Греческая литература

Гомер
Софокл
Геродот
Еврипид
Гиппократ
Аристофан
Платон
Аристотель
Евклид
Архимед

Древние греки ощутимо повлияли на западное общество. Именно греками были открыты бесчисленные науки и литературные жанры: их произведения в более-менее полном виде дошли до наших дней. Сейчас мы познакомимся с десятью наиболее влиятельными античными писателями. Есть нечто, что их объединяет, — речь идет о том влиянии на современную культуру и общество, которое они оказали. Пройдемся в порядке хронологии.

10. Гомер

(VIII-ой век до н.э.)

Гомер прославился двумя эпическими поэмами: «Илиадой» и «Одиссеей». «Илиада», по всеобщему признанию, является старейшим произведением западной литературы. Даже сами греки признают влиятельность Гомера и не считают достаточно образованными тех своих соотечественников, кто не читал его произведений. При этом до сих пор ведутся споры относительно того, является ли Гомер реальной исторической фигурой. О нем и его жизни неизвестно абсолютно ничего. Произведения «Илиада», и «Одиссея» внесли огромный вклад в литературу. Фактически даже Шекспир написал одну из своих пьес на основе «Илиады».

9. Софокл

(496-406 гг. до н. э.)

Софокл был трагиком и написал за всю свою жизнь 123 пьесы. Из рукописей уцелели лишь семь, но они стали настоящей классикой. Речь идет о таких произведениях, как «Антигона», «Царь Эдип» и «Электра». Он развивал театральное искусство путем добавления массовки, сокращения важности хора и введения сценографии. Софокл также упразднил традицию ставить трагедии в форме трилогии. Он сделал так, чтобы каждая постановка была самостоятельной, что увеличивало их драматизм.

8. Геродот

(484-425 гг. до н. э.)

Геродот признан отцом истории Западной культуры. Он приблизил историю к науке, систематически собирая и упорядочивая материалы, а также проверяя их соответствие действительности. Геродот также был талантливым рассказчиком. Сама по себе история слова истоками уходит к книге Геродота «История» (а «история» в переводе с греческого языка означает «расспрашивание»). Эта книга также признана первым историческим произведением в Западной культуре.

7. Еврипид

(480-406 до н. э.)

Еврипид — еще один греческий автор трагедий. Он написал порядка 95 пьес, 18 из которых дошли до наших дней в полном объеме, а большинство уцелело лишь фрагментарно. Его самые известные произведения — «Алкеста», «Медея» и «Вакханки». Его пьесы для своего времени казались слишком современными, персонажи в них изображались очень реалистично, и среди них можно было увидеть сильных женщин и мудрых рабов, что для того времени было несвойственно и считалось отступлением от традиций. Еврипид — греческий трагик, оказавший огромное влияние на европейскую трагедию в целом.

6. Гиппократ

(460-370 гг. до н. э.)

Гиппократ был врачом и отцом всей медицины. Гиппократовский корпус — коллекция размышлений на различные медицинские темы — насчитывает 70 работ. Значительная их часть основана на случаях из практики. Самая известная работа Гиппократа — «Клятва», рассказывающая о врачебной этике. Производные положения этой клятвы и по сей день принимаются врачами всего мира. Непосредственный вклад Гиппократа в медицину состоит также в описании огромного количества заболеваний. До сих пор подвергается сомнению тот факт, был ли сам Гиппократ автором Гиппократовского корпуса. Многие склоняются к точке зрения, что как минимум несколько его частей были написаны учениками и последователями великого медика.

5. Аристофан

(446 — 386 гг. до н. э.)

Аристофан был драматургом, писавшим комедии. Он написал 40 пьес, 11 из которых дошли до наших дней в виде законченных рукописей, а от других остались лишь фрагменты. Пера Аристофана боялись, поскольку он мог высмеять и обидеть знаменитых афинян. Платон обратил внимание на его пьесу «Облака», которая выступала ключевым аргументом в суде над Сократом. Однако так ли это было на самом деле — вопрос спорный. Другие примечательные работы, вышедшие из-под его руки, — «Осы» и «Лисистрата». Работы Аристофана не только оказали художественное влияние на дальнейшее развитие театра, но и стали подлинными историческими свидетельствами жизни в Афинах.

4. Платон

(424-348 гг. до н. э.)

Платон был учеником Сократа. Поскольку сам Сократ после себя никаких письменных трудов не оставил, его философские идеи мы узнаем в основном из работ Платона. Не меньше, чем сам образ мысли Сократа, на Платона сильно повлиял суд над ним, в котором последний выступил свидетелем, когда ему было 29 лет. Платону приписывается авторство 35 диалогов и 13 писем, самыми известными из которых являются «Государство» и «Пир». Платона почитают как одного из отцов западной философии, а его теория эйдосов (чистых идей) и идея идеального государства (обе изложены в «Государстве») активно обсуждаются и по сей день.

3. Аристотель

(384-322 гг. до н. э.)

Аристотель был учеником Платона и первым, кто осмелился раскритиковать его. Сохранились 47 его произведений, большинство из которых по своей сути — лекции. Аристотель — последний из великих греческих философов (два других — Сократ и Платон), он также был признан первым биологом. Он открыл логику как науку, заложил основы научного метода, писал он и на другие различные темы. Аристотель некоторое время был учителем Александра Великого и оказал большое влияние на Фому Аквинского, а, следовательно, на католическое образование и теологию.

2. Евклид

(приблизительно 300 год до н. э.)

Евклид был математиком и отцом геометрии. О его жизни известно очень мало, но свидетельства его научной деятельности есть в Александрийской библиотеке. Его главное произведение — «Начала» — до сих пор используется как учебник математики, а по количеству проданных копий оно уступает лишь Библии. Книга содержит в себе систему математических доказательств, которые составляют основу современной математики.

1. Архимед

(287 — 212 гг. до н. э.)

Архимед был математиком, инженером, изобретателем, физиком и астрономом. Он знаменит изобретением Архимедова винта — механизма для перемещения воды, который используется по сей день. Он также очень точно рассчитал значение числа Пи. Архимед открыл, как определить объем объектов нестандартной формы путем погружения их в воду. Легенда гласит, что Архимед, сделав это открытие, выбежал на улицу голым (он был так взволнован, что забыл одеться) с криком: «Эврика!» («Я нашел!»).

СОВРЕМЕННАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ПРОЗА

КаколириИоанна

Магистр филологии, преподаватель кафедры новогреческой филологии Кубанского государственного университета,

г. Краснодар Хорошилова Оксана Анатольевна

Канд. фил. наук, ст. преп. кафедры прикладной лингвистики и новых информационных технологий Кубанского

государственного университета, г. Краснодар

1. Введение в новогреческую литературу. Новогреческая литература насчитывает примерно тысячу лет. Последние двести лет она развивается параллельно с европейскими литературными тенденциями, в ней можно различить черты романтизма, реализма, сюрреализма, модернизма. По мнению авторитетных критиков и исследователей, начало новогреческой литературе положила эпическая поэма Х века «Дигенис Акрит» . Она представляет собой первый поствизантийский литературный текст, написанный на новогреческом языке, в отличие от текстов просвещённой византийской литературы того же периода на книжном языке, то есть упрощенном аттическом диалекте .

Следуя перипетиям истории эллинизма и изменениям в общественно-политической жизни Греции, в истории новогреческой литературы можно выделить следующие периоды:

2. Дореволюционный период: 1453г. (захват турками Константинополя) — 1821г. (греческая революция). Народные песни. Возрождение литературы на Крите. Греческое просвещение.

3. Послереволюционный период (1821-1880гг.). Воспоминания борцов революции. Романтизм (Ионическая школа, Афинская школа романтизма). Появление жанра романа.

4. Новейший период (1880-1930гг.). Парнасская школа и символизм. Новая афинская школа. Реализм, натурализм и бытописание.

7. Современная литература (1974г. — настоящее время). Поколение сомнения. Модернизм, постмодернизм .

2. Развитие новогреческой прозы в XX веке 2.1. «Поколение тридцатых годов» и модернизация литературы

В тридцатые годы XX века в прозе отмечается появление тенденций модернизма. Особое распространение получает жанр реалистического романа. Писатели, которые в это время публикуют произведения относятся к так называемому «поколению тридцатых годов» . В их литературном творчестве можно выделить следующие

направления: а) сохранение традиционной манеры, свойственной прозаикам малоазиатского происхождения, которые появляются на литературной сцене незадолго до 1930 г. Родные места служат основным источником вдохновения авторов, составивших так называемую «эолийскую школу», (Стратис Миривилис, Илиас Венезис, Фо-тис Кондоглу, Стратис Дукас,) ; б) тенденция городского реалистического романа (Космас Политис, Йоргос Теотокас, Ангелос Терзакис, М. Карагацис); и в) тенденция модернизма, которая выражается в нарушении условностей реализма и применении новых методов повествования (Мельпо Аксиоти «Трудные ночи» (1938)). Эту группу часто называют «салоникская школа» в связи с тем, что её основные представители (Стелиос Ксефлу-дас, Никос Гавриил-Пендзикис) жили и работали в г. Салоники .

Отличительной чертой прозы поколения тридцатых годов после наступления диктатуры И. Метаксаса (1936г.) было обращение многих писателей к событиям недавнего или далёкого прошлого, которое проявлялось либо в воспоминаниях детства («Леонис» Й. Теотокаса), либо в жанре исторического романа («Принцесса Изабо» А. Тер-закиса) . Данное стремление выступает как добровольная «цензура» самих писателей, направленная против правящего режима, и связано с поиском национального самосознания посредством использования традиции в новых условиях.

2.2. Послевоенная проза

«Суровое десятилетие» 1940-1950гг. (война, оккупация, сопротивление, гражданская война, поражение левых сил в 1949 г.) и его последствия (разруха, бедность, эмиграция, урбанизация, социальные конфликты и потрясения) определили направление послевоенной литературы. Многие прозаики первого послевоенного поколения черпают темы своих романов из собственного опыта, пережитого во время войны и после нее («Блокада» (1953) Александроса Котзиаса, «Пирамида 67» (1950) Реноса Апостолидиса, трилогия Стратиса Циркаса «Дрейфующие города» (1960-1965), отличающаяся использованием модернистских техник повествования) .

Течение неореализма, сформировавшееся в европейской литературе после Второй мировой войны и описывающее жизнь как она есть или во что она превратилась, соединяется в Греции с политизацией литературы, которая очень интенсивно проявляется в послевоенный период, и напрямую связано с Гражданской войной. В своих произведениях авторы обличают политические и социальные условия, которые сложились в стране: отсутствие свободы, гонения сторонников левого движения, репрессивные государственные механизмы («Люди и дома» (1955) Андреаса Франгиаса, «Кончина нашего маленького города» (1962) Димитриса Хатзиса, «Улица пропасти номер 0» (1962) Менелаоса Лундемиса, «Ошибка» (1965)

Антониса Самаракиса, «Зет» (1966) Василиса Васили-коса).

Другие авторы отдаляются от военной тематики и обращаются с критическим взглядом к темам повседневной городской жизни (Костас Тахцис «Третий брак» (1962), Менис Кумандареас «Мотоциклы» (1962)), скептически воспринимая современные социальные, политические и экономические реалии действительности («Плотина» (1961) Спироса Пласковитиса, «Трилогия» (1961) Василиса Василикоса).

Еще одна группа писателей пытается познать и истолковать современную действительность через историческое прошлое. История дает материал для многочисленных романов, получивших широкую известность (Дидо Сотириу «Земли обагренные кровью» (1962), Мария Иор-даниду «Локсандра» (1963)). Исторический роман этого периода ставит целью изображение исторических событий и общественных взаимоотношений, отодвигая индивидуальность персонажей на второй план . В 1946г. выходит роман «Житие и деяние Алексиса Зор-баса» — первый из семи исторических в своей основе романов, написанных Никосом Казандзакисом (18831957гг.) в зрелый период его творчества и принесших ему всемирную известность («Христа распинают вновь», «Капитан Михалис», «Последнее искушение», «Братоу-бицы», «Бедняк — человек божий» и автобиография «Отчет перед Эль Греко»),

Писатели второго послевоенного поколения (1960-е гг.) находятся под влиянием идеологических и литературных брожений и художественных течений в Европе. Наряду с русской, английской, французской и скандинавской литературой, широко известными в Греции, получает распространение творчество американских авторов, таких как У. Фолкнер, Э. Хемингуэй и Дж. Стейнбек («Гроздья гнева»), а также работы Ф. Кафки .

Расцвет литературы 1960-х гг. резко обрывается установлением военной диктатуры (1967г.), определившей конец послевоенного периода в новогреческой литературе.

3. Современная греческая проза

К современной греческой литературе относятся произведения, опубликованные в последнюю четверть ХХ века и первое десятилетие XXI века. По стилю и тематике современная греческая проза не уступает творчеству лучших европейских и американских авторов, о чем свидетельствуют международные награды и многочисленные публикации произведений греческих прозаиков за рубежом.

После падения военной диктатуры (1967-1974гг.), окончания периода издательского «молчания» в знак протеста правящей власти и установления демократии писатели послевоенного периода в произведениях политизированной прозы обличают отсутствие свободы и политические репрессии, обозначившие недавнее прошлое (Дидо Сотириу «Приказ» (1976), Стратис Циркас «Потерянная весна» (1977)), выражают горькое непонимание человека перед произволом механизма насилия и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ставят под сомнение любые идеологии (Арис Александру «Коробка» (1974)) .

В то же время появляется большое число молодых авторов, которые родились в десятилетие великой войны и выросли в эпоху, когда греческое общество переживает значительный рост экономики и превращается в общество потребления. Пережив горький опыт семилетней диктатуры, они сохраняют дух сомнения и протеста, расширяя тематику своих произведений за счет перехода к современной действительности и новых техник повествования. Реалистичное описательное изображение человеческой жизни уступает место глубокому психологизму . С точки зрения техники, современная греческая проза приобретает характерные черты модернизма.

Актуальные социально-политические проблемы находят отражение в творчестве Маро Дуки (род. в 1947 г.). Автор использует модернистские техники повествования (внутренний монолог, смена угла зрения и др.) и богатые выразительные средства языка («Старая ржавчина» (1979), «Застывшие тополя» (1989)).

Произведения Димитриса Нолласа (род. в 1941 г.) отличаются актуальностью подобранного материала и особым восприятием мира. Основной темой его творчества является жизнь в современных крупных городах, а используемые техники явно заимствованы из языка кино («Афинская нимфа» (1974), «Поликсени» (1974)).

О жизни греческих эмигрантов в Германии повествует роман «Игроки» (1977) Антониса Суруниса (род. в 1942 г.), который впоследствии обращается к жизни асоциальных слоев населения. Для его стиля характерна свобода повествования и неподдельный юмор.

К действительности греческих политических эмигрантов в Советском Союзе обращается роман «Невеста Ахиллеса» (1987) Алки Зеи (род. 1925 г.), которая в основном писала романы для детей и юношества на темы из современной истории («Большая прогулка Петроса» (1971), «Возле рельс» (1977)). В развитие детской и молодежной литературы значительный вклад внесло творчество Жорж Сари (1925-2012 гг.) — «День рождения» (1977), «Нинет» (1993).

Конфликт между человеческим сознанием и общественными институтами становится предметом обширного творчества Йоргиса Йатроманолакиса (род. в 1940 г.)

(«История» (1982), «В долине Афин» (2000), «Мой дед и зло» (2005)).

Проблемами современного общества также пронизаны романы Евгении Факину (род. в 1945г.), которая смело соединяет мотивы постоянного внутреннего поиска своих героинь с разоблачающим вымыслом, сказкой и аллегорией («Астрадени» (1982), «Большое зеленое» (1987), «Сахар на краю» (1991), «Чтобы увидеть море» (2006), «Греческая панорама» (2008)).

Безжалостность современного общества реалистично описана Алексисом Панселиносом (род. в 1943г.) в романе «Великое шествие» (1985), рассказывающем историю простого юноши из народа.

Лиричность языка Маро Вамвунаки (род. в 1948г. ) («Хроника одной измены» (1981), «Старая любовь уходит в Рай» (1990), «Призрак нерастраченной любви» (2008)) придает чувственности описанию человеческих отношений.

В рассказах и романах Зиранны Затели (род. в 1951г.) появляется мир, пронизанный фантастическими чертами, некая вымышленная вселенная, героями которой

В знакомо-незнакомых местах обитают герои и героини Иоанны Каристиани (род. в 1952г.). Люди существуют в сегодняшнем дне, но корни их уходят в далекое прошлое. В них живы воспоминания, обычаи, даже чувства из других эпох («Маленькая Англия» (1998), «Невесты» (2004), «Мешки» (2010)).

Сюжеты творчества Соти Триандафиллу (род. в 1957г.) разворачиваются в городах-мегаполисах. Темами ее произведений становятся великие события истории и глобальные вопросы (октябрьская революция, феминистское движение, смертная казнь, закат городов, эмиграция) («Подземное небо» (1998), «Карандашная фабрика» (2000), «Редкие земли» (2013)).

В многоцветной палитре современной греческой прозы можно выделить две господствующие тенденции: фантастическая литература и исторический роман.

Современные писатели-фантасты, работая в широком диапазоне тем, выносят на обсуждение острые вопросы действительности: попытки власти обуздать свободное сознание граждан, ужасные последствия технологического развития, стремление массового общества ограничить и без того уже «потерянную» и смятенную человеческую личность. Их произведения создают мир символов и аллегорий, которые отражают постоянную неуверенность существования в коллективе, где ничто не стабильно, где осталось так мало ценностей, и никому не удается достичь хоть какой-нибудь уверенности в завтрашнем дне .

Поздний исторический роман характеризует желание преодолеть пограничную линию, которая до этого разделяла врагов и друзей. Современные прозаики обращаются к истории не в поисках источника мировоззренческих истин и четких идеологических основ, подкрепляющих существующую реальность, но чтобы привить действительности некий дух терпимости, сомнения и постоянного размышления над нашей сложной и невероятно раздробленной эпохой . В их произведениях греческий мир напоминает зеркало, в котором отражаются культурные и расовые образы, и сквозь которое мы можем взглянуть в лицо «другому» и увидеть неотделимую часть самих себя. Данный взгляд обращен не только на Восток, который перестает олицетворять собой проклятого доисторического варвара, но и на Запад, который больше не является благородным властителем и превращается в источник технологии, искусства, науки и политической свободы .

Интерес современной греческой прозы к истории зачастую выражается в форме исторического мета-мифотворчества: вторжение вымысла в биографическую и автобиографическую канву романа, смешение эпистолярного повествования с детективом, исторической пародией и историческим очерком (Т. Феодоропулос, Ф. Скассис, П. Феодоридис, Е. Хузури, Г. Йатроманолакис). Произведения исторического мифотворчества не стремятся найти и оправдать некую историческую правду, напротив их целью является интертекстуальная и понятийно-эрминевти-ческая игра с читателем .

Отличительной особенностью современной греческой прозы является появление в ней большого числа женщин-писателей. Господство женщин-литераторов обусловлено тем, что больше половины романов, изданных в это время, написаны женщинами, которые становятся наиболее читаемыми и обсуждаемыми прозаиками этой эпохи и превосходят мужчин-авторов по количеству литературных премий . Тексты писателей-женщин полисти-листичны, отличаются художественным синкретизмом (особое внимание уделяется живописи, музыке, кинематографу), что позволяет создавать обширную систему ассоциаций, апеллировать к чувственной стороне читателя, разнообразить приемы письма. Материал для своего творчества они находят в жизни современного общества, истории и ее персонажах, послевоенной ситуации в Греции и ее роли на международной арене. Большое внимание уделяется теории бессознательного, что отражается в частом обращении к пространству снов, к потустороннему, к фантастическому. Обращение к неомифологизму позволяет писателям разрушать устоявшиеся стереотипы и представления о предназначении и способностях женщины. Однако нельзя говорить о том, что появление женского письма, которое отмечается критиками творчества многих современных женщин-литераторов, формирует некий новый вид творчества, отличный от мужского. Более того, большинство авторов не признают особого характера женской манеры письма и тех ограничений, к которым ведет использование подобного определения. Писатели-женщины, соединяя в своих произведениях реалистичную технику с вымыслом, придают особый колорит современной греческой литературе.

Список литературы:

1. AöavaconouXo; Е., kokkivak^ Е., Mnicxa П. IcTopia NeoeHnviK^ Аоуоте- xvia;, OEAB, Aö^va, 2009. -200 с.

2. Beaton Roderick Eicayrayq стп NeÖTepn E^nviK^ AoyoTexvia. noincn Kai neZoypa9ia 1821-1992, ек5. №ф&п, Aö^va, 1996.- 430 c.

3. Банах Л.С. Лекция: «Творчество Маро Дука в контексте женской прозы Греции конца XX — начала XXI веков» 29/11/2012.

URL: http://www.hfcodessa.org/rus/news.

4. An^apa; К.0. IcTopia ТП; NeoeHnviK^C AoyoTexvia;, £K5. rvracn, Aö^va, 2000.- 946 c.

6. noXkn; Aivo; IcTopia тп; NeoeHnviK^c AoyoTexvia;, MIET, Aö^va, 2006.- 446 c.

7. Vitti Mario IcTopia Tnç NeoeXInviK^ç Лоуотехуго^ ек5. OSuccéaç, A0rçva, 1971.- 604 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Vitti Mario H fevià tou TpiàvTa. ISeoXoyla Kai цорф^, ек5. Ep^ç, Aö^va, 2004.- 358 c.

9. XaTZnßaciXeiou В. Ti yàxvei n cûyxpovn XoyoTexvia GT^v IcTopia; Окт. 2009. URL: http://www.enet.gr.

10. XaTZnßaciXeiou В. H cûyxpovn eUnviKq пeÇoypaфía CTO nayKÔc^io xœPiô, 12/03/2009. URL: http://www.enet.gr.

SUBJECTIVITY, SUBJECTIFICATION AND THE NARRATOR’S SELF IN ALICE MUNRO’S

FIRST-PERSON NARRATIVE

Khrisonopulo Ekaterina Yurievna

Candidate of Philological Sciences, Dotsent at the Department of Foreign Languages and Linguistics, Saint-Petersburg

State University of Culture and Arts, Saint-Petersburg

(2) I hated Business Practice because you had to rule pages of an account book, using a straight pen («Red Dress», p. 332).

С.И. Радциг
История древнегреческой литературы

Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.

Оглавление

Вместо предисловия……………………… 5
От автора ………………………….. 7

Введение Глава I. Истоки древнегреческой литературы Глава II. Поэмы Гомера Глава III. Гомеровский вопрос Глава IV. Упадок героического эпоса. Дидактический эпос Глава V. Простейшие формы лирической поэзии Глава VI. Торжественная лирика Глава VII. Начало науки и прозаической литературы Глава VIII. Происхождение драмы и театра Глава IX. Эсхил Глава X. Время Софокла и Эврипида Глава XI. Софокл Глава XII. Эврипид Глава XIII. Древнейшая греческая комедия и Аристофан Глава XIV. Греческая историческая проза Глава XV. Кризис IV в. до н. э. и переход к эллинизму Глава XVI. Расцвет ораторского искусства Глава XVII. Греческая философия IV в. до н. э. Глава XVIII. «Новая» аттическая комедия Глава XIX. Литература эллинизма Глава XX. Греческая литература в эпоху римского владычества Глава XXI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература

Заключение …………………………. 470
Библиография………………………… 472

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *