Где Иерусалим?

Карта Израиля. Географическая характеристика

Израиль — небольшое государство, расположенное в центре ближневосточного региона, на стыке Евразии и Африки. С запада и юго-запада омывается Средиземным морем. На юге имеет также выход к Акабскому заливу Красного моря, однако протяженность прибрежной линии здесь едва превышает 10 км. Несмотря на протяженную (около 270 км) средиземноморскую береговую линию, страна не имеет островных территорий.

Подробная карта Израиля демонстрирует, что признанные международным сообществом участки границ страны имеют искусственный характер, что наиболее ярко выражено в практически прямой юго-западной границе.

Израиль на карте мира: география, природа и климат

Площадь страны является предметом ожесточенных споров. Ввиду постоянных политических и военных конфликтов в регионе, часть земель, на которые Израиль распространяет свой суверенитет, не признана за ней международным сообществом. К таким относятся, к примеру, Голанские высоты и Восточный Иерусалим. Де-факто Израиль также контролирует Западный Берег реки Иордан и Сектор Газа. Это увеличивает фактическую площадь страны до 28000 км2. Но большинством стран планеты Израиль признается без указанных территорий в рамках 20770 км2.

Израиль на карте мира окружен пятью соседями. На севере он имеет границы с Ливаном, на северо-востоке — с Сирией, на востоке — с Иорданией и на юго-западе — с Египтом. Также двумя полуанклавами внутри Израиля (на востоке и юго-западе) находятся земли частично признанной Палестины.

Географическое положение Израиля

Израиль протянулся почти на 500 км вдоль меридианов. При этом, с запада на восток в наиболее широком месте он имеет не более 130 км.

В географическом плане Израиль можно разделить на четыре зоны. Наиболее комфортной для проживания считается Израильская прибрежная долина, протянувшаяся узкой полосой (до 40 км) вдоль всего средиземноморского побережья страны. Восточнее долина упирается в Центральные холмы, чья высота доходит до 900-1200 метров. Вдоль восточной границы страны протянулась Иорданская рифтовая долина. На карте Израиля на русском языке здесь можно обнаружить необычное место — Мертвое море. Берега этого соленого озера представляют собой самую низкую наземную точку мира — 417 метров ниже уровня моря. Вся южная половина Израиля расположена в пустыне Негев. Ввиду спорного статуса, отдельно следует рассматривать Голанские высоты. Именно в этом горном массиве расположена высочайшая точка страны — гора Хермон (2236 м). Она же является и самой северной точкой Израиля. Страна не может похвастаться обилием полноводных рек. Крупнейшей из них является река Иордан, протекающая по восточной границе государства. На северо-востоке Израиля расположилось крупнейшее пресное озеро всего ближневосточного региона — Тивериадское озеро. Его площадь составляет около 165 км2.

Животный и растительный мир

Благодаря разнообразию природных зон Израиль обладает большим количеством животных и растительных видов. Из более чем 2500 представителей местной флоры до 250 являются эндемичными. Однако крупных лесных массивов в стране нет. Наиболее характерны для местности такие растения, как сосна иерусалимская, акация, эвкалипт, кипарис, казуарина, олеандр и фисташка. Фауна Израиля также многообразна. Здесь можно встретить леопардов, каракалов, волков, газелей, верблюдов, антилоп, буйволов, грифов, коршунов и аистов.

Климат

Несмотря на малые размеры, Израиль лежит в двух климатических поясах: в субтропическом средиземноморском на севере и в полупустынном на юге. Средняя температура северных регионов летом достигает 26-280C, а зимой редко опускается ниже 100C. На юге этот показатель на 6-80C выше. Среднее количество осадков также разнится: в северных районах может достигать 1000 мм в год, а на юге не превышает 100 мм.

Карта Израиля с городами. Административное деление страны

Израиль не имеет единого территориально-административного деления. Каждое ведомство использует собственную систему, однако наиболее распространено разделение на 7 округов. Карта Израиля с городами на русском языке демонстрирует, что данные округа включают и оккупированные страной территории. 65 % населения Израиля сконцентрировано на территории трех северо-западных округов, общая площадь которых не превышает 7 % от всей территории государства.

Иерусалим — крупнейший город Израиля, расположенный близко к географическому центру страны. Является священным городом трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Израильское правительство считает его столицей страны, однако этот статус не признан большинством государств мира.

Тэль-Авив — второй по величине город Израиля и признанная мировым сообществом столица страны. Расположен в 50 км к северо-западу от Иерусалима. Является родиной современной ивритской культуры.

Рамла — город в 20 км к юго-востоку от Тель-Авива. Примечателен тем, что на треть заселен эмигрантами из стран бывшего Советского Союза. Также в городе расположен один из крупнейших в мире цементных заводов.

Удалитесь от городской суеты в Иерусалимские холмы — протяжённую гряду холмов, окружающую Иерусалим с севера, запада и юга. Эти холмы также называют Иудейские холмы, Иудейские горы, холмы Иудеи. Местность простирается от Иудейских предгорий (на иврите называемых Ха-Шфела) до хребта долины Иордана (Бик’ат Ха-Йарден) и захватывает такие известные города как Иерусалим, Вифлеем, Хеврон и Рамаллу. Любопытно, что скалистые Иудейские горы достигают 1000 м в высоту и сочетают в себе и яркий зелёный пейзаж и сухую, безжизненную зону полупустыни.

История Иудейских холмов

Многое успело произойти в Иудейских холмах за тысячи лет. Для начала, упомянём знаменитый поединок Давида и Голиафа, который имел место в долине Элла. Все туристические гиды Израиля знают точное место, где Давид запустил камень из пращи в голову Голиафа 3000 лет назад. Однако не стоит ожидать чего-то сверхъестественного от этого места среди бескрайних горных пейзажей — это всего лишь покрытый травой участок.

Спустя тысячу лет от царствования царя Давида, Бар-Кохба возглавил иудейское восстание против римлян, часть активных действий которого осуществлялась в Иудейских холмах. Вы сможете посетить пещеры Бейт-Гуврин, где Бар-Кохба со своими товарищами скрывался во время восстания, а также поучаствовать в археологических раскопках.

Чем заняться в Иудейских холмах

Туры в Иудейские холмы подойдут тем, кто хочет прогуляться за городом. Вы можете походить по национальным паркам, пешеходным маршрутам, заглянуть в сталактитовую пещеру, заказать специальный тур по пещерам, поучаствовать в археологических раскопках, побывать в Мини-Израиле и т.д.

Как добраться

Иудейские холмы простираются на запад, север и юг от Иерусалима. Из Иерусалима, шоссе 1 и дорога 443 проходят через Иудейские холмы и идут дальше на северо-запад к Тель-Авиву, а дорога 60 идёт с севера на юг. На большинство экскурсий людей доставляют именно этими путями.

Главные туристические достопримечательности Иудейских холмов

Рассмотрим самые интересные места на Иудейских холмах.

Бейт-Гуврин — Мареша

Занятным способом ознакомления с местными историческими перипетиями станет участие в археологических раскопках на археологических семинарах «Стань археологом на день» в Бейт-Гуврин. Также Вы можете заказать себе серию посещений пещерных лабиринтов в национальном парке «Бейт-Гуврин — Мареша».

Мини-Израиль

Весь Израиль в миниатюре — главные достопримечательности и места воссозданы в Мини-Израиле на потеху всем желающим. Там же для малышей и детишек есть масса вариантов развлечений.

Сталактитовые пещеры

Чтобы не зацикливаться на религиозной стороне туризма в Израиль, окунитесь в таинственный мир уникальных сталактитовых пещер, которые находятся прямо возле Бейт-Шемеш.

Национальные парки

В юго-западной части Иудейских холмов расположены несколько замечательных национальных парков, которые идеально подходят для проведения пикников и коротких пешеходных прогулок. К ним легко добраться на автомобиле.

Парк Рабина (Лес Эштаол)

Находясь выше Шаар Ха-Гай, невдалеке от Бейт-Шемеш, этот парк предлагает изумительные маршруты для пеших прогулок и места для пикников. К парку ходят общественные автобусы.

Парк Канады (Парк Аялон)

Также прекрасно подходящий для прогулок и пикников, данный парк интересен ещё и археологическими раскопками и акведуками. Здесь к тому же расположено место, где на пути в Эммаус (на иврите «Хаммат»), по свидетельству Луки, Иисус Христос явился двум своим ученикам после Воскрешения и обнаружения пустой могилы.

Винные туры Израиля

Увлекательным способом исследования склонов Иудейских холмов является винный тур — дело в том, что на центральной и южной части Иудейских холмов имеются возделанные виноградники, которые славятся своим виноградом во всём мире. Стоит заметить, что начиная с 1980-х годов производство вина в Израиле росло стремительно, принося признание среди ценителей и международные награды за качество. С сорока виноградниками Иудейские холмы являются количественным рекордсменом среди винодельческих регионов Израиля.

Латрунский монастырь траппистов/Винодельня

Проезжая по шоссе 1 в районе Эммауса, загляните к монахам, давшим обет молчания. Они торгуют отменным оливковым маслом и вином (не волнуйтесь — те, кто работает с туристами, могут говорить).

Жильё в Иудейских холмах

В этом прекрасном месте с чистым воздухом есть масса мест, где можно остановиться на ночлег. Это подойдёт всем, кто хочет покоя и уединения: путешественникам-одиночкам, парам и семьям.

К отелям на Иудейских холмах легко добраться на машине, а на некоторые даже на обычном автобусе. Самыми лучшими местами скопления отелей являются зелёные холмы Шореш, всего в десяти минутах от Иерусалима, и Маале Ха-Хамиша, располагающееся чуть дальше — в 15-и минутах езды. Перед праздниками, пожалуйста, бронируйте заранее.

Однодневное путешествие в курортный район

Если Вам не нужно размещение в отеле, Вы можете питаться в ресторанах, купаться в бассейнах и посещать спа за отдельную плату — прекрасная возможность сэкономить.

Рестораны Иудейских холмов

Вы, конечно, можете питаться в том отеле, в котором Вы остановились, но если Вы хотите чего-нибудь изысканного, на Иудейских холмах есть несколько неплохих вариантов. Вот три примера.

Френч Шато

По адресу Кела Давид на съезде с шоссе 38 располагается винодельня, масличный пресс и некошерный ресторан.

Хуммус

В Абу Гош Вы сможете отведать «лучший хуммус в мире», попутно знакомясь с арабским христианским городком, у жителей которого давняя добрая дружба с соседями-израильтянами. Городок этот находится прямо возле Маале Ха-Хамиша.

Ферма козлиного сыра

В Израиле много всего интересного, например, молочные фермы, коих много и на Иудейских холмах — козлиная ферма «Хар Ха-Руах», что значит «ветер гор», в их числе. Ферма производит вкуснейшие органические сыры разнообразных типов. Хоть это и не ресторан, но ланч для пикника Вы сможете купить. Ищите эту ферму в Натафе.

В заключение

Прекрасным способом отвлечься от городского шума являются Иудейские холмы. Но как бы там ни было, если Вам не удастся там погулять, Вы сможете их наблюдать в окно по пути в аэропорт Бен-Гурион или в Тель-Авив.

Иерусалим (ивр. ‏יְרוּשָׁלַיִם‏‎ Йерушала́(й)им ) — официальная столица Израиля, город на Ближнем Востоке. Расположен на плато в Иудейских горах на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650—840 м над уровнем моря; климат средиземноморский, с жарким, сухим летом и мягкой, влажной зимой.
Город является священным для евреев всего мира, трёх крупнейших авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Населён представителями множества национальных, этнических и религиозных деноминаций; численность населения Иерусалима (без пригородов) составляет 865 721 жителей.

13 декабря 1949 года Кнессет провозгласил Иерусалим столицей Государства Израиль; с 1967 года Израиль контролирует всю территорию города. Израильский суверенитет над восточной частью города и статус всего Иерусалима как столицы Израиля не признаны значительной частью международного сообщества, которое относится к Восточному Иерусалиму как к палестинской территории, оккупированной Израилем. Статус Иерусалима остаётся одной из центральных тем мирового сообщества.

Иерусалим является одним из древнейших городов мира: первые поселения датируются IV тысячелетием до н. э. В XI веке до н. э. город был занят евреями и провозглашён столицей Израильского царства, а с X века до н. э. — Иудейского. После распада Римской империи Иерусалим отошёл к Византии. С этого момента начинается христианизация города. C захватом в 639 году арабским халифом Умаром ибн Хаттабом город начинает приобретать мусульманский облик. В 1099—1187 и 1229—1244 годах Иерусалим был под властью крестоносцев.

В 1538 году при Сулеймане Великолепном вокруг Иерусалима были построены стены. Сегодня эти стены определяют границы Старого города, который традиционно разделяется на четыре квартала, известные с начала XIX века как Армянский, Христианский, Еврейский и Мусульманский кварталы. В 1981 г. Старый город стал объектом Всемирного наследия, и включён в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Современный Иерусалим разросся далеко за пределы границ Старого города.

Исторически, в основе экономики города лежит его привлекательность для паломников и светских туристов. Однако всё большую роль в экономике Иерусалима играют современные высокотехнологичные предприятия; в 2005 году город признан одним из пяти наиболее динамично развивающихся технологических центров планеты. В Иерусалиме также расположены многие художественные и культурные площадки, в том числе всемирно известный Музей Израиля. Город является государственным телерадиовещательным центром страны. Основанный в 1925 г. Еврейский университет в Иерусалиме входит в первые две сотни учебных заведений мира.

Город впервые упоминается в египетских источниках XIX—XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в Эль-Амарнских письмах XIV в. до н. э. как Урусалим и в анналах Санхерива (конец VIII в. до н. э.) как Урсалимму. Самое раннее внебиблейское ивритское написание слова «Иерусалим» датируется шестым или седьмым веком до н. э. и было обнаружено в 1961 г. в Хурбат-Бейт-Лойя около Бейт-Гуврина. Надпись гласит: «Я есть Яхве, Бог твой, приму Я города Иудеи и избавлю Я Иерусалим» — или, как предлагают другие исследователи: «Яхве есть Бог всей земли. Горы Иудеи принадлежат Ему, Богу Иерусалима».

Этимологически название «Иерусалим» (Ирушалем), согласно различным источникам, происходит от значения «основанный (шумерское йеру — ‘поселение’ / семитское ири, иарах — ‘основывать, закладывать краеугольный камень’) Шалимом (Шалим, или Шулману )».

Таким образом, изначально — в Бронзовом веке — Шалим был Б-гом,-покровителем города. В западносемитской мифологии Шалимму было именем Б-га. В основе этого имени лежит тот же корень С-Л-М, от которого происходит ивритское слово «мир» (шалом, или салам в современном арабском). Таким образом, это название легко стало объектом таких этимологизаций, как «Город мира», «Обиталище мира», «Основанный в безопасности» или, как вариант у некоторых христианских авторов, «Видение Мира».

В Торе принято написание ירושלם (в огласованном варианте — יְרוּשָׁלַםִ), а в арамейских частях Библии принято — ירושלם (огласованный вариант ירְוּשְׁלֵם). Эта форма впервые появляется в Книге Иисуса Навина. В Торе также встречаются названия Шалем (ханаанский Иерусалим до завоевания страны израильтянами), Йевус — по имени народа иевусеев, владевших городом до завоевания Давидом (напр., Судьи 19:10: יְבוּס, הִיא יְרוּשָׁלִָ: «Иевус, он Иерусалим»), и (мецудат Цион) «Крепость Сиона» — по названию крепости в центре города (название «Сион» изначально относилось к конкретной части города, однако позже стало означать город в целом и символизировать библейскую Землю Израиля). Завоевав Иевус, Давид переименовал его в Город Давида, и в древности город был известен под этим названием.

В мидрашах название обычно связывается со словом שלם (шалем — «цельный»); в раввинистической литературе оно также связывается с ירושה (йеруша — наследие, завещание). Согласно Мидрашу, форма Йерушалем или Йерушалаим также является комбинацией Яхве Йир’э («Бог присмотрит (за ним)» — имя, данное Авраамом месту, в котором он приступил к жертвоприношению своего сына) — и названия города «Шалем».

Окончание -аим указывает на двойственность. Вероятно, название приобрело форму, совпадающую с формой двойственного числа на древнееврейском, по аналогии с названиями других городов Иудеи. Есть также предположение, что название Йерушалаим связано с тем фактом, что город расположен на двух холмах. Однако, произношение последнего слога как -аим представляется позднейшей модификацией, которой во времена Септуагинты ещё не существовало.

В греческом и латинском название города транслитерировалось как Гиеросо́лима (греч. Ιεροσολυμα, лат. Hierosolyma), что ассоциируется со святостью города — в греческом ἱερος (hieros) означает «святой». После разрушения Иерусалима римлянами вновь построенный город получил название Элия Капитолина — в честь императора Адриана и Капитолийской триады.

В мусульманских источниках первоначальное название Илия впоследствии стало связываться со святостью: Мадина Байт ал-Макдис («город Храма»), а затем просто Байт ал-Макдис (Храм). В 10 в. в арабском языке закрепилось заимствованное из древнееврейского название Урушалим с эпитетом ал-Кудс («святость», «святой»: Байт ал-Кудс — «святой Храм» или Мадина ал-Кудс — «Святой город»), часто сокращающееся просто как ал-Кудс (القُدس). Официальная политика израильского правительства предписывает, чтобы в качестве арабского наименования города, в сочетании с القُدس, использовалось أُورُشَلِيمَ, транслитерируемое как Уршалим — термин, родственный ивритскому и английскому наименованиям. أُورُشَلِيمَ-القُدس. Семьи палестинских арабов, происходящие из этого города, часто называются «кудси» или «макдиси», в то время как палестинские мусульмане-иерусалимиты могут использовать эти термины, как этнохороним.

Большинство иностранцев, приезжающих в Израиль, уверены, что столица нашей страны – Тель-Авив. «Мы понимаем, – говорят они, – Иерусалим – столица историческая, духовная. Но административная столица государства – Тель-Авив». И они – грубо ошибаются. Столица Израиля – Иерусалим. Точка.Правда, ошибаться гостям Израиля помогает мировое сообщество. Оно не признает права Израиля на этот город, не признает итоги Шестидневной войны 1967 г., после которой Иордания отступила из Иерусалима и освободила захваченные ею в 1948 г. территории. Именно поэтому все страны, установившие дипломатические отношения с Израилем, держат свои посольства в Тель-Авиве, выражая тем самым протест против нашего владения Иерусалимом. А на самом деле они просто не желают ссориться с нефтеносными арабскими государствами, которые – все до единого – вообще не признают Израиля. И на их картах отсутствует государство, существующее с 1948 г. Но мы – не на ассамблее ООН и не на заседании Лиги арабских стран. Мы – в Иерусалиме, столице Израиля.

В XIX в. до н.э. на месте современного Иерусалима был город Шалем. Расшифровать это название сложно, как сложно объяснить и названия других древних городов – Хеврон, Яффо… Есть версии, но, на мой взгляд, неубедительные. Пусть имя Шалем или Салем, или Салим – в зависимости от транскрипции – будет аксиомой, которую мы принимаем без доказательств. Дальше смотрим в Библию, в книгу Бытия: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его (Авраама), и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли». По прошествии восьмисот лет здесь уже город Евус, в котором живет ханаанское племя евусеев.

В 1004 г. до н.э. Евус завоевывает царь Давид, и в это время фигурирует еще одно имя – Цион или Сион. Значение его также неизвестно, в Библии под ним подразумевалась крепость евуситского города. Давид основал Иерусалим – здесь мы видим возврат к древнейшему названию, к городу Бога Всевышнего, но евусеев изгонять не стал. В Библии сказано: «Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме и по сей день». Надо отметить, что слова, написанные тысячелетия назад, верны и поныне. Иудеи не изгоняют ни евусеев, ни другие народы. К сожалению, сказать, что другие народы поступают с евреями так же – нельзя. Вся последующая история Иерусалима – история изгнания из него евреев и попытки их возвращения к своей главной святыне.

Главная еврейская святыня – Земля Мория, на которой праотец Авраам должен был принести в жертву сына своего Исаака. Опять вспомним Библию: «Бог сказал: возьми сына твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мория, и там принеси его во всесожжение». Жертвоприношение не состоялось. «Ангел Господень сказал: Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына единственного твоего, для Меня». Итак, на вершине скалы Мория был заключен союз евреев с Богом. Люди продемонстрировали беззаветную любовь к Творцу и готовность принести ему в жертву самое дорогое. Творец, спасая Исаака, категорически запретил людям человеческие жертвоприношения.

Земля Мория – место заключения союза евреев с Богом – важнейшее место во всем мире. Евреи всего света тянутся сюда, стремятся к городу, построенному вокруг Земли Мория, молятся в сторону Иерусалима, постоянно повторяют слова 136-го псалма: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя». Земля Мория – основа Храмовой горы, краеугольный камень мироздания. Скала, над которой была построена Святая Святых еврейского храма и над которой сегодня стоит мусульманский золотой Купол скалы.

История Иерусалима начинается с царя Давида. Он построил город и торжественно перенес в него величайшую еврейскую святыню – Ковчег Завета. Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды и колена Бениамина. Перенеся Ковчег – символ присутствия Бога – в город, не принадлежавший ни одному из колен, Давид превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля. Более 400 лет Иерусалим – столица Иудейского царства. В 586 г. до новой эры вавилоняне под предводительством царя Навуходоносора захватили Иерусалим и полностью разрушили Храм. Большинство жителей города были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилон.

В 538 г. до н.э.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *