Содержание
Хадисы о молитве (намазе)
1. Убейд ибн Зарара передал: «Я спросил Имама Садыка, да будет мир с ним, о словах Аллаха „А если кто отрёкся от веры, то у него — дело тщетно“ (5:5). Он сказал: „ оставление молитвы, которую он принял (то есть начал совершать)“. Я спросил: „А каково положение того, кто оставляет деяние, и оставляет полностью?“. Он ответил: „Из них те, кто оставляют молитву намеренно, не по причине опьянения или слабости“».
2. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Человек вошёл в мечеть и в ней находился Посланник Аллаха. Он помолился и укоротил земной поклон (саджду), так, как будто и не совершал его вовсе. Посланник Аллаха сказал: „Он клюнул, как клюют вороны. Если бы он умер, то умер бы на другой религии, отличной от религии Мухаммада“».
3. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Али ибн Абу Талиб увидел мужчину, „клевавшего“ в своём намазе, и спросил: „Как долго ты молишься так, как молишься?“. Мужчина ответил ему: „С такого-то и такого-то времени“. Имам сказал: „Твой пример перед Аллахом подобен примеру ворона, который клюёт . И если ты умрёшь, то умрёшь на религии, отличной от религии Абу аль-Касима Мухаммада“».
4. Имам Бакир, да будет мир с ним, передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «Не достигнет моего заступничества тот, кто принижает свой намаз, и не возвратится он ко мне у источника (Каусар), нет, клянусь Аллахом!».
5. Ибн Махбуб передал хадис от Имама Садыка, да будет мир с ним, в котором сказано, что Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, во время своей болезни, из-за которой он скончался, потерял сознание, затем очнулся и произнёс: «Не достигнет моего заступничества тот, кто задерживает совершение намаза после того, как настало его время».
6. Абу Басыр передал: «Я пришёл к Умм Хамиде, чтобы выразить ей свои соболезнования из-за Абу Абдуллы (Имама Садыка). Она заплакала, и я заплакал от её плача. Затем она сказала: „О Абу Мухаммад! Если бы ты только мог видеть Абу Абдуллу во время его кончины — ты бы увидел чудо! Он открыл свои глаза и затем произнёс: «Собери рядом со мной каждого, с которым у меня есть родство»“. Она сказала: „И мы не оставили никого, кого бы мы не собрали рядом с ним. Он посмотрел на них и сказал: «Нашего заступничества (то есть заступничества Ахль аль-Бейт) не достигнет тот, кто принижает намаз»“».
7. Имам Садык передал слова Повелителя верующих Али, да будет мир над ними обоими: «Нет намаза для того, кто не стоит крепко «.
8. Имам Бакир, да будет мир с ним, передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «Нет ничего между мусульманином и его неверием, кроме преднамеренного оставления им обязательного намаза или беспечности в нём, так, что он не молится».
9. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Когда раб становится на намаз, Аллах обращает на него Свой Лик, и Он не перестаёт лицезреть его, пока раб не отвернётся три раза. И когда он отворачивается три раза — Аллах отворачивается от него».
10. Имам Садык, да будет мир с ним, передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «От того, кто совершает обязательный намаз в не предписанное для него время, поднимается чернота (погубленная молитва) и говорит ему: „Пусть Аллах погубит тебя, как ты погубил меня!“. И первое, о чём будет спрошен раб, когда предстанет перед Великим и Всемогущим Аллахом, будет его намаз. Так что если его намаз был верен — остальные его деяния будут успешными, а если его намаз был неверен — деяния его не будут успешными».
11. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «К намазу приставлен ангел, который не имеет, кроме этого, иных дел. Поэтому когда он свободен , ангел берёт его и возносится вместе с ним: и если он был исполнен правильно — он будет принят, а если он был неприемлем, то Аллах говорит: „Возврати его моему рабу!“. И ангел приходит вместе с ним и, ударяя им по его лицу, говорит: „Тьфу на тебя! Твоё деяние не перестаёт изнурять меня!“».
12. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Самый большой вор среди людей — тот, кто крадёт у себя собственный намаз».
13. Имам Садык, да будет мир с ним, передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «Шайтан не перестаёт бояться сынов Адама, пока они совершают все пять намазов в предписанное для них время».
14. Юнус ибн Абдул-Рахман передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Нет намаза для того, кто пристально наблюдает за женщиной». И Юнус добавил: «Во время намаза».
Наказание того, кто откладывает предвечернюю молитву (аср)
15. Мухаммад ибн Харун передал: «Я слышал как Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: „Тот, кто пренебрегает предвечерней молитвой (аср), — кроме того, кто забыл о ней, — пока он не умрёт, Аллах лишит его в Судный день семьи и богатства“».
16. Абу Салам аль-Абади передал: «Я пришёл к Имаму Садыку, да будет мир с ним, и спросил у него: „Что ты скажешь о человеке, который умышленно откладывает свой намаз?“. Он сказал мне: „Он придёт в Судный день, лишившись своей семьи и богатства“. Я сказал: „Да буду я жертвой за тебя! Даже если он из обитателей Рая?“. Он сказал: „Да“. Я спросил: „Каким же будет его положение в Раю, будучи лишённым своей семьи и богатства?“. Имам ответил: „Он будет ослаблен, и для него не будет там положения“».
17. Абу Басыр передал слова Имама Бакира, да будет мир с ним: «Всякий раз, когда вы обмануты из-за чего-то, не будьте обмануты относительно предвечерней молитвы (аср): совершайте её пока солнце чистое и белое, ибо Посланник Аллаха сказал: „Лишённый семьи и богатства — тот, который загубил свою предвечернюю молитву“. Я спросил: „Кто тот, который лишился своей семьи и богатства?“. Он ответил: „Тот, для которого не будет в Раю ни семьи, ни богатства“. Я спросил: „А что значит «загубить её»?“. Он сказал: „Клянусь Аллахом, оставить её пока солнце не станет жёлтым и не исчезнет“».
Наказание того, кто пренебрегает коллективной молитвой
19. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха поставил условие для тех, кто живёт поблизости от мечети, что они должны присутствовать на намазе, когда муэдзин призывает их. Затем он помолился сам и приказал человеку из своего семейства — и это был Али ибн Абу Талиб — сжечь дома тех, кто не будет присутствовать на намазе «.
20. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Посланник Аллаха совершал утреннюю молитву (фаджр). Когда он закончил, то повернулся лицом к своим сподвижникам и спросил у них о людях: посещают ли они молитву? Они ответили: „Нет, о Посланник Аллаха!“. Он спросил: „Их не было ? Они ответили: „Нет, о Посланник Аллаха!“. И тогда он сказал: „Нет намаза более трудного для лицемеров, чем этот намаз (фаджр) и ночной намаз (иша)“».
21. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Не принимается намаз того, кто пренебрегает по прихоти собранием и собранием мусульман без причины».
22. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Не принимается намаз того, кто слышит призыв из мечети и не отвечает на него».
23. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто отстраняется от собраний мусульман на ширину ладони, вера того будет оторвана от его шеи».
Хадисы об омовении (вузу) и состоянии ритуальной чистоты
26. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Человек из числа жрецов будет сидеть в своей могиле, и ему будет сказано (ангелами): „Мы высечем тебя ста ударами плетей в наказание от Аллаха!“. Он скажет: „Я не смогу это вытерпеть!“. И они будут говорить это, не переставая, пока в итоге не скажут: „Это неизменно“. Он спросит: „Почему вы бьёте меня кнутом?“. Они ответят: „Мы бьём тебя, потому что ты молился один день без омовения и прошёл мимо слабого и не помог ему“. И они ударят его ещё один раз в наказание от Аллаха и его могила будет заполнена огнём».
27. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Не принимается намаз, кроме как с чистотой «.
28. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Большинство наказаний могилы — из-за мочи (то есть из-за нарушенного состояния ритуальной чистоты)».
29. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «Никто из вас не должен молиться пока на нём находится одно из двух „аль-асарайн“ (моча или кал)».
30. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Молитва того, кто задерживает мочу, не принимается, будь то мужчина или женщина, и он подобен тому, кто в своей одежде».
«Аль-Махасин», т. 1, книга 3
Ключевые слова: Али ибн Абу ТалибДжафар ибн Мухаммад СадыкМухаммад ибн Али БакирПророк Мухаммадфикх
О важности намаза
После произнесения шахады, означающей принятие Ислама, основной и важнейшей обязанностью для человека является совершение намаза. Совершение намаза является признаком веры в Аллаха и поклонения Ему.
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Намаз – это опора религии». «Рухнет религия того, кто оставит намаз», говорится в священном хадисе.
Регулярное совершение намаза является основополагающим требованием Ислама, без которого человек не может выполнить свою основную обязанность перед Богом и наверняка лишится самого важного и драгоценного в жизни – осознания и ощущения своей связи с Всевышним. Пять промежутков времени, в которые следует совершать намаз, соответствуют пяти частям суток. Это рассвет, полдень, послеобеденное время, конец дня и ночь. Намаз – это диалог человека с Создателем, регулярность которого периодически, днем и ночью напоминает человеку о Всевышнем.
Об обязательстве совершения намаза сказано в Коране и хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили о наилучшем деянии, он ответил, что это своевременно совершенный намаз.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что намаз — это ключ к Раю, и что намаз является для Аллаха самым любимым деянием Его раба после уверования. Если было бы что-либо лучшее в служении Ему, то ангелы тоже занимались бы этим. Среди ангелов есть делающие поясной поклон (руку), земной поклон (сажда), стоящие и сидящие, т.е совершающие все действия, которые мы совершаем в намазе.
В хадисе говорится, что ангел Джабраил (мир ему) совершал двухракаатный намаз в течении сорока тысяч лет. После этого Аллах сказал ему, что двухракаатный намаз, совершенный человеком из общины (уммы) Мухаммада (мир ему и благословение), дороже для Него, чем этот намаз. И это – из-за возвеличивания Аллахом нашего Пророка (мир ему и благословение).
Почему же намаз имеет такое большое значение? Секрет этого кроется в возвеличивании его Самим Аллахом. Известно, что все каноны Шариата, все деяния, предусмотренные Исламом, были доведены до нас Пророком (мир ему и благословение), а он, в свою очередь, получил их от ангела Джабраила (мир ему), который являлся посредником между Аллахом и Пророком (мир ему и благословение). Особенностью намаза является то, что Всевышний, позвав к Себе в ночь Вознесения (Мираж) Посланника (мир ему и благословение), Сам, без посредников, одарил нашего Пророка (мир ему и благословение) и его общину (умму) этим ценным подарком. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижники относились к намазу с большой ответственностью. Намаз – это особое общение со Всевышним. Если перед встречей с каким-то влиятельным человеком мы испытываем волнение, радость, старательно готовимся к ней, то, представьте, как мы должны готовиться к встрече с Властителем всего сущего – Всевышним Аллахом?
Невнимание и безразличие к религии, существующее в настоящее время, не нуждается в описании. Что говорить, когда пренебрегают таким наиважнейшим делом, как намаз, о котором в Судный день спросят в первую очередь, и который является в религии вторым по значимости после уверования. Но все-таки есть надежда, что на людей с чистым, непомутненным разумом, иншаАллах, окажут воздействие слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что человек, совершающий пятикратный намаз, подобен тому, кто купается пять раз в день в реке, протекающей возле его дома. Подобно тому, как купание очищает тело, так и намаз, исполненный надлежащим образом, очищает человека от грехов. Аллах в Коране говорит, что воистину намаз удерживает человека от непристойного и запретного.
Намаз и другие виды поклонения являются сдерживающими факторами от попадания в грехи, и здесь главное – как совершается намаз, с каким усердием выполняются все его требования.
Когда человек в течение дня пять раз стоит перед Создателем, общаясь с Ним, раскаиваясь в грехах, стыдясь неправедных поступков, прося о помощи, то он получает огромный духовный заряд, и это остерегает его от совершения греховного.
Намаз – это великая Милость Аллаха. Обращаться к Аллаху, вступив в намаз, во время тревог и забот – это спешить к Его Милости. Когда Милость Аллаха приходит на помощь, тогда не остается причин для переживаний. Известно множество примеров из жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение), связанных с этим.
В хадисе говорится, что когда дул сильный ветер, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сразу входил в мечеть и не выходил, пока ветер не стихал. Также во время солнечных и лунных затмений Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз-сунна. Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение) рассказывали, что всегда, когда члены его семьи попадали в трудное положение, он велел им совершать намаз.
Таким же образом поступали и его сподвижники, которые старались походить на Пророка (мир ему и благословение).
Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), будучи в путешествии, получил известие о смерти своего сына. Тогда он слез с верблюда и совершил двухракаатный намаз, затем прочитал дуа и сказал: «Я сделал то, что Всевышний приказал нам в Своей книге. Ведь в Коране сказано, чтобы мы искали помощи Аллаха с терпением и молитвой».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что все предыдущие пророки (мир им всем) во время невзгод тоже обращались Аллаху, совершая намаз. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что когда кто-нибудь попадет в беду или нужду, пусть совершит основательно омовение и исполнит намаз в два ракаата, воздаст хвалу Аллаху, затем попросит благословение Его Посланнику (мир ему и благословение) и в конце обратится с просьбой ко Всевышнему.
На самом деле трудно охватить все высказывания Пророка (мир ему и благословение), касающиеся важности намаза и рассказывающие о прощении Аллахом тех, кто совершает его.
В намазе скрыто много пользы, описать которую в одной проповеди невозможно. Но, конечно, у человека, совершающего намаз, в первую очередь должно быть намерение следовать повелению Аллаха и получить Его довольство. В хадисе говорится, что воистину все деяния рассматриваются по намерению. Насколько же безгранична Милость Аллаха, давшего нам намаз, который вбирает в себя столько полезного в этом мире и вечные блаженства Рая!
Более подробную информацию о том, как совершить намаз Вы можете получить
Канонический отдел islam.ru
Подскажите, пожалуйста, как совершается коллективный намаз и какие дуа нужно произносить вслух, а какие — про себя? Рамиля К.
Тот, кто участвует в коллективном намазе, должен совершать его так:
1) Каждый мусульманин должен сделать соответствующий ният, например: «Намереваюсь совершить фард утреннего намаза, следуя за имамом, ради Аллаха». Затем имам, подняв руки, со словами «Аллаху акбар» начинает намаз. Верующие следом за ним также поднимают руки, повторяют такбир про себя и приступают к богослужению. Имам и джамаат про себя читают «Субханака», после чего джамаат перестаёт произносить. Имам про себя читает «А’узу», «Бисмиллях» и делает кыраат.
При совершении первых двух ракаатов намазов субх, магриб и иша, в каждом ракаате намаза витр, двух ракаатах намаза джума и праздничных намазах имам читает «аль-Фатиху» и дополнительные суры или аяты вслух, чтобы слышали все собравшиеся. В этих молитвах также вслух читаются такбиры, «тасми» (самиаллаху лиман хамидах) и салямы. Третий ракаат намаза магриб, третий и четвёртый ракааты намаза иша имам произносит шёпотом. Все такбиры намазов зухр и аср, тасми и салямы читаются вслух, а «Субханака» и Коран — шёпотом.
2) В намазе субх имам читает в первом ракаате в два раза больше аятов, чем во втором, так как это является Сунной. Ибо так многие люди успевают присоединиться к джамаату в начале богослужения.
3) Джамаат произносит такбиры про себя. Выпрямляясь из рукуу, имам говорит «Самиаллаху лиман хамидах» вслух, а «Раббана ва лакяль хамд» — про себя. По мнению Абу Ханифы, имам не должен произносить «Раббана ва лакяль хамд», а обязаны читать про себя только те, кто следует за ним. Можно прочитать и «Аллахумма Раббана ва лакяль хамд», и «Раббана лакяль хамд». Затем верующие вместе с имамом выполняют рукуу, и каждый триджы про себя произносит: «Субхана раббияль азым» (я прославляю Аллаха, который превыше всего). Во время сажда все участники коллективного намаза опять три раза произносят «Субхана раббияль аля» (я прославляю Аллаха, который превыше всего).
4) Имам и джамаат при первом сидении читают шёпотом только «ат-Тахият», а во втором сидении вместе с «ат-Тахият» читают «салли-барик» и «Раббана атина». Когда имам вслух отдаст салям сначала в правую сторону, а затем в левую сторону, джамаат вместе с ним тоже должен отдать салям шёпотом.
Когда имам закончит чтение «аль-Фатихи» и шёпотом произнесёт «аминь», джамаат также шёпотом говорит «аминь».
5) Условия и требования к выполнению намазов основаны на указаниях Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Кроме того, существует единогласное мнение, закреплённое многовековыми традициями Ислама. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) повелел: «Совершайте намаз так, как я!» Поэтому богослужение, которое выполняется вразрез с его требованиями и советами, считается недействительным.