Храм симеона столпника за яузой

Содержание

Храм прп. Симеона Столпника за Яузой

У перекрёстка дорог, возле слияния рек,
На перепутье ветров остановись, человек!
Видишь, белеет храм преподобного Симеона,
Под золотым крестом купола шлем зелёный?
Отче святой на дорогу с внешней иконы глядит…
Коль не чужой ты Богу, под своды храма зайди!
Неугасимой лампады льётся мерцающий свет…
В храме покой и радость, и всем входящим привет…
Певчие ангелам вторят, дети снимают огарки,
Сердце возносится горе в молитве безмолвной и жаркой.
Как здесь легко молиться, Всё ново и всё известно!
Христос простирает десницу Над грешницей с храмовой фрески…
Служба поётся Божья, Свечи венцами горят…
Господу всё возможно! С Ним ничего не зря!
Смотрят с икон святые Благословенно и строго:
«Встань же свечой, Россия, В мире, забывшем Бога!»
А в колокольном звоне пусть не умолкнет глас:
«ОТЧЕ НАШ, СИМЕОНЕ, БОГА МОЛИ О НАС…»


Престолы: главный — преподобного Симеона
Столпника (не восстановлен),
приделы — святителя Николая Чудотворца
— святителя Димитрия,
митрополита Ростовского.
Храм основан в 1598 г.
Богослужения возобновлены в 1995 г.


Храм был построен в самом конце XVI века и с тех пор несколько раз перестраивался, пока не обрел свои окончательные архитектурные формы. С древних времен повелось на Руси в память о каком-либо важном событии воздвигать храмы в честь Господского или Богородичного праздника или во имя святого, память которого приходилась на этот день. В день 1 сентября 1598 года в Московском царстве произошло событие, которое было очень важным и значимым для современников его, а в истории Государства Российского обозначила крутой перелом, смену эпох: на Московское царство венчался первый избранный царь всея Руси – Борис Феодорович Годунов. В числе «коронационных» мероприятий было, по преданию, повеление воздвигнуть храм во имя преподобного Симеона Столпника, память которого празднуется 1 сентября. Скорее всего, 1 сентября 1598 года было только дано повеление устроить храм, а строительство его, по данным историка московских древностей И. Снегирева, было завершено в 1600 году.

Письменных источников об основании храма, его строительстве и первых десятилетиях существования не сохранилось. Первое упоминание о храме в письменных источниках относится к 1625 году, в книге Патриаршего приказа записано: Церковь св. Симеона Столпника, что за Яузою, по окладу дани один рубль, сентября в 12-й день те деньги за нынешний 133-й год (имеется в виду 7133 год по принятому в то время счислению лет от сотворения мира, что соответствовало 1625 году по Рождестве Христовом) взяты сполна, деньги платил поп Тит. Следующее упоминание о Симеоновской церкви содержится в писцовых книгах за 1639 г.: там говорится о разрешении на расширение церковного погоста за счет земель запустевших дворов, что свидетельствует о развитии церковного прихода. С 1731 года начинается новый период в истории храма, который подробно отображен в исторических документах. В мае 1731 года приходской священник Петр Никонов от лица прихожан обратился к императрице Анне Иоанновне с прошением, в котором просил разрешение на строительство нового каменного храма взамен уже обветшавшего и требовавшего ремонта и поновления здания. Всемилостивейшее разрешение было получено, и уже в октябре того же года последовало новое прошение настоятеля – об освящении нового Никольского придела, которое состоялось 9 ноября. Через два года, в октябре 1733 года, протопопом Большого Успенского собора Феодором Никитиным был освящен и главный, летний храм.

В 1752 году в Русской Православной Церкви произошло знаменательное событие – были обретены нетленные мощи святителя Ростовского Димитрия, к которым сразу же устремились паломники всякого рода и звания со всей России. Сразу же после канонизации святителя Димитрия повсеместно стали сооружаться храмы и престолы во имя первого святого Синодального периода истории Русской Церкви. В течение весьма короткого промежутка времени в одной только Москве было освящено в его честь 12 престолов. Прихожане Симеоновской церкви не замедлили последовать этому благому примеру.

Капитан архитектуры И. М. Назаров, прихожанин Симеоновского храма, разработал новый план трапезной церкви, более вместительной (приход церкви к тому времени значительно увеличился), с двумя боковыми приделами, и обещал осуществлять наблюдение за строительством. Богатый купец А. И. Малиньков обязался финансировать строительство не только храма, но и колокольни. Во второй половине 1763 года приступили к строительству, которое продолжалось более 4 лет. В конце 1768 года оба придела, богато украшенные и снабженные всем необходимым для богослужения, были освящены. Строительство колокольни по каким-то причинам было отложено. Ее построили только в 1789 году на средства А. И. Малинького. В 1785 году территория храма была обнесена каменной оградой. К концу века летний храм с главным приделом во имя преподобного Симеона Столпника сильно обветшал. В начале 1792 года священник Николай Феодоров по совету с богатыми прихожанами храма подал митрополиту Платону (Левшину) прошение о строительстве нового холодного храма. Ответ на прошение гласил: Да благословит Бог святое дело. Храмоздательная грамота была выдана 10 марта 1792 года. мае приступили к строительству храма. Суздальские мастера-каменщики работали быстро и споро, и вскоре уже стены храма поднялись на полную высоту.

Проектом было предусмотрено строительство храма в форме ротонды с высоким и мощным куполом, высота которого должна была соответствовать высоте столпа преподобного Симеона Столпника. Однако из-за нарушения технологии строительства почти построенная церковь рухнула, сильно повредив при этом и трапезную часть. Снова собрали деньги. На сей раз в сборе средств участвовал новый прихожанин храма – один из богатейших людей того времени заводчик И. Р. Баташев, которому приход уступил часть церковной земли под строительство его нового дома. Этот дом стал одним из самых больших и роскошных домов в Москве.

Вновь церковь была построена вчерне в самом конце века. Строили ее по тому же самому проекту, по которому строили в первый раз. Считается, что этот проект происходил из мастерской архитектора Родиона Родионовича Казакова. Отделка церкви растянулась еще на 10 лет, но когда уже почти все было готово к освящению, началось нашествие наполеоновских войск. В конце 1812 года храм сильно пострадал от пожара и бесчинств французских солдат. После бегства Наполеона из Москвы служители храма вернулись на пепелище. Деревянные дома настоятеля и причта сгорели, а новый красавец-храм превратился в почерневший остов. Казалось бы, от такого разорения могли опуститься руки и у самых сильных духом и крепких в вере людей. Уже к августу 1813 года главный храм был отремонтирован и снабжен всем необходимым на средства благотворителей и простых прихожан. Восстановление теплых приделов затянулось до 1820 года, так как они гораздо больше, чем летний храм, пострадали во время пожара и лишились всего своего внутреннего убранства. Освящение Димитриевского придела состоялось в декабре 1820 года.

В 20-40 годах XIX века капитальные работы в храме не велись, но продолжалось его благоукрашение. В 40-е годы приступили к созданию нового иконостаса для главного храма. В 1852 году в потолках теплой церкви появились трещины. При осмотре перекрытий было обнаружено, что балки обвисли, перекрытия сгнили. Необходимость капитального ремонта была очевидной, но настоятель храма по совету со старостой А.П. Русиновым и купцом Х. Протопоповым решился на строительство нового храма. По подписке среди прихожан храма было собрано 18 000 рублей. В прошении на имя святителя Филарета говорилось, что придельные храмы, построенные в 1768 году тщанием прихожанина Алексея Малинького, тесны и ветхи – потолки деревянные ненадежны, балки значительно обвисли, накаты от долговременности предались гнилости, настоящие стены каменного свода выдержать не могут, ибо и прежде подобный свод упал, и по сей причине устроен потолок деревянный. Иконостасы тоже ветхи и очень скудны. Для устранения всех этих неудобств и недостатков предполагалось построить новую церковь, распространив ее, сколько дозволяет местность, в ширину на две сажени (4,3 м) и в длину на одну сажень (2,1 м), под церковью устроить духовую печь, вместо потолков – каменные своды, вместо старых скудных иконостасов – новые, со сплошной позолотой. Автором проекта был тот же архитектор, который устраивал иконостас главного храма, — архитектор Н. Чичагов.

Все запланированные работы по строительству и обустройству новой трапезной церкви были завершены в 1854 году. Малое освящение обоих приделов было совершено архимандритом Берлюковской пустыни Венедиктом. В 1863 году почетный гражданин Москвы купец Онисим Пименович Тюлаев и купец Григорий Николаевич Воронин изъявили желание подарить Симеоновской церкви колокол весом в 400 пудов. По благословению святителя Филарета был отлит колокол, который потянул на 418 пудов. Для нового колокола были укреплены стены колокольни.
До конца XIX века продолжались работы по благоукрашению и перестройке храма. Проект перестройки составил прихожанин храма архитектор Розов. Была растесана арка, отделяющая теплый храм от холодного, проведены дополнительные тепловые ходы, пол в холодной церкви понижен на две ступени и сведен на уровень полов в теплых храмах. Заново вызолочены иконостасы, в холодном храме заменен обветшавший к тому времени престол. Все работы были завершены в 1899 году, и в новый век храм преподобного Симеона Столпника вступал окончательно и добротно устроенным.

Внутреннее убранство вполне соответствовало его величественному внешнему виду. Все иконы в нижних ярусах и многие из тех, что помещались в верхних ярусах иконостасов, были украшены богатыми серебряными ризами, изготовленными лучшими московскими мастерами. Самым почитаемым был чудотворный образ Небесного покровителя храма – преподобного Симеона Столпника. Древних икон в храме не было. Чтимой святыней храма стал малый равноконечный серебряный крест, в котором находились частицы мощей святителя Василия Великого, святителя Николая Чудотворца, святителей Московских Алексия и Ионы, святителя Иоанна Милостивого, мученика Феодора Тирона, преподобного Антония Римлянина, мученицы Ирины, Варсонофия Тверского, и великомученицы Екатерины. Крест был вложен в икону, которая выносилась на крестные ходы. Также церковь была украшена и картинами.

Ко времени построения храма во имя преподобного Симеона Столпника Заяузье, населенное в основном ремесленным людом, жившим в слободах, называвшихся по роду занятий своих поселян: Ямская, Кузнецкая, Гончарная, Тетеренская, Стрелецкая и т.д., находилось за городской чертой. В 17 веке Заяузье было причислено к Москве и обведено Земляным валом. В приход Симеоно-Столпнической церкви были записаны 2 слободы – Новая Заяузская и Тетеренская. Территория прихода представляла собой почти правильный четырехугольник. К началу следующего века социальный состав храма начнет меняться. Здесь селятся дворяне, чиновники, служившие в разных приказах, купцы. Все прихожане по мере своих возможностей вносили свои лепты в церковную казну, и эта всеобщая любовь к дому Божию воплотилась в великолепии созданного их трудами и лептами храма.

В начале XIX века среди прихожан своими щедрыми пожертвованиями выделяется И.Р. Баташев, построивший на территории Симеоновского прихода свой роскошный дворец, который затем перешел во владение его зятя – генерала Шепелева. По желанию Шепелева в храме было заведено служение поздней Литургии. После смерти генерала Шепелева дом перешел во владение к его родственнику князю Голицыну, а в1878 году продан городу. Здесь разместилось Яузское отделение больницы для чернорабочих.

Храм преподобного Симеона последовательно пережил все этапы богоборческого разорения. Все ценности из ризницы и богатые оклады с икон изъяты. Судьба святынь храма не известна. В самые первые годы после октябрьского переворота община храма еще продолжала существовать. Но в 1929 году храм был закрыт окончательно, а церковные здания переданы коммунальному отделу Моссовета. Итоги «хозяйствования» в святых стенах печальны: церковь полностью утратила свое великолепное внутреннее убранство и колокольню. Окна ротонды главного храма были растесаны, утрачен и его богатый внутренний декор. Здание простояло без капитального ремонта многие десятилетия. Богослужения в храме преподобного Симеона Столпника в Заяузье возобновились на праздник Рождества Христова в 1995 году.

Церковь Симеона Столпника — храм начала XVII века, чудом сохранившийся в центре Москвы. Это белокаменное строение на фоне высоток Арбата выглядит совсем небольшим, можно сказать, игрушечным. Трудно поверить, что в прошлом веке он едва не стал жертвой строительного бума в центре столицы.

Храм стали разбирать, с него сняли купола и подогнали экскаваторы. Но спас храм не главный архитектор Москвы, а реставратор Леонид Иванович Антропов. Он прыгнул в ковш экскаватора и потребовал включить храм в Список памятников, охраняемых государством. Реставратор не покидал экскаватор до тех пор, пока не увидел подписанный документ о постановке здания на государственную охрану. Так он предотвратил акт вандализма. Надо отметить, что усилиями Леонида Антропова было спасено немало архитектурных памятников Москвы.

Церковь Симеона Столпника — уникальный храм, в нем венчались многие исторические личности, а прихожанами были известные русские литераторы. Так, здесь в 1801 году граф Николай Шереметьев обвенчался с крепостной актрисой Прасковьей Ковалевой (Жемчуговой).

Из истории

1 сентября 1598 года на Руси состоялась коронация Бориса Федоровича Годунова. По преданию, именно благодаря этому событию, было решено построить церковь Симеона Столпника, память которого отмечалась в этот же день 1 сентября.

Симеон Столпник — сирийский монах, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (на открытой площадке, камне). Симеон пользовался большим уважением верующих со всей округи. Он давал им советы и наставления. Христианская церковь причислила монаха к святым и установила в его честь праздник Симеонов день, отмечаемый 1 (14) сентября.

Первая церковь Симеона Столпника была сооружена во времена Бориса Годунова. Это была деревянная постройка, а в документах 1625 года упоминается уже о каменном храме. Дошедшее до наших дней сооружение было воздвигнуто в конце 1670-х годов при русском царе Федоре Алексеевиче Романове.

Главный престол храма освящен в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. В храме два придела, первый — Симеоновский, второй, с 1759 года — Димитрия Ростовского (ранее — Николая Чудотворца).

Реставрация церковного сооружения прошла в 1960-е годы, но после ее завершения в нем устроили выставку мелких животных, а затем организовали экспозицию картин. В 1992 году здание передали РПЦ.

Описание

Храм славится своими архитектурными формами — он построен в стиле русского узорочья и выделяется богатым убранством. Церковь Симеона Столпника относится к так называемым «огненным» храмам.

В древнерусском зодчестве огненными назывались храмы богато украшенные треугольными или заостренными кверху кокошниками, напоминающими языки пламени.

Основной объем церковного здания завершается пятиглавием, которое будто вырастает из горки кокошников. Ниже выделяется фриз, похожий на кружевной ободок, выполненный из кирпичей, поставленных под углом друг к другу.

Оба придела храма, объединенные широкой трапезной, имеют свою апсиду и главку. Трапезная примыкает к колокольне, имеющей в нижнем ярусе арочные проемы. В храме девять глав — пять над основным объемом, три — над алтарями и один — на колокольне.

Восстановление церковного здания началось в начале 1990-х годов. Церковь Симеона Столпника была вновь расписана. В настоящее время мы можем увидеть и ее святыню — икону преподобного Симеона Столпника, сохраненную прихожанами. Гуляя по Арбату, задержитесь у этого красивого, с необычной историей белокаменного храма. В нем нет толп туристов и он поразит Вас потрясающей тишиной, камерностью и покоем.

Адрес

Москва, ул. Поварская, 5

Как доехать до церкви Симеона Столпника

Ближайшие станции метро — «Арбатская» Арбатско-Покровской (тёмно-синей) и Филёвской (голубой) линий. От данных станций метро 5 минут пешком по Новому Арбату.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *