Германская церковь

02.08.2011

В кельнском православном храме

В Германии проживает около 1,5 миллиона православных, представляющих третью по численности христианскую конфессию после протестантской и католической. Во многих немецких городах есть русские православные церкви.

Русские православные церкви существуют в Германии более 300 лет. Первый русский приход, по данным богослова Андрея Голованя, возник в Кенигсберге в 1655 году. В 1718 году Петр Великий определил на службу в Потсдам, при дворе прусского короля Фридриха Вильгельма I, группу гренадеров — в знак дружбы между двумя монархами. После Октябрьской революции русские православные приходы стали разрастаться благодаря иммигрантам.
В 1960-х годах число православных христиан в ФРГ увеличилось с притоком трудовых мигрантов из Восточной Европы и Греции. В 90-х годах, во время массового исхода немцев из бывшего СССР, православных христиан в ФРГ стало еще больше, в основном благодаря членам семей переселенцев славянского происхождения. Сегодня среди православных христиан — русские, украинцы, болгары, греки, сербы. Несколько тысяч православных — немцы, которые сменили религию. Русские православные приходы есть во всех крупных городах ФРГ, в том числе в Кельне.
В самом центре города

Семья Функ

Церковь Святых Равноапостольных Константина и Елены находится в пяти минутах ходьбы от знаменитого Кельнского cобора. Русская православная община при этой церкви основана в 1973 году. Духовенство заботится о 350 прихожанах. «Богослужения проходят по выходным, — говорит настоятель общины отец Герман (German Faltermeier). — По субботам — вечерня, по воскресеньям в 10 утра — литургия. В церковь приходят целыми семьями прихожане разных возрастов».

Супруги Функ родом из Казахстана, в ФРГ переселились 10 лет назад. На вопрос, почему российские немцы оказались в православной общине, Вадим Функ отвечает: «Бог один, только вера у людей разная. В Казахстане у нас не было лютеранской церкви. Моя жена русская, я принял православие, и наших дочерей мы крестили в православной церкви». По словам его жены Ольги, православные немцы в их общине — не редкость.

Oтец Герман

С какими проблемами обращаются прихожане к настоятелям общины? Отец Герман поясняет: «К нам приходят в первую очередь помолиться Богу. Церковь существует на пожертвования прихожан, мы можем оказывать только моральную поддержку — молитвами и советами». По словам батюшки, община снимает квартиру, в которой проводит курсы немецкого языка. Это необходимо для лучшей интеграции прихожан в немецкое общество. Службы в церкви ведутся на двух языках — русском и немецком.

В бывших бельгийских казармах

Храм Святого великомученика Пантелеймона

В другой православной общине Кельна главный язык богослужений — русский. Храм Святого великомученика Пантелеимона находится в кельнском районе Вестховен (Westhoven). 12 лет назад Русская православная церковь за границей купила несколько помещений на территории бывшей бельгийской воинской части. «Наша община занимает пять зданий, — уточняет управляющая делами Алевтина Наумова. — В одном находится храм, в другом — концертный зал, в третьем — трапезная, воскресная школа и библиотека, есть у нас гостиница и хозяйственное помещение».

«По будням богослужения провожу я, — говорит отец Александр Калинский, — а по выходным вместе с настоятелем храма Андреем Остапчуком. Он работающий священник, в мирской жизни — физик, профессор Ахенского университета». Сам батюшка Александр, музыкант по образованию, стал иереем в 2004 году. Обряд рукоположения прошел в Берлинско-Германской епархии. В кельнском храме он проводит богослужения четвертый год.

Отец Александр «По воскресеньям после литургии прихожане идут в трапезную, — говорит отец Александр. — За обедом они общаются с другими верующими, ведь община живет не только богослужениями». По его словам, в воскресной школе детям преподают, помимо Закона Божьего, русский язык, а на уроках краеведения их знакомят с Германией. Педагог Светлана Кашляева добавляет: «По субботам у меня бывает до девяти уроков русского языка. Интерес так велик, что мы стали заниматься с детьми и по будням». Во время школьных каникул молодежный центр, который был создан при общине в 1995 году, организует для детей летний лагерь.
Как вторая семья
Община насчитывает более 200 постоянных членов. «У нас есть прихожане и «захожане», — улыбается Глеб, которого я встретил в понедельник утром на богослужении. — Первые приходят постоянно, а вторые заходят, когда им позволяет время». Приехала в храм в этот день и Ирина из Бонна. 40 дней назад в Воронеже умер ее отец, батюшка Александр отслужил панихиду. Ирина живет в Германии восемь лет, в общину пришла недавно. Она говорит, что вдалеке от родины церковь стала для нее вторым домом, а многие прихожане — словно родственниками.

По словам отца Александра, особенно много верующих приходят в храм во время религиозных праздников: в пасхальных и рождественских богослужениях участвуют до 600 человек. «В будни людей меньше, чем в выходные, но двери храма открыты всегда. Со мной можно связаться по телефону или интернету, я всегда приду для благословления, молитв, проведения других религиозных обрядов», — заверил священник.
И еще один храм
В Кельне существует и еще одна православная церковь. Объединение русской православной церкви в России и за границей приняли не все зарубежные церковные иерархи. Ряд приходов за рубежом не поддержал воссоединение, объединившись в русскую православную церковь за границей под омофором митрополита Виталия — РПЦЗ (В). Сам Виталий заявлял: «Никогда не приобщайтесь к Московской патриархии, которая была создана КГБ».
В Кельне священником-бунтарем оказался отец Божидар. Он многие десятилетия служит в небольшом уютном храме святого пророка Ильи, расположенном в районе Кальк (Kalk). Эта община насчитывает несколько десятков человек. Здесь работает и воскресная школа по обучению детей русскому языку и Закону Божьему.
Виктор Вайц
Редактор: Глеб Гаврик

Берлинский Воскресенский собор

Берлинская и Германская епархия Русской Православной Церкви

Приходы Русской Православной Церкви стали появляться в Германии с XVIII века, благодаря оживлению русско-немецких связей как на уровне венценосцев и аристократов, так и на торговом и дипломатическом. С самого начала они соседствовали с храмами других православных диаспор, и основной заботой Русской Церкви на немецкой земле было не миссионерство, а сохранение веры и спасение своей паствы. В Синодальный период, как и прочие зарубежные русские церкви, немецкие храмы входили в ведение Санкт-Петербургских архиереев.

Учреждением Берлинской епархии Русской Православной Церкви можно считать 1921 год, когда патриарх Всероссийский святитель Тихон поручил архиепископу Евлогию (Георгиевскому) управление русских приходов в Западной Европе, так как в то время владыка Евлогий пребывал в Берлине. Однако уже в 1922 году он переехал в Париж. После разрыва между митрополитом Евлогием и Русской Зарубежной Церковью в 1926 году, поставленный на Берлинскую кафедру епископ Тихон (Лященко), также как и большинство немецких приходов, остался в ведении последней.

Епархиальная структура в ведении Московского Патриархата на территории Германии была восстановлена только после Второй мировой войны. Приходы в пределах Германии составляли Германское благочиние в составе Западноевропейского экзархата. 15 августа 1957 года епархия была восстановлена как самостоятельная и выделена из состава экзархата. Затем она сделалась центром Среднеевропейского экзархата, оставаясь экзаршей кафедрой до упразднения экзархата в 1990 году. 25 ноября 1965 года в Берлинской епархии было образовано Тегельское викариатство, а 28 декабря того же года — также Западногерманское викариатство.

22 декабря 1992 года к Берлинской епархии были присоединены Дюссельдорфская и Баденская, после чего в пределы епархии вошла вся воссоединенная Германия. После распада СССР в Германию хлынул поток эмигрантов из стран бывшего социалистического лагеря. За 15 лет с начала 1990-х до второй половины 2000-х прибыло более 300 тысяч человек из стран бывшего Союза, многие из которых стали искать духовного утешения в Церкви. Это обусловило быстрый рост числа приходов епархии, который к концу 2000-х имелись в каждом большом немецком городе. С 2006 года шло обустройство первого монастыря епархии. После восстановления общения между Русской Церковью в Отечестве и за рубежом, Германия отличалась живым и плодотворным взаимодействием местной епархии в прямом подчинении Патриархата и епархии Зарубежной Церкви.

Ныне объединяет приходы на территории Германии. Кафедральный город — Берлин. Кафедральный собор — Воскресенский (Берлин).

Исторические названия

  • Берлинская и Бельгийская (упом. 1945 — упом. 16 ноября 1948)
  • Берлинская и Германская (упом. 26 сентября 1950 — упом. июнь 1960)
  • Среднеевропейская (упом. 30 июня 1960 — упом. 16 июня 1962)
  • Берлинская и Среднеевропейская (10 октября 1962 — упом. 29 июля 1986)
  • Берлинская и Лейпцигская (упом. 31 января 1991 — 22 декабря 1992)
  • Берлинская и Германская (с 22 декабря 1992)

Статистика

Архиереи

Викарные епархии

  • Западногерманская (недейств.)
  • Тегельская (недейств.)

Монастырь

  • Гётшендорфский Георгиевский (мужской)

Благочиннические округа

  • Северный
  • Баварско-Гессенский
  • Южный
  • Западный
  • Восточный

Православные объединения и организации

  • Сестричество св. царицы Александры в Лейпциге
  • Центр интеграции при Берлинской епархии «ABC»

Церковные СМИ

  • Журнал «Голос Православия (Stimme der Orthodoxie)»
  • приходские листки в общинах епархии

Использованные материалы

  • Страница официального сайта епархии:
  • «Берлинская епархия» // Официальный сайт Русской Православной Церкви
  • «Берлинская епархия» // Сайт «Русское Православие»

Ко времени прибытия на кафедру епископа Феофана (Галинского). По данным епархиального сайта, . Считано 2 мая 2010.

По

По данным епархиального сайта, . Считано 2 мая 2010.

1Собор святителя Николая Чудотворца в Вене

Собор святителя Николая Чудотворца в Вене — православный храм; в настоящее время кафедральный собор Венской епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат).

Храм был построен при российском императорском посольстве в 1893—1899 годах итальянским архитектором Луиджи Джакомелли по проекту Г. И. Котова. Значительную часть расходов на строительство — 400 000 рублей — составили пожертвования императора Александра III. Освящен храм 4 апреля 1899 года архиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом.
Церковь выполнена в формах псевдорусской архитектуры. В здании собора 2 этажа: верхний храм освящен во имя святителя Николая Чудотворца; нижний — в память императора Александра III, его покровителя благоверного князя Александра Невского.
После начала Первой Мировой войны из-за разрыва дипломатических отношений между Россией и Австрией посольство вместе с собором были закрыты. По установлении в феврале 1924 года дипломатических отношений между СССР и Австрией, храм был передан в ведение общины в юрисдикции лояльного Москве митрополита Евлогия (Георгиевского). В июне 1941 года вся недвижимость советской дипмиссии в Вене, включая собор, была конфискована Внешнеполитическим ведомством Третьего рейха. 19 мая 1943 года собор был передан во временное пользование общине РПЦЗ. После освобождения Вены советскими войсками в мае 1945 года, храм перешел в ведение Московского Патриархата. В 1962 году, ввиду учреждения Синодом РПЦ Венской и Австрийской епархии, храм стал именоваться кафедральным собором.

2Церковь святых равноапостольных Константина и Елены в Берлине

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены — православный храм в Берлинском районе Тегель, в центре русского кладбища. Относится к Берлинской епархии Русской православной церкви.

В 1892 году православным Свято-Владимирским братством и настоятелем посольской церкви в Берлине протоиереем Алексеем Мальцевым было приобретено два участка земли: один — для устройства православного кладбища в пригородной тогда деревне Тегель и другой — для строительства Братского дома (для благотворительной и просветительской деятельности). В 1893 году на купленных участках был заложен златоглавый православный храм во имя равноапостольных Константина и Елены.
Церковь строилась по проекту, присланному из России, руководил постройкой местный архитектор Бомм. Один из братьев Елисеевых — Александр Григорьевич — подарил храму позолоченный иконостас резного дуба. Через год храм Константина и Елены был торжественно освящен. Поскольку собор строился только для кладбищенских нужд, то вмещает он всего 30−40 человек.
По распоряжению Александра III в Тегель привезли 4 тонны земли, собранной в 20 российских губерниях, земля была рассыпана по всему участку кладбища. Из России были доставлены также саженцы деревьев, для того чтобы почившие на чужбине смогли найти покой в родной земле под сенью русских деревьев. С течением времени кладбище стало мемориалом русской эмиграции в Германии.

3Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре

Церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины — православный храм на историческом кладбище города Веймара. Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви.

Первый православный храм в Веймаре был устроен для принцессы Саксен-Веймарской Марии Павловны, дочери императора Павла I. Домовая церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины была освящена 18 декабря 1804 года на первом этаже особняка фон Штейн. В 1835 году на втором этаже северного флигеля замка была освящена «зимняя» церковь Святой Марии Магдалины, которая действовала до смерти герцогини в 1859 году.
Отдельный православный храм был заложен 20 июля 1860 года рядом с усыпальницей. Перед началом строительства под будущий храм была привезена в больших объемах земля из России. Руководил строительством местный архитектор Фердинанд фон Штрейхган, но проект был выполнен в Москве. 6 декабря 1862 года церковь была освящена духовником герцогини протоиереем Стефаном Сабининым. С началом Первой мировой войны службы в храме прекратились. 2 сентября 1950 года храм был передан Русской православной церкви.
Храм, выдержанный в русско-византийском стиле, стоит на высоком цоколе. Пять куполов покрыты медью и расписаны узорами. Боковые главки находятся на высоких декоративных барабанах. Саркофаг с гробом Марии Павловны находится в северной части храма, в крипте, соединенной с усыпальницей арочным проходом.

4Собор святителя Николая Чудотворца в Ницце

Собор святителя Николая Чудотворца — православный храм в Ницце. С 15 декабря 2011 года в ведении Корсунской епархии Московского патриархата.

В апреле 1865 года в Ницце в особняке парка Бермон от тяжелой болезни скончался русский Наследник Цесаревич Николай Александрович, сын императора Александра II. Император приобрел виллу Бермон, где 14 марта 1867 года была заложена Никольская часовня. 7 апреля 1869 года она была освящена.
В 1896 году на Лазурный Берег прибыла вдовствующая императрица Мария Федоровна. По просьбе русской общины Ниццы и в память о погибшем царевиче император Николай II и Мария Федоровна приняли под свое покровительство строительство храма. Закладка храма была совершена 25 апреля 1903 года протоиереем Сергием Любимовым. План храма составил М. Т. Преображенский. Строительные работы велись под наблюдением местных архитекторов. В 1906 году строительные работы за недостатком средств были приостановлены. В 1908 году император Николай II пожертвовал из своей личной казны 700 000 франков, на которые были возведен купол и закончены основные строительные работы. Храм был освящен в 17 декабря 1912 года.
Пятиглавый собор был построен по образцу московских пятиглавых церквей XVII века из светло-коричневого немецкого кирпича, но отделан местными материалами: розовым гранитом и голубой керамической плиткой. С запада собор предваряет колокольня и два высоких увенчанных шатрами с золочеными по цинку орлами белокаменных крыльца.

5Церковь Преподобного Симеона Дивногорца в Дрездене

Церковь Святого преподобного Симеона Дивногорца — православный храм в Дрездене. Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви.

В 1861 году по желанию русской общины в Дрездене была устроена домовая приходская церковь в частном доме на Сидониенштрассе. В 1864 году община переселилась в дом на Бойстштрассе. В 1872 году здание, в котором помещался храм, перешло к новому владельцу, не пожелавшему иметь там православную церковь. Русский подданный А. Ф. Вольнер пожертвовал необходимый для постройки церкви участок земли в одной из лучших частей города на Райхенбахштрассе. Проект храма, заложенного 7 мая 1872 года, был составлен безвозмездно архитектором Г. Ю. фон Боссе. 5 июня 1874 года протоиерей Михаил Раевский освятил церковь в честь святого Симеона Дивногорца.
После начала Первой мировой войны церковь была закрыта. В 1938−39 годах церковь была передана Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей. Во время бомбардировки 13 февраля 1945 года церковь чудом устояла, но ей были нанесены значительные повреждения (сильно пострадала колокольня). Летом 1945 года церковь снова перешла в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви.
Храм представляет собой изящнейшее выражение русско-византийского стиля. Главный корпус храма увенчан пятью голубыми главами. Над западной частью находится колокольня, оканчивающаяся пирамидальным восьмигранным верхом. Стены храма выложены из тесаного тюрингского песчаника.

6Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы в Лейпциге

Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы (Храм-памятник Святителя Алексия, митрополита Московского) — православный храм в Лейпциге, устроен в память «Битвы народов». Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви.

Желание увековечить место, где произошла «Битва народов», побудило Россию возвести храм-памятник. Пожертвования на строительство собирались с 1907 года как в России, так и в Германии. 4 мая 1910 года был образован Комитет по сооружению храма, который возглавил великий князь Михаил Александрович. Власти Лейпцига предоставили участок земли на краю поля, где состоялось сражение. Торжественная закладка храма состоялась 28 декабря 1912 года. Автором проекта храма является В. А. Покровский. Церковь была освящена 17 октября 1913 года. В крипту храма с воинскими почестями были перенесены останки российских солдат и офицеров, погибших в «Битве народов».
С началом Первой мировой войны храм-памятник был закрыт. Здание получил в собственность местный житель, который сдавал церковь в аренду. С 1927 года храм находился в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе РПЦ. 5 мая 1939 года приход со всем его имуществом был передан Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей. Во время бомбардировок Лейпцига в годы Второй мировой войны местные жители укрывались в нижних помещениях храма. Летом 1945 года церковь, будучи на советской оккупационной территории, снова перешла в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви.
Храм построен в стиле каменных шатровых церквей XVII века. За образец Покровский взял Вознесенский храм в Коломенском. Шатер венчает золоченая главка с крестом, поддерживаемым цепями. Церковь окружает обходная галерея с 8 высокими гранеными фонарями, символизирующими погребальные свечи. У входа в нижний храм помещены две мраморные доски, которые по-русски и по-немецки напоминают о количестве павших в битве.

7Собор Святого Александра Невского в Париже

Собор Святого Александра Невского — кафедральный собор в Париже. Храм относится к Западноевропейскому экзархату русских приходов Константинопольского патриархата.

В первой половине XIX века в Париже постоянно или временно проживали около тысячи русских. Единственное молельное место находилось в русском посольстве, и этого очень не хватало. В 1847 году священник русского посольства Иосиф Васильев начал работы по проектированию постоянной церкви. Финансирование строительства осуществлялось, главным образом, на пожертвования. Александр II внес личный вклад — приблизительно 150 000 франков золотом. Церковь была освящена 11 сентября 1861 года архиепископом Леонтием (Лебединским), будущим московским митрополитом. В 1922 году она стала кафедральным собором.
Архитекторы церкви — Р. И. Кузьмин и И. В. Штром. План церкви — в виде греческого креста. Каждый луч креста заканчивается апсидой. На апсидах возведены башенки с куполами. Центральный купол поднимается на высоту в 48 м. На фасаде расположено мозаичное изображение «Благословляющий Спаситель на троне» — копия мозаики из храма Святого Аполлинария в итальянском городе Равенна.
Собор Александра Невского связан с жизнью многих известных людей. 12 июля 1918 года там венчались Пабло Пикассо и балерина Ольга Хохлова. В соборе отпевали Ивана Тургенева, Федора Шаляпина, Василия Кандинского, Ивана Бунина, Андрея Тарковского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *