Храм илии обыденного

Первоначальный деревянный храм появился на этом месте на рубеже XV–XVI вв. Название «Обыденный» указывает на то, что церковь была построена в один день — видимо, из готовых срубов. По другой версии, церковь построена «по обету», после завершения сильной засухи. Отметив завершение природного катаклизма, храм попал в историю уже государственного нестроения: в Смуту, 24 августа 1612 г., келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын служил здесь молебен о победе над поляками, на котором присутствовал и князь Дмитрий Пожарский — неподалеку располагался штаб Второго ополчения, отражавшего натиск гетмана Хоткевича.

Деревянный храм несколько раз поновлялся, а в 1702 г. ему на смену пришла каменная постройка, средства на возведение которой пожертвовал думный дьяк Гавриил Деревнин — о нем и его брате Василии напоминают мраморные плиты внутри храма. Церковь возводилась по архитектурной моде своего времени: вытянутая по вертикали, она представляет собой конструкцию «восьмерик на четверике». Грани обоих объемов отмечены колонками коринфского ордера с маленькими пышными капителями, окна же строго аскетичны и не украшены наличниками вовсе. Восьмерик увенчан одной граненой главой с крестом. В северной стене храма сохранилось несколько надгробных таблиц, напоминающих о существовавшем здесь ранее приходском кладбище. В интерьерах сохранился центральный иконостас с образами XVII в., находившимися еще в деревянном храме, в том числе образ Спаса Нерукотворного 1675 г., образ Казанской Божией Матери, созданный Симоном Ушаковым, храмовая икона святого Илии Пророка с 20 клеймами жития и другие.

Трапезная церкви была первоначально однобокая, с приделом Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Ей на смену в 1819 г. пришла каменная трапезная, в которой появился второй престол во имя апостолов Петра и Павла. Однако окончательно существующий облик Ильинского храма сформировался в 1866–1868 гг., когда трапезная была перестроена и расширена, а с запада по проекту А.С. Каминского создана новая колокольня с четырехгранным шатром, с элементами в псевдорусском стиле. Работы велись на пожертвования церковного старосты — купца В.Д. Коншина. Также известной благотворительницей была жившая по соседству А.Д. Третьякова — мать создателя галереи. В 1882 г. при храме было построено здание эпохи «барокко» для школы и богадельни.

После революции церковь пострадала во время кампании по изъятию церковных ценностей, утратив часть убранства и драгоценной утвари. Но в храме продолжались богослужения. Из храма Воскресения в Сокольниках сюда была перенесена икона Божией Матери «Нечаянная радость» (до революции находилась в церкви Благовещения в Кремле), долгие годы хранился посох последней настоятельницы соседнего Зачатьевского монастыря (его вернули в обитель после возрождения в ней монашеской жизни). Существует устойчивая легенда, что власти планировали объявить о закрытии церкви 22 июня 1941 г., но этому воспрепятствовало начало Великой Отечественной войны.

В то время, когда храмы повсеместно были закрыты, службы в церкви Илии Пророка продолжались. Поэтому именно здесь устроили заочное отпевание писателя М.А. Булгакова после его кончины. Так пожелали его сестры, сам же писатель перед смертью просил о кремации. Его просьбу выполнила супруга писателя Елена Сергеевна Булгакова, похоронив прах писателя на Новодевичьем кладбище.

Поднятие крестов на главы храма, 17 августа 1908 г.

17 августа 1908 года было совершено поднятие крестов на главы сооружаемого храма и колоколов на колокольню этого храма. Всего колоколов было 8. Самый большой из них, весом 98 пудов и 20 фунтов, был пожертвован Н.И. Сушкиным, и по бокам его была сделана следующая надпись: «В лето 7416-е месяца июня в 25 день поспешением Божием, при державе Великого Государя Царя Николая Александровича всея России и при старообрядческом архиепископе московском Иоанне вылит сей колокол к церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, что при Остоженской старообрядческой общине, в городе Москве, усердием Николая Иосифовича Сушкина в вечное поминовение по брате его Иоанне». Второй колокол, пожертвованный также Н.И. Сушкиным, весил 49 пудов, а остальные 6 колоколов были меньшего веса. Общий вес колоколов составлял 185 пудов. Кресты были сделаны в древнем стиле и вызолочены через огонь. Один из них — для главы храма, величиною около 3 аршин (2,1 м), а другой — для главы колокольни, величиной около 2 аршин (1,4 м).

В 8 часов утра в храме была совершена настоятелем отцом Трофимом Силантьевым с диаконом храмов Рогожского кладбища отцом Иоанном Хрусталевым Божественная литургия при пении небольшого хора певцов Рогожского кладбища. На богослужении находились: председатель Остоженской общины С.П. Рябушинский, товарищ председателя С.Е. Трындин, члены совета: Н.И. Сушкин и другие члены общины, а также много прихожан и богомольцев. Масса народа переполняла весь церковный двор, стояла на крышах окрестных строений и занимала прилегающий переулок. После литургии из храма был совершен крестный ход, и здесь отцом Трофимом было совершено молебствие с пением и водоосвящением. После освящения воды отец Трофим прочел положенную молитву и окропил святой водой кресты для куполов, а затем с отцом Иоанном Хрусталевым направился на колокольню и окропил святой водой поднятые накануне на колокольню 6 малых колоколов, а также больших 2 колокола, приготовленных к поднятию. После этого духовенство возвратилось в сооружаемый храм, и здесь отцом Иоанном Хрусталевым были провозглашены многолетия Царской Фамилии, архиепископу московскому Иоанну, «создателям святаго храма сего и пекущимся о нем и предстоящим». Все присутствовавшие на молебне приложились к святому кресту и получили окропление святой водой.

В 10 часов 30 минут утра закончилось богослужение, и крестный ход выступил из храма и остановился с северной стороны, где были приготовлены лестницы для поднятия крестов на кровлю. Хор певцов исполнял стихиры святому кресту. Отец Трофим окропил святой водой вызолоченные кресты, и они были подняты на руках рабочими, внесены на кровлю, а потом по особым лестницам — на купола храма и колокольни и через несколько минут установлены на места. На колокольне начался мелодичный перезвон малых колоколов. Все присутствовавшие перекрестились и поздравляли друг друга. Затем певцы запели положенные стихиры. Отец Трофим окропил два колокола, и они при помощи присутствовавших прихожан храма, членов общины и богомольцев через несколько минут были подняты на колокольню и укреплены на местах. Крестный ход возвратился в храм, где отец-настоятель обратился к прихожанам с краткой проповедью. Через полчаса все работы по закреплению колоколов были закончены, и раздался мелодичный звон, далеко разносившийся по окрестности. Духовенству и приглашенным лицам в помещении дома общины были предложены чай и закуска. Во время трапезы членами общины и прихожанами была выражена сердечная благодарность Н.И. Сушкину, С.П. Рябушинскому, С.Е. Трындину за их крупные жертвы на сооружаемый храм. П.П. Рябушинскому была послана следующая телеграмма от членов общины: «Собравшись на торжество поднятия крестов и колоколов, прихожане храма еще раз искренно благодарят вас за то начало, которое вы положили основанию нашего храма пожертвованием земли нашей общине».

Старообрядческий архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин), 1898–1915 гг.

Совет Остоженской старообрядческой общины. Ежегодник «Церковь», 1910–1911 гг.

В воскресенье, 12 октября 1908 года, состоялось торжественное освящение храма. Накануне освящения с раннего утра в церкви шла усиленная работа по размещению перед иконами серебряных лампадок, установке в паникадила и подсвечники толстых свеч из желтого воска, настилке ковров. С наружной, южной стороны храма, около входа, была вмурована доска со следующей надписью: «В лето 7416-е месяца августа, в 12-й день основана бысть церковь сия во имя Пречистая и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, честнаго и славнаго Ея Покрова, и освящена святительским священием месяца октября, 12 дня 7416-е (1908) лето, при державе Великого Государя Царя Николая Александровича и при московском старообрядческом архиепископе Иоанне. Сооружена сия церковь на средства старообрядческой Остоженской общины в царствующем граде Москве при настоятеле церкви Трофиме Силантьеве и председателе совета общины Стефане Павловиче Рябушинском, товарище его Сергии Георгиевиче Трындине и членов совета: Павле Павловиче Рябушинском, Николае Осиповиче Сушкине, Иоанне Михайловиче Капусткине, Дмитрии Иоанновиче Белове, Сергии Авраамовиче Артемове, Симеоне Макариевиче Дроздове, Иоакиме Трофимовиче Кириллове, по проекту и наблюдениям архитекторов: В.Д. Адамовича и В.М. Маята».

На аналоях в храме были положены древняя икона Смоленской Божьей Матери и храмовая икона. У клиросов были помещены древние хоругви, пожертвованные С.П. Рябушинским, на которых находились квадратные иконы XVI века: Божьей Матери Неопалимыя Купины, преподобного Дмитрия Прилуцкого, святых великомучеников князей смоленских Федора, Давыда и Константина, Рожества Богородицы и Успения Богородицы. По краям иконы украшены старинными окладами, и к ним с боков приделаны лопасти из малинового бархата с золотой бахромой и кистями. Престол в алтаре был сделан из облицованного кирпича, а верхняя доска — из финляндского мрамора сероватого цвета. За престолом поставлен седьмисвещник в древнем стиле, запрестольный крест XVII века с изображением на оборотной стороне московских и новгородских чудотворцев и две запрестольные иконы.

В 3 часа дня посреди храма настоятелем отцом Трофимом Силантьевым была совершена малая вечерня с павечерницей. В 4 часа вечера в храм из церкви Рогожского кладбища были принесены две древние хоругви для участия в крестном ходе, которые были поставлены возле клиросов. Церковный двор был усыпан песком, красиво убран еловыми ветками и зеленью. В конце вечерни в храм прибыл архиепископ Иоанн, который и присутствовал за богослужением, а потом осмотрел все приготовления к торжеству. В 5 часов вечера начался торжественный звон к всенощному бдению, и храм наполнился массой богомольцев, среди них были члены совета Остоженской общины, прихожане, члены различных старообрядческих общин Москвы и немало лиц, принадлежащих к господствующей церкви, на которых внутреннее благолепие храма произвело сильное впечатление. Затем посреди храма началось всенощное бдение. Его совершали: архиепископ московский Иоанн со священниками Рогожского кладбища — отцом Прокопием Сорокиным и отцом Иоанном Власовым, с настоятелем храма Остоженской общины отцом Трофимом Силантьевым, отцом Исаакием Носовым и прибывшим из саратовской епархии отцом Иаковом Никулиным. На клиросах пел хор певцов с Рогожского кладбища. Служба правилась Покрову Пресвятыя Богородицы и обновлению храма. Всенощная продолжалась более 6 часов. Во время всенощной окружающий церковь двор и фасад храма были красиво иллюминированы разноцветными фонарями. Возле церкви, по 3-му Ушаковскому переулку, стояло много публики.

Вход в храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженской старообрядческой общины. Ежегодник «Церковь», 1910–1911 гг.

В день освящения храма богослужение началось в половине шестого утра. Храм с начала богослужения был переполнен массой богомольцев, которым при начале молебна были розданы зажженные свечи из желтого воска. Богослужение совершал архиепископ московский Иоанн со священниками: отцом Прокопием Сорокиным, отцом Иоанном Власовым, отцом Исаакием Носовым, отцом Елисеем Мелехиным, отцом Трофимом Силантьевым и отцом Иаковом Никулиным, с диаконами: отцом Елисеем и отцом Львом в облачениях из дорогой золотистой парчи. После водоосвящения архиепископ и духовенство совершили освящение престола, а затем архиепископ, совершив каждение и помазание стен храма, зажег светильню в лампадах в алтаре, а потом были зажжены все свечи перед иконами в храме. После этого из алтаря на середину храма вышел крестный ход. Архиепископ прочел положенную молитву, окропил святой водой стены храма и осенил их крестом, а потом направился во главе крестного хода из храма. На колокольне производился торжественный звон. Крестный ход направился из церкви в следующем порядке. Впереди несли две хоругви из церкви Рогожского кладбища и две из вновь освященного храма. Одну из них нес С.П. Рябушинский, затем несли подсвечники с желтыми свечами, большие древние иконы: Спасителя, Тихвинской Божьей Матери, святителя Николы и малые храмовые иконы, сзади следовали певцы, священники несли Святое Евангелие, запрестольные иконы и крест, за ними следовали архиепископ Иоанн, диаконы с кадилами и богомольцы с зажженными свечами. Крестный ход обошел храм три раза, причем архиепископ при первом обхождении окроплял стены храма святой водой, при втором совершал каждение, а при третьем осенял святым крестом. Освящение закончилось в 9 часов утра.

В исходе десятого часа утра в новоосвященном храме началась литургия, которую совершал архиепископ Иоанн с шестью священниками и двумя диаконами, участвовавшими в освящении храма. На всех были дорогие облачения из серебряной парчи. Хор певцов Рогожского кладбища с замечательным искусством исполнил положенные песнопения. На богослужении находились: московский градоначальник генерал-майор А.А. Адрианов, председатель совета московской старообрядческой общины Рогожского кладбища, коммерции советник М.С. Кузнецов, товарищ председателя А.И. Морозов, попечители Рогожского кладбища Н.А. Пуговкин и И.Л. Трегубов, члены совета и общины, члены московских старообрядческих общин, председатель совета Остоженской общины С.П. Рябушинский, товарищ председателя С.Е. Трындин, члены совета общины и богомольцы, директор археологического института A.И. Успенский, начальница женской классической гимназии С.Н. Фишер, члены археологического и архитектурного обществ, многие московские старообрядцы, и масса прихожан храма. Многие из богомольцев не могли поместиться в храме и стояли на паперти. Церковный двор и переулок возле храма были переполнены народом.

В 12 часов дня литургия закончилась провозглашением отцом диаконом Елисеем Григорьевым многолетия: «Самодержавнейшему Великому Государю Царю нашему Николаю Александровичу, Супруге Его Великой Государыне Царице Александре Федоровне, Матери Его Великой Государыне Царице Марии Федоровне, Наследнику Его Государю Цесаревичу и Великому Князю Алексею Николаевичу и всему царствующему Дому». Певцы исполнили девять раз древним распевом «Многая лета», а архиепископ Иоанн осенял молящихся святым крестом. После этого были провозглашены многолетия: «Преосвященному и боголюбивому архиепископу московскому, нашему же господину и владыке Иоанну» и «создателям святого храма сего, благотворителям и всем православным христианам». Во время пения многолетий на колокольне храма производился звон во все колокола.

После богослужения архиепископ обратился к присутствовавшим с краткой, но глубоко прочувственной речью, в которой он поздравил прихожан с освящением нового храма и выразил свою радость по поводу сооружения этого великолепного храма, иконы которого все очень древние, и перед ними молились угодники Божии. С.П. Рябушинский обратился к владыке Иоанну с просьбой разрешить чествовать настоятеля храма отца Трофима, на что владыка ответствовал: «Бог благословит». После этого С.П. Рябушинский прочел отцу Трофиму Васильевичу Силантьеву приветственный адрес, написанный с виньетками и украшениями и покрытый многочисленными подписями членов Совета Остоженской общины и прихожан. Затем отцу Трофиму была вручена икона святого апостола Трофима, написанная в древнем стиле г. Тюлиным и украшенная дорогой серебряной чеканной ризой. На иконе на серебряной доске помещена была дарственная надпись. Затем отец Трофим обратился к П.П. Рябушинскому и прочел адрес, написанный древними славянскими буквами на пергаменте и вложенный в художественный футляр. В адресе община благодарит П.П. Рябушинского за ценный дар общине — дом с землей в Москве, в 3-м Ушаковском переулке, со всеми святыми иконами и имуществом, где теперь построен храм. Затем П.П. Рябушинскому была вручена икона святого апостола Павла, драгоценная по своей древности, украшенная старинной серебряной вызолоченной чеканной работы ризой с венцом, украшенным дорогими камнями. На оборотной стороне иконы на серебряной доске была дарственная надпись.

Затем товарищ председателя Совета Остоженской общины С.Е. Трындин, обращаясь к С.П. Рябушинскому, прочел адрес, написанный на пергаменте в древнем стиле и покрытый многочисленными подписями. После этого С.П. Рябушинскому была вручена древнейшая икона Господа Вседержителя с святителем Иоанном Новгородским и преподобным Варлаамом Хутынским, являющаяся копией с той иконы, которой благословил преподобный Сергий Радонежский великого князя Дмитрия Донского на войну против татар. Икона украшена старинным басменным окладом, а венец — бирюзой и драгоценными камнями. На иконе, на особой доске, сделана дарственная надпись. После этого С.Е. Трындин дрожащим от волнения голосом произнес: «Поклонимся Павлу Павловичу и Степану Павловичу до земли и поблагодарим их за их жертвы, труды и заботы о наших нуждах», — и все присутствовавшие сделали им низкий поклон.

При торжественном колокольном звоне архиепископ Иоанн во главе духовенства в облачении и певцов, исполнявших положенные стихиры, направился из храма в квартиру настоятеля церкви, где были приготовлены чай и трапеза. Архиепископ Иоанн провозгласил здравицу за драгоценное здравие Государя Императора и Его Семьи. Хором певцов было исполнено «Многая лета». Затем С.П. Рябушинский провозгласил здравицу за архиепископа Иоанна. Все присутствовавшие хором исполнили многолетие. После этого следовали многочисленные тосты за П.П. и С.П. Рябушинских, строителей храма, членов Остоженской общины и других уважаемых людей. За трапезой, затянувшейся до трех часов дня, присутствовало все духовенство, с архиепископом Иоанном во главе, и до 70 приглашенных гостей. По окончании трапезы архиепископ Иоанн с колокольным звоном отбыл в свои келии.

Придел храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженской старообрядческой общины. Ежегодник «Церковь», 1910–1911 гг.

В течение целого дня храм был открыт, и в нем побывало множество народа, среди которого было много представителей господствующей церкви. Ясная теплая погода много способствовала торжественности освящения этого первого нового в Москве старообрядческого храма. В 1910 году, 8 ноября, в храме Покрова Пресвятыя Богородицы было совершено освящение придела во имя святителя Николы Чудотворца. Иконостас в приделе изящной стильной работы был сооружен на средства С.П. Рябушинского и С.Е. Трындина, которым во время духовного торжества всеми прихожанами была выражена глубокая благодарность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *