых учений.

Объективность требует указания не только на исторические концепции, развивающие соответствующие политико-правовые идеи, но и оппонировавшие им. В ряде же современных теоретических исследований дается только тот исторический материал, который подтверждает ту или иную теоретическую идею.

Оценке исторических взглядов на теоретические юридические проблемы должен быть свойственен конкретно-исторический подход: необходимо принимать во внимание историческую политическую ситуацию, особенности общенаучной методологии, специфику политико-правовых проблем и терминологии соответствующей эпохи. Необходимо иметь в виду и то, что концепции, аргументы, позиции, цитаты даже признанных классиков не являются истинами в конечной инстанции. «Классические» произведения написаны людьми своего времени, подняться над которым чаще всего очень непросто. Ученые решали свои конкретно-исторические задачи, опровергали конкретные устаревшие в то время учения, предлагали новые (опять-таки — для своего времени) методологические позиции, т.е. действовали в рамках определенных научных традиций и конкретно-исторических условий. Недопустимо вырывать из исторического контекста цитаты из произведений того или иного исторического мыслителя и придавать им современное звучание.

Так, к примеру, известна мысль Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам Боги»33. На основании этого утверждения Платон однозначно и безоговорочно многими авторами признается представителем идей правовой государственности. Однако в цитируемом диалоге «Законы» речь идет о втором по достоинству государственном строе; наилучший государственный строй описан в более ранних произведениях Платона («Государство», «Политик»), и там выдвигается прямо противоположный тезис: править должны знающие, которые стоят над законами. Характеристики последнего диалога Платона «Законы», данные специалистами по его творчеству, выдают в его авторе сторонника не правовой, а скорее полицейской государственности. По мнению А.Ф. Лосева, в «Законах» Платон пред-

33 Платон. Законы // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 4. / пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф Лосева и др. М., 1994. С. 167-168.

стает сторонником детальнейшей регламентации общественной жизни, неимоверной строгости и абсолютистского режима34. К.Р. Поппер считает Платона едва ли не первым выразителем идеи «закрытого общества», тоталитарной государ-ственности35. В одной из современных работ резко высказывается Ф.М. Раянов: «Отнести Платона и Аристотеля к числу основоположников идеи о правовом государстве — это ни что иное, как издевательство над историческим прогрессом и развитием государственности»36. Впрочем, среди сторонников причисления Платона к представителям правовой государственности также немало авторитетных ученых37. Таким образом, следует признать, что оценки Платона в качестве выразителя идеи правовой государственности как минимум дискуссионны, следует иметь в виду и конкретно-исторический контекст его учения.

Конкретно-исторический подход предъявляет определенные требования к использованию современной терминологии для оценки исторических политико-правовых взглядов; последние должны анализироваться преимущественно в терминологии своего времени. Так, к примеру, представляется, что с учетом времени возникновения термина «правовое государство» (XIX в.) не следует говорить о теории правового государства и о ее представителях в Древнем мире, в Средние века; возможно, речь должна идти о развитии отдельных требований, аспектов правовой государственности в работах исторических мыслителей.

Таким образом, в настоящее время продолжается развитие исследований в области истории учений о праве и государстве, уточнение методологических подходов к совершенствованию ее содержания и структуры. Использование проблемного подхода к истории учений о праве и государстве позволит выявить новые закономерности развития научного юридического знания, сформировать необходимые исторические основания в исследовании современных теоретических проблем государства и права.

35 Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона / пер. с англ. М.,

Юристы русского происхождения немало сделали для развития права в других странах. По большей части они покидали Россию вынужденно, но статус эмигрантов не помешал их научным занятиям, а их достижения получили высокое признание в разных государствах.

Зоя Меньшикова (Soia Mentschikoff)

Рожденная в 1915 году в Российской империи, Зоя Меньшикова проложила путь для женщин в мало исследованной ими тогда области юриспруденции в США. Меньшикова родилась в семье американцев, живших в России. Перед революцией родители увезли Зою в США, где она и получила образование: сперва изучала политологию в Нью-Йорке, в Hunter College, а затем поступила на факультет права Колумбийского университета (Columbia Law School). Окончив обучение, Меньшикова работала в нескольких юридических фирмах на Уолл-стрит. Уже в 29 лет она стала партнером крупной юридической фирмы в Нью-Йорке. Позднее Меньшикова занялась научной и образовательной деятельностью. Она была первой женщиной, которой доверили преподавание на факультетах права Гарвардского и Чикагского университетов. Меньшикова также работала деканом юрфака Университета Майями (University of Miami School of law) – там учреждена специальная премия ее имени.

Будучи еще студенткой в Колумбийском университете, Зоя Меньшикова познакомилась с Карлом Никерсоном Льюелином. В то время он работал преподавателем, а также являлся главным составителем Единообразного торгового кодекса. Меньшикова начала активно помогать Льюелину в его работе. В 1946 году составители кодекса поженились, а в 1949-м Меньшикова была официально признана соавтором кодекса.

До 1982 года Зоя Меньшикова работала деканом в Университете Майями, а потом ушла на пенсию. Умерла она во Флориде в 1984 году.

Виноградов Павел Гаврилович

Рыцарь, профессор престижных университетов в России и Великобритании, историк и правовед, Павел Виноградов родился в 1854 году в Костроме. Впоследствии он перебрался в Москву и там поступил на историко-филологический факультет Московского университета. По окончании штудий он остался при университете для подготовки к профессорскому званию и тогда же отправился в заграничную командировку. В Берлине он занимался в том числе у Теодора Моммзена, позже ставшего лауреатом Нобелевской премии по литературе за труд «Римская история». Вернувшись в Россию, он занялся преподаванием. Однако в 1884 году был принят устав, лишивший высшие учебные заведения автономии. Виноградов не сумел примириться с таким положением вещей и в 1902 году подал в отставку с должности профессора истории Московского университета. Он переехал в Англию и в 1903 году стал профессором права Оксфордского университета. Он также был членом совета и главой отдела публикаций Британской академии, а в 1917 году получил рыцарское звание.

Благодаря обширным знаниям по истории не только России, но и других государств, Павел Виноградов мог рассматривать право в контексте разных эпох и национальных особенностей. Он внес существенный вклад в разработку методологии сравнительного правоведения. К 1909 году относится его труд «Римское право в средневековой Европе» (Roman Law in Medieval Europe), а в 1920–1922 годах написал книгу «Очерки исторической юриспруденции» (Outlines of Historical Jurisprudence).

«В частности, хотя адвокату или судье приходится часто ограничиваться толкованием отдельных законоположений и применением отдельных норм права к данной действительности, – пишет Виноградов в статье «Перспективы исторического правоведения», – всякий раз, когда заходит речь о духе тех или иных постановлений, о смысле тех или других правовых норм, юридический вопрос по необходимости становится социологическим, оказывается как бы в рамке условий общественности, и притом общественности исторической. Исторической – потому что нет возможности провести точную границу между догмой настоящего и условиями вчерашней жизни».

Умер Павел Виноградов в 1925 году в Париже.

Сорокин Питирим Александрович

Выдающийся русско-американский социолог и культуролог, занимавшийся в том числе вопросами права и криминологии, родился в 1889 году в селе Турья Вологодской губернии, а умер в 1968 году в городе Винчестер, штат Массачусетс, США. Отец Питирима Сорокина прошел обучение в одной из великоустюжских ремесленных гильдий и немалую часть детства будущий ученый странствовал с отцом и братом из села в село, зарабатывая на жизнь церковно-реставрационными работами. Но в селе Гам скитания Питирима Александровича прекратились – он начал учиться в местной церковно-приходской школе, а потом перешел в духовную семинарию. Дальше свой путь он выбирал сам. Сорокин закончил Черняевские курсы, затем юридический факультет Санкт-Петербургского университета. После революции он активно принимал участие в политической жизни, редактировал газету эсеров «Дело народа», но потом погрузился в научную деятельность. В 1922 году, когда политика жесткого идеологического контроля вызвала волну арестов интеллигенции, Питирим Сорокин был выслан из СССР. Сначала ученый жил в Берлине, потом в Праге и, наконец, поселился в США. Там он занимался преподаванием, причем настолько успешно, что в 1931 году основал социологический факультет в Гарвардском университете. А в 1965 году Сорокин стал президентом Американской социологической ассоциации.

Питирим Александрович рассматривал право как особую поведенческую структуру всего общества и каждого отдельного человека; он изучал взаимодействие внутренней системы правил отдельного индивида с нормами общества. На основе общности социологии и правоведения Сорокин построил собственное понимание преступности и, таким образом, внес вклад в развитие криминологии. К числу его работ принадлежат «Преступность и ее причины» и «Преступление и кара, подвиг и награда». Сорокин также работал над теорией права. Он написал «Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве», а также ввел в правовую лексику ряд понятий. Питирим Александрович, например, говорил о «правовой боли», которая является стимулом к любой борьбе за права, о «правовом чувстве» народа – облагораживающей весь душевный строй людей, всю их психику, превращая «холопью душу» в душу свободного гражданина. Ему также принадлежит идея «морально-правового термометра» – способов измерения роста и уменьшения человеческой солидарности – и понятие «наградное право».

Ященко Александр Семенович

Александр Ященко, ученый-юрист, философ и издатель, родился в Ставрополе в 1877 году. В 1900 году он окончил юридический факультет Московского университета, с 1907 года состоял там приват-доцентом на кафедре международного права; с 1909 года был приват-доцентом Юрьевского (Тартуского) университета по энциклопедии и истории философии права. Ященко успел поработать и в Петербургском, и в Пермском университете, но революция 1917 года прервала его научные путешествия по стране и заставила отправиться гораздо дальше. Ященко эмигрировал и обосновался в Берлине, где активно занялся издательской деятельностью. Но и от прежних занятий правовой теорией и научной деятельностью он не отказался и в 1924 году стал профессором Каунасского университета в Литве и заведующим кафедрой международного права. Умер Александр Семенович в 1934 году в Берлине.

Ященко, опираясь на теорию международного права и государственного устройства, разрабатывал ту область философско-правовой мысли, которая впоследствии получила название синтезированной (интегративной) юриспруденции. Иными словами, он стремился упорядочить и гармонизировать юридические знания в рамках единой дисциплины. Если Сорокин в теоретико-правовых построениях опирался на социологические исследования, то Ященко положил в основу своей системы теорию государственного устройства. В первую очередь сосредоточился на проблеме федерализма. Еще в Московском университете он защитил магистерскую диссертацию на тему «Международный федерализм. Идея юридической организации человечества в политических учениях до конца XVIII века», а потом докторскую диссертацию «Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства». Помимо этого ему принадлежит научный труд «Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма».

Новгородцев Павел Иванович

Павел Новгородцев занимался теорией права, историей, политикой и философией, объединяя их идеей либерализма и правового государства. Родился Павел Иванович в 1866 году, изучал право в Московском университете, а также в Берлине и Париже. В 1897 году получил степень магистра права, а в 1902-м защитил докторскую диссертацию на тему «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: Два типических построения в области философии права». Новгородцев был избран экстраординарным профессором юридического факультета Московского университета по кафедре энциклопедии права и занимался преподаванием до 1922 года, когда из-за арестов интеллигенции был вынужден эмигрировать. В изгнании научный пыл Новгородцева не угас, и профессор почти сразу, как попал за границу, основал там Русский юридический факультет – эмигрантское высшее учебное заведение в Праге. Существовал факультет недолго – с 1922 по 1933 год, но там преподавали выдающиеся ученые: Н.Н. Алексеев, Г.В. Вернадский, Г.Д. Гуревич, сам Новгородцев и другие. Павел Иванович умер в Праге в 1924 году.

Новгородцев разрабатывал философию права в широком смысле, совмещал теорию права с политическими и правовыми учениями. Он немало поспособствовал развитию идеи правового мировоззрения и написал работу «Введение в философию права: Кризис современного правосознания».

Спекторский Евгений Васильевич

Правовед и социальный философ, Евгений Спекторский эмигрировал, как и многие видные русские ученые, в начале 20-х годов прошлого века. Некоторое время он жил в Чехословакии и являлся одним из преподавателей Русского юридического факультета в Праге, основанного Новгородцевым. Образование он получил в Варшавском университете, на факультете юриспруденции, и до эмиграции был деканом юридического факультета, а позднее – ректором Киевского университета. Из Чехии Спекторский перебрался в Югославию, где также занимался преподаванием, а в 1934 году был избран член-корреспондентом Сербской Королевской академии наук. После Второй мировой войны Евгений Васильевич уехал в США и остаток жизни, до 1951 года, прожил в Нью-Йорке.

Спекторский рассматривал право прежде всего с точки зрения философии. Для него физическое и психическое в человеке являлись «необходимыми эмпирическими условиями» морали. А ей-то, по мнению ученого, и занимается философия права – и в гораздо большей степени, чем психология. Среди научных работ Спекторского «К вопросу о системе «Духа законов» Монтескье и ее философских источниках», «К спору о философии права» и «Пособия к лекциям по истории философии права».

  • Россия, США, Германия, Великобритания, Чехия, Сербия, Литва
  • Научная деятельность

Вопросы:

Введение

1. Природа философского познания

2. Проблема истины в философии права.

3. Основные концепции философии права.

а) Позитивизм

б) Диалектический и исторический материализм

в) Феноменология

г) Экзистенциализм

д) Прагматизм

е) Религиозная философия

ж) Психоанализ

з) Юридический позитивизм

и) Социологические концепции права

к) Теории естественного права

4. Структура философии права.

Заключение

Литература

2. Малахов В.П. Философия права. Формы теоретического мышления о праве. Таблицы и схемы. М.: 2009.

3. Философия права: Учебник / Под ред. Данильяна. М.: 2005. 416 с.

4. Радбурх Г. Философия права. М. 2004. 238 с.

5. Философия права: учебник. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. М.: 2010. 351 с.

6. Философия права. Учебное пособие. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. М.: 2011. 393 с.

Введение

Познание — один из видов человеческой деятельности, один из способов духовно-практического освоения человеком мира. Различают знание и познание. Если знание — адекватное представление людей о действительности, то познание — спо­соб получения знаний. С первобытных времен человек в борь­бе за выживание вынужден был добывать максимально полное и точное представление об окружающем мире, о свойствах ве­щей и об их отношениях. Добротность знаний о действитель­ности непосредственным образом влияла на уровень защи­щенности человека от неблагоприятного воздействия сил при­роды.

Природа философского познания

По мере усложнения социокультурных форм человеческого бытия развивалось сознание людей, совершенствовались средства познания мира. Уже на этапе неолита (8—4 тысячелетие до н. э.) оформились основные виды познания: обыденное, религиозно-мифологическое, художественное (эстетическое), научное, философское. Если в Древнем мире данные виды по­знания существовали, как правило, слитно, накладываясь одно на другое, то позднее (начиная с эпохи Возрождения) они за­метно дифференцировались.

На уровне обыденного познания постигаются очевидные, элементарные истины (например: власть предполагает подчи­нение, право есть регламентация поведения человека и т. п.). Не следует думать, что обыденное познание политико-право­вых явлений было свойственно людям только на ранних эта­пах исторического развития, в донаучную эпоху. Для человека современной культуры обыденное познание — также неотъем­лемый элемент процесса познания, создающий эмпирическую базу для более высоких форм познания.

Религиозно-мифологическое познание в основном было свойственно древним народам. Вместе с тем и мифология, и религия, давая свое, зачастую мистифицированное, объясне­ние политико-правовых явлений, стремились выявить в них рациональный компонент, найти в них логику и смысл. По­строенная на основе религиозно-мифологического познания картина мира нередко давала людям довольно точные ориен­тиры политического поведения.

Искусство предоставляет человеку (и в древности, и сей­час) дополнительную возможность с помощью конкретных об­разов литературных, музыкальных, архитектурных произведе­ний лучше понять специфику мира политики и права. Напри­мер, сочинения О. де Бальзака, Ч. Диккенса, Л.Н. Толстого, Ф. Кафки способны сказать о бездушии государственной ма­шины больше, чем отдельные теоретические статьи.

Наука — наиболее важный вид познавательной деятельно­сти, направленный на выработку объективных, системно орга­низованных и обоснованных знаний о мире. Благодаря науке человечество смогло развить производительные силы до ги­гантских размеров, создав на этой основе высокий уровень материального благосостояния. Для научного познания харак­терно стремление к получению о свойствах вещей предельно точного, объективного знания (особенно для естественных и технических наук).

Философия — особый вид познания, в рамках которого ведется поиск предельных смысловых, ценностных и логиче­ских оснований вещей.

Вопрос об особенностях философского познания непосред­ственно связан с пониманием сути философии, причин, места и времени ее появления. Несмотря на всю дискуссионность /той темы, есть ряд положений, по которым имеется относи­тельное согласие.

Философия появляется на той стадии развития людей, ко­гда у них формируются самосознание, потребность в осмысле­нии себя как автономного существа и своего места в мире. На определенном этапе развития человек начинает выделять себя из мира вещей, осознавая свою особую значимость и роль. Как мыслящий субъект, он противопоставляет себя миру как познаваемому объекту, что рождает так называемые субъ­ект-объектные отношения. В основе сознательного противо­поставления себя миру лежит этическая потребность человека понять самого себя и свое место в мире. Лучше других этот нравственный поиск сформулировал И. Кант в виде четырех вопросов, которые человек всегда задавал и всегда будет зада­вать себе: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3) на что я смею надеяться? 4) что есть человек? В конечном счете содержание всей мировой философии и есть результат нескон­чаемой попытки дать ответы на эти «вечные» вопросы. «Веч­ными», или «проклятыми», их называют потому, что человек в силу своей нравственной природы обречен ставить их перед собой, но, к сожалению, без особых перспектив их оконча­тельного разрешения. Кто-то может возразить, что не вся ми­ровая философия подчинена этике, например с ней не имеют прямой связи онтология или философия природы. Однако и эти разделы философского знания имеют мировоззренче­ский аспект, так как их рассмотрение способствует проясне­нию главного философского вопроса о назначении человека и его месте в мире.

«Напряженность творческих поисков философской мыс­ли, — верно отмечает В.С. Швырев, — связана прежде всего со стремлением теоретически осмыслить проблему отношения человека и мира, «вписанности» человека в мир, выработать такое целостное понимание мира, которое давало бы возмож­ность включить в него человека и, напротив, рассмотреть че­ловека с точки зрения универсума в целом, понять его место и предназначение в природном и социальном мире. Основная проблема заключается здесь в том, что человек выступает не просто как часть мира в ряду других вещей, а как бытие осо­бого рода, выходящее за рамки мира объектов, обладающее душевной и духовной жизнью, способное в сознании и в практике проявлять активное отношение к миру. По сравне­нию с другими формами мировоззрения эта проблема в фило­софии теоретически заострена, выступает наиболее рельефно, составляя основу всех философских размышлений об отношении субъекта и объекта, духовного и материального, сознания и бытия, свободы и необходимости и т. д. «Единство противо­положностей», заложенное в самой сущности философской мысли, связанное с необходимостью «включения» человека и мир и вместе с тем рассмотрения его особого места в мире, определяет глубинную диалектику философского сознания»1.

Итак, суть философского познания состоит в том, что оно нацелено на выявление смысла и целей человеческого сущест­вования, т. е. носит мировоззренческий характер. В основе философского познания лежит стойкий мотив самоопределе­ния человека как разумного и нравственного существа. Ре­зультат такого самоопределения — формирование смысловой картины мира, через призму которой человек воспринимает действительность и себя в ней. Специфика философского соз­нания и познания наиболее ярко проявляется в переломные эпохи истории человечества, когда рушатся привычные формы жизни и перед обществом встает проблема выбора новых цен­ностных ориентиров. Так, рождение философии в Древней Греции связывают с «великим культурным переворотом» X—5 вв. до н.э., -когда полисная демократия открыла дорогу к свободному обсуждению социальных и духовных проблем2. Философию Сократа, Платона или Аристотеля можно рас­сматривать как попытку предложить новую модель взаимоот­ношения человека с миром (природным и социальным).

Философию часто называют рационально-теоретической формой мировоззрения. Это означает, что человек, стремясь понять смысложизненные проблемы своего бытия, обращается не к постулатам мифа или религии, а к доводам разума. Логи­ка собственной мысли заставляла людей приходить к выводам, зачастую противоречащим религиозно-мифологической карти­не мира, традициям и обычаям. С самого начала философское познание означало свободу и творчество, не связанное с зара­нее установленными истинами. Философия стала проявлением самостоятельного мышления и самостоятельного поведения, формирующего в человеке чувство ответственности. Свобода философской мысли зачастую несла с собой критический пе­ресмотр устоявшихся взглядов на природу и общество, что де­лало философию и философов заметной социальной силой (пифагорейский союз, софисты). Казнь Сократа — пример влияния философии на консервативный быт древних греков, стремившихся оградить себя от сомнительных ценностей и идей.

Философия как сфера свободного обсуждения идей зачас­тую становится формой самосознания той или иной историче­ской эпохи. Философское познание, обобщая достижения раз­ных областей культуры, пытается привести их к некоему об­щему знаменателю, выразить их в универсальных категориях. Исторически-конкретная культура того или иного народа, его быт и формы жизни получают в философии предельно широ­кую и обобщенную оценку. В философии как форме самосоз­нания формируется ценностный идеал общества, который мо­жет быть консервативным, реакционным или революционным, ориентировать общество на прогрессивное развитие или на стагнацию. Так, в философии Просвещения XVII—XVIII вв. был сформулирован социальный идеал буржуазии, определив­ший на века вперед формы экономической, политической, ре­лигиозной, научной и культурной жизни стран Запада. Рыноч­ная экономика и правовое государство, идеологический и ре­лигиозный плюрализм, ставка на науку как производительную силу общества, социальный оптимизм и вера в лучшее буду­щее человечества — вот базовые ценности, выдвинутые евро­пейским рационализмом.

Другой пример философской рефлексии — Россия второй половины XIX — начала XX в., когда интенсивно обсуждались несколько социально-политических проектов: консерватив­но-почвеннический, социалистический, либерально-западниче­ский. Все три проекта отражали глубинные запросы русского народа, что парадоксальным образом переплавилось в совет­скую государственность. Практика «реального социализма» в СССР стала реализацией нескольких векторов русского на­ционального самосознания и правосознания: 1) средневековой имперской идеи «Москва — Третий Рим», 2) крестьянского идеала уравнительного социализма, 3) стремления (хотя бы и внешнее) к сближению с Европой (идеи народного сувере­нитета, парламентаризма, выборности и т. д.). Крах СССР произошел не столько в результате экономической стагнации или диссидентского движения за права человека (во многом инспирированное западными спецслужбами и в целом оказав­шееся чуждым населению страны), а потому, что идея советской власти исчерпала себя. Самосознание общества конца 1980-х — начала 1990-х гг. зафиксировало не просто утрату ба­зовых советских ценностей, но распад всей ценностной систе­мы координат. В последующие годы философская рефлексия постсоветской интеллектуальной элиты России с неизменно­стью демонстрировала состояние растерянности, утрату ориен­тиров и жизненной энергии.

Особенности философского познания наглядно просматри­ваются на фоне других видов познания. Как отмечалось выше, философия как самостоятельная отрасль знания появляется в Античности и оформляется в Новое время. Вместе с тем да­же в XX в. философия зачастую включает в себя нефилософ­ские компоненты: науку, эстетику, религию. Так, европейская философия XVII—XVIII вв., в эпоху бурного развития естест­вознания и математики, стремилась и внешне, и по содержа­нию быть похожей на науку. Лексика философских текстов изобилует словами «аксиома», «теорема», «закон», авторы стремятся к максимальной формализации, точности и строго­сти своих тезисов, определений и выводов. В XIX—XX вв. идея научности философии достигает своей кульминации в позитивизме и близких к нему направлениях, где филосо­фия объявлялась синтезом всех наук, а всякая метафизика (знание о сверхприродных основах мира) — фантазиями досу­жего ума.

Европейская и русская культуры дали много произведений искусства, пронизанных философскими идеями. Драмы В. Шекспира, поэзия И.В. Еёте, Д.Н.Г. Байрона, Ф.И. Тютче­ва, романы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, оперы Р. Ваг­нера, живопись С. Дали, фильмы И. Бергмана или А.А. Тар­ковского представляют собой не просто явления эстетики, но зачастую — развернутые философские концепции. Для России XIX — начала XX в., когда, казалось бы, уже вполне встала на ноги профессиональная философия, выдающиеся философ­ские идеи зачастую высказывались именно в художественной форме. Например, для философского понимания русской ис­тории и русского правосознания романы Ф.М. Достоевского дали больше, чем тексты профессиональных философов.

Соединенность философии и религии также имеет давнюю и прочную традицию. Философский компонент у теологов — обычное дело. Накоплен огромный массив литературы, где в контексте какой-либо религиозной догматики ставятся и обсуждаются философские проблемы (Фома Аквинский, Ж. Маритен, В.С. Соловьев, НА. Бердяев, С.Л. Франк и др.).

Наука, эстетика и религия приобретают философский ас­пект, когда включают в себя мировоззренческий компонент, выраженный в рационально-теоретической форме. Без данного компонента любой из названных элементов культуры предста­ет перед нами исключительно с функциональной стороны: наука добывает знания, искусство дарит удовольствие, религия дает возможность отправлять культ. Философия в этом случае исчезает.

Философское осмысление государства и права также всегда предполагает мировоззренческий, смысложизненный аспект. Философскому анализу могут подвергаться самые разные сто­роны политико-правовой действительности (онтология, гно­сеология, аксиология, праксиология, эстетика, логика права), но все они должны быть подчинены главному — вопросу о смысле человеческого существования. Забвение этой глав­ной, конечной цели всякого философского исследования мо­жет заметно обеднить или даже исказить наше представление о государстве и праве.

Австрийский правовед Г. Кельзен разработал:
нормативную теорию права
Б.Н. Чичерин отстаивал независимость права, несводимость его к:
нравственности
В истории философии права наиболее распространенной является традиция брать в качестве основного признака права:
принуждение
В концепции Г.В.Ф. Гегеля естественное право заменяется идеей:
свободы
В Новое время на развитие философско-правовых учений оказал влияние:
рационализм
В отличие от философии права, для юридической науки право — это, в первую очередь, …
нормативная система, воплощенная в законе
В отличие от философии права, социология права изучает:
функционирование права в социальном контексте, в сочетании с другими способами социальной регуляции

В работе «О сущности правосознания» И.А. Ильин сформулировал:
три аксиомы правосознания
В своем окончательном развитии термин «номос» приобрел значение:
установленного общественного порядка, включающего права и обязанности личности
В славяно-византийской философско-правовой традиции мы находим обоснование принципа:
симфонии светской и духовной власти
В философии права М.М. Сперанского нравственно-религиозное и политико-правовое начала синтезировались в мировоззрении:
социального христианства
В эпоху Средневековья единственным источником нравственного, мерой и нормой всего справедливого считалась:
божья воля
В.С. Соловьев выступил защитником правовой идеи с целью обнаружить:
силу права против права силы
Видный русский юрист А.П. Куницын рассматривал право как часть
нравственной философии
Впервые ввел понятие суверенитета возрожденческий философ и политический деятель
Жан Боден

Впервые наука права выделилась в самостоятельную отрасль знания в Древнем
Риме
Впервые термин «номос» мы находит у:
Гесиода
Государство рассматривается как орудие Бога, а откровение становится источником и мерилом справедливого в философско-правовой мысли
Средневековья
Границами права являются границы …
свободы
Для философии права значимость права заключается в его:
значении для существования и развития человека
Для философии права источником права является:
субъект
Древнегреческий философ, который истинное счастье человека видел в государстве, поэтому главной задачей гражданина считал достижение власти и влияния в государстве, — это:
Платон

Древнегреческий философ, который считал, что государство есть наивысшая форма общежития, своей целью оно должно иметь совершеннейшее благо; государство есть произведение природы, а человек от природы — существо государственное, — это:
Аристотель
Защитить личность от бездушного правового формализма, от опасности утери правовых гарантий ее существования и произвола исполнительной власти, облекаемого в юридические нормы, пытается:
экзистенциалистская философия права
Значительный вклад в развитие естественного права внес французский философ-просветитель, политический деятель и правовед
Ш.Л. Монтескье
Идеалом западничества было:
гражданское общество политически и экономически свободных личностей, равных перед законом
Идеология «русского византизма» XVI века, вобравшая дух московской централизации, — это:
иосифлянство
Киевский митрополит Иларион изложил свои представления о праве и законе в трактате
«Слово о законе и благодати»
Концепт согласительной формы перехода от «естественного состояния» к цивилизованной государственности называется:
общественным договором
Концепцию английского мыслителя Герберта Харта можно отнести к:
лингвистическому юридическому позитивизму

Концепцию естественного права с исторически меняющимся содержанием развил неокантианец
Р. Штаммлер
Крупнейший представитель патристики, который создает учение, в котором право и нравственность выводятся из разума, закон естественный различается с положительным законом, — это:
Фома Аквинский
Л.И. Петражицкий создал:
психологическую теорию права
Метафизическая традиция определения сущности права исходит из того, что право
не зависит от человека и человечества, имеет объективный статус и обнаруживается людьми
На римских юристов глубокое влияние оказало учение об общем, естественном законе, выработанное:
стоиками
Направление философско-правовой мысли, для которого главным и единственным предметом познания служат феномены положительного права, называется:
юридическим позитивизмом
Независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах называется:
суверенитетом

Немецкий правовед Георг Еллинек разработал учение о:
трех статусах
Немецкий юрист, рассматривающий право в категориях общественных целей, — это:
Р. Иеринг
Одна из ведущих парадигм философско-правового и юридического мышления, опирающаяся на идею единых нормативно-ценностных принципов, господствующих в природе, космосе, обществе и способных быть мерилом справедливости законоположений, устанавливаемых государством, — это:
естественное право
Основателем исторической школы права является немецкий профессор права
Г. Гуго
Основоположником юридического позитивизма был английский правовед
Дж. Остин
П.И. Новгородцев был одним из теоретиков
неолиберализма
Позитивистская традиция определения сущности права заключается в следующем
право есть продукт истории и культуры и не открывается, а создается людьми с учетом конкретных особенностей места и времени
Позиция абсолютизации роли государства в решении всех вопросов общественной жизни называется:
этатизмом

Политология права есть отрасль политологии, которая рассматривает право как:
фактор политической жизни
Понимание государства и права как надстроечных явлений, классовых по своему характеру, принадлежит:
К. Марксу
Понимание истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога обозначается термином
провиденциализм
Представитель философии права русского Просвещения Я.П. Козельский придерживался:
теории естественного права и договорного происхождения государства
Принцип, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а Бог, — это:
теоцентризм
Рациональная методологическая модель высокой степени общности, предписывающая разрабатывать конкретные проблемы правовой философии в русле определенных мировоззренческих и познавательных принципов и обладающая императивной силой для многих поколений исследователей, называется:
философско-правовой парадигмой
Религиозное движение XVI века, выступающее против монастырской собственности и ратовавшее за религиозное и духовное обновление, — это:
нестяжательство

Религиозное учение о сотворение мира Богом из ничего называется:
Креационизмом
Римская мысль в области права придала новый смысл понятиям(-ю):
объективной рациональности и естественного закона
Самым фундаментальным принципом образа жизни западного мира является:
номос
Славянофилы на основе соборности создали философию права, которая синтезирует принципы
обычного права с православной этикой
Совокупность философских, политических и правовых идей, направленных на защиту личности, ее прав и свобод от диктата государственной власти, обозначается термином:
«либерализм»
Современная философия является философией права и морали, считают современные западные философы
Ж. Деррида, Ю. Хабермас, Р. Рорти
Содержание фундаментальных проблем философии права имеет в своей основе
философские знания
Способность субъекта правосознания к философскому самоанализу, исследованию своих отношений с социально-правовой реальностью называется:
философско-правовой рефлексий

Средневековый патристик Аврелий Августин рассматривал вопросы государства и права в трактате
«О граде Божьем»
Сущность права неразрывно связана с (со):
смыслом права
Термин «философия права» появился в конце XVIII в. благодаря немецкому юристу
Г. Гуго
Термин, появившийся в Древней Греции и означавший действительный порядок вещей, естественную сущность личности или вещи, — это:
фисис
Термин, появившийся в Древней Греции и означавший порядок, право, правосудие, справедливость, — это:
дике
Термин, появившийся в Древней Греции и означавший то, что предписано и установлено:
темис
У И. Канта мы находим концепцию права как концепцию
гармонизации добровольных действий

Утвердив положение, что лучшим является такое государственное устройство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти функционируют независимо друг от друга, Ш.Л. Монтескье определил принцип
разделения властей
Философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки системой научных методов. В этом случае она выполняет ____________________ функцию.
методологическую
Философия права занимается:
поисками истины о праве
Философия права и юридическая теория качественно различаются по пониманию
сущности права
Философия права формируется в качестве
дедуктивного знания о праве, выводимого из общих знаний о мироздании
Философско-правовая аксиология есть учение о (об):
смысле права как ценности
Философско-правовая гносеология есть учение о (об):
природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности
Философско-правовая онтология есть учение о (об):
основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности

Формула абсолютного долженствования, разработанная И. Кантом в его труде «Критика практического разума», — это:
категорический императив
Функция философии права, которая нацеливает человека на критическое осознание правовой реальности, на формирование понимания, что оправданное ограничение свободы есть благо для человека, называется:
воспитательной
Функция философии права, которая позволяет ей выработать наиболее общие представления о правовой реальности и месте в ней человека, называется:
мировоззренческой
Функция философии права, связанная с оценочным исследованием сущего и должного, правомерного и неправомерного, законного и незаконного, называется:
аксиологической
Характерной чертой эпохи Возрождения является:
апология единства и всевластия монархизма и разрыв с теологией
Центральной идеей концепции Леона Дюги является:
солидаризм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *