Христианская конфессия

, вероисповедание. В расширительном смысле употребляется как синоним слова «религия». В более узком — обозначает направления или школы внутри религий, напр., суннизм и шиизм в исламе, талмудизм и караимство в иудаизме, хинаяна и махаяна в буддизме. В нек-рых случаях К. называют также основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм, несторианство, монофизитство, однако в терминологически строгом употреблении словом «конфессия» могут быть названы любые христ. общины, именующие себя церквами и исповедующие различные вероучения, даже если расхождения между ними касаются единичных положений. Так, напр., лютеранские, пресвитерианские, евангелические и др. церкви, объединяемые принадлежностью к протестантизму, представляют собой разные христ. К. В большинстве случаев вероучительные расхождения между христ. общинами влекут за собой разрыв евхаристического общения или не позволяют такое общение установить.

С правосл. т. зр. полнотой церковности обладает лишь правосл. Церковь, тождественная единой, святой, соборной и апостольской Церкви, о к-рой говорится в Никео-Константинопольском Символе веры (381). Вопрос об отношении к этой Церкви различных христ. К. и о мере их церковности представляет собой сложную и отчасти дискуссионную даже в рамках правосл. богословия проблему (см. ст. Границы Церкви).

Термин «конфессия» вошел в употребление в связи с возникновением и последующим дроблением протестантизма, поскольку «исповеданием» (нем. Konfession; франц., англ. confession) часто называли символические книги, излагающие доктрину того или иного протестант. течения, напр. «Аугсбургское исповедание» 1530 г., «Галликанское исповедение» 1559 г., «Вестминстерское исповедание» 1647 г.

В ряде случаев доктринальные расхождения между христ. К. выражаются в содержательных разночтениях в символе веры. Так, напр., католицизм от православия помимо прочего отличает добавление к Символу выражения «и от Сына» (Filioque) в предложении, где речь идет об исхождении Св. Духа от Отца. В др. случаях вероучительные расхождения между К. не отражаются в символах веры, напр., старокатолич. церкви, являясь самостоятельными К., используют те же символы, что и католики, но не признают изменения, к-рым подверглось католич. вероучение на Ватиканском I Соборе, в частности отвергают учение о папской непогрешимости.

Центр тяжести при различении К., появляющихся в результате разделений общин верующих, лежит в вероучительной области. Разрыв евхаристического общения вслед. раскола, причиной к-рого могут быть обрядовые, канонические, политические и прочие не вероучительные по сути конфликты, не дает оснований для того, чтобы квалифицировать возникающие в результате новые религ. общины как К., поэтому, напр., ни обновленчество, ни автокефалистский раскол на Украине, ни старообрядчество не представляют собой отдельных К. Вместе с тем установление евхаристического общения в рамках экуменического движения, к-рое имеет место между разными протестант. общинами, не приводит к исчезновению конфессиональных различий между ними.

В практикие православной Церкви, в частности РПЦ, различают К. и секты. В Российской империи секты отличали от вероисповеданий, т. е. от К., по социологическому (относительная малочисленность приверженцев) и, главное, по юридическому фактору — нелегальный статус соответствующих религ. общин. В наст. время это различие проводится в основном по доктринальным основаниям ввиду радикального расхождения доктрин сект с вероучением, исповедуемым большинством К. той религии, принадлежность к к-рой декларируется приверженцами секты. Напр., в РПЦ сектами называются общины адвентистов, пятидесятников, Иеговы свидетелей, мормонов, молокан, хлыстов, в то время как баптизм, в Российской империи квалифицировавшийся как секта, ныне принято считать К.

К. следует отличать также от деноминаций, к-рые выделяются как по конфессиональному, так и по юрисдикционному принципу. Напр., на территории США существует большое число правосл. деноминаций в силу их принадлежности к разным Поместным Церквам, при этом между ними нет конфессиональных различий, и большинство из них поддерживают между собой каноническое и евхаристическое общение.

Лит.: Пучков П. И., Казьмина О. Е. Религии современного мира. М., 1997; Тишков В. А. Этническое и религиозное многообразие — основа стабильности и развития российского общества: Статьи и интервью. М., 2008.

Прот. Владислав Цыпин

Главная / Социальная сфера / Религия

Современный Витебск – поликонфессиональный город, в котором на протяжении долгих столетий мирно уживаются представители различных религий и национальностей.

На сегодняшний день в городе зарегистрировано 85 религиозных общин, представляющих 16 различных конфессий. Общая конфессиональная картина по городу может быть представлена в следующем виде:

Конфессиональная принадлежность общин

Число зарегистрированных общин

Белорусская Православная Церковь

Старообрядцы

Римско-Католическая церковь

Греко-Католическая церковь (Униаты)

Лютеранская Церковь

Евангельские Христиане Баптисты

Новоапостольская Церковь

Христиане Веры Евангельской

Христиане полного Евангелия

Адвентисты седьмого дня

Свидетели Иеговы

Иудаизм

Прогрессивный Иудаизм

Бахаи

Кришнаиты

Мормоны

В настоящий момент в городе располагается две епархии: Белорусская Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь, два областных религиозных объединения, два монастыря, пять братств, сестричество, духовная семинария, миссия.

Более половины имеющихся в городе общин относится к Белорусской Православной Церкви, их 48 или 56 % от числа зарегистрированных. Православие имеет на Витебщине давние традиции. До 1021 г. Витебск подчинялся напрямую Киеву, поэтому христианизация столицы древнерусского государства способствовала распространению православия и в нашем городе. После 1021 г., когда Витебск вошёл в состав Полоцкой земли, местные православные были подчинены полоцкому епископу. На протяжении долгих веков Витебск являлся исключительно православным городом. Однако в составе Великого Княжества Литовского, после подписания Кревской унии, Брестской церковной унии, широкого распространения протестантских течений и переселения евреев на белорусские земли этноконфессиональная обстановка в городе существенно изменилась. Со второй половины XVIII века, после того как Витебск вошёл в состав Российской Империи, православие вновь получило привилегированное положение, а количество церквей существенно увеличилось. Но в советские годы многие храмы были перестроены в жилые дома, музеи, клубы либо утрачены (в том числе в годы Великой Отечественной войны или в связи с перетрассировкой и расширением улиц). На протяжении долгого времени одной единственной уцелевшей и действующей православной церковью была Свято-Казанская (историко-культурное наследие: памятник архитектуры XVIII века, находится в составе Свято-Маркова мужского монастыря – главного форпоста православия в городе на протяжении многих веков).

10 мая 1992 года решением Синода Белорусской Православной Церкви были восстановлены границы Витебской православной епархии (http://vitprav.by/). Епархию возглавил Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий. Если в начале 1990-х гг. в городе существовало всего несколько церквей, то сейчас насчитывается 47 общин и 28 культовых зданий. Сейчас городские приходы находятся в составе Николаевского, Петропавловского, Алексеевского, Серафимовского благочиний. Кроме того, в городе действует два монастыря, Витебская духовная семинария, Витебское женское духовное училище.

Среди возрождённых в последние десятилетия православных святынь Витебска следует назвать Благовещенскую церковь – уникальный храм ХІІ века, Свято-Покровский и Свято-Успенский кафедральные соборы, Воскресенскую церковь, которые поспособствовали возращению прежнего архитектурного облика древнего города.

Второй по количеству прихожан в Витебске является Римско-Католическая Церковь. Проникновение католицизма на восточнославянские земли началось в связи с активным развитием торговли по Двине и долговременным пребыванием в городе немецких купцов. Существенное увеличение католиков пришлось на конец ХIV века, когда бывший князь витебский Ягайло подписал Кревскую унию и стал основателем польской династии Ягеллонов. С того времени католицизм стал традиционной для города конфессией.

13 октября 1999 года Римский папа Иоанн Павел II издал буллу «Ad aptius consulendum», которой учредил Витебскую католическую епархию(http://catholicnews.by/topics/use-naviny/u-dy-yatse-zii/ ), выделив её из Минско-Могилёвского архидиоцеза. В настоящий момент епископом витебским является Олег Буткевич, назначенный на кафедру Папой Римским Франциском в ноябре 2013 г.

Роль Кафедрального собора РКЦ в Витебске до июня 2011 года исполнял Собор Святой Барбары в Витебске (памятник архитектуры ХVIII века). 18 июня 2011 года епископская кафедра была торжественно перенесена во вновь построенный витебский Собор Иисуса Милосердного.

Традиционной для Витебска является и древлеправосланая религия, которую исповедуют потомки переселенцев из России, где в первой половине XVII в. произошла реформа Русской православной церкви. Она расколола общество на тех, кто поддержал изменения, и на тех, кто отказался. Последних стали называть староверами. Против них развернулись гонения, которые побудили многих к эмиграции. Значительная часть тех, кто не принял церковную реформу, переселились в отделённые части России или в соседнее Великое Княжество Литовское, известное на тот момент своей религиозной толерантностью. Витебск стал одним из крупных центров компактного проживания староверов. На сегодняшний день в городе имеется две древлеправославные общины, располагающие собственными культовыми зданиями (одно из них на завершающей стадии строительства).

Имеется в городе две греко-католические (униатские) общины. Униаты в Беларуси появились после Брестской церковной унии 1596 г. В ХVIII веке большая часть жителей Беларуси исповедовала именно униатство. 12 февраля 1839 года в Полоцке собрался собор во главе с греко-католическими епископами Иосифом Семашко, Антонием Зубко и Василием Лужинским. Собор высказался за присоединение белорусских епархий к православной церкви, после чего все униаты Беларуси стали вновь православными. В настоящее время униатская церковь вновь возродилась, но не имеет большого числа прихожан.

В городе действуют две иудейские общины. Одна из них относится к чистому иудаизму, вторая – к прогрессивному иудаизму (модернистское течение). Традиции развития иудаизма в г. Витебске также имеют давние корни. Ещё в ХІХ веке в городе имелось множество синагог и иных культовых зданий местного еврейского населения. Это было обусловлено тем, что белорусские города почти наполовину состояли из евреев, которым долгое время было запрещено селиться вне белорусских и украинских губерний. Но после массового уничтожения еврейского населения немецко-фашистскими захватчиками, а также в результате миграции евреев в образованное еврейское государство Израиль, число представителей этой национальности в Витебске, как и число адептов иудаизма, существенно сократилось. Сейчас в городе действует синагога «Шатёр Давида» по ул. Грибоедова.

Широкое распространение в городе получили и протестантские течения. Первые протестанты в Витебске появились ещё в ХVI веке. В настоящий момент в городе зарегистрирована 21 протестантская община, которые имеют 10 культовых зданий, включая памятник архитектуры ХVIII века по ул. Чайковского, д. 6.

Потенциал религиозных организаций широко используется в работе по улучшению демографической ситуации, профилактике и лечению алкогольной, наркотической зависимости, развитию туризма и патриотическому воспитанию, созданию в обществе атмосферы взаимопонимания и терпимости. Религиозные организации активно проводят благотворительную и просветительскую деятельность на территории города.

28.08.2020

Мирная акция протеста у Красного костела в Минске

Представители разных религиозных конфессий в Беларуси, прежде всего православные и католики, не остаются в стороне от происходящего. Поддерживают ли они протесты и как реагирует на это Лукашенко?

Костел святого Симеона и святой Елены (или Красный костел) — один из архитектурных памятников и духовных символов Минска. В начале ХХ века безутешный отец возвел этот храм в память о своих умерших детях. Начиная с 9 августа, после выборов президента страны, у здания этого католического храма, который находится на площади Независимости, практически ежедневно проходят акции протеста против Александра Лукашенко.

Совместная молитва в Красном костеле

На фоне жестких столкновений силовиков с демонстрантами и массовых задержаний, в Красном костеле состоялась совместная молитва за мир представителей различных христианских конфессий, иудеев и мусульман. Всего в Беларуси существует 25 религиозных конфессий. Около 80 процентов верующих относят себя к православным, 15 процентов считают себя католиками. Во время совместной молитвы верующие выступили за диалог общества и власти, осудили насилие и призвали к миру.

Но их призыв не был услышан властями — 27 августа мирная акция у стен костела святого Симеона и святой Елены закончилась массовыми задержаниями. А накануне во время разгона протестующих силовики блокировали вход и выход из костела — запертыми в храме оказались несколько десятков человек.

О недопустимости и незаконности подобных действий заявил после этого инцидента генеральный викарий Минско-Могилевского архидиоцеза епископ Юрий Касабуцкий: «Запрещение входа и выхода людей противоречит праву граждан на свободу совести и религии, гарантированному Конституцией Республики Беларусь, оскорбляет чувства верующих и выходит за рамки законов человека и Бога».

Такой же точки зрения придерживается и митрополит Минско-Могилевский, архиепископ Тадеуш Кондрусевич: «Эти и подобные действия сотрудников силовых структур не способствуют снятию напряженности ради скорейшего восстановления мира и согласия в белорусском обществе в то время, как католическая церковь призывает к примирению и диалогу».

Что думают о протестах католики в Беларуси

Тадеуш Кондрусевич не раз призывал положить конец насилию и приглашал стороны конфликта сесть за стол переговоров. 19 августа Кондрусевич молился у стен изолятора на улице Окрестина в Минске, где с задержанными, по словам правозащитников, обращались особенно жестоко. Он встречался и с министром внутренних дел Беларуси Юрием Караевым. Во время этой встречи архиепископ выразил обеспокоенность сложной социально-политической ситуацией в стране и действиями правоохранительных органов. Караев же сказал, что не отдавал приказ силовикам о применении насилия против демонстрантов и сочувствует потерпевшим.

Участники акции протеста собрались у здания Красного костела в Минске

«То, что сегодня происходит в Беларуси, очень тревожит Святой престол. Папа римский призвал к справедливости, миру, решению возникших вопросов путем диалога и поиска взаимопонимания», — заявил в свою очередь пресс-секретарь Конференции католических епископов в Беларуси Юрий Санько.

Во время акций протеста католические священники старались своим присутствием сдержать насилие на улицах белорусских городов. В Гродно и Жодино они вставали между силовиками и протестующими, а двери храмов оставались открытыми для всех.

По словам Юрия Санько, Римско-католическая церковь в Беларуси никогда не станет на ту или иную сторону, но всегда будет говорить правду: «Сегодня, объективно, правда на стороне народа. Была пролита невинная кровь. Важно отношение к этому нас как христиан: или мы принимаем и спокойно относимся к тому, что происходит, или все-таки хотим справедливости».

Реакция православной церкви в Беларуси на протесты

Свою позицию в связи с нынешними событиями в стране выразили и представители Белорусской православной церкви (БПЦ), которая подчиняется Московскому патриархату Русской православной церкви (РПЦ). «Белорусская православная церковь не раз высказывалась по поводу ситуации в стране, — говорит заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества, протоиерей Александр Шимбалёв. — Так, еще до президентских выборов митрополит Павел опубликовал обращение к гражданам Беларуси. А после 9 августа также были заявления патриаршего экзарха, Синода, нашего отдела».

Назначение нового митрополита, главы БПЦ

Церковь осуждает любое насилие, жестокость, призывает к мирному решению проблем, которые возникли в белорусском обществе, подчеркивает Шимбалёв. Это же звучит и ежедневных молитвах, и в общении с верующими: «Мы постоянно говорим с людьми, оказываем помощь пострадавшим, священники приезжали в больницы и СИЗО».

С людьми, которые пострадали во время акций протеста и от избиений в СИЗО, встречался в одной из больниц Минска теперь уже бывший глава БПЦ, патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел. В одном из своих выступлений он обратился к президенту Лукашенко: «Прошу Александра Григорьевича Лукашенко, который является гарантом конституции нашей страны, сделать все возможное, чтобы остановить насилие».

После обращения митрополита Павла к Лукашенко Священный Синод Русской православной церкви назначил другого главу БПЦ. Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин в своем первом выступлении на этой должности отметил, что скорбные события в стране произошли от того, что сердца белорусов «склонились в недобрую сторону».

Как Лукашенко ответил духовенству

Между тем заявления Белорусской православной церкви и Римско-католической церкви в Беларуси не остались не замеченными президентом Александром Лукашенко. 22 августа на митинге в Гродно он призвал представителей различных конфессий не вмешиваться в вопросы политики, «остепениться и заняться своим делом». «Меня удивляет позиция наших конфессий. Дорогие мои священнослужители, остепенитесь и займитесь своим делом. Церкви, костелы — не для политики, — заявил Лукашенко. — Не идите на поводу у отщепенцев. Вам будет стыдно и позорно за то, какую вы, некоторые, позицию занимаете сейчас. И государство с безразличием смотреть на это не будет».

Протесты в Беларуси после выборов президента: как это было Начало протестов

После закрытия избирательных участков 9 августа тысячи белорусов вышли на улицы Минска и других городов, чтобы выразить свой протест. На тот момент были озвучены результаты официального экзитпола, согласно которым Александр Лукашенко набирал около 80% голосов, его главный соперник Светлана Тихановская — около 7%.

Протесты в Беларуси после выборов президента: как это было Первые задержания

К избирательным участкам стояли огромные очереди. Проголосовать успели не все. После закрытия в 20 часов у некоторых участков люди остались и требовали вывесить итоговые протоколы. Прошли первые задержания сотрудниками ОМОНа.

Протесты в Беларуси после выборов президента: как это было Стихийные акции

Массовые акции протеста начались к 21 часу по местному времени. В Минске главные здания и площади были заранее оцеплены силовиками и перегорожены военной техникой. Были закрыты центральные станции метро. Протесты проходили стихийно и в разных точках города.

Протесты в Беларуси после выборов президента: как это было Точки сбора протестующих

Основным местом протеста в Минске стал проспект Победителей, с расположенной на нем стелой «Минск — город герой», а также пересекающаяся с проспектом центральная улица Немига. По разным оценкам, там собралось до 5000 жителей столицы. В других городах народ протестовал на центральных площадях.

Протесты в Беларуси после выборов президента: как это было Жажда перемен

У многих протестующих в руках были исторические бело-красно-белые флаги. Звучали лозунги: «Уходи», «Свободу», «Милиция с народом» и песня Цоя «Перемен». Проезжавшие мимо автомобили сигналили протестующим, выражая поддержку. Фонарики на мобильных телефонах превратились в море огней.

Протесты в Беларуси после выборов президента: как это было Призывы к миру

Ночные протесты прошли не только в столице, но и во всех областных центрах — Бресте, Гродно, Витебске, Могилеве, Гомеле, а также небольших городах, в частности, в Новополоцке, Солигорске, Барановичах, Лиде, Жодино, Кобрине, Волковыске, Слониме, Полоцке, Бобруйске, Молодечно. Люди обращались к ОМОНу с призывом опустить щиты и перейти на их сторону.

Протесты в Беларуси после выборов президента: как это было Начало разгона и применение спецсредств

После 22 часов в Минске началась «зачистка». Шеренги бойцов ОМОНа со щитами двигались навстречу друг другу, вытесняя протестующих с улиц и площадей. Не обошлось без столкновений с ОМОНом. Во время разгона акций протеста силовики использовали против участников протестов светошумовые гранаты, петарды, резиновые пули, водометы. В СМИ были и сообщения о применении слезоточивого газа.

Протесты в Беларуси после выборов президента: как это было Баррикады на дорогах и пострадавшие

На проспекте Победителей протестующие соорудили баррикады из мусорных контейнеров, чтобы перегородить дорогу. По данным МВД, в ходе столкновений за сутки пострадали более 50 граждан и 39 силовиков. Правозащитный центр «Весна» также сообщил об одном погибшем из-за наезда спецтехники. Эту информацию МВД опровергло. Одно видео в соцсетях показывает, как автозак сбивает протестующего в Минске.

Протесты в Беларуси после выборов президента: как это было Обвинение в массовых беспорядках

К часу ночи по белорусскому времени милиция в Минске взяла ситуацию под контроль. По данным МВД Беларуси на 10 августа, всего было задержано около 3000 человек, около 1000 в столице и более 2000 в других регионах республики. Их обвиняют в массовых беспорядках и насилии в отношении милиции.

Протесты в Беларуси после выборов президента: как это было Градус насилия вырос

В ночь на 11 августа протесты продолжились, став более ожесточенными. В Минске появилась военная техника, ранее не использовавшаяся для разгона демонстраций в Беларуси. На фото и видео с места событий видно, что протестующие пускают в ход «коктейли Молотова». А силовики забрасывают движущийся автомобиль светошумовыми гранатами, после чего водитель жмет на газ и врезается в группу омоновцев.

Протесты в Беларуси после выборов президента: как это было Первые жертвы

10 августа на улице Притыцкого в Минске произошел взрыв, в результате которого погиб один из протестующих. По версии МВД Беларуси, в руках мужчины сдетонировало взрывное устройство, которое он хотел бросить в сотрудников милиции. В то же время авторы Telegram-канала «Беларусь головного мозга», считают, что мужчина мог погибнуть после того, как силовики бросили ему под ноги свето-шумовую гранату.

Протесты в Беларуси после выборов президента: как это было Протесты продолжаются

В ночь на 12 августа граждане страны вышли на акции протеста в 25 городах. По данным Минздрава, за прошедшую ночь пострадал 51 участник протестов и 14 представителей милиции и внутренних войск. Следственными органами возбуждено 17 уголовных дел.

Протесты в Беларуси после выборов президента: как это было Дневные акции мирного протеста

У Комаровского рынка в Минске днем 12 августа 250 девушек с розами в руках выстроились в цепь — в знак солидарности с теми, кто в эти дни пострадал от насилия. Вскоре появилась милиция и через громкоговоритель потребовала разойтись, предупредив об «установленной законом ответственности». Девушки кричали «Позор!», положили цветы на землю и разошлись. Такие же акции прошли в других городах страны.

Протесты в Беларуси после выборов президента: как это было Алексиевич призвала Лукашенко уйти в отставку

Вечером 12 августа в разных городах страны опять проходили акции протеста, на этот раз завершившиеся без жестких столкновений с силовиками. По данным МВД, за сутки задержаны еще 700 человек. В Гомеле после задержания скончался 25-летний парень. Несколько телеведущих написали заявления об увольнении с государственного ТВ, а Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич призвала Лукашенко уйти в отставку.

Протесты в Беларуси после выборов президента: как это было Задержанных начали выпускать на свободу

Ночь с 13 на 14 августа впервые прошла без применения насилия к протестующим. Из Центра изоляции правонарушений ГУВД Мингорисполкома, известного в Минске как «Окрестина», начали выпускать задержанных на акциях протеста. Многие из них рассказывали о пытках, переполненных камерах, жаловались на голод и жажду. Кому-то требовалась медицинская помощь.

Протесты в Беларуси после выборов президента: как это было Жесткий ответ протестующим

Нынешние президентские выборы стали шестыми по счету в истории современной Беларуси — самыми напряженными и беспрецедентными по жесткости разгона протестов, как отмечают наблюдатели.

Реферат

по дисциплине: Религиоведение

На тему: История христианства

Введение

1. Основные направления христианства

1.1 Католицизм

1.2 Протестантизм

1.3 Православие и основные положения христианства

2. Социальные истоки христианства

2.1 Религиозные истоки христианства

2.2 Философские истоки

2.3 Социально-политическая ситуация и ее влияние на христианство

3. Церковь в 30-150 гг. н.э.

3.1 «Демократия духа” и идея Царствия Небесного

3.2 Идея последовательного хода истории

3.3 Представление об обществе и государстве и отношение к ним в Апокалипсисе

3.4 Представление об обществе и государстве и отношение к ним в Евангелиях

3.5 Отношение государства к Церкви

4. Дальнейшее развитие ранней Церкви 150- 325 гг.

5. Крещение князя Владимира

5.1 Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви

Список используемой литературы

Введение

Христианство – (от греческого слова греч. Χριστός – christos – «помазанник», «Мессия») религия созданная учением Иисуса Христа и основанные на нем формы организации общественной религиозной жизни.

Христианство зародилось в I в. н.э. в Палестине. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению – иудеями. Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов, уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан – Библия включала как собственно христианские произведения образовавшие Новый Завет, так и священные книги последователей иудаизма – Ветхий завет.

В раннем христианстве, мы имеем дело с иными формами отражения политической и правовой действительности – такими как разного рода представлениями, чувствами, верованиями, настроения, мнениями и т.д. Более того, любые идеи, учения возникают, если их субъект находится в определенном взаимодействии с их объектом. С этой точки зрения, если мы взглянем на христиан 30-х годов первого века, которые духовно вообще никак не были связаны с внешним миром, государством, то придем к выводу, что раннехристианских политико-правовых учений в это время и быть не могло. А ведь это и есть раннее христианство! Конечно, позже, ближе к началу 5 века они появляются: в творчестве Августина, например, но ведь это происходит только тогда, когда христианство становиться государственной религией и, собственно, перестает быть тем христианством, при котором император был для последователей Церкви Антихристом.

Итак, получается, что нам необходимо осветить процесс медленного формирования политико-правовых идей раннего христианства, который происходил параллельно с развитием самого христианства. При этом, по нашему мнению, раннее христианство прекращает существование в 325 году, когда христианство становится государственной религией. Если не раньше: признаемся, у нас возникли некоторые трудности с точным определением периода времени, на протяжении которого христианство можно называть ранним. (Интересно заметить, что исследователи этой проблемы либо избегают называть точные даты, либо сильно расходятся в своих мнениях по этому вопросу.) Выяснилось, что христианская религия носила более или менее неизменный характер лишь в первом веке своего существования – далее наблюдается быстрая ее трансформация, и, следовательно, изменение ее идей. При таком подходе ранним можно назвать христианство лишь первого века своего существования. Так или иначе, мы исследуем развитие раннехристианских идей на протяжении трех веков- до 325 года- и не ошибемся.

Этим тема представляет немалый интерес. Одной из причин выбора этой темы послужило элементарное чувство удивления, возникшего при сравнении раннего христианства и христианства, к примеру, средних веков. Грубо говоря, в них нет ничего общего, за исключением образа Христа. Как же могло произойти такое превращение учения о равенстве, справедливости, милосердии в доктрину «двух мечей”, инквизиции и т.п.!? Это удивление спровоцировало искреннее желание понять, разобраться в истоках, корнях христианского учения. Ведь с религией, которая подчинила себе римскую мировую религию и в течение 1800 лет господствовала над значительнейшей частью цивилизованного человечества, нельзя, по выражению Ф. Энгельса, разделаться, не рассмотрев ее происхождение и развитие. Другой причиной выбора темы можно считать стремление разобраться в современной социально-политической ситуации. В данный момент христианская церковь развивается форсированными темпами. По этому поводу в обществе витают разноречивые толки. Поговаривают, что церковь даже стремится к распространению влияния на государственную власть. Причем мнения сходны в одном – что это вопрос стоит достаточно остро. А ведь, как известно, чтобы дать ответ, необходимо целиком понять вопрос – в нашем случае изучить историю христианства с самого начала.

Осталось ответить на вопрос, насколько подробно эта проблема освещена в литературе. К сожалению, объективные оценки христианства начали появляться у нас в стране совсем недавно. До этого литература, выходившая в свет под эгидой научного атеизма в рамках идеологии, не могла преподнести читателю достаточно исчерпывающего обзора христианской религии. Этим объясняется наше обращение к трудам Ф. Энгельса, К. Каутского. Как ни странно, они проводят наиболее последовательное исследование данной проблемы.

Если говорить вообще о литературе по христианству, то ее очень много. Научное исследование христианства началось еще в 18 веке и продолжается до сих пор. Внимание на религию как на мощнейшее идеологическое средство государства вряд ли иссякнет, покуда будут продолжаться межгосударственные, межнациональные конфликты, развязанные на религиозной почве, покуда существует сама религия.

Прежде чем приступать к анализу основного вопроса, необходимо рассмотреть немаловажную проблему, связанную с социальными истоками христианства. Под социальными истоками христианства (понятием достаточно многозначным) мы понимаем те социальные явления (и духовные и материальные), которые оказали влияние на происхождение, развитие, становления христианской религии и, следовательно, основных ее идей.

1.1 Католицизм

В современном мире Римско-католическая церковь насчитывает более 900 млн. последовате­лей, что намного превышает число по­следователей других направлений христианства. Латинская традиция западного христианства известна как католическая (с греч. – универ­сальная) церковь, однако точнее использовать термин Римско-католическая церковь. Во главе этой церкви стоит римский папа – так с III – IV вв. стали называть себя епископы Рима. С VI в. этот термин закрепился за главой христианской общины «вечного города”, Рима, столицы ог­ромной империи. Римские епископы, называющие себя «наместниками Бога на земле”, поста­вили себя в привилегированное положение, претендуя на почетное (по преданию, церковь Рима была основана апостолами Петром и Павлом) и юридическое (как церковь столицы империи) первенство среди всех христианских церквей.

Термин «латинский” подчеркивает, что использование латыни в качестве официального языка Западной Римской империи определило связанность истории этой христианской традиции с историей народов и государств Западной Европы. Латинская традиция западного христианства прослеживается примерно с IV в.

Становление латинской традиции шло одновременно с процессами разделения Римской империи на Западную и Восточную и упадком императорской власти на западе. В ранее едином христианстве с IV –V вв., как мы уже говорили, начали обособляться два направления: запад­ное (латинское) и восточное (греко-православное). Формальное разделение произошло в 1054 г., когда римский папа Лев IX и византийский патриарх Михаил Керулларий, отказавшийся при­знать притязания Рима на верховенство над греческой церковью, наложили друг на друга анафему.

1.2 Протестантизм

Протестантизм – одно из трех основных направлений христианства, возникшее в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации. В 1529 г. группа глав небольших государственных образований (преимущественно германских земель) и представителей свободных городов, участвовавших в работе имперского сейма в г. Шпейере, где большинство делегатов составляли католики, выступила с официальной протестацией против сейма, направленной на пресечение движений за реформу Римско-католической церкви.

Северная, или протестантская, традиция западного христианства – это традиция национальная, местная, локальная. Среди лидеров ранней Реформации XVI в. центральное место занимает католический священник, профессор теологии в Виттенбергском университете Мартин Лютер (1483 – 1543), который в 1517г. обнародовал 95 тезисов обосновавших необходимость реформ в Римско-католической церкви. От критики практиковавшейся церковью продажи ин­дульгенций Лютер перешел к критике основ католического вероучения и папства и изложению принципов, на которых должна строиться реформированная христианская церковь. В ответ на обвинение его в ереси Лютер публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Он стал вождем религиозной оппозиции в Германии. Идеологом и вождем швейцарских реформаторов раннего периода был священник У.Цвингли (1484 – 1531), выступивший со своими тезисами принципов реформ Римско-католической церкви. Цвингли относился к более радикальному крылу Реформации, последовательно реализуя в руководимой им церкви принцип самоуправляемости, избрания и смещения церковнослужителей на общем собрании всех членов общины.

Еще более радикальным вождем крестьянско-плебейского течения Реформации был Томас Мюнцер (1490 – 1525), казненный после разгрома руководимого им ополчения в ходе Крестьянской войны в Германии.

Реформация, вызвавшая раскол западного христианства, завершилась отказом от признания верховенства римского папы и от использования латинского языка в качестве единственного официально допускавшегося для религиозного общения языка. Если отличительной чертой католицизма является строго централизованная иерархическая церковь, то своеобразие протестантизма состоит в существовании множества различных независимых христианских движений, церквей, общин и сект, автономных в своей религиозной жизни. Это не исключает их объединения на национальном или международном уровне по принципу общей цели или одной деноминации.

Принципы, лежащие в основе протестантской традиции, способствовали активной разработке протестантскими теологами вопросов связанных с такими понятиями, как «откровение”, «вера”, «психология веры”. В век Просвещения протестантская теология оказала влияние на появление и развитие рационализма.

Многие протестантские церкви принимают активное участие в движении за объединение всех христианских конфессий. Это движение носит название экуменического (греч. «экумена” – мир, Вселенная) и имеет своей целью восстановление утраченного в период средневековья христиан­ского единства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *