Гамбург церковь святого Николая

Церковь Святого Николая — одна из самых молодых церквей Гамбурга, Германия. Этот храм является ярким примером современной архитектуры, которая умело совмещает в себе привычную классику и новые технологии. Необычное строение церкви Святого Николая расположено вне исторического центра города. Своей выразительной архитектурой здание привлекает взор прохожих туристов и местных горожан. Высокая башня с окончанием в форме шпиля признана лишь седьмой по величине во всем городе. Гамбург славится старинными церквями, каждая из которых обладает башней-куполом с заостренным шпилем, как правило, это готические или барочные храмы начала XI-XII веков. Несмотря на то, что церковь Святого Николая была построена значительно позднее этого периода, за свою красоту и любовь прихожан она вошла в главнейшую пятерку церквей Гамбурга. Один из этих храмов можно увидеть на серийной монете номиналом в два евро, церковь Святого Михаила изображена как самая значимая достопримечательность города.
История возникновения
Современная церковь Святого Николая была построена в начале XX века как обновленное здание исторического памятника, ныне мемориала церкви Святого Николая. Самый знаменитый и древний храм Святого Николая был воздвигнут еще в XI веке. К 1335 году началось капитальное строительство, которое заменило деревянную конструкцию прочным камнем. С течением лет, в конце 1800-х годов, эта церковь стала высочайшим объектом не только в городе, но и во всем мире. Длина шпиля башни составляет 147 метров. На сегодняшний день, это пятая церковь в списке самых высоких на всей планете. К великому сожалению, основное здание храма является полностью разрушенным вследствие военной операции 1943 года, погубившей многие гамбургские строения. Сохранилась лишь сама башня с ее внушительной длиной и оригинальной архитектурой. Жители города создали на месте старой церкви мемориал с архивными записями документами, повествующими об истории храма. Кроме того, желающие могут посетить смотровую площадку уцелевшей башни, а в 2005 году провели лифт, доставляющий туристов на вершину знаменитой церкви.
Архитектура
Благодаря интересной архитектуре и важным религиозным мероприятиям новая церковь Святого Николая не менее значима для прихожан и Гамбурга в целом. Разработали проект здания мастера Дитер и Герхард Лендмаак. В основу идеи легли пропорции форм, витражные рисунки и конусная башня с абсолютно круглым основанием. Диаметр основы колокольни составляет около трех метров. Смешивание стилей готики и модерна позволило получить авторам необычную конструкцию. Башня получилась без стандартных окон и украшений, главное здание — без привычных изгибов и декоративных деталей. Основной особенностью экстерьера церкви является круглое окно и мозаичные рисунки.
Рассмотреть красоту мозаики можно внутри помещения. Здесь красиво изображены цветным стеклом самые распространенные сцены из Библии. Все эпизоды подобраны по тематике. Более крупным рисунком представлены фигуры на уровне глаз человека. В дневное время свет проникает сквозь мозаичное стекло, словно оживляя происходящее на витражах. Интерьер церкви Святого Николая создан в аккуратной и простой форме. Белые ровные стены украшены религиозными картинами и золоченными христианскими крестами.
Окрестности
Прогуливаясь по Гамбургу, будет интересным посетить мемориал храма Святого Николая, побывать на 130-метровой башне церкви Святого Михаила, посмотреть церковь Святой Катерины, пройтись по главной площади и взглянуть на Городской совет Гамбурга.

14 июня православная церковь отмечает День прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского.

В этот день в Гамбурге, в церкви святого праведного Иоанна Кронштадтского, прошла литургия и было освящена установленная на храме скульптура в честь праведника и покровителя гамбургской общины. Богослужение возглавил архиепископ Подольский Тихон, управляющий Берлинско-Германской епархией.

В освещении памятника принял участие один из старейших церковных хоров России – Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова. В этот же день в храме состоялся концерт этого прославленного коллектива, организованный при поддержке Русского центр в Гамбурге. Выступления состоялись в рамках программы Дней русской духовной культуры в Германии и международного культурного проекта «Русские сезоны».

В программе концерта прозвучали произведения Николая Голованова, Павла Чеснокова, протоиерея Николая Ведерникова, Дмитрия Бортнянского, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, митрополита Илариона (Алфеева), Михаила Косолапова и Анатолия Конотопа. Открылся концерт премьерным исполнением сочинения Антона Вискова, написанного специально для этого концерта, «Похвала святому праведному Иоанну Кронштадскому».

Синодальный хор – старейший в России профессиональный музыкальный коллектив, ведущий свою историю еще с XVI века от хора Патриарших певчих дьяков. Получивший статус Синодального хора во времена реформ Петра Первого в 1721 году, этот хор участвовал как в богослужениях, так и в главных государственных церемониях своего времени, был живым преемником уникальной певческой традиции, восходящей к русскому Средневековью.

При хоре существовало училище духовно-певческого искусства, подарившее России целую плеяду выдающихся музыкальных деятелей. Со второй половины XIX века Синодальный хор вёл также концертную и гастрольную деятельность. В этот период коллектив сотрудничал с П. И. Чайковским и С. В. Рахманиновым, а его деятельность поддерживалась генерал-губернатором Москвы великим князем Сергеем Александровичем Романовым.

Нынешний Московский Синодальный хор начал своё возрождение весной 2009 года с назначением митрополита Волоколамского Илариона настоятелем храма «Всех скорбящих радость». Синодальный хор возрождается на базе хора столичного храма «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке, где с 1948 года сохранялись традиции московской школы церковного пения под руководством регента Николая Матвеева. В настоящее время в составе коллектива – 80 певцов.

Помимо участия в торжественных богослужениях Московский Синодальный хор выступает с концертными программами в Москве, России и за рубежом. Хор представляет российскую культуру во многих международных проектах – коллектив выбран в качестве партнёра главным хором Ватикана – Хором Сикстинской капеллы. Эти два ведущих хоровых коллектива, представляющих музыкальную культуру востока и запада Европы, осуществляют ряд проектов, свидетельствующих в современном мире традиционные христианские ценности и высокое искусство. Также в географию выступлений Синодального хора входят более 40 стран по всему миру, включая Великобританию, Германию, США, Австрию, Италию, Чехию, Израиль, Армению и многие другие.

В 2010 году был учреждён Фонд содействия возрождению Синодального хора, который ставит перед собой задачи сохранения и развития лучших традиций богослужебного церковного пения в России и популяризации этого искусства.

Начиная со средних веков, вольный ганзейский город Гамбург имел тесные торговые и культурные связи с Великим Новгородом, где у немцев была своя церковь ап. Петра, хотя новгородцы в Гамбурге храма не имели. Так продолжалось несколько веков. Русская православная церковь в Гамбурге существовала в 1756–1767 при посланнике бригадире Салтыкове, но после назначения нового дипломата-лютеранина была закрыта и отправлена в Киль. Известны имена ее двух священников: с 1756 — о. Петр Дмитриев, с 1758 — о. Петр Иоаннович Причетников, переведенный затем в Стокгольм. Священник получал в год 400, два причетника — по 200 рублей жалования, но «без долгов никак прожить не могли».

В начале XX века оборот торговли России через Гамбург достигал 30 млн руб., однако, как писал русский журналист, хотя «русская колония довольно значительна, но в ней все больше евреи, поляки, остзейцы; настоящих русских сравнительно мало». Православных было больше, чем русских, ибо в их число входили греки, сербы и румыны, работавшие на заводах и фабриках, — Гамбург был крупнейшим промышленным центром и вторым по числу жителей городом страны. Кроме того, через его порт шла мощная эмиграция в США и Аргентину из Галиции, Буковины и Украины, включавшая множество православных верующих.

Отсутствие постоянной и большой русской колонии все время препятствовало открытию в городе храма и поэтому когда в 1872 саратовский купец-выкрест Эдуард Крий предложил ее построить с помощью пожертвований, то Синод отклонил это предложение, поскольку тогда в Гамбурге проживало всего 10 русских. Начиная с 1886 служить литургии в Гамбург приезжал из Берлина прот. Алексей Мальцев, председатель Свято-Владимирского братства. Они проходили в канцелярии российского консульства или на квартирах его чиновников.

В 1898 для постройки храма, проект которого составил А. И. фон Гоген, была выдана сборная книга, но собранных денег хватило только на покупку за 30 тыс. марок (из которых 10 тыс. дал московский купец Иоганн Берстлинг) в апреле 1901 трехэтажного дома на Бемервег, 4, на верхнем этаже которого, после приспособления, была 19 декабря 1901 освящена Никольская церковь, вмещавшая всего 30 человек. Она была устроена Свято-Владимирским братством «в память выздоровления от тяжкой болезни Его Императорского Величества Государя Императора Николая II».

В 1905 был в рассрочку приобретен соседний дом № 2 на средства, пожертвованные судовладельцем Баллиным. Часть помещений в названных домах сдавалась в наем и на эти деньги содержался храм и приезжавшие служить из Берлина священники, ибо своего причта не было.

2 января 1904 в домовой церкви служил литургию епископ Алеутский и Северо-Американский Тихон (Белавин), будущий Патриарх, возвращавшийся на свою кафедру в Нью-Йорке. Об этом напоминает надпись внутри храма. Епископу Тихону прот. Мальцев сообщал, что православное духовенство, которое ехало через Гамбург в Америку и возвращалось в него, «поставлено в известность, что они могут найти себе приют в братском доме и в воскресенье или в праздники отслужить там литургию или всенощную». В том же 1904 Патриарх Александрийский Фотий подарил храму икону вмц. Екатерины. Это произошло благодаря содействию российского консула С. В. Арсеньева, который ранее долго служил в Иерусалиме.

Иконостас в церкви с написанными на нем образами был исполнен из шелка в Москве в 1760-е и предназначался для походной церкви Преображенского полка в Мемеле. Некоторое время ошибочно считалось, что он был изготовлен в конце XVIII века для вел. кн. Анны Павловны, которую сватали за шведского короля, и потому находился в русской церкви в Стокгольме, откуда был доставлен в Гамбург. В 1996 этот старинный иконостас был передан в Москву и после реставрации летом 2005 установлен в соборе Христа Спасителя в Калининграде.

В начале 1904 открылось благотворительное «Русское общество в Гамбурге», помогавшее русским, которые попали в затруднительное положение. Оно содержало библиотеку и небольшой церковный хор. В общество кроме русских входили и немцы, любившие Россию и говорившие по-русски. Богослужение в Никольской церкви круглый год вели архимандриты-греки, знавшие церковнославянский, или командированные русские священники.

Хотя после революции Гамбург не стал центром русской эмиграции, приход в нем в 1920-е увеличился до 300 человек. Домовый храм не вмещал такого числа богомольцев, и многие слушали богослужение на лестнице. Священником служил престарелый о. Николай Ордовский-Таниевский, бывший тобольский губернатор, старостой — кн. Кочубей. В этот период болгарский Царь Борис подарил храму серебряное кадило. С 1938 клир возглавил о. Евгений Ножин.

В конце Второй мировой войны в Гамбург и его окрестности хлынул огромный поток (около 10 тысяч человек) русских беженцев, в основном «остарбайтеров». Этих людей окормлял архимандрит Виталий (Устинов), будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей. Во многих лагерях для «перемещенных лиц» были созданы общины и устроены временные церкви (всего в Западной Германии их было 200). В Гамбурге барачная церковь на ул. Харфестэхудэвег, 27 была освящена во имя блж. Прокопия Устюжского, который был родом из недалеко расположенного Любека.

В 1953 эта временная церковь стала кафедрой викарного архиепископа Гамбургского и Северо-Германского Филофея (Нарко), который возглавлял ее 30 лет. Именно он стал инициатором постройки каменного храма на 350 человек в самом Гамбурге, заложив его 18 декабря 1961 по проекту русского зодчего А. С. Нюренберга. Здание псково-новгородского стиля, к которому примыкает двухэтажная пристройка с квартирой священника, возводил архитектор Л. Н. Серов на участке, безвозмездно предоставленном городом, при денежной поддержке протестантских и католических церквей. Строительство обошлось в 410 тыс. марок.

Освятил церковь 3 сентября 1965 митрополит Филарет, тогдашний Первоиерарх РПЦЗ, при участии архиепископов Берлинского и Германского Александра, который в 1971–1982 служил в ней, Гамбургского Филофея, Женевского и Западноевропейского Антония и епископа Нафанаила.

Четверик здания покрыт крышей зеленого и увенчан голубой главкой, на которой начертаны золотые звезды. Над входом с перспективным порталом возвышается небольшая луковка; такая же украшает трехарочную звонницу на южном фасаде. Белоснежные оштукатуренные стены прорезаны узкими окна-бойницами. Внутри стены храма расписаны в древнерусском стиле бар. Н. Б. Мейендорфом, который исполнил также образа в двухъярусном иконостасе. В работе ему помогала дочь Елена Николаевна. Интерьер украшает красивое двухъярусное чеканное паникадило, подарок одного армянина.

Гамбургский собор стал первым русским храмовым зданием и архиерейской кафедрой на севере Германии. Кроме того, он — лучшее творение церковной архитектуры Русского Зарубежья в послевоенной Европе, ибо снаружи отличается хорошо найденными пропорциями и живописной композицией, внутри — нарядным стилизованным убранством. До 2005 настоятелем храма являлся пожилой прот. Амвросий Бакхаус из православных немцев. Для этих немцев службы проходят раз в месяц в Никольской домовой церкви.

В старинном Любеке с 1945, в приделе протестантского храма св. Екатерины, действует одноименная с гамбургской православная церковь. В обоих храмах служит ныне о. Иосиф Вовнюк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *