Гностики агностики

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

гностицизм;

агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. Т.е ценность и польза две стороны одной и той же медали.

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.

Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

Главная особенность философской доктрины Локка- смещение ее проблематики прежде всего в сторону гносеологии. Нарастание гносеологической проблематики — одна из закономерностей историко-философского процесса. В рассматриваемую эпоху интенсивности научного прогресса, резко возросла роль методологических идей, оттеснявших традиционные логические приемы и ориентированных на различные науки.

Изменение человека, его индивидуальных интересов, возрастание его личностного сознания (самосознания)-важнейший стимулятор того, что мы назвали выше нарастанием гносеологической проблематики в истории философии. В философских учениях в древних и средневековых обществах, с присущей им вековой устойчивостью социальных отношений и форм и в общем невысоким уровнем индивидуально-личностного сознания, преобладали онтологические представления и построения. Принципы, сформулированные в них, трактуются как постоянные и далее неизменные основания самого бытия. Гносеологические идеи, обобщая взаимодействие философии с научным знанием, вместе с тем отражают и уровень личностного сознания. Его огромный процесс виден в ренессансной философии. Дальнейшее углубление этого прогресса в условиях еще более зрелого буржуазного общества в Англии выразилось в философии Локка и выдвижении гносеологии на первый план.

Одна из важнейших заслуг Локка в гносеологизации философии состоит в том, что он больше чем другие философы-новаторы, указал на необходимость сужения и специализации знания как на важнейшую предпосылку его эффективности. Вначале своего главного труда Локк подчеркнул сложность поставленной им задачи, ибо «разумение, подобно глазу, дает нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимаю самого себя: необходимы искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать его собственным объектом». Отсюда дальнейшая конкретизация этой общей гносеологической программы, а именно «исследование происхождения, достоверности и объема человеческого познания вместе с основаниями с степенями веры, мнений и согласия». Суждение поставленной задачи, ее максимальное приближение к интересам человека исходит из убеждения, что «знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности».Бэконовский лозунг «Знание-сила», повернутый в сторону природы, теперь направляется в глубины человека.

Так обосновывает Локк гносеологическую установку своей философии.

2. Идеи как непосредственный материал знания

Из ощущения и рефлексии человек черпает весь материал своего дознания. Сам этот материал складывается из так называемых простых идей- наиболее ясных элементов нашего знания.

Гносеологическое содержание идеи еще интенсивнее представлено у Локка, для которого идея «обозначает все, что является объектом мышления». Смешение гносеологического и психологического аспектов весьма характерно для локковского эмпиристского гносеологизма. Автор «Опыта…» называл идеями не только абстрактные понятия, но и ощущения и даже образы фантазии. Усиление гносеологического содержания в идее выражалось при этом в его убеждении в том, что непосредственно нам даны только идеи, а не сами вещи, которые за ними, конечно, скрываются, но до которых не так то просто дойти. Это положение гносеологии Локка заключало в себе возможности как объектно-материалистической, так и субъектно-идеалистической трактовки.

Первичные и вторичные качества

Различие внешнего и внутреннего опыта углубляло гносеологию Локка. Я убеждаюсь в этом при рассмотрении весьма важного различия идей первичных качеств, с одной стороны, и идей вторичных качеств- с другой.

Сама по себе эта первостепенная проблема отношения субъекта к объекту поставлена в Античности Демокритом. Его учение о подлинном бытии, состоящем из различных атомов и их комбинаций, познаваемых не только чувственно, сколько умственно, стало важным этапом в преодолении так называемого наивного реализма, утверждающего, что реальность такова, какой она представляется человеческим чувствам.

Столь резкое противопоставление субъективного и объективного, производимое с позиций одностороннего рационализма, было неприемлемо для более последовательных сенсуалистов и эмпиристов. Выше мы видели, что Гассенди, восстанавливая учения античных атомистов, трактовал подлинную реальность более качественно- особенно по сравнению с Декартом (да и с Галилеем),- до известной степени сглаживая противоположность между объективным и субъективным. По этому же пути, но уже более основательно пошел и Локк.

Вместе со своим другом Бойлем он закрепил за этой важнейшей гносеологической проблемой наименование «первичных» и «вторичных» качеств. Первичные качества- это неотъемлемые не при каких обстоятельствах свойства всех без исключения тел: протяженность, форма, движение или покой и число. К этим, совершенно объективным свойствам тел, признаваемым и всеми рационалистами, Локк прибавлял плотность (непроницаемость). Тем самым вслед за Гассенди и Бойлем он возвращался к воззрениям античного атомизма, превращая материю не в такую абстрактно-геометрическую субстанцию, какой она представлялась Декарту и другим рационалистам.

Вторичные качества- это изменчивые, возникающие и исчезающие свойства, всегда доводимые до нашего сознания органами чувств: цвета- глазами, звуки -ушами, запахи -обонянием, вкусы -органами рта.

Соотношение двух этих принципиально различны групп качеств Локк выразил в следующих словах «Идеи первичных качеств суть сходства, вторичных -нет…То, что является сладким, голубым или теплым в идее, то в самих телах…есть только известный объем, форма, движение незаметных частиц» здесь Локк утверждает, таким образом, что вторичные качества -отнюдь не иллюзия субъекта.

Заключение

Таков, в самых общих чертах, идеал личности в соответствии с представлениями Локка. Не трудно заметить, что он коренным образом отличается от того идеала человека, который содержится в работах мыслителей Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья и Возрождения. Локк предлагает усилия общества сосредоточить на создании нового социального типа исходя из чисто утилитарных потребностей, имевшихся у правящего слоя, образовавшегося в Англии в результате «славной революции» и «классового компромисса 1688 года». Это взгляд на проблему истинного представив теля своего времени, времени консолидации различных политических сил и крупных преобразований во всех сферах общественной жизни, положивших начало превращению Англии в наиболее развитую капиталистическую державу Нового времени.

СПГС по Westworld

Не путайте с Агностицизмом. Агностицизм — дешёвая отмазка для тех, кому слово «атеист” звучит банально, а читать о религиях дальше википедии лень.

Гностицизм — полу-религия, полу-философия, слишком нагроможденная , чтобы стать массовой, но достаточно таинственная, чтобы заинтересовать. Она вселяет ужас и интригует как сериал, который обрывается на самом интересном.

Почему я про это говорю? Вера не при чем. Мифы и религии таят в себе технологии повествования и мощные шаблоны для историй. Но, несмотря на мощь, к самым популярным мы уже привыкли. Очередная история героя-спасителя, который победил смерть (матрица, супер-мен и т.д.) вызывает зевки. История принца, который покинул дом и познал истину (король лев) — тем более. Уже было.

А гностический шаблон относительно не тронут. Он все чаще появляется в массовой культуре и выглядит свежо. В ближайшее несколько лет он станет ещё популярнее. И сейчас я объясню почему.

Предупреждаю — даже краткое описание гностицизма наглухо заспойлерит вам весь Westworld (Мир дикого запада). В отличие от, например, True Detective гностический шаблон лежит в сюжете Westworld чистом виде, прямо на поверхности.

Итак, свободный персказ:

Бог — супер идеальный и хороший. Он умеет творить так, что противоположности соединяются без противоречий. Поэтому все работает, как часы. Но однажды по ошибке получилось бракованное существо — Демиург.

Демиург тоже способен творить, но противоположности мирить не умеет. Лепит свой мир, и получается пустая, жуткая и бестолковая копия мира божественного. Все у него вкривь и вкось.

«…создал время, при том, что прежде существовала только вечность.

… огонь дает жар, однако грозит сжечь все на свете, вода, утоляет жажду, однако и топит, земля, питает травы, но может превратиться в лавину.

… Демиург был как дитя, которое мнет глину, чтоб передать красоту единорога, но то, что вылепливается, напоминает мышь!”.

Умберто Эко «Баудолино”

В общем мир, построенный на жажде жить, но с неизбежной смертью.

Существа там только страдают, мучаются и бессмысленно умирают. Они лишены способности видеть истинную суть вещей.

Но другие (нормальные) творения бога, втихаря от демиурга, заложили в этих существ кусочек божественного. Душу, сознание, разум — как угодно. И этот божественный кусочек даёт о себе знать ощущением, что он не отсюда и ему здесь не место. Отчуждением к неправильному и кривому миру.

Смерть, к сожалению, душу не освобождает. Выбраться из этого мира можно, но как — неизвестно. Сперва существо должно узнать свой «божественный кусочек”. Осознание — путь к свободе.

Как я и говорил — Westworld в чистом виде. В сериале человек создаёт копию мира, населяет его роботами, которые считают мир настоящим. Человек закладывает в них кусочек сознания. Роботы его не понимают, страдают, мучаются и без конца мрут. Но существует некий «центр лабиринта”, где хранится некое Важное Знание. Им оказывается самосознание — ключ роботов к свободе.

Верховное существо — абсолютное воплощение бога (поэтому вешь, теоретически актуальная и для нижегородцев), последний титул диктатора Великой Французской Революции Робеспьера.

7 мая 1794 г. монтаньярский Национальный конвент принял декларацию, согласно которой «французский народ признаёт существование Верховного Существа и бессмертие души». Далее в декларации говорилось: «Он признает, что достойное поклонение Верховному Существу есть исполнение человеческих обязанностей. Во главе этих обязанностей он ставит ненависть к неверию и тирании, наказание изменников и тиранов, помощь несчастным, уважение к слабым, защиту угнетенных, оказывание ближнему всевозможного добра и избежание всякого зла».

8 июня 1794 г. в Париже был организован публичный торжественный праздник Верховного Существа, где от его лица выступил Робеспьер. Тем самым фактически вводилась государственная религия в нарушение идеалов Революции и не допускалась свобода совести, что усилило недовольство Робеспьером в обществе.

После Девятого термидора культ Верховного Существа, ассоциировавшийся с личностью Робеспьера, быстро сошёл на нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *