Франки история

Ооо…вот я, наконец, и осилил эти 543 страницы. Тяжелое было испытание.

Я помню воодушевление при покупке книги. Источник VI века по истории ранней Франции, Григорий Турский, Хлодвиг. Да кто ж из любителей истории не знает этих имен? Года три книга ждала своего часа. Ужасное, просто ужасное разочарование.

Давайте начнем с самого издания. Историческая книга от издательства «Центрполиграф». Вас ничего не настораживает? Нет? Хорошо, значит вы не знаете кто такая ответственный редактор Л.И. Глебовская. В мире любителей истории (или в его узкой части) это всё равно что Мария Спивак для поттероманов. Это тихий ужас и комментарии прямо по тексту, осуждающие автора. Это мысли редактора, зачастую занимающие целый абзац. Вот наглядный пример редакторского комментария
Во французских источниках? Серьезно?
И так во многих местах.

Впрочем, это не смертельно, люди знающие просто пропускают редакторские комментарии в книгах «Центрполиграфа», а остальным и не надо вчитываться. Хуже в этом издании то, что это перевод с английского издания 1974 г. под редакцией Льюиса Торпа. Однако об этом можно только догадываться, так как сведений об этом в книге нет (помимо подписи Л.Торп под введением). Что помешало взять советский академический перевод «Истории франков» 1987 г. остается загадкой.
Само издание тоже не блещет изысками: встречаются опечатки, отсутствуют иллюстрации (это не минус, просто факт), представлены две схемы (семья Григория Турского и короли франков), первые 50 страниц занимает вводная статья за авторством упомянутого Л.Торпа.

Теперь впечатления о прочитанном. Мне резко не понравилось. Поначалу казалось интересным читать про события, современником которых был Григорий Турский, но когда количество имен перевалило за сотню, а событиям уделялось совсем немного времени, появилась скука. В дальнейшем я понял, что данное издание может являться отличным снотворным. Стоило мне прочесть десяток страниц лежа, как я мгновенно засыпал.

Скажу честно, ожидал интересных фактов, но увы. Это скорее какое-то собрание ужасов: всех режут, матери сбрасываю дочерей с мельничными жерновами на шее в реку (чтобы муж-король не соблазнился), опять всех режут, рубят головы на пирах и всё по кругу. Слишком далекие события, чтобы вызвать интерес, всё буднично в описаниях Григория Турского: кого-то зарезали (пяток имен участников), убийцы спаслись в церкви (как я понимаю там можно было ничего не опасаться), короли обменялись посланиями (у франков 2-3 короля одновременно в описываемый период), виноград созрел, Григорий поспорил с кем-то о церковных догматах и всё это небольшими параграфами (от двух абзацев до пары страниц).

Я уверен, что если бы читал советское издание 1987 г., то проникся бы больше, но, увы, «Центрполиграф» с Л.И. Глебовской убили интерес к этому труду напрочь. Я рад что прочитал и теперь могу оперировать информацией при упоминании Григория Турского, но заклинаю всех не покупать и искать именно это издание, лучше уж советское (если коллекцию источников захотите собрать). А от меня Григорию Турскому поклон за труд его.

Франки – древнегерманские племена, первые упоминаниях о которых встречаются в римских источниках с середины III века н.э.

Как гласит источник, первое столкновение Рима с франками произошло в 242 году, когда небольшой отряд франков перешел через Рейн и вторгся в Галлию, после чего был разбит будущим римским императором Аврелианом, который тогда командовал VI легионом.

История

Некоторые историки уверены, что франки пришли с исторической области Паннония, а затем только заселили бассейн реки Рейн. После того, как франки были разбиты в 242 году, они спустя несколько лет повторили налеты, но также были отброшены с помощью марионеточного государства Галлия.

В четвертом веке франки совершили налет на одну из римских провинций – Германию, все опустошили обширные территории, а также убили много мирных жителей. В V веке племена франков разделились на две большие группы.

Первые получили название рейнские, а вторые – салические. Последние были разбиты в дальнейшем на множество мелких племен, а рейнские создали свою императорскую резиденцию в городе Кёльн.

король Хлодвиг фото

Разрозненные салические франки в конце V веке объединились под началом единого вождя Хлодвига и смогли покорить всю Галлию, построив на ее руинах франкское королевство.

Государство франков

Государство франков было создано первым королем Хлодвигом, который смог в свои 46 лет стать правителем всей Галлии. Получил он это право проведя долгие годы в сражениях, покоряя соседние племена и с остатками римским армий. После смерти Хлодвига королевство унаследовали четыре его сына, которые разделили страну четыре равные территории.

Во время правления сыновей Хлодвига, франки несколько расшили свою территорию и подчинили под себя практически все соседние племена. В 560 году, после смерти последнего из сыновей Хлодвига, который победил братьев и стал единоправным правителем, государство вновь разделяется между его сыновьями на четыре области.

Франкское государство фото

На протяжении несколько десятилетий в стране продолжались братоубийственные войны, которые, впрочем, практически не нарушили военного могущества франков. Расцвет франкского государства наступает в период правления майордома Карла Мартелла, а также его сыновей Карломана и Пипина Короткого.

Карлу Мартеллу в начале VIII века удалось вновь объединить франкское государство после межусобиц. Он также отразил нашествие арабов в Западную Европу и при нем была создана феодальная система, которая позволила создать на поле боя новый вид войск – тяжелую конницу, которая в последующие годы стала называться рыцарской.

Пипин Короткий, после смерти отца укрепил власть в стране и стал защитником католической церкви, отвоевав у лангобардов земли Папы Римского.

Правление Карла Великого

В 768 году Пипин умирает и оставляет власть своим сыновьям – Карлу и Карломану. Но когда последний умирает, единоправным правителем становится Карл, уже совсем скоро его назовут Великим. Карл Великий – один из величайших военачальников, а также правителей раннего средневековья, которому удалось создать образованное государство с мощной армией и поддержкой церкви.

Карл сразу после прихода к власти начал завоевательные походы, в первую очередь против саксов на востоке. В 772 году Карл начал свои походы против саксов, закончились они только в 804 году, когда саксы признали окончательное поражение и подчинились франкам. Воюя параллельно с саксами, Карл подчиняет и племена лангобардов в Италии и после этого пообещал Папе свою защиту.

Карл Великий фото

В 788 году к франкскому государство присоединилась еще и Бавария. До 800 года Карл создал огромное государство, которое начиналось еще в Испании, занимало территорию почти всей Франции и Германии, и доходило до современной Австрии. Но Карл занимался не только войнами. На подчиненных территориях он строил новые города и соединял их сетью дорог, а также каналов, а в своей столице – городе Ахен построил величественный дворец.

При Карле была создана мощная армия — тяжелая конница и пехота. Благодаря ей Карлу удалось подчинить себе практически всю территорию Европы, добиться признания Византии. В 800 году Папа Римской провозглашает Карла римским императором. Благодаря своим деяниям Карла назвали Великим, а его власть абсолютной.

Умирает Карл Великий в 814 году, оставив свою империю трем сыновьям, которые в будущем создали три государства: восточные франки, западные франки и срединное королевство. В будущем эти государственные формирования дали начало созданию Франции и Священной Римской империи.

Религия франков

Франки были христианским народом, хотя некоторые племена до создания франкского государства все же оставались язычниками. Однако со времен правления династии Каролингов язычников не осталось. И даже более того, франкские правители, а особенно Карл Великий считались покровителями христианской церкви во всей Западной Европе.

Хозяйство франков

Карлом Великим был создан первый свод законов франкского государства, многие нормы которого существовали уже на протяжении нескольких веков, однако не были закреплены как государственный закон. Свод законов получил название Салическая правда и регулировал все виды отношений в государстве, в особенности, связанные с землей.

Занимались также франки выращиванием таких культур как бобы, репа, чечевица, горох и лен для изготовления одежды. Франки занимались земледелием и достигли определенных успехов – стали применять тяжелый плуг.

В основном население государства проживало в небольших поселениях, но также существовали и города. Они были построены на основе римских городов и были хорошо укреплены, особенно на севере, как защита от викингов. Города в то время еще не были центром торговли, а имели оборонительную функцию.

Культура франков

Культура франков развивалась на основе религии. Чем мощнее становилось государство, тем стремительнее шло развитие во всех областях культуры. В первую очередь это литература и живопись, архитектура и чуть позже театр, музыка и скульптура. Развивается техника витража.

Для светских детей были созданы школы при монастырях, также была и королевская школа для детей короля и вассалов. Обучали учеников на латинском языке.

Григорий Турский – историк и бытописатель франкской династии Меровингов. Трагическая история этого дома прошла на его глазах. У него хорошая школа и уменье охватить события. «Много совершилось дурного и худого, – говорит Григорий Турский, – дикие толпы безбожных людей свирепствуют, озлобление королей велико; еретики нападают на церкви, верные защищают их; святые места верными украшены, а людьми безбожными опустошены. Многие жаловались на это и восклицали: горе нашему времени, наука погибла, а никто между тем не опишет совершающегося. Гак как я слышал часто эти сожаления, то, чтобы сохранить воспоминание о прошлом и передать настоящее потомству, я решился изобразить насилия безбожных людей и жизнь праведных, хотя, может быть, речь моя покажется слишком простой и безыскусной. Одно меня утешает: к великому удивлению приходится нынче слышать, что теперь весьма немногие понимают истинно ученого и образованного писателя; но тот, кто пишет простым языком, доступен многим».

Григорий Турский. Статуя работы Жана Марселена, до 1853

По происхождению Григорий Турский был галл; издавна его фамилии было присвоено сенаторское звание. При нашествии франков знатные галло-римские роды склонялись перед завоевателем. Франков было немного; они казались дикарями; они прикрывались звериными шкурами, но были храбры и свирепы; передними бежали изнеженные римские воины, которые не могли более защищать галлов. Чтобы укрыться от мести варваров, знатные фамилии старались так или иначе примкнуть к церкви, перед видом которой опускались страшные копья франков; поэтому многие занимали церковные должности. В семействе Григория епископское звание в Туре было наследственным; родственники Григория Турского занимали и другие высшие церковные кафедры в Южной Галлии. Он сам с молодых лет был предназначен к монашеству. Вождь франков Хлодвиг прошел с огнем и мечом всю Южную Галлию; вражда в доме Хлодвига привела к полному разорению эту область; только в стенах монастыря население могло найти убежище. Григорий Турский родился во время междоусобной войны Меровингов; он видел своими глазами ее продолжение, а умирая, не уносил в могилу надежды на лучшее будущее. Прочтите исторические сочинения Огюстена Тьерри и будете иметь точное понятие об эпохе, но помните, что Тьерри ориентируется лишь на одного Григория.

Свое впечатление, сложившееся под влиянием окружающего, при виде падения веры, добрых нравов, Григорий высказал с глубокой печалью в начале своей «Священной истории франков». Дети Хлотаря I, Зигберт и Хильперик, вступили в ужасную борьбу из-за жен: Брунгильды и Фредегонды. Епископ Турский держался Зигберта и Брунгильды. Пламя борьбы охватило Тур, Пуатье и окрестные города. Григорий поддерживал третьего брата, Гунтрама Бургундского, а потом сына Зигберта, Хильдеберта Австразийского. Он вообще был доволен ходом событий.

Григорий предпосылает во введении к своей книге очерк всемирной истории от сотворения мира, библейской и светской; но когда касается последней, то путается, например, в рассказе об ассирийцах и египтянах. Сведения его очень ограничены. Зато история христианства в Галлии известна ему обстоятельно; сюда в сокращении вошло кое-что из его церковно-исторического сочинения. Во второй книге Григорий Турский переходит к франкам и заполняет ее целиком историей Хлодвига, причем национальные предания из истории франков занимают видное место. Третья и четвертая книги «Истории франков» доведены до Хлотаря I. Начиная с пятой Григорий рассказывает как очевидец; по мере движения событий изложение становится подробнее; последние книги охватывают лишь два года; большей подробности трудно ждать. Критики мало; события в соседних странах историком игнорируются.

Сочинение Григория Турского считают в его значительной части легендарным, но эти-то легенды и ценны для нас. Тьерри заявляет, что Григорий точен даже до педантизма и что речи, которые он вкладывает в уста героям, были доподлинно ими сказаны. Это совершенно несправедливо, потому что произнесение таких речей невозможно. Возьмите, например, известную речь Хлодвига в битве при Тольбиаке в 496 г., когда франкам грозила гибель и когда конунг говорил, весь в страхе: «Иисусе, Ты, которого Кротекильда называет сыном Бога, Ты, который, сказывают, помогаешь находящимся в опасностях и даешь победу надеющимся на Тебя, взываю благоговейно к Твоей помощи. Если Ты поможешь мне победить врагов и если я испытаю на деле могущество Твое, которое испытывают народы Тебе верные, то я уверую в Тебя и приму крещение во имя Твое. Я взывал к моим богам, но вижу, что они не могут помочь мне; я убедился теперь, что они не имеют власти, потому что не помогают тем, кто им поклоняется. Теперь я взываю к Тебе и в Тебя хочу верить; только помоги мне одолеть моих врагов».

Битва Хлодвига с алеманнами при Тольбиаке, 496 год. Художник Ари Шеффер, XIX век

При анализе первой части речи франкского короля, переданной в «Истории» Григория Турского, вы видите повторение известной молитвы, которую, конечно, язычник не мог выучить наизусть. Вторая часть естественнее, но подобная логичность речи положительно неуместна в устах безграмотного франка. Скорее всего, Хлодвиг не говорил никакой речи, а если сказал несколько слов, то далеко не таких, которые просятся под перо классических историков. Так искусственно было позднейшее ораторство.

Возьмем другую сцену из последней книги Григория Турского: франкская королева Фредегонда в отчаянии. Она с мужем сидит в скучном дворце около больных умирающих детей; тусклый огонь горит в очаге. Фредегонда, вспоминая свои злодеяния, кается. На королеву нашел, по мнению Тьерри, дар импровизации, присущий германским женщинам. Григорий будто записал в латинском переводе эту поэзию германской героини, только что кипевшей гневом и злобой. «Давно мы творим зло, и милосердие Божие нас терпит; часто оно карало нас болезнями и другими бедствиями, а мы все не исправились. И вот теряем сыновей наших… слышишь, их изводят слезы неимущих, жалобы вдовиц, вопли сирот, и нет нам надежды сохранить их. Мы стяжаем злато, не зная, для кого все это копим; теперь сокровища наши, полные мщения и проклятий, остаются без господина. Не полны разве были вином наши подвалы? Не ломались разве под пшеном наши житницы? Разве сундуки наши не были набиты златом, серебром, каменьями, ожерельями и всякими царскими; уборами? И вот, что было у нас лучшего, – все теряем». Затем Фредегонда, в порыве кающейся грешницы, у одра умирающих сыновей, замаливает мир души их уничтожением тяжелых налогов. Но разве этот поэтический стон мог быть кем-нибудь записан, когда не было посторонних в пустом дворце? Разве епископ Григорий Турский мог подслушать что-либо подобное? Но приведенное место «Истории франков» – а таковых много – в то же время служит доказательством высокого литературного значения творения Григория, которое, будучи единственным историческим трудом в том веке, возвышается на многих страницах до чистой поэзии. Григорий Турский кончает свою историю 593 г. Он оставил свое отечество в состоянии некоторого покоя под властью Хильдеберта. В 594 г. он скончался.

Происхождение франков

История франков гораздо менее проста, чем история вестготов и бургундов, потому что в ней идет речь о нескольких племенах, и потому что эти племена не действовали сообща.

Даже происхождение названия «франки» не выяснено с точностью. Это название носили и другие германские племена: хамавы, и аттуарии, и ампсиварии, и хатты, и бруктеры, и тенктеры, и сикамбры. Оно встречается в первый раз у Вописка в его «Биографии Аврелиана». Происходит ли оно от названия оружия framea franca, или же название этого оружия происходит от названия племени? Значит ли слово franc – свободный? Почему и как это название распространилось на племена, жившие на левом берегу Рейна, от впадения в него Майна до его устьев? Это вопросы, почти неразрешимые. Нет никаких указаний на то, что различные франкские племена были связаны между собою узами одинакового происхождения. Древние писатели старались рассеять все эти недоразумения: они уступали общему желанию окончательно разъяснять всякий спорный вопрос. Они искали в легендах того, чего не давала им история. Григорий Турский говорит, что франки были настоящим народом и пришли они из Паннонии на берега Рейна, но он не объясняет, как совершилось это переселение. Этим не довольствуются Gesta Francorum; в них говорится, что франки были побежденные троянцы, которых перевезли морем к устьям Дуная Приам и Антенор, что они были союзниками Валентиниана в его борьбе с аланами и получили от него название франков вместе с освобождением от уплаты налогов на десять лет, что когда с них снова стали взыскивать налоги, они возмутились, были разбиты и ушли на берега Рейна, что они выбрали себе только одного короля – Фарамунда, преемниками которого были Хлодион, Меровей и т. д. Казалось бы, что уже все выяснено и что остается только излагать дальнейший ход исторических событий. Но мы не полагаемся на достоверность этих подробностей и считаем не подлежащим сомнению только тот факт, что в III-м столетии, в то время, как германцы стали нападать на римские владения, франками назывались все племена, жившие на правом берегу Рейна от Майна до Северного моря.

Пеший франкский воин

С тех пор название франков стало встречаться чрезвычайно часто. Мы не будем излагать здесь все подробности их истории и ограничимся указанием только на некоторые факты, знакомство с которыми считаем необходимым. Нам положительно известно, что в конце III-го столетия франки жили на левом берегу Рейна вплоть до Нервийской области (Геннегау), а другие франки в то же время, около 290 года, жили на острове батавов близ устьев Рейна (остров Betaw между Ваалем и Лехом). В этом пункте владения группы тех племен, которые назывались франками рипуарскими, соприкасались с владениями группы тех племен, которые назывались франками салическими (то есть тех, которые жили на берегах Рейна и на берегах Салы или Исселя).

Войны франков с римлянами

Отец Константина Великого, Констанций Хлор, сражался с племенами франков (292 г.) и, вероятно, заключал с ними договоры на таких же условиях, на каких обыкновенно заключались договоры с варварами; он отвел им поселения на нижнем Рейне, между берегами Рейна и Мааса. В царствование Константина и его сыновей возобновились войны с франками; они, как кажется, были очень кровопролитны, а из содержания панегириков Евмена можно заключить, что они сопровождались ужасными жестокостями: множество франков было продано в рабство, другие были брошены на съедение диким зверям. В 355 году, на всем пространстве от Страсбурга до Северного моря обнаружилось стремление алеманнов и франков к приобретению новых владений. В конце этого года прибыл в Галлию Юлиан. В 356 году он освободил Отен, осажденный франками; он напал на алеманнов, а потом и на франков, живших на берегах Рейна; он вступил в Кёльн, в котором уцелела только одна из городских башен; во всех этих городах, стоявших на границе римских владений, он нашел городские укрепления разрушенными. Юлиан ушел из Кёльна после заключения договора с франками. В 358 году он напал на них в другом пункте, в Токсадрии (в области Турне); там он имел дело с салическими франками. Одержав над ними победу, Юлиан оставил в их владении занятую ими территорию: эти племена желали только присоединиться к империи и поселиться на отведенных внутри её землях.

Конный франкский воин

Войны продолжались в царствование преемников Юлиана; они велись в окрестностях Кёльна и во второй Германской области; в них играли выдающуюся роль военачальники или короли Гундобальд, Маркомир, Сунно и Арбогаст. После смерти Феодосия Великого прибыл на берега Рейна Стилихон; из его отношений к франкам видно, что они действительно охраняли границы римских владений; его путешествие имело мирный характер. Прекращая раздоры, часто возникавшие между варварами, он совершенно уничтожил авторитет Маркомира и Сунно. При этом, конечно, заключались новые договоры, или возобновлялись старые: рипуарским франкам была поручена охрана Рейнской границы. В 400 году римские войска были отозваны для борьбы с Аларихом. В 406 году, когда началось великое нашествие варваров на западную империю, они могли проникнуть в Галлию только после того, как оттеснили в сторону франков.

Поселение франков в Галлии

В то время и рипуарские франки и салические стали переселяться на другие земли. Всю Вторую Германскую область заняли рипуарские франки (Кёльн, долины нижнего и среднего Мааса, Арденнские горы); часть Второй Бельгийской области (Брабант, Фландрию) заняли салические франки.

Тогда стали также поселяться в Галлии и бургунды и вестготы. История франков неизвестна во всех своих подробностях, потому что они жили на отдаленной и очень обширной пограничной территории и передвигались с одного места на другое не так, как вестготы и бургунды, – не всей массой своих соотечественников. Они представляли смесь нескольких племен, которые с течением времени разделились на две главные группы, – на франков салических и франков рипуарских. Но в каждой из этих двух групп были племена, не смешивавшиеся с другими; это видно из того факта, что Хлодвиг был королем только одного племени салических франков. Франки отличались от вестготов и от бургундов еще в одном отношении, имевшем важное значение для их будущности: вестготы совершенно отделились от массы варварских племен с того дня, как вступили на территорию западной империи; они образовали нечто вроде передвижного острова на этом безбрежном море народов, подвластных империи. Они наконец перестали переходить с одного места на другое. Их короли, жившие в Тулузе, были со всех сторон опутаны римской цивилизацией. Впоследствии и бургунды ушли с берегов Рейна, переселились на равнины Саоны и Роны и мало-помалу также подчинились влиянию римской цивилизации. Напротив, племена франков оставались в постоянных сношениях с германцами, для которых служили авангардом. В этом заключался для них на будущее время источник новых сил; а вместе с тем, это предохраняло их от пагубного для варваров, влияния цивилизации, и доставляло им возможность до бесконечности увеличивать число присоединявшихся к ним варваров.

Галлия в 481 году. Жёлтым цветом обозначена область расселения франков к концу V века

Автор карты — Антон Гуцунаев

Мы не хотим этим сказать, будто бы франки были от природы другого нрава, что в их характере было больше гордости и независимости. Их история, за исключением указанных выше особенностей, была, в сущности, похожа на историю бургундов, вестготов и других германских племен. Они доставляли империи рабов, – доставляли земледельцев, снова заселявших обезлюдевшие страны, и рекрут или целые отряды для римских армий. Франки встречались повсюду, и во всей Галлии, и в Испании, и в Риме, и в Константинополе, и в Египте, и в Фиваиде, и в Месопотамии. Их начальники возвышались в империи до почетных должностей и иногда играли важную роль, как например, Меллобод, занимавший при императоре Грациане должность графа дворцовой прислуги (comes domesticorum), Рихомер, заменивший Меллобода и кроме того возведенный в сан военачальника и консула, Ботон, бывший консулом в 385 году и Арбогаст; этот последний управлял империей от имени Валентиниана II и возвел на императорский престол Евгения (392), который был по прошествии двух лет низвергнут Феодосием. Племена франков, жившие на границах империи, действовали сообща, как союзники (foederati); они, – как сказано в предисловии к салическому закону, – «выносили тяжелое иго римлян».

Они подвигались вперед по мере того, как ослабевали силы империи: рипуарские франки подвигались на запад, салические франки на юг. В обоих направлениях они встречали сопротивление со стороны Аэция: он сражался в 428 году с восточными франками, а в 431 году с северными. Хлодион, завладевший Диспаргом (Дуйсбургом? между Брюсселем и Лувеном), занял Турне и Камбре и расширил свои владения до Соммы. Аэций разбил его подле vicus Helenae (Hesdin le Vieux), заставил его подчиниться империи и сделаться её слугою. Франки принимали участие в походе против гуннов Аттилы. Что они были обязаны служить империи, видно из легендарной истории Хильдерика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *