Христианская евангельская церковь, что это?

Чем отличается вероучение Православной Церкви от вероучения пятидесятников

О Священном Писании и Предании Церкви

«Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или по­сланием нашим»

(2 Фес. 2, 15).

«Завещаем же вам, братия, именем Гос­пода нашего Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчин­но, а не по преданию, которое приняли от нас»

(2 Фес. 3, в).

«Мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, перед Богом, во Христе»

(2 Кор. 2, 17).

«Во всех посланиях… есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибли превращают, как и прочие Писания»

(2 Петр. 3, 16).

Движение пятидесятников есть разновидность протестантизма. Как и про­чие протестантские деноминации, пятидесятники строят свое вероучение на трех главных основаниях: иск­лючительном авторитете Священного Писания, спасе­нии личной верой и принципе всеобщего священства. Каждое из этих положений у пятидесятников помимо общепринятого протестантского содержания имеет еще и свои конкретные особенности.

С самого своего появления пятидесятники бросили вызов остальным протестантским направлениям: бапти­стам, адвентистам, методистам. Не исключение и ос­тальные христианские деноминации. Они, по их мне­нию, не обладают полнотой истины и утратили глуби­ну апостольской веры и жизни в Духе по вере. Харизматиками (пятидесятниками) было выдвинуто и «бого­словски обосновано» неизвестное до того времени учение о крещении Духом Святым. Только крещенный Духом Святым признается вполне спасенным, хотя Священное Писание ничего не говорит об этом, как учат пятидесятники. Напротив того, исполнено свиде­тельств, отрицающих их догматические притязания.

Все положения пятидесятников строятся на невер­ном, искаженном понимании Слова Божия, в чем их, кстати очень часто и обоснованно, обвиняют привер­женцы других протестантских направлений. В этой свя­зи рассмотрим принцип понимания Священного Писа­ния протестантами, поскольку именно в нем заложена та первооснова, которая породила многочисленные про­тиворечивые вероучения пятидесятнических сект, каж­дое из которых толкует Библию на свой лад.

Учение пятидесятников о Священном Писании

Следуя за Лютером, все протестанты, равно как и пятидесятники, учат, что Библия — единственный ис­тинный источник богопознания, открывающий волю Божию каждому человеку и. указывающий путь спасе­ния. Только Священное Писание есть кладезь христи­анской веры и духовное руководство для верующих92.

По мнению пятидесятников, Писание содержит все, что потребно человеку для спасения. И каждый, если захочет, сможет найти путь ко Христу: «Сие же напи­сано, дабы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20, 31).

Возникает, однако, закономерный вопрос. Если в Священном Писании для пятидесятников все ясно и понятно, то почему же их движение раздроблено на сотни сект и каждая претендует на абсолютно пра­вильное понимание Слова Божия? Отчего, например, у пятидесятников возникло несколько взаимно противоречивых богословских концепций о проявлении дара языков, а рассмотрение какого-либо конкретного поло­жения Библии неизбежно порождает десятки мнений? Даже в рамках одного сектантского направления суще­ствует множество толкований Библии, превращающих­ся со временем в особое «предание».

Православное учение о Священном Писании и Священном Предании

Православная Церковь учит, что Священное Писание невозможно отделить от Священного Предания. Пред­положим, что мы дали Библию человеку, никогда не слышавшему о христианстве. Поймет ли он Писание? История показывает, что даже жизнь в Церкви без должного знания Предания не спасает от заблуждений, а история представляет нам множество примеров, под­тверждающих это. Древние еретики заблуждались не­редко именно из-за того, что при объяснении Писания отвергали Предание. Так, еретик Манес (II век) на словах Священного Писания «Я и Отец — одно» (Ин. 10, 30) основал целое учение, отрицавшее троичность Лиц Божества. Ныне еретику наследуют пятидесятники-единственники. Слова Писания «Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28) послужили поводом к тому, что Арий и его последователи отвергли догмат о равенстве Сына Божиего с Богом Отцом. Основываясь на словах «Дух все проницает и глубины Божии» (1 Кор. 2, 10), он называл Святого Духа ограниченной тварью, кото­рая не имеет всеведения Божия.

Но о Лицах Святой Троицы все же есть сообщения в Священном Писании, на основании чего мы можем делать богословские выводы. Но как быть с такими сложными вопросами, как соединение двух природ во Христе, и другими?

Монофизиты, например, учили, что во Христе была одна природа, а монофилиты говорили об одной воле.

И точно так же еретики силились подтвердить свое учение ссылками на Священное Писание. Для сохра­нения внутрицерковного мира и разрешения этих слож­нейших богословских вопросов собирались Вселенские соборы.

Согласно воззрениям пятидесятников во Христе сое­динены две природы и две воли — человеческая и Бо­жественная, что совершенно верно. Но в Священном Писании сведений об этом нет. Откуда же тогда ими заимствованы эти и другие богословские идеи? Реше­ние собора есть Предание. Сектанты, <…> , в данном случае используют оп­ределения Вселенских соборов, являющихся истинны­ми выразителями Апостольского Предания, хранящего­ся в Церкви. <…>

Мы знаем, что Господь Свое учение излагал устно и никаких писаний не ос­тавил. Известно также, что и святые Апостолы, кото­рых было двенадцать и семьдесят, всю жизнь свою проповедовали людям устно93, ибо Спаситель, посылая их на проповедь, не дал им в руки писания. И только спустя годы по Вознесении Господа Иисуса Христа на Небо появилась первая новозаветная книга — Еванге­лие от Матфея, которую он написал для иудеев ввиду того, что сам отправился благовествовать другим наро­дам. Нам известны писания апостолов Иоанна, Петра, Павла, Марка, Иуды, Луки, Иакова — брата Господа. Следует при этом отметить, что апостол Павел не при­надлежал к числу семидесяти или двенадцати Апосто­лов. Таким образом, только семь из числа последних оставили нам свои писания. Что же делали остальные? Разумеется, они не бездействовали, но всю свою жизнь проповедовали истину устным словом. Да и те Апосто­лы, которые написали книги, изложили в них далеко не все, чему были научены от Спасителя и Святого Духа.

Святой апостол Павел говорит, что «три года день и ночь непрестанно со слезами» (Деян. 20, 31) учил он каждого из ефесских пресвитеров, причем не упускал им, по возможности, возвестить всю волю Божию (Де­ян. 20, 27). Но где же записано это учение Апостола, если послание к Ефесянам содержит всего шесть глав?

В книге Деяний говорится, что Господь, по Воскре­сении Своем, в течение сорока дней, говорил Своим ученикам о Царстве Божием (Деян. 1, 3). Но нигде это речение не записано. А то, что многое из учения христиан не нашло отражения в книгах Священного Писания Нового Завета, по-видимому, объясняется тем, что Апостолы не ставили себе цели дать исчерпы­вающие ответы на вопросы о Церкви, спасении и т.д., а писали для назидания тех, кому уже возвещены сло­веса истины. Апостол от семидесяти — евангелист Лу­ка писал свое Евангелие и книгу Деяний для назида­ния только одного человека (Лк. 1, 1 — 3; Деян. 1, 1). Иоанн Богослов свое Третье Послание также обращал исключительно одному лицу (3 Ин. 1, 1). Послания к Титу, Филимону, Тимофею тоже представляют собой частные наставления. В них Апостолы напоминанием возбуждают ум, т.е. повторяют уже некогда сказанное ранее, что по давности времен могло забыться. Посла­ния к Коринфской Церкви были посвящены преиму­щественно духовному истолкованию нестроений, ца­ривших в этой общине (1 Кор. 1, 11).

<…> Сектантов в их невежестве лучше всего обличает са­мо Священное Писание. Так, в своем Втором Собор­ном Послании, адресованном всем христианам, апо­стол Петр пишет, что в посланиях апостола Павла «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и не-утвержденные, к собственной своей погибели, превра­щают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3, 16).Священное Писание запрещает нам самовольное ис­толкование его без назидания Церкви. <…>

Уже в первом веке существовало немало еретических сект, искажавших Христово благовестие. Об одной из них — николаитах — упоминает в своем Первом Со­борном Послании Иоанн Богослов, писавший: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4, 1).

В Священном Писании много таинственного, прикровенного. Писание изобилует тайнами, открыть ко­торые может только Дух Святой. Вот как об этом пи­шет апостол Петр: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собой. Ибо никогда пророче­ство не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 20).

В Слове Божием есть рассуждения апостола Павла о глоссолалии в Коринфской Церкви (1 Кор. 14). Свя­щенное Предание утверждает, что это был дар вдохно­венного знания иностранных языков для проповеди среди народов земли (Деян. 2). Иначе как бы могли Апостолы вполне исполнить сказанное Спасителем: «Идите, научите все народы» (Мр. 16, 17). Для научения вере всех народов и был дан дар знания чужих языков.

Основоположники пятидесятничества самочинно ото­шли от православного понимания этих слов, оправды­вая свое еретическое толкование якобы существую­щими в Святом Писании стихами (1 Кор. 14). Именно об опасности таких уклонений предупреждал христиан апостол Павел: «Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут из­бирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4, 3).

«Мы спасены», «мы крещены Духом Святым», — не­престанно повторяют на своих собраниях пятидесятни­ки. «Слепые вожди слепых» (Мф. 15, 14). <…>. Каждый мнит себя спасенным, способным наставлять других. Вот почему среди протестантов та­кая, едва ли не болезненная тяга к миссионерству. Проповедуют все — и старые и молодые. И это — при поверхностном, начетническом знании Писания. Они повторяют только те цитаты, которые в отрыве от кон­текста и духа Писания будто подтверждают их учение. Да и цитируемое ими помнят лишь потому, что на их собраниях эти цитаты непрестанно повторяются. Им и невдомек, что только избранным и подготовленным Господь открывал тайны Царства Небесного (Мф. 13, 11). Так, не мог постичь написанного евнух царицы эфиопской и, обратившись к апостолу Филиппу, воп­рошал: «Как могу уразуметь, если кто не наставит ме­ня?» (Деян. 8, 31). Итак, само по себе, без наставле­ний, Писание не может быть понято, особенно пребы­вающими вне Церкви.

Излюбленная цитата сектантов в их дискуссиях о Писании звучит так: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17). Можно ли утверждать,что апостол Павел под Словом Божиим подразумевает только писаное учение Спасителя, ведь полного собра­ния новозаветных книг тогда еще не было. Сектанты же эти слова толкуют так, будто для обретения веры истинной достаточно только читать Святое Писание, чтение Слова Божия укрепляет веру, но только в том, кто уже наставлен в ней.

Господь Иисус Христос постоянно учил Своих уче­ников, изъясняя все сказанное о Себе в Писании (Лк. 24, 27), которое свидетельствует, что «многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг», — пишет святой Иоанн Богослов (Ин. 21, 25). Именно поэтому многое из учения Христа передается устно и не записано в Священных книгах.

Господь наш Иисус Христос учил Своих учеников не только словом, но непременно и делом, и это еще од­на существеннейшая сторона предания Церкви. Спаси­телю следовали и Его ученики — Апостолы. Вот как об этом свидетельствует Святой Петр: «Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные, в них напомина­нием возбуждаю ваш чистый смысл» (2 Пет. 3, 1). Со времен апостольских Предание служило ключом к пра­вильному пониманию Священного Писания, причем уже в те времена появилось много весьма искусных подложных сочинений, не принадлежащих Апостолам. И только живущему в Духе Священного Предания да­но отличить ложь от правды.

В Апостольский век были написаны такие сочине­ния, как евангелия «от евреев», «от Фомы», «от Пет­ра» и другие, все они признаны Церковью небоговдох­новенными и являются трудами совсем других авторов.

Апостол Павел одобряет держащихся предания (1 Кор. 11, 2) и повелевает удаляться от тех, которые по­ступают бесчинно, а не согласно преданию Апостолов (2 Фес. 3, 6).

Устное предание, как уже было отмечено, существовало еще в Ветхом Завете, и Апостолы понимали зна­чение и важность его сохранения. Примеров устного ветхозаветного предания достаточно много в новозавет­ных книгах. Например, в Послании апостола Иуды за­писано пророчество Еноха (Иуд. 14), там же сообщает­ся о споре архангела Михаила с диаволом о Моисее­вом теле (Иуд. 9), хотя эти эпизоды в Писаниях Вет­хого Завета отсутствуют. Очевидно, что автор Посла­ния пользуется здесь ветхозаветным преданием. Сохра­нилось в Предании устном, но не записанное в святых Евангелиях изречение Господне о милостыне, приводи­мое евангелистом Лукой: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35). Так, в 97-м правиле свято­го Василия Великого сказано о крестном знамении, об обращении в молитве на восток, об обрядах, соверша­емых при Крещении и Евхаристии (Катехизис. Спб., 1916. С. 7 — 8). Все это примеры сохранившегося с Апостольских времен новозаветного предания.

О таинстве Крещения мы знаем, что его совершают в воде, с произнесением слов «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28, 19), но, как оно при этом совершается — в одно или три погружения, — не ска­зано. И о Причащении читаем, что Господь на Тай­ной вечере взял хлеб, благословляя, «преломил его», потом взял чашу, благодаря (Мр. 14, 22 — 24). Но не сказано, какими словами Господь благословил и благо­дарил.

В православное Предание органично входят и поста­новления Вселенских и Поместных соборов, правила святых Отцов и учителей Церкви. Этим как бы доку­ментально проведена черта между Православием и ино­славием. На Лаодикийском соборе (2-я пол. IV века) был установлен канон священных книг. После этого лица, не признающие его полностью или включающие в него что-либо, считаются некафолически мыслящи­ми. А разве самое составление канона подлинных Новозаветных Писаний не стало возможно только благо­даря кропотливой работе епископов первых веков, про­веривших и собравших письменные труды святых Апо­столов в сборник книг, именуемый Новым Заветом? Книги спорные, не во всем согласные с апостольской традицией, выдаваемые за апостольские, отвергались как подложные, апокрифические. Совершенно очевид­но, что Апостольское Предание имело решающее зна­чение для формирования канона Новозаветного Писа­ния.

Только в свете Предания оказалось возможным раз­решить сложнейшие богословские вопросы, как то не раз бывало и в прежние века. Образно говоря, Преда­ние есть та ограда, выходя за которую человек оказы­вается вне Церкви.

Мы знаем, что Евангелия и Апостольские Послания появились не вдруг и не всюду, до них многие деся­тилетия после возникновения Церкви источником на­ставления в вере было не Священное Писание, а Свя­щенное Предание. Для православного сознания слово Божие и устная проповедь Апостолов изначально равноавторитетны. Апостол Павел пишет к солунянам: «Братья, стойте и держите предание, которым вы нау­чены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15). Сам Господь Иисус Христос предлагал Апостолам Свое евангельское учение как переданное от Бога От­ца (Ин. 15, 15).

Избранный сосуд Христов (Деян. 9, 15) — апостол Павел — и тот смиренно выносил на суд первейших Апостолов свою проповедь язычникам (Гал. 2, 2). А в своих обстоятельных наставлениях о девстве и браке он четко различает свой совет от повелений Господних (1 Кор. 7, 12 — 15). Первые служители Слова Божия сми­ренно считали себя не более чем посредниками, не дозволявшими никаких изменений или написанного под страхом вечного наказания (Откр. 20, 21).

Истинное понимание Писания, по словам святого Иринея Лионского, возможно лишь под руководством Святой Вселенской Церкви, в ней одной можно найти истину. «Мы можем, — говорит святой Ириней — наименовать тех, коих Апостолы поставили епископа­ми, и преемников их до нас, которые такому не учили и ничего такого не знали, что вымышляют еретики»94.

Итак, Предание есть совокупность всего богооткро­венного учения — устного и письменного, и только вся их полнота позволяет постичь тесную взаимосвязь и смысл Писания и устного Предания.

Священное Писание утверждается на основании Свя­щенного Предания посредством углубленного изучения и духовного испытания на предмет его соответствия каноническим книгам. В свою очередь, и Предание церковное для отличия истинного Апостольского Пре­дания от ложного, человеческого, нуждается в Свя­щенном Писании как точном выражении воли Божией. Отсюда следует вывод, что Священное Писание — это записанная часть Священного Предания. Такова сущ­ностная связь Священного Писания и Предания. Разу­меется, самое понимание Священного Предания Цер­ковью Христовой гораздо шире.

Святой Филарет (Дроздов), Митрополит Московский, пишет: «Предание не есть простое видимое или сло­весное передавание учения, правил, чиноположений, обрядов, но с сим вместе и невидимое, действительное преподаяние благодати и освящения»95.

Предание — это, собственно, и есть жизнь по вере в Духе Святом, а святые являются живыми выразителя­ми церковного Предания. То есть Предание — это тайнозримый путь в Царствие Небесное. Но узнать, что такое Предание, возможно только пребывая в духовной жизни. Тогда записанное Предание Церкви станет для нас живым и действенным.»Предание можно определить как жизнь Духа Свято­го в Церкви, сообщающего каждому члену Тела Хри­стова способность слышать, воспринимать и узнавать истину в ее собственном свете, а не в свете человече­ского рассудка»96. Говоря другими словами, Предание есть благодать Духа Святого, научающая различать и отделять истинное от ложного.

Что же понимают сектанты под Преданием Право­славной Церкви? Однажды автору этих строк пришлось услышать, будто бы Предание у православных — это не более чем сообщения неканонических книг Библии. Пресвитер московской общины Н.Романюк рассказы­вал своим слушателям о том, что существует право­славное предание, согласно которому в детском возра­сте Иисус Христос слепил из глины птичек и сказал: летите — и они полетели. Далее он легко «развенчал» всю невероятность этого предания, поскольку читав­ший Евангелие знает, что Спаситель положил начало Своим чудесам в зрелом возрасте в городе Кана Гали­лейская (Ин. 2, 11). Приведенное сообщение о чуде с глиняными птичками было взято из апокрифического (Апокрифы (от греч. apokryphos — тайный, секретный) — книги, напи­санные в первые века христианства, трактующие о предметах веры, содер­жащихся в Священном Писании и т.п. Все апокрифические сочинения являются произведениями анонимных авторов, которые выдают свои тру­ды за писания Апостольские или иных благодатных подвижников Христо­вых. Церковь не признает эти писания за богодухновенные и, более того, запретила христианам пользоваться ими из-за многочисленных историче­ски и догматически ложных постулатов, содержащихся в этих сочинениях.) сочинения «Евангелие от Девы Марии». К подобного рода книгам Православная Церковь всегда относилась однозначно отрицательно. Они считались подложными, злонамеренно или по неведению приписываемыми Апо­столам, и посему эти сочинения объявлялись вредны­ми, ибо содержат много несогласного с церковным Преданием. Остается только догадываться, почему этот апокриф сектантский пресвитер приравнял к некано­ническим книгам. (Неканонические книги — книги, не внесенные Церковью в канон (от греч. kanon — норма, правило) Священного Писания как не богодухно­венные, но присоединенные к нему в кодексах Библии как церковные и полезные для благочестия и назидания верующих. В Библии — одиннад­цать таких книг. Еще десять лет назад протестанты России печатали свою Библию без неканонических книг и всякие ссылки на них воинственно отрицали якобы из-за их безблагодатности. Ныне евангельские христиане-баптисты в своих молитвенных домах продают для всех желающих Биб­лейские своды (Библии), содержащие и неканонические книги.)

Следует различать два подхода Православной Церкви к Преданию. Она никогда не признавала высшего вероучительного авторитета за неканоническими книга­ми, но и никогда не относила их к числу апокрифов. Обладая истинным Священным Преданием, Церковь способна отличить Божие от человеческого и чистое от нечистого (Лев. 10, 10). Отсюда происходит допущение пользования для духовного назидания и неканониче­скими книгами. О празднике Обновления, на который ходил в Иерусалим Господь Иисус Христос, сообщает­ся только в неканонической книге. В неканонических книгах содержатся величайшие истины Божественного Откровения. Только в книге Маккавейской ясно и оп­ределенно сказано, что мир Бог сотворил из ничего (2 Мак. 7, 28).

Почему же с такой непримиримостью относятся про­тестанты-сектанты к этим книгам? Дело в том, что в них со всей определенностью содержится учение о не­обходимости молиться за умерших. Есть оно и в кано­нических книгах. Но все же так четко, как в Макка­вейской книге, об этом не сказано нигде (2 Мак. 12, 39 — 43). Оступившись в ересь, сектанты, в соответст­вии с логикой своего учения, отвергли эти книги как содержащие многочисленные заблуждения.

Православная Церковь в отличие от католиков и про­тестантов всегда стремилась к осмотрительности в этом сложнейшем вопросе. После Реформации Католическая Церковь на Тридентском соборе (1545) признала за ка­ноническими и неканоническими книгами одинаковую степень богодухновенности. Православная Церковь чуж­да подобных крайностей. Богодухновенными признают­ся только канонические книги Библии. Примечатель­но, что все утверждения сектантов об отсутствии у них Предания о чистоте их учения — совершенно беспоч­венны. У сектантов есть свои обряды: водное креще­ние, хлебопреломление с омовением ног, бракосочета­ние, елееосвящение, рукоположение97, которые совер­шаются по своему чину, гораздо более превосходящему все описанное в Писании.

Собрания пятидесятников также проводятся по опре­деленным канонам, от которых они стараются не от­ступать. И только малознакомому со строем жизни их общины может показаться, что у них действительно многое совершается так, как это написано в Библии. Все «недосказанное» в Писании сектанты «доработали» сами, создав, таким образом, свое предание, которое свято исполняют их идейные последователи и отступ­ление от коего грозит отлучением.

Где, например, написано, что в Апостольские време­на за брак с неверующими отлучали от Церкви? На­против, нам известно, что неверующий муж освящает­ся верующей женой. «И жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7, 14). Однако в среде пятидесятников-федотовцев господствует именно такое учение. Только общины, входящие в Объединенный Евразийский Союз Христиан Веры Евангельской, в крайнем случае могут пойти на уступку.

Как видим, совершенно необоснованны претензии сектантов, утверждающих, что они руководствуются ис­ключительно Словом Божиим, напротив, отвергнув ис­тинное Предание Церкви, они выдумали свое — лож­ное, в свете (правильнее — «во тьме») которого и тол­куют Писание, лишая себя при этом истинного его понимания.

Из поколения в поколение пятидесятники навязыва­ют свою трактовку смысла и целей Апостольской Цер­кви, подлаживая под свое учение свидетельства Писа­ния. Писание для сектантов вторично: оно лишь до­полняет то, чему они научены, что им передали их наставники. Здесь проявляется вся ложность утвержде­ния об отсутствии предания у сектантов, оно у них есть, но это предание неистинное98.

Пятидесятники утверждают, что начиная с IV века Церковь Христова исказила свои основные вероучительные истины. Неосновательность подобных утверж­дений очевидна. Из сохранившихся до наших дней творений Отцов и учителей Церкви II и III веков яс­но прослеживается твердое следование духу и букве Священного Предания в Церкви.

Из книги священника Игоря Ефимова. СОВРЕМЕННОЕ ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ СЕКТАНТСТВА.

В нач. XIX в. под влиянием реакции в сторону религиозного чувства и против рационализма в Германии возникла мысль о восстановлении церковной организации первых времен протестантства с объединением в одно целое не только разных партий в лютеранстве, но и реформатов, последователей Кальвина и Цвингли, под именем церкви евангелической (Evangelische Kirche). Эта мысль нашла себе сильных поборников в лице нескольких знаменитых богословов (Шлейермахера, де-Ветте и др.), а главное — в лице короля прусского, Фридриха-Вильгельма III. В 1817 г., в трехсотлетнюю годовщину реформации, в разных местах Германии, особенно в Пруссии, последовало соединение лютеран с реформатами под именем протестантской унии. Несмотря, однако, на авторитет верховной власти и на усилия суперинтендентов и консисторий, это направление не нашло себе общего признания. В силу основного принципа протестантства — принципа свободы исследования веры — в недрах Е. церкви не прекращалась и не прекращается борьба различных взглядов на источники и состав церковного учения. Ортодоксалы настаивают на важности различий между лютеранством и реформатством, особенно в учении о таинствах вообще и в частности о евхаристии, а также на необходимости внешнего авторитета, общеобязательного для верующих, причем одни («старолютеране») довольствуются авторитетом символических книг первой эпохи лютеранства, другие («новолютеране») учат о необходимости, кроме того, авторитета церкви и пастырей. Главными сторонниками эта партия имеет деревенских пасторов. Она отличается примирительным направлением по отношению к католичеству и старается над проповедью церковною возвысить внешний культ и таинства. Прямую противуположность ортодоксалам составляют свободномыслящие богословы, или так назыв. субъективисты, представители спекулятивного богословия, девиз которых — возможно большее сближение с современною наукою, безусловная самостоятельность в религиозных воззрениях. Несмотря, однако, на блестящие успехи научного богословия в Германии, господствующую партию в Е. церкви образуют доселе приверженцы унии и т. н. посредствующего богословия, которые домогаются объединения лютеран с реформатами, то под условием полного отрицания отдельных символов каждого из этих исповеданий на одинаково для всех авторитетной почве учения чисто евангельского, то с сохранением этих символов в смысле полного единения лишь в богослужении и жизни (См. Догматика). После 1848 г. уния подверглась было гонению со стороны прусского правительства; но затем в 1855 и 1857 гг. были разрешены «собрания евангелических христиан Германии и других стран», на которых присутствовали не только лютеране, но и реформаты всех протестантских стран и даже свободномыслящие. На сторону Ев. унии стали высшее церковное управление Голландии, многочисленные протестанты Франции (с Фр. Моно во главе) и Швейцарии (Мерль д’Обинье), так называемый евангелический союз в Англии (см.). Большое содействие унионистам в евангелической церкви оказал так наз. протестантский союз, основанный 20 сент. 1863 г. и имеющий задачей защиту протестантства, но протестантства обновленного, приведенного в согласие с идеями Евангелия, а также с просветительными началами современной образованности. Он отрицает все вероучительные формулы и символические книги как изобретения человеческие, без нужды стесняющие благочестие и богословскую науку, и требует, чтобы евангелическая церковь была Евангельскою, т. е. чтобы единственным ее основанием и предметом ее веры были лицо, дело и учение Иисуса Христа и осуществление этого учения в жизни. Другою силою, поддерживающею унионистскую партию в евангелической церкви, служит союз Густава Адольфа (см.). Что касается до организации Е. церкви в Пруссии, то в 1850 г. был учрежден «верховный совет евангелической церкви» (Evangelischer Ober-Kirchen-Rath), состоящий из десяти членов (семи духовных лиц и трех мирян). Одним из первых дел этого совета был проект учреждения синодов — окружных (Kreis-Synoden), провинциальных и генерального, целью которых было ослабить силу консисторий и суперинтендентов и сделать Е. церковь вполне народною. Осуществление этих проектов замедлилось на долгое время по причине почти общего ропота пасторов и консисторий, опасавшихся ограничения их господства над приходами. Только благодаря помощи «протест. союза» проекты окружных и провинциальных синодов были в 1873 г. утверждены королем (текст их см. в «Прав. Обозр.» 1868 г.). Пользуясь содействием «Союза» и во многом ему сочувствуя, «Совет» отказывался, однако, от полной солидарности с ним и, сдерживая ортодоксальную ревность консисторий, в то же время (в 1867 г.) высказывался за авторитет символических книг. Такая постановка дела не удовлетворила большинства членов Е. церкви. Шенкель, главный вождь унионистов, заявил, что уния возможна только под условием отрешения от всех частных вероисповедных признаков. С другой стороны, напр., все ганноверское духовенство было против Унии в каком бы то ни было виде. На многочисленных съездах и конференциях (1870—1880) постановлялись самые разнообразные решения, расходившиеся иногда с формулированными церковным советом воззрениями церкви. Как бы в ответ на это церковный совет решительно отверг право даже окружных синодов обсуждать вопросы церковного учения. В 1875 г. король прусский утвердил уложение о генеральном синоде Е. церкви, составляющем довершение нового устройства Е. церкви. Он состоит из 150 членов, избранных провинциальными синодами, из шести членов от богословских факультетов шести университетов, из генерал-суперинтендентов и 30 членов, назначенных короною. Одна треть членов состоит из духовных должностных лиц, другая треть — из светских лиц, принадлежащих к провинциальным синодам или общинным церковным советам. Все избранные должны иметь не менее 30 лет. Генеральный синод охраняет, вместе с правительством, церковь и ее единство, содействует развитию ее учреждений, соединяет учительское сословие и общины для совокупной деятельности в устроении церкви и в делах ее благотворительности, полагает границы провинциальной церковной самостоятельности и защищает ее в этих границах, содействует общению между прусскою церковью и другими частями еванг. церкви. Законы церковные, предлагаемые генеральным синодом, представляются на рассмотрение короля, который утверждает их не прежде, как по заявлении министра исповеданий, что с государственной точки зрения против них не может быть возражений. Генеральный синод имеет контроль над фондами и доходами, которыми управляет верховный церковный совет, и постановляет определения относительно введения и отмены сборов. Он созывается в обыкновенные собрания через каждые шесть лет, а в чрезвычайные — во всякое время по определению короля, от которого зависит и продолжительность собрания. Выбор синодального представительства и синодального совета производится генеральным синодом каждые 6 лет. Первое состоит из президента, вице-президента и пяти асессоров и составляет самостоятельную коллегию, заменяющую синод в промежутки между его сессиями, подготовляющую и применяющую его решения. Синодальный совет ежегодно созывается в Берлине, чтобы вместе с церковным советом рассуждать о делах церкви; он состоит из 17 членов, избираемых по три или по два от всех провинций. — Этим положением далеко не все остались довольны. Многие находили, что все осталось по-прежнему, так как министр, через которого делаются доклады королю, имеет право и не представлять доклада, другим не нравилось установленное новым порядком участие мирян в церковных делах; ортодоксалам день вообще новый порядок казался слишком либеральным. Положение 1875 г. о генеральном евангелическом синоде с подведомственными ему учреждениями составляет, однако, и теперь основание устройства Е. церкви. См. Nippold, «Handbuch der neuesten Kirchengeschichte seit der Restauration von 1814» (1867); «Schwarz, «Zur Geschichte der neuesten Theologie» (1856); Hundeshagen, «Der deutsche Protestantismus» (1854); Jörg, «Neueste Geschichte des Protestantismus» (1858); И. Осинин, «Письма о церк. состоянии Запада» («Христ. Чтение», 1862 и 1865 гг.); Кустодиев, «О совр. сост. церков. жизни за границей» («Христ. Чтение», 1870 г.) H. Марков, «Приход в Е. церкви Пруссия» (в журнале «Странник» 1887 г.). Повременные известия о церковной жизни в Германия см. в хронике журнала: «Чтения в Московск. обществе любителей духовного просвещения» за 1863—88 гг.

Евангельские христиане-баптисты – самая многочисленная протестантская деноминация в России и вторая по величине христианская конфессия нашей страны, наши церкви и общины имеются в городах и многих поселках нашей страны. Поэтому слово «баптист» не является чем-то новым и чуждым для российского гражданина. Сегодня в России проживает около 150.000 христиан-баптистов. Общая численность баптистов более 120 млн.человек, проживающих в 200 странах мира – это одна из самых крупных христианских конфессии в мире. Но, несмотря на все это, и сегодня многие спрашивают: «Кто такие баптисты? Какова их вера? Христиане ли они? Как относятся к окружающему миру? Кто может стать членом их церкви?

Формально христиане-баптисты ведут свою историю из Голландии, где в 1609 году возникла община людей, крестившихся по вере в сознательном возрасте и по личной вере. Все они были англичане. А в 1612 году первая община возникла и в Англии. В России евангельское пробуждение, приведшее к возникновению церкви евангельских христиан-баптистов, началось в середине 19 века одновременно на юге России, на Украине и в Санкт-Петербурге, в среде высших слоев аристократии.

Тем не менее, сказать, что баптизм возник в 17 веке, будет в корне не верно. Христиане-баптисты не придумали ничего нового, а только вернулись к принципам христианской веры, ясно изложенным в Священном Писании.

Что означает слово «баптист»?
Оно берет свое начало от греческого слова «баптизо», что значит крещение. Так, например Иоанн Креститель – предтеча Иисуса Христа – в греческом оригинале Святого Евангелия назван Иоанном Баптистом. Поэтому сегодня баптистами именуются верующие христиане, исповедующие крещение по вере.

Они убеждены на основании учения Библии, что водному крещению должна предшествовать личная вера крещаемого, иначе это святое таинство превратиться всего лишь в ничего не дающий и не значащий обряд. Сам Господь Иисус Христос, перед Своим вознесением, дал следующее наставление Своим ученикам – Апостолам: «Кто будет веровать и креститься спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Ев. от Марка 16:16). Само же крещение есть видимое выражения свершившейся внутренней перемены человека, его готовность и желание жить христианской жизнью, видимый знак его духовного соединения со Христом и Его Вселенской Церковью.

Чем отличаются евангельские христиане-баптисты от других христианских церквей?
Прежде всего, следует сказать, что у нее есть много общего с большинством христианских церквей. Мы – все христиане, и исповедуем Иисуса Христа как Сына Божия, верим в Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа. Мы верим, что Иисус Христос является единственным Спасителем и нет другого имени под небом, которым нам надлежало бы спастись. У нас один и тот же Символ Веры — Апостольский Символ Веры. И вообще у любых христиан, живущих по Писанию, есть сходство в поступках, сходство в образе жизни.

Если посмотреть на отличия, то все они связаны с тем, что наше вероучение полностью основывается только на Библии, канонических книгах Ветхого и Нового Заветов. Мы не отвергаем Предания как такового (пользуясь им для нашего назидания, укрепления веры и усовершения нашей духовной жизни), но не ставим его на один уровень со Священным Писанием, которое является руководством и каноном для нас. Правилом же для нашей повседневной жизни является Евангелие. Поэтому нас и называют Евангельские Христиане.

Движение евангельских христиан-баптистов – это возвращение к первохристианству, не в его начальном познании и мудрости, а в той простоте, искренности и чистоте веры, в которой пребывала Апостольская церковь. Именно поэтому мы совершаем крещение только над людьми в сознательном возрасте, которые уверовали во Христа. Кроме того, наши богослужения отличаются внешней простотой, для того, чтобы помпезностью обряда и внешней атрибутикой не заслонять общения человека с Живым Богом. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ев. от Иоан.4:24)

Признавая доктрину первородного греха, мы понимаем, что человек не может спастись ни через крещение, ни через добрые дела, ни через церковь, а только через личную веру в спасительную жертву Сына Божия – Иисуса Христа. Поэтому мы верим, в оправдание по вере: «Ибо благодать вы спасены через веру, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8-9) . Что касается добрых дел, то они являются плодом любви к Богу, проистекающей из веры в Евангелие Христа.

Мы убеждены на основании учения Нового Завета, что единственным посредником между Богом и человеком является Богочеловек Иисус Христос (1Тим.2:5) . Поэтому у нас нет нужды обращаться к каким-либо другим посредникам – святым угодникам, мученикам, подвижникам и Деве Марии.

Важным отличием также является принцип всеобщего священства, отсутствие деления членов церкви на духовенство и мирян. Всякий христианин в силу крещения получает и посвящение на служение. благодать Божия дается всем крещаемым по вере. Поэтому все члены могут играть активную роль в поместных церквях. Церкви избирают и призывают специальных служителей – диаконов, пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов, с последующем рукоположением.

Баптисты провозглашают принцип свободы совести. Человек ответственен за свои убеждения только перед Богом.

«Бог есть свобода и дает свободу – Он не принуждает Себя признать» — Бердяев Н.
Вот почему баптисты никогда никого не преследовали за убеждения и предпочитают быть наковальне, нежели молотом.

Вера определяется свободным выбором человека, а не навязывается государством Поэтому баптисты длительное время преследовались государственными церквями. Но церковь и государство принадлежат к разным мирам: Церковь – к небесному, вечному; государство – к земному, временному. Правители всегда стремились превратить Церковь в свое идеологическое учреждение, и всегда от этого было плохо и государству, и Церкви. Есть только один способ их благополучного существования: отделение церкви от государства.

Взаимоотношения Церкви Евангельских Христиан – Баптистов С Руской православной Церковью.
В 1994 году в Москве в Свято-Даниловом монастыре прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с председателем Союза евангельских христиан-баптистов России Петром Борисовичем Коновальчиком. Стороны договорились о дальнейшем сотрудничестве «На основе христианского взаимоуважения».

Взаимоотношения Церкви ЕХБ с государством
Председатель Союза ЕХБ России Коновальчик П.Б, является членом консультативного Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, куда входят также представители Православной, Католической и других Церквей и общин, зарегистрированных в России.

«Баптисты приобрели столь большой успех среди русского населения, каково и сравнимо не было у них раньше. Они отнюдь не использовали грубых приемов иных западных сектанских проповедников. Не опирают моральных призывов на доводы расчета, не используют шаблонные рекламы. Они поистине ищут смиренности, а евангельскую проповедь ведут для соотечественников на простом, доступном русском языке и при полной сознательной связи с современностью… И еще особенный поворот вопроса в том, что русские баптисты наши единокровные соплеменники, в обычной жизни это обычные русские люди.»
Александр Солженицын
(На Рождественских чтениях 21.01.1996 «Русская мысль» №4116)

Известные всему миру баптисты:
Это Джон Буньян, написавший книгу «Путешествие Пилигрима», которая вдохновила Александра Пушкина на создание стихотворения «странник». Это Джон Мильтон, великий английский поэт, классик мировой литературы, защитник демократических прав и свобод, автор поэмы «Потерянный и обретенный рай». Это Даниэль Дефо, автор знаменитого романа «Робинзон Крузо». Это Чарльз Сперджен – «король проповедников», которого слушал Чарльз Диккенс и другие знаменитости Англии. Это Мартин Лютер Кинг, лауреат Нобелевской премии, один из вдохновителей борьбы за гражданские права негров в США.

Может ли русский человек быть баптистом?
Бог сотворивший мир и все, что в нем не имеет национальной принадлежности. Иисус Христос умер на кресте Голгофы за грехи всех людей, в не зависимости от расы, цвета кожи или географического положения. Сама истина является наднациональной категорией. Поэтому русскому человеку верить в то, во что верили уже почти 2 тысячи лет самые разные люди, не просто возможно, но и вполне необходимо. К тому же у русского баптизма есть крепкие национальные корни, лежащие в народном неформальном богоискательстве, которое наряду с официальной церковью всегда присутствовало на русской земле. Да и сами баптистские принципы, отнюдь не чужды русской душе, а наоборот являются выражением ее глубоких сердечных чаяний. Еще великий русский классик Достоевский провозгласил: «…гибель народу без Слова Божия». Русские баптисты выступали и посей день выступают за то, чтобы в каждом доме верующего человека была читаемая им Библия, по которой он мог бы строить свою жизнь в обществе, на работе, в семье.

Как баптисты относятся к христианам других вероисповеданий?

Характерные черты христианина-баптиста:
1. Хороший, честный и усердный работник
2. Гражданин своего государства
3. Почитает устои семьи
4. Ежедневно читает Библию и старается ей следовать в своей повседневной жизни
5. Не имеет вредных привычек (курение, алкоголь и т.п.)

Как получить спасение во Христе (или краткое изложение смысла Евангельской вести):

Каждый человек является грешником и разделен с Богом.
«Потому что все согрешили и лишены славы Божией»
Рим.3:23

Бог возлюбил всех людей так, что отдал Сына Своего, чтобы он умер за наши грехи.
«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками»
Рим. 5:8

Смерть означает вечное отделение от Бога. Вечная жизнь приобретается через доверие Иисусу Христу
«Ибо возмездие за гех – смерть, а дар Божиц – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем»
Рим. 6:23

«Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Христа Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься»
Рим. 10:9

«Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется»
Рим. 10:13

Как баптисты относятся к христианам других исповеданий?
Баптисты убеждены, что спасает не принадлежность к какой-либо церкви, а только личная связь с Господом Иисусом Христом. Поэтому они не утверждают, что будущий рай будет только баптистским, и готовы уважать жизнь во Христе представителей других церквей. С церквями же, отрицающими апостольский символ веры, баптисты братского общения не имеют.

Каковы баптисты в окружающем их обществе?
Евангельские христиане-баптисты – законопослушные граждане, они совершают молитвы за начальствующих, прося у Бога благословения на их нелегкий труд. Являются хорошими и честными работниками на производстве. Почитают устои семьи. Не имеют вредных привычек (курение, алкоголь и т.д.). Стараются распространять спасительную весть Иисуса Христа везде, где бы они не находились, но не навязывая свою веру и убеждения.

Вклад евангельских христиан-баптистов в российскую культуру
Евангельское движение существует в России чуть более полутораста лет. Разумеется, о его вкладе в русскую культуру следует говорить с учетом этого временного фактора. Особо отметим, что евангельское христианство принесло в русские семьи Библии на русском языке. Библия превратилась из исключительно богослужебной священной книги в книгу настольную, наставляющую в повседневной жизни – в Книгу Жизни. Нравственные принципы Священного Писания превратились в образ жизнь. Интеграция доступной Библии на русском языке в семьи самого разного социального статуса расширяла общий кругозор даже тех, кто в силу обстоятельств не имел образования.

Евангелизация русской культуры – была и до сих пор является одной из задач Евангельского движения в России.

Отметим также трезвеннический характер самого бытия евангельских христиан-баптистов. Баптистские церкви внесли свой вклад в формирование русской трезвеннической культуры в целом: ее результата – крепкие браки, забота о детях и престарелых, больных, малоимущих, вежливость в общении, целомудрие и скромность.

В целом наши церкви объективно влияют на культуру «среднего класса» российских граждан, значение которых в жизни страны трудно переоценить.

Евангельские христиане — движение в христианстве, объединяющее церкви протестантского вероисповедания. Евангельские христиане исповедуют спасение только через веру в Иисуса Христа. Следствием такого спасения должна стать благочестивая жизнь всякого верующего. Единственным авторитетом в вопросах веры и практической жизни признают каноническую Библию. Движение Евангельских христиан называется так, сообразно со словами апостола Павла: «…только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне… слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую…» (Фил.1:27).

Исторически к движению евангельских христиан принято относить христианские группы, особенно преданные делу проповеди Евангелия. Движения идейно близкие современному евангельскому христианству появились задолго до Реформации и длительное время существовали параллельно с официальной церковью (Восточной Православной или Западной Католической) либо в качестве течений внутри нее, либо выделяясь в отдельные деноминации. Так, к евангельскому движению принадлежали европейские церкви вальденсов, нонконформистов, индепендентов, независимых, свободных и автономных церквей. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизма), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. В России во второй половине XIX века в движение евангельских христиан были вовлечены представители русской аристократии, преображенные силой Евангелия: гвардии полковник В.А.Пашков, графы М.М.Корф, А.П.Бобринский, княгини Е.И.Черткова, Н.Ф.Ливен, В.Ф.Гагарина и представители других знатных фамилий. Видным деятелем движения Евангельских Христиан в XX веке был И.С. Проханов.

В наши дни, как и прежде, Евангельские христиане главными своими задачами считают проповедь Евангелия, созидание Церкви Христовой и воспитание благочестивого характера последователей Христа.
Большинство союзов и объединений Евангельских Христиан входят в содружество ВСЕХ (Всероссийское Содружество Евангельских Христиан). Цель Содружества — объеденить евангельские союзы и объединения на добровольной основе для эффективного служения Тела Христова миру. Официальный сайт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *