Гиперактивный

Зачастую родители длительное время сами не осознают необычное поведение своего ребёнка, списывая его на физиологическую активность и подвижность, особенно в тех случаях, когда проявления выражены относительно неярко. И не удивительно, ведь у многих детей до шести лет отмечается чрезмерная активность, рассеянное внимание и отвлекаемость. Но вот наступает время, когда поведение дочери или сына требует адекватной реакции со стороны родителей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это психо-неврологическое расстройство, обычно выявляемое у детей 5-7-ми лет, характеризующееся слабой способностью к концентрации и удержанию внимания, повышенной двигательной и психической активностью, приводящей к нарушению процесса обучения и социальной адаптации. Необходимо отметить, что дефицит внимания и гиперактивность не должны быть вызваны сопутствующими заболеваниями, должны иметь место в течение минимум полугода и проявляться в различных ситуациях, как в школе, так и дома.

Существуют определённые общепринятые критерии, которыми активно пользуются специалисты, работающие с такими детьми. Наиболее убедительно диагноз СДВГ может быть поставлен тогда, когда налицо трудности обучения, т.е. не ранее 5-6 лет. В раннем возрасте зачастую признаки СДВГ появляются искусственно по причине нарушения взаимоотношений в семье, частых и бесконтрольных просмотров мультфильмов и «развивающих игр», отсутствия у родителей навыков воспитания своего индивидуального ребенка.

Диагностические критерии дефицита внимания:

  • Ребенок не обращает внимание на детали и допускает ошибки в работе;
  • С трудом удерживает внимание в работе и игре;
  • Не слушает, что ему говорят;
  • Не в состоянии следовать инструкции;
  • Не может организовать игру или деятельность;
  • Не может длительно концертировать внимание;
  • Часто теряет вещи;
  • Часто и легко отвлекается;
  • Часто бывает забывчив.

Установлено, что для постановки диагноза «дефицит внимания» необходимо не менее шести признаков.

Диагностические критерии гиперактивности:

  • Ребенок совершает суетливые движения руками и ногами;
  • Часто вскакивает со своего места;
  • Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
  • Всегда в движении;
  • Не может играть в тихие игры;
  • Очень много говорит.

Для определения диагноза «гиперактивность» необходимо не менее пяти признаков.

Диагностические критерии импульсивности:

  • Отвечает на вопрос не выслушав его;
  • Не может дождаться своей очереди;
  • Вмешивается в разговоры других.

Не смотря на наличие столь чётких критериев, постановка диагноза зачастую требует проведения дополнительной диагностики и наблюдения за ребенком в динамике, так как под маской СДВГ могут скрываться другие расстройства.

Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки формируются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать осложненное течение беременности и родов. Существует также и генетическая предрасположенность.

У данного заболевания существуют и «предвестники». Они не представляют собой что-либо не известное, более того, хорошо знакомы многим родителям. Суть лишь в том, что не все обращают на них должного внимания. Между тем, то, что является привычным, может помочь приблизиться к разгадке поведения любимого ребёнка.

Для облегчения ранней диагностики предлагаем вам ориентироваться на следующие признаки, по которым можно предположить наличие у ребёнка СДВГ соответственно возрасту.

Признаки в возрасте 1 года:

  • ребёнок чрезмерно активен;
  • редко спокоен в бодрствующем состоянии;
  • много кричит;
  • отмечается повышенная чувствительность к различным раздражителям: прикосновениям, запахам, шумам, одежде;
  • характерен сниженный аппетит;
  • ребенок мало и беспокойно спит;
  • нет этапа ползания;
  • активно реагирует на обращение;
  • не всегда даёт носить себя на руках и ласкать.

Признаки в возрасте 2 лет:

  • ребёнок постоянно в движении;
  • необычайно любопытен;
  • готов в любую минуту на необычные, порой неприятные поступки;
  • утомителен для окружающих;
  • бесстрашен и смел, что может служить причиной несчастного случая;
  • не обращает внимания на замечания.

Признаки в возрасте 3 лет:

  • ребёнок стремится к постоянному движению;
  • бывают приступы агрессии;
  • проявляется ярко выраженное упрямство;
  • отмечается неловкость и неуклюжесть;
  • часто ломает игрушки;
  • характерна повышенная отвлекаемость;
  • способен в короткое время навести в убранной комнате беспорядок.

В то же время необходимо отличать непоседу или упрямца (может, но не хочет) от гиперактивного ребёнка (хочет, но не может). У первого имеются пробелы в воспитании, у второго – физиологические и психологические нарушения, требующие лечения и коррекции. Попробуйте разобраться в отличиях с помощью таблицы.

Критерии сравнения

Упрямый

Гиперактивный

Особенности поведения

Вполне может сдерживаться, но не считает нужным. Действует сознательно, по своей воле, преследуя конкретную цель.

Действительно не владеет собой. Его обуревают противоречивые желания, тревога, страх, агрессия.

Жизненная позиция

Активная

Пассивная

Частота

Время от времени становится неуправляемым.

Не редкие эпизоды упрямства, а привычное состояние.

Реакция на окружающих

В обществе незнакомых ему людей ведёт себя спокойнее, чем с домашними, поскольку его цель – манипулировать родными.

На людях ведёт себя хуже, чем дома, контакты с другими действуют на него растормаживающе. Проказничает без цели.

Отношение к последствиям

Прогнозирует последствия поступков, и если позволяет себе многое, значит, уверен в безнаказанности (родители не станут наказывать при посторонних)

Не осознаёт последствий своих зачастую опасных поступков (хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть) из-за неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений.

Поведение у психолога

Не желает демонстрировать себя с плохой стороны, представит другого с удовольствием.

Легко соглашается и не стыдится разыграть сценку, изображающую его плохое поведение.

Самооценка

Понимает, что поступает не хорошо и испытывает стыд.

Отсутствует самокритика.

Наказание

Получив решительный отпор, быстро приходит в норму.

Шлепки, окрики действуют ненадолго, если действуют вообще.

Для этого заболевания характерно длительное течение, при этом надеяться на то, что оно пройдёт само по себе, вряд ли целесообразно. Если всё же родители не обращаются за помощью к специалистам, то необходимо помнить, что неприятные последствия заболевания могут остаться на всю жизнь.

Из-за сложностей в поведении возникают серьёзные проблемы в детском саду и в школе, вследствие чего нередко эти дети как бы «выпадают из общих рамок». Можно себе представить негативные последствия поведения «трудного ребёнка» в семье, где не всегда родители достигают согласия в вопросах воспитания, обвиняя друг друга, проводя время в конфликтах и разногласиях, вместо того чтобы обратиться к специалистам. Здоровые братья и сёстры ребёнка с СДВГ также часто становятся «жертвами» заболевания. Ведь мало того, что им хватает неприятностей от нарушенного поведения брата или сестры, ещё и родители уделяют им меньше внимания и заботы.

Гиперактивный ребенок — это, конечно же, не приговор. При достаточном терпении и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители! Успехов Вам!

Синдром непоседы, модная болезнь, преувеличенная проблема – как только не называют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ADHD). Но неврологи и психиатры предупреждают, что не стоит относиться к СДВГ легкомысленно: это диагноз, который не лечится, но требует определенной коррекции. Во всем мире растет число детей с этим синдромом. Важно правильно помочь им в детстве, чтобы болезнь не мешала полноценно жить во взрослом возрасте.

Особенности поведения

«Дети с СДВГ уже на первом году жизни особенные: они более подвижны, чаще совершают хаотичные движения руками и ногами. Как правило, эти дети задерживаются в речевом развитии, более неуклюжие, невнимательные. Где-то в полтора-два года можно говорить, что есть предпосылки к этому синдрому», – рассказывает невролог Тушинской детской больницы имени З.А. Башляевой Маргарита Самигулина. «Но поставить этот диагноз мы имеем право только к шести годам, когда можно объективно по шкалам оценить невнимательность, гиперактивность, неусидчивость. Мы работаем вместе с психологом, он примерно час играет с ребенком на коврике, задает вопросы, дает задания. А до этого мы предполагаем синдром, акцентируем родителей на том, что дети более неусидчивые, расторможенные».

Маленькие дети с СДВГ своим поведением часто напоминают обезьянок, перескакивающих с дерева на дерево. Дети активно хватают то одну игрушку, то другую, быстро теряют к ней интерес, не могут сосредоточиться на каком-то занятии. При этом они очень активные. Все дети разные, этот синдром у кого-то может проявиться раньше, у кого-то позже, но чаще всего родители замечают проблему в полтора-два года.

Рассказывает детский невролог Нина Московкина: «По нормативам, к полутора годам у ребенка должен созревать интерес, он должен уметь заниматься, строить домики из кубиков, собирать пирамидку, ему это должно быть интересно. А гиперактивный ребенок чуть-чуть позанимается и бросает. У таких детей снижен интерес, им ничего не интересно. Самое главное – не упустить тот момент, когда у ребенка появляется стремление к познанию мира. Мамы часто это пропускают, и так дети начинают входить в синдром гиперактивности с недостатком внимания. С ребенком все время нужно разговаривать, он должен слышать мамино слово. Даже когда вы идете просто по улице, обязательно что-то рассказывайте, еще лучше — читайте детские стихи, это хорошо развивает память и внимание. Мама должна объяснять, что вот это снег, а это – снежинки, они холодные, годовалый ребенок это поймет. Часто родители в этот ответственный период жизни малыша все свободное время тратят на гаджеты, им некогда привить ребенку устойчивый интерес. Что мы нередко видим? Идет мама с ребенком, что-то судорожно набирает в телефонн, а ребенок лишь бы не мешал».

Выдуманный синдром

Активный ребенок – это норма, и не стоит называть всех активных детей гиперактивными. «К сожалению, у нас есть проблема гипердиагностики, когда родители приходят на прием к неврологу, психологу, говорят, что ребенок гиперактивный, и ему ставится этот диагноз – СДВГ, без оценки этой гиперактивности», – предупреждает Маргарита Самигулина. «Вообще, СДВГ – это диагноз психиатра, это нарушение в эмоционально-волевой сфере, дети не могут контролировать свои эмоции и поведение. Бывают выдуманные синдромы гиперактивности, когда ребенок дома бегает по потолку, потому что мама готовит, а папа лежит на диване и смотрит телевизор, ребенку скучно, и он своей активностью пытается привлечь внимание родителей. Такое поведение многие родители называют гиперактивностью. А это всего лишь манипуляция взрослыми в желании привлечь их внимание».

Детей с СДВГ все больше

Число детей с СДВГ выросло во всем мире и в России тоже. По последним данным американских исследователей, в США 11% школьников страдают этим синдромом. Причины разные, но Маргарита Самигулина основными считает проблемную беременность и роды: «Мы стали больше выхаживать недоношенных детей, у них незрелая нервная система, и они имеют различные поражения перинатальной нервной системы, это тоже сказывается. Проблемы беременности сейчас у многих женщин. Есть генетически обусловленные факторы, они не доказаны, но считается, что если мама с папой имеют этот синдром, то у ребенка он тоже будет. Но больше всего сказывается, как мне кажется, недоношенность, преждевременные роды, стимуляция родового процесса».

Очень часто у детей с СДВГ имеются родовые травмы шейного отдела позвоночника и головы. Гипоксия, асфиксия, тазовое предлежание, стремительные роды, длительный безводный период могут быть причиной СДВГ. Поэтому если все эти проблемы были, обязательно нужно посетить невролога.

Невролог Нина Московкина отмечает, что курение мамы во время беременности тоже может спровоцировать этот синдром – никотин сужает сосуды, ребенок получает меньше кислорода. «К гиперактивности может привести и неправильное питание. В идеале ребенок должен получать материнское молоко. Мама, которая кормит ребенка грудью, должна получать в нормальном количестве жиры, белки, углеводы, витамины, не питаться фастфудом. Если у мамы нет молока, ребенка нужно правильно кормить».

Лечение

Лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью нет. Раньше неврологи назначали ноотропные, успокаивающие препараты, но это была, скорее, терапия отчаяния в помощь родителям, вспоминает Маргарита Самигулина. «Сегодня есть только один препарат, который реально оказывает воздействие на этот синдром – это Страттера. Он дорогой, и разрешен только с 6-7 лет. Мы его назначаем, когда ребенок идет в школу, чтобы помочь ему втянуться в обучение, привыкнуть к урокам, научиться себя контролировать, в средней школе этот препарат мы снимаем, и дети, как правило, учатся нормально. В детском саду этот синдром ребенку не мешает, он мешает окружающим, воспитателям, а ребенок чувствует себя замечательно. В школе другая ситуация – за счет своей невнимательности ученик не может обучаться, не может усваивать материал из-за своего синдрома, поэтому там уже требуется наша медикаментозная помощь».

Диагноз на всю жизнь

СДВГ – это диагноз на всю жизнь, он не лечится. Взрослые к нему приспосабливаются, но у них остается забывчивость, частая смена настроения. Такие взрослые нередко страдают заниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, у них отсутствует мотивация, они забывчивы, несобранны, невнимательны. Рассказывает Маргарита Самигулина: «Но жить им это не мешает. Они так же ходят на работу, выполняют все, что нужно. Просто взрослые учатся жить с этим синдромом, приспосабливаются к нему. Но есть такая статистика, что большой процент людей с синдромом дефицита внимания становятся наркоманами, алкоголиками, ведут асоциальный образ жизни. Это так проявляется синдром. Они же активные, и если их чем-то в детстве не заинтересовали, их бешеную энергию не направили в правильное русло, то потом они находят выход только в асоциальных поступках. Их не принимает общество, если родители не смогли помочь им в детстве».

У взрослых синдром проявляется по-разному – некоторые грызут ногти, потому что не могут справиться со своей гиперактивностью. Им нужно постоянно искать занятие для рук, объясняет Нина Московкина: «Помогают мягкие игрушки с гранулами, их можно теребить в руках. Как правило, дети с СДВГ, когда вырастают, не идут на специальности, которые требуют усидчивости, а выбирают такие профессии, где руки работают, а голова при этом отвлекается. Хорошо подойдут ковка, лепка, резьба по дереву».

Спорт в помощь

Откорректировать излишнюю активность детям помогает спорт. Силовые виды спорта – не их вариант, рекомендован пеший, водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах, коньках. Нагрузка должна быть умеренной, потому что дети могут перевозбудиться, а успокоиться самостоятельно им непросто. «Важно заниматься физкультурой, но противопоказаны профессиональные занятия спортом (школы олимпийского резерва). Важно, чтобы дополнительные занятия были интересны ребенку. Большая школьная нагрузка, обучение в специализированных школах, гимназиях, как правило, не по силам ребенку с СДВГ. Лучше, если ребенок будет учиться в обычной школе с адекватной нагрузкой. Если есть возможность, показано домашнее (семейное) обучение, хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми с СДВГ школы Монтессори», – рассказывает практикующий психолог, к.п.н., доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Гусева.

Помощь психолога

Параллельно с наблюдением у невролога или психиатра Юлия Гусева рекомендует детям с СДВГ пройти курс психотерапии: «Обычно психологи в работе с детьми, страдающими СДВГ, используют игровую терапию. Ребенок в игре учится взаимодействовать с другими и самим собой, учится выражать свои эмоции и чувства в социально приемлемой форме, кроме того, психолог в рамках терапии устанавливает границы, если они нарушены в реальной жизни. Постепенно ребенок переносит полученные навыки общения из кабинета психолога в реальную жизнь».

Родитель ребенка с СДВГ – это его самый главный помощник и сопровождающий, отмечает психолог. Одна из серьезных проблем такого ребенка – это самоконтроль, волевая саморегуляция. Он не может сосредоточиться на уроках, отвлекается, не может собрать портфель, не может сдержать себя, например, дерется с другими детьми. «В связи с этим функция контроля должна быть взята родителем на себя. Быть рядом, когда ребенок выполняет уроки, перепроверить вместе с ребенком, все ли собрано на следующий день, напомнить, что пора идти на кружок. Не нужно бояться, что ребенок из-за такой опеки сам никогда не будет ничего делать. Дело в том, что у детей с СДВГ обычно наблюдается дисфункция лобных долей головного мозга, которые, собственно, и отвечают за самоконтроль и саморегуляцию. По мере созревания головного мозга ребенок будет лучше контролировать себя. Обычно это происходит примерно в подростковом возрасте, если, конечно, проводилось соответствующее лечение».

Для ребенка с СДВГ очень важно соблюдение режима дня, спокойный ритм жизни и отсутствие переизбытка дополнительных занятий, в семье должны быть установлены рамки дозволенного поведения. «Эти дети не воспринимают критику, когда вы на них кричите, они, во-первых, не понимают, за что на них кричат, а, во-вторых, становятся более обозленными, стараются сделать что-то назло», – предупреждает невролог Маргарита Самигулина. «А когда к ним обращаются ласково, они слышат, и так от них можно добиться результата. Кричать, бить, наказывать детей с этим синдромом бесполезно».

Что почитать родителям ребенка с СДВГ

Рассел Баркли, Кристина Бентон «Ваш непослушный ребенок»

Многие родители детей с СДВГ отмечают, что эта книга, уже ставшая классикой, очень им помогла. Авторы объясняют причины непослушания, рассказывают, как его можно преодолеть, объясняют, что нужно говорить ребенку и как. Учат, как через систему похвал, наград и мягких наказаний откорректировать поведение ребенка. В книге есть практические схемы, опросник для родителей, проверочные листы.

Екатерина Мурашова «Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром»

Автор в увлекательной форме рассказывает, что же такое СДВГ, как часто этот синдром встречается, как выглядит на практике, как с ним борются врачи. Отвечает на наиболее частые вопросы, которые родители задают специалистам, рассказывает, что делать родителям дошкольника и школьника с СДВГ.

Людмила Ясюкова «Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций»

Людмила Ясюкова всю жизнь посвятила проблеме СДВГ не только как психолог, но и как мама детей с этим синдромом. Она подробно описывает психологические особенности и поведенческие проявления СДВГ, объясняет неврологические причины. Дает практические рекомендации и конкретные методы обучения таких детей.

Юлия Гусева «Особенности включения в образовательный процесс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в среде Монтессори»

Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сложно обучаться в детских садах, непросто подчиняться дисциплинарным требованиям, у них бывают сложности в общении со сверстниками. Психолог Юлия Гусева рассказывает, как можно помочь таким детям.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Насколько это важно?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является нейропсихиатрическим расстройством, для которого характерны атипичные в возрастном отношении, устойчивые и ухудшающие самочувствие беспокойство, импульсивность и невнимательность, которые проявляются с раннего возраста. СДВГ можно разделить на три подтипа, основываясь на типе поведения, который наиболее заметен: 1) тип с преобладанием нарушений внимания; 2) гиперактивно-импульсивный тип; и 3) комбинированный тип, зависящий от природы симптомов. Данный синдром диагностируется, когда симптомы проявляются и причиняют затруднения у ребенка в более чем одной жизненной обстановке, например, в школе, дома или вне дома. По некоторым оценкам, СДВГ поражает от 3 до 7% детей школьного возраста по всему миру, при этом у мальчиков обнаруживается более высокий уровень СДВГ, чем у девочек. СДВГ, как правило, сочетается с другими психиатрическими расстройствами или нарушениями развития (например, тревожностью, расстройством настроения, нарушениями способностей к обучению или речевыми нарушениями, расстройством поведения и нарушениями сна) в 50-66% случаев. СДВГ сохраняется во взрослом возрасте у более чем половины пораженных недугом детей. Симптомы СДВГ и сопутствующие ему расстройства мешают учебе и адекватному поведению в школе, поэтому процент детей с СДВГ, оканчивающих школу, более низкий. По мере взросления они также чаще испытывают сложности с трудоустройством. Другие негативные последствия, связанные с СДВГ, включают в себя сложности межличностных отношений и повышенную частоту случайных травм, автомобильных аварий и подростковой беременности. В целом, СДВГ является одной из крупных проблем для здравоохранения и может приводить к заметным потерям как в жизнях отдельных людей, так и для общества.

Что нам известно?

Считается, что СДВГ вызывается взаимодействием генетических и средовых факторов. Симптомы СДВГ имеют в высокой степени наследуемый характер (76 %), но все же природа генетического влияния до сих пор остается нераскрытой. Согласно результатам опубликованных исследований, генетические факторы, приводящие к СДВГ, также связаны с другими нарушениями. Так, общие генетически влияния обнаружены в случае дислексии и симптомов невнимательности, симптомов гиперактивности-импульсивности и оппозиционных расстройств поведения, СДВГ и симптомов аутизма. Более того, предполагается, что гены, ответственные за деление клеток, клеточную адгезию и миграцию нейронов имеют отношение к наступлению СДВГ. Что касается средовых факторов риска, то здесь исследователи отметили негативное влияние курения и употребления алкоголя матерью в дородовый период, материнской депрессии, низкой массы тела новорожденного, плохих методов родительского воспитания, а также проживания в неблагополучных районах.

Дети с СДВГ испытывают больше проблем в учебе, чем их одноклассники, из-за нейрокогнитивных нарушений и поведения. СДВГ часто ассоциируется с дефицитом управляющих функций (например, планирования, организации, внимания к важным деталям и торможения импульсов). Соответственно, дети, у которых обнаружили это расстройство, с большей вероятностью будут испытывать проблемы в обучении и/или речевые затруднения. Результаты нейрофизиологических исследований позволяют предположить, что СДВГ ассоциируется с атипичной активностью лобной коры, области головного мозга, ответственной за когнитивные процессы. Тем не менее, важно отметить, что только некоторая часть детей школьного возраста с СДВГ (30%) имеет слабые управляющие функции, что позволяет не рассматривать их ни как необходимую, ни как достаточную причину расстройства.

Что можно сделать?

Диагностика

Обычно СДВГ впервые обнаруживается и лечится у детей школьного возраста. Однако наличие симптомов гиперактивности, импульсивности и невнимательности в дошкольном возрасте считается основным фактором для постановки диагноза. Прямое наблюдение за ребенком позволяет предположить диагноз, но ребенок даже с наиболее выраженными симптомами может быть спокойным и внимательным в необычной обстановке, такой как кабинет врача. Следовательно, обследование должно фокусироваться на получении всей истории поведения ребенка дома, во время игры и в школе с раннего детства и до момента обследования. Обычная клиническая беседа (интервью) дает возможность обсудить то, как родители и педагоги реагировали на затруднения ребенка, и выявить стратегии, которые сработали, и те, которые не сработали. Обследование не должно ограничиваться только симптомами СДВГ, следует также расспрашивать о сопутствующих симптомах, которые могут обнаруживаться, например, таких как тревожность, проблемы с настроением и поведением. Родители не всегда полностью осознают, насколько стрессовая обстановка может расстроить ребенка; вот почему беседа непосредственно с ребенком может быть важной частью обследования. Сопутствующие расстройства являются важной сферой лечения, и их наличие может повлиять на эффективность терапии.

Многие клиницисты признают, что шкала оценок родителя и педагога полезна в диагностическом процессе, как способ получения описания поведения ребенка, которое без труда можно сравнить с возрастными нормами. Некоторые дети с высоким уровнем непоседливости (неусидчивости), невнимательности и импульсивности имеют медицинские проблемы или задержки развития, которые должны быть выявлены в ходе обследования. Дети, испытывающие затруднения в учебе, могут проявлять симптомы в школе и во время выполнения домашнего задания, так как им трудно осваивать учебный материал. Другие дети могут проявлять симптомы дома, что лишь указывает на некие проблемы в среде, окружающей ребенка, трудности социального характера или проблемы воспитания. В кабинете доктора может быть очень сложно определить, у каких детей есть специфические проблемы с обучением. Следовательно, консультация с педагогом-психологом может быть очень полезна для получения полной картины сильных и слабых сторон ребенка.

Коррективное вмешательство

Стимулирующие медикаменты (такие как метилфенидат, Риталинтм) в различных краткодействующих и пролонгированных формах играют важную роль в лечении СДВГ. Некоторое время назад стали доступны нестимулирующие медикаменты, такие как Атомоксетин, которые играют важную роль в лечении. Эти медикаменты могут помочь большому числу больных людей улучшить их внимание, управление импульсами и снизить уровень их активности. Также эффективны интенсивные поведенческие коррективные вмешательства, которые подразумевают комбинирование обучения ребенка самоконтролю с обучением родителей стратегиям воспитания. Позитивное родительское внимание, поощрения за подобающее поведение и негативные последствия неподобающего поведения (например, запрещение ребенку играть с любимой игрушкой) – это рекомендуемые методы бихевиорального воздействия. Педагоги также могут применять аналогичные методы в своих классах. Имеющиеся доказательства свидетельствуют о том, что наилучшее коррективное вмешательство – это сочетание медикаментозной терапии, бихевиоральной коррекции и мероприятий на уровне школьной программы, направленных на поведение и обучение. Для получения оптимального эффекта эти виды лечения должны быть интенсивными и долгосрочными. Непосредственная тренировка когнитивных функций, таких как рабочая память (способность удерживать и работать с информацией в краткосрочной памяти), кажется обнадеживающей как потенциально эффективное вмешательство. У некоторых детей может улучшиться поведение при удалении определенных продуктов из их рациона питания, хотя универсальность этого эффекта не доказана. Тренировка мозговой электрической активности может улучшить внимательность и поведение некоторых детей. В связи с этим, главная проблема такого лечения заключается в обобщении положительной динамики и ее переносе в другую обстановку. Необходимо проводить дальнейшие исследования, направленные на изучение оказывающих влияние на лечение факторов (индивидуальных и контекстно-обусловленных), чтобы увеличить положительный эффект лечения детей в течение времени и в различной обстановке.


Многие мамы согласятся с тем, что ребенок — это вечный двигатель, сгусток неиссякаемой энергии. Но иногда дети бывают чересчур активны, суетливы, подвижны и при этом не могут ни на чем долго концентрироваться. И тогда родители начинают задумываться: нормально ли это? Действительно, существует такое понятие, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ. Как распознать гиперактивного ребенка? Как помочь ему адаптироваться к жизни, требующей сосредоточенности и самодисциплины? Рекомендации родителям дает детский психолог Наталия Калиниченко.

Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии Что такое СДВГ

Отношение к гиперактивности и распространенность знаний о ней сегодня, несмотря на активные исследования, не меняются последние 10 лет. Об этой проблеме много говорят, о ней спорят специалисты, но по-прежнему множество родителей не знают, как себя вести с такими детьми. А многие педагоги считают, что гиперактивность — это следствие невоспитанности ребенка.

СДВГ — это медицинский диагноз, требующий наблюдения ребенка у невролога, психиатра, а в некоторых случаях и медикаментозного лечения. Но далеко не все родители детей с СДВГ обращаются к специалистам, и многие дети, которым должен быть поставлен такой диагноз, не стоят на учете у невролога. Иногда родители не понимают, что это заболевание, или не думают, что его можно вылечить. А некоторые мамы и папы просто хотят адаптировать ребенка к жизни, не обращаясь к специалистам. Каждая позиция имеет право на существование.

Ученые до сих пор не выяснили причину СДВГ и гиперактивности, но считают, что все дело может быть в генетических особенностях, болезнях матери во время беременности и родовых травмах. Есть мнение, что у детей с СДВГ замедлено развитие коры головного мозга, с задержкой до трех лет, а к подростковому возрасту гиперактивность сходит на нет. Другая теория гласит, что причина СДВГ — в повышенной скорости импульсов в коре головного мозга.

Не всякая повышенная активность — это основание заподозрить СДВГ. Бывают просто чересчур подвижные и при этом здоровые дети, которые не страдают проблемами с вниманием, а неспециалисты по незнанию называют их гиперактивными. Если малыш очень суетливый и шумный, но при этом может нормально учиться, развиваться, общаться со сверстниками, то это просто свойство его характера, он не нуждается в лечении. Очень важно понимать, почему ребенок проявляет повышенную активность, почему его внимание неустойчиво: из-за особенностей работы мозга или других факторов? От этого зависит способ взаимодействия с таким малышом. Все рекомендации, которые я приведу, касаются детей, у которых дефицит внимания и гиперактивности — физиологически обусловленные состояния.

Как распознать гиперактивность

Важно обозначить критерии, по которым даже неспециалисту будет понятно, что ребенок гиперактивен. Таких детей сразу видно в классе, на детской площадке, в магазине. Это очень активные ребята, которые могут за минуту побывать в десяти местах и не устать. Они очень быстро выполняют все задания и теряют интерес. При этом ребенок, занятый какой-то физической активностью, будет прекрасно слышать, что ему говорят: если его спросить, что только что сказал учитель, он это повторит. То есть такие дети могут делать несколько дел одновременно, а при правильном подходе еще и успешно.

Очень частый признак — двигательная суетливость. Нередко такие дети рано начинают ходить и проявлять активность еще в коляске: хватают за одежду прохожих, трогают веточки деревьев. Их мамы нередко принимают это за ускоренное развитие. На самом деле это тревожный знак, стоит проконсультироваться с грамотным неврологом.

Жить с гиперактивным ребенком, учить его — тяжело. Но труднее всего ему самому. Чтобы понять, каково ему, представьте, что у вас внутри мощные батарейки, которые никогда не садятся и не позволяют находиться в покое.

Еще одна важная проблема — отношение общества к таким детям. Если родители принимают своего ребенка, то работники образования перестраиваются с трудом. Гиперактивные дети в детском саду и школе постоянно привлекают внимание. Они не могут сидеть спокойно, им ежеминутно нужно вставать и ходить, задавать вопросы. Педагоги постоянно делают им замечания, из-за чего такие дети растут с ощущением, что они плохие, нарушители правил.

Как помочь гиперактивному ребенку

У ребенка нет возможности усилием воли стать другим, а у нас — волшебной таблетки, которая бы повлияла на работу его мозга. Но есть способы облегчить жизнь такому малышу, помочь ему учиться, общаться, просто адаптироваться к жизни.

Похвала

Как психолог, я рекомендую родителям и педагогам, всем, кто взаимодействует с гиперактивным ребенком, помогать ему формировать позитивную самооценку. Когда такой малыш играет, учится, выполняет домашние обязанности, хвалите его! И обращайте поменьше внимания на ошибки и нарушения, потому что они вызваны биологическими факторами, а их ребенок не в силах изменить. Гиперактивные дети чувствительнее других к похвале, она для них сверхценна. Найти к ним подход можно именно через добрые слова, восхищение и благодарность за старание сдерживать свою активность.

Режим

Нужно создавать условия, которые нивелируют биологические факторы гиперактивности. Таким детям необходим жесткий режим. Когда он стабилен и постоянен, организм к нему привыкает и не тратит ресурсы на адаптацию к изменяемой среде и образу жизни. Даже в выходные ребенок должен просыпаться в то же время, что и в будни. Важно, чтобы он много времени проводил на свежем воздухе. Это все имеет смысл, если по режиму живет вся семья, а не один лишь ребенок.

Разумно выбранный спорт

Часто родители думают, что спорт — лучший выход энергии для гиперактивного ребенка. Это не совсем так. Бокс, борьба, игры, требующие агрессии, этим детям противопоказаны. Полезны будут плавание, коллективные игры, просто физкультура. Занятия спортом лучше проводить в середине дня, потому что они, с одной стороны, требуют энергии, с другой — перевозбуждают ребенка. А если малыш гиперактивен, не стоит его еще больше накалять.

Четкое планирование

Это то, что поможет детям учиться и решать любые образовательные задачи. План действий должен быть отточен до такой степени, что в любой ситуации он должен возникать моментально. Научите ребенка делить любое сложное дело на маленькие части, каждая из которых будет казаться простой задачей. Обучить гиперактивного ребенка тайм-менеджменту непросто. Делайте это на своем примере: «Мы будем мыть посуду. Что для этого нужно? Мы зайдем в кухню, положим тарелку в раковину, включим воду, возьмем губку, нанесем на нее средство для мытья посуды», то есть проговаривается каждое действие. Если ребенок умеет вычленять простые задачи в составе сложной, это облегчает ему жизнь. Четко объясняйте, что ребенок должен делать в школе: на самостоятельной работе, изложении.

Поскольку у таких детей проблемы с вниманием, нужно работать и с этим. Разместите на его одежде и личных вещах какие-то символы и проговорите, что они означают. Например, когда ребенок, решая задачу, смотрит на пенал и видит там наклейку с солнышком, он понимает, что отвлекся, поэтому надо вновь собраться и вернуться к математике.

Отдых

Рекомендуется постоянно чередовать модальность деятельности. Делите домашние задания на маленькие части, каждую из которых можно выполнить за 5−8 минут. После каждой такой части делайте перерыв тоже на 5−8 минут.

Хорошо, когда учителя понимают важность перерыва для таких детей и дают им возможность подвигаться каждые 20 минут. Этим ученикам можно поручать вымыть доску, сходить за мелом или классным журналом. Когда к ребенку обращаются за такой помощью, это укрепляет его веру в себя.

Акцент на плюсах

Очень важно увидеть в гиперактивном ребенке черты, которые хорошо развиты и способны компенсировать недостатки. Как правило, у таких детей высокая скорость мышления, они быстро решают задачи, даже не понимая, как им это удается. Они могут делать несколько дел одновременно, и эта их способность может пригодиться им на играх вроде «Брейн-Ринга», где нужно очень быстро думать, обсуждать версии с командой и давать ответы раньше других. У таких детей повышенная потребность в лидерстве. Если направить ее в правильное русло, они станут незаменимыми помощниками для родителей и учителей.

Когда пройдет период гиперактивности

Как я говорю родителям на консультациях, к подростковому возрасту проблема гиперактивности обычно проходит. Этот период надо просто пережить. Затем либо снимается диагноз, либо ребенок адаптируется к жизни. Часто тот, кто в детстве был гиперактивным и постоянно получал от учителей замечания и двойки, вырастая, становится душой компании. Он превращается в человека, умеющего адаптироваться к обстоятельствам, знатока своего дела, способного работать в условиях стресса. Это очень важные качества для жизни в современном мире.

Очень важно, чтобы родители приняли и полюбили своего ребенка по-настоящему, не испытывали вину и злость, старались направить его особенности в нужное русло и раскрыть его потенциал.

Гиподинамические дети часто запаздывают с развитием — ребенок позже садится, позже переворачивается на живот, позже начинает уверенно ходить. Родители часто думают, что ребенок не старается, что он может, но не хочет что-либо делать. Уже вполне мог бы ходить сам, но предпочитает держаться за маму.

На самом деле моторная неуклюжесть — характерная особенность гиподинамических детей, сопровождающая их на протяжении всей жизни. Их моторные навыки формируются с опозданием, они могут запутаться в собственных ногах, и конечно, они ненавидят уроки физкультуры в школе.

Развитие речи также обычно запаздывает. Гиподинамические дети часто имеют диагноз «задержка развития речи» (ЗРР) или «общее недоразвитие речи» (ОНР). К двум годам ребенок говорит лишь отдельные слова, к трем — очень простыми фразами. Часто имеются логопедические проблемы.

Гиподинамический ребенок недоверчив и боится, не любит всего нового. С подозрением относится к новым игрушкам, видам пищи, незнакомым людям. Он всегда выберет старую, скромную, но хорошо известную и исследованную игрушку, будет есть знакомые блюда и сторонится новых знакомств. Еще в младенчестве он настороженно относится к новым людям — долго приглядывается, никогда сразу не пойдет на руки, не начнет играть, не даст игрушку.

В раннем детстве для родителей такой ребенок очень удобен. Он никогда не вылезет из манежа, непривередлив в еде, спокоен и нетороплив. Однако позже возникают проблемы. Ребенок остается каким-то полусонным. У окружающих создается впечатление, что его ничего по-настоящему не интересует и не увлекает. После посещения музея или театра он не может пересказать содержание спектакля, рассказать о том, что видел в музее.

В школе гиподинамический ребенок по своему поведению вызывает мало замечаний учителей. Он никогда не балуется, всегда спокойно сидит за своей партой, редко разговаривает с соседями. Но все просьбы учителя гиподинамический ребенок выполняет с некоторой задержкой. Его очень легко усадить за стол, но страшно тяжело «поднять» хоть на какое-то активное действие.

При этом он вовсе не глуп. Родители и учителя часто сходятся в едином мнении — он просто ленится. Детей начинают тормошить, стыдить, торопить, обвинять в отсутствии целей и интересов.

Однако ребенок поступает так не от лени. Его медлительность коренится в особенностях его нервной системы. Необходимо понимать, что гиподинамический ребенок требует особого подхода к воспитанию и развитию.

Поскольку гиподинамические дети консервативны, для них имеет огромное значение формирование устойчивой окружающей микросреды. Чтобы ребенок чувствовал себя в этом мире относительно спокойно, ему обязательно нужно, чтобы окружающий его мир был устойчив и не подвержен сильным изменениям. У него должна быть своя чашка, свое полотенце, свой известный маршрут для прогулки. Преодолеть эту консервативность силой невозможно, так как она — один из способов адаптации нервной системы ребенка к окружающему его миру.

Консервативность гиподинамического ребенка проявляется и в том, что с раннего детства он мало интересуется игрушками и другими внешними впечатлениями. У него есть несколько любимых игрушки, он может слушать одни и те же истории. Однако оставлять его наедине с его пристрастиями категорически не следует. Необходимо выводить ребенка за пределы его устойчивой и хорошо знакомой ему микросреды. Иначе развитие ребенка тормозится, и он может получить диагноз — задержка развития речи «ЗРР».

Игрушки надо периодически менять. Возможности игрушек настойчиво демонстрировать. Сам он может и не догадаться, что вот здесь можно открыть, здесь повернуть, а вот за это подергать.

Надо обращать его внимание на интересные предметы и явления, знакомить его со взрослыми людьми и другими детьми. Сам он никогда не проявит никакой инициативы, он боязлив и недоверчив.

С раннего детства ему надо подчеркнуто демонстрировать и называть различные чувства: «Бабушка обиделась, обиделась!», «А мальчику эта машинка так понравилась!».

Добиться пересказа или отчетливого обмена впечатлениями от увиденного или услышанного от этих детей обычно не удается, но следует стремиться к тому, чтобы две-три реплики «по поводу» ребенок все же произнес, дал какую-то свою оценку. С гиподинамическим ребенком нужно много разговаривать. Главное — это не требовать от него немедленной реакции «Ну-ка, расскажи теперь мне…».

Гиподинамический ребенок — созерцатель по природе. Если ему самому ничего не надо делать, то он будет смотреть практически на все что угодно. Часто такие дети, посетив один музей, в ответ на вопрос родителей: «Ну, а сегодня куда пойдем?» — снова называют этот же музей. Следует согласиться. Здесь лишь отчасти говорит свойственная ребенку опасливость (там я уже был, и все прошло нормально — а значит, там не опасно!). Отчасти же это желание снова вернуться к просмотренной экспозиции, уловить еще один аспект этого освоенного (и более нестрашного) кусочка мира. Именно поэтому гиподинамические дети могут снова читать уже многократно прочитанную книгу, могут ходить по одним и тем же местам.

Гиподинамическим детям обязательно нужны ежедневные и регулярные занятия. Особое внимание следует обратить на тренировку разнообразных графических движений. У медлительных детей часто плохо развита координация движений, и поэтому полезно использовать специальные упражнения для развития моторики. В процессе выполнения этих упражнений можно одновременно тренировать темп и скорость движений.

Существуют специальные упражнения, позволяющие повысить скорость двигательных реакций у медлительных детей. Смысл их состоит не в том, чтобы заставлять ребенка работать как можно быстрее — это только ухудшит ситуацию. Основная суть этих приемов — резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно, причем время от времени даются и предельные скорости движений.

Во время учебы в школе следует отдать гиподинамического ребенка в какое-нибудь детское сообщество «по интересам». Его надо уговорить, сам ребенок никуда не пойдет. Но если ребенку понравится, это будет занятие надолго.

Эти дети не очень общительны. У них никогда не бывает много друзей. Сложившиеся дружеские отношения для гиподинамического ребенка всегда невероятно ценны. Он наивен и привязчив, он будет идти на любые компромиссы и уступки, лишь бы сохранить уважение и привязанность друга (подруги). Разумеется, находятся люди, желающие этой его готовностью воспользоваться. Но гиподинамические дети не бойцы, об этом следует помнить, когда родители в подростковом возрасте призывают ребенка отстаивать свои интересы и не идти на поводу у других. Испортить отношения с детьми обсуждением этих вопросов очень легко. Отношения потом могут восстанавливаться с большим трудом.

Про особенности гиподинамических детей следует помнить, когда встает вопрос о выборе образовательного учреждения после окончания школы. Консервативность, боязнь нового, медлительность, двигательная неуклюжесть, неразговорчивость — все эти особенности гиподинамического ребенка полностью не уходят с возрастом и в той или иной степени остаются с ним на всю жизнь. Выбор профессии из соображений престижа, по совету знающих людей, но без учета особенностей данного ребенка способны сделать его несчастным и разочарованным на долгие годы трудовой деятельности. Наоборот, если выбор сделан правильно (а часто для этого надо просто прислушаться к собственному ребенку и поинтересоваться его мнением, гиподинамический ребенок может быть счастлив долгие годы, работая в каком-либо совсем не престижном музее или научно-исследовательском институте.

Литература

Кольцова М.М. Медлительные дети. — СПб., 2003.

Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. — Екатеринбург, 2007

Солнцева В.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *