Храм в коптево Георгия

Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергается Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.

Теперь предлагает награду за исповедание веры. Так как Он сказал: «не бойтесь убивающих тело» и прибавил, что и волосы ваши сочтены, то чтобы кто-нибудь не сказал: дай же мне и награду какую-нибудь, ибо что мне будет из того, что Ты счел мои волосы. — Он говорит (таковому): ты желаешь и награды? Слушай. Кто исповедает (веру) во Мне, тот Мной будет признан пред Богом. Сказал: исповедает «во Мне», то есть при Моем содействии и Моей силой, и Я исповедую его «в нем», то есть при его содействии. Ибо как мы предварительно нуждаемся в Боге, так как без Него не можем ничего сделать (Ин. 15, 5), так и Бог нуждается в нас. Ибо если Он не найдет в нас дел достойных, Он и не принимает нас; а иначе Он был бы лицеприятен. Итак, мы исповедуем в «Нем», то есть при Его содействии, а Он «в нас», то есть при нашем содействии. Ибо если мы не дадим Ему повода, Он и не будет свидетельствовать за нас. А отвергающийся отвергается не силой Божией, почему Он и не присовокупил: «Мною», но сказал: кто отвергается «Меня». — Так как всякий святой пребывает во Христе, а Христос в нем (Ин. 15,5), то, может быть, и не поэтому ли сказал так: кто (Меня) исповедует «во Мне», то есть пребывая, того исповедую и Я, в нем пребывая. — «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет». Это значит: кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого сына человеческого, едящего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли, или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а поэтому грех не вменяется ему. Ибо естественно он мог подумать, что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Поэтому того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком. — «А кто скажет хулу на Святаго Духа тому не простится». Слова эти имеют такое значение. Кто, видя Божественные знамения и великие и необычайные дела, не верует и поносит действия Святого Духа, приписывая веельзевулу, тот, изрыгая хулу на Святого Духа и говоря, что знамения сии совершаются духом лукавым, а не Божиим, если не раскается, не будет извинен и прощен. Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а поэтому он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех. — «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям» и прочее. Слабость наша двоякого рода: мы убегаем от исповедания веры или по страху наказаний, или по простоте и неспособности дать ответ в нашей вере. Страх наказаний Господь уврачевал словами: «не бойтесь убивающих тело». Теперь Он врачует страх, происходящий от простоты. Поскольку немного мудрых по плоти (1 Кор. 1, 26) уверовало, а большая часть простых, то Он говорит: не бойся, необразованный и простец, и не заботься, как или что отвечать при допросе от властителя или что говорить при другом случае, — у тебя будет иной образ речи. «Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить». Поэтому какая нужда заботиться, если ты в тотчас научен будешь Духом Святым? Итак, с той и другой стороны укрепляет нас на подвиг исповедания, врачуя страх как телесной немощи, так и страх простоты и неведения.

Впервые Коптево упомянуто в 1595-1596 годах в меновой грамоте князя Дмитрия Ивановича Шуйского, в которой он менял село Топорково с пустошами Коптево и Ипатьевской на соседнее село Вельяминово (ныне Владыкино). Существует две версии происхождения названия Коптево. Согласно одной из них, этот топоним связан с древним родом Коптевых; по другой версии – связано с жившим в конце XV века боярином Константином Бутурлиным, имевшим прозвище Копоть.

В середине XVIII века владельцем пустоши стал коллежский секретарь Семён Евстратович Молчанов, который, согласно договору, должен был её заселить. К 1766 году обязательство было выполнено: он переселил туда крестьян, построил господский дом и основал сельцо Сергиевское-Семёновское (будущее Коптево). Вскоре это сельцо стало владением грузинского царевича Георгия Вахтанговича, которому принадлежало соседнее село Всехсвятское (ныне ст. м. «Сокол»). Сельцо стало называться Георгиевским (или Егорьевским) в честь нового владельца. Сельцо принадлежало к приходу церкви Всех Святых во Всехсвятском. В 1786 году, после смерти Георгия Вахтанговича, Георгиевское отошло к Дворцовому ведомству. В ходе Отечественной войны 1812 года все постройки сельца были сожжены, но восстановлены с помощью государственной ссуды к 1816 году.

Топоним Коптево оставался в народной памяти ещё с середины XVIII века, поэтому сельцо Георгиевское было обозначено как Коптево уже на карте 1818 года, а в 1852 году название Коптево появилось и в официальном документе — «Указателе селений и жителей Московской губернии» К. Нистрема. После крепостной реформы 1861 года стал застраиваться участок земли к югу от деревни Коптево — так образовалась деревня Новое Коптево, а само Коптево стало называться Старым Коптево. По сведениям 1869 года, в деревне были питейный дом и обойное заведение. В 1897 году здесь Ф. М. Шмаковым было основано заведение по производству искусственных цветов.

В начале XX века было решено построить в Коптеве каменный храм Святителя Николая с двумя приделами в честь митрополита московского Алексия и Михаила Малеина. Закладка храма состоялась в мае 1907 года. Строительство велось по проекту архитектора Н. Н. Благовещенского медленно и вскоре совсем остановилось из-за нехватки средств. Строительство церкви возобновилось в 1915 году. В архивах не сохранилось информации об этом храме, поэтому неизвестно, был ли он достроен (постройка была разрушена в конце 1920-х годов).

18 октября 1908 года в Коптеве была открыта церковно-приходская школа. Располагалась она рядом со строящимся храмом Святителя Николая.

Православная община в Коптеве сложилась в 1996 году. Ввиду приближавшегося 850-летия Москвы община решила посвятить храм её небесному покровителю – святому великомученику Георгию Победоносцу. Проект храма выполнил архитектор В.В. Иванов, имеющий большой опыт работы с памятниками русского деревянного зодчества Севера. Церковь Георгия Победоносца в Коптеве построена в 1997-1998 годах.

Бревенчатый шатровый храм, рубленный «в обло» построен по типу «восьмерик на четверике». Прирубы основного объёма храма, а также абсиды крыты бочками. Трапезная храма с трёх сторон опоясана гульбищем на консолях с западным крыльцом. Невысокая шатровая звонница поставлена на трапезную храма. На боковых фасадах основного объёма храма устроены крыльца, крытые бочками. Церковь является хорошим примером стилизации построек Русского Севера XVII-XVIII веков. Строительные работы выполняла бригада плотников из Архангельска.

К западу от Георгиевской церкви в 1997-1998 годах построен небольшой деревянный шатровый крестильный храм, освящённый в память 14000 Вифлеемских младенцев от Ирода избиенных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *