Греческая икона божьей матери с младенцем

Положение голов на иконе соответствует византийскому иконографическому типу Богоматери Умиление (Гликофилуса или Елеуса). Положение рук и скрещенных ног Христа с развязавшейся сандалией на одной из них, связано с типом Нескверной или Страстной, в том виде, который формируется у великих критских мастеров XV в., особенно у Андреаса Ритзоса. Новый иконографический извод, происходящий из слияния двух различных образцов, представлен на целом ряде критских икон; самый замечательный пример — икона, приписываемая Андреасу Ритзосу, находящаяся в Трани. Сходство иконографии очевидно и наблюдается как в позициях обоих образов и типах ликов, так и в постановке рук Богоматери и Младенца, ног Младенца и в его развязавшейся сандалии. Соответствие наблюдается также в цветовых решениях. Особо следует подчеркнуть сходство темно-синего цвета на хитоне Христа: среди большого числа икон конца XV в. такой цвет одеяния встречается редко, его можно увидеть на сходной иконографии, но вышедшей из иной мастерской иконе Музея Канеллопулоса, где исполнение, в целом, менее проработано, без золотых разделок по тканям, и еще на двух иконах Византийского музея. На изображениях подобной иконографии Христос чаще облачен в белый хитон, как на иконе Елеусы на острове Янины, Богородицы монастыря Гувернета на Крите и, немного позднее, на иконах Патмоса и Брешии. Настоящая икона выполнена с большим искусством и использует технические приемы, напоминающие работы Андреаса Ритзоса. Рисунок безупречен, каллиграфические черты ликов и геометрические плоскости драпировки сформированы уверенными движениями кисти, а звонкие цвета своей прозрачностью напоминают эмаль. Поразительно сходство личного письма и с иконой Флоренции; на недавно опубликованных качественных фотографиях этой работы можно видеть тождественную технику нанесения световых движек по санкирю, только в ином направлении. Сходство отмеченных особенностей иконографии и письма с иконами Андреаса Ритзоса позволяет полагать, что публикуемая икона вышла из мастерской, непосредственно связанной с великим критским мастером.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *