Храм Успения Пермь

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (арх. А.И. Ожегов, 1905) – Егошихинское старое кладбище

История церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы на Старом Егошихинском кладбище берет свое начало с кладбищенской деревянной церкви во имя Всех Святых, построенной на городском кладбище в 1780-е гг. Появление кладбищенской церкви, как и возникновение самого кладбища следует отнести ко времени открытия Пермского наместничества и основания в 1781 г. губернского города Перми на месте поселка медеплавильного Егошихинского завода. Егошихинское кладбище считается вторым по времени местом погребения в городе. Первым был погост возле деревянной церкви святых апостолов Петра и Павла, освященной в 1726 г. (в 1755 г. вместо нее заложена каменная с приделом во имя Екатерины Великомученицы, который и освящен 22 ноября 1762, а 23 ноября 1764 г. освящен весь храм), в ограде которой находилось первоначальное заводское кладбище. 12 августа 1781 г. перед открытием Пермского наместничества Петропавловская церковь была переименована в собор, а кладбище перенесено на гору в лес между рекой Егошихой и впадающим в нее ручьем Акулькой, который впоследствии был назван Стиксом.

Первая кладбищенская церковь на Старом Егошихинском кладбище получила наименование во имя Всех Святых. 19 декабря 1873 г. из Екатеринбурга Кашкин дал предложение приказу общественного призрения «о построении близ города Перми церкви для погребения умерших», при чем сообщил, что им для этой цели собрано в Екатеринбурге 530 рублей «Да в обратный проезд шарташские жители пожертвовали 5-00 рублей». 31 мая 1784 г. поверенный Кыштымского Никиты Демидова завода представил на постройку медной монетой 60 руб., в июле поступило от заводчиков Турчанинова, Демидова и Ширяева 95 руб., и в Красноуфимском уезде было собрано 67 руб.». В феврале 1784 г. в Пермь был доставлен указ, присланный из Вятской духовной консистории. Указом было велено «В городе Перми на кладбищенском месте вновь деревянную в проименование Всех Святых церковь заложить, по церковному чиноположению алтарем на восток строить и по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием, как святые правила и церковные уставы повелевают, и когда та церковь… в совершенство приведена будет, тогда оную соборне по церковному чиноположению освятить Пермского Петропавловского собора протопопу, для чего как храмозданная грамота, так и освященный на галанском полотне антиминс прислан». 11 марта 1784 г. губернский архитектор Федор Паульсен представил смету на постройку церкви в 1452 руб. 12 коп. Весной и летом 1784 г. шла заготовка материалов для строительства церкви: бревен, досок, камня, извести, железных припасов. Церковь была построена в течение года и освящена 10 декабря 1784 г. во имя Всех Святых. При кладбищенской церкви находилось деревянное здание городской богадельни, которая содержалась на средства приказа общественного призрения.

Автор хозяйственного описания Пермской губернии Н.С. Попов сообщает, что кладбище граничило с «буераком, по коему протекает ручей, составляющий южно-восточные города пределы, и другим меньшим, с ним соединяющимся, по коему проложена дорога». Дорога к церкви Всех Святых шла из города по сложной пересеченной местности через овраг и ручей Стикс, и поэтому требовала постоянного ремонта. Власти хорошо понимали важность этого пути, который для скончавшихся пермяков был последней дорогой. Дорога, «идущая к кладбищу для погребения умерших, – по выражению генерал-губернатора Кашкина, – яко необходимейшая по течению жизни человеческой, должна быть сочтена равно якобы лежащая среди города улица». Поэтому в 1787 г. наместническим правлением велено было, заседающему в приказе общественного призрения премьер-майору Захарьину, «оную дорогу исправить, на что издержано было последним 64 руб. 66 коп., … а в 1798 г. построен на этой дороге мост через реку Стикс, ставший в 144 руб. 14 коп». В том же году выдано из приказа 30 рублей «домохозяевам за перевозку их домов из логу выше Егошихинского пруда для устроения дороги к могильнику от госпиталя».

Когда-то в архиве Петропавловского собора хранилось несколько указов Преосвященного Лаврентия епископа Вятского и Великопермского. Три из них 1787 г. содержат ценные сведения о состоянии церковных дел в Перми и о пермском духовенстве. Один из указов давал разрешение на строительство в Перми каменой церкви во имя Пресвятой Богородицы: «в том городе имеется одна только соборная Петропавловская церковь, а живущих разного звания людей состоит всего семьсот сорок дворов, в них обоего пола четыре тысячи двести тридцать две души». В это время кладбищенская церковь во имя Всех Святых существовала уже три года. В этот период своей истории церковь Всех Святых не имела своего прихода, собственного причта и была приписан к Петропавловскому собору, его заалтарная часть стала некрополем пермского духовенства, прежде всего священнослужителей и причетников Петропавловского собора и членов их семей, которых ранее погребали в ограде собора. Несмотря на единство клира и управления храмов под властью Петропавловского собора, в первые годы существования Всехсвятской церкви со стороны церковной и светской власти были сделаны первые шаги к обособлению церковных средств храмов.

Согласно указу Вятского епископа от 27 марта 1787 г. для обеих церквей были назначены попечители и церковные старосты из числа «пребывающих в городе Перми чиновных сограждан, так же и из купечества»: к соблюдению собираемой в здешних соборной Петропавловской и сооруженной на кладбище церквах суммы выбраны…по одному человеку в попечители господа: к Петропавловской соборной – коллежский асессор и Пермской казенной палаты советник Лазаревич; а к Всесвятской на кладбище – надворный советник и гражданской палаты советник Пилюгин; в старосты же: к первой купец Сергей Сыропятов, а к последней мещанин Алексей Пастухов, которым о бытии в сих должностях и объявлено…». Небольшой деревянный кладбищенский храм во имя Всех Святых долго служил пермякам. На старом Егошихинском кладбище почти у каждого жителя города покоились «…в вечном блаженстве родственники, или свойственники, или родители, или жены и дети». Основная часть древнейших захоронений Егошихинского кладбища находится именно в этой части некрополя, вблизи нынешнего Успенского, бывшего Всехсвятского деревянного храма. На старом Егошихинском кладбище были широко представлены дворянские семейные захоронения, могилы военных, фамильные склепы пермского купечества и мещанств времен Пермского наместничества и последующего периода. Егошихинское кладбище и его духовный центр – Всехсвятской (ныне Успенский) храм – стали свидетелями замечательных событий в истории города и губернии. Во время Отечественной войны 1812 г. в Перми во Всехсвятской церкви было освящено знамя Ширванского пехотного полка. Таким образом, церковь во имя Всех Святых с 1812 г. являлась полковой церковью Ширванского полка. На старом Егошихинском кладбище за алтарем Успенского (Всехсвятского) храма до наших дней сохранился чугунный саркофаг участника Отечественной войны 1812 г., командира Ширванского полка, майора Николая Афанасьевича Теплова – героя Бородинского сражения.

Возникшие в управлении Пермской епархии по причине старости епископа Иустина беспорядки, повлекшие в 1823 г. его увольнение Св. Синодом на покой, отвлекли внимание пермского общества от необходимых хозяйственных проблем. Этот временный упадок церковной и общественной жизни отразился на состоянии кладбища и деревянной церкви. Возведенный на Пермскую кафедру епископ Дионисий (Цветаев), обозревая церкви Перми, обратил внимание на необычайную ветхость кладбищенской церкви. 30 сентября – 3 октября 1824 г. Пермь посетил император Александр I. Второй день своего визита он посетил обозрению казенных и общественных учреждений города. 2 октября Александр побывал в тюремном замке, после чего отправился осматривать богадельню приказа общественного призрения, находившуюся неподалеку от кладбищенской церкви. Очевидно, во время посещения богадельни и кладбища губернатор К.Я. Тюфяев и городской голова Д.Е. Смышляев сообщили императору о том, что осенью 1823 г. Мещанское общество во главе с Д.Е. Смышляевым приняли решение о строительстве вместо обветшавшей деревянной церкви новой каменной, и было выражено верноподданническое желание возвести новую каменную церковь «…с хвалой Всевышнего творца и за здравие Всеавгустейшего Государя Александра Павловича и всей Его Царской фамилии». 6 декабря 1825 г. в Таганроге скончался император Александр I. «Скорбь была искренняя, у многих пролились горячие слезы. В тот же день перед обеднею во всех церквях отслужена панихида о почившем в Бозе…». Пермяки выполнили обещание данное императору, закладка нового каменного храма Всех Святых на новом городском кладбище совершилась в 1832 г., после чего старая кладбищенская церковь во имя Всех Святых была переосвещена во имя Успения Пресвятой Богородицы.

В делах Петропавловского собора сохранилась «Ведомость о Градо-Пермской Успенской церкви, приписанной к Петропавловскому собору» (1871 г.). Согласно описанию Успенская церковь «Зданием церковь деревянная с таковой же колокольней, крепкая, покрыта железом. Кровля окрашена малахитом. Построена в 1785 г. Пермским градским обществом, а в 1846 г. за ветхостью поправлена усердием уже умершего 1-й гильдии купца Ивана Филиппова Любимова при содействии Коллежского асессора Михайла Гаврилова Сведомского. Престол во имя Успения Божьей Матери освящен 19 октября 1847 г.». После этого деревянная Успенская церковь на Старом Егошихинском кладбище существовала до начала ХХ века, когда она была разобрана. На ее месте 25 июня 1900 г. епископ Пермский и Соликамский Петр (Лосев) совершил закладку ныне действующего каменного храма во имя Успения Божьей Матери. 1 мая 1905 г., по проекту пермского архитектора А.И. Ожегова, была построена каменная в древнерусском стиле церковь; церковь была освящена 21 ноября 1905 г: «Церковь построена в 1905 г. тщанием доброхотных пожертвований вместо ветхой деревянной, существующей с 1784 г. которая в 1905 г. 1 мая сломана, а новая каменная закончена усердием ктитора Василия Иоаннова Королева, пермского купца. Зданием каменная, снаружи выкрашена масляной краской, с такой же колокольней в одной связи и покрыта железом. Ограда около оной с юго-западной стороны каменная, а с северо-восточной стороны деревянная крепкая. Престолов в ней один во имя Успения Пресвятой Богородицы освящен 21 ноября 1905 г. Усадебная земля в количестве 385 кв. саж. находится в Перми на углу Екатерининской, Чердынской и Вознесенской улиц в межах домов по Екатерининской Булдакова, по Вознесенской – Рыхтер, земля под кладбищем в количестве 7 десят. 400 кв. саж. находится на прав берегу р. Егошихи, на горе ограждена частью каменной, частью деревянной оградой. Дом для священников пожертвован по духовному завещанию В.И. Трошевой в 1880 г. и составляет собственность церкви с 18 ноября 1909 г. Дом для священнослужителей с разрешения Пермской духовной консистории по указу от 28 мая 1911 г. капитально отремонтирован, в нем устроены 2 квартиры, в котором живет местный причт (по указу Синода 27 апреля 1910 г. по штату при церкви был положен штат: 1 священник и 1 псаломщик). Церковным старостой состоит пермский 2-й гильдии купец Василий Иоаннович Королев, 59 лет. С 4 января 1905 г. за службу по должности члена общего присутствия Казенной палаты по дополнительному налогу пожалован золотой медалью с надписью «за усердие» для ношения на груди на Станиславовой ленте; 1 сентября 1909 г., за заслуги по духовному ведомству награжден большой золотой медалью для ношения на шее на Андреевской ленте. Прихода при сей церкви не имеется». 30 мая 1926 г. Пермским ОкрФО была составлена карточка общего регистрационного списка муниципализированного владения «Старое кладбище» (квартал 287) площадью 95,65 кв.саж. (под строениями): 1. каменная церковь под железной крышей с площадью основания 78,28 кв.саж., 1а лестница площадью основания – 4,16 кв.саж. и 1 в. вторая лестница – 1, 2 кв.саж. и 2. деревянный сарай под железной крышей площадью 12,04 кв.саж. Домовладение было передано Об-ву верующих Успенской Старокладбищенской церкви.

В 1930-е гг. церковь была закрыта, в ней размещались складские помещения, в том числе в последние годы – склад Пермской областной конторы кинопроката. Решением Молотовского горисполкома от 25 мая 1940 г. здание передано Молотовскому управлению кинофикации и использовалось как склад конторы кинопроката. В конце 1970-х гг., пожаром были уничтожены шатер колокольни, главы, кровли, перекрытия и лестницы, оконные и дверные заполнения, иконостас и интерьеры здания; частично разрушена кирпичная кладка архитектурных элементов и конструкций здания, разрушено печное и калориферное отопление. В 1987 г. начат сбор средств, в том числе с помощью благотворительных концертов и вечеров, организованных Пермским отделением ВООПИК, а с 23 ноября 1989 г. силами прихожан – восстановление храма по проекту архитектора-реставратора Г.Л. Кацко. В 1990 г. решением исполкома Пермского городского Совета народных депутатов от 15 сентября1989 г. церковь была передана в пользование религиозного общества Русской православной церкви для культовых целей. В настоящее время здание находится в собственности Пермского края, используется МПРО «Приход Успенской церкви г. Перми Пермской епархии РПЦ» по первоначальному назначению. Здание Успенской Старокладбищенской церкви в плане прямоугольное. Трапезная и паперть перекрыты крестовыми сводами, основной храм – цилиндрическими кирпичными арками. Четверик и апсида венчаются луковичными главками. Колокольня завершена восьмигранным шатровым куполом. Церковь богато декорирована архитектурными элементами: колонками, поясами из арок, закомарами и кокошниками.

Строительство храма ведется по благословению митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия. Организационную помощь в возведении нового храма оказывает региональная общественная организация «Православный духовно-просветительский центр имени Иверской иконы Божией Матери». Один из ее учредителей предоставил находящийся в его собственности земельный участок под строительство храма.

Сам оригинал иконы в настоящее время находится в Греции, в Иверской обители, на горе Афон. Икона считается чудотворной. В России до прихода к власти большевиков икона хранилась в специально построенной у Воскресенских ворот Московского Кремля Иверской часовне.

Комментируя важность и значимость этого события для города, позволю себе заметить, что Пермь всегда славилась своими прекрасными старинными храмами, выполненными практически во всех известных архитектурных стилях. Это и первый в городе каменный Петропавловский собор в стиле провинциального барокко, и великолепные Спасо-Преображенский собор, церкви Всех святых и святой Марии Магдалены, созданные в стиле классицизм, храм Успения Божией Матери в стиле эклектика и другие.

Конечно, этому храму еще служить и служить до статуса объекта историко-культурного наследия. Но самый необычный для наших краев стиль – византийский — безусловно, украсит город и послужит подарком к 300-летию краевой столицы.

В годы гонений на церковь многим храмам пришлось нелегко. Одни были взорваны, как, например, Вознесенская церковь. С других просто сбросили купола, оставив один фасад. Другим повезло больше. Каждый храм несет в себе частичку души народа. Будем надеяться, что новый храм во имя Иверской иконы станет не только дополнением к церковной архитектуре нашего города, но и послужит символом единства и дружбы между православными народами, населяющими Пермский край.

Денис ДУМЛЕР

Читайте «МК в Перми» на Google News

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *