Гареджийская пустыня в Грузии

ДАВИД ГАРЕДЖИЙСКИЙ (? — 604 г.)

Преподобный, чудотворец, покровитель Грузинского царства

Память: 7 (20) мая и в четверг по Вознесении (Мамадавитоба).

Преподо́бный — святой, подвиг которого заключался в монашеской жизни (аскетизм, отшельничество, пустынножительство и иные формы отвержения общепринятого жизненного уклада). Монашеская аскеза как тип святости предполагает отказ от мирских привязанностей, забот и стремлений, и выбор следования Христу, поста и молитвы как основы жизнедеятельности. Этот тип святости указан в словах Христа, сказанных апостолу Петру: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф. 19. 29).

Чудотво́рец — эпитет ряда святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на чудотворное исцеление и т.д. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

ДАВИД ГАРЕДЖИЙСКИЙ — монах, один из 13-ти ассирийских отцов, ученик Иоанна Зедазнийского, пришедший с ним из Сирии в Иверию (Грузию) с проповедью христианства. Святой Давид почитается одним из основателей грузинского монашества. Жил на горе Задени близ древней столицы Иверии — Мцхеты, затем на горе Мтацминда в Тбилиси (на месте, где находится храм его имени), потом перебрался в пещеру Гареджи и основал большой монастырь, известный как монастырь Давид Гареджи.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ДАВИДА В ТБИЛИСИ

Происхождение преподобного Давида в точности не известно. Имеются сведения, что он был родственником и воспитанником Иоанна Зедазнийского. Лишившись рано родителей, преподобный Давид еще юношей последовал за своим учителем Иоанном и посвятил себя монашеской жизни.

Когда преподобный Иоанн Зедазнийский послал своих учеников проповедовать Евангелие по всей Иверии, преподобный Давид избрал для своих апостольских трудов город Тбилиси (город-крепость на перекрёстке торговых путей из Азии в Европу, из Персии к скифам и сарматам, из Византии к хазарам). В Тбилиси привозили ткани из Персии и Китая, драгоценные камни и благовония из Индии, оружие из Византии, ковры и лазурит из Турана, коней из Аравии. Целые кварталы занимали ремесленники. Особенно славились грузинские мастера обработкой металла и изделиями из серебра. Кузнечные ряды и рынки Тбилиси напоминали Дамаск. На улицах и площадях можно было увидеть персидских жрецов «огнепоклонников» (одетых в чёрные халаты), индийских браминов и факиров (иссохших от поста, как деревья зимой), буддийских монахов (закутанных в жёлтые одеяния) и иудейских раввинов с повязками на лбу, где хранились выписки из торы.

Прибыв в Тбилиси, преподобный Давид со своим учеником Лукианом поселились вдали от населенной части города на горе, ныне именуемой Мтацминда (Святая Гора), которая находится на западной стороне Тбилиси.

Гора эта носит два названия: одно – «Мтацминда», или Святая Гора, она получила в конце XVI века от Святого Афона, когда иноками афонского Иверского монастыря был основан здесь монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, который и считался его подворьем (Афон, как известно, и до сих пор называется по-грузински «Мта-Цминда»); другое наименование этой горы — «гора Давида» – получила такое название в VI веке, с того времени, когда святой Давид поселился на ней.

Гора МТАЦМИНДА (Святая гора) и ПАНТЕОН

Своими руками Давид выкопал в недрах скалы пещеру, дни и ночи он проводил в сердечных и горячих покаянных молитвах. Пищею ему служила скудная горная растительность, а питьем — холодная ключевая вода. Каждый четверг сходил преподобный со своей горы в Тбилиси: проповедовал Евангелие, беседовал с народом, молился в храмах, а остальные 6 дней пребывал в безмолвии и затворе. По преданию, путь, по которому сходил преподобный в город, никогда не застраивался. Поэтому улица, ведущая к подножью горы, имеет форму изгибающейся тропинки.

Своей праведной святою жизнью и внушительной проповедью преподобный Давид благотворно влиял на жителей города. Но огнепоклонники и другие враги христианской веры, которых немало было в то время в Тбилиси, опасаясь успехов его христианской проповеди, решили оклеветать его, что бы сам народ изгнал Давида из города как прокажённого.

Дочь одного из жителей города, соблазненная кем-то, забеременела. Ревнители благочестия потребовали от нее выдачи виновника прелюбодеяния, и она, наученная и подкупленная врагами преподобного Давида, оклеветала святого подвижника.

Преподобного Давида потребовали на городской суд. Ему было нанесено множество оскорблений. Но Давид не сказал ни слова в своё оправдание, а лишь дотронулся посохом до чрева девицы и спросил зачатого ребенка: «Я ли отец твой?». Из утробы послышался голос: «Нет, не ты», — и назван был какой-то кузнец. Вдруг девица почувствовала страшные боли и родила камень. И тогда возмущенная толпа, не внемля уговорам преподобного, забросала клеветницу камнями.

Такое обличение лжи и послужило, как говорят, причиною постройки в Тбилиси церкви Квашвети (от грузинского слова «ква» — камень). Эта церковь находится на проспекте Руставели, в том самом месте, где случились выше описанные события.

Преподобный Давид был так опечален смертью этой девицы, что испросил у Бога источник чудодейственной воды, который имел бы целебную силу и, в особенности, — даровать бесплодным женщинам чудо деторождения. Бог внял его мольбе, и на склоне горы Мтацминда появился источник чистой ключевой воды, который и ныне находится там же, рядом с пещерой святого Давида, привлекая к себе множество бездетных паломниц.

УХОД В ГАРЕДЖИЙСКУЮ ПУСТЫНЮ

После этих событий преподобный Давид решил покинуть Тбилиси. Он положил на волны реки Куры свою монашескую мантию и вместе со своим учеником Лукианом встал на неё и поплыл как на ладье, вниз по течению реки. Они отправились в пустыню Кахетинскую, которая называется «Гаре Кахети» или «Гареджи» (уединенное место). Гареджийская местность — это высокое плоскогорье в 60 километрах к востоку от Тбилиси, суровая безводная пустыня, где летом бывает жара до 50 градусов, а зимой — мороз до 30 градусов. Тут он устроил обитель, которая впоследствии превратилась в знаменитую Лавру и породила еще десяток монастырей. Святой Давид с того времени стал называться Гареджийским.

Пребывая в пустыне и возлагая всю свою надежду на Бога, Давид и его ученик Лукиан усердно молились и постились. В пищу они употребляли корни некоторых растений и пустынную зелень. Когда в этой пустыне истощились и без того скудные запасы дождевой воды и редких чахлых растений, и Давид с Лукианом начали ощущать голод, то Господь Бог послал им ланей с молодыми детенышами. Из молока этих ланей посредством молитвы Преподобный Давид «сотворял» свежий сыр и кормил им Лукиана и себя. В среду и пятницу монахи вообще ничего не ели, только молились.

Однажды лани прибежали к преподобному и пожаловались на змея, поедавшего их детенышей. Преподобный повелел змею уйти, иначе он поразит его Именем Христовым. Змей в страхе согласился, но просил сопровождать его взглядом, чтобы Божественный Огонь не поразил его до того как он уйдет. Преподобный обещал это змею. Но когда змей уходил в Куру, святому Давиду явился Ангел и потребовал отвернуться. Давид, помня свое обещание змию, противился указанию Ангела. Но Ангел решительно позвал Давида, и он был вынужден отвернуться. Тогда с Неба сошел огонь и поразил змея, который мог причинить другие, еще большие беды не только для пустыни, но и для населенных мест.

НАЧАЛО ВОЗВЕДЕНИЯ ЛАВРЫ ДАВИДОВОЙ

Некоторое время Давид и Лукиан жили в пустыне вдвоем. Но охотники, промышлявшие в данной местности, видя святость Преподобного Давида, захотели остаться жить подле него. Преподобный Давид, видя искренность их желаний, повелел им вырыть хранилища для воды и пещеры для жилья. И появилось в Гаре Кахети множество отшельников; каждый день число их увеличивалось, так как слух о святом Давиде, его праведной жизни и подвигах разнесся не только поблизости, но и в отдаленные окрестности Иверии.

Однажды к Давиду пришел отшельник, который жил в этой пустыне задолго до прихода сюда Давида. Это был преподобный Додо. Анахорет родом из кахетинских князей, оставил мир, богатство и почести без сожаления, как стряхивает путник прах и пыль со своих ног.

Позже Преподобный Давид повелел святому Додо на возвышенности горы устроить обитель. Святой Додо исполнил указание, и здесь поселилось множество пустынников. Давид же остался на прежнем месте, где, выходя каждый день из пещеры, в расселине каменной горы постоянно воссылал Богу благодарственные молитвы.

Однажды Давид взошел он на вершину той горы, в которой жили его братья-монахи, и как обычно начал молиться с простертыми к небу руками. В это время к его ногам прилетел фазан, испуганный ястребом, пущенным арабским охотником.

Варвар приблизившись к месту, где сел фазан, увидел святого, молящегося с простертыми руками, а ястреба своего, поодаль сидящего. Удивленный этим зрелищем, он спросил святого Давида: «Кто ты, и как здесь оказался?» Святой ответил; «Я есть раб Господа нашего Иисуса Христа. Милосердному моему Господу приношу моления о прощении множества грехов моих и о удостоении меня спокойного переселения из сего суетного земного мира в мир небесный». Варвар снова спросил: «А кто здесь питает и утешает тебя?» Святой отвечал: «Тот, на Которого я уповаю и Которому поклоняюсь. Он есть Питатель и Попечитель мой и всех тварей Своих. Оставь ты эту бедную птицу, прилетевшую ко мне грешному для избавления ее от рук убийцы».

Гордый варвар, сидящий на коне, сказал святому Давиду: «Бедный монах, я хочу убить тебя, а ты велишь мне оставить птицу в живых? Следовало бы тебе прежде просить о себе, нежели об этой птице». Но смиренный отец кротко отвечал: «Ты не имеешь никакой власти убить не только меня, но даже и эту малую птицу, ибо Бог помощник мне и Он избавит меня от угроз твоих». Варвар, разгневанный такими словами, схватился за меч, чтобы поразить его, но вдруг рука его окаменела, лишенная жизни. Варвар в страхе и трепете упал с лошади, обхватил ноги святого и стал молить о прощении. Милостивый Давид прочитал молитву, прикоснулся к руке варвара и она мгновенно исцелилась.

Варвар, удивленный таким чудом Божиим, опять припал к ногам святого Давида и стал молить исцелить его больного сына, обещая, что сам он и весь род его будут поклоняться Богу, в которого верует Давид. Давид ответил ему: «Иди в дом свой, как уверовал, да будет по слову твоему, и найдешь сына своего совершенно здоровым в третий час пополудни». Варвар (его звали Бубакар), поспешил домой, где его встретил совершенно здоровый сын. Бубакар спросил жену свою, в какое время исцелился сын, и жена ответила, что мальчик поправился в третий час пополудни. Услышав это, Бубакар возблагодарил Бога и святого Давида за исцеление сына.

На следующий день Бубакар велел своим рабам нагрузить ослов поклажей с самой лучшей пищей, и отправился к святому Давиду со своей семьей. Бубакар сказал святому Давиду, что желает всем своим домом принять святое Крещение. Так и было сделано, Бубакар и весь его род принял святое Крещение. Позднее Бубакар со своими рабами высек в пустыне для монахов церковь Преображения Господня, в которой упокоился впоследствии преподобный Давид. Спустя несколько столетий (в IX веке) преподобный отец Илларион (великий подвижник Грузинской Церкви и мудрый настоятель Давидо-Гареджийской Лавры), расширил и украсил тот храм, придав должное благолепие могиле святого Давида, находящейся у южной стены храма. Напротив места погребения Давида в этом храме находится могила святого Лукиана. Молитва при гробах этих преподобных благодатна и целительна.

ПУТЕШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДАВИДА В ИЕРУСАЛИМ

Однажды преподобный Давид решил совершить паломничество в великий град Иерусалим, взяв с собой в путь лишь несколько монахов. Лукиан остался следить за обителью.

Преподобные взошли на Сионскую гору. Внизу расстилался Иерусалим, город, где Сим, старший сын Ноя устроил гробницу для головы Адама и воздвиг над ней холм, называемый Голгофа. Город, где царствовали Давид и Соломон. Город, который предназначен был стать духовной столицей мира. Здесь был распят Христос, как Сын человеческий, здесь он воскрес как Сын Божий.

Давид, увидев город, пал на землю и со страхом и умилением сказал ученикам своим: «Не могу отсюда далее идти, поскольку считаю себя недостойным приблизиться к святым местам, поэтому идите вы одни туда и принесите и за меня грешного молитвы пред святым Гробом Господним». Иноки, попрощавшись с Давидом, ушли. Помолившись, по обычаю паломников, берущих горсть земли палестинской, преподобный Давид взял, как благословение от Святого Града, три камня, лежащих у стены и отправился обратно в Иверию.

Бог, видя такое крепкое верою смирение святого Давида, послал к Иерусалимскому Патриарху Илии Своего Ангела и велел передать: «Мой возлюбленный Давид, приблизившись к Иерусалиму, взял с собою благодать его. Отправь скороходов, чтобы догнать монаха. Повели им взять у него два камня, а третий оставить при нем и сказать ему: «Так повелевает Бог тебе. Поскольку по мере твоего смирения взята тобою благодать Моего Гроба из Иерусалима, то Мне угодно, чтобы две части возвратились опять Иерусалиму, дабы совершенно не лишить его благодати, а третью часть дарую тебе для взятия в пустыню. Иди туда с миром и освяти пришествием твоим братию твою. Впредь же, притекающие с верою к тебе будут иметь исцеления от болезней и освобождение от прегрешений своих. Возьми камень сей, как знак благодати в твою пустыню для памяти и возвещения веры твоей».

Патриарх немедленно послал скороходов за Давидом. Скороходы догнали смиреннейшего Давида и поведали ему обо всем. Они забрали у Давида два камня, а третий камень оставили при нем. Преподобный Давид горячо помолился Господу за такую благодать. Слух о необычном чудесном происшествии разнесся по всему Иерусалиму и окрестностям. А смиренный Давид через некоторое время прибыл в пустыню Гареджи и положил принесенный камень в церковь.

Вскоре после Давида возвратились из Иерусалима его спутники и возвестили братьям обо всем виденном и слышанном в Граде Святом; так и разнеслась по всем окрестностям пустыни весть о богоподобном смирении преподобного Давида, и о принесенном им чудотворном камне. Со всех сторон пустыни стекалось множество отшельников и богомольцев видеть чудо Божие и прославлять Господа. При прикосновении к этому чудотворному Камню исцелялись немощные, больные и прочие страждущие христиане.

ЧУДОДЕЙСТВЕННЫЙ КАМЕНЬ ДАВИДОВ

Святая Грузинская Православная Церковь содержит особое Священное Предание об этом Давидовом Камне. Чудодейственный Камень преподобного Давида, привлекавший в Гареджийскую Лавру несметное количество богомольцев, после кончины святого Давида лежал на могиле его, находящейся в высеченной им же пещере, приспособленной Бубакаром для церкви в честь Преображения Господня. И поныне много исцелений происходит у места погребения святого Давида, от его гроба, где незримо присутствует благодать Иерусалима. Как свидетельствует благочестивое предание грузинских христиан, троекратная здесь молитва равняется одному паломничеству в Иерусалим.

Как долго благодатный Камень, принесенный святым Давидом из Иерусалима, находился на его могиле, когда и кем он был спрятан — никому не было известно. Дальнейшая история этого Камня была описана в одной из рукописей библиотеки Квабтахевского монастыря, найденной в прошлом веке. В рукописи говорится, что в 1811 году настоятель Давидо-Гареджийской обители, архимандрит Илларион, решил провести ремонтные работы в церкви Преображения Господня, где покоятся священные останки Преподобного Давида Гареджийского. Решили сломать находившиеся в ней две колонны: одну с восточной стороны у иконостасной боковой двери, а другую, примыкающую к кирпичной пристройке с южной стороны. После слома первой колонны обнаружилась стена с амбразурой приличной величины, отштукатуренные алебастром. Здесь была нанесена живопись: святой Давид и преподобный Додо как бы целовали друг другу рук и радостно приветствовали друг друга. Тут же была надпись: «Образ пришествия святого Давида из Иерусалима». Эту стену пришлось сломать. Но за ней оказалась такая же стена с небольшой уже амбразурой, вмещавшей еще меньшую амбразуру. Все это тоже было отштукатурено алебастром. В последней амбразуре нашли святой камень со знаками горевшей пред ним свечи и поблекшими от времени небольшими следами воска. Камень был величиной чуть меньше гусиного яйца, продолговат и оканчивался конически. На остром конце его было видно пятно, имеющее цвет темной (застарелой) крови, и на одной стороне вдоль от одного конца до другого была заметна тонкая черта того же цвета; цвет самого камня представлял собой смесь красного с белым. Также в рукописи указывалось, что камень этот имел чудотворную силу, оказывающую благотворное влияние на прикасающихся к нему с верою. Братья святой обители, следуя примеру преподобных Отцов, сберегших святой Камень в описанном месте, сохранили его в той же церкви, но уже в другом, особом месте, известном только некоторым старейшим из них. На праздник святого Давида они вынимали его из хранилища для поклонения, и потом опять прятали.

В 1857 году Давидо-Гареджийская обители подверглась разорению со стороны воинственных лезгин. Они ворвались в церковь и ограбили ее, захватив драгоценные облачения, чаши, кресты, евангелия в окладах, серебряные паникадила, златотканый покров, находившийся на гробе святого основателя обители, митры и вообще все драгоценные вещи, унесли также и благодатный Камень, принесенный преподобным Давидом из Иерусалима и находившийся в маленьком ковчежце под Престолом. Вместе с этим взяли в плен иеромонаха Митрофана и многих других. Дорогою они убили стражника святой обители Михаила Сергиашвили. В числе пленных находились также двое русских юношей, пришедших на богомолье и два стражника грузина. Возвратившись домой, они разделили между собой награбленную добычу, а чудодейственный Камень, значения и цены которого они не понимали, забросили на чердак одного из домов. Пленник иеромонах Митрофан запомнил это место. Спустя год иеромонах Митрофан освободился из плена при помощи выкупа, внесенного за него Императором. Уходя домой, он тайно от лезгин взял благодатный Камень, принес его в Лавру и с благоговением передал Иоанну Джорджадзе, настоятелю Давидо-Гареджийской пустыни. Ныне чудодейственный Камень Давида хранится в сокровищнице Грузинской Патриархии.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ПРЕПОДОБНОГО ДАВИДА

Перед смертью святой Давид призвал всех своих братьев-монахов и преподал им разные душеспасительные наставления. Затем, с миром отошел в обитель Отца Небесного. На месте монашеских подвигов преподобного Давида и Додо в последующие столетия была построена самая большая в Грузии лавра, объединившая 12 монастырей. Преподобный Давид погребён в пещерной церкви, а рядом с ним его ученик Лукиан, по слову спасителя: «Где Я, там и ученик Мой будет».

Грузинская церковь причислила Давида к лику святых и установила в память его праздник в тот день, в который он умер. Это произошло в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Этот послепасхальный день кончины преподобного пришелся на 7 (20) мая. В этот день также установлена память всем ассирийским отцам, просветителями Иверии. Грузинский церковный праздник в честь Давида Гареджийского называется «Мамадавитоба». Праздник совершается в первый четверг по Вознесении Господнем (груз. – «амаглэба»), главные мероприятия проходят в Тбилиси и связаны с посещением храма Давида Гореджийского на горе Мтацминда («Святая гора»). На горе находится также пещерная келья старца Давида и источник, называемый «Слезы Давида». В Тбилиси 7 (20) мая на Мтацминда большой праздник. В этот день, при хорошей погоде, целый город стекается сюда, многие приезжают даже издалека. Начиная с этого дня по четвергам, в продолжение почти целого года, поднимаются к церкви богомольцы, и в этот день совершается Божественная Литургия в память о преподобном Давиде. Особенно же много собирается по четвергам молодых женщин и девушек, чтобы помолиться святому Давиду, как покровителю семьи и помощнику женщинам, страдающим бесплодием и женскими болезнями.

Здесь имеется народный обычай прикладывать к стене церкви преподобного Давида камушки и загадывать что-нибудь; если камушек прилипнет, то верят, что желание исполнится, а если упадет, то — не исполнится. Многие из паломников дают особый обет и босыми ногами поднимаются на гору, и если на горе идут какие-нибудь строительные работы, то почти все несут с собою несколько кирпичей.

Святой Давид Гареджийский (Иверский) почитается не только Грузинской Православной Церковью, но и православными церквями России и Украины. Такова природа любви: все своё и себя самого отдавать другим, а на себя принимать их тяжесть и боль.

МОНАСТЫРСКИЙ КОМПЛЕКС ДАВИД ГАРЕДЖИ

Монастырский комплекс Давид Гареджи по своим грандиозным масштабам и по историческому и художественному значению занимает особое место среди памятников материальной культуры Грузии феодальной эпохи.

Этот комплекс пещерных монастырей находится в Гаре Кахетии (60 км от Тбилиси) и простирается на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Как выдающийся образец строительного искусства, отличающийся также высоким художественным уровнем росписей, он и сейчас приводит в восхищение посетителей.

Исторически начало комплекса относят к первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов, по имени Давид, поселился в естественной пещере Гареджи и вскоре основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида.

Правилом святого Давида запрещалось прямо вступать к нему в братство; если кто-нибудь хотел жить с ним, то его сначала посылали в течение трех лет вести пустынно-уединенную жизнь в высеченной им же самим где-нибудь в скале маленькой и узкой келье. Если «новоприбывший» выносил страшное пустынное уединение, то тогда он был принимаем святым отшельником Давидом.

В Гареджийской пустыне после краткой весны, которая расстилает свой яркий разноцветный ковёр по земле, наступает знойное и засушливое лето. Цветы блекнут, трава засыхает. Летом Гареджийская пустынь становится похожей на царство смерти и молчания. А зимой здесь бывают морозы до минус 30 градусов.

Часто выходило так, что инок, избравший такую суровую жизнь, не возвращался к святому Давиду, а пребывал до самой своей кончины в избранном им месте, усердно молясь Богу, но со святым отцом Давидом имел самое близкое духовное общение. Около этого нового подвижника с течением времени собирались его последователи, высекали себе кельи в скале по подобию его кельи и начинали жить с ним по уставу, данному святым Давидом. Таким образом, через некоторое время, еще при жизни преподобного, вокруг его обители появилось много монастырей, бесчисленного множества келий и киновий самых близких его учеников. Обитель, основанная преподобным Давидом, была самой маленькой из окружавших ее монастырей. Иноки Давидо-Гареджийской пустыни имели обыкновение, когда был храмовый праздник в какой-либо из обителей, сходиться в нее отовсюду и единодушно праздновали этот день.

В том же VI веке ученики и последователи святого Давила, Додо и Лукиан, основали еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели.

С именем, видного деятеля IX века Иллариона Картвели связаны сооруженные южнее Лавры на склоне кельи, церковь и трапезная. Он же расширил и перестроил сооруженную Давидом церковь, которою затем благоустраивал сын Давида Строителя, Дмитрий (1093-1156 гг.) — автор гениального песнопения «Ты есть лоза виноградная», являющегося и сейчас шедевром грузинской музыки. Архитектурная форма этой церкви, названной Преображенской, стала канонической для строительства комплекса в последующие времена.

В XI веке нашествие турок-сельджуков задержало развитие монастыря, хотя жизнь в нем и не прекращалась.

Наибольшего расцвета Давид Гареджи достигает в XI-XIII веках. В это время появляются новые монастыри – Удабно, Бертубани («Квартал иноков») и Чичхитури. Расширилась и благоустроилась Лавра Давида, воздвигнутая на склонах небольшого ущелья. В монастыре, где впервые обосновался Давид, был устроен террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары.

Священной реликвией становится единственный в этой местности источник «Слезы Давида», у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники. К этому же периоду, который совпадает с объединением Грузии и подчинением монастыря Гареджи царскому двору, относится роспись церквей и трапезных.

В монастыре Удабно возникает гареджийская школа живописи, которая достигает творческой зрелости в росписях монастыря Бертубани. Фрески монастырей Давид Гареджи в своем историческом развитии связаны с монументальной живописью средневековой Грузии, и в то же время их характеризует своеобразие, выражающееся в новом решении религиозных сюжетов, в особенности графики, в повышенной экспрессии и совершенно оригинальном колорите.

Гареджийская школа живописи представляет собой одно из наиболее выдающихся явлений в культурной жизни средневековой Грузии. Значение росписей Давид Гареджи заключается еще и в том, что некоторые из них представляют собой портреты исторических лиц – царя Давида IV Строителя (1073-1125) в Натлисмцемели, царицы Тамар (1184—1209/1213) и Георгия Лаши (1191—1223) в Бертубани, царя Дмитрия Самопожертвователя (1258—1289) и ряда ктиторов в Удабно.

В XII веке, когда во главе монастырей становится Онуфрий Гареджели, Давид Гареджи превращается в культурно-просветительный центр всей Восточной Грузии. В XIII веке, во время монгольских нашествий, монастыри были разграблены и разрушены. Огню были преданы рукописи, образцы искусства. Замерла жизнь в Бертубани, в развалины были превращены монастыри Лавра Давида, Натлисмцемели, Додос Рка. Лишь через несколько веков, при непосредственной поддержке народа Картли и Кахети, начинается возрождение монастырей, хотя феодальная раздробленность Грузии этого периода не дает им возможности достигнуть былой силы и славы.

На грани XIV-XV веков монгольский правитель Тамерлан подверг Грузию огню и мечу. Разорение страны, естественно, отразилось и на монастырях Давид Гареджи. Еще более экономически ослабленные, они теряют свое культурное значение. В это время прекращает свое существование гареджийская школа живописи.

В 1615 году войска иранского шаха Аббаса I за одну ночь истребили всех монахов и разграбили монастыри.

Страдания святых отцов Давид-Гареджийских, избиенных персами

С конца XVII века кахетинский царь Теймураз I (1589-1663), а затем Арчил II (1647-1713) пытались восстановить Давид Гареджи. Его возрождение фактически начинается с 1690 года, когда настоятелем в Гареджи был назначен Онуфрий Мачутадзе. За время его плодотворной сорокалетней деятельности были восстановлены старые права монастыря, возвращены принадлежавшие ему земли, для защиты от врагов были возведены крепостные ограды, сооружены вход и трапезные.

В XVIII-XIX вв. в результате частых нападений на монастыри и их разорения, а начиная с XIX века в связи с появлением в городах Грузии духовных и светских школ, интерес к Давид Гареджи постепенно спадает. Во второй половине XIX века монастыри опустели, и лишь в Натлисмцемели осталось несколько монахов.

Летом 1851 года на Давид Гареджи напал многочисленный отряд дагестанцев (лезгинов). Они разграбили Лавру святого Давида, вынесли церковную утварь, книги, взяли в плен иеромонахов Геронтия и Сарапиона, монахов Германа, Виссариона, Михаила, Отара и Симона и мученически умертвили их. Мученическую смерть отцов Давид-Гареджи в 1853 году описал Гелатский иеромонах Исаакий, живой свидетель разбоя, учиненного дагестанцами летом 1851 года.

В советское время в Гаре Кахети был устроен самый крупный в Азии артиллерийский полигон. От постоянного сотрясения гор при стрельбе, а также при использовании башен монастырей в качестве мишеней, многие из монастырей были разрушены, и древнейшие фрески VIII-IX вв. с изображениями святых в большинстве своем были уничтожены.

В наши дни часть монастырского комплекса находится на территории Азербайджана, и это является предметом территориальных споров между Грузией и Азербайджаном с 1991 года. Грузия желала бы разменять эту территорию, в связи с особой культурной и исторической значимостью комплекса для страны. Азербайджан отказывается обменивать территорию из-за стратегического расположения высот.

До наших дней сохранились постройки и пещеры двенадцати, некогда крупных, монастырей и множество келий и киновий. Самые знаменитые и посещаемые обители Давид Гареджи: Лавра святого Давида, Воскресенская (Мученическая), Бертубани («Квартал иноков»), Святого Додо (Додос-рка), Иоанно-Крестительская (лавра Лукиана, ученика святого Давида), Чичхитури, Тетри-сенакеби («Белых келий), Магазана (Мгвиме), Колагири, Мохатули («Расписанная»), Веран-Гареджа и Пир-Укугмарти. Теперь все они в запустении, за исключением двух монастырей.

На протяжении своего многовекового существования монастырский комплекс Давид Гареджи много раз претерпевал погромы и разорения, но выдержал испытание веков, сыграв существенную роль в духовном развитии страны. Сегодня его руины говорят о былой духовной силе грузинского народа.

ГАРЕДЖИ — комплекс пещерных монастырей, протянувшийся на 25 км на склонах хребта Гареджи, в 60 км к юго-востоку от Тбилиси; до XX века один из крупнейших на Кавказе религиозно-культурных центров.

Пустынь была основана в середине VI века прп. Давидом Гареджийским, одним из 13 сирийских отцов, пришедших в Грузию во главе с прп. Иоанном Зедазнийским по благословению прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца. Прибыв в Грузию, прп. Давид недолго обретался в природной пещере в отроге горы вблизи Тбилиси (позднее на этом месте был построен монастырь, известный как Мамадавити (მამადავითი — отец Давид), или Мтацминда (მთაწმინდა — Святая гора); ныне в центре Тбилиси). Но окончательным местом, пригодным, на взгляд монаха-аскета, для подвига и учреждения уклада жизни по сирийско-палестинскому иноческому уставу, стала «Гареджийская пустыня».

Аскетический характер подвижничества прп. Давида и его учеников, преподобных Додо и Лукиана Гареджийских, позволяет говорить о незначительном строительстве на раннем этапе истории Г. Поскольку монастырская жизнь в лавре св. Давида и в монастырях Натлисмцемели (ნათლისმცემელი — Крестителя) и Додос Рка (დოდოს რჟა — рог Додо) не прерывалась, эти комплексы неоднократно перестраивались и обновлялись. Из наиболее древних, относящихся к VI-VIII векам памятников монастырского комплекса сохранились кельи и могилы преподобных Давида и Лукиана в лавре (VI век), усыпальница прп. Додо в его монастыре (VI век), келья и стела в Натлисмцемели (VI-VII века), усыпальницы и остатки церкви в Цамебули (წამებული — мученик, VI-VII веков), усыпальницы в Бертубани (ბერთუბანი — местность монахов, VI и X века), несколько малых комплексов, наиболее значительными из которых являются Тетри Удабно (თეთრი უდაბნო — белая пустыня, с сохранившимися в пещерной церкви росписями VI-VIII века) и Берта Мта (ბერთა მთა — гора монахов, где селились отшельники-пещерники, не позднее IX века). В суровых климатических условиях полупустыни в большинстве монастырей уже в ранний период сформировались системы водоснабжения с высеченными в скале желобами и резервуарами, некоторые (например, в лавре) действуют и в настоящее время.

Согласно преданию, после паломничества св. Давида в Иерусалим основанная им пустынь была наделена «третью иерусалимской благодати» (троекратное посещение Гареджи приравнивалось к паломничеству в Иерусалим), поэтому в Гареджи прибывали богомольцы со всего христианского Востока. Особенно почитались могилы преподобных Давида и Лукиана в лавре и св. Додо в Додос Рка. В лавре хранился принесенный св. Давидом из Иерусалима Камень Благодати (в настоящее время в Патриархии Грузии). Священным до настоящего времени считается источник в лавре, образовавшийся во впадине у подножия горного отрога, из которого по каплям сочится целебная вода. В Гареджи много эпиграфических памятников, в т. ч. с надписями, выполненными богомольцами на разных языках, и граффити (в монастырях на пути к лавре).

Новый этап в истории Гареджи (с середины IX века) связан с деятельностью прп. Илариона Грузина. Традиции пустынничества и аскетизма были заменены новыми принципами организации монастырского уклада. Вернувшийся в Гареджи после 7 лет пребывания в Святой земле и в Иорданской пустыне прп. Иларион расширил церковь VI века в честь Преображения Господня в лавре, обновил и украсил могилу прп. Давида, способствовал утверждению его почитания. Монастырский комплекс разросся, пополнилось церковное имущество, увеличилось число монахов, на востоке и западе от монастыря были основаны обители, в местечке Акура близ Телави построен женский монастырь.

К этому периоду относятся высеченные в скале, в верхней части южного крыла лавры, помещения, включающие малую церковь и трапезную, которые, по преданию, являлись обителью прп. Илариона.

С царствования Баграта IV (1027-1072 годы) Гареджи находился под покровительством правителей единого Грузинского царства, однако нашествия турок-сельджуков («великая туретчина», около 1080 года) затормозили развитие комплекса. В царствование Давида IV Строителя (1089-1125 годы), после присоединения к Грузинскому царству Эрети и Кахети (1104 год) и победы над турками, Гареджи окончательно перешел в царское владение, о чем свидетельствуют письменные источники и целая галерея фресковых изображений грузинских правителей в росписях главной церкви монастыря Натлисмцемели, последнее 10-летие XII века (Баграт IV, Давид IV, Димитрий I, Георгий III, царица Тамара, Давид Сослани и отрок Георгий Лаши); главного храма Бертубани, начало XIII века (царица Тамара, Георгий Лаши); главной церкви Колагири, конец XII века (многочисленный ряд представителей высшего духовенства и светской власти с обширными надписями); церковь Благовещения в монастыре Удабно, конец XIII века (Димитрий II Самопожертвователь, епископ Иоанн).

На рубеже XII-XIII веков Гареджи становится важнейшим духовным и культурно-просветительским центром. В этот период уже было 12 монастырей, что нашло отражение в названии комплекса «Двунадесятница Гареджийская». Впоследствии в комплекс вошли и др. окрестные монастыри и скиты; по результатам последних исследований их число превышает 20 (лавра, Натлисмцемели, Удабно, Бертубани, Тетри Удабно, Мравалцкаро (მრავალწყარო — множество источников), Шави Сенакеби (შავი სენაკები — черные кельи), Берта Мта, Цамебули, Чичхитури, Додос Рка, Веран Гареджа (ვერან გარეჯა — опустошенная Гареджа), Саберееби (საბერეები — там, где есть монахи), 4 комплекса Беребис Сери (ბერების სერი — холм монахов), Пирукугмари I и II, Патара Квабеби (პატარა კვაბები — малые пещеры), Диди Квабеби (დიდი კვაბები — большие пещеры), Колагири, Саторге, Коцахура и др.). В различных монастырях многогорья (Натлисмцемели, Додос Рка, Удабно, Бертубани, Колагири) были построены крупные храмы, небольшие часовни, здания жилого и подсобного назначений, связанные между собой системами коридоров, переходов (тоннелей) и лестниц и создававшие единый ансамбль. Интерьеры церквей и трапезных были украшены фресками. Законченный вид приняли гидротехнические сооружения. Археологические материалы XII-XIII веков подтверждают наличие в монастырях высокоразвитого керамического производства и кузнечного дела.

Нашествие монголов под предводительством Берке-хана в 1265 году привело к разорению и опустошению монастырей многогорья и их окрестностей. В 1-й половине XIV века, в царствование Георгия V Блистательного (1314-1346 годы), Гареджийское многогорье все еще представляло собой сильное в политическом и экономическом отношении объединение. Архимандриты Гареджи принимали участие в ведении царского совета и в управлении церковными делами страны. В конце XIV века неоднократные нашествия Тамерлана нарушали монастырскую жизнь. В 1424 году Александр I Великий передал монастыри Гареджи Грузинской Патриархии (Мцхетскому патриаршему престолу). После распада страны на отдельные царства и княжества забота о Гареджи перешла к царям Кахети. К этому периоду относится предпринятое царем кахов Александром II (1574-1605 годы) строительство в верхнем дворике лавры высокой башни, представлявшей собой один из наиболее интересных образцов грузинского зодчества. В 1616 году войско персидского шаха Аббаса I разорило монастыри и истребило братию. Позднее мощи св. мучеников (смотрите статью Гареджийские преподобномученики) были перенесены в усыпальницу монастыря Удабно, известную под названием Моцамети (მოწამეთა — мучеников).

Важную роль в восстановлении разоренных персами монастырей сыграли Теймураз I (1606-1648 годы) и Арчил II (1664-1675 годы). В конце XVII — 1-й трети XVIII веков некоторые монастыри Гареджи пережили новый расцвет, связанный с именем настоятеля лавры — Онуфрия (Мачутадзе) (1690-1732 годы), который за строительную деятельность в лавре, монастырях Натлисмцемели и Бертубани был признан «вторым строителем» Гареджи. Очевидно, в период его настоятельства и при материальной помощи Ираклия I (1688-1703 годы) лавра приняла окончательный вид: были построены церкви свт. Николая, Успения Пресвятой Богородицы и мч. Марины; расширена, обновлена и украшена иконостасом и росписями церковь святого Иоанна Богослова (XII-XIII века); завершено строительство высокой ограды с башенками по углам и украшенных рельефами и надписями главных ворот (1695 год), обновлена или возведена заново основная часть сохранившихся до наших дней церквей, келий и подсобных помещений на расположенных ярусами двориках. В монастырях Натлисмцемели и Додос Рка были построены более просторные трапезные, обновлены и снабжены новыми иконостасами монастырские храмы, сооружены кельи.

Гареджийский монастырский комплекс неоднократно подвергался нападениям (в основном, лакцев) в XVII-XIX веках. Монастыри подвергались грабежам и разорению, священнослужителей брали в плен, мучили, убивали. Среди мучеников, имевших отношение к монастырю, известны Козман († 1630 год), Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел (1696-1700 годы), Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил (Микаэл) и Симеон (Свимеон) († 1851 год), Гавриил Мцире († 1802 год). С небольшими перерывами монастырское служение продолжалось в нескольких монастырях: лавре, Натлисмцемели и Додос Рка. Главной задачей стало строительство и обновление единой системы сторожевых и сигнальных башен.

Один из этапов монастырской жизни Гареджи связан с именами последних грузинских царей — Ираклия II (1762-1798 годы) и его сына Георгия XII (1798-1800 годы), об особом отношении которого к Гареджи свидетельствуют его келья в лавре и восстановленная им церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1811 году, после присоединения Грузии к России, была упразднена автокефалия Грузинской Церкви; монастырские владения и церковное имущество перешли в ведение государственного казначейства. В 1816 году настоятель Гареджи Иларион обновил притвор в церкви Преображения в лавре. Судя по сохранившимся надгробным камням в лавре и Натлисмцемели, здесь погребали как местных иноков, так и светских лиц. В лавре были захоронены и отцы, принявшие мученическую смерть во время набега лезгин в 1851 году. Этот период отмечен увеличением интереса русских богомольцев и любителей древностей к монастырям Г. (Г. Гордеев, А. Муравьёв).

В 20-х годах XX века, после установления в Грузии советской власти, в действовавших монастырях Гареджи (лавре и Натлисмцемели) жизнь замерла окончательно; в соответствии с новым административным делением граница между Грузией и Азербайджаном пролегла через монастыри Удабно и Чичхитури, а Бертубани отошел Азербайджану. С конца 40-х годов XX века на территории комплекса был размещен военный полигон, в результате чего пострадали или были полностью разрушены высеченные в скале церкви, молельни, уникальные фрески и памятники эпиграфики. В 90-х годах XX века в лавре св. Давида и Натлисмцемели было возобновлено монастырское служение.

Исторические источники:

მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები. V-X სს. / რედ. ილ. აბულამე. თბილისი, 1963. Т. 1

მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები, მეტაფრასული რედაჟციები, XI-XIII სს. / რედ. ილ. აბულამე. თბილისი, 1973. Т. 3

Martin-Hisard B. La Pérégrination du moine géorgien Hilarion au Ixe siècle // Bedi Kartlisa. 1981. Т. 39. P. 101-138

სხირტლამე ზ. საბერეების ფრესკული წარწერები. თბილისი, 1985

Дополнительная литература:

ალეჟსი-მესხიშვილი ტ. მოკლე აღწერა საჟართუელოს მონასტერთა, საჟართველოს სასულიერო მახარებელი, 1864, № 8, 9

მღვდელ-მონაზონი კალისტრატე, წმინდა დავით გარესჯელის უდაბნო. თბილისი, 1884

ეპისკოპოსი კირიონი. ამბავი დავით გარესჯის საკვირველთმომჟმედის ჟვისა ტფილისი, 1899

Чубинашвили Г. К. Пещерные мон-ри Давид-Гареджи. Тбилиси, 1948

მენაბდე ლ. მველი ჟრთული მწერლობის კერები. თბილისი, 1962; t. 1

ჟავთარია მ. დავით გარეჯის ლიტერატურული სკოლა, თბილისი, 1965

Попытка политической атаки на оппонентов, желание восстановления справедливости или серьезные территориальные претензии к стратегическому партнеру? Дело Давид-Гареджи в Грузии приобретает все более масштабный характер.

«У интересов родины и государства нет политического календаря», – так в «Грузинской мечте» комментируют развитие скандала вокруг ареста сопредседателя и члена межгосударственной комиссии по делимитации-демаркации грузино-азербайджанской границы Ивери Мелашвили и Натальи Ильичевой по делу «о нарушении территориальной неприкосновенности Грузии».

У председателя парламента Арчила Талаквадзе вызывает вопросы защитная реакция оппозиция – притом, что следствием еще не был проведен брифинг:

«Интересы государства и родины – номер один, власть для того и существует, чтобы делать правильные шаги, когда требуется. Мы не располагаем роскошью откладывать на будущее темы, связанные с любым государственным вопросом. Думаю, общество видит, кто попытался политизировать этот вопрос».

Your browser doesn’t support HTML5

Синдром Гареджи

Талаквадзе отметил, что вопрос Давид-Гареджи имеет для правительства государственное значение, «Грузинская мечта» сделает все возможное для «защиты культурного наследия в рамках Конституции и законодательства», а также для «выяснения спорных вопросов со «стратегическим другом и партнером – Азербайджаном»:

«Если в этом помогут аутентичные карты, которые были предоставлены в последний период, мы обязательно воспользуемся этим на следующем этапе переговоров. Наша задача на данный момент — обеспечить безопасность границ, чтобы спор по поводу Давид-Гареджи был разрешен в интересах нашего государства».

Читайте также В Грузии разыгрывают монастырскую карту

Председатель парламента выразил надежду, что урегулирование этого вопроса с Азербайджаном станет возможным «в новых обстоятельствах». При этом официальная позиция Баку по этому вопросу остается неизвестной. По словам замминистра иностранных дел Грузии Лаши Дарсалия, все материалы переданы правительству Азербайджана, которое, «с большой вероятностью, их изучает». Впрочем, разъяснения представителя грузинского МИДа особой ясности в дело не внесли:

«Это внутреннее дело Грузии, об этом говорили и сами представители азербайджанской стороны, и наш министр, и грузинская сторона. Везде как грузинская, так и азербайджанская стороны подчеркивают, что любая работа этих комиссий, разумеется, – это чувствительная тема, но формат ее обсуждения соответствует и подобает грузино-азербайджанским отношениям, и так будет продолжаться и в будущем».

8 октября в СМИ появилась информация о том, что карты, переданные Министерством обороны Грузии прокуратуре и ставшие основанием для возбуждения уголовного дела по изменению границы с Азербайджаном, были получены из России. В частности, сообщалось, что документы были предоставлены оборонному ведомству близким к «Грузинской мечте» бизнесменом Давидом Хидашели. Тот, в свою очередь, смог заполучить их при содействии офицера внешней разведки России Олега Мубаракшина, работавшего под прикрытием.

Сам Давид Хидашели, в настоящее время находящийся в Тбилиси, считает, что, передав Министерству обороны Грузии топографическую карту 1938 года, сделал «национальное дело».

«Я приехал в Грузию, чтобы сделанное мной национальное дело было справедливо рассмотрено. Я был готов провести пресс-конференцию на эту тему, но, вероятно, пандемия помешает этим планам, я нахожусь в самоизоляции. Более того, чего я только не услышал о себе в последние дни по разным телевизионным каналам: что я изменник родины и агент оккупантов. Странно, что возвращение важнейших картографических материалов, обнаруженных во многих странах мира и в результате огромных усилий, возвращенных в Грузию, оказалось «враждебным отношением к стране», – заявил Хидашели агентству IPN.

В результате на скамье подсудимых оказались два бывших члена комиссии – Ивери Мелашвили и Наталья Ильичева. По версии следствия, в процессе делимитации обвиняемые не использовали карту, которая отражает исторические границы страны. В результате рубежи якобы были согласованы в ущерб территориальным интересам Грузии.

Читайте также Прокуратура Грузии открыла сезон «охоты на ведьм»?

Не осталась в стороне и президент страны. Саломе Зурабишвили распространила специальное заявление. По словам главы государства, во время ее пребывания на посту министра иностранных дел (2004-2005 гг.) вопрос государственных границ был одним из ключевых в двусторонних отношениях с Баку и Ереваном. Но окончательного соглашения ни с одной стороной достигнуто не было. Глава государства готова в любое время лично предоставить всю информацию прокуратуре:

«Расследование касается соглашения, достигнутого комиссией в 2006-2007 годах, а не периода моего пребывания в должности главы МИД. Несмотря на это, поскольку я уважаю государственные институты, считаю необходимым еще раз публично поделиться с вами полной информацией, которой владею. Также могу лично в любое время предоставить эту информацию прокурору».

Зурабишвили также сообщила, что во время последней встречи в ранге министра иностранных дел с азербайджанским коллегой от комиссии по делимитации была получена информация о том, что несколько участков границы остаются несогласованными. В том числе, в районе Давид-Гареджи и Красного моста:

«Исходя из высокой политической важности и деликатности вопроса, мы с моим коллегой Эльмаром Мамедъяровым договорились обратиться для принятия решения к президентам наших стран, поскольку вопрос мог быть решен только на высшем политическом уровне. Я не владею информацией о том, обсуждался ли этот вопрос президентами после того, как я перестала быть министром, то есть после 19 октября 2005 года. Мне также неизвестно, когда или при каких условиях этот вопрос был возвращен для рассмотрения в комиссию».

Читайте также Монастырский комплекс проблем

Саломе Зурабишвили уверена, что в целом скандал, разразившийся в связи с арестом членов комиссии и прошлой деятельности главы государства на посту министра, направлен на ослабление института президента.

Тем временем от четкой фиксации своей позиция воздерживается самый влиятельный институт в стране. Высшие иерархи Грузинской православной церкви не раз заявляли о том, что монастырский комплекс Давид-Гареджи принадлежит Грузии, но в разгорающемся скандале патриархия предпочитает дистанцироваться от вопроса. Члены Священного синода ограничились лишь туманными обещаниями рассмотреть вопрос на собрании отцов церкви. При этом епископ Ахалкалакский и Кумордойский Николоз дал понять, какая позиция превалирует:

«Даже не Давид-Гареджи, а Тбилиси был в руках арабов 400 лет, но кто может сказать, что Тбилиси – это не Грузия? Гареджи – это Грузия, монастырь Гареджи всегда будет под дланью Грузинской православной церкви, а земля Гареджи всегда была и всегда будет грузинской землей. Любая попытка отчуждения или захвата его внешним врагом или внутренними предателями никогда не увенчается успехом».

При этом в Грузии распространилась информация, что, согласно той карте, которая послужила причиной возбуждения уголовного дела и пересмотра соглашения с Азербайджаном о делимитации участка границы в районе монастырского комплекса Давид-Гареджи, Грузия может понести территориальный ущерб со стороны соседней Армении. Речь, как утверждают сторонники этой версии, может идти о 700 гектарах. Впрочем, в МИД Грузии эту информацию категорически опровергают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *