Храмы в дмитрове

Подлипичье известно с XV – XVI столетий как село в древнем Павельском стане Дмитровского уезда. Известно, что существовала в селе деревянная Богородичная церковь, возможно, в честь Смоленской Одигитрии, разрушенная польско-литовскими интервентами в начале XVII столетия. Начало строительства нового храма во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь прп. Георгия Хозевита относится к 1735 году.

Освящение новой церкви с холодным приделом относится к 1753 году. Старая деревянная церковь была разобрана. На месте ее престола П.П. Хитрово предполагал поставить часовню, а новый храм и кладбище обнести каменной оградой, что и было исполнено в 1779 году. В это же время (1778-1779), по благословению епископа Переяславского и Дмитровского Феофилакта, с левой стороны в трапезе Казанской церкви на средства помещика устроили теплый (зимний) придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

В 1884-1886 годах на средства И.А. Лямина расширили Скорбященскнй придел Казанского храма. Эта одна из первых работ молодого московского зодчего И.М. Самарина. Торжественное освящение обновленного придела совершили 28 сентября 1886 года. На средства вдовы Е.С. Ляминой в 1898 году, по благословению священномученика Владимира, митрополита Московского и Коломенского, обновили и переименовали придел во имя прп. Георгия Хозевита. Новый престол получил именование в память И.А. Лямина – Усекновения главы Иоанна Крестителя.

В это же время семья Ляминых пожертвовала свою подлипецкую усадьбу под богадельню для рабочих и служащих Покровской мануфактуры. Причт Казанского храма, состоящий из священника и двух псаломщиков, окормлял престарелых в богадельне и совершал для них необходимые требы. Находясь в непосредственной близи от Дмитрова, село Подлипичье с приходскими деревнями Бирдово и Ярово вошло в первый округ церквей Дмитровского городского благочиния.

После октябрьского переворота 1917 года Казанская церковь в Подлипичье не закрывалась. Она, как и несколько других храмов в Дмитровском крае, осталась спасительным островом среди архипелага безбожной стихии, которая захлестнула Россию. Приходской совет Казанской православной общины в Подлипичье зарегистрировали в 1923 году в отделе управления Дмитровского исполкома. Прихожанам передали в пользование здания церкви с колокольней, сторожку и сарай. Настоятелем церкви в 1920-е годы служил священник Феодор Георгиевич Купленский. Особая страница истории храма связана с именем священномученика Владыки Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского. Ближайшей сподвижницей Владыки была монахиня Спасо-Влахернского женского монастыря Параскева (Матиешина) (+1953), исполнявшая клиросное послушание в Казанском храме. На Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года среди новомучеников и исповедников Российских были прославлены Владыка Серафим, монахиня Параскева и диакон Казанской церкви Василий Соколов.

В настоящее время в штате Казанского храма совершают служение два священника и диакон: настоятель храма иерей Владимир Попков, иерей Игорь Крючков и диакон Николай Яфаев. Богослужение совершается ежедневно.

Особо почитаемая святыня – храмовый Казанский образ Божией Матери, перед которым каждую пятницу в 17 часов совершается молебное пение с акафистом. Также чтится Животворящий Крест Господень – копия с чудотворного креста Дмитровского Успенского собора. В настоящее время в штате храма совершают служение два священника и диакон. Настоятель – иерей Владимир Попков. Богослужения совершаются ежедневно. В храме настоятелем проводятся регулярные беседы с учителями школ района об основах православия. Также при его участии Дмитровское благочиние заключило договор о сотрудничестве с Отделом образования района. При храме действует воскресная школа. Имеется православная библиотека.

ДМИТРОВ — город в России, в северной части Московской области, центр Дмитровского района.

Население 61,4 тысяча человек (2006). Рас­по­ло­жен на реке Ях­ро­ма, гру­зо­вой порт на ка­на­ле име­ни Мо­ск­вы. Железно-дорожная стан­ция. Че­рез Дмитров про­хо­дит ав­то­до­ро­га Мо­ск­ва — Дуб­на.

Ос­но­ван в 1154 году рос­то­во-суз­даль­ским князем Юри­ем Вла­ди­ми­ро­ви­чем Дол­го­ру­ким и на­зван в честь ро­див­ше­го­ся у не­го сы­на Все­во­ло­да Юрь­е­ви­ча Боль­шое Гнез­до (в кре­ще­нии Ди­мит­рия). С 1157 года вхо­дил в со­став Вла­ди­мир­ско­го ве­ли­ко­го кня­же­ст­ва (по­сле 1212 года — в Пе­ре­яс­лав­ском кня­же­ст­ве). В начале 1181 года со­жжён князем Свя­то­сла­вом Все­во­ло­до­ви­чем. В 1213 году в хо­де усо­би­цы ме­ж­ду сы­новь­я­ми Все­во­ло­да Боль­шое Гнез­до дмит­ров­цы са­ми со­жгли городской по­сад (поя­вил­ся, ве­ро­ят­но, в по­след­ней четверти XII века) и от­би­ли на­па­де­ние юрь­евско­го князя Вла­ди­ми­ра Все­во­ло­до­ви­ча, унич­то­жив часть его дру­жи­ны.

Дмитров яв­ля­ет­ся важ­ным ар­хео­ло­гическим па­мят­ни­ком. Его куль­тур­ный слой мощ­но­стью до 2 м (де­лит­ся на три го­ри­зон­та: XI-XIII века, XIV-XV века и XVI-XVII века) вы­яв­лен на тер­ри­то­рии крем­ля, а так­же на по­са­де к се­ве­ро-вос­то­ку от крем­ля. Де­ти­нец (200×120 м) за­щи­щён по пе­ри­мет­ру ва­лом (име­ет три раз­ры­ва, два из ко­то­рых — с се­ве­ро-вос­то­ка и юго-за­па­да — на мес­те древ­них во­рот) и рвом. По ва­лу про­хо­ди­ла де­ревянная сте­на с баш­ня­ми, об­на­ру­же­ны ос­тат­ки свай, вби­тых в на­сыпь. В го­ри­зон­те XI-XIII веков (тол­щи­на 0,3-0,5 м), вклю­чаю­щем про­слой­ку уг­ля с ос­тат­ка­ми де­ре­ва (воз­мож­но, сле­ды по­жа­ра 1181 года), об­на­ру­же­ны об­лом­ки леп­ной и кру­го­вой по­су­ды, ору­дия тру­да, ук­ра­ше­ния и другое. На тер­ри­то­рии крем­ля сде­ла­ны мно­го­численные мо­нет­ные на­ход­ки, сви­де­тель­ст­вую­щие о ши­ро­ких тор­го­вых свя­зях го­ро­да. Рас­ко­па­ны ос­тат­ки де­ревянных жи­лищ XII-XVII веков с пе­ча­ми из гли­ны или квад­рат­но­го кир­пи­ча. В юго-западной час­ти крем­ля (на мес­те зда­ния Дво­рян­ско­го со­б­ра­ния) изу­че­но уни­каль­ное клад­би­ще XII-XVI веков об­щей пло­ща­дью не ме­нее 400 м2 (из 177 по­гре­бён­ных 100 име­ли юго-юго-западную ори­ен­ти­ров­ку го­ло­вы, 25 — юго-за­пад­ную, 10 — юж­ную и толь­ко 6 — обыч­ную за­пад­ную; най­де­но бо­га­тое по­гре­бе­ние де­воч­ки XII-XIII веков с се­реб­ря­ны­ми ук­ра­ше­ния­ми и зо­ло­тым шить­ём во­рот­ни­ка, что сви­де­тель­ст­ву­ет о вы­со­ком со­ци­аль­ном ста­ту­се по­гре­бён­ных на этом клад­би­ще).

В начале 1238 года Дмитров ра­зо­рён во вре­мя мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия. С 1247 года один из цен­тров Га­лиц­ко-Дмит­ров­ско­го кня­же­ст­ва, а по­сле его рас­па­да (ме­ж­ду 1280 и 1334) — Дмит­ров­ско­го княжества (около 1360 года во­шло в со­став Мо­с­ков­ско­го ве­ли­ко­го кня­же­ст­ва). Не­од­но­крат­но под­вер­гал­ся ор­дын­ским на­бе­гам XIII-XV веков. В 1372 году за­хва­чен великим кязем твер­ским Ми­хаи­лом Алек­сан­д­ро­ви­чем. Го­род был взят од­ним из ор­дын­ских от­ря­дов в хо­де Тох­та­мы­ша на­бе­га 1382 года, ра­зо­рён при Еди­гея на­бе­ге 1408 года. В 1389 году Дмитров с при­ле­гаю­щи­ми к не­му во­лос­тя­ми со­ста­вил удель­ное Дмит­ров­ское княжество, вы­де­лен­ное князю Пет­ру Дмит­рие­ви­чу. С 1428 года оно во­шло в со­став ве­ли­ко­кня­же­ских вла­де­ний. В 1462 году Дмит­ров­ское княжество ото­шло к сы­ну великого князя мо­с­ков­ско­го Ва­си­лия II Ва­силь­е­ви­ча Тём­но­го — Юрию Ва­силь­е­ви­чу, по­сле его смер­ти (1472) — к великому князю мо­с­ков­ско­му Ива­ну III Ва­силь­е­ви­чу, вы­де­лив­ше­му его в корм­ле­ние пе­ре­шед­ше­му на московскую служ­бу князю ми­ку­лин­ско­му Ан­д­рею Бо­ри­со­ви­чу. По за­ве­ща­нию Ива­на III го­род стал цен­тром вла­де­ний его сы­на Юрия Ива­но­ви­ча (1504-1533). В 1566-1569 годы Дмитров при­над­ле­жал князю Вла­ди­ми­ру Ан­д­рее­ви­чу.

В XV — 1-й половине XVI веков Дмитров — круп­ный центр тор­гов­ли со­лью, ры­бой, хле­бом, с XVI века — из­го­тов­ле­ния ло­щё­ной ке­ра­ми­ки; бы­ли раз­ви­ты гон­чар­ное, же­ле­зо­де­ла­тель­ное и куз­неч­ное ре­мёс­ла, из­го­тов­ле­ние юве­лир­ных из­де­лий. Бо­гат­ст­во дмит­ров­ских куп­цов от­ме­чал С. фон Гер­бер­штейн.

В Смут­ное вре­мя Дмитров не­на­дол­го был за­хва­чен от­ря­дом Я.П. Са­пе­ги. Из­ме­не­ние тор­го­вых пу­тей во 2-й половине XVI века и ра­зо­ре­ние Дмитрова в 1610 году при­ве­ли к эко­но­мическому упад­ку го­ро­да. В XVII веке в Дмитрове на­хо­ди­лись двор­цо­вые сло­бо­ды (ко­ню­шен­ная и другие). В 1708-1929 годы уезд­ный го­род Московской губернии. В 1900 году че­рез Дмитров про­шла ли­ния Мо­ск­ва — Са­вё­ло­во Се­вер­ных же­лез­ных до­рог. В 1-ю ми­ро­вую вой­ну многие пред­при­ятия Дмитрова и уез­да пе­ре­шли на вы­пуск во­енной про­дук­ции. В 1918-1921 годы в Дмитрове жил тео­ре­тик анар­хиз­ма П.А. Кро­пот­кин, уча­ст­во­вав­ший в соз­да­нии ме­ст­но­го му­зея. С 1929 года Дмитров — рай­он­ный центр Московской области. Для строи­тель­ст­ва ка­на­ла Мо­ск­ва — Вол­га (с 1947 ка­нал име­ни Мо­ск­вы) соз­дан Дмит­ров­ский ис­пра­ви­тель­но-­тру­до­вой ла­герь ОГПУ (с 1934 — НКВД) (Дмит­лаг), на­хо­див­ший­ся в под­чи­не­нии ГУЛАГа (1932-1938). В Великую Отечественную вой­ну, в хо­де Мо­с­ков­ской бит­вы 1941-1942 годов, близ Дмитрова в но­ябре 1941 года шли ожес­то­чён­ные бои ме­ж­ду Крас­ной Ар­ми­ей и германскими вой­ска­ми.

В со­от­вет­ст­вии с ге­не­раль­ным пла­ном 1784 года пер­во­на­чаль­ная ра­ди­аль­ная струк­ту­ра Дмитрова бы­ла в основном за­ме­не­на гео­мет­рич. сет­кой квар­талов. На тер­ри­то­рии де­тин­ца со­хра­нил­ся 5-гла­вый 4-столп­ный Ус­пен­ский со­бор на вы­со­ком под­кле­те (ме­ж­ду 1509 и 1533 годами; по мне­нию не­ко­торых ис­сле­до­ва­те­лей, 1510-е годы), по­став­лен­ный на бе­ло­ка­мен­ных под­ва­лах с ап­си­да­ми гра­нё­ной фор­мы и мо­ну­мен­таль­ны­ми из­раз­цо­вы­ми ком­по­зи­ция­ми с изо­бра­же­ни­ем Рас­пя­тия и Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца (1-я половина XVI века или 2-я половина XV века); центральный ико­но­стас — конец XVII века с ико­на­ми XVI-XVIII веков. При­де­лы с эле­мен­тами псев­до­го­ти­ки по­строе­ны на мес­те древ­них га­ле­рей — се­вер­ный (за­ло­жен в 1823 году, архитектор Ф.М. Шес­та­ков) и юж­ный (про­ект 1841, архитектор Д.Ф. Бо­ри­сов). Ко­ло­коль­ня со­бо­ра (1793-1796, архитектор М.Я. Ага­фо­нов) над­строе­на в 1820 году по про­ек­ту архитектора А.Ф. Эль­киц­ко­го. Ря­дом на­хо­дит­ся Ели­за­ве­тин­ская церковь (1897-1898, архитектор С.К. Ро­дио­нов). Не­по­да­лё­ку от Крем­ля рас­по­ло­жен Бо­ри­сог­леб­ский монастырь (по пре­да­нию, ос­но­ван князем Юри­ем Вла­ди­ми­ро­ви­чем Дол­го­ру­ким, пер­вое до­ку­мен­таль­ное из­вес­тие о нём от­но­сит­ся к 1472 году; за­крыт в 1926 году, во­зоб­нов­лён в 1993 году) с од­но­гла­вым со­бо­ром Свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба (до 1537 года; рес­тав­ри­ро­ван в 1900-е годы под руководством архитектора И.П. Маш­ко­ва; Алек­се­ев­ский при­дел — усы­паль­ни­ца ро­да дво­рян Ча­п­ли­ных, 1656), над­врат­ной Ни­коль­ской церкви (1672-1687; пе­ре­строе­на в 1834, 1852) и ог­ра­дой (1685-1689). Сре­ди других па­мят­ни­ков: церк­ви в сти­ле ба­рок­ко — Спас­ская (1767-1773), Иль­ин­ская (1778-1783), Тро­иц­кая-Тих­вин­ская (1795-1801); об­раз­цы де­ревянного ам­пи­ра и не­оам­пи­ра (до­ма Кля­то­вых, Но­во­сё­ло­ва, Вад­боль­ско­го). Ком­плекс усадь­бы Под­ли­пи­чье (во­шед­шей в чер­ту го­ро­да в 1930-х годах) — главный дом (2-я половина XVIII века, дважды пе­ре­стро­ен в середине — 2-й половина XIX века, с де­ко­ром в сти­ле эк­лек­ти­ки) и Ка­зан­ская церковь (1735-1753; при­дел, 1778-1779, архитектор И.М. Са­ма­рин). В рай­оне За­ре­чья — ба­роч­ная Вве­ден­ская церковь (1766; ико­но­стас, 2-я половина XVIII века; ко­ло­коль­ня, 1786, 1832), усадь­ба А.И. и И.А. Тол­чё­но­вых (главный кор­пус ку­печеской усадь­бы, 1785) и другие.

Фи­лиа­лы и пред­ста­ви­тель­ст­ва ву­зов, в тои числе МГТУ, Московской государственной ака­де­мии при­бо­ро­строе­ния и ин­фор­ма­ти­ки, РГГУ, университета «Дуб­на». Эко­но­ми­ко-пра­во­вой и по­ли­тех­нический кол­лед­жи, медицинское училище. Му­зей-за­по­вед­ник «Дмит­ров­ский кремль» (1918). Те­ат­ры: дра­ма­тическое «Боль­шое гнез­до» (1992), дет­ский «Бе­ло­снеж­ка» (1992). Спор­тив­ный ком­плекс «Дмит­ров», ста­ди­он «Ло­ко­мо­тив». Дмитров — тра­диционный центр воз­ду­хо­пла­ва­ния, еже­год­но про­во­дят­ся меж­ду­народные со­рев­но­ва­ния теп­ло­вых аэро­ста­тов на Ку­бок гу­бер­на­то­ра Московской области, про­во­ди­лись чем­пи­о­на­ты Рос­сии. В Дмитрове так­же про­хо­дят эта­пы чем­пио­на­та Рос­сии по мо­то­гон­кам.

Про­изводство алю­ми­ние­вой ба­ноч­ной упа­ков­ки для на­пит­ков («Рос­тар»), пат­руль­ных ка­те­ров, спец­тех­ни­ки (в том числе бро­ни­ро­ван­ной для нужд МВД Рос­сии), мос­то­вых железо-бе­тонных кон­ст­рук­ций, га­раж­но­го обо­ру­до­ва­ния; чу­лоч­но-но­соч­ных из­де­лий, ша­пок, пер­ча­ток («Дмитров­ский три­ко­таж») и другого.

Близ Дмитрова, в посёлке Лу­го­вой, — ан­самбль Ни­ко­ло-Пеш­нош­ско­го монастыря (ос­но­ван в 1361 году; за­крыт в 1920 году, в нём раз­ме­ще­на пси­хи­ат­рическая ле­чеб­ни­ца): со­бор и ко­ло­коль­ня (конец XV — 1-я треть XVI века, рес­тав­ри­ро­ва­ны в 1960-е годы); тра­пез­ная со Сре­тен­ской церковью (1-я половина XVI века, пе­ре­строе­на в сти­ле клас­си­циз­ма на ру­бе­же XVIII-XIX веков); церк­ви — боль­нич­ная Святителя Дмит­рия Рос­тов­ско­го с кор­пу­сом ке­лий, 1811-1829 годы, и над­врат­ная Пре­об­ра­жен­ская, конец XVII века; ке­льи конца XVII-XIX веков; кир­пич­ные сте­ны и баш­ни XVII — 1-я треть XVIII веков. В деревне Пус­тынь на­хо­дит­ся церковь Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (1547) и ко­ло­коль­ня (XVI века, пе­ре­строе­на в 1871) бывшей Мед­ве­де­вой пус­ты­ни. Не­по­да­лё­ку от Дмитрова со­хра­нил­ся ряд дво­рян­ских уса­деб: Да­ни­лов­ское (ан­самбль с цен­траль­но-осе­вой пла­ни­ров­кой в сти­ле ба­рок­ко: дом (конец 1760-х — начала 1770-х годов, силь­но пе­ре­стро­ен во 2-й половине XIX века) с фли­ге­ля­ми, Ни­коль­ская церковь, 1768-1771 годов); Оль­го­во; Ни­коль­ское-Оболь­я­но­во (главный дом в сти­ле клас­си­циз­ма, Ни­коль­ская церковь, 2-я половина XVIII века, и пей­заж­ный парк, конец XVIII века). Сре­ди других па­мят­ни­ков — Ни­коль­ская церковь в селе Ба­тюш­ко­во (1666 год; тип московского по­сад­ско­го хра­ма), церк­ви: Ус­пе­ния в деревни Шу­ко­ло­во (1701; ко­ло­коль­ня, 1762, пе­ре­строе­на в 1-й четверти XIX века), Ни­коль­ская в селе Озе­рец­кое (1704-1708; в сти­ле мо­сков­ско­го ба­рок­ко), ба­роч­ная Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы в деревне Се­лев­ки­но (не ра­нее начала 1770-х годов), клас­си­ци­стического По­кро­ва в селе Ан­д­ре­ев­ское (1803; по про­ек­ту 1790-х годов архитектора Ф. Кам­по­ре­зи), Ни­коль­ская в рус­ско-ви­зан­тий­ском сти­ле в селе Ро­га­чё­во (1862-1886; тра­пез­ная 1850-1853; ко­ло­коль­ня 1877). В селе Вер­бил­ки — Дмит­ров­ский фар­фо­ро­вый за­вод.

Иллюстрации:

Фото А.И. Нагаева

Ан­самбль Ни­ко­ло-Пеш­нош­ско­го мо­на­сты­ря.

Архив БРЭ.

Фото А.И. Нагаева

Дмит­ров. Ус­пен­ский со­бор. Ме­ж­ду 1509 и 1533. На переднем плане — памятник Юрию Долгорукому (2001, скульптор В. Церковников).

Архив БРЭ.

Название Троице-Тихвинской церкви в Дмитрове напоминает о древнем Троицком монастыре, а также и о Тихвинском храме, располагавшимися в ХV-ХVII вв. в этой местности. Ранее на этом месте, где сейчас вознёс свои позолоченные купола к небу каменный храм, в незапамятные времена находилась деревянная церковь, являющаяся центром бывшей Спасской слободы Дмитрова. Смена главного придела ныне существующей церкви, вероятно, было связано с закрытием в ХVII в. Троицкого монастыря, располагавшийся неподалёку, на речке Березовец, и перенесением Троицкого придела в новую каменную церковь, которая была заложена 1 мая 1795 года на «бывшем церковном месте». Троицкая церковь — это редкий пример храма «двойника»: её намеренно строили по подобию Никитского храма города Владимира. Храмоздателями выступили местные дмитровские благотворители Г. И. Ложкин и А. С. Фуфаев. В 1801 году церковь была окончена строительством и освящена как Троицкая (холодная) с Никольским (тёплым) приделом. В 1818 году был устроен ещё и Тихвинский придел (на хорах 3-го этажа). Нижняя Никольская церковь была великолепно расписана.

Троицкая церковь является интересным примером архитектуры провинциального барокко с элементами классицизма, в облике которой заметно подражание знаменитым постройкам архитектора Расстрелли. Однако, эта церковь не уникальна и, более того, имеет прототип, формы которого повторяет почти буквально Никитскую церковь в городе Владимире. Последняя была возведена в 1760 году, то есть примерно за сорок лет до её дмитровской «сестры». Оба храма имеют и некоторые сходные обстоятельства постройки: церкви возводились на купеческие деньги и на месте исчезнувших древних монастырей. Постройка храма по идентичному проекту часто была обусловлена особой смысловою связью, которую хотел подчеркнуть заказчик или зодчий. Например, древний Успенский собор во Владимире послужил прототипом для одноимённого Успенского собора в Москве второй половины ХV века. Внешним сходством великий князь Иван III хотел продемонстрировать преемственность Московского государства, набиравшего силу в его правление, от древней Владимирской Руси. В свою очередь, Успенский собор Московского Кремля стал прототипом для Успенского собора Троице-Сергиева монастыря в ХVI столетии. Если не считать формы куполов, храм подмосковной обители является почти точной копией московского прототипа. Пятиглавые Успенские соборы подобного облика строились и во многих других городах, в том числе и в Дмитрове.

Между Троице-Тихвинской церковью в Дмитрове и храмом мученика Никиты во Владимире есть историческая связь. В паре километрах от Никитской церкви находится один из символов Владимира — Дмитриевский собор конца ХII века с белокаменным рельефными изразцами. Это был придворный храм владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, который построил храм в честь своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского, чьё имя он получил при крещении. Здесь стоит вспомнить, что и подмосковный город Дмитров был назван в честь рождения князя Всеволода — Дмитрия. Киевский и Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий считается основателем многих городов Северо-Восточной Руси. В середине ХII столетия он заложил не только Дмитров, названный в честь рождения сына, но и Юрьев-Польской (в честь своего небесного покровителя Георгия Победоносца), Переславль-Залесский, Городец, Кострому и конечно же Москву. Сыновья князя, Андрей Боголюбский и Всеволод (Дмитрий) Большое Гнездо продолжили дело отца по возвышению и укреплению городов Северо-Восточной Руси. Вот почему сходство внешнего облика подмосковной Троице-Тихвинской церкви в Дмитрове и Никитской во Владимире может иметь историческую логику. Тихвинский придел, появившийся при дмитровском храме, уже после освящения, говорит как напоминание прихожанам о существовании ранее на этом месте деревянного храма и старинного монастыря, видимо пришедшего в запустение ещё до церковных реформ Екатерины II.

После закрытия храма в 30-е годы ХХ столетия, часть церковного имущества перевезли в Дмитровский музей, остальное разграбили. Были закрашены росписи Никольского придела, утрачены иконостас и церковная утварь. В советские годы в бывшей церкви располагалось отделение Всесоюзного общества слепых. В 1996 году Троицкая церковь вновь открыла свои двери для прихожан после капитального ремонта. На средства прихожан и благотворителей был установлен новый иконостас, приобретена необходимая для богослужений церковная утварь, на звоннице колокольни появились новые колокола. В 2007-м году храм окрасился в исторический зелёно-белый колер. Никольский придел был вновь расписан, а иконы для иконостаса и самого храма были выполнены подмосковным художником, иконописцем Татьяной Николаевной Акимовой в том же 2007-м году. В Троицкой церкви находится старая икона Тихвинской Божией Матери, сохранённая прихожанами в годы богоборчества.

С сайта: www.mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskovya/30 декабря 2019/Антон Саков. Троице-Тихвинский храм в Дмитрове

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *