Храм светицховели

Когда я ехал в Грузию, главное, что хотелось увидеть — это грузинские церкви. Меня всегда манила их неприступность, аскетичность и холодная красота. Мцхета, пожалуй, самый святой город для всех грузин. Важнейших и древнейших церквей и храмов здесь больше, чем в каком-либо другом месте в Грузии. Давайте совершим небольшую прогулку по городу и его окрестностям, чтобы самим убедиться в том, что Мцхету заслуженно называют «колыбелью грузинской церкви и государственности».

Храм Джвари

С грузинского его название (ჯვარი) переводится как «крест». И это название монастыря не случайно: именно здесь просветительница Грузии, четырнадцатилетняя святая Нино поставила первый на территории страны православный крест из виноградной лозы и провозгласила эти земли христианскими.

Храм же появился на несколько веков позже описываемого события: в начале VII века. Примечателен он в первую очередь тем, что стал первым сооружением, построенным в виде тетраконха — креста с закругленными концами. После Джвари этот архитектурный тип распространился по всей стране.

И действительно, когда я зашел внутрь первый раз, меня поразила именно его архитектура. Первое, что бросается в глаза — это некое возвышение в центре храма, на котором стоит крест. Бытует мнение, что это то самое место, где поставила крест святая Нино.

«Столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод…» — таким увидел Джвари Михаил Лермонтов в XIX веке. Сегодня все в церкви осталось таким же, как во время визита русского классика. Обрушенная ограда с входными проемами и сам храм — величественный и строгий.

Что мне в нем нравится, так это то, что он не поразит вас своей красотой и размерами. Время становления христианства непростое, тогда еще не было принято думать об украшательстве. Храм скорее напоминает небольшую и неприступную крепость, что подтверждает его стратегическое местоположение: с вершины холма долина реки Куры просматривается на много километров вперед. Аскетичная его красота выражается скорее в идеальных пропорциях помещений и купола, в строгости прямых линий и гладкости внешних стен.

Добраться можно только на такси или на своем автомобиле.

Стоимость поездки на такси туда-обратно и полчаса ожидания водителем будут стоить примерно 10–12 USD (25–30 лари).

Часы работы и стоимость

Монастырь Джвари можно посетить каждый день с 8:00 до 20:00. Службы здесь проводятся только по праздникам, но попасть в это время в него может любой желающий. Так что приезжайте смело в любое удобное для вас время. Вход в храм бесплатный.

Собор Светицховели

В центре Мцхеты расположен другой не менее значимый храм грузинской церкви — бывший кафедральный собор Светицховели, который по своему внешнему виду, размерам и декору является прямой противоположностью аскетичному Джвари.

Вид и размеры собора поражают с первого взгляда. Честно признаться, поместить его в кадр не широкоугольного объектива практически невозможно. Но могу дать совет: оказавшись на территорию храма, отойдите сразу же в дальний правый угол ограды, туда, где круглый год растут потрясающие розы. И попробуйте сделать кадр оттуда — уверен, что результат вас не разочарует.

Так вот, собор Светицховели — до недавнего времени главный собор Грузинской православной церкви — был построен в XI веке на месте другой небольшой церкви Двенадцати Апостолов IV века.

С этим сооружением связана одна из самых важных легенд в грузинской истории, отголоски которой вы можете увидеть в храме по сей день. Она гласит, что житель Мцхеты Элиоз привез из Иерусалима Хитон Иисуса Христа и вручил его своей сестре, которая умерла, как только прикоснулась к хитону. Ее и похоронили, завернув в одеяние. Вскоре на могиле девушки выросло большое дерево — ливанский кедр. А когда царь Мириан решил соорудить храм на том месте, где захоронен Хитон Господень, кедр срубили. Из ствола вырезали семь колонн и стали устанавливать их в церкви. Шесть из них сразу же встали на место, а седьмая никак не поддавалась, повиснув в воздухе. Святая Нино молилась всю ночь, после чего столб встал на свое место и замироточил. Столб стал излечивать от недугов и хворей всех жителей округи. Отсюда и пошло название храма Светицховели, что в переводе с грузинского означает «животворящий столп».

Когда вы войдете на территорию собора, не спешите заходить внутрь, а обойдите храм со всех сторон. Тогда вы сможете прикоснуться к еще одной легенде, связанной со строительством Светицховели. Надо признаться, что средневековые цари страсть как любили выделиться на фоне других: строить для них нужно было так, чтобы творение превзошло все предыдущие. Только вот благодарность свою они выражали странным способом.

Иван Грозный, как мы помним, ослепил зодчих храма Василия Блаженного в Москве, чтобы они не смогли повторить подобного чуда где-то еще. Грузинский царь — заказчик Светицховели — недалеко ушел. И после того как зодчий Арсукисдзе воздвиг свое творение, царь приказал отрубить архитектору руку во избежание конкуренции. И если вы внимательно посмотрите на фасад храма, то увидите рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».

А теперь самое время войти внутрь. Первое, что сразу поражает — это размеры. Многометровые своды, колонны, арки — все архитектурные элементы настолько воздушны и величественны, что сразу забываешь, насколько массивным храм выглядит снаружи.

Начните осмотр храма по часовой стрелке. Первое, что бросится вам в глаза — необычная фреска, изображающая распятие. Не уходите сразу и присмотритесь к ней чуть внимательней: по обеим сторонам от Христа будто бы парят две летающие тарелки. Бытовало даже мнение, что автор отобразил прилет НЛО. Историческая шутка, конечно, но все же. На самом деле это символическое изображение Солнца и Луны. Все остальные фрески собора тоже поздние, примерно XV века, в основном уже отреставрированные.

Но главное внутри — это сам животворящий столп. Он находится примерно в центре храма, в боковом южном нефе.

Над столпом построена каменная сень, стены которой украшены поздними фресками на тему истории Хитона и самого столпа.

Храм находится в самом центре города. Соблюдайте, пожалуйста, соответствующий внешний вид: пустить-то вас пустят, а вот если зайдете в шортах, на вас косо посмотрят.

Адрес: г. Мцхета, ул. Аршекидз.

Двери храма открыты ежедневно с 8:00 до 20:00. Билеты для посещения не требуются.

Собор Самтавро

Третьим по значимости храмом Мцхеты является собор Самтавро, который возвышается над жилыми постройками в самом центре города. Этот храм самый неинтересный в городе, недаром его совсем не любят экскурсоводы: здесь всегда много людей, а рассказывать особо нечего, кроме уже изрядно надоевшей истории про святую Нино, которая молилась в небольшой часовеньке, расположенной справа от входа, где сегодня неизменно дежурят нищие.

Собор знаменит только тем, что именно здесь захоронены первые христианские цари Грузии: Мириан и Нана.

Монастырь расположился недалеко от описываемого мной выше собора.

Адрес: г. Мцхета, ул. Агмашенебелиз.

Храм открыт как и остальные церкви с 8:00 до 20:00. Службы проходят по воскресеньям и праздничным дням и помехой туристу не являются. Посещение бесплатное.

Монастыри вблизи Мцхеты

Окрестности Мцхеты не менее интересны, чем сам город. Если вы собираетесь внимательно изучить достопримечательности вокруг Мцхеты, вам точно не хватит одного дня. Этот исторический регион тесно связан со становлением христианства на грузинской земле, и именно здесь сосредоточено максимальное количество важнейших памятников древности.

Зедазенский монастырь

Начните осмотр с самых древних образцов храмовой архитектуры Грузии: монастырей, основанных святыми Ассирийскими отцами-основателями грузинского монашества и первыми христианскими проповедниками, пришедшими вслед за святой Нино из Каппадокии в Грузию в середине VI века.

Пришедшие в VI веке тринадцать святых под предводительством Иоанна Зедазенского поселились на горе Зедазени недалеко от Мцхеты. И именно здесь был основан первый в Грузии монастырь, дошедший до наших времен практически в неизменном виде.

Несмотря на то, что находится он на вершине горы на высоте более 800 метров, вы легко увидите его из центра города. Для этого встаньте лицом в сторону Джвари и посмотрите налево: высоко на горе можно разглядеть маленький крест, который на деле является огромным железным изваянием, возвышающимся над горой как своеобразный громоотвод. Именно этот крест станет для вас ориентиром, чтобы попасть в Зедазенский монастырь.

На машине же ориентироваться намного проще: держитесь указателя Zedazeni monastery на трассе Тбилиси — Гори и не пропустите резкий поворот направо. Путь пройдет через село Сагурамо, в котором разливают один из лучших лимонадов в стране с одноименным названием, после чего лорога резко устремится вверх сквозь густой сказочный лес, нависающий над дорогой. Это придаст особый колорит вашей поездке. Последние несколько десятков метров дорога будет совсем крутая, а из-под колес начнут вылетать большие валуны. Поэтому, если вы не на внедорожнике, стоит оставить машину перед финишным подъемом и пройтись пешком, наслаждаясь пением птиц и шорохом листвы. Учтите, что стоянки там нет, и машину нужно будет оставить прямо в лесу около дороги. Но не волнуйтесь: в Грузии уже давно автомобили не угоняют.

Именно так ходил к небольшой обители Иван Зедазенский, основавший здесь монастырь в VI веке.

Маленький однонефный храм с тех пор совсем не изменился — грубая каменная кладка, отсутствие окон и внешнего декора — именно такой суровый вид имеет древняя базилика. И в этом заключается ее несомненное очарование. Здесь, как нигде больше в Грузии, чувствуется особый дух древности, прямо-таки настоящая святость этого места. А с края горы открывается просто умопомрачительный вид на равнину, где весь Тбилиси виден как на ладони, а Джвари, где мы недавно были, кажется просто крошечным пятнышком, которое даже не сразу можно разглядеть.

Насладитесь этим замечательным пейзажем, зайдите в церковь и послушайте службу одного единственного монаха, который своим голосом буквально перенесет вас в начало времен. На мой взгляд, Зедазенский монастырь — одно из самых удивительных мест во всей Грузии. А приезжать сюда лучше всего при заходе солнца.

Посещение бесплатное, сам храм открыт каждый день с 8:00 по 20:00, а вот служба проводится только по воскресеньям. Даже если вы неверующий человек, очень рекомендую вам остаться послушать потрясающий голос местного настоятеля — мурашки по коже гарантированы.

Но нам пора двигаться дальше. И следующим местом нашего путешествия является второй монастырь, основанный одним из святых Ассирийских отцов.

Шио-Мгвимский монастырь

Приготовьтесь к небольшой встряске и по возможности отложите свой обед на время, когда вы вернетесь из монастыря. Вас ждет 16 километров грейдера и разбитой асфальтовой дороги.

Монастырь уже давно не является местом паломничества большого числа людей. Видимо, сказывается удаленность этого святого места от крупных городов. Хотя по своей значимости этот небольшой монастырь, практически сливающийся по оттенкам с окружающими его песчаными горами, сможет дать фору многим гораздо более известным достопримечательностям страны.

Он был основан монахом Шио в VI веке на северном берегу реки Мтквари более известной в России под названием Кура.

Святой Шио провел последние годы жизни в небольшой пещере, уйдя в глубокую аскезу. Именно поэтому монастырь называется Мгвимским, что означает «пещерный». Кстати, могила святого Шио до сих пор находится в этой самой пещере, в которую можно спуститься из главной церкви монастыря.

Когда мы подъезжали к монастырю, первым, что сразу бросилось в глаза, стало большое количество искусственных пещер, разбросанных по песчанику вокруг монастыря. Это самые древние постройки обители — монахи вырыли эти кельи в середине VI века сразу после прихода сюда святого Шио. К этому же времени относится и храм Святого Иоанна Крестителя — очень простая и легкая в своей конструкции церковь.

Основные же постройки обители были воздвигнуты спустя пару столетий, на рубеже XII–XIII веков, когда монастырь стал одним из крупнейших средневековых пристанищ монахов в Грузии: здесь жило более 2 000 человек.

XII и XIII века стали «золотым временем» жизни монастыря: он даже был взят под патронаж Католикоса-Патриарха Грузии. Но последовавшие войны и иностранные вторжения на территорию страны привели в упадок и Шио-Мгвимский монастырь: персы и османы разрушили обитель, которая так и не смогла восстановиться.

Местные турфирмы и таксисты сейчас активно предлагают туры и поездки в монастырь, так что надеюсь, что в ближайшее время начнется ее активное восстановление. Сейчас же, если вы приедете в это место, то увидите древнейшие храмы и нетронутую природу, которая настраивает на философские размышления.

Если вы приехали в Мцхету не на один день, подарите себе потрясающую прогулку и сходите в монастырь пешком: а в награду устройте у стен обители пикник наедине с природой и самим собой.

Никакого общественного транспорта в монастырь не ходит, поэтому самостоятельно попасть сюда можно только на такси из Мцхеты. Путь займет около 20–30 минут.

У храма Самтавро, который находится недалеко от поворота на Шио-Мгвиме постоянно дежурит множество машины. Выбирайте любую и не забывайте торговаться: туда-обратно с часовым ожиданием можно договориться за 10–13 USD (25–35 лари).

Храм можно посещать ежедневно в рабочее время с 8:00 до 20:00. Билеты не вход не требуются: монастырь действующий, но службы не станут преградой для посещения. К тому же, проводятся они редко: только по большим церковным праздникам.

Напоследок

Храмы и монастыри Мцхеты — это удивительная возможность воочию понаблюдать эволюцию грузинской средневековой архитектуры: от минималистичных церквей до богатых монастырей. Путешествуя по этим местам, можно словно на машине времени пронестись сквозь несколько веков и посмотреть на Грузию тысячелетней давности. Уделите Мцхете и окружающим ее достопримечательностям хотя бы пару дней, чтобы неспеша насладиться всем очарованием природы предгорья Кавказа и подумать о вечном, глядя на закатное солнце над вечерним Тбилиси.

Собор Светицховели находится в грузинском городе Мцхета, расстояние от Тбилиси составляет примерно 25 км. Храм, построенный в XI веке, восхищает своей величественностью и красотой, внутри сохранились фрески с XVI века. Собор имеет богатую историю, полную преданий и необъяснимых загадок, он занимает почетное место среди православных храмов страны. Неподалеку от собора на горе расположилась еще одна древняя христианская постройка — монастырь Джвари.

При планировании посещения собора важно помнить о подобающей одежде.

История

Первоначально в этом месте была возведена деревянная церковь, ставшая первым христианским храмом в стране. Построить ее повелел царь Иберии Мириан III, принявший христианство. Для его крещения была сооружена купель, рядом построили и деревянный храм. Купель, кстати, сохранилась до наших дней. Выбор именно этого места для крещения царя и возведения храма был неслучаен, он связан с великой святыней — хитоном Христа. По преданию, после распятия Христа элемент его одеяния — хитон оказался у мцхетского еврея Элиоза, который привез его в Грузию.

Он отдал хитон своей сестре Сидонии, которая признавала Христа Миссией. Взяв его в руки, Сидония, пораженная жестоким убийством Христа, тут же умерла. Она так крепко держала его, что и после смерти не могли забрать хитон из ее рук. В связи с этим пришлось похоронить ее вместе с хитоном. Со временем на ее могиле вырос кедр, которому местные приписывали целебные свойства. Были очевидцы, которые утверждали, что больные животные, поев хвою дерева, выздоравливали.

В IV веке в Грузию пришла святая равноапостольная Нина, проповедующая христианство. Вдохновившись ее речами, Мириан решил принять христианство. Святая Нина попросила царя возвести храм на месте могилы Сидонии. Для строительства использовался стоящий рядом кедр — из него вырубили колонны для храма, однако один столп не удалось сдвинуть с места. Позднее он необъяснимым образом сам переместился к месту захоронения хитона. Более того, он начал мироточить, в связи с чем его стали называть Светицховели, то есть Животворящим столпом. Впоследствии это название закрепилось и за храмом.

Уже в V веке церковь была разрушена вследствие нападения врагов, на ее месте царь Вахтанг I построил каменную базилику во имя Двенадцати апостолов. Со временем она обветшала, в XI на ее месте был построен собор, с незначительными преобразованиями сохранившийся до наших дней. При его строительстве частично использовались материалы предыдущего храма. Инициатором возведения был святитель Мельхиседек, архитектором — Арсукидзе, имя его увековечено на фасаде здания.

© Владимир

Создателя такого архитектурного шедевра ждала довольно печальная участь — ему отрубили правую руку. По одной версии, его оклеветал учитель, которого Арсукидзе превзошел талантом, по другой, царь не хотел, чтобы архитектор создал другую постройку, способную сравниться по красоте со Светицховели. Конечно, за долгую историю своего существования храм подвергался разрушениям, связанным с нападениями вражеских армий и природными катаклизмами. Однако он сохранил тот первоначальный вид, который поражал людей того времени и восхищает современных посетителей.

Архитектура и внутреннее убранство

Собор Двенадцати апостолов (Светицховели) — крестово-купольное сооружение, по форме оно представляет собой прямоугольник, вытянутый с запада на восток. Собор имеет один барабан, увенчанный конической главой. Фасад сооружения украшен орнаментами, которые поражают мастерством и тонкостью работы, высеченные из камня, они отнюдь не смотрятся тяжеловесно. По периметру храм окружен каменной стеной, некогда служившей для оборонительных целей. Стена имеет массивные входные врата, на одной из сторон стены находится звонница. На территории также расположен дворец католикоса Антона II, в котором сейчас работает историко-этнографический музей.

На входной двери в собор изображены апостолы и сцена с установлением ангелами Животворящего столпа. Внутри собора расположено несколько колонн, стены украшают фрески, часть из них сохранилась с XVI–XVII веков. В храме можно увидеть Животворящий столп, над которым выстроена каменная сень, расписанная фресками, их сюжеты рассказывают об истории хитона и столпа. Собор на протяжении долгого времени был местом коронации царей, а также их усыпальницей. И сегодня здесь находятся надгробные плиты, вмурованные в пол. Среди реликвий Светицховели помимо хитона — плащ святого пророка Илии, частица мощей святого апостола Андрея Первозванного, список с Цилканской иконы Божией Матери.

Как добраться

Доехать из Тбилиси до Мцхеты можно на маршрутных такси, они отправляются от автовокзала, расположенного рядом со станцией метро «Дидубе». Этот автовокзал обслуживает разные направления, чтобы не перепутать, лучше уточните, едет ли маршрутка до Мцхеты. Поездка обычно занимает 20–30 минут.

Удобнее, конечно, арендовать автомобиль и не зависеть от расписания маршруток. К примеру, можно воспользоваться услугами сервиса аренды Myrentacar.com, они предоставляют авто в аренду и в Грузии.

Также решить проблему трансфера можно, прибегнув к услугам такси. В Тбилиси работают приложения: Яндекс.Такси и такси «Максим».

Внутреннее убранство собора на панорамах Google Maps

Собор Светицховели: видео

Недалеко от Джвари располагается другой культовый памятник христианской Грузии — один из главных православных грузинских храмов – кафедральный собор Светицховели.

Он был построен в XI веке (1010- 1029 г .г.) на месте первой в Грузии христианской церкви Двенадцати Апостолов, сооруженной в IV веке. С возникновением этой церкви связано религиозное предание, связанное с принятием Грузией христианства. Предание повествует о жителе Мцхеты Элиозе, который, будучи в Иерусалиме, добыл Хитон Иисуса Христа. Сестра Элиоза – Сидония — умерла сразу же, прикоснувшись к хитону. Ее и похоронили, завернутой в него. Вскоре на могиле Сидонии выросло большое дерево — ливанский кедр. А когда царь Мириан решил соорудить храм на том месте, где захоронен Хитон Господен, кедр срубили. Из дерева вырезали семь колонн и стали устанавливать их в церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая не поддавалась, повиснув в воздухе. Крестительница Грузии Святая Нино молилась всю ночь, и тогда этот столб «без прикосновения руки людской» встал на свое место и…замироточил. Чудесное миро излечивало больных от тяжких недугов. Отсюда и пошло наименование храма – Светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий Столп». Этому Животворящему Столпу и Хитону Господню посвящен один из самых больших религиозных праздников Грузии — Мцхетоба-Светицховлоба. Отмечается два раза в год (13 июля и 14 октября).

В XI веке католикос Грузии Мелхиседек начал строительство нового патриаршего храма на месте старой церкви. С этим строительством тоже связано одно предание. «Для возведения храма был приглашен зодчий Арсукисдзе. По окончании строительства оказалось, что построенный им шедевр значительно превосходит творения его учителя. Тогда оскорбленный учитель оклеветал ученика, и мастеру отрубили руку. По другой версии, руку Арсукидзе отсекли по приказу царя, чтобы никогда не смог он построить ничего подобного Светицховели». Впрочем, вероятно, что этот факт все же имел место, так как над одной из арок фасада собора, действительно, помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».

Светицховели – грандиозный собор крестово-купольного плана. От высокого крестообразного фасада симметрично с двух сторон отходят приделы, украшенные арочными рельефами. За фасадом, как бы вторым ярусом поднимается основное здание собора. Оно прямоугольное в плане и в середине его возвышается граненый барабан, увенчанный остроконечным куполом с 16 окнами. Фасады храма украшены каменной резьбой, характерной для грузинской архитектуры конца X — начала XI веков. Арки обрамляют оконные проемы, резные рельефы и ниши. Среди рельефов на стенах храма можно видеть фигуры летящих ангелов — фрагменты предыдущего храма, выстроенного в IV веке.

Карнизы и обрамления окон сплошь покрыты резным рельефным орнаментом, который с другими декоративными украшениями гармонично сливается в общий архитектурно-художественный образ всего здания.

Интерьер храма прост и полон света. Фрагменты росписи, сохранившейся на стенах храма, выполнены в основном в XVI-XVII веках. Во фрагментах фресок можно увидеть сцены из легенды о хитоне Господнем, связанной со строительством храма Светицховели.

Под большой аркой располагается легендарный «Животворящий Столп».

Перед алтарем находится захоронение грузинских царей, в том числе Вахтанга Горгасали – основателя Тбилиси, Ираклия II – царя Кахетии, царей династии Багратиони и других.

За всю долгую историю Светицховели не раз разрушали и реставрировали. Самая значительная реконструкция была проведена сначала в XV веке, когда купол собора и приобрел свой нынешний вид, а затем в XVII веке, когда был установлен существующий шатер купола, проведен ремонт, побелены внутренние стены храма. Но в целом Свеицховели все же сохранил тот благородный облик, который придал ему в 1029 году зодчий Арсукидзе.

Еще в средние века Мцхета являлась сердцем грузинской церкви. С тех пор, по традиции, и в наши дни все основные внутрицерковные обряды, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, проводятся в храме Светицховели.

Не в сравнении конечно дело, хотя они невольно и возникают в памяти, когда смотришь на этот «скромный» кафедральный собор Светицховели в грузинской Мцхете. На фасаде этого здания вы не увидите статуй, какие украшают собор в Барселоне, да и высотой он значительно уступает соборам в Москве, Кёльне или Реймсе.

Но этот «животворящий столп», а так переводится с грузинского название собора, был всегда, с IVвека, той силой, которая и держала здесь, в этих суровых краях, христианство.

Экскурсионные туры в Собор Светицховели

Собственно, то, что сегодня предстаёт взору пришедшего сюда из Тбилиси путника (всего-то 20 километров, а собор стоит того, чтобы к нему просто прийти своими ногами), относится своим строительством к XI веку. Но ещё в IV на этом месте была сооружена деревянная церковь, затем её заменили на каменную, а уже её основание и послужило для самого большого сегодня исторического сооружения в Грузии.

Собор посвящён Двенадцати апостолам Христа и охраняется ЮНЕСКО как памятник культурного наследия всего человечества.

Внутри этого главного храма Грузии ещё в XIVвеке была сооружена копия храма Гроба Господня. Как, какими путями, те далёкие жители этих мест в ту пору очень непростых взаимоотношений между татарами, персами, арабами, турками, мусульманами, христианами, почитателями «полумесяца» или «креста», смогли добраться до Иерусалима и оттуда принести сюда на слияние Арагви и Куры свои впечатления, сегодня уже понять невозможно.

Вернее, когда начинаешь думать об этом, то просто «ум заходит за разум». Что ж, таково, вероятно, влияние всех чудес рукотворных, одним из которых и является Кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви Светицховели в городе Мцхета, что в паре десятков километров от центра Тбилиси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *