Фонд новомучеников и исповедников российских

Двадцать шестого сентября две тысячи девятого года в жизни крымского курорта Ялты произошло немаловажное событие: Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь освятил Часовню Новомучеников и Исповедников Российских.

История часовни

В марте 1881 года, после убийства Александра Освободителя, всколыхнувшего всю Российскую империю, Ялтинской городской думой решено построить на набережной часовню в память о царе. С этой целью даже расширили в море набережную. При строительстве первой часовни закладной камень освящал Архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий. Уже двадцать третьего июля тысяча восемьсот восемьдесят первого года работа над зданием, стилизованным под древнерусское северное зодчество, была завершена.

Часовня Новомучеников и Исповедников Российских на набережной Ялты в старину

Деревянное строение планировалось как временное, но нет ничего постояннее временного. Часовня стояла пятьдесят один год, службы в ней проводились от собора Александра Невского. В 1932 году ее закрыли и позже разобрали «за ненадобностью».

Большевики в этом случае покривили душой из идейных соображений, так как часовня осталась у прихожан любимым местом посещения. Власть боялась влияния священников.

В две тысячи шестом году историческую справедливость решено было восстановить и на Ялтинской набережной освятили место под часовню, которая должна была расположиться почти что на месте прежней. В две тысячи девятом году часовню построили и здание освятили.

Выбранное под строительство место одобрили далеко не все жители Ялты. Часовню построили на пляже неподалеку от выхода сточных вод.

На строительство новой часовни путем сбора добровольных пожертвований и взносов при поддержке А. Боярчука было собрано 1 300 тыс. гривен. На старые деньги из своего состояния выделили барон Андрей Врангель и депутаты ялтинского городского собрания.

Сегодняшняя часовня посвящена не только памяти Александра Второго, но и всем тем, кто безвинно погиб в годы Новейшей Истории России. В их числе жертвы Гражданской войны. В Ялте находятся два места массовых казней: Багреевка и акватория порта.

Гибель теплохода «Армения»

Теплоход «Армения»

Также часовня посвящена и пассажирам теплохода «Армения», утопленного немецкой авиацией седьмого ноября тысяча девятьсот сорок первого года. Точное количество погибших, как и само место гибели теплохода, неизвестно до сих пор. Исследователи расходятся в оценках числа пассажиров на борту. Диапазон достаточно широк: от трех до десяти тысяч человек. До берега добралось только восемь.

Гибель «Армении» является одной из крупнейших катастроф на море, а погибшие на ней раненые и мирные жители причислены к невинноубиенным.

Часовня отличается от храма тем, что в первой нет Престола, там можно проводить панихиду и молебен, но никогда литургию. Ялтинская стала исключением. Седьмого февраля две тысячи шестнадцатого года в ней была проведена Божественная Литургия. Возглавлял ее протоиерей Гоцкалюк Димитрий.

После Богослужения Крестный ход прошел вокруг строения. К священномученикам причислены расстрелянные Советской властью в тридцать восьмом году священнослужители из Ялты: Киранов Дмитрий — настоятель церкви святителя Иоанна Златоуста, и Корж Антоний – иеродиакон храма Воскресения Христова.

Священномученики Иоанн, Александр, Михаил, Андрей, Григорий, Иоанн, Григорий, Михаил пресвитеры Кубанские (1918; 1921)

28 сентября Святая Церковь вспоминает новых мучеников — кубанских священников, пострадавших за Христа в годы гонений на Церковь. К сожалению, после прославления почитание Новомучеников Кубанских по-прежнему не стало распространенным, поэтому одна из задач комиссии — рассказать всем верующим Екатеринодарской епархии и Кубанской митрополии о подвиге и жизни наших местных святых, заступников и ходатаев за край Кубанский.

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе был прославлен священник станицы Незамаевской Иоанн Пригоровский, пострадавший в 1918 году.

Через несколько лет на заседании Священного Синода 26 декабря 2003 года в числе прочего был заслушан доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о материалах к прославлению новомучеников и исповедников Российских. Святейший Патриарх и Священный Синод постановили включить в Собор новомучеников и исповедников имена пяти священнослужителей от Екатеринодарской епархии (священномучеников Михаила Лекторского, Иоанна Яковлева, Андрея Ковалева, Григория Троицкого, Григория Конокотина).

4 мая 2017 года решением Священного Синода в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской были включены имена священномучеников Александра Флегинского и Михаила Лисицына, погибших от рук большевиков в 1918 году.

4 апреля 2019 года Священный Синод постановил включить в состав Собора новомучеников и исповедников имя священномученика Григория Никольского, пострадавшего в годы Гражданской войны.

Храм Новомучеников Кубанских г. Кореновск. Фото А.В. Селиверстова

В память новомучеников Кубанских был построены храм в городе Кореновске современной Тихорецкой епархии и часовня на территории Никольского кафедрального собора города Армавира Армавирской епархии. Священномученику Александру Флегинскому посвящен храм в поселке Афипском Северского района (Екатеринодарская епархия). Также кубанским новомученикам посвящена часовня на старом кладбище города Сочи.

На территории Краснодарского края Собору Новомучеников и исповедников Церкви Русской посвящены храмы в станице Северской Северского района, селе Верхневеселом города Сочи и станице Ленинградской; ведется строительство храма в городе Краснодаре.

Жития прославленных священномучеников можно прочитать, пройдя по ссылкам:

протоиерей Иоанн Яковлев

иерей Михаил Лекторский

иерей Андрей Ковалев

иерей Григорий Троицкий

иерей Григорий Конокотин

иерей Иоанн Пригоровский

иерей Александр Флегинский

иерей Михаил Лисицын

иерей Григорий Никольский

Если Вы обладаете исторической информацией, касающейся духовенства или деятельности приходских общин, храмов в годы гонений на Церковь — обязательно поделитесь и сообщите об этом в канцелярию Комиссии по адресу kanonkuban@mail.ru или по тел.: 8(861) 262-20-81.

  • Жития Одинцовских новомучеников

Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 2000 г. состоялось прославление Собора новомучеников и исповедников Российских, включающего более тысячи имен страдальцев, отдавших свои жизни за веру Христову.

Каждый год в воскресенье, ближайшее к 25 января (ст. ст.), Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских. Мученики были первыми христианскими святыми, и именно они составляют большинство в сонме всех святых Православной Церкви. Однако почти за тысячу лет своей истории Русская Церковь, за исключением единичных случаев, не знала мучеников за веру. Их время на Руси пришло только в XX в. Протоиерей М. Польский писал в середине столетия: «Мы имеем великое и славное воинство новых страдальцев. Младенцы и отроки, старцы и взрослые, князья и простые, мужи и жены, святители и пастыри, монахи и миряне, цари и их подданные составили великий собор новомучеников Российских, славу нашей Церкви… В составе Вселенской Церкви Русская Церковь наиболее молодая и не знает в своей истории массового гонения от язычества и ересей, но за то на ее поле Вселенская Церковь получила тяжкие удары от безбожия. Наша Церковь не только заполнила пробел своей истории и не в начале, а в конце своего тысячелетнего существования восприняла мученичество, которого ей не хватало, но и завершает общий подвиг Вселенской Церкви, начатый Римом и продолженный Константинополем».

Гонения начались вскоре после Октябрьского переворота 1917 г. Первомучеником русского духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров. 8 ноября 1917 г. отец Иоанн совершал с прихожанами моление об умиротворении России. Вечером революционные матросы пришли к нему на квартиру. После избиений полуживого священника долго волокли по шпалам железнодорожного полотна, пока он не скончался… 29 января 1918 г. матросы расстреляли в Киеве митрополита Владимира — это был первый мученик из числа архиереев. Вслед за святыми мучениками Иоанном и Владимиром последовали другие. Жестокости, с которой большевики предавали их смерти, могли позавидовать палачи Нерона и Домициана. В 1919 г. в Воронеже, в монастыре Святителя Митрофана, семь инокинь были сварены заживо в котлах с кипящей смолой. Годом раньше три иерея в Херсоне были распяты на крестах. В 1918 г. епископа Соликамского Феофана (Ильинского) на глазах у народа вывели на замерзшую реку Каму, раздели донага, заплели волосы в косички, связали их между собой, затем, продев в них палку, приподняли в воздух и начали медленно опускать в прорубь и поднимать, пока он, еще живой, не покрылся коркой льда, толщиной в два пальца.

Не менее зверским способом предали смерти епископа Исидора Михайловского (Колоколова). В 1918 г. в Самаре его посадили на кол. Страшной была кончина других архиеерев: епископа Пермского Андроника закопали живым в землю; архи- епископа Астраханского Митрофана (Краснопольского) сбросили со стены; архиепископа Нижегородского Иоакима (Левицкого) повесили вниз головой в севастопольском соборе; епископа Серапульского Амвросия (Гудко) привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь… Смерть простых священников была не менее страшной. Священника отца Котурова поливали на морозе водой, пока он не превратился в ледяную статую… Семидесятидвухлетнего священника Павла Калиновского забили плетьми… Заштатного священника отца Золотовского, которому шел уже девятый десяток, нарядили в женское платье и вывели на площадь. Красноармейцы требовали, чтобы он танцевал перед народом; когда же он отказался, его повесили… Священника Иоакима Фролова сожгли заживо за селом на стогу сена…

Как в древнем Риме, казни часто были массовыми. С декабря 1918 г. по июнь 1919 г. в Харькове было убито семьдесят иереев. В Перми после занятия города белой армией были обнаружены тела сорока двух священнослужителей. Весной, когда снег стаял, их нашли закопанными в семинарском саду, многие были со следами пыток. В Воронеже в 1919 г. было одновременно убито 160 священников во главе с архиепископом Тихоном (Никаноровым), которого повесили на Царских вратах в церкви монастыря Святителя Митрофана Воронежского… Массовые убийства происходили повсеместно: сведения о казнях в Харькове, Перми и Воронеже дошли до нас только потому, что эти города на короткий срок занимала белая армия. И стариков, и совсем юных убивали за одну принадлежность к духовному сословию. В 1918 г. в России было 150 тысяч священнослужителей. К 1941 г. из них было расстреляно 130 тысяч.

В народе почитание новомучеников возникало сразу же после их смерти. В 1918 г. в Перми были убиты святители Андроник и Феофан. Московский Собор послал комиссию во главе с архиепископом Черниговским Василием для расследования обстоятельств смерти пермских епископов. Когда комиссия возвращалась в Москву, между Пермью и Вяткой в вагон ворвались красноармейцы. Епископ Василий и его спутники были убиты, а тела их сбросили с поезда. Крестьяне с честью похоронили убитых, к могиле стали идти паломники. Тогда большевики выкопали тела мучеников и сожгли их. Так же тщательно были уничтожены тела святых царственных мучеников. Большевики прекрасно понимали, к чему может привести их нерасторопность. Не случайно чекисты категорически отказывались выдавать родным и близким тела казненных за религиозные убеждения. Не случайно выбирались такие средства казни, при которых тела мучеников не сохранялись (потопление, сожжение). Опыт Рима тут был как нельзя кстати. Вот лишь несколько примеров. Епископа Тобольского Гермогена 16 июня 1918 г. утопили в реке Туре, привязав к скрученным рукам двухпудовый камень. Тело расстрелянного Серпуховского архиепископа Арсения засыпали хлоруглеродной известью. Тела петроградских мучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, Юрия и Иоанна были уничтожены (или спрятаны в неизвестном месте). Тело Тверского архиепископа Фаддея, великого праведника и аскета, еще при жизни почитавшегося святым, расстрелянного в 1937 г., тайно закопали на общем кладбище. Тело белгородского епископа Никодима было брошено в общую расстрельную яму. (Впрочем, христиане узнали об этом и ежедневно служили на том месте панихиды).

Иногда православным удавалось выкупить мощи. В станице Усть-Лабинской 22 февраля 1922 г. был убит священник Михаил Лисицын. Три дня его водили по селу с накинутой на шею петлей, издевались и били его до тех пор, пока он не перестал дышать. Тело мученика было выкуплено у палачей за 610 рублей. Были случаи, когда большевики бросали тела новомучеников на поругание, не позволяя их хоронить. Те из христиан, кто все же решался на это, получали мученический венец. Священника Александра Подольского перед смертью долго водили по станице Владимирской (Кубанская область), глумились над ним и избивали, потом зарубили за селом на свалке. Один из прихожан отца Александра, пришедший похоронить священника, был тут же убит пьяными красноармейцами.

И все же богоборцам не всегда сопутствовала удача. Так, тело святителя- мученика Гермогена Тобольского, утопленного в Туре, спустя какое-то время было вынесено на берег и при огромном стечении народа торжественно погребено в пещере святого Иоанна Тобольского. Были и другие примеры чудесного обретения мощей. Летом 1992 г. были обретены мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского, и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Осенью 1993 г. на заброшенном кладбище в Твери произошло обретение святых мощей архиепископа Фаддея. В июле 1998 г. в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище были обретены мощи архиепископа Илариона (Троицкого) — одного из ближайших сподвижников святого Патриарха Тихона, блестящего богослова и проповедника, скончавшегося в Ленинградской пересыльной тюрьме в 1929 г. Перенесение мощей в монастырский храм сопровождалось благоуханием, а сами мощи имели янтарный оттенок. От них происходили чудесные исцеления. 9 мая 1999 г. мощи святителя Илариона специальным рейсом самолета были отправлены в Москву, а на следующий день в Сретенском монастыре состоялось торжество прославления нового святого.

Как и христиане первых веков, новомученики шли на пытки без колебаний, а умирали, радуясь, что страдают за Христа. Перед казнью они часто молились за своих палачей. Митрополит Киевский Владимир крестообразно благословил руками убийц и произнес: «Господь вас да простит». Не успел он опустить рук, как был сражен тремя выстрелами. Епископ Никодим Белгородский перед расстрелом, помолившись, благословил солдат китайцев, и те отказались стрелять. Тогда их сменили новыми, а священномученика вывели к ним переодетого в солдатскую шинель. Епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) перед казнью призвал солдат к покаянию и, стоя под направленными на него стволами, произнес проповедь о будущем спасении России. Солдаты отказались стрелять, и священномученик был расстрелян китайцами. Петроградский священник Философ Орнатский был доставлен на казнь вместе с двумя сыновьями. «Кого сначала расстреливать — тебя или сыновей?» — спросили его. «Сыновей», — ответил священник. Пока их расстре- ливали, он стоял на коленях и читал отходные молитвы. Солдаты отказались стрелять в старца, и тогда комиссар выстрелил в него из револьвера в упор. Архимандрит Сергий, расстрелянный в Петрограде, умер со словами: «Прости им, Боже, ибо не ведают, что творят». Часто сами исполнители приговоров понимали, что казнят святых. В 1918 г. в Вязьме расстреляли епископа Макария (Гневушева). Один из красноармейцев потом рассказывал, что когда он увидел, что этот тщедушный, седой «преступник» — лицо явно духовное, у него «захолонуло» сердце. И тут же Макарий, проходя мимо выстроившихся солдат, остановился напротив него и благословил со словами: «Сын мой, да не смущается сердце твое — твори волю пославшего тебя». Впоследствии этот красноармеец был уволен в запас по болезни. Незадолго до смерти он сказал своему врачу: «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе, как мог он узнать, что у меня захолонуло сердце, когда он проходил? А ведь он узнал и благословил из жалости…». Когда читаешь жития новомучеников, невольно сомневаешься: может ли человек перенести такое? Человек, наверное, нет, но христианин — да. Силуан Афонский писал: «Когда бывает большая благодать, то душа желает страданий. Так, у мучеников была большая благодать, и тело их радовалось вместе с душой, когда их мучили за возлюбленного Господа. Кто испытал эту благодать, тот знает об этом…». Другие замечательные слова, так же проливающие свет на удивительное мужество новомучеников, оставил за несколько дней до своего расстрела священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский: «Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу, и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, полный среди страданий внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы они переняли то состояние, в каком находился счастливый страдалец. Об этом я ранее говорил другим, но мои страдания не достигали полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание; обречение и требование этой смерти; якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность; непостоянство и тому подобное; беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за самую Церковь. Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо».

По книге Дмитрия Орехова «Русские святые ХХ столетия»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *