Христианка и мусульманин брак

Русские девушки в Лондоне пробуют все и находят счастье в самых неожиданных местах. В этот раз мы поговорили с теми из них, кто имел опыт отношений с лондонскими мусульманами.

Ольга

Замужем за алжирцем

Первая героиня Ольга выросла в Алма-Ате. Ее мама — из Белоруссии, папа — чеченец. При этом детство она провела с мамой в русской семье, пока в 14 лет не переехала жить к папе. «Мне многое не нравилось с обеих сторон . Не нравилось, что русские любят выпить, гулять по барам и ресторанам. У чеченцев не нравилось пренебрежительное отношение к женщине: должна ублажать мужа, его родственников и главное — его маму”, – рассказывает она о своем детском опыте.

Но самое неприятное случилось позже, когда ее буквально украли и выдали замуж. Ольга работала в офисе у адвоката, откуда ее увезли в деревню . Начали угрожать тем, что если она не выйдет замуж, значит ей есть, что скрывать, и на ней никто больше не женится, и ее сестры будут жить в вечном позоре.

«До сих пор не понимаю, зачем семья без образования хотела заполучить невестку с высшим. Ясно же, что я не буду доить коров в деревне. Хотя через какое-то время я начала доить коров и стала бесплатной прислугой: давать, подавать, подметать, чаи разливать и все такое. Забеременела, мне было очень плохо, никому не было дела, и вообще считалось, что быть беременной стыдно. В итоге я просто сбежала”.

Семья Ольги не была религиозной, и ее не крестили. В Москве она встретила будущего мужа из Алжира, с которым заключила брак в мечети и переехала в Лондон.

«Мои родители пили и курили, но я настолько не перевариваю это органически, что специально искала человека, который не пьет и не курит. При этом я искала кого-то современного, чтобы без всех этих традиций”.

Несмотря на современность мужа, который любит готовить и помогать Ольге по дому и с детьми, он все-таки просит ее носить в бассейн закрытый купальник буркини и плавать в дни, когда ходят только женщины.

Но, несмотря на современность мужа, который любит готовить и помогать Ольге по дому и с детьми, он все-таки просит ее носить в бассейн закрытый купальник буркини и плавать в дни, когда ходят только женщины, без энтузиазма относится к походам Ольги в кино и хотел бы, чтобы она покрывала голову.

«По идее женщина-мусульманка (я приняла ислам перед свадьбой) должна прикрывать свою красоту и не привлекать внимание чужих мужчин. Если кто-то на тебя посмотрел и проникся греховными мыслями — это сравнимо с прелюбодеянием, а ты — соучастница. Так что если ты себя прикрываешь — то меньше шансов попасть в ад. Для мужа ты можешь хоть голая ходить, хоть разукрашенная, хоть на голове стоять. С мужем можно делать, что угодно, но чужие мужчины не должны на тебя смотреть. Мусульмане, как мужчины, так и женщины, на улице не должны смотреть на противоположный пол и должны потуплять глаза, а не разглядывать друг друга. Это признак нравственности. Когда у нас был конфетно-букетный период, я пыталась взять его за руку на людях, чмокнуть. Он же постоянно говорил: «Ну неужели ты не можешь ущипнуть меня дома?” А мне нравилось его дразнить”.

Что касается семьи, то в исламе, по словам Ольги, культивируется уважение и любовь к семье, поэтому ее муж хорошо относится к ее маме. Однако это не всегда так уж замечательно. Например, русскоязычная подруга Ольги замужем за афганцем, и ей не нравится, что в их семье работают оба, но он помогает материально всем своим братьям, жены которых не работают. Ее смущает, что старший брат всю жизнь несет ответственность за семью.

И главный вопрос в любой семье — еда!

«Советская еда для моего мужа скучна. Он смеется, говорит, что у нас только мясо, тесто и сливочное масло. Со временем я привыкла использовать овощи, кус-кус, оливковое масло, но для себя — предпочитаю сливочное! Свинину мы, естественно, не едим оба”.

Лена

Два романа с лондонскими мусульманами. Оба — коллеги по работе

«Всегда подкупает, что мужчины-мусульмане очень верные, не будут пялиться на других девушек, всегда заступятся и будут стоять за тебя горой. Если он с тобой — он с тобой. При этом очень ревнивые, конечно. Скандалов устраивать не будут, но, если увидят, что ты общаешься с каким-то парнем, то подойдут, постоят рядом, потом наедине спросят: «А что за парень, с которым ты общалась?” И так посмотрят — что сразу все понятно! Важно сказать, что все претензии всегда высказывались дома, чтобы никто не видел и не слышал. Никаких разборок на ступеньках клуба никто себе не позволял. При этом я бы сказала, что они любили, когда девушки ведут себя скромно на публике и раскрепощенно по отношению к ним. На публике они просили меня не носить облегающие джинсы и застегивать верхнюю пуговицу на рабочей блузке”.

Лена совсем не религиозна, поэтому ей нравилось шутить над своими парнями, что они тоже лишь наполовину мусульмане, мусульмане part-time.

«Естественно, они не пили и не курили. Но при этом занимались сексом до свадьбы. Это было мило и весело. Не мило было, когда они пытались отучить от курения меня. Я понимаю, что это вредно для здоровья, но это старая привычка, просто взять и бросить у меня не получается. Что касается алкоголя, я объяснила им, что несколько бокалов шампанского на Новый год в моей культуре — норма. И никто меня не ограничивал, потому что я свободолюбива. Позже я сама не пересмотрела свои взгляды и не сократила потребление алкоголя”.

С подарками дела тоже обстояли отлично. «Покупали, что я хотела, чуть ли не на последние деньги! Всегда помогали, оплачивали курсы, помогали с квартирой. Можно сказать, что хотели отдать всего себя. Я бы сказала, что у алжирцев нет середины. Либо обожают, либо тебя знать не знают. Быть приятелями даже после расставания мы не смогли”.

Если же говорить о семье, то Лена заметила, что оба ее партнера с большим уважением относились к своим матерям и искали себе сильную женщину, которая могла бы их направлять.

«Буквально зависели от женских советов. С отцами же отношения были довольно формальные. Они их уважали, даже боялись, но сесть поговорить по душам не могли. Не говоря уже о том, чтобы выпить”.

Также Елена отметила, что у ее партнеров было лишь два настроения: белое или черное.

«Не было серого, не было варианта поменять цвет, не было варианта не говорить о цветах. Либо все, либо ничего. Взгляд в стороны был неразвит. Доходило до смешного, когда на работе приходилось объяснять, что не все люди правильные и хорошие, что не всем стоит доверять, что люди могут обманывать, пользоваться друг другом, а не просто приглашать тебя на кофе с открытой душой. Они не понимали, что люди могут меняться!”

Но больше всего Елену бесило, что ее партнерам нравилась другая музыка. Например, ей нравится рэпер Дрейк. Она предложила партнеру ознакомиться с его треками. Он прослушал один, сказал, что Дрейк — ерунда и не стал заморачиваться.

«Опять это упрямство! Вывод обо всем творчестве Дрейка был сделан на основе всего одной композиции! Спорить было бесполезно вообще, их взгляды не менялись”.

Муж подруги всегда следил за тем, чтобы, когда в дом приходили рабочие или специалисты мужского пола (водопроводчик или репетитор, например), жены не было дома.

Рамадан тоже дался Лене тяжело. Потому что партнеры не ели и не пили днем.

«И снова хитрили! Один мой партнер брал ночные смены, чтобы есть ночью, а днем спал. Когда я спрашивала, зачем они соблюдают Рамадан, если все равно это фейковый Рамадан, они говорили прописные истины из Корана, но никто не мог мне объяснить, зачем это нужно лично им”.

Еще один смешной момент: у Лены такого не было, но муж ее подруги всегда следил за тем, чтобы, когда в дом приходили рабочие или специалисты мужского пола (водопроводчик или репетитор, например), жены не было дома!

«Я очень люблю шутки про религию, но партнеры-мусульмане на меня обижались, хотя они не молились по пять раз в день и в мечеть ходили редко. Мой теперешний партнер шутит со мной вместе. Он не мусульманин”.

Ирина

Замужем за марокканцем

Третья героиня — Ирина — долго думала, выходить ли замуж за партнера-мусульманина из Марокко. В итоге мама сказала ей, что, как счастья, так и несчастья можно хлебнуть и с русским мужчиной, и гарантий нет. Ирина рискнула.

«Мне сразу понравилось, что на первых свиданиях он не пытался меня приобнять, поцеловать, напоить и позвать к себе домой. Это очень отличалось от поведения российских парней, с которыми я всегда встречалась. Он задавал серьезные вопросы про жизнь, про планы и увлечения. Было по-взрослому и очень трепетно, я сразу почувствовала, что он будет мне защитником, стеной и опорой. Он не запрещал мне ходить в клубы и на танцы, часто ходил со мной. Никогда не устраивал сцен, но часто задавал вопросы: ему нужна была информация”.

Оказалось, что ее муж — стена не только для нее, но и для своих родителей, которым он помогает материально. Когда Ирина познакомилась с его родственниками, ей было приятно испытать на себе восточное гостеприимство, но с другой стороны ей пришлось освоить все эти навыки самой: «Открывать сердце нараспашку, быть теплой, служить гостям, накрывать столы и готовить лучшую еду. При этом мой муж редко принимает участие в домашних делах, потому что в их культуре считается, что за дом отвечает женщина”.

С едой и алкоголем у Ирины вообще все стандартно: муж попросил не держать дома свинину и алкоголь. Но ей не сложно — она вегетарианка.

«Сначала не готовила ему мясо, но скоро увидела, что муж-то у меня голодный ходит! И научилась готовить то, что ест он. Однако есть проблема: когда я езжу в Марокко и вижу, как на праздники режут барашков, часто на улицах или прямо на балконе, не могу на это смотреть. Сложно принять, если ты не видела этого с детства”.

По поводу одежды и других мужчин — все просто. Ирина сама не очень открытый человек и, например, не ходит к массажистам-мужчинам. Единственный момент — муж попросил купить сплошной купальник с шортами.

«Конечно, все зависит от человека, но мне кажется, что восточные мужчины надежнее. Мой муж почитает свою и мою маму и культивирует такое же отношение ко мне в наших детях. Мне это нравится. Мне также нравится, что первый язык детей — русский, второй — английский. Тут проблем нет”.

Мужчины-мусульмане очень часто дарят золото. Они всегда дарят основательные подарки: украшения, часы, хорошие вещи. Считается, это это женщине на черный день. Романтическая поездка подарком не считается.

Сложновато было с религией, потому что муж Ирины поставил ультиматум: дети — должны быть мусульмане, имена — мусульманские. Однако это обсуждалось еще до свадьбы и Ирина согласилась.

«Мне нравится, что ислам приучает к дисциплине. Я очень много знаю про эту религию, и она меня не смущает. Мой муж соблюдает Рамадан, любит его, потому что это очищает его тело, старается молиться по пять раз в день, почти каждую пятницу ходит в мечеть. Но он начал это делать, когда мы поженились, потому что видел, что я тоже молюсь. Однако я не держу свои православные иконы на виду”.

И главное: как дела со свадьбой? Ирина, будучи христианкой, выходила замуж в мечети. По мусульманским традициям, когда девушка выходит замуж, она прописывает выкуп, который ей должен выплатить жених. Ирина про выкуп не знала, и, когда мулла спросил ее, сколько она хочет верблюдов или баранов, она очень растерялась.

«По идее могла попросить хоть килограмм золота! И он должен был бы мне это подарить. Кстати, мусульмане очень часто дарят золото! Они всегда дарят основательные подарки: украшения, часы, хорошие вещи. Считается, это это женщине на черный день. Романтическая поездка подарком не считается”.

Исламское каноническое законодательство о браке разрешает брачные союзы между мусульманами и женщинами из людей Писания (христианками и иудейками). Во все времена — как в период миссии Пророка, так и в наши дни — мужчины-мусульмане могли жениться на христианках и иудейках.

Сегодня же, в условиях глобализации и смешения культур, вследствие межконфессиональных браков, в семьях возникает ряд проблем, например с воспитанием детей в духе исламского вероучения или с прививанием им исламского мировоззрения. Немаловажен и демографический фактор: браки мусульман с женщинами-немусульманками в определенной степени уменьшают шансы мусульманок найти супруга-единоверца, вынуждая их выйти замуж за немусульман, что канонически недозволенно.

Подавляющее большинство авторитетных ученых Ислама, среди которых богословы всех четырех мазхабов, высказали мнение о нежелательности бракосочетания мусульманина с женщиной из людей Писания. В качестве аргумента приводится пример второго праведного халифа ‘Умара, который в бытность свою правителем правоверных призывал мусульман развестись с женами-христианками и женами-иудейками. Все, кроме Хузейфы, сразу развелись. Тот же развелся с супругой через некоторое время, показав тем самым, что прямого запрета на такого рода брак в Исламе нет, однако веления халифа нельзя ослушаться.

Приказ ‘Умара не был безоснователен. Ввиду канонической дозволенности браков мусульман с женщинами из людей Писания, многие мусульмане стали жениться на христианках и иудейках, однако не проявляли в последующем стремления приобщить своих жен к Истине коранического благовестия, укрепить их в исламской добродетели.

Некоторые теологи, особенно ханафитского мазхаба, заявляют о запретности (харам) такого рода браков в условиях неисламского государства, где мусульмане составляют меньшинство, так как в таких условиях, в основном, был да так и остался неурегулированным вопрос о личном религиозном статусе верующего — праве жить согласно канонам своего вероучения, что предполагает свободное отправление религиозных нужд (в том числе возможность своевременного совершения пятикратной молитвы), регулирование своей жизни в соответствии с шариатским законодательством (в вопросах семьи, брака, наследования и т. д.). Немаловажным фактором являются имеющие место в некоторых государствах националистические, антиисламские настроения в обществе и пропаганда в средствах массовой информации, а также (возможно, вследствие вышесказанного) категоричное желание супруги-немусульманки воспитать детей в иной (неисламской) религиозной традиции. Такое положение вещей не может не оказать влияния в первую очередь на семьи, в которых супруга (хранительница домашнего очага, мать и воспитательница детей) не является мусульманкой: ослабляются духовно-религиозные и национально-культурные основы семьи.

Конечно, исламские каноны допускают брачные союзы между мусульманами, с одной стороны, и христианками или иудейками — с другой, однако нужно понимать, что в этой дозволенности Господом заложена сокровенная мудрость и польза. Человек, вставший на путь истины, постарается помочь и ближнему обрести этот путь, приложит все усилия для того, чтобы члены его семьи услышали Слово Господне и на практике выполняли Его заповеди, что нелегко порой осуществить даже в мусульманской семье, если общество и окружение тому не способствуют.

Тот мусульманин, который женится на женщине христианского или иудейского вероисповедания из-за ее красоты, но затем не предпринимает никаких усилий для того, чтобы она поняла и приняла мусульманские ценности, подпадает под действие вышеупомянутого приказа халифа ‘Умара. Если же он пренебрегает этим серьезным предостережением, то ставит под сомнение благополучие свое и своих детей в обоих мирах.

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что бракосочетание мусульманина с целомудренной и благонравной женщиной христианской и иудейской культур канонически разрешено, однако необходимо принимать во внимание (1) сохранение в семье статуса мужа согласно канонам Ислама, (2) желательность принятия супругой исламского вероучения и (3) обязательность воспитания детей в духе морали и религиозности, заповеданных Священным Кораном и Сунной заключительного Божьего посланника (да благословит его Всевышний и приветствует). И все это должно быть в контексте веры в Единого Бога, среди последних пророков Которого были Моисей, Иисус и Мухаммад.

Да убережет нас Всевышний от необдуманных поступков и дарует нам и нашим потомкам пути и возможности для достижения счастья в мире земном и в мире вечном!

Ответы на вопросы по теме

Я — православная, а он — мусульманин. Мы полюбили друг друга и хотели бы создать семью. Возможно ли это и при каких условиях?

Если ваши чувства полны, искренни и взаимны, то попытайтесь увидеть мир через призму того мироощущения, которым живет ваш любимый человек и, возможно, вы сами ответите на возникшие вопросы.

Я крещеная христианка, очень люблю мусульманина. Любовь взаимна уже почти пять лет, но не получается нам создать семью, так как мой молодой человек никак не может решиться на никях из-за того, что я не принимаю Ислам. Его мама не против меня. Недавно он обратился за советом к своему родственнику-мулле, который сказал, что я обязательно должна принять Ислам.

К Исламу я отношусь очень хорошо, зная, что Бог Един. Хочу, чтобы будущие наши дети были мусульманами. Да и я, возможно, приму Ислам, если приду к этому сама. Считаю неправильным делать такой ответственный шаг, как принятие иной веры, практически ничего не зная о ней. Дайте, пожалуйста, совет. И греховно ли, если я приму Ислам из-за того, что очень люблю мужчину, а он хочет жениться на мусульманке? Татьяна, 27 лет.

Вы говорите, что чувства вот уже 5 лет взаимны, но если ваши намерения серьезны, почему же за столь продолжительный срок вы не определились, нужны ли вам в вашей жизни мусульманские духовные ценности или нет?! И еще: если ваш знакомый сожительствует с вами (живет как с женой) все эти годы, то непонятно, какими ценностями руководствуется и чему следует он. Получается, что Ислам — это некий формальный статус, а в остальном — живи как тебе угодно, главное, чтобы на языке временами прокручивались такие слова, как «жить по Корану и Сунне», «а как это по шариату» и т. п. Странно, не правда ли?

Моя жена-христианка хочет обвенчаться. Могу ли я с ней обвенчаться, а потом совершить аналогичный ритуал по мусульманским традициям? Если это возможно, то что и как нужно сделать? Наиль, 21 год.

Нет необходимости венчаться, вам не следует этого делать, достаточно будет регистрации в загсе и мусульманского бракосочетания.

Мой жених мусульманин, я — христианка. Его родители настаивают на том, чтобы я поменяла вероисповедание, иначе меня не примут в семью. Но я не готова к этому, точнее сказать, мне эта религия абсолютно неизвестна, правду говоря, даже страшно, так как, я думаю, это большой грех. Что я должна делать? Я боюсь потерять своего молодого человека. Вероника, 27 лет.

Да, смена вероубеждения с точки зрения любой конфессии расценивается как грех, вероотступничество. Но «нет принуждения в религии!» (Св. Коран, 2:256). Только ваше сердце может подсказать, как быть. Для ознакомления с Исламом прочитайте мои книги «Путь к вере и совершенству» и «Мир души».

Я христианка, встречаюсь с мусульманином. У нас замечательные отношения, но я была замужем и боюсь сказать ему об этом. Думаю, что, если скажу, он решит расстаться. Устала молчать и общаться из-за этого все труднее. Ведь для него это позор, с моей же стороны обман. Ирина, 22 года.

Лучшим будет сказать правду.

Я имею мусульманские корни, сама наполовину армянка. Свою жизнь я бы хотела связать с мусульманином. Меня тянет к Исламу. Но только у меня начинаются отношения с каким-то молодым человеком из этой среды, как через время все прекращается только потому, что я иноверка. Ответьте, почему родители бывают порой против счастья своих детей? Я из приличной семьи, скромна и воспитана, но смотрят, как кажется, не на это.

У них, родителей, свое понимание счастья. Для каждого человека оно имеет свои формы, оттенки, цвета.

Я женился на русской девушке. После женитьбы узнал, что она не девушка, у нее были до меня отношения с другим. Могу ли я дальше жить с ней? Разрешено это или запрещено? Сейчас она изучает Ислам и собирается стать мусульманкой.

Ваша ситуация — это печальная и распространенная реальность нашего времени. В данном случае канонически вы имеете право развестись, но и можете жить с ней дальше, если считаете, что она покаялась в содеянном и не собирается больше повторять такого рода греховные и пагубные действия.

Надеюсь, у вас самого ни с кем не было интимных отношений до женитьбы на ней.

Скажите, пожалуйста, как должен поступить мусульманин, женатый на немусульманке, которая не принимает Ислам, хотя на словах говорит, что хочет стать мусульманкой, а фактически ничего не делает?

Будьте полноценным мусульманином, то есть таким человеком, от которого исходит только благо, позитив, созидательная энергия как в отношении других, так и в отношении самого себя (стремление успешно реализовать свои возможности и постоянно интеллектуально, физически, духовно самосовершенствоваться). Это потребует от вас серьезного настроя и многочисленных затрат энергии и сил, но все быстро окупится результатом. Не грубите, не принуждайте, и вы увидите, как преобразятся окружающие в итоге вашего личного преображения. «Пример воздействует сильнее, чем проповедь» (С. Джонсон).

Как вы думаете, могу ли я, мусульманин, жениться на девушке-христианке, которая желает принять Ислам, как мне кажется, ради меня, ради брака (не по убеждению пока)? Джимми.

Теоретически — можете, а практически — очень ответственно и имеет опасные для вас и ваших будущих детей перспективы.

Разрешается ли мужчине-мусульманину жить с женой-немусульманкой, хотя он многократно призывал и увещевал ее? Я знаю, что мусульманину можно жить с женой-христианкой, иудейкой. А если она вообще не относится ни к первым, ни ко вторым?

Вопрос о том, можно ли жить с женой-немусульманкой (тем более не относящейся ни к христианам, ни к иудеям) был бы актуален, если бы задавался до бракосочетания, а не сейчас, когда отношения уже реализованы.

Для мусульманина, как человека покорного, преданного Богу, в подобной ситуации терпение является единственным ключиком к сохранению семьи, тем более той, в которой есть ребенок, нуждающийся как в отцовской, так и в материнской заботе. К тому же человеку, сформировавшемуся как личность в обществе, в котором духовность явно в упадке, бывает очень сложно изменить свой внутренний мир, наполнить его верой и тем более понять и принять заключительное Писание, ниспосланное всему человечеству, особенно когда нет живого примера мусульманской добродетели, например в лице любимого мужа. Кстати, некоторым супружеским парам потребовались годы, чтобы прийти к Божественной Истине.

Муж татарин, мусульманин, я — православная, причем очень верующая, соблюдающая все посты и каноны, из непьющей и некурящей семьи. Муж до свадьбы уверял, что с ребенком вопросов в религии быть не должно, что я смогу воспитывать детей в своих традициях. Но сейчас, когда я в положении, он ходит грустный, понурый, я догадываюсь из-за чего. Он боится, что я дам ребенку христианское имя, что ребенок не будет знать мусульманских традиций. Что делать? Я очень люблю мужа и не хочу, чтобы он расстраивался. Он говорит, что, даже если я сделаю по-своему, он меня никогда не бросит, но будет всю жизнь жить в тоске и печали, как бы уйдет в себя. Он меня таким образом как бы шантажирует. Можно ли сделать ребенку обрезание, читать азан и икамат, а потом крестить в церкви? Возможно ли ребенку привить сразу две веры и не считается ли страшным грехом, если ребенок будет посещать мечеть и церковь? Мне, как человеку образованному и городскому, кажется это возможным, учитывая, в каком веке мы живем, чтобы избежать семейных конфликтов и упреков.

Ислам — этап религиозного развития человечества, следующий за Иудаизмом и Христианством. Прививать сразу несколько вероисповеданий нереально, тем более когда между ними есть серьезные отличия. Для человека же верующего, если он действительно осознает смысл и значение своей религии, это абсурдно, это, что называется, и ни туда и ни сюда. Реакция вашего мужа ясна, поймите, что ему, как главе семьи, отвечать пред Богом в Судный День за праведность, правильность вероубеждения своих жены и детей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6654.

Приказ халифа касался лишь тех мусульман, чьи жены за период супружеской жизни так и не приняли Ислам, не стали мусульманками.

«Разрешено вам жениться на благочестивых (целомудренных, добродетельных) из числа мусульманок и благочестивых (целомудренных, добродетельных) из числа женщин людей Писания (христианках и иудейках), если вы передали им свадебный подарок , желая жениться на них , а не временно увлекаясь (не для разврата) и не беря их в качестве подруг» (см. Св. Коран, 5:5).

Совет мусульманину и христианке, решившим создать семью

Однажды к известному муфассиру (толкователю Корана) и писателю Махмуду Ходже за советом обратились юноша-мусульманин и девушка-христианка. Они поведали мудрецу, что влюблены и решили пожениться. Единственным препятствием на их пути стало категорическое неприятие со стороны родителей жениха смешанных браков. Однако молодые не придают этому значения и не намерены изменять своего решения. Махмуд бей внимательно выслушал их и ответил:

— С точки зрения Ислама ничто не препятствует вашему браку.

Молодые спросили у него:

— Чего надо нам опасаться в дальнейшем?

— Все зависит от вас, ответил мудрец.

— Каким образом, поясните…

— К примеру, родился у вас сын. Ты, юноша, его назовешь по-мусульмански Ибрагимом, а твоя супруга будет настаивать, чтобы мальчика назвали христианским именем Авраам. А далее мальчику согласно канонам Ислама необходимо сделать обрезание, по христианским обычаям ребенка надо крестить. Каков будет ваш выбор? Поэтому, чтобы избежать множество противоречий подобного рода, вам следует определиться с религиозной основой.

— Подскажите, пожалуйста, как нам это сделать?

Махмуд эфенди попытался объяснить молодым суть дела.

— В основе ислама имеются элементы христианства, а вот в христианской религии элементов мусульманской религии нет. К примеру, среди мусульман очень много людей носящих имя Гайса, что свидетельствует о том, с каким почтением они относятся к Иисусу — посланнику Аллаха. В Священном Коране предписано уверовать в Гайсу (а.с.), а также сказано, что Евангелие (Инжил) ниспослано людям Всевышним. Именно поэтому в том случае, если христианин принимает Ислам, от него не требуется отречься от своей религии, книги, которая ему ниспослана свыше, а также святого, которого он почитает. Аллах, ниспославший своим рабам Гайсу-Иисуса, отправил своим Пророком и Мухаммада (с.а.в.). И Евангелие, и Коран — священные книги, ниспосланы Аллахом.

Молодые, внимательно выслушав Махмуда Ходжу, решили все еще раз тщательно обдумать. Через некоторое время юноша пришел к мудрецу и сказал:

— О мудрейший, мы после долгих раздумий решили поступить так, как предложили вы. Моя невеста, не отрекаясь от Евангелия и Гайсы-Иисуса, приняла Ислам. Мы поженились, живем душа в душу. Родился сын, и мы нарекли его именем Ибрагим, я пришел к вам искренне поблагодарить за хороший совет.

«Ватаным Татарстан»

перевод Islam-today

Согласно Кораническому Откровению, супружеский союз между мужчиной и женщиной является одной из важных заповедей, выполнение которой позволяет человеку обрести милость и благодать Всевышнего, познать радости и достоинства семейной жизни, исполнить замысел Господа о продолжении рода человеческого.

«Аллах сотворил для вас супруг и супругов из вашей среды, и создал для вас через супруг и супругов ваших детей и внуков, и наделил вас благими дарами” (Св. Коран, 16:72).

«И из Его знамений то, что сотворил Он для вас жен из вашей среды , дабы находили вы успокоение с ними. А также то, что заложил Он в вас любовь и милосердие друг к другу. Поистине, во всем этом – знамения для размышляющих” (Св. Коран, 30:21).

Узаконив брак между мужчиной и женщиной, Мудрый и Справедливый Творец установил угодный Ему порядок заключения супружеского союза.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДВАРЯЮЩИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА

Исходя из норм шариатского права и исламской традиции, юноша, имеющий намерение жениться, должен соблюсти следующие требования, предваряющие заключение брака:

– обратить внимание на девушку без ее ведома;

– если она произвела внешне благоприятное впечатление, то пообщаться с ней в людном месте;

– предварительно удостовериться в том, что заключению данного брака нет никаких препятствий, предусмотренных исламским законодательством (например, кровное или молочное родство);

– если она подходит по мировоззренческим принципам и ценностным ориентирам, то намекнуть ей о своем намерении жениться на ней;

– если девушка согласна на брак, переговорить с ее родителями (или опекуном) для получения их согласия;

– при получении полного согласия на бракосочетание со стороны девушки и ее родителей (или опекуна) организовать сватовство и помолвку;

– оговорить определенный срок церемонии бракосочетания.

В качестве одного из первых шагов к заключению брака юноша должен в явной или завуалированной форме засвидетельствовать избраннице свое намерение жениться на ней. При взаимном согласии вступить в брак, организуются сватовство и помолвка.

Помолвка есть акт публичного обещания сторон сочетаться супружескими узами, но она не дает жениху и невесте, будущим супругам, большего права, чем право общения в обществе родственников или людном месте. По мнению большинства богословов, во время и после помолвки юноше можно смотреть лишь на те части тела девушки, которые не являются ‘ауратом (лицо и кисти рук). Обниматься или целоваться категорически запрещено, так как до женитьбы молодые люди остаются еще чужими друг для друга.

Исламские богословы едины во мнении о том, что если на предложение юноши имеется явное согласие со стороны девушки, то в этом случае второе сватовство к этой девушке канонически запрещено. При отсутствии явного согласия сватовство со стороны другого мужчины допустимо.

Согласно хадису, мужчина «…не имеет права помолвки против помолвки брата своего, кроме как после отказа или с его позволения” (хадис от Абу Хурайры и Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и Ахмада).

Если к девушке посваталось несколько юношей не зная, о намерениях друг друга, то ничего предосудительного в этом нет.

ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДУХОВНОГО ПОРЯДКА.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «О юноши! Кто из вас имеет возможность жениться – пусть женится. А кто не имеет такой возможности – пусть постится”. Исламские богословы считают, что под «возможностью” подразумеваются физическое и психическое здоровье, моральная готовность, материальный достаток и религиозная грамотность как условия для полноценной семейной жизни.

В будущей жене или предполагаемом муже необходимо обратить внимание на здоровье, морально-нравственные качества и материальный достаток. Однако самым главным качеством является духовно-религиозная грамотность и благочестие. «Сочетайтесь браком с людьми благочестивыми, благонравными. Если кто-то из вас будет беден, Всевышний обогатит вас по милости Своей” (Св. Коран, 24:32).

Пророк говорил: «Выбирайте супругу по четырем критериям: по материальной обеспеченности, воспитанности , красоте и религиозности. Но особое внимание обратите на религиозность” (хадис от Абу Хурайры; приведен во всех шести сводах достоверных хадисов, а также в св. х. Ахмада).

В другом хадисе пророк Мухаммад предостерегает: «Не женитесь на девушке из-за ее красоты, ибо это может погубить ее; и не женитесь из-за ее богатства, ибо это сделает ее непокорной. Женитесь на девушке из-за ее религиозности!” (хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Умара; св. х. Ибн Маджа, аль-Барраза, аль-Байхакы). То есть главным фактором, побуждающим совершить столь ответственный шаг, каким является женитьба, должно быть не богатство или красота, а именно религиозность будущей супруги.

«У Пророка спросили: «Какая женщина наилучшая ?” Он ответил: «Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе или приказе. И если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому” (хадис от Абу Хурайры; св. х. ан-Насаи, Ахмада).

Две главные цели, которые преследуются при выборе супруги: 1) чтобы она принесла в дом счастье и спокойствие; 2) чтобы она могла воспитать будущих детей в духе высокой морали, религиозной нравственности и богобоязненности.

Исходя из исламских религиозных канонов, можно назвать качества, наличие которых в будущей супруге желательно:

– религиозность;

– способность родить более одного-двух детей;

– девственность;

– благородное происхождение (принадлежность к семье, известной своей религиозностью и смирением);

– красота;

– наибольшая отдаленность по линии кровного родства.

При этом важно исходить из того, что будущая супруга станет единственной. Ибо в ином случае велика вероятность того, что муж не сможет исполнить строжайший коранический завет – проявлять справедливость в отношении всех жен. В Священном Коране сказано: «…Женитесь на тех женщинах, что приятны вам, – двух, трех или четырех. А если боитесь вы, что не будете одинаково справедливы , то – на одной…” (Св. Коран, 4:3). Однако, зная Свое творение и желая ему блага в обоих мирах, Господь говорит: «Вы никогда не сможете быть справедливы к нескольким женам, даже если очень постараетесь” (Св. Коран, 4:129). В хадисе также содержится предупреждение: «У кого будут две жены и он не станет явно одинаково относиться к ним, то в Судный День такой человек предстанет с волочащейся за ним половиной ” (хадис от Абу Хурайры; содержится в четырех из шести сводов хадисов и в св. х. Ахмада).

Каноны исламского законодательства о браке исходят из того, что наиболее разумным, соответствующим исламским представлениям о богобоязненности и благочестии является моногамный брак. Наличие второй, третьей или четвертой жены – каноническое исключение, которое снисходительно допускается исламским брачным правом, но обусловливается рядом возможных обстоятельств. Шариат не содержит призывов к полигамии и не считает ее обязательн

Исходя из принципов исламского права (фикха) и исторической практики, правоведы (факихи) определили условия, при которых возможно заключение нового, повторного брака. К ним относятся, например:

– бесплодие или неспособность первой супруги к деторождению;

– условия военного или послевоенного времени, когда число незамужних женщин и вдов (нуждающихся в обустройстве семейного очага, заботе и уходе) превосходит число мужчин;

– физиологические особенности мужчины, выраженные в излишней сексуальной активности (при условии достаточного материального обеспечения двух или нескольких семей), что может создать почву для прелюбодеяния, которое есть великий грех перед Всевышним и семьей.

КАНОНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ БРАКА.

1. Отсутствие близких родственных связей или иных причин, препятствующих браку.

Препятствием к браку могут стать причины как (1) постоянного, так и (2) временного характера.

К числу первых относится кровное родство, то есть общность крови между лицами, ведущими происхождение от одного близкого родоначальника, независимо от того, состоялись ли эти отношения в законном браке или вне его. Так, невеста не должна приходиться жениху сестрой, тетей по отцу, тетей по матери и т.д.

К числу препятствий второго рода относятся препятствия временного характера: невестой не может быть сестра жены, супруга другого мужчины, женщина, находящаяся в послеразводном (3 мес.) или траурном периоде по причине смерти мужа (4 мес. и 10 дней). Если женщина, разведенная или оставшаяся без мужа вследствие его смерти, беременна, то срок, в течение которого она не может выйти замуж, завершается с рождением ребенка, независимо от того, будет ли это один день или девять месяцев.

Сказано в Священном Коране: «Не женитесь на тех, на ком были женаты ваши отцы, кроме того, что уже произошло. . Это (женитьба на жене покойного отца или после развода его с ней) является развратом, скверным путем и вызывает гнев Творца. Запрещается вам брать в жены матерей ваших , дочерей ваших , сестер ваших , теток по отцу и по матери, дочерей братьев и дочерей сестер ваших , тех, кто кормил вас своим молоком, а также сестер молочных и матерей ваших жен. приемных дочерей, оставленных на ваше попечение, от жен, с которыми вступили вы уже в супружескую связь, а если не вступили – нет греха на вас . супруг родных сыновей и вместе – двух родных сестер … замужних женщин… Все остальное разрешено для вас” (Св. Коран, 4:22-24).

Если мужчина и женщина заключили брак, не дожидаясь истечения срока временного запрета или игнорируя запрет постоянный, то брак их незаконен и греховен пред Господом. В этом случае он должен быть расторгнут, а махр остается у невесты или, если он еще не был передан, отдается ей. Выплачивается махр, который был назван при бракосочетании, а если он не был специально оговорен, то такой махр, какой обычно выплачивается невестам.

За супругой также закрепляется послеразводный срок, в течение которого она не имеет права выходить замуж (3 мес.). Рожденный ребенок берет фамилию отца. При подобном незаконном браке муж и жена не могут участвовать в делах по разделу наследства, которое они могли бы получить в случае законности их брака.

2. Заключаемый брак не должен быть ограничен временем.

Если при бракосочетании оговаривается его срок, то такой брак канонически полностью недействителен. Интимные отношения между супругами в таком случае квалифицируются как прелюбодеяние. С этим согласны все суннитские и некоторые шиитские факихи.

Среди богословско-правовых школ шиитского толка временный брак (мут‘а) допускается только последователями джа‘фаритского (имамитского) мазхаба. Мнение имамитов по данному вопросу не может быть признано, ибо их концепция временного брака противоречит Священному Корану и Сунне Пророка, в которой содержится абсолютный (вплоть до Судного Дня) запрет на временный брак.

3. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания.

Мнение исламских богословов едино в том, что для канонической действительности брака, помимо опекуна, необходимы как минимум два свидетеля. Данное условие основывается на словах Пророка, переданных ‘Аишей: «Не будет брак иначе, как в присутствии опекуна и двух свидетелей” (св. х. аль-Байхакы, Ибн Хаббана и ад-Дара Кутни). Ибн ‘Аббас передает следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Распутницами являются те , которые выдают себя замуж, не объявляя об этом ” (св. х. ат-Тирмизи; достоверность хадиса подтвердил только ‘Абдуль-А‘ля).

Требования, предъявляемые к свидетелям:

1.Обладание здравым рассудком. Различные формы душевных и психических заболеваний, временные расстройства (воздействие алкоголя, наркотиков) делают невозможным участие человека в качестве свидетеля на церемонии.

2.Совершеннолетие. Согласно Исламу, оно наступает с достижением половой зрелости.

3.Минимальное количество свидетелей – два человека.

4.Свидетели должны быть мужчинами. Данное утверждение отражает мнение большей части ученых, за исключением ханафитов, которые считают, что свидетелями могут быть мужчина и две женщины.

5.Благочестие и справедливость свидетелей. Они должны соблюдать религиозную практику и быть далеки от явного распутства и неверия. В то же время ученые ханафитского мазхаба считают, что «явная праведность и справедливость не являются обязательными добродетелями свидетеля”.

6.Свидетели должны быть мусульманами. Все исламские богословы говорят об обязательности этого условия. По мнению ханафитских теологов, в случае если невеста принадлежит к людям Писания (христианам или иудеям), то свидетелями могут быть и люди Писания.

7.Свидетели должны быть зрячими. Шафиитские ученые уделяют этому большое внимание и считают, что свидетели должны видеть весь процесс бракосочетания. Остальные ученые оговорили лишь способность свидетелей слышать.

8.Свидетели должны понимать язык, на котором ведется церемония бракосочетания.

4. Присутствие опекуна со стороны невесты.

Это условие строго оговаривается учеными всех мазхабов, кроме ханафитского. В качестве аргумента используется известный хадис: «Нет брака, кроме как с опекуном” (хадис от Абу Мусы аль-Аш‘ари; приведен в четырех из шести сводов достоверных хадисов, а также в св. х. Ахмада; часть ученых считает хадис достоверным, а некоторые – недостоверным).

Супруга Пророка ‘Аиша свидетельствует с его слов: «Если какая-либо женщина выходит замуж без разрешения опекуна, то ее брак недействителен. Если после такого брака были близкие взаимоотношения, то мужчина обязан выплатить (передать) ей махр. Если произошел спор , то правитель является опекуном для тех, у кого его нет” (хадис приведен в трех из шести сводов хадисов, а также в св. х. Ахмада; многие ученые подтвердили достоверность этого хадиса). Другой хадис гласит: «Не выдает замуж женщина женщину и не выдает замуж сама себя” (хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа и ад-Дара Кутни).

На основе этих хадисов, а также некоторых других аргументов подавляющее большинство исламских богословов утверждают: «Без разрешения и присутствия опекуна брак недействителен”.

А богословы ханафитского мазхаба высказывают мнение о том, что разумная, свободная, совершеннолетняя девушка или женщина может выходить замуж без согласия и присутствия опекуна.

Имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф считают присутствие опекуна при бракосочетании желательным. Имам Мухаммад аш-Шайбани же говорил, что брак без опекуна возможен, однако согласие его необходимо для действительности брака в дальнейшем.

В качестве аргументов, подтверждающих правоту своего суждения, теологи ханафитского мазхаба приводят следующие коранические аяты, в которых действующим лицом во время бракосочетания является женщина, а не опекун:

– «Если разведется он с нею, то запретна она ему до тех пор, пока не выйдет она замуж за другого…” (Св. Коран, 2:230);

– «И если развелись вы с женами, и они завершили свой срок, то не запрещайте им выходить замуж за других” (Св. Коран, 2:232);

– «И если завершат они срок свой, то нет греха на вас за то, что сделают они в отношении себя праведно” (Св. Коран, 2:234).

Со слов Ибн ‘Аббаса известен следующий хадис: «Вдова, выходя замуж, имеет больше прав, чем ее опекун, и у девственницы получают согласие на брак. Согласие девственницы может быть выражено ее молчанием” (св. х. Муслима).

В другом хадисе от Абу Хурайры, приведенном в сводах хадисов аль-Бухари и Муслима, сказано: «Не выдается замуж вдова, пока не даст она согласия на брак. Не выдается замуж девственница, пока не будет получено на то ее согласие. Согласие ее – молчание”. Молчание, о котором говорится в хадисе, не является единственной формой согласия со стороны девственницы. Она может выразить его как молчанием, так и словом. Молчание – лишь признак кротости и скромности, присущий благочестивым женщинам.

Суждение, явившееся «срединным” мнением по вопросу об опекуне, высказал один из ученых шафиитского мазхаба Абу Савр: «При бракосочетании необходимо согласие как самой девушки или женщины, так и ее опекуна. Если согласие обоих есть, то процесс бракосочетания может вести любой из них. В случае отсутствия согласия одной из этих сторон брак недействителен, ибо женщина в Исламе имеет полные права”.

5. Обоюдное согласие и право свободного выбора жениха и невесты.

Добровольное и единодушное согласие сторон заключить брачный союз является одним из важных принципов исламского религиозного законодательства о браке и устоев мусульманского института брака, а также непреложной пророческой заповедью.

Бракосочетание, при котором имеет место принуждение жениха или невесты, является канонически недействительным.

Жена Пророка ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Однажды к нам пришла девушка и пожаловалась на то, что отец выдает ее замуж за двоюродного брата, однако она не согласна с этим. Я сказала, чтобы она прошла в дом и подождала Пророка. Придя домой, он (да благословит его Аллах и приветствует) внимательно выслушал девушку, затем приказал позвать ее отца, которому сказал, что право выбора супруга передается девушке. Услышав это, девушка воскликнула: «Я согласна с желанием отца и не пойду против его воли! Целью моей было показать всем девушкам, что отцы не имеют полного права распоряжаться их судьбами!” (св. х. ан-Насаи).

6. Публичное оглашение брачного союза.

На церемонии бракосочетания жених и невеста должны быть выделены из числа присутствующих или указанием на них, или же упоминанием их имен. После бракосочетания необходимо оповестить об этом родственников, друзей, знакомых, соседей и т.д. В хадисе сказано: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью в браке является объявление ” (хадис от ‘Аишы; св. х. ан-Насаи).

7. Отсутствие ихрама (во время хаджа или ‘умры) у обоих вступающих в брак, а также у опекуна невесты.

В хадисе от ‘Усмана, приведенном в своде хадисов имама Муслима, сказано: «Находящийся в ихраме не может жениться или женить кого-либо”. Однако, по мнению богословов-ханафитов, «данное условие не является условием канонической действительности брака. Надевший ихрам может как жениться, так и женить. Доказательство тому – хадис, переданный Ибн ‘Аббасом: «Пророк Мухаммад женился на Маймуне, находясь в состоянии ихрама” (св. х. аль-Бухари и Муслима).

Представляется, что первое мнение более близко к истине, так как в своде хадисов имама Муслима приводятся три хадиса от Маймуны, в которых говорится, что Пророк ко времени женитьбы на ней был уже вне ихрама. Что касается хадиса от Ибн ‘Аббаса, то под словом «мухрим”, употребленным в тексте хадиса, может подразумеваться, что Пророк находился тогда на территории аль-Харама, или то, что это происходило в один из запретных месяцев.

8. Необходимость выплаты махра (свадебного подарка).

Махр – ценный свадебный подарок, безвозмездный дар жениха невесте, выплачиваемый при заключении брака или через какое-то определенное (заранее оговоренное сторонами) время. Этот дар является исключительно собственностью жены и сохраняется за ней в случае развода по инициативе мужа или его смерти. Свадебный подарок может представлять собой любую ценность, движимое или недвижимое имущество (деньги, золото, драгоценности, жилье, автомобиль и т.д.).

Размер махра: (1) минимальный – 10 дирхамов или30 гсеребра, (2) максимальный, по мнению всех богословов, не ограничен, но (3) желательно, чтобы он составлял нечто в пределах 500 дирхамов или1500 гсеребра.

Во многих исламских государствах ранее, как и сейчас, махр представляет собой значительную денежную сумму или ювелирные украшения, либо дар недвижимого имущества, однако всё это исходя из возможностей жениха и обоюдной договоренности брачующихся. Обоснован такой подход текстом Корана и является своего рода формой социальной защиты для женщины. В реалиях России и стран СНГ полноценный в соответствии с Сунной Пророка (эквивалент1500 гсеребра) и щедрый (все то, что более того) махр будет хорошим доказательством серьезности намерений и должного подхода к происходящему со стороны жениха, а непритязательность и бережливость невесты – признаком ее благородства и надежности.

Случаи, когда отец или родственники жены оставляют махр себе, противоречит исламским канонам. Подобная практика, например у арабов, была до Ислама, когда женщина не имела должных прав и свобод.

Ученые-богословы считают, что махр важен, но он не является неотъемлемым условием брака, условием, без оговорки которого бракосочетание недействительно. Брак, при котором стороны не оговорили махр, возможен и допустим. Однако по завершении процесса бракосочетания обязательность передачи махра автоматически закрепляется за супругом. Его размер и форма в таком случае определяются в соответствии с местными традициями.

9. Отсутствие тайного сговора между женихом и свидетелями о сокрытии и неразглашении брака.

Богословы-маликиты утверждают, что в случае тайного сговора между женихом и свидетелями о сокрытии заключаемого брака от родственников первой жены или в силу иных причин, брак недействителен.

Ученые других мазхабов не согласны с таким мнением и считают, что такое условие не нарушает каноническую действительность брака. Присутствие двух свидетелей и опекуна достаточно для заключения законного брака.

10. Отсутствие у брачующихся смертельного заболевания.

Данное условие обязательно только согласно маликитскому мазхабу.

ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ ПРИ БРАКОСОЧЕТАНИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

1. Брачная проповедь.

Брачная проповедь читается имамом мечети (или кадием), который ведет церемонию бракосочетания. Хотя проповедь может быть прочитана и самим женихом, исходя из российских условий, целесообразно, чтобы проповедь, как и саму церемонию бракосочетания, провел человек, имеющий религиозное образование (имам, кадий, муфтий).

Начинается проповедь с восхваления Господа, произнесения шахады (свидетельство веры в Единого Бога и пророческую миссию посланника Его Мухаммада), «Салавата” (прошения благословения для пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности. Отсутствие брачной проповеди не влияет на правильность канонического оформления брака, однако несколько нарушает его полноту и завершенность.

Примерная последовательность брачной проповеди:

Чтение ду‘а: «Аль-хамду лил-ляяхи нахмадуху ва наста‘инух, ва на‘уузу бил-ляяхи мин шуруури анфусина ва сайиаати а‘маалина. Ман яхдихил-ляху фаляя мудылля ляхь, ва ман юдлиль фаляя хаадия ляхь. Ва ашхэду алля иляхэ илля ллаху ва анна мухаммадэн ‘абдуху ва расуулюх”.

Всевышний Творец всего сущего, сотворивший все на этой Земле парами, в последнем Писании обращается к нам: «О люди, бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одной души и из нее ей пару. И от них рассеял большое количество мужчин и женщин…” (Св. Коран, 4:1).

Далее следует самостоятельный комментарий о важности богобоязненности, особенно во взаимоотношениях между мужем и женой.

Также в Священном Коране сказано: «Сочетайтесь браком с людьми благочестивыми, благонравными. Если кто-то из вас будет беден, то Всевышний обогатит по милости Своей” (Св. Коран, 24:32).

Последний посланник Господа Мухаммад говорил:

– «Кому Всевышний даст возможность найти благочестивую спутницу жизни, тому Он поможет обрести половину веры. И пусть такой человек не забывает проявлять богобоязненность во второй половине ” (достоверный хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима);

– «Каждый из вас ответственен за свое управление: имам управляет теми, кто за ним и будет спрошен о них; муж – глава семьи, и ответственен за нее; жена ответственна за домашний очаг, за что и будет спрошена… Каждый из вас – управляющий, и будет спрошен за управляемое им” (достоверный хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и др.).

Завершая проповедь, необходимо обобщить сказанное, сделав акцент на необходимость чувства богобоязненности, верности, взаимопонимания и соблюдения религиозной практики в семье.

2. Ду‘а (молитва) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.

Абу Хурайра передает: «Когда Пророк поздравлял новобрачных, он говорил: «Бааракял-лааху лякь, ва бааракял-лааху ‘аляйкь, ва джама‘а бэйнэкумаа фии хайр” («Пусть Всевышний ниспошлет вам во всем баракят (Божью благодать) и объединит вас в благом”) (достоверный хадис из св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Также можно прочитать следующее ду‘а:

«Аллаахумма, идж‘аль хаазэн-никяяхэ маймуунан мубааракя. Ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ ээдэмэ ва хавва, ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ мухаммадин ва хадиджатэль-кубра. Аллаахумма, а‘тыхим авляядан саалихийн, ва ризкан вааси‘ан ва ‘умран тавыйля. Аллаахумма, баарикь фийхим ва баарикь ‘аляйхим ва баарикь фи кулли тасарруфаатихим ва а‘маалихим ва амваалихим, энтэ ‘аляя кулли шайин кадийр”.

Перевод:

«О Аллах! Сделай этот брак счастливым и благословенным. Объедини сердца их, как объединил сердца Адама и Евы, пророка Мухаммада и супруги его Хадиджи. О Аллах! Дай им благочестивых, благонравных детей, изобилие благ и продолжительную жизнь. О Аллах! Дай им во всем благодать. Дай благословение Свое в их делах, богатствах. Ведь Ты в состоянии сделать все, что пожелаешь!”

3. Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца.

Церемонию бракосочетания лучше проводить в промежутке между третьей молитвой («‘Аср”) и четвертой («Магриб”). В хадисе сказано: «Проводите бракосочетание вечером! Поистине, это лучше для баракята” (хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Хафса). Что касается пятницы, то этот день недели является праздничным и благословенным, более того, в нем есть час, когда принимаются все молитвы (ду‘а).

4. Упоминание свадебного подарка.

Весьма желательным является оговаривание во время акта бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок (махр) сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием).

5. Приглашение гостей на свадьбу.

Когда посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) узнал о том, что ‘Абдуррахман ибн ‘Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение, хотя бы одного барана” (хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима). Большая часть богословов считает, что свадебное угощение – обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма желательно, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафи‘и и Малик, настаивают на его обязательности (ваджиб).

Приглашенные на свадьбу не должны забывать хадисы:

– «Если кто-то из вас был приглашен на свадебное торжество и не ответил своим появлением на свадьбе, тот непокорен Господу и посланнику Его” (хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима);

– «Кто приглашен на свадебное торжество, тот обязан прийти” (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима);

– «Кто приглашен на свадебное торжество, тот обязан прийти, независимо от того, будет он есть или нет” (хадис от Джабира; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа).

Однако все ученые подчеркивают, что если на свадьбе имеет место явно запретное (пьянство), а приглашенный не может изменить такого порядка, то присутствие его на такой свадьбе недопустимо. Данное мнение основывается на приводимых в своде хадисов Абу Дауда словах Ибн ‘Умара о том, что «пророк Мухаммад запрещал сидеть за столом, на котором есть спиртное”.

6. Чтение молитвы.

Пророк сказал: «Кто из вас женится, тот пусть скажет: «Аллаахумма иннии ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь”.

اَ للهم إني أَسالك خيرها و خير ما جبلتها عليه و أعوذ بك من شرها و شر ما جبلتها عليه

Перевод:

«О Аллах, я прошу у Тебя блага ее и того блага, для чего Ты создал ее. Я прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, заложенного при сотворении ее”.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ ПОСЛЕ БРАКОСОЧЕТАНИЯ

1. Следование исламским принципам семейной жизни, закрепленным в Священном Коране и Сунне, укрепление любви и взаимопонимания в семье, правильное понимание и соблюдение супругами своих прав и обязанностей. Пророк подчеркивал: «Наилучшим из вас является тот, кто наилучшим образом относится к своей жене”.

2. Материальное обеспечение жены со стороны мужа. Это касается питания, одежды и жилья. Если жена постоянно беспричинно проявляет непокорность, то материальное обеспечение со стороны мужа может быть прекращено.

3. Запрет для жены на брак с родственниками мужа, а для мужа – с родственницами жены.

4. Обязательная выплата махра, оговоренного при бракосочетании.

5. Следование закрепленному в Священном Коране праву наследования.

6. Ведение родословной детей по отцовской линии.

7. Ограничение передвижений супруги – жена не имеет права покидать дом кроме как с разрешения супруга (выход в магазин и т.п. – само собой разумеющееся).

8. В интимной жизни супругов запреты касаются лишь супружеского соития в период менструального цикла, в послеродовой период, в состоянии ихрама (состоянии ритуальной чистоты во время паломничества), а также анального полового акта. Остальное (время, формы, периодичность) по усмотрению и обоюдному согласию супругов.

Таковы самые общие установления исламского законодательства о бракосочетании. Они проистекают из Божественного Откровения – Священного Корана, Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и основывающегося на них богословско-правового наследия великих исламских ученых, следующих путем Истины.

Прошу у Милостивого и Прощающего принять сей труд, выполненный лишь с надеждой на Его благоволение, и простить возможные ошибки и прегрешения, ибо единственным намерением было принести людям пользу на пути Того, хвалу Которому возносит все сущее на небесах и на Земле.

Некоторые верят, что браки заключаются на небесах. Другие берут все в свои руки и находят «вторую половинку» в интернете. Как им это удается?

Я нашла четырех девушек, которые превратили виртуальное знакомство в крепкий и счастливый брак, и узнала, как правильно искать жениха на сайтах. Протестировав несколько популярных приложений, выяснила, что жениться хотят самые разные люди: мусульмане из-за границы, мужчины с опасным оружием и даже парни с нарисованной бородой. С некоторыми из них я сходила на свидание. Кстати, особенными обитателями сайтов знакомств оказались мужчины в поисках второй жены. Они рассказали, почему выбирают многоженство, а я обратилась к эксперту по вопросам шариата и узнала, почему не стоит выбирать таких мужчин.

Подробнее о том, как работают сайты знакомств для мусульман, кого там можно встретить и многом другом, в материале ИА «Татар-информ».

Приложения для онлайн-знакомств — халяль?

Раньше молодых мусульман сводили и женили родители, но сейчас мы стали самостоятельнее и создаем семьи сами. Иногда это случается благодаря Интернету, несмотря на то, что эксперты пока не могут точно решить, разрешено ли искать супругов таким способом.

«Нет однозначного решения, можно ли использовать сайты с намерением познакомиться. Есть правила, которые на таких сайтах легко нарушить, пойти вразрез с религиозными предписаниями, а раз так, то никакого бараката (благословения) не будет», — рассказывает начальник отдела Духовного управления мусульман РТ по вопросам шариата Булат хазрат Мубараков.

Он добавляет, что иногда такие сервисы искушают людей флиртовать или бесконечно подбирать самую выгодную партию. Но раз приложения для знакомств не запрещены, я решаю попробовать.

Тысячи мужчин на 600 девушек — хорошие шансы найти мужа

Гуглю, где раздают семейное счастье, и сразу натыкаюсь на популярный сайт.

«1000 счастливых пар по милости Всевышнего за 3 года работы», — вижу я и мгновенно регистрируюсь.

Из Татарстана в активном поиске всего 600 девушек и почти 2 тыс. мужчин. А значит, у меня отличные шансы найти здесь супруга. Все просто — заводишь аккаунт, пишешь о себе и цепляешь лучшие фотографии. Но со снимками все строго — мусульманкам нельзя показывать ничего, кроме овала лица и кистей рук.

В первый раз модераторы не одобряют мою картинку, потому что на ней виден кусочек шеи. Сделать красивое фото самой сложно, поэтому звоню подруге и прошу помочь.

Реакция на фото в анкете: «Многоженец с 6 детьми обещал осыпать золотом и серебром»

Айгуль Шайхисламова фотографирует меня в лучшем виде, но не советует добавлять снимки в анкету. Фото привлекает слишком много внимания, и от 20 сообщений в минуту быстро устаешь, убедилась она.

«Я дважды заводила аккаунт с фото и получала такой большой отклик и поток писем, что удалялась. Однажды многоженец с 6 детьми из Казахстана написал: «Я осыплю тебя золотом и серебром». А в последний раз не стала прикреплять фото, просто написала пару строк. Получила пару откликов, один из которых стал моей судьбой», — рассказывает она.

После того как Айгуль и Ильшат нашли друг друга онлайн, они продолжили общаться, помогали друг другу с учебой и через 1,5 года после знакомства расписались в ЗАГСе, сделали никах — сочетались браком в мечети. Сейчас они воспитывают двоих детей и счастливы вместе.

Достойный пример. Но все-таки я решаю поступить по-своему и гружу фото.

«Аллах создал меня полигамным»: Становиться ли второй женой?

Через пару минут мне пишет первый «жених». С удивлением отмечаю, что он не свободен, а ищет вторую жену. Хотя ислам велит выбирать невесту по ее религиозности, 31-летний Шакур ищет «красивую внутри и снаружи» молодую вторую жену. Первая супруга «приелась» после 8 лет брака и двоих детей.

«Вторую жену ищу, так как я мужчина и меня создал Аллах полигамным, и я хочу много детей — 8-10, — объясняет он.

Мужчина уверяет, что его бизнес процветает и позволяет обеспечивать сразу нескольких жен и ораву детей. Если я решу стать его второй супругой, то в мечети для нас проведут никах, но брак откажутся регистрировать в ЗАГСе, ведь иметь двух жен в России незаконно. Так что у меня не будет некоторых законных прав, объясняет мне начальник отдела Духовного управления мусульман РТ по вопросам шариата Булат хазрат Мубараков.

«Я не рекомендую (не могу запрещать, потому что с точки зрения религии это разрешено) девушке, особенно молодой и неопытной, становиться второй женой. Вторая жена вообще никак не защищена российским законодательством», — предупреждает он.

Сватовство через опекуна и дефицит невест в Германии

Чтобы аферисты не кружили молодым девушкам головы, а общение оставалось в рамках приличий, все сообщения на сайте просматривают модераторы. Они внимательно следят, чтобы молодые люди не обменялись номерами и не начали встречаться — харам, запрещено.

Поэтому вместо того, чтобы выманивать мой телефон или аккаунт в соцсетях, 32-летний Владимир кликает на кнопку «Запросить контакты опекуна» и планирует обсуждать возможный брак с моим родственником со стороны отца, который может выступать в качестве опекуна при никахе.

Перспектива встречи с родственниками не пугает заморского жениха, через 2 недели он планирует лететь из Германии в Казань. Кстати, жену онлайн он ищет из-за ужасного дефицита на немецком рынке невест.

«Для меня важно, чтобы это была верующая мусульманка, обязательно русскоговорящая: русская или татарка. Здесь такую просто нереально найти», — сетует он.

Познакомиться через сайт и продолжить общение в присутствии родственников девушки — неплохой вариант, считает эксперт.

» должны контролировать, чтобы не было ошибок. Например, флирта, который отвлекает сердце человека так, что он забывает Всевышнего», — отмечает Булат хазрат Мубараков.

Татарский дейтинг: общение, дружба и брак по национальному признаку

Знакомства не только для брака, но и простого общения предлагает приложение «Анаем». Главная цель проекта — соединить татар, поэтому здесь есть удобный включатель татарской клавиатуры.

Принцип стар, как мир: тебе показывают фотографии кандидатов, лайк — кликаем на галочку, в топку — нажимаем «крестик». Если случился взаимный лайк — открывается чат. Кстати, быть мусульманином необязательно, поэтому к фото здесь более мягкие требования, и девушки выкладывают снимки без платка. Но реакция на такие фото бывает резкой, рассказывает мне 25-летняя Марьям.

«На фотографии я была в шортах и футболке, и один мусульманин писал, что я неподобающие выгляжу для татарки, мусульманки. А другой заявил, что не будет со мной общаться из-за моих коротких волос», — рассказывает она.

Не все пользователи так строги. Особенно открытыми оказываются люди со странными фото. Например, Ренат позирует на аватарке с осетром в руках и начинает наше знакомство с комплиментов «лебединой шее», так же поступает и Ильнар с нарисованной бородкой и усами. А Дамир с автоматом в руках решает пойти дальше: «цифровая реальность — ерунда, милая, давай встретимся». Еще раз смотрю на его аватарку с оружием и отказываюсь.

Но иногда увидеться с парнем — отличная идея, уговаривает меня Чулпан. Она придерживается очень современных взглядов — нашла себе мужа меньше чем за месяц, даже не отвлекаясь от сессии в университете.

«Перед сложным экзаменом я дала себе слово, что пойду на свидание с парнем из приложения, если сдам. После счастливой «4» мне предложил встретиться ОН, а я подумала, что судьба, и согласилась. Наши отношения стали серьезными за пару недель сессии, и вот мы уже 2,5 года вместе», — делится она.

Свидание: восточная сказка и реальность

Решаюсь пойти на свидание и взглянуть на женихов. Многие думают, что восточные мужчины очень красиво ухаживают за девушками — говорят красивые слова, дарят дорогие подарки, водят в шикарные рестораны. Предвкушаю, что будущий муж с порога пообещает, что я буду хранить семейный очаг, вся увешанная золотыми украшениями, которые он будет дарить каждый день.

Но реальность оказывается другой. С первым парнем встречаюсь в центре города. Марату 34 года, и он волнуется, не смущает ли меня десятилетняя разница в возрасте. Убедившись, что я не в ужасе, ведет в кафе, где держится очень скованно и почти прячется в чашку кофе. Чуть позже выясняю, что это не скромность или религиозность, а его нежелание жениться. Хотя родственники и торопят Марата, ему интереснее покорять карьерные высоты. На сайте знакомств он собирается быстро найти спутницу жизни и угодить родне.

«Әбием скорее хочет нянчить внучат», — объясняет он и спрашивает, сколько детей я готова родить, и когда мы можем начать.

Второе свидание тоже оказалось непохожим на восточную сказку. Айнур по переписке показался мне милым и вежливым, а в реальности оказался недовольным и угрюмым. Сначала мы гуляем по центру города, и он сетует на погоду и мусор. Позже я тоже не кажусь ему слишком приятной.

«На фотографии ты симпатичнее была, конечно. А волосы у тебя какие? А то мне брюнетки с длинными волосами нравятся», — говорит он, пытаясь что-то разглядеть под хиджабом.

С серьезным лицом говорю, что под платком я лысая. Парень не может понять, шутка ли это, и на всякий случай быстро прощается.

«До никаха мы виделись 5 раз»

Знакомства в мечетях и в группах при них — тоже отличный вариант найти себе пару, рассказывает мне Алия Фахразиева. Она нашла спутника жизни 4 года назад в сообществе «Вконтакте» о челнинской мечети. Сейчас в их семье уже двое сыновей.

«В группе был раздел для знакомств, где братья и сестры могли оставить анкету. Мой будущий муж написал там про себя, а меня заинтересовала его анкета. Мы списались, а уже через неделю он приехал свататься. Все случилось быстро и честно. До никаха мы виделись всего 5 раз», — вспоминает Алия.

Мусульманам не нужно годами быть в отношениях, чтобы узнать друг друга и потом создать семью, ведь людям с одинаковой верой, картиной мира и убеждениями нужно гораздо меньше времени для взаимопонимания, объясняет Алия. И я понимаю, что именно поэтому в приложениях и сайтах знакомств иногда случаются чудеса и строятся семьи.

Советы девушкам, которые ищут супруга онлайн:

  • Чтобы не утонуть в потоке уведомлений «с вами хотят познакомиться», заведите отдельную почту и привязывайте ее к аккаунтам на сайтах знакомств;
  • Если не хотите привлекать много внимания или принципиально не фотографируетесь — ничего страшного, грузите анкету без снимка и начинайте общение;
  • Говорите правду. Скрывать прошлое нет смысла, ведь многие мусульмане готовы жениться на разведенных девушках, женщинах с детьми или вдовах, о чем открыто заявляют в анкете;
  • Будьте скромны, целомудренны и не влюбляйтесь в человека по переписке.

Ксения Перепеченова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *