Храм троицы голенищева

Проезд:

От метро «Киевская» троллейбусами №№ 17, 34, автобусом № 119 (конечная остановка на вокзальной площади, близ башни с часами) —до остановки «Троицкое-Голенищево», (9-я от Вокзала). До этой же остановки можно ехать 34-м троллейбусом от метро «Университет» или «Юго-Западная», троллейбусом № 7 от метро «Киевская» или «Октябрьская».

Социальная деятельность

Приход храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в течении нескольких лет оказывает материальную помощь расположенному в Смоленской области социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних «Исток». Периодически в этот детдом от прихода отправляют машину с одеждой, обувью, канцтоварами, продуктами и т.п. Летом этого года приход помог центру в организации детского летнего лагеря.

Ответственный за социальную деятельность:

  • иерей Алексей Меркишин
    Тел.: +7 (916) 708-05-00
    E-mail: merkish@rambler.ru

Информация о храме

Первые yпоминания о Голенищеве восходят ко второй половине XIV века и связаны с именами свв. Алекcия и Киприана, Митрополитов Московских. По cказанию летопиcца святителя Алекcия (1354 – 1378 гг.) на Голенищевской земле (около теперешней Троице-Голенищевской церкви) был сад, и подле сада, без cомнения, стояли клети и кельи.

Преемник св. Алекcия по вcероccийcкой митрополичьей кафедре – св. Киприан обенно полюбил Голенищево, он избрал для своего пребывания место при впадении речки Раменки в р. Cетyнь, «идеже тогда, – по свидетельству Степенной книги, – бысть оба полы леc мног».

Хорошо знавший греческий язык, образованный, св. Киприан посвящал здеcь свой досуг переводу церковных книг (между прочим и Кормчей) с греческого языка на славянский, положил основание Степенной Книге и написал житие своего предшественника св. Петра Митрополита Московского, – «книги своею рукою писаше, понеже меcто бе тихо и безмолвно и тайно от всяких плищей» (т. е. суеты и шума городской жизни). А на старости лет св. Киприан постоянно уже жил здесь «и тамо же и разболевcя лежаше несколько дний и преставися» 16 сентября 1406 года «в старости велице», на 30-м году своего святительства. Отсюда св. мощи его были перенесены в Москву для отпевания и погребения.

Духовенство храма

Настоятель — протоиерей Сергий Правдолюбов

Штатный клирик — протоиерей Николай Кабанов

Штатный клирик — иерей Алексий Меркишин

Штатный клирик — иерей Максим Крижевский

Штатный клирик — протодиакон Борис Поваров

Церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве

Местность на берегу реки Сетуни, где некогда находилось село Голенищево, с середины XIV до начала XVIII века принадлежала русским митрополитам и патриархам. При святителе Алексие, бывшим с 1354 до 1378 года митрополитом московским и всея Руси, здесь были устроены митрополичьи или «райские» сады. В начале XV столетия село стало любимой летней резиденцией митрополита Киприана (1390-1406 годы) . Он построил в Голенищеве деревянную «опричную» церковь во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковь эта была деревянной и находилась на Трехсвятской горке. Особенно в Голенищеве любил бывать митрополит Иона (1448-1461 годы), много сделавший для его благоустройства. В 1474 году митрополит Геронтий (1473-1489 годы) повелел поставить здесь деревянный храм во имя святого апостола Иоанна Богослова: «…в лето 6782 преосвященный Геронтий митрополит всея Руси вниз по реке Сетуни в той же Голенищевской земле, у Алексеева Чюдотворцева сада церковь поставил Иоанна Богослова и двор сряди и с теремы и с погребы и с ледники и с всем устроил» .

Дата сооружения первого Троицкого храма на месте церкви Иоанна Богослова в настоящее время не установлена. Впервые деревянный храм во имя Святой Троицы упоминается в 1627 году. К этому времени село уже называлось Троицкое-Голенищево: «…великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии вотчина Троице-Голенищево, а в селе церковь Живоначальной Троицы, да в придел Леонтия Ростовского, деревяныя клецки, а в церкви образы, и свечи, и книги, и на колокольне колокола, и всякое церковное строение государево патриаршее…» .

Менее чем через двадцать лет деревянную церковь перевели в село Троицы Сельцы, а на ее месте началось возведение великолепного каменного храма. Для того, чтобы строительство велось без задержек, митрополит Филарет Никитич повелел устроить у Воробьевых гор неподалеку три печи для обжига кирпича из местной глины. По его указу этот кирпич поставлял к месту строительства «патриаршие Саввинские слободы крестьянин Леонтий Кострикин» .

Работы велись с 1644 по 1646 год по проекту московского зодчего Антипы Константинова, учителем которого был отчим — подмастерье каменных дел — Лаврентий Семёнович Возоулин. Непосредственно строительными работами руководил подмастерье каменных дел Ларион Михайлович Ушаков. 16 марта 1644 года с ним по обычаю того времени была заключена «уговорная запись» о том, что «ему делать в патриаршем селе Троицком каменную церковь с приделами кроме кровли, а делать ту церковь по указу и чертежу подмастерья Антона (?) Константинова, каков он свой чертеж дал к тоему церковному строению. За работу ему было уплачено 500 рублей, да ему ж за церковное каменное дело, что он сверх уговору делал колокольню – 20 рублей» . Из этой записи видно, что храм строился сразу по единому замыслу, вопреки распространенному мнению о более позднем возведении приделов, и о датировке колокольни 1660 годом . Отделочные работы продолжались до 1649 года, когда 23 октября произошло торжественное освящение церкви, на котором присутствовал государь Алексей Михайлович со своим двором. Через год усадьба ненадолго перешла в собственность нижегородского наместника, царского оружничего Григория Гавриловича Пушкина «за посольскую службу» .

За последующие полвека в облике Троицкого храма не произошло никаких изменений, и опись 1701 года дает нам достаточно точное представление о его облике: «Троицкая церковь каменная шатровая с двумя приделами с двух сторон – Ионы митрополита, да мученика Агапия… над папертью (на трапезной) церкви каменная шатровая колокольня, а на ней пять колоколов, а в большем весу 25 пуд, а в четырех колоколах весу не написано…» .

Храм Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве – один из красивейших (и немногих сохранившихся) примеров многошатровых храмов, расцвет строительства которых приходится на первую половину XVII столетия. Наиболее известные примеры таких храмов датируются более поздним временем – это церкви Воскресения в Гончарах (1649 год), Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1649-1652 годы), иконы Божией Матери Одигитрии в Вязьме (1650-е годы) и т.п. . Важной особенностью их архитектуры можно назвать декоративное использование шатров: все три шатра нарядным декоративным навершием венчают основной куб храма. Исключением является церковь Успения Пресвятой Богородицы в Алексеевском монастыре Углича, более известная как «Дивная» (1628 год), в конструкции которой каждый из шатров еще имеет конструктивное значение – он установлен на основание в виде небольшого восьмерика. Можно предположить, что она и стала одним из прообразов Троицкого храма.

Антипа Константинов использовал этот мотив во время строительства трехшатровых храмов Ризоположения(возведенной им в 1641 году над Золотыми вратами во Владимире) и Спаса Преображения в Алексеевском монастыре в Москве (1634 год), где он работал вместе с Трефилом Шарутиным. Судить об этом храме мы можем только по рисунку середины XIX века, где третий шатер невидим . Следует отметить, что Трефил Шарутин происходил из семьи талатливых зодчих города Кашина. Вряд ли случайно, что еще один ее представитель — Иван Шарутин (сын Марка Шарутина) -в 1652-1654 годы возвел звонницу, увенчанную тремя шатрами (уже более декоративного вида) в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом.

Шатровая форма в разных вариантах была особенно любима Антипой Константиновым сыном Возоулиным. Он использовал ее уже в первой своей работе – соборе Архангела Михаила в Нижнем Новгороде (1628-1631 годы). Его строительство молодой мастер завершал самостоятельно после смерти отчима. В 1644 году он «был на Пушечном дворе у амбарного каменного дела и иных каменных дел» (здесь имеются в виду литейные амбары). Согласно чертежу XVII века, их венчали два четырехгранных шатра со слухами для выхода отработанного газа. В 1645 и 1648 годы зодчий закончил свою деятельность строительством двух шатровых надвратных церквей (св. Евфимия и Успения) в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода .

Восьмигранные шатры храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, как и у «Дивной» церкви, и у Спасо-Преображенского собора Алексеевского монастыря, являются не декоративным приемом, а конструктивным завершением каждого из трех объемов: самого храма и двух его приделов, примыкающих к углам основного объема с востока, по сторонам от апсиды. Дополняет и усложняет композицию четвертый шатер – высокая колокольня, первоначально находившаяся у северо-западного угла церкви. С юга, востока и запада храм охватывает невысокая галерея. Примеры похожего расположения двух симметричных приделов шатрового храма впервые появляются в русской архитектуре в конце XVI века. Среди них можно назвать храмы Рождества Христова в Беседах (1590-е годы), Богоявления в селе Красном (1592 год), Смоленской Богоматери в Кушалино (1592 год), Спаса Преображения в селе Остров (1590-е годы) и другие . Однако, во всех случаях, приделы сильно уступают по высоте основному храму и имеют завершение в виде главки. Равноценная роль всех трех самостоятельных объемов и шатров в композиции храма в русском зодчестве впервые была использована Антипой Константиновым.

Храм и приделы имеют конструкцию «восьмерик на четверике». Четверик несколько вытянут по оси север-юг и значительно выше восьмерика. Детали декоративного решения самого храма и приделов довольно ощутимо различаются. Центральный шатер открывается внутрь, что создает эффект особого величия храмового пространства. По своему облику он очень близок шатру собора Архангела Михаила в Нижнем Новгороде. Характерные для зодчего многопрофильные кокошники, украшающие четверик нижегородского собора (а позже ставшие отличительной чертой архитектуры Нижнего Новгорода), в Троицком-Голенищеве выполнены не полукруглыми, а килевидными и напоминают кокошники углической Успенской церкви. Стены четверика имеют трехчастное решение и украшены выделенными лопатками. Каждая грань восьмерика декорирована профилированными филенками. От шатра восьмерик отделен широким карнизом в виде крупных зубцов , сходный с карнизом восьмерика Архангельского нижегородского собора. В целом, декор самого храма производит впечатление сдержанного благородства за счет уравновешенности пластических форм.

Декоративное убранство приделов решено несколько иначе. По мнению исследователей, их строительством занимался только Ларион Ушаков . Стены четвериков он завершил фронтонами, а каждую грань восьмериков украсил парой небольших кокошников, под которыми проходит карниз такого же рисунка, что и на самом храме. Особенную нарядность и пластичность шатрам приделов придают высокие окна-люкарны . Такие же окна и завершения-фронтоны мастер уже использовал и ранее, например, при строительстве Теремного дворца в Московском Кремле, в котором он участвовал в 1635-1636 годах вместе с Антипой Константиновым, Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным (кроме того, схожий мотив украшает небольшой шатровый храм Троицы Живоначальной, возведенный в 1650 году Иваном Марковичем Шарутиным над входом во внутренний двор Саввино-Сторожевского монастыря). Однако декор приделов все же производит впечатление некоторой дробности по сравнению с пластикой центрального объема храма.

Каким изначально был облик древней колокольни, сейчас уже не представляется возможным выяснить, т.к. она и западный притвор были перестроены в XIX веке . Об этом свидетельствует метрика храма, составленная в 1887 году: «В 1860 году переделана задняя часть западного притвора распространением ее на такое пространство, которое занимала старая колокольня. В том же году входное крыльцо западного притвора Троицкой церкви отломано, и на месте его выстроен длинный коридор, соединяющий западный притвор с новой колокольней» . Новая колокольня поставили к западу от храма. В то же время выстроили трапезную возле северного придела мученика Агапия . М.В. Красовский ставил первоначальную колокольню Троицкого храма в один ряд с колокольнями московских храмов Феодора Студита у Никитских ворот, Флора и Лавра на Мясницкой и Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках . Отдавал должное нарядности ее архитектуры и А.А. Мартынов .

На колокольне 1860 года находился подбор из семи колоколов. Пространная надпись на благовестнике гласила: «Вылит сей колокол ко храму Живоначальной Троицы в селе Троицком, Голенищеве тож, что близ Москвы в царствование императора Александра II, во святительство высокопреосвященнейшего Иннокентия митрополита Московского и Коломенского, по благословению преосвященнейшего Леонида, епископа Дмитровского, викария Московского, при священнике Павле Георгиевиче Орловском, усердием и иждивением прихожан и церковного старосты потомственного почетного гражданина Александра Ефимовича г. Байдакова и добрых даятелей. 1876 года марта 15 дня. Лит на заводе Н.Д. Финляндского в Москве. Весу 208 пуд 10 фунтов».

На полиелнйном, втором по весу колоколе тоже существовала интересная надпись: «Сей колокол вылит 1785 года марта 31 дня церкви Живоначальной Троицы в селе Троицком, Голенищеве тож, тщанием священника Тимофея Иванова вкупе с приходскими людьми, весу 101 пуд и 8 фунтов. Лит в Москве на заводе Никифора Кабанина (прав. – Калинина)». На третьем – будничном колоколе удалось прочесть такой текст: «Лета ЗРПЕ (7185, т.е. 1677) по указу великого господина Иоакима, патриарха Московского и всея Руси выменен сей колокол на старый разбитый колокол в Московский уезд в домовое село Троицкое Голенищево к церкви Живоначальной Троицы. Весу КЕ (25) пуд». Четвертый колокол весил 13, пятый – 8 пуд, шестой и седьмой по одному пуду . Судьба этих колоколов неизвестна. Сейчас на колокольне размещен подбор из новых колоколов, поднятых на нее в 1993 году.

Значительные изменения в положении храма произошли после смерти патриарха Андриана в 1700 году. Село Троицкое-Голенищево с церковью и небольшим летним патриаршим дворцом поступило в общегосударственное управление, а затем его «определили» в заведование синодального управления. В 1729-1730 годы оно принадлежало любимцу императора Петра II – Ивану Алексеевичу Долгорукову, затем перешло в ведение коллегии экономии. Очень сильно храм пострадал в 1812 году. Солдаты армии Наполеона устроили в нем конюшню, затем во время пожара погибла вся старинная роспись и иконостас, сохранилось только несколько икон, отданных перед этим мастеру «на поновление». Сильные повреждения имели шатры, кресты и колокольня . В 1815 году саму церковь и придел святителя Ионы восстановили и заново освятили, но храм стоял не расписанным еще и в конце XIX столетия . Только в 1898-1902 годах начались работы по воссозданию его убранства .

В ХХ веке Троицкая церковь разделила судьбу многих русских храмов. В 1939 году ее закрыли, два антиминса при этом перенесли в Троицкую церковь на Воробьевых горах. Иконостас, сохранявшийся в церкви, в 1941 году вывез С.М. Эйзенштейн для съемок фильма «Иван Грозный». Дальнейшая судьба его неизвестна. В 1966 году в храме находился склад сырья и готовой продукции третьей картонажной фабрики Управления специальных предприятий. В это время церковь пребыла в очень плачевном состоянии. В 1970-е годы, после вывоза склада, она стояла пустой, пока ее не отдали опять под склад, но уже для Гостелерадио. В 1987 году здесь же разместилась нотная библиотека, обладавшая ценной коллекцией рукописей . Православной Церкви Троицкий храм вернули только в 1991 году – 8 января возле него отслужили первый молебен. Немного позже начались богослужения – в нижнем ярусе колокольни. Восстановительные работы продолжались на протяжении пяти лет. Сейчас в северном приделе мученика Агапия освящен престол свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси и священномучеников, мучеников и исповедников Российских.

Библиография:

Захаров М.П. Путеводитель по окрестностям Москвы. М., 1867

Памятники усадебного искусства. М., 1928. С.:89

Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 133-135, 311

Филатов Н.Ф. Нижегородские зодчие XVII начала ХХ века. Горький, 1980. С.: 21, 22, 25-26, 29, 30

Ильин М.А., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С.: 463

Сорок сороков. М., 2003. Т.4. С.: 202-205

Красовский М.В. Очерк по истории московского периода древнерусского зодчества. М., 1911. С.: 237

Мартынов А.А. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1848. Т.2.

Грабарь И.Э. История русского искусства. Т.2. М., 1911. С.: 84

Москва и ее окрестности. М., 1885. С.: 425

Троицк. 23 июля 2017 года. Новый, самый большой на территории Новой Москвы храм Живоначальной Троицы. Фото: Владимир Смоляков

В минувшее воскресенье у православных прихожан Троицка случился большой праздник — городской округ посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, чтобы принять участие в освящении нового храма Живоначальной Троицы.

Торжественная атмосфера ощущалась уже на подступах к храму. По тротуарам шли вереницы нарядных старушек и молодых мам с детьми, из мощных колонок у храма по округе разносились церковные песнопения. Даже погода в этот день была праздничной — яркое июльское солнце грело мягко, не заставляя искать тень.

Но вот раздался колокольный звон, возвестивший о приезде Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Как только он переступил церковный порог, толпа верующих, собравшихся на воскресную литургию, которая войдет в историю не только городского округа, но и всей Новой Москвы, невольно подалась вперед.

После молебна в честь освящения нового храма Живоначальной Троицы патриарх провозгласил о возведении его настоятеля отца Николая в чин протоиерея и удалился в алтарь.

Наступило время проповеди. Ее провел местный священник отец Кирилл.

— Открытие нового храма в Троицке — большой праздник, но это всего лишь начало долгого пути местных прихожан к исцелению своих душ, — обратился он к собравшимся. — Мы проявим свою благодарность Богу за то, что он дал нам сегодня возможность стоять в этом храме, тем, что во все последующие дни на литургии этот храм будет заполнен. Потому что литургия — главное средство исцеления наших душ. Наша вера про явится только в том случае, если мы будем здесь причащаться тела и крови с осознанием того, что это единственное и последнее средство выздоровления. Чтобы по-настоящему стать цельными, здоровыми, невзирая ни на какие телесные немощи и материальные трудности.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Это одна из лучших церквей столицы, построенных за последнее время»

После проповеди наступило время причастия. Из рук патриарха смогли причаститься в первую очередь дети, а также несколько прихожан, страдающих от серьезных болезней. Несмотря на недуги, они нашли в себе силы прийти в храм.

Троицк. 23 июля 2017 года. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в освящении нового храма. Фото: Владимир Смоляков

После причастия патриарх Кирилл обратился к прихожанам и поздравил их с обретением нового места, куда можно прийти с молитвой. Места, где всегда будешь услышан.

— Это один из самых лучших храмов Москвы, построенных в последнее время. Он достаточно просторный, его черты повторяют архитектуру начала ХХ века, когда народ наш, интеллигенция и аристократия, «накушавшись» разных архитектурных стилей, вновь обратились к русскому искусству. Пусть он также свидетельствует о возрождении веры в нашем народе, — сказал патриарх Кирилл.

По словам главы Русской православной церкви, новые храмы сегодня необходимы для того, чтобы люди XXI века, соединив свои знания, мысли и опыт с глубокой верой, могли по-настоящему преобразовать себя и окружающий мир.

Заодно патриарх Кирилл напомнил верующим, что храм хорош тогда, когда заполнен людьми.

— Если есть храм и слышен его колокол, а в воскресенье людям лень встать и пойти туда — это, конечно, грех. Поэтому призываю вас каждое воскресенье приходить сюда.

На прощание Патриарх Московский и всея Руси подарил троицкому приходу святой образ преподобного Серафима Саровского и вручил церковные награды людям, пособствовавшим появлению нового храма. В их числе оказались министр культуры России Владимир Мединский, удостоенный ордена Святого благоверного князя Даниила Московского II степени, и префект ТиНАО Дмитрий Набокин, которому патриарх вручил орден преподобного Серафима Саровского III степени.

СПРАВКА

Нижний придел храма Живоначальной Троицы был достроен весной этого года. 12 марта в нем прошла первая церковная служба. На прихрамовой территории обустроили детскую площадку, а также парк с клумбами и газонами, разветвленной сетью дорожек и освещением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *