Гога – это кто?

отцы Церкви часто толковали имена Г. и М. аллегорически, как инструмент сатанинских преследований града Божия в последние времена (Hieron. In Ezech. XI // PL. 25. Col. 356-357; Aug. De civ. Dei. XX 11). Блж. Иероним, ссылаясь на распространенную в его время традицию, аллегорически истолковывал имена Г. как символ «кровли» (tectum) и М. как символ того, кто исходит «из-под кровли» (de tectum). Согласно блж. Августину, Г. символизирует врагов Церкви, из среды к-рых выступает диавол, как «из-под кровли», а М.- самого диавола, к-рый исходит из среды этих людей, как бы покидая временное прибежище, бездну безбожного града. При этом Г. и М. не исторические народы, они представляют собой врагов Церкви, число к-рых «как песок морской». В средневековье Николай де Лира, ссылаясь на блж. Иеронима, развивает это аллегорическое толкование: Г. для него — антихрист, т. к. он одержим диаволом, а М.- символ антихристовых гонителей, к-рые происходят от диавола (Emmerson. 19842. P. 85).

Для традиц. истолкования пророчества характерна вера в то, что с появлением диавола Г. и М. будут освобождены, антихрист возглавит их армии во время последнего величайшего гонения на христиан (Откр 20. 8). Он явится, когда падет Римская империя. Армии соберутся в Иерусалиме или, согласно блж. Августину, на всяком месте, где будут собраны христиане, и поведут войну против народа Божия. В конце концов они будут повержены Самим Христом, Который уничтожит антихриста (Ibidem).

Народы Гог и Магог окружили «стан святых». Миниатюра из лицевого Апокалипсиса с толкованиями архиеп. Андрея Кесарийского. 2-я пол. XVI в. (РГБ. Ф. 173.I. МДА. № 16. Л. 86)
Народы Гог и Магог окружили «стан святых». Миниатюра из лицевого Апокалипсиса с толкованиями архиеп. Андрея Кесарийского. 2-я пол. XVI в. (РГБ. Ф. 173.I. МДА. № 16. Л. 86) Со временем аллегорическое толкование имен Г. и М. уступает место букв. пониманию предсказания о Г. и М., к-рые уже отождествляются с теми или иными конкретными историческими народами. В Византии мотив вторжения Г. и М. возникает в сер. VII в. (возможно, под впечатлением ситуации арабских завоеваний) в тексте «Откровения Псевдо-Мефодия Патарского» (написано по-сирийски, сохр. также в греч., лат. и слав. переводах). Согласно «Откровению…», Г. и М.- многочисленные дикие племена, отделенные от ойкумены и запертые Александром Великим железными вратами в далеких сев.-вост. окраинах земли, к-рые, согласно пророчеству, «придут на землю Израиля» «в последние времена». Здесь же приводится список 22 царств, заточенных Александром (Истрин. 1897. С. 20, 54; Alexander. 1985. P. 41). После предсказания поражения измаильтянам от последнего императора и наступившего затем периода мира и процветания сир. версия «Откровения Псевдо-Мефодия Патарского» сообщает, что в это время «врата Севера» откроются и заточенные племена ворвутся в ойкумену. Автор описывает бедствия и гонения на христиан и нечистоту Г. и М. Но по прошествии одной седмицы (7 лет?) они соберутся в долине Иоппия в Палестине, где будут уничтожены «одним из глав ангельского воинства», т. е. архангелом. После их исчезновения 7 лет в Иерусалиме будет править последний рим. император. Он поместит свою диадему на Животворящее Древо Креста Господня и тем самым окончательно передаст земную власть Богу. Но перед установлением Царства Божия властью на короткое время завладеет антихрист.

В отличие от библейской и ранней патристической традиций, где Г. и М. являются инструментами действий самого антихриста в период его правления на земле и их нашествие происходит одновременно с его явлением, у Псевдо-Мефодия Г. и М. возникают накануне прихода антихриста и еще до его воцарения они должны быть уничтожены. Эта традиция представлена в лат. «Тибуртинской сивилле» (XI в., содержит более ранние предания), к-рая, хотя и изображает явление антихриста до освобождения варваров, все же предрекает приход великого императора: он разгромит Г. и М. до того, как антихрист окончательно установит свою власть (Alexander. 1985. P. 185). В этом случае Г. и М. не армии антихриста, но знаки войн и опустошений, к-рые предшествуют антихристу.

В «Славянском Откровении Даниила» (написано в Византии в сер. IX в., сохр. в слав. переводе) Г. и М. появляются не в правление последнего императора, но при его непосредственном предшественнике, в др. версиях (IX-X вв.) эти сюжетные линии отсутствуют.

В трактате «О последних временах» Псевдо-Ефрема, к-рый сохранился в лат. рукописях VIII-IX вв. и, возможно, содержит элементы более ранней традиции, возникшей на сир. почве в кон. IV-VII в., отсутствует история Александра Великого, не упоминается и фигура последнего рим. императора. Неизвестные народы появляются просто «в те дни, когда наступит время этих народов»; они определяются как самые дикие (nequissimae), самые нечестивые (profanissimae) и грязные (coinquinatae), питающиеся человеческой плотью и кровью. Автор ничего не сообщает об их последующей судьбе, однако замечает, что «дни их будут сочтены» и «земля (Палестина? — Авт.) обретет покой» (Ibid. P. 186). Кроме того, период всеобщего благоденствия накануне последних времен у Псевдо-Ефрема помещается не до вторжения Г. и М., как обычно, а после их разгрома (Ibid. P. 138-139, 146-147).

Эсхатологические представления о Г. и М. в Византии разделялись далеко не всеми. В IX в. хронисты Георгий Синкелл и Георгий Амартол воспринимали Г. и М. как обычные исторические племена времен царя Дария I, якобы вторгшиеся через Мидию на Ближ. Восток, разорившие Сирию, Финикию и Палестину и вскоре уничтоженные Божественным Промыслом (Georg. Sync. Сhron. S. 295; Georgius Monachus. Chronicon / Ed. C. de Boor. Lpz., 1904. Bd. 1. S. 295). Иоанн Зонара (XII в.), как и мн. более ранние авторы, видел в М. наименование древних скифов (Zonara. Epit. hist. Bd. 1. S. 22). Нек-рые визант. книжники связывали сев. народ «рос» с именем «Гога, князя Роса и Магога» (вариант, к-рый приводит LXX). Этот несуществовавший князь Роса впервые был сопоставлен с народом «рос» Львом Диаконом (X в.) в связи с описанием похода рус. кн. Святослава (Leo Diac. Hist. IX 6).

Лит.: The History of Alexander the Great: Being the Syriac Version of Pseudo-Callisthenes / Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1889; Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические Видения Даниила в визант. и славяно-рус. лит-рах. М., 1897; Sackur E. Sibyllinische Texte und Forschungen. Halle, 1898. Torino, 1963r; Gressmann H. Der Ursprung der israelitisch-jüdischen Eschatologie. Gött., 1905. (FRLANT; 6); Скабалланович М. Иезекииль // Лопухин. Толковая Библия. Т. 6. С. 189-522; Dürr L. Die Stellung des Propheten Ezechiel in der israelitisch-jüdischen Apokalyptik. Münster, 1923; Herrmann J. Ezechiel. Lpz., 1924; Anderson A. R. Alexander’s Gate, Gog and Magog and the enclosed nations. Camb. (Mass.), 1932; Lauha A. Zaphon. Helsinki, 1943; Frost S. B. Old Testament Apocalyptic. L., 1952. P. 88-92; Die Rezension l des Pseudo-Kallisthenes / Hrsg. H. van Thiel. Bonn, 1959; Zimmerli W. Ezechiel. Neukirchen-Vluyn, 1969, 19792. 2 Bde; Wevers J. W. Ezekiel. L., 1969; Müller H.-P. Ursprünge und Strukturen alttestamentlicher Eschatologie. B., 1969; Die Historia de Preliis Alexandri Magni: Rezension J3 / Hrsg. A. Hilka, K. Steffens. Meisenheim am Glan, 1975; Emmerson R. K. Antichrist in the Middle Ages. Seattle, 19842; Alexander P. J. The Byzantine Apocalyptic Tradition. Berkeley, 1985; СККДР. Вып. 1. С. 283-285; Kaltner J. The Gog/Magog tradition in the Hebrew Bible and the Qur’an. Points of Similarity and Dissimilarity // Union Seminary Quarterly Review. 1995. Vol. 49. P. 35-48; Tanner J. P. Rethinking Ezekiel’s Invasion by Gog // JETS. 1996. Vol. 39. N 1. P. 29-45; Böe S. Gog and Magog: Ezekiel 38-39 as pre-text for Revelation 19,17-21 and 20,7-10. Oslo, 1999; Повесть о рождении и победах Александра Великого / Пер. с лат. и ст.-франц., вступ. ст., коммент.: Н. Горелов. СПб., 2004.

К. В. Неклюдов, И. Н. Попов

Когда родители выбирают имя для своего ребенка, они стараются узнать его происхождение, значение и судьбу, которая предписана его обладателям. Ведь в каждом имени заложен код, определяющий характер и личные качества человека.

Что же ждет мальчиков, парней и мужчин по имени Гоша? Какие у них сильные и слабые стороны?

Полное имя — Георгий. Формы имени: Гога, Жора, Жорик, Егор, Юрий, Георг, Гера, Гошка. В переводе с древнегреческого языка Георгий означает «земледелец». Как гласит Википедия, на Русь это имя пришло с принятием христианства. Его покровителем является великомученик Георгий Победоносец.

Черты характера

Маленький Гошка любопытен и непоседлив. Он не любит оставаться в одиночестве, ему постоянно нужно внимание. Мальчик обожает шумные игры, прогулки в парках, аттракционы. А еще ему нравится, когда к нему приходит много гостей.

Гоша чрезмерно брезглив. Он никогда не съест надкушенную конфету, даже если это его любимое лакомство. Он не забывает мыть руки перед едой, послушно чистит зубы два раза в день. Жорик задает много вопросов взрослым и ждет от них правдивых, исчерпывающих ответов.

Имя Георгий носит уверенный в себе парень. Он часто ловит на себе восторженные взгляды представительниц противоположного пола. Это тешит его самолюбие и придает еще больше уверенности в собственной неотразимости.

Гоша – душа компании. В этом имени гармонично сочетаются прекрасное чувство юмора, коммуникабельность и природное обаяние. Именно поэтому Гогу приглашают на все праздники и мероприятия.

Мужчина, гордо носящий имя Георгий, умный и предприимчивый. У него всегда все под контролем. Нередко Гоша занимает руководящие должности. При этом он внимателен ко всем своим подчиненным, входит в их положение, знает их личные проблемы.

У мужчины по имени Гоша много друзей. Он придает особое значение каждому из них. Жора легко решает чужие проблемы, не требуя ничего взамен. Друзья любят и ценят его. Обычно такая дружба длится долгие годы, вплоть до старости.

Имя Жора – синоним галантности. Эти мужчины, как никто другой, знают, как вести себя с женщинами. Складывается впечатление, что они читают мысли представительниц прекрасного пола. Гоги никогда не бывают обделены вниманием девушек.

Рекомендуем: Как заставить мужчину думать только о тебе?

Несмотря на то, что со стороны Гоша может показаться ловеласом, он – примерный, верный муж. Георгий полностью отдается семье, делает все, чтобы домочадцы были счастливы и ни в чем не нуждались. Огромное значение для него имеют дети. Он их очень любит и часто балует.

В сексе для Жорика главное, чтобы партнерша получила удовольствие. Гоша внимателен к ее желаниям, действует аккуратно, нежно. Он сторонник классического занятия любовью – в постели. Экстремальные места (крыши, автомобили, пляжи и т.п.) его мало интересуют.

Судьба

Мужчину по имени Георгий ждет интересная судьба. Если у других жизнь течет тихо и размеренно, то у Гоши все наоборот. Масса ярких чувств и впечатлений, стремительные взлеты и незначительные падения, радостные встречи и положительные эмоции – так можно вкратце охарактеризовать его будущее.

Парень, носящий имя Жора, довольно рано женится. В его браке будут царить любовь и взаимопонимание. Обычно в семье рождается два, реже – три ребенка. Развод – случай крайне редкий. Если он и происходит, то по инициативе супруги.

Рекомендуем: Как снова заинтересовать мужа?

В имени Гоша заложена информация о том, что его владельцу будет легко достичь успеха в бизнесе. В жизни наступит такой момент, когда нужно будет полностью отдать себя работе. Если Гоша не упустит его, то ему гарантировано обеспеченное будущее.

Сферы бизнеса, в которых Гоша может преуспеть:

  • Земледелие.
  • Предоставление услуг различного рода.
  • Производство продуктов питания.
  • Мореходство.
  • Театральное искусство.

Здоровье Гоши могут подорвать вредные привычки. Курение и употребление алкоголя необходимо если не исключить, то жестко нормировать. Также стоит уделять больше внимания опорно-двигательному аппарату: делать утреннюю зарядку, заниматься спортом, не пренебрегать методами профилактики.

Мужчинам по имени Гоша специалисты рекомендуют чаще выезжать на природу. Нередко они так увлекаются работой, что сами не замечают, как у них появляется внутреннее раздражение, нервозность. Хотя бы раз в месяц, а лучше пару, необходимо расслабляться, не думать о делах и проводить выходные в приятной компании где-то за городом.

Имя Жора подразумевает под собой благосклонность судьбы. Иногда в жизни его обладателя будут происходить события, которые от него не зависят. В этом случае Гоша может полностью положиться на судьбу – все непредвиденные ситуации решатся в его пользу.

Значение имени Георгий подразумевает множество побед. В молодости это может быть внимание девушек, хорошая учеба. В более зрелом возрасте – успехи в бизнесе, удачный брак, уважение в определенных кругах. Наиболее удачно будет складываться судьба спортсменов.

Это мужское имя наиболее совместимо с такими женскими именами: Галина, Ия, Томила, Рената, Клара, Людмила. С этими женщинами Гоге гарантирован крепкий, счастливый брак. А в отношениях с Еленой, Кариной, Лилией, Таисией и Юлией возможны проблемы.

Рекомендуем: Как по поведению мужчины понять, что он влюблен?

Каждый Гоша имеет возможность праздновать день своих именин много раз в году. Но главным праздником является 6 мая – день Георгия Победоносца. В этот день нужно пойти в церковь, где чтится память этого великомученика.

Когда вы будете изучать, какое имя что означает, обязательно учитывайте личные качества человека. В мире нет абсолютно одинаковых людей, поэтому их характеры могут немного различаться в зависимости от социального статуса, условий проживания, финансового положения и т.д.
Вера Дробная

Событием, предвещающим наступление конца времён, станет нашествие племён Яджудж (Гоги) и Маджудж (Магоги) – могущественного войска, сметающего всё на своём пути.

Происхождение названий этих племён в среде учёных вызывают некоторые разногласия. Одни считают, что эти слова имеют арабские корни и означают «воспламеняющиеся», «бушующие». По мнению других богословов, наименования племён не арабские, и они не имеют какого-либо значения.

Кто такие Яджудж и Маджудж

Согласно исламской точке зрения, это племена, которые состоят не из джиннов или духов, а сообщества людей, живущих среди нас сегодня. Подтверждением служит изречение Пророка Мухаммада (с.г.в.): «В Судный день Всевышний обратится к своему первому пророку – Адаму со словами: «Выведи людей, которые попадут в Ад». Тогда Адам спросит: «А сколько их?» И Господь миров скажет: «Выведи по 999 из каждой тысячи!» Услышав эти слова, верующие спросили Посланника Аллаха (с.г.в.): «А кто же будет тем одним из тысячи, удостоенным Рая?» На что Мухаммад (с.г.в.) пояснил: «Этот счастливый – один из вас, а остальные 999 – из Яджудж и Маджудж» (Бухари).

На основании этого хадиса появилось мнение, что многие грешные люди в будущем присоединятся к этим племенам и станут сражаться против верующих людей.

Но существуют и другие версии относительно происхождения этих народов. Некоторые богословы уверены, что Яджудж и Маджудж – это азиатские народы монголоидной расы. В качестве аргументации здесь приводится хадис, в котором они описываются: «Их глаза узки, а волосы рыжие» (Ахмад).

Кроме того, сторонники этой позиции проводят и историческую аналогию с ХIII веком. Тогда великая монгольская армия под предводительством Чингисхана и его потомков сметала всё на своём пути и уничтожила множество государств того времени. Среди таких стран были Хорезм и Волжская Булгария, народы которых исповедовали ислам. Именно армию монголов некоторые учёные считают племенами Яджудж и Маджудж, которые в будущем, как и в Средние века, начнут своё новое завоевание.

Некоторые учёные высказали мнение, что Яджудж и Маджудж – это предки современных тюркских народов, которые, будучи язычниками, совершали набеги на соседние земли. Как известно, у пророка Нуха (Ноя, а.с.) было три сына. И каждый из них стал предком определенной группы народов. Сторонники этой позиции считают, что Яджудж и Маджудж произошли от младшего из них – Яфеса, праотца тюрков.

Александр Македонский против племён Яджудж и Маджудж

Яджудж и Маджудж существовали и в глубокой древности, совершая набеги на земли единобожников. Многим сегодня известно имя Александра Македонского – одного из величайших полководцев в мировой истории. Но мало кто знает, что именно он был защитником верующих людей от неверующих племён Гоги и Магоги. Об этом говорится в Священном Коране:

«Они (верующие) сказали: «О Зуль Карнайн!* Йаджудж и Маджудж распространяют на земле нечестие. Быть может, мы уплатим тебе дань, чтобы ты установил между нами и ними преграду?» Он сказал: «То, чем наделил меня мой Господь, лучше этого. Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними преграду»» (18:94-95)

*Так на арабском Востоке называют Александра Македонского. «Зуль Карнайн» переводится как «двурогий». Дело в том, что великий полководец носил шлем с двумя рогами – прим.ред.

После того, как верующие обратились к Александру за помощью, он построил большую стену, которая стала преградой от язычников из племён Яджудж и Маджудж. Как они ни старались выбраться за неё, у них ничего не получалось. Так будет вплоть до конца времён, когда стена рухнет и Яджудж и Маджудж хлынут со всех сторон.

Где расположена стена Александра?

В Священном Писании не говорится о том, где именно находится стена, возведённая Зуль Карнайном. Но многие пытались установить её местонахождение. Существуют следующие версии:

Кавказский хребет

Некоторые богословы полагают, что она находится на Кавказе, а точнее, в районе Кавказского хребта, где между двумя горами имеется небольшое ущелье. Там то и возвёл стену Александр Македонский, защитив тем самым местный народ от набегов разбойников с северо-востока.

Дербент

Вторым местом, где может находиться стена Зуль Карнайна, считается один из древнейших городов мира – Дербент, расположенный на территории Дагестана. В этом городе есть стена, которая в древности защищала местных жителей от набегов северных кочевников. И именно она, возможно, была возведена Македонским.

Татарстан

Некоторые учёные уверены, что этим местом была Волжская Булгария (территория современного Татарстана). Сторонники данной позиции исходят из того, что булгары считали себя потомками армии Александра. Эта вера укрепилась после принятия ислама Волжской Булгарией, которая стала самым северным государством мусульманского мира. Булгары полагали, что они – защитники мусульман от язычников, подобно воинам Зуль Карнайна.

Китай

Наименее распространённая версия гласит, что Македонский возвёл Великую Китайскую стену, которая также была возведена для защиты от северных народов.

Гибель племён Яджудж и Маджудж

После того, как стена Зуль Карнайна рухнет, и Яджудж-Маджудж начнут своё нашествие, мусульмане во главе с Пророком Исой (а.с.) окажутся в окружении на горе Синай и будут не в состоянии одолеть их. Армия племён будет многократно превосходить войско верующих и начнёт свирепствовать на всей планете. В этой ситуации Мессия (мир ему) обратится с дуа к Аллаху и попросит помощи в борьбе с Яджудж и Маджудж. И Всевышний ответит на мольбу Своего пророка и уничтожит их. В одном из хадисов сказано: «Аллах направит на них червей, которые станут поедать их шеи» (Муслим).

После чего верующие спустятся с горы Синай и увидят множество трупов, от которых будет исходить неприятный запах. А Всевышний направит множество птиц, которые унесут тела врагов туда, куда укажет Аллах.

Пророк Йехезкель (38:14-23) пророчествует о войне, которая произойдет перед наступлением Освобождения: «И будет в день тот, в день прихода Гога на землю Израиля». Цель этой войны — побудить весь мир поверить в Б-га после того, как все увидят большие чудеса. Еще одна цель — очистить еврейский народ, устранив из них злодеев и бунтовщиков.

Посему пророчествуй, сын человеческий! И скажешь Гогу: так сказал Господь Бог: воистину, в тот день, когда народ Мой Израиль будет обитать безопасно, — ты узнаешь. И придешь ты с места твоего, с окраины севера — ты и народы многие с тобой, всадники на конях все они, толпа огромная и войско великое. И поднимешься на народ Мой Израиль, как туча, чтобы покрыть эту землю. В конце дней будет это, и приведу Я тебя на землю Мою, чтобы знали Меня народы, когда освящусь Я через тебя пред глазами их, Гог! Так сказал Господь Бог: разве ты не тот, о котором говорил Я во дни прежние через слуг Моих, пророков Израиля, пророчествовавших во дни те, годы, что приведу Я тебя на них? И будет в день тот, в день прихода Гога на землю Израиля, — слово Господа Бога! — возгорится гнев Мой в ярости Моей. И в ревности Моей, в огне негодования Моего говорил Я: «(Клянусь), в день тот будет потрясение великое на земле Израиля! И содрогнутся предо Мною рыбы морские, и птица небесная, и зверь полевой, и все пресмыкающиеся, пресмыкающиеся по земле, и всякий человек, который на лице земли. И обрушатся горы, и падут ступени (утесы), и всякая стена на землю падет». Но призову на него (на Гога) меч на всех горах Моих, — слово Господа Бога. Меч каждого будет против брата его. И буду судиться с ним мором и кровью, и ливень проливной, и град камней, огонь и серу пролью на него и на отряды его, и на народы многие, которые с ним. И Я возвеличусь, и освящусь, и появлюсь пред глазами народов многих, и узнают, что Я — Господь.

О Мошиахе сказано (Йешайа 11:4): «И духом уст своих умертвит нечестивого». Согласно переводу на арамейский язык, под словом «нечестивый» имеется в виду злодей Армилус, то есть Гог.

Из слов пророков и комментаторов следует, что Всевышний будет воевать против народов мира с помощью явных чудес, как сказано (Йехезкель 38:22): «И буду судиться с ним мором и кровью, и ливень проливной, и град камней, огонь и серу пролью на него и на отряды его, и на народы многие, которые с ним». И этот град будет сильнее, чем тот, который был во время египетских казней. Тогда все злодеи будут сожженны и Всевышний также искоренит их духновные корни.

Эта война не является обязательным условием во время прихода Мошиаха, а как и все отрицательные пророчества она не обязана осуществиться на деле.

Время этой войны — перед приходом Мошиаха сына Давида. Есть мнение, что это была первая мировая война.

Законодательный источник войны Гога и Магога находится у РАМБАМа («Законы Мошиаха» 12:2): «Из прямого смысла слов пророков явствует, что в начале мессианских времен будет война с Гогом и Магогом (Гог — правитель Магога)».

Рабби Давид Кимхи (РАДАК) объясняет (Йехезкель 38:4), что цель этой войны в том, чтобы все в мире узнали о том, что есть Б-г. В книге «Зоар» сказано, что основная идея этой войны — духовное противостояние между силами зла и Всевышним. Во время этой войны Всевышний отомстит силам зла с помощью Мошиаха.

Согласно Талмуду («Санедрин» 17а), Эльдад и Мейдад пророчествовали в стане о Гоге и Магоге, так как в пророчестве Йехезкеля «через слуг Моих, пророков Израиля, пророчествовавших во дни те, годы» слово «годы» можно прочесть как «двое» — по мнению р. Нахмана это и были Эльдад и Мейдад.

В Талмуде также сказано, что если бы Хизкияу поблагодарил Всевышнего за помощь в победе над армией Санхерива, то Он бы сделал Хизкияу Мошиахом, а войну с Санхеривом признал ретроспективно войной Гога и Магога.

РАМБАМ пишет об этом так (12:4): «И ни один человек не узнает, как сбудутся эти и подобные пророчества, пока они не сбудутся: ведь пророки описывают это неясно. И у мудрецов наших не было традиции понимания этих мест, и свои предположения они выводят из смысла текста; поэтому среди них есть разногласия в том, как это будет происходить».

Нужно отметить, что в выступлении 14 Ияра 5740 г. Ребе Король Мошиах утверждает, что эта война не затронет еврейский народ…

Что скрывается под таинственным выражением «Гог и Магог», рассказал ректор Киевской духовной академии епископ Сильвестр (Стоичев).

В библейских текстах упоминаемые слова встречаются в Откровении св. апостола Иоанна Богослова: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской» (Откр. 20:7).

А также несколько раз наименования Гог и Магог присутствуют в 38-й и 39-й главах книги пророка Иезикиля: «обрати лице твое к Гогу в земле Магог» (Иез. 38:2), «И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей» (Иез. 38:18).

Надо отметить определенную сложность в истолковании эсхатологических текстов Священного Писания, то есть касающихся событий последних времен истории человеческой цивилизации. К тому же в святоотеческой литературе не так уж много примеров экзегезы Апокалипсиса, а крупные богословы XX века, от которых можно было ожидать толкования Апокалипсиса, часто обходили его вниманием. «Флоровский, Вл. Лосский, Мейендорф и другие – проявляли мало интереса к толкованию Апокалипсиса и к апокалиптическому богословию вообще» – замечает современный исследователь.

Тем не менее, все же можно говорить об устоявшемся церковном толковании вышеуказанных мест из Священного Писания.

Из слов пророка Иезекииля (Иез. 38:2) можно сделать вывод, что Гог – это предводитель, глава, вождь народов, желающих завоевать Иерусалим, а Магог – наименование его владений; возможно и толкование, согласно которому Гог – наименование народа, а Магог – название земли, где этот народ обитает. Объясняя этот текст, некоторые толкователи пытались «опознать» враждебного царя и его народ, полагая, что это или скифы, или варвары: «Некоторые думают, что Гог и Магог суть полунощные и отдаленнейшие народы скифские… самые воинственные многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения дьявола от завладения всей вселенной», – пишет св. Андрей Кесарийский в своем известном толковании на Апокалипсис.

В святоотеческой экзегезе принято толковать названия Гог и Магог аллегорически, как безбожные народы, которые в последние времена восстанут против Церкви Христовой. Причем большинство авторов (Блаженный Августин, блаженнный Иероним, Экумений и др.) отказываются от идеи, что Гог и Магог – это исторические народы: «Под народами, которые называются Гог и Магог, не следует разуметь каких-нибудь варваров, населяющих какую-либо часть земли, вроде Гетов и Массагетов, как думают некоторые на основании сходства в буквах их имен, или вроде других иноплеменных, не находящихся под римскою властью (народов)», – пишет, например, Блаженный Августин в сочинении «О граде Божьем». Но понимают под словами Гог и Магог вообще всех тех людей, которые к концу времен, движимые ненавистью к Христу и Его Церкви, начнут объединяться в некий враждебный народ (можно сказать, в некую антиЦерковь), стремящуюся к уничтожению христиан.

Средневековые экзегеты видели в наименованиях не просто совокупность антихристиан, но под Магогом подразумевали антихристиан, а под Гогом – вождя богоотступников – антихриста.

Подытоживая, можно сказать, что Гог и Магог – это человеческая масса, подчиненная антихристу, которая восстанет в конце времен против Господа и Его Церкви, но будет побеждена Спасителем нашим Иисусом Христом.

Примечания:
1. Правда, были авторы, которые занимались изучением Апокалипсиса в XIX–XX вв.: архим. Федор (Бухарев). Исследования Апокалипсиса, прот. Сергий Булгаков. Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования). Однако по ряду причин личного характера или специфических богословских взглядов их сочинения не рассматриваются многими исследователями как авторитетные источники.
2. Проф. Поль Вальер, доклад «Интерпретация откровения Иоанна в современном русском богословии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *