Габриэль

Православный Церковный календарь

Конда́к 1.

Избра́нный Бо́гом от все́х Небе́сных Си́л послужи́ти предве́чной та́йне спасе́ния ро́да челове́ческаго, ди́вный предстоя́телю Престо́лу Святы́я Тро́ицы, носи́телю та́йн и чуде́с Бо́жиих, Арха́нгеле Гаврии́ле, к тебе́ припа́даем и умиле́нно воспева́ем ти́: Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.

И́кос 1.

А́нгелов Творе́ц и вся́ческих избра́ тя́, тайнови́дче Гаврии́ле, в пречу́днем Сове́те Святы́я Тро́ицы, да послу́жиши та́йне Боговоплоще́ния, и повеле́ бы́ти тебе́ носи́телем си́лы и чуде́с Бо́жиих. Сего́ ра́ди вопие́м ти́ си́це:

Ра́дуйся, Гаврии́ле, избра́нный Творцо́м служи́телю; Ра́дуйся, Гаврии́ле, Промышле́ния Бо́жия носи́телю.

Ра́дуйся, я́ко тобо́ю хва́лятся Си́лы Небе́сныя; Ра́дуйся, я́ко тебе́ сла́вят сердца́ земноро́дных.

Ра́дуйся, ве́рно послужи́вый Престо́лу Святы́я Тро́ицы; Ра́дуйся, со дру́ги свои́ми сокруши́вый и изри́нувый денни́цу.

Ра́дуйся, обличи́вый заблужде́ния того́; Ра́дуйся, из пе́рвых пе́снь Трисвяту́ю воспе́вый.

Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.

Конда́к 2.

Ви́дя Творе́ц тя́ усе́рднаго и ве́рнаго служи́теля Своего́, возлюби́ тя́ и вознесе́ пред А́нгельскими чи́нми, и укрепле́нный благода́тию Его́ в свои́х вели́цех до́блестех, ты́ воспева́еши с ли́ки А́нгельскими усе́рдно Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 2.

Ра́зумом смиренному́дренно прекло́ньшеся пред та́йною непостижи́мою единосу́щности Святы́я Тро́ицы, ты́ благода́тных открове́ний прия́л еси́ неистощи́мый исто́чник благогове́йнаго тре́пета, любви́ к Творцу́, и ра́дости испо́лненный сия́еши, Арха́нгеле, пред Престо́лом Всевы́шняго, я́ко свети́льник пла́менный. О се́м благогове́йно воспева́ти дерза́ем:

Ра́дуйся, лампа́до неугаси́мая седмисве́щника вели́каго; Ра́дуйся, звездо́ светоза́рная небосво́да духо́внаго.

Ра́дуйся, первоприе́мниче Боже́ственных сия́ний; Ра́дуйся, сокро́вище Боже́ственных веле́ний.

Ра́дуйся, кла́дезь смире́ния неисчерпа́емый; Ра́дуйся, реко́, послуша́ния испо́лненная.

Ра́дуйся, я́ко ты́ у Престо́ла вы́ну пребыва́еши; Ра́дуйся, я́ко ты́ ве́лие дерзнове́ние к Бо́гу и́маши.

Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.

Конда́к 3.

Си́лы Небе́сныя ра́дуются о тебе́, Арха́нгеле, и защище́нныя не́когда от зловре́дных заблужде́ний денни́цы, в го́рдости возста́вшаго проти́в Творца́ своего́, с весе́лием взыва́ют непреста́нно Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 3.

Иму́ще ве́лие дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, ве́лию благода́ть прие́млеши от Бо́га непреста́нно, и я́ко лу́ч Боже́ственнаго Трисия́тельнаго Со́лнца, повсю́ду разлива́еши све́т веле́ний Бо́жиих, да сла́вится спаси́тельное и́мя Бо́жие сердца́ми земноро́дных, тебе́ пою́щих:

Ра́дуйся, Небе́сных Си́л Нача́льниче; Ра́дуйся, Пра́вды ве́чныя побо́рниче.

Ра́дуйся, твоя́ кре́пкая пре́данность Бо́гу чи́ны А́нгельския укрепи́; Ра́дуйся, чрез тебе́ Госпо́дня благода́ть и́х сугу́бо просвети́.

Ра́дуйся, и земле́ ты́ благода́ть от Бо́га прино́сиши; Ра́дуйся, ты́ о́гнь небе́сный в сердца́ челове́ков низво́диши.

Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.

Конда́к 4.

Бу́ря злочести́вых за́мыслов врага́ Бо́жия разбия́ о скалу́ ве́рности слу́г Госпо́дних, и победи́вши свои́м смире́нием горды́ню того́, воспе́ли Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 4.

Слы́ша Госпо́дь испове́дования тобо́ю вели́каго И́мени Его́, Арха́нгеле, испо́лнися благоволе́ния, и озари́в тя́ Свое́ю благода́тию, вся́ просвети́ воспе́ти ти́:

Ра́дуйся, адама́нте небе́сный; Ра́дуйся, сто́лпе Це́ркви Вселе́нский.

Ра́дуйся, рая́ Госпо́дня храни́телю; Ра́дуйся, цве́те благоче́стия.

Ра́дуйся, лучу́ престо́ла Бо́жия; Ра́дуйся, украше́ние порфи́ры Царя́ Христа́.

Ра́дуйся, знамено́сче Бо́жий; Ра́дуйся, украше́ние военача́льничей Небе́сных Си́л.

Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.

Конда́к 5.

Богото́чною звездо́ю те́кл от высо́т надзве́здных, Гаврии́ле, да возвести́ши земны́м ра́дость бли́зкаго спасе́ния, предста́л еси́ пра́ведным Иоаки́му и А́нне и провеща́л еси́ и́м ми́лость Бо́жию, и ра́дуяся с ни́ми ку́пно, воспе́л Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 5.

Ви́девши тя́ единовре́менно роди́тели Богоотрокови́цы, су́щии в страна́х разли́чных, сше́дшихся у двере́й хра́ма по твоему́ глаго́лу, диви́шася и в ра́дости взыва́ху ти́:

Ра́дуйся, служи́телю Святы́я Тро́ицы; Ра́дуйся, ди́вный благове́стниче.

Ра́дуйся, Бо́жий избра́нниче; Ра́дуйся, Госпо́дней во́ли провозве́стниче.

Ра́дуйся, я́ко тобо́ю ра́дость лю́дям прино́сится; Ра́дуйся, я́ко тебе́ хвала́ во сла́ву Бо́жию земноро́дными пое́тся.

Ра́дуйся, пла́нов Тво́рческих исполни́телю; Ра́дуйся щедро́т Бо́жиих раздая́телю.

Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.

Конда́к 6.

Пропове́дником Бо́жия милосе́рдия ты́, Гаврии́ле, яви́лся Заха́рии, веща́я ему́ Боже́ственныя глаго́лы и науча́я его́ пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 6.

Возсия́в благода́тию Бо́жиею пред очи́ма Заха́рии, ужаси́л еси́ его́, и вла́стию ти́ Бо́гом да́нною смири́л еси́ его́, да не де́рзнет сомне́нием ума́лити си́лу Бо́жию. И умудре́нный свы́ше Заха́рия безмо́лвным у́мным гла́сом воспе́л ти́ такова́я:

Ра́дуйся, досто́инств Бо́жиих храни́телю; Ра́дуйся, вели́кий в ли́ке А́нгельском.

Ра́дуйся, прекра́сное творе́ние Творца́; Ра́дуйся, та́йн сокрове́нных ми́ру открове́ние.

Ра́дуйся, вели́ких обе́тов Бо́жиих соверше́ние; Ра́дуйся, пра́вды Бо́жией испо́лненный.

Ра́дуйся, благода́тию Бо́жией осия́нный.

Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.

Конда́к 7.

Хотя́щу Бо́гу воплоти́тися и на земли́ яви́тися челове́ком, предста́л еси́, служи́телю, провозве́стником ко избра́нней от ве́ка Де́ве и откры́л еси́ Е́й во́лю созда́вшего Ю́, воспева́я Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 7.

Но́вую и непостижи́мую та́йну Боговоплоще́ния откры́л еси́ Богоотрокови́це, Гаврии́ле сла́вне, не постига́я и са́м се́й вели́кой та́йны, дивя́ся безпреде́льной любви́ и милосе́рдию Бо́жию к лю́дям. О се́м и мы́, земноро́днии, со стра́хом и ра́достию диви́мся и вопие́м ти́ си́це:

Ра́дуйся, Сове́та предве́чнаго служи́телю; Ра́дуйся, к Богоневе́сте Бо́гом ниспо́сланный.

Ра́дуйся, Пречи́стыя Де́вы небе́сный храни́телю; Ра́дуйся, Ма́тери Бо́жией ди́вный служи́телю.

Ра́дуйся, Боже́ственной Отрокови́цы учи́телю; Ра́дуйся, Ея́ хле́бом небе́сным пита́телю.

Ра́дуйся, во Свята́я Святы́х с Не́ю глаго́лавый; Ра́дуйся, глубины́ Бо́жия Про́мысла Е́й откры́вый.

Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.

Конда́к 8.

Стра́нно челове́ком зре́ти ли́к А́нгельский, стра́нно и глаго́лы небе́сныя слы́шати, но умудре́нная Боже́ственною му́дростию Присноде́ва, не устраши́лась зра́ка твоего́ и вознесла́ к Творцу́ и Бо́гу пе́снь: Аллилу́иа.

И́кос 8.

Ве́сь бе́ в ни́жних, узре́л еси́ Богоотрокови́цу вы́сшую чино́в А́нгельских, Гаврии́ле, и трепе́ща откры́л еси́ Е́й во́лю Влады́ки, и ужаса́ясь та́йне Боговоплоще́ния, испо́лнися благогове́ния к Богоизбра́нной Де́ве. Ви́дяще вели́кое твое́ служе́ние Престо́лу и зря́ще неизглаго́ланное смире́ние твое́ пред Де́вою, пое́м ти́ си́це:

Ра́дуйся, первоприе́мниче сия́ний Тро́ических; Ра́дуйся, сия́ниями те́ми осия́нный.

Ра́дуйся, благода́ти испо́лненный; Ра́дуйся, Присноде́ве Благода́ть прине́сший.

Ра́дуйся, в ли́ке А́нгелов вы́сших; Ра́дуйся, пред Де́вою Мари́ею коле́на склони́вший.

Ра́дуйся, избра́нней ра́дость возвести́вый; Ра́дуйся, и са́м се́й ра́дости возра́довавыйся.

Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.

Конда́к 9.

Вся́кий чи́н А́нгельский превосходя́, ты́ пред Боже́ственною земноро́дною Богоотрокови́цею смире́нно предстои́ши, взыва́я ра́достию Творцу́ Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 9.

Вити́йства многовеща́нныя все́х вити́й челове́ческих ничто́ су́ть пред безгла́сною ве́твью ра́йскою, тобо́ю принесе́нною, егда́ воспе́л еси́ Святу́ю Де́ву, благовеству́я Е́й избра́ние Ея́ бы́ти Богома́терию и па́ки возвеща́я спаси́тельное успе́ние Ея́. Твое́й вели́кой му́дрости удиви́шася земля́ и возопи́:

Ра́дуйся, смире́ния учи́телю; Ра́дуйся, вели́ких та́йн Боготво́рческих зри́телю.

Ра́дуйся, ве́твью чистоту́ Матереде́вства Пречи́стыя знамена́вый; Ра́дуйся, благоуха́нием кри́на ра́йскаго благоуха́ние души́ чисте́йшия показа́вый.

Ра́дуйся, неувяда́нием Цве́та небе́снаго неувяда́емость жи́зни Богома́тери предвеща́вый; Ра́дуйся, смире́нной ве́твью смире́ние ве́тви ца́рственней восхвали́вый.

Ра́дуйся, красото́ю Цве́та небе́снаго духо́вную красоту́ Присноде́вы воспе́вый; Ра́дуйся, всю́ сла́ву Де́вы Мари́и си́м изобрази́вый.

Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.

Конда́к 10.

Спасе́ние ду́ш челове́ческих предвозвеща́я, Арха́нгеле Бо́жий, научи́л еси́ на́с воспева́ти Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 10.

Стена́ грехо́вная между́ не́бом и земле́ю не загради́ла пу́ть тебе́, Арха́нгеле, но я́ко ды́м и мра́к разсе́ялась пред свя́тостию твое́ю и ты́ предста́л еси́ Пречи́стей Де́ве благове́стником небе́сным в Назаре́те, веща́я: «Ра́дуйся», — прине́сл еси́ Е́й, си́м ра́дость Воскресе́ния Христо́ва возвеща́я, и ра́ди ра́дости возвеще́нной тобо́ю Де́ве, и чрез Де́ву ми́ру, ми́р принести́ тебе́ дерза́ет:

Ра́дуйся, ра́дости ми́ру веща́ние; Ра́дуйся, Бо́жиих даро́в раздая́ние.

Ра́дуйся, Гаврии́ле, свети́льниче светоза́рный; Ра́дуйся, дру́г и сослужи́тель вели́каго Архистрати́га Михаи́ла.

Ра́дуйся, звездо́, явле́ние со́лнца Христа́ возвести́вый; Ра́дуйся, мно́гажды Боже́ственней Ма́тери Его́ послужи́вый.

Ра́дуйся, вели́ких обетова́ний Бо́жиих соверши́телю; Ра́дуйся, я́ко ты́ при гро́бе: «Воскре́се Христо́с, не́сть зде́», — мироно́сицам возвести́.

Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.

Конда́к 11.

Пе́снь лико́в А́нгельских прине́сл еси́ земле́ ты́, Арха́нгеле, и веща́ти благогове́йное «Досто́йно» Афо́нския го́ры и́нока научи́л еси́, и науче́ннии тобо́ю чрез того́ лю́дие благода́рно о се́м воспе́ша Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 11.

Светоза́рный ли́к сво́й сокры́л еси́ ты́, Гаврии́ле, обле́кшися оде́ждою и́ноческою, дабы́ не ужасну́лся сме́ртный боголе́пнаго зра́ка твоего́, но умудри́лся бы пости́гнути и уясни́ти себе́ песнопе́ние небе́сное, и да не мни́тся пре́лестию лука́ваго и́ноку смире́нному явле́ние чинонача́льника Си́л Вы́шних бы́ти, удостове́рить и́стину явле́ния твоего́ возжела́л еси́. Сего́ ра́ди, ка́мень ве́лий взе́мше, на не́м пе́рстом безпло́тным, я́ко по во́ску, начерта́л еси́ Небе́сное: «Досто́йно», уви́дев чу́до сие́ ве́лие, вси́ и́ноцы Афо́нския горы́ воспе́ша ти́ согла́сно:

Ра́дуйся, Бо́жий служи́телю; Ра́дуйся, Боже́ственный Арха́нгеле.

Ра́дуйся, благове́стниче преди́вный; Ра́дуйся, Богоотрокови́цы храни́телю.

Ра́дуйся, земноро́дных пе́сне Небе́сней научи́вый; Ра́дуйся, са́м пре́жде пе́снь сию́ ди́вную пред и́ноком воспе́вый.

Ра́дуйся, Боже́ственныя слова́ чу́дно на ка́мени начерта́вый; Ра́дуйся, се́й ка́мень в зало́г и́стиннаго зна́мения твоего́ горе́ Афо́нстей да́вый.

Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.

Конда́к 12.

Благода́тныя твоя́ явле́ния воспомина́я, благодаре́ние прино́сим Творцу́ и Бо́гу, спаса́ющему ро́д челове́ческий, и пое́м Бо́гу усе́рдно: Аллилу́иа.

И́кос 12.

Пою́ще все́ на́м ве́домыя, Гаврии́ле, до́блести твоя́, неве́домыя же ча́ем за предста́тельство твое́ о на́с уве́дети в Небе́сном Ца́рствии. Ны́не же по си́ле на́шей дерза́ем ти́ воспе́ти:

Ра́дуйся, Сове́та преве́чнаго Святы́я Тро́ицы предначерта́ния прия́вший; Ра́дуйся, домострои́тельства Бо́жия все́ пла́ны охраня́вый.

Ра́дуйся, охране́нием о́ных Творцу́ служи́вый; Ра́дуйся, ми́ру спасе́ние возвести́вый.

Ра́дуйся, Ма́тери Бо́жией храни́телю; Ра́дуйся, Це́ркви Христо́вой блюсти́телю.

Ра́дуйся, и Втора́го прише́ствия Христо́ва на зе́млю возвести́телю; Ра́дуйся, я́ко ты́ предъи́деши Си́лам Небе́сным с вели́ким тру́бным гла́сом в де́нь Стра́шнаго Суда́ Бо́жия.

Ра́дуйся, Гаврии́ле, тайнозри́телю Святы́я Тро́ицы.

Конда́к 13.

О ди́вный тайнови́дче и пресла́вный Арха́нгеле, вели́ко дерзнове́ние твое́ пред Го́сподом и си́льна моли́тва твоя́. Припа́даем к тебе́ и мо́лим, Гаврии́ле пречу́дне, приими́ на́с немощны́х под кро́в кри́л твои́х и защити́ от ко́зней враго́в ви́димых и неви́димых. Помяни́ на́с недосто́йных в твое́м предста́тельстве пред Престо́лом Всевы́шняго, да воспое́м Ему́ по неизрече́нному милосе́рдию Его́ в Ца́рстве Сла́вы с лико́м А́нгелов и все́ми святы́ми: Аллилу́иа.

Этот конда́к чита́ется три́жды, зате́м 1-й и́кос и 1-й конда́к.

Моли́тва

О, святы́й вели́кий Арха́нгеле Гаврии́ле, Бо́жию Престо́лу предстоя́й и озаре́нием от Боже́ственнаго све́та осия́нный, ве́дением же непостижи́мых та́йн о преве́чней Прему́дрости Его́ просвеще́нный! Всеусе́рдно молю́ тя́, наста́ви мя́ к покая́нию от злы́х де́л и ко утвержде́нию в ве́ре мое́й, укрепи́ и огради́ ду́шу мою́ от искуше́ний прельсти́тельных и умоли́ Созда́теля на́шего о отпуще́нии грехо́в мои́х. О, святы́й вели́кий Гаврии́ле Арха́нгеле! Не пре́зри мене́ гре́шнаго моля́щаго тебя́ о по́мощи и заступле́нии твое́м в ве́це се́м и в бу́дущем, но при́сно помо́щник мне́ яви́ся, да непреста́нно сла́влю Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву и твое́ предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь

Биография

Ранние годы

Годердзи Васильевич Ургебадзе родился в Тбилиси 26 августа 1929 года. Его крестили в младенческом возрасте в церкви великомученицы Варвары в Навтлуги — районе города. Отец — Василий Ургебадзе, был убежденным коммунистом. Он был убит, когда его сыну было два года. Мать Варвара Ургебадзе была глубоко верующей женщиной, впоследствии приняла монашеский постриг с именем Анна. Она пережила сына и скончалась 26 апреля 2000 года. У Гавриила были брат Михаил и сестра Эмма, и единоутробная сестра Джульетта, родившаяся во втором браке его матери.

С раннего детства Васико, как звали его близкие, вёл благочестивый образ жизни. Играм с другими детьми он предпочитал уединение и молчание. С большим почтением относился к храмам и иконам. Во время Великой Отечественной войны к нему, в то время подростку, за духовной помощью обращались люди, чьи близкие находились на фронте. Уже в этом возрасте он начал юродствовать. Совершил паломничества в монастыри Бетани и Марткопи. Вместе с тем, окончив шесть классов школы, в 1949 году был призван в армию. Во время службы в пограничной части в Батуми тайно соблюдал пост и посещал службы в церкви святого Николая.

Вернувшись из армии в 1950-х годах, он был признан психически больным из-за видения, которое было ему ещё подростковом возрасте. Васико назначили пенсию по инвалидности и запретили занимать ряд должностей. Во дворе дома своей семьи начал строительство часовни с несколькими куполами. Ходил на службы в Сионский кафедральный собор. По благословению католикоса-патриарха Мелхиседека III его приняли в собор на работу сначала сторожем, после псаломщиком.

Начало монашеского служения

В январе 1955 года Васико был рукоположен в сан дьякона. 23 февраля того же года в монастыре Моцамета в Кутаиси он принял монашество с именем Гавриил в честь преподобного Гавриила Афонского. 26 февраля 1955 года в соборе святых Петра и Павла епископ Гавриил (Чачанидзе) рукоположил его в сан иеромонаха. С 1955 по 1960 год он служил в Сионском кафедральном соборе, с 1960 по 1962 года — в монастыре Бетани.

После закрытия монастыря вернулся в Тбилиси. С 1962 по 1965 год служил в соборе Пресвятой Троицы. Закончил строительство часовни во дворе дома своей семьи. Власти несколько раз разрушали её, однако он каждый раз восстанавливал здание. Эта часовня до сих пор стоит в Тбилиси по адресу улица Тетрицкаройская, 11.

Инцидент

1 мая 1965 года, во время майской демонстрации, иеромонах Гавриил поджёг огромный портрет Ленина, за что был избит разъярённой толпой. Полуживой с восемнадцатью переломами, он был арестован за «антисоветскую деятельность» и доставлен в изолятор КГБ. На допросе от него требовали признания, что его поступок был совершен по приказу высшего церковного руководства; отец Гавриил отказался.

На допросе отец Гавриил заявил: «Причина (моего поступка) заключается в том, что нужно поклоняться распятому Христу, а не Ленину. Нельзя обожествлять земного человека. Не “слава Ленину!”, а “слава Тебе Боже, слава Тебе”». Это пояснение привело к тому, что постановлением Верховного Суда Грузии отец Гавриил был направлен в психиатрическую больницу для проведения медицинской экспертизы. Там он пробыл до 12 октября 1965 года. Выписан с диагнозом:

«Психопатическая личность, склонная к психозным состояниям, подобным шизофрении, бормочет невнятно низким голосом; верит в существование небесных сил, Бога, ангелов. Основная тема его разговоров — мир создан Божией благодатью. В отделении держится обособленно, если кто-то вступает с ним в беседу, он непременно напоминает о Боге, ангелах, об иконах».

Поздние годы

В 1971 году решением католикоса-патриарха Ефрема II и митрополита Илии (будущего католикоса-патриарха всея Грузии), Гавриил был назначен духовником женского монастыря Преображения Господня в Самтавро. В это время он жил в башне царя Мириана около Самтавро-Преображенской церкви и женского монастыря святой Нины в городе Мцхета. В 1987 году отец Гавриил переселился из башни в старый дощатый курятник. В 1990 году, в поисках большего уединения, перешёл в монастырь Шиомгвиме, но Бог в видении велел ему вернуться в Самтавро и служить людям.

В последние годы своей жизни архимандрит Гавриил стал почитаемым и любимым старцем в Грузии. Ему приписывали божественный дар прозорливости и исцеления от болезней. Старца каждый день навещали паломники из разных стран. Незадолго до смерти старец заболел водянкой, а сломав ногу, полтора года был прикован к кровати. Иногда, преодолевая боль, он поднимался и сидел возле церкви. Скончался от асцита 2 ноября 1995 года. Его похоронили, согласно завещанию, завернув тело в грубый саван, на территории у Преображенской церкви в монастыре Самтавро, в городе Мцхета.

В христианстве

Ангел Златые власы (архангел Гавриил), новгородская икона XII века, Русский музей

Согласно христианской традиции, Гавриил открывает тайное знание Бога.

В Ветхом Завете через архангела Гавриила пророку Даниилу раскрываются тайны будущего (Дан. 8:16) и сообщает о пришествии Мессии через «семьдесят седмин» (Дан. 9:20-27).

Согласно Евангелию от Луки архангел Гавриил, явился в Храме праведному Захарии, отцу Иоанна Крестителя, и возвестил о рождении у него сына, сказав «многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1:13-17). Захария выразил недоверие ангелу, и за это тот покарал его немотой.

Согласно Евангелию от Луки в 6-й месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии возвестить ей благую весть о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа (Благовещение):

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
(Лк. 1:28-33)

Кроме того, согласно церковному преданию, архангел Гавриил передал Деве Марии весть о её кончине за несколько дней до неё.

На иконах архангел Гавриил часто изображён с цветущей райской ветвью или лилией. Также встречаются изображения со сферическим зеркалом в руке, а порой со свечой внутри светильника. Архангел Гавриил часто изображается на северных дверях иконостаса. Также он — один из щитодержателей на Гербе Российской империи.

22 сентября 1972 года папа римский Павел VI подписал апостольское письмо архиепископу венскому, по которому Архангел Гавриил является патроном почты и филателии. По ходатайству венского архиепископа на основании этого письма австрийская почта издала в 1973 году почтовую марку с изображением архангела (1490 год) и текстом «Архангел Гавриил — защитник и патрон филателии».

Пророк Мухаммед и Джибриль (Теодор Хоземанн, 1847)

В исламе

Основная статья: Джибриль

В исламе Джибриль (Джабраил) один из четырёх особо «приближенных» к Аллаху ангелов. Джибриль является главным посредником между Аллахом и пророками, в том числе и Мухаммедом. В Коране он упоминается как покровитель Мухаммеда, который защищает его вместе с Аллахом от неверующих. Через Джибриля Аллах ниспосылал Мухаммеду откровение — Коран.

Толкователи Корана относят к Джибрилю также такие обозначения как «дух» (ар-pyx), «дух святой» (рух аль-кудус), «дух верный» (ар-pyx аль-амин), «дух от повеления Аллаха» (рух мин амр Аллах). Аналогичные выражения употребляются в рассказах о пророке Исе (Иисус) и его матери Марьям (Мария); считается, что Коран связывает их и с Джибрилем.

В исламском предании (сунна) подробно описывается роль Джибриля в жизни пророка Мухаммеда. В течение 23 лет он передавал Мухаммаду по частям Коран. Джибрил оберегал и наставлял Пророка, сопровождал его во время «ночного путешествия» в Иерусалим. Он также помогал ему в богословских спорах и войне против мекканских язычников. Иногда его описывают как существо огромного роста, чьи ноги на земле, а голова — в облаках.

Согласно преданию, Аллах посылал Джибриля за землёй для творения Адама (библ. Адам). После его изгнания из рая он опекал Адама. Джибриль спасал Нуха (Ноя) и сына Ибрахима (Исмаил), обучил Юсуфа (Иосиф) множеству языков, научил Давуда (Давид) делать кольчуги, помогал Сулейману (Соломон), предрек Закарии рождение Яхьи (Иоан) и т, д.

Образ в искусстве

Архангел Гавриил на иконе Благовещения (Суздаль, XV век)

В этом разделе могут перечисляться малозначимые либо слабо связанные с объектом статьи его упоминания и изображения в произведениях культуры. Пожалуйста, отредактируйте его так, чтобы показать влияние объекта статьи на значимые произведения искусства, основываясь на авторитетных источниках, избегайте перечисления незначительных фактов.

В кинематографе и на телевидении

  • «Второй трагический Фантоцци» (1976) — архангел Гавриил является главному герою в бреду.
  • «Пророчество» (1995, 1998, 2000) — архангел Гавриил возглавляет одну из сторон в войне ангелов. Он ненавидит людей за то, что Бог дал им душу, и Гавриил хочет уничтожить человечество.
  • «Ван Хельсинг» (2004) — архангел Гавриил (Гэбриэл), левая рука Бога, послан на землю уничтожить первого вампира — графа Дракулу. Во время первой битвы он отсек у Дракулы палец с перчаткой и взял её себе. По сюжету фильма, не помня кто он на самом деле, назывался Ван Хельсингом, до тех пор когда Дракула рассказал о его прошлом.
  • «Константин: Повелитель тьмы» (2005) — в роли архангела Гавриила актриса Тильда Суинтон. Здесь он показан как пытающийся превратить Землю в ад, сговорившись с сыном Сатаны.
  • телесериал «Сверхъестественное» (2005—н.в.) — архангел Гавриил (Габриэль) выступает в роли «проказника» (трикстера), выступившего против братьев (архангелов и ангелов), вступившись за людей.
  • «Ангел света» (2007) — архангел Гавриил — Божественный вестник — послан с небес, чтобы вновь разжечь утраченный Свет и низвергнуть власть Тьмы.
  • «Легион» (2010) — архангел Гавриил противостоит другому архангелу — Михаилу, восставшему против плана Бога, пожелавшего уничтожить людей.
  • «Доминион» (2014—2015) — архангел Гавриил является антагонистом сериала, который планирует убить Архангела Михаила и уничтожить человечество.

> См. также

  • Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Гаврила Летний
  • Джибриль
  1. 1 2 Архангел Гавриэль Архивировано 27 ноября 2012 года.
  2. Рыбалка А. Энциклопедия еврейской демонологии
  3. Димитрий Ростовский. Успение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии // Жития святых.
  4. И. Я. Левитас. С марками в страну знаний. Заметки о почте и филателии. — К.: «Реклама», 1987. — С. 35. — 256 с. — 50 000 экз.
  5. аль-Бакара 2:97, 98
  6. ат-Тахрим 66:4
  7. 1 2 3 4 Ислам: ЭС, 1991.
  8. аль-Исра 17:85
  9. ан-Нахль 16:102
  10. аш-Шу‘ара 26:193
  11. ан-Нахль 16:2
  12. Гафир 40:15
  13. Аш-Шура 42:52
  14. аль-Бакара 2:87
  15. аль-Бакара 2:253
  16. аль-Маида 5:110
  17. Марьям 19:17
  18. ат-Тахрим 66:12
  • Афиногенова О. Н., Лосева О. В., Лукашевич А. А., Саенкова Е. М. Архангел Гавриил // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. X. — С. 187-191. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-016-1.
  • Соколов И. И. Архангел Гавриил // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1903. — Т. 4. — Стб. 4
  • Пиотровский М.Б. Джибрил // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 64.
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Архангел Гавриил
  • Иконы архангела Гавриила
  • Архангел Гавриэль Ангелы в Иудаизме.

Имя Архангела Гавриила означает «Господь — моя сила» или «Человек Божий». Служит на белом луче чистоты. Признается тремя религиями — христианством, иудаизмом и исламом.

Архангел Гавриил — это известный Ангел, который принес весть Елизавете и Марии о грядущих рождениях их сыновей — Иоанна Крестителя и Иисуса из Назарета. Он также продиктовал текст Корана — духовной книги ислама — Мухамеду. За это Гавриила стали называть ангелом-вестником.

Гавриил продолжает исполнять свою миссию в мире, неся вести будущим родителям да и всем остальным людям.

Прежде всего Архангел Гавриил помогает тем людям, которые не теряют надежды зачать или усыновить ребенка. Он дает этим родителям силы и мужество, помогает будущим мамам оставаться в состоянии блаженства, чтобы создать для малышей самую лучшую атмосферу.

Кроме того, Архангел помогает всем, чей смысл жизни включает в себя общение и искусство. Призывайте Архангела Гавриила, если вам надо, чтобы он помог вам и вел вас, если вы актер, художник, танцовщик, журналист, модель, музыкант, репортер, певец, автор текстов, учитель или занимаетесь какой-нибудь деятельностью, включающей в себя доставку духовных посланий. Гавриил откроет все двери, чтобы помочь вам реализовать вам свой талант в полной мере. Он действует также как тренер, вдохновляя и побуждая людей искусства и общения, помогает им преодолеть страхи и не откладывать дело в долгий ящик.

Архангел Гавриил и его близнецовое пламя Архея Надежда помогают светоносцам в работе со светом в чакре основания позвоночника и в овладении качествами белого луча — чистоты, порядка, надежды, радости и дисциплины.

Серафимы Бога также служат с Гавриилом и Надеждой. Они приходят для того, чтобы поддерживать свет Бога/Отца/Матери. Они могут буквально помещать свое присутствие над нами, и мы можем впитывать этот свет и энергию в наши тела, как губка впитывает воду. Когда мы хотим соединиться с божественным сознанием посредством чистоты тела, ума и души, эти Ангелы могут помочь нам поднять кундалини для достижения этой цели.

Для тех, кто не знает: энергия, которая, пробуждаясь, объединяет все чакры и дает нам йогу, т.е. «союз» с Всепроникающей энергией Божественной любви. В организме человека Она присутствует в форме энергетических нитей, переплетенных между собой как канат. Количество нитей составляет 21 в степени 108. Кундалини — наша собственная Мать. Это живая энергия, которая знает все о каждом своем ребенке. Она имеет способность мыслить и принимать решения, т.е. обладает сверхсознанием. Как аспект Бога Она представляет собой первозданную, преобразовывающую, исцеляющую силу, предназначенную для достижения нашей человеческой системой оптимального состояния существования. Это чистая, питающая любовь. У каждого из нас есть кундалини, и она является нашей Божественной Матерью. Ее внимание обращено на нас изнутри круглосуточно. Кундалини знает все, что мы делаем. Кундалини еще называется энергией чистого желания.

Гавриил, который часто изображается с трубой, является Архангелом Благовещения, объявляя каждой душе света благие вести пути вознесения и ее окончательное единение с Богом.

Он делал такое объявление многим из нас, что приводило к немедленному осознанию, что мы есть существа, призванные домой и делаем большую работу, чтобы сбалансировать нашу карму и достичь этой цели. Относительно работы, подчиненной этой цели, Гавриил подчеркивал, что серьезно настроенные духовные искатели должны определенно знать, иметь и поддерживать свет, быть слугами света на время пути их становления мастерами света.

Гавриил давно известен как могущественный и сильный Архангел и те, кто взывают к нему, очень скоро обнаруживают, что их подтолкнули к действию, которое непременно ведет к прекрасному результату. Поэтому Архангела Гавриила можно с уверенностью назвать архангелом действия.

Он говорит:

«Я здесь для того, чтобы помочь тем, кто говорит о социальных нуждах. Такого рода пропаганда — древнейшее искусство, и за долгие годы здесь почти ничего не изменилось, лишь добавился технический прогресс. Во всех других областях искусство изречения постоянно и неуклонно набирает мощь, чтобы даровать людям власть, силу изменять и надеяться. Позвольте мне открыть возможности тем из вас, кто слышит в своем сердце призыв выступать, играть и творить в более широком масштабе».

тобы наполнить себя светом, зарядиться энергией на духовном пути и получить помощь в вашем продвижении вперед к вознесению, Вы можете произноситьфразу:

«Во имя Гавриила и Надежды, Я ЕСМЬ святой Божий!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *