Подлипичье известно с XV – XVI столетий как село в древнем Павельском стане Дмитровского уезда. Известно, что существовала в селе деревянная Богородичная церковь, возможно, в честь Смоленской Одигитрии, разрушенная польско-литовскими интервентами в начале XVII столетия. Начало строительства нового храма во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь прп. Георгия Хозевита относится к 1735 году.
Освящение новой церкви с холодным приделом относится к 1753 году. Старая деревянная церковь была разобрана. На месте ее престола П.П. Хитрово предполагал поставить часовню, а новый храм и кладбище обнести каменной оградой, что и было исполнено в 1779 году. В это же время (1778-1779), по благословению епископа Переяславского и Дмитровского Феофилакта, с левой стороны в трапезе Казанской церкви на средства помещика устроили теплый (зимний) придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».
В 1884-1886 годах на средства И.А. Лямина расширили Скорбященскнй придел Казанского храма. Эта одна из первых работ молодого московского зодчего И.М. Самарина. Торжественное освящение обновленного придела совершили 28 сентября 1886 года. На средства вдовы Е.С. Ляминой в 1898 году, по благословению священномученика Владимира, митрополита Московского и Коломенского, обновили и переименовали придел во имя прп. Георгия Хозевита. Новый престол получил именование в память И.А. Лямина – Усекновения главы Иоанна Крестителя.
В это же время семья Ляминых пожертвовала свою подлипецкую усадьбу под богадельню для рабочих и служащих Покровской мануфактуры. Причт Казанского храма, состоящий из священника и двух псаломщиков, окормлял престарелых в богадельне и совершал для них необходимые требы. Находясь в непосредственной близи от Дмитрова, село Подлипичье с приходскими деревнями Бирдово и Ярово вошло в первый округ церквей Дмитровского городского благочиния.
После октябрьского переворота 1917 года Казанская церковь в Подлипичье не закрывалась. Она, как и несколько других храмов в Дмитровском крае, осталась спасительным островом среди архипелага безбожной стихии, которая захлестнула Россию. Приходской совет Казанской православной общины в Подлипичье зарегистрировали в 1923 году в отделе управления Дмитровского исполкома. Прихожанам передали в пользование здания церкви с колокольней, сторожку и сарай. Настоятелем церкви в 1920-е годы служил священник Феодор Георгиевич Купленский. Особая страница истории храма связана с именем священномученика Владыки Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского. Ближайшей сподвижницей Владыки была монахиня Спасо-Влахернского женского монастыря Параскева (Матиешина) (+1953), исполнявшая клиросное послушание в Казанском храме. На Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года среди новомучеников и исповедников Российских были прославлены Владыка Серафим, монахиня Параскева и диакон Казанской церкви Василий Соколов.
В настоящее время в штате Казанского храма совершают служение два священника и диакон: настоятель храма иерей Владимир Попков, иерей Игорь Крючков и диакон Николай Яфаев. Богослужение совершается ежедневно.
Особо почитаемая святыня – храмовый Казанский образ Божией Матери, перед которым каждую пятницу в 17 часов совершается молебное пение с акафистом. Также чтится Животворящий Крест Господень – копия с чудотворного креста Дмитровского Успенского собора. В настоящее время в штате храма совершают служение два священника и диакон. Настоятель – иерей Владимир Попков. Богослужения совершаются ежедневно. В храме настоятелем проводятся регулярные беседы с учителями школ района об основах православия. Также при его участии Дмитровское благочиние заключило договор о сотрудничестве с Отделом образования района. При храме действует воскресная школа. Имеется православная библиотека.
ДМИТРОВ — город в России, в северной части Московской области, центр Дмитровского района.
Население 61,4 тысяча человек (2006). Расположен на реке Яхрома, грузовой порт на канале имени Москвы. Железно-дорожная станция. Через Дмитров проходит автодорога Москва — Дубна.
Основан в 1154 году ростово-суздальским князем Юрием Владимировичем Долгоруким и назван в честь родившегося у него сына Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (в крещении Димитрия). С 1157 года входил в состав Владимирского великого княжества (после 1212 года — в Переяславском княжестве). В начале 1181 года сожжён князем Святославом Всеволодовичем. В 1213 году в ходе усобицы между сыновьями Всеволода Большое Гнездо дмитровцы сами сожгли городской посад (появился, вероятно, в последней четверти XII века) и отбили нападение юрьевского князя Владимира Всеволодовича, уничтожив часть его дружины.
Дмитров является важным археологическим памятником. Его культурный слой мощностью до 2 м (делится на три горизонта: XI-XIII века, XIV-XV века и XVI-XVII века) выявлен на территории кремля, а также на посаде к северо-востоку от кремля. Детинец (200×120 м) защищён по периметру валом (имеет три разрыва, два из которых — с северо-востока и юго-запада — на месте древних ворот) и рвом. По валу проходила деревянная стена с башнями, обнаружены остатки свай, вбитых в насыпь. В горизонте XI-XIII веков (толщина 0,3-0,5 м), включающем прослойку угля с остатками дерева (возможно, следы пожара 1181 года), обнаружены обломки лепной и круговой посуды, орудия труда, украшения и другое. На территории кремля сделаны многочисленные монетные находки, свидетельствующие о широких торговых связях города. Раскопаны остатки деревянных жилищ XII-XVII веков с печами из глины или квадратного кирпича. В юго-западной части кремля (на месте здания Дворянского собрания) изучено уникальное кладбище XII-XVI веков общей площадью не менее 400 м2 (из 177 погребённых 100 имели юго-юго-западную ориентировку головы, 25 — юго-западную, 10 — южную и только 6 — обычную западную; найдено богатое погребение девочки XII-XIII веков с серебряными украшениями и золотым шитьём воротника, что свидетельствует о высоком социальном статусе погребённых на этом кладбище).
В начале 1238 года Дмитров разорён во время монголо-татарского нашествия. С 1247 года один из центров Галицко-Дмитровского княжества, а после его распада (между 1280 и 1334) — Дмитровского княжества (около 1360 года вошло в состав Московского великого княжества). Неоднократно подвергался ордынским набегам XIII-XV веков. В 1372 году захвачен великим кязем тверским Михаилом Александровичем. Город был взят одним из ордынских отрядов в ходе Тохтамыша набега 1382 года, разорён при Едигея набеге 1408 года. В 1389 году Дмитров с прилегающими к нему волостями составил удельное Дмитровское княжество, выделенное князю Петру Дмитриевичу. С 1428 года оно вошло в состав великокняжеских владений. В 1462 году Дмитровское княжество отошло к сыну великого князя московского Василия II Васильевича Тёмного — Юрию Васильевичу, после его смерти (1472) — к великому князю московскому Ивану III Васильевичу, выделившему его в кормление перешедшему на московскую службу князю микулинскому Андрею Борисовичу. По завещанию Ивана III город стал центром владений его сына Юрия Ивановича (1504-1533). В 1566-1569 годы Дмитров принадлежал князю Владимиру Андреевичу.
В XV — 1-й половине XVI веков Дмитров — крупный центр торговли солью, рыбой, хлебом, с XVI века — изготовления лощёной керамики; были развиты гончарное, железоделательное и кузнечное ремёсла, изготовление ювелирных изделий. Богатство дмитровских купцов отмечал С. фон Герберштейн.
В Смутное время Дмитров ненадолго был захвачен отрядом Я.П. Сапеги. Изменение торговых путей во 2-й половине XVI века и разорение Дмитрова в 1610 году привели к экономическому упадку города. В XVII веке в Дмитрове находились дворцовые слободы (конюшенная и другие). В 1708-1929 годы уездный город Московской губернии. В 1900 году через Дмитров прошла линия Москва — Савёлово Северных железных дорог. В 1-ю мировую войну многие предприятия Дмитрова и уезда перешли на выпуск военной продукции. В 1918-1921 годы в Дмитрове жил теоретик анархизма П.А. Кропоткин, участвовавший в создании местного музея. С 1929 года Дмитров — районный центр Московской области. Для строительства канала Москва — Волга (с 1947 канал имени Москвы) создан Дмитровский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ (с 1934 — НКВД) (Дмитлаг), находившийся в подчинении ГУЛАГа (1932-1938). В Великую Отечественную войну, в ходе Московской битвы 1941-1942 годов, близ Дмитрова в ноябре 1941 года шли ожесточённые бои между Красной Армией и германскими войсками.
В соответствии с генеральным планом 1784 года первоначальная радиальная структура Дмитрова была в основном заменена геометрич. сеткой кварталов. На территории детинца сохранился 5-главый 4-столпный Успенский собор на высоком подклете (между 1509 и 1533 годами; по мнению некоторых исследователей, 1510-е годы), поставленный на белокаменных подвалах с апсидами гранёной формы и монументальными изразцовыми композициями с изображением Распятия и Георгия Победоносца (1-я половина XVI века или 2-я половина XV века); центральный иконостас — конец XVII века с иконами XVI-XVIII веков. Приделы с элементами псевдоготики построены на месте древних галерей — северный (заложен в 1823 году, архитектор Ф.М. Шестаков) и южный (проект 1841, архитектор Д.Ф. Борисов). Колокольня собора (1793-1796, архитектор М.Я. Агафонов) надстроена в 1820 году по проекту архитектора А.Ф. Элькицкого. Рядом находится Елизаветинская церковь (1897-1898, архитектор С.К. Родионов). Неподалёку от Кремля расположен Борисоглебский монастырь (по преданию, основан князем Юрием Владимировичем Долгоруким, первое документальное известие о нём относится к 1472 году; закрыт в 1926 году, возобновлён в 1993 году) с одноглавым собором Святых Бориса и Глеба (до 1537 года; реставрирован в 1900-е годы под руководством архитектора И.П. Машкова; Алексеевский придел — усыпальница рода дворян Чаплиных, 1656), надвратной Никольской церкви (1672-1687; перестроена в 1834, 1852) и оградой (1685-1689). Среди других памятников: церкви в стиле барокко — Спасская (1767-1773), Ильинская (1778-1783), Троицкая-Тихвинская (1795-1801); образцы деревянного ампира и неоампира (дома Клятовых, Новосёлова, Вадбольского). Комплекс усадьбы Подлипичье (вошедшей в черту города в 1930-х годах) — главный дом (2-я половина XVIII века, дважды перестроен в середине — 2-й половина XIX века, с декором в стиле эклектики) и Казанская церковь (1735-1753; придел, 1778-1779, архитектор И.М. Самарин). В районе Заречья — барочная Введенская церковь (1766; иконостас, 2-я половина XVIII века; колокольня, 1786, 1832), усадьба А.И. и И.А. Толчёновых (главный корпус купеческой усадьбы, 1785) и другие.
Филиалы и представительства вузов, в тои числе МГТУ, Московской государственной академии приборостроения и информатики, РГГУ, университета «Дубна». Экономико-правовой и политехнический колледжи, медицинское училище. Музей-заповедник «Дмитровский кремль» (1918). Театры: драматическое «Большое гнездо» (1992), детский «Белоснежка» (1992). Спортивный комплекс «Дмитров», стадион «Локомотив». Дмитров — традиционный центр воздухоплавания, ежегодно проводятся международные соревнования тепловых аэростатов на Кубок губернатора Московской области, проводились чемпионаты России. В Дмитрове также проходят этапы чемпионата России по мотогонкам.
Производство алюминиевой баночной упаковки для напитков («Ростар»), патрульных катеров, спецтехники (в том числе бронированной для нужд МВД России), мостовых железо-бетонных конструкций, гаражного оборудования; чулочно-носочных изделий, шапок, перчаток («Дмитровский трикотаж») и другого.
Близ Дмитрова, в посёлке Луговой, — ансамбль Николо-Пешношского монастыря (основан в 1361 году; закрыт в 1920 году, в нём размещена психиатрическая лечебница): собор и колокольня (конец XV — 1-я треть XVI века, реставрированы в 1960-е годы); трапезная со Сретенской церковью (1-я половина XVI века, перестроена в стиле классицизма на рубеже XVIII-XIX веков); церкви — больничная Святителя Дмитрия Ростовского с корпусом келий, 1811-1829 годы, и надвратная Преображенская, конец XVII века; кельи конца XVII-XIX веков; кирпичные стены и башни XVII — 1-я треть XVIII веков. В деревне Пустынь находится церковь Рождества Богородицы (1547) и колокольня (XVI века, перестроена в 1871) бывшей Медведевой пустыни. Неподалёку от Дмитрова сохранился ряд дворянских усадеб: Даниловское (ансамбль с центрально-осевой планировкой в стиле барокко: дом (конец 1760-х — начала 1770-х годов, сильно перестроен во 2-й половине XIX века) с флигелями, Никольская церковь, 1768-1771 годов); Ольгово; Никольское-Обольяново (главный дом в стиле классицизма, Никольская церковь, 2-я половина XVIII века, и пейзажный парк, конец XVIII века). Среди других памятников — Никольская церковь в селе Батюшково (1666 год; тип московского посадского храма), церкви: Успения в деревни Шуколово (1701; колокольня, 1762, перестроена в 1-й четверти XIX века), Никольская в селе Озерецкое (1704-1708; в стиле московского барокко), барочная Рождества Богородицы в деревне Селевкино (не ранее начала 1770-х годов), классицистического Покрова в селе Андреевское (1803; по проекту 1790-х годов архитектора Ф. Кампорези), Никольская в русско-византийском стиле в селе Рогачёво (1862-1886; трапезная 1850-1853; колокольня 1877). В селе Вербилки — Дмитровский фарфоровый завод.
Иллюстрации:
Фото А.И. Нагаева
Ансамбль Николо-Пешношского монастыря.
Архив БРЭ.
Фото А.И. Нагаева
Дмитров. Успенский собор. Между 1509 и 1533. На переднем плане — памятник Юрию Долгорукому (2001, скульптор В. Церковников).
Архив БРЭ.
Название Троице-Тихвинской церкви в Дмитрове напоминает о древнем Троицком монастыре, а также и о Тихвинском храме, располагавшимися в ХV-ХVII вв. в этой местности. Ранее на этом месте, где сейчас вознёс свои позолоченные купола к небу каменный храм, в незапамятные времена находилась деревянная церковь, являющаяся центром бывшей Спасской слободы Дмитрова. Смена главного придела ныне существующей церкви, вероятно, было связано с закрытием в ХVII в. Троицкого монастыря, располагавшийся неподалёку, на речке Березовец, и перенесением Троицкого придела в новую каменную церковь, которая была заложена 1 мая 1795 года на «бывшем церковном месте». Троицкая церковь — это редкий пример храма «двойника»: её намеренно строили по подобию Никитского храма города Владимира. Храмоздателями выступили местные дмитровские благотворители Г. И. Ложкин и А. С. Фуфаев. В 1801 году церковь была окончена строительством и освящена как Троицкая (холодная) с Никольским (тёплым) приделом. В 1818 году был устроен ещё и Тихвинский придел (на хорах 3-го этажа). Нижняя Никольская церковь была великолепно расписана.
Троицкая церковь является интересным примером архитектуры провинциального барокко с элементами классицизма, в облике которой заметно подражание знаменитым постройкам архитектора Расстрелли. Однако, эта церковь не уникальна и, более того, имеет прототип, формы которого повторяет почти буквально Никитскую церковь в городе Владимире. Последняя была возведена в 1760 году, то есть примерно за сорок лет до её дмитровской «сестры». Оба храма имеют и некоторые сходные обстоятельства постройки: церкви возводились на купеческие деньги и на месте исчезнувших древних монастырей. Постройка храма по идентичному проекту часто была обусловлена особой смысловою связью, которую хотел подчеркнуть заказчик или зодчий. Например, древний Успенский собор во Владимире послужил прототипом для одноимённого Успенского собора в Москве второй половины ХV века. Внешним сходством великий князь Иван III хотел продемонстрировать преемственность Московского государства, набиравшего силу в его правление, от древней Владимирской Руси. В свою очередь, Успенский собор Московского Кремля стал прототипом для Успенского собора Троице-Сергиева монастыря в ХVI столетии. Если не считать формы куполов, храм подмосковной обители является почти точной копией московского прототипа. Пятиглавые Успенские соборы подобного облика строились и во многих других городах, в том числе и в Дмитрове.
Между Троице-Тихвинской церковью в Дмитрове и храмом мученика Никиты во Владимире есть историческая связь. В паре километрах от Никитской церкви находится один из символов Владимира — Дмитриевский собор конца ХII века с белокаменным рельефными изразцами. Это был придворный храм владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, который построил храм в честь своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского, чьё имя он получил при крещении. Здесь стоит вспомнить, что и подмосковный город Дмитров был назван в честь рождения князя Всеволода — Дмитрия. Киевский и Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий считается основателем многих городов Северо-Восточной Руси. В середине ХII столетия он заложил не только Дмитров, названный в честь рождения сына, но и Юрьев-Польской (в честь своего небесного покровителя Георгия Победоносца), Переславль-Залесский, Городец, Кострому и конечно же Москву. Сыновья князя, Андрей Боголюбский и Всеволод (Дмитрий) Большое Гнездо продолжили дело отца по возвышению и укреплению городов Северо-Восточной Руси. Вот почему сходство внешнего облика подмосковной Троице-Тихвинской церкви в Дмитрове и Никитской во Владимире может иметь историческую логику. Тихвинский придел, появившийся при дмитровском храме, уже после освящения, говорит как напоминание прихожанам о существовании ранее на этом месте деревянного храма и старинного монастыря, видимо пришедшего в запустение ещё до церковных реформ Екатерины II.
После закрытия храма в 30-е годы ХХ столетия, часть церковного имущества перевезли в Дмитровский музей, остальное разграбили. Были закрашены росписи Никольского придела, утрачены иконостас и церковная утварь. В советские годы в бывшей церкви располагалось отделение Всесоюзного общества слепых. В 1996 году Троицкая церковь вновь открыла свои двери для прихожан после капитального ремонта. На средства прихожан и благотворителей был установлен новый иконостас, приобретена необходимая для богослужений церковная утварь, на звоннице колокольни появились новые колокола. В 2007-м году храм окрасился в исторический зелёно-белый колер. Никольский придел был вновь расписан, а иконы для иконостаса и самого храма были выполнены подмосковным художником, иконописцем Татьяной Николаевной Акимовой в том же 2007-м году. В Троицкой церкви находится старая икона Тихвинской Божией Матери, сохранённая прихожанами в годы богоборчества.
С сайта: www.mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskovya/30 декабря 2019/Антон Саков. Троице-Тихвинский храм в Дмитрове