Храм кочпон Сыктывкар

Свято-Казанский храм Сыктывкара (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Православный Свято-Казанский храм — одна из самых посещаемых действующих церквей в Сыктывкаре и Республике Коми. Он расположен в местечке Кочпон, за городом, на берегу реки Сысолы — здесь вся обстановка навевает умиротворение и покой.

Главная икона храма — образ Казанской Божией Матери — одна уцелела при разрушительном пожаре в начале 20 века, после чего была признана чудотворной.

К этой иконе, установленной в иконостасе, приходят тысячи верующих, чтобы помолиться и зажечь свечу от неугасимой лампады. В праздник надвратный образ спускают вниз, чтобы к нему можно было приложиться. Прихожане отмечают особую благость и душевную атмосферу, царящую здесь.

История постройки

Раньше на этом месте стояла часовня святых праведников и чудотворцев Прокопия и Иоанна Устюжских, первые упоминания о ней есть в летописи, хранящейся в Троицком приходе Усть-Сысольска. Алтарь в часовне перестроили местные крестьяне в 1860 г., а в 1901 г., после чудесного спасения иконы Божией Матери, вновь построенный храм посвятили этому чудотворному образу.

В темные для церкви времена с 1917 по 1944 гг. Свято-Казанский храм стал местом ссылки. Сосланный туда епископ Герман духовно и материально поддерживал отправленных сюда священников и мирян, за что в 1937 г. был обвинен в подрывной деятельности и расстрелян. Храм перешел в ведение Сельсовета и служил избой-читальней. Но по настоянию прихожан в конце Великой Отечественной войны его освятили вновь и стали проводить службы. В 2001 г. народного заступника епископа Германа Священный Синод причислил к лику святых.

Территория и внутреннее убранство

В храме скромная, уютная обстановка без излишней помпезности, много икон и церковной утвари. Деревянное здание церкви выкрашено в небесно-голубой цвет Богородицы, в нем легко дышится. На небольшой ухоженной территории — старые березы и яблони, цветущие палисадники, благоухающие в мае запахом сирени. При входе стоит памятный крест в память о погибших в смутные времена служителях церкви.

Прихожанам разрешено подняться на колокольню и позвонить в колокола.

В наши дни в храме не только проводят службы, но и ведется духовно-просветительская деятельность. При нем открыты воскресная школа и духовная академия, работает приходская библиотека православной литературы. Здесь строится Центр православной молодежи и хоспис для онкологических больных. Служители церкви создают душевную, комфортную обстановку, они внимательны к чаяниям прихожан.

Свято-Казанский храм занимается благотворительной деятельностью — финансирует строительство новых православных церквей в республике, а также помогает нуждающимся людям.

Практическая информация

Адрес: Сыктывкар, ул. Набережная, 10/1. GPS координаты: 61.637176, 50.870530.

Режим работы: понедельник—пятница с 7:00 до 19:00.

В субботу, 14 мая, прошла очередная экскурсия из серии «Пешком по Усть-Сысольску». Она была посвящена истории сыктывкарского местечка Кочпон. На этот раз экскурсоводов было трое: незаменимый историк Михаил Рогачев, журналист Игорь Бобраков, краевед и алтарник Свято-Казанского храма Николай Ивасишин. БНК представляет расшифровку их рассказов.

Фото и видео Виктора Бобыря

Двор Свято-Казанского храма. Николай Ивасишин

— Свято-Казанский храм в местечке Кочпон был построен в 1906 году. Сейчас он восстановлен практически в своем первозданном виде, судя по фотографии 1915 года. Кроме того, во дворе храма стоит первый памятный крест новомученикам, установленный в Коми крае.

В советское время церковь имела совсем другой вид: даже высота колокольни была меньше на 9 метров. Кстати, во время реконструкции в храме за обшивкой колоколов нашли клад — тысячи крестиков, медальонов и монеток. Материальной ценности он не представляет, но духовная ценность неизмерима. Версия такова: в советское время многие люди крестились тайно, власть не одобряла крещения. Поэтому или староста, или кто-то из священников спрятал медальоны и крестил людей без записи в церковных книгах, чтобы не навлечь на них неприятности.

Место, где располагается храм, — очень красивое, здесь на крутом берегу хорошо видно излучину реки. Отсюда, по некоторым источникам, и название самого поселка — Кочпон — излучина реки, другая версия — перевод с коми языка — «собачий хвост».

Храм построен по просьбе жителей в то время периферийной деревни Кочпон. И уже с начала 18 века здесь располагалась часовня, позже пристроили алтарь и появилась возможность служить здесь литургию. Храм освятили в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Конечно, все постройки были деревянные и периодически горели. Последний большой пожар случился в 1901 году: загорелся дом одного из крестьян, и из-за сильного ветра сгорела практически вся деревня (90 домов) и храм. Спасти удалось только малое количество церковной утвари, но когда стали разбирать пепелище, обнаружили икону Казанской Божьей Матери. Икона очень почитаемая, легенда гласит, что она появилась также при пожаре: маленькой девочке было видение, где Богородица указала в каком месте после сильного пожара в Казани искать ее икону. После чего в честь нее в Казани был построен собор.

Наш храм за время советской власти ни разу не осквернялся, хоть и были планы сделать здесь клуб. Планам сбыться было не суждено, какое-то время в церкви располагалась изба-читальня, но во время войны, по разрешению Сталина, храмы открылись по всей стране, в том числе и здесь начались богослужения.

Первым священником был иеромонах Илетий, он прослужил около 10 лет, после него в 50х годах служил человек, оставивший огромный след в истории храма и всей Коми земли — отец Владимир Жохов. Его род ведется еще со времени царя Ивана Калиты, среди его предков есть даже морской офицер, именем которого назван остров. Это уникальный человек, который играл практически на всех музыкальных инструментах, писал иконы, был замечательным проповедником. Власти в то время очень зорко следили за его работой, несколько раз его лишали разрешения служить в храме. В последний раз это произошло в 1960 году, он вынужден был уехать в Пермь и до конца своей жизни приезжал сюда всего несколько раз.

Скажу пару слов и о Владимире Слободине, похороненном у алтарной части храма. Это такая древняя традиция священнослужителей хоронить у восточной стены. Отец Владимир — очень молодой священник. Он погиб в автокатастрофе, когда ехал причащать. Хотя он и не служил в нашем раме, епископ принял решение похоронить его именно здесь. Отец Владимир служил в тогда еще строящемся соборе, побывал в Чечне. Теперь все его духовные чада могут отдать ему дань памяти здесь.

Наша земля, к сожалению, стала местом ссылки многих священнослужителей. Один из святых — Афанасий Ковровский и святые, служившие в нашем храме, — Павел Елькин и священномученик Герман. Про епископа Германа Ряшенцева: он был кандидатом богословия, инспектором, а потом и руководителем семинарии, провел 7 лет на Святой земле, в 1917 году, возвратясь на родину, стал епископом и сразу был арестован. Последний его арест и ссылка — в Сыктывкар. Ему разрешили служить только регентом в нашем храме. Только представьте себе — епископ руководит хором в Кочпоне! В 1937 году на самом пике гонений на церковь в его письмах нашли фразу о «священной дружине», на основе нее было сформировано дело о желающих противостоять советской власти.

Михаил Рогачев

— Позвольте, я добавлю. Ситуация была гораздо смешнее. Священников привлекли за создание контрреволюционной организации «священная дружина», с помощью которой собирались свергнуть советскую власть по всей стране.

А началось все из-за матушки Марии Шаламовой, вдовы первого расстрелянного в 30е годы священника, служившего в Вотче. После смерти мужа, она переехала в Кочпон и организовала пункт помощи ссыльным священникам: собирала вещи и продукты и отсылала им продукты на этап. Собираясь принять постриг, она написала Вологодскому архиерею. В его ответе как раз и была сакраментальная фраза.

Стоит отметить, что аресты священников шли по графику, и до Коми они добрались в августе. При аресте матушки Марии и было найдено это письмо, повлекшее за собой трагические события.

В Кочпонском храме вообще служило три епископа — канонизированный Герман, владыка Николай Номеровский, епископ Шавалеевский. Все трое пели в церковном хоре. И все были расстреляны. Именно им посвящен крест на входе во двор храма.

Дом архитектора Холопова. Игорь Бобраков

Этот дом связан с тремя очень знаменитыми людьми. Две фамилии я назову сейчас, а третью только в конце лекции, чтоб сохранить интригу. Итак, это архитектор Холопов и Ольга Керенская, жена премьера Временного правительства.

Начнем с Холопова, так как он главный хозяин этого дома. Сразу возникает мысль — почему архитектор жил в таком невзрачном доме? Ответ очень простой — это дом его отца, известного иконописца. Александр Викентьевич Холопов родился в 1880 году, детство провел здесь, в семье было 6 сыновей и 2 дочерей, отец решил передать свою профессию именно Александру, но его больше увлекала живопись и архитектура.

Холопов уехал в Москву и поступил в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Поселился он в съемной комнате у дворян Новодворских, дальше возникла хрестоматийная ситуация — хозяйская дочь-красавица и молодой постоялец закрутили роман. После чего Александр был вынужден съехать в общежитие, где попал почему-то в украинское землячество, но роман с Верой Дмитриевной продолжился и увенчался свадьбой. Молодые перебрались в Санкт-Петербург, где Холопов продолжил образование в Академии художеств.

Учиться ему было трудно, поскольку родилась дочь Ариадна. Приходилось совмещать учебу с работой в мастерских, в том числе в архитектурной мастерской Мельцера. Эта мастерская занималась в основном мебелью, но в тоже время она участвовала в оформлении Дворцового моста. Таким образом, наш земляк оказался в числе тех, кто участвовал в проектировании одной из главных достопримечательностей Петербурга.

В дальнейшем Холопов становится довольно известным архитектором, среди его работ — знаменитый дом на Садовой «Общество взаимного кредита». Но тут приходит революция, и заказы убывают. Он возвращается с семьей в Усть-Сысольск.

После гражданской войны отношение к архитекторам меняется, они оказались востребованы. В 1921 году Александр Холопов официально становится главным архитектором Усть-Сысольска. Самые интересные из его проектов — дворец спорта и дом искусств не были осуществлены, а вот 13 школу все-же построили всем миром. Здание стало украшением города, но, к сожалению, несколько лет назад сгорело.

Среди его работ — бывшая школа, нынешний краеведческий музей в Выльгорте.

В 1925 году по неизвестной причине Холопов перебирается в Архангельск, в 1931 году переезжает в Петербург, но той славы, что была до революции, ему достичь не удалось. Умер Александр Холопов в первую зиму блокады Ленинграда, вслед за ним ушла и Вера Дмитриевна.

Ольга Керенская. Всем, наверное, известно, что отец Александра Керенского Федор был директором гимназии, которую закончил с золотой медалью Ульянов—Ленин. Сам Александр Федорович закончил другую гимназию — в Ташкенте, куда перевели его отца на повышение. По окончании учебы он отправился в Санкт-Петербург, где свел знакомство с семьей Барановских. Его сердце покорила Ольга Львовна Барановская, их обоюдной страстью был театр. Сразу же жениться не разрешил отец, и сначала он закончил Петербургский университет, факультет юриспруденции.

Керенский расследовал дело ленского расстрела, стал депутатом Госдумы и в 1917 году стал лидером Февральской революции и премьером Временного правительства.

К тому времени семейная жизнь его пошла под откос. Как вспоминала сама Ольга Керенская, по причине, что Александр Федорович не пропускал ни одной юбки.

Дальше происходит большевистский переворот, Керенский покидает Петроград. Ольга Львовна остается одна, большевикам не до нее. Ей нужно выживать, она зарабатывает на жизнь, набивая табаком сигареты. Временами к ней все равно приходили с обысками. Как-то раз один видный эсер предложил спрятать у нее пожертвования в пользу Учредительного собрания. Ольга возмутилась, но из гордости взяла. Во время очередной облавы схрон не нашли.

Есть две версии, почему Ольга Керенская оказалась в Кочпоне. По одной из них Вера Дмитриевна Холопова и Ольга Львовна были очень близко знакомы, другая, более распространенная версия — помог Питирим Сорокин, попросил Холопова приютить Ольгу.

Керенской с двумя сыновьями в этом доме выделили маленькую комнату, в основном они жили огородничеством. Никакой политикой не занимались.

В июне 1918 года первый номер газеты «Зырянская жизнь» поместил заметку об Ольге Керенской. Якобы из-за нее на местном рынке высокие цены, она приходит и скупает овощи по заоблачной стоимости. Надо отдать должное газете, они опубликовали в третьем номере ответ Ольги Львовны: в то время, когда гибнет Россия, когда немцы готовы праздновать кровавый пир победы для газеты «Зырянская жизнь» нет другого дела, как смотреть ходит ли по рынкам Ольга Керенская.

Единственный, с кем у Ольги возник конфликт, был бывший урядник по фамилии Холопов (в то время половина Кочпона была Холоповыми). Он долго пытался ее выжить и, наконец, 20 августа за ней пришли. Но он был ни при чем, арестовали ее по заданию из Котласа «для профилактики» и вскоре отпустили.

Через некоторое время, по повторному приказу из Котласа, Ольгу Керенскую все же этапировали. Этапировал ее ни кто иной, как Виктор Савин, в то время сотрудник ВЧК. Из Котласа Ольгу Керенскую перевезли в Петербург, где ее отпустили. Она жила очень бедно, сын Олег страдал туберкулезом, каким-то образом ей удалось достать фальшивый эстонский паспорт, и семья эмигрировала в Лондон.

Можно сказать, что Ольга Керенская связана с тремя людьми, значимыми для нашей республики, — архитектором Холоповым, автором гимна Виктором Савиным и Питиримом Сорокиным.

С 1985 года в Лондоне два раза в год проходят Керенские чтения. Эти чтения собирают мостостроителей со всего света. Эти чтения посвящены одному из самых известных инженеров-мостостроителей Олегу Александровичу Керенскому. Этот человек полгода на кочпонском огороде сажал картошку, стараясь выжить.

Игорь Бобраков отметил, что прогулки вышли на новый уровень — начали рассказывать о людях. Люди — главная часть города, поэтому следующие прогулки непременно будут посвящены кому-либо из сыктывкарцев.

В ходе экскурсии горожанам показали место, где стоял дом отца Владимира Жохова, и дали позвонить в церковные колокола.

Был возведен в конце 1850-х годов. Однако, к великому сожалению, он сгорел во время пожара 1901 года. Тогда огненная стихия уничтожила вокруг все дома. Но на пепелище люди увидели чудотворную икону Казанской Божьей матери. Она сохранилась целой и невредимой и сейчас находится в Свято-Казанском храме.

В 1905-1915 года в Кочпоне возвели новый храм, который и поныне служит для прихожан вторым домом. В течение четверти века в нем проводились богослужения. Затем в 1939 году храм закрыли.

Но в лихолетье Великой Отечественной войны, в 1943 году, после многочисленных просьб жителей республики храм был снова открыт для прихожан – для отпевания убиенных на самой страшной в истории человечества войне. И больше он уже не закрывался.

В сравнении с первоначальным вариантом Свято-Казанский храм несколько изменился лишь в шестидесятых годах двадцатого столетия. К нему был пристроен Прокопьевский придел (в честь праведного Прокопия Великоустюгского).

Несмотря на то, что деревянный Свято-Казанский храм по сравнению со многими каменными культовыми сооружениями республики невелик и здесь нет того благолепия, какое можно увидеть в том же Стефановском соборе многие горожане любят приходить сюда. А с недавнего времени он стал еще и учебным заведением. Здесь открыты воскресные школы как для детей, так и для взрослых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *