Христианская цивилизация

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

Коммуникативная проблематика в христианской и новоевропейской культуре

В области теории и практики ораторского искусства Средневековье немного добавило к наследию античности.

Философские подходы к построению теории коммуникации

Вместе с тем в XIX в. появляются учения, критическая направленность которых расходится с общей линией на изучение коммуникативных аспектов человеческой жизни.

В современной коммуникативистике выделяется несколько конкретно-научных подходов к изучению коммуникации.

коммуникативная проблематика христианская концепция

Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза. ТК в первобытном обществе

Итак, в процессе развития формировались особые функции средств коммуникации, отличающие человека от других представителей животного мира. Речь становилась ведущим средством:

регуляции взаимодействия в виде: непосредственного побуждения к действию или его прекращению (принуждения и запрета); информирования о чем-то (убеждения); оценки, систематизации и организации ответных действий;

Возникновение человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад в коммуникативистике нередко называют «первая коммуникативная революция». Язык стал основным средством общения и передачи информации.

Письменность. Возникновение письменности, положившее начало переходу от словесной культуры к письменной, датируется приблизительно 3-м тысячелетием до н.э.

Россия вступила в «эру Гутенберга» через сто лет, при Иване Грозном, когда в 1564 г. в Москве И. Федоровым и П. Мстиславцем была напечатана первая книга на русском языке — «Апостол».

Промышленное производство книг повлекло за собой значительные социокультурные последствия. Во-первых, быстрый рост научной и образовательной сферы общества и увеличение доли грамотного населения.

Возникновение и развитие электронной коммуникации решало ряд проблем, связанных с передачей и получением сообщений, благодаря колоссально возросшим скорости и объема передаваемой на большие расстояния информации.

К 1901 г. Маркони удалось значительно увеличить дальность радиосвязи — он послал первое радиосообщение через Атлантический океан, используя для этого подвешенную к воздушному змею принимающую антенну длиной свыше 100 м.

Размещено на Allbest.ru

Отношения Соединённого Королевства с континентом в разные периоды отмечены стремлением объединиться, разочарованием, общим процветанием и скептицизмом. Были времена, когда глава британского кабинета, по сути возглавлял европейское сообщество наций:

«Европа может быть объединена только искренним желанием и горячой поддержкой подавляющего большинства всех людей во всех партиях, во всех свободолюбивых странах», — говорил Уинстон Черчилль после того, как был премьером и до того, как стал им снова..

«После Второй мировой войны Соединённое Королевство находилось в центре интеграционных процессов, — сказал брюссельский историк Николя Вершуэрен. — Черчилль выступал в Цюрихе в 1946 году, где он говорил о Соединённых Штатах Европы, о важности франко-германского примирения».

На военном пепелище 6 европейских стран учредили то, что потом стало Европейским сообществом. Британия дважды пыталась присоединиться в 1960-х годах — оба раза не позволили французы.

Президент Шарль де Голль считал, что англичане враждебно относятся к общеевропейской идее. Его преемник Жорж Помпиду открыл для Соединённого Королевства дверь в 1973 году.

На следущий год к власти пришли лейбористы и предложили провести референдум о членстве в ЕС. Премьер Гарольд Вильсон объявил результат:

«Британский народ чётко и недвусмысленно принял историческое решение о том, что Британия останется членом Европейского сообщества».

Европа готовилась ввести общую валюту, но Великобритания добилась для себя исключения, она сохранила больше самостоятельности, чем другие страны-члены.

«Европа стала двухскоростной, — продолжал историк. — Великобритания решила соблюдать не все правила, особенно европейской валютной системы. Соединённое Королевство отказалась от полного членства».

В 1980-х годах финансово-эконономические трудности заставили консервативного премьера рачительнее относиться деньгам, особенно к тем, что уплывают с острова. Европейские коллеги упрекали Маргарет Тэтчер в скупости.

«Британии не даёт денег! — воскликнула она. — Да мы на втором месте по размеру чистого вклада после Германии. Мы будем платить столько, сколько с нас причитается.»

«Железная леди» добилась возврата часть британского вклада в общий бюджет.

При её преемнике усилился интернационализм. Джон Мейджор приблизил Великобританию к Европе с помощью Маастрихтского договора. В 90-е годы отношения между двумя сторонами Ла-Манша выглядели идиллическими. Под проливом был проложен тоннель, его открыла королева Елизавета II.

Она сказала по-французски: «Будем и дальше работать вместе на благо всего человечества».

В обе стороны ездило всё больше людей, процветали совместные проекта. Но в начале XXI века, когда в Евросоюз вступили восточноевропейские страны, с континента хлынули мигранты, воспользовавшись свободой передвижения. Усилению антиевропейских настроений способствавали также попытки создать конституцию для ЕС.

Но подорваны отношения были в 2016 году, когда прошёл референдум британском членстве. Он был обещан премьером Дэвидом Кэмероном ради победы тори на всеобщих выборах.

«Это трудный момент для обеих сторон, для Европейского Союза и Соединённого Королевства».

«Впервые государство-член решило покинуть нас».

Последние два высказывания сделали председатель Европарламента Мартин Шульц и сменивший его Антонио Таяни.

В современную эпоху Западная Европа постепенно претерпевает существенное изменение в своем религиозном показателе. Христианские принципы и убеждения оказывают слабое влияние на мировоззрение европейцев. В результате европейское христианство переживает как количественное уменьшение своей паствы, так и малое воздействие на тех, кто еще считает себя верующим. Данная тенденция не новая для христианского мира, однако, текущие темпы сокращения христианского мировоззрения вызывают опасение так как, в будущем христианская идентичность Европы может стать далекой историей, которую нам еще предстоит осмыслить. Поэтому в данной статье автор попытается проанализировать современное положение христианства в Западной Европе и увидеть перспективы его дальнейшего развития или постепенного упадка.

Чтобы понять современное положение христианства Западной Европы, нам необходимо немного коснуться истории становления протестантской мысли в Европе. Так, по мнению сторонников реформации, церковь отошла от первоначальных христианских взглядов, что и стало причиной пересмотра самого богословского учения католической церкви. Все это привело к протесту Мартина Лютера и к известным событиям, изменившим судьбы многих людей (стран). Но протестанты не смогли окончательно одержать «победу», так как Европа все же поставила во главу угла не ценности христианского мира, а ценность отдельного человека. Достаточно вспомнить идеи Л. Фейербаха, утверждавшего, что разум без религии может указать человеку путь нравственного поведения . Согласно мнению данного немецкого философа, для того чтобы вылечить «болезнь головы и сердца», к которым он относил и религиозную идеологию, необходимо решить проблемы «желудка». В итоге, как мы знаем, Европе все же удалось решить проблемы «желудка», но вот удалось ли решить проблему «головы и сердца»? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, но наблюдая за европейским обществом, мы видим, что мировоззрение индивидуализма (эгоизма) стало выше христианских принципов. Все, что хочет отдельно взятый человек, и если это не мешает другим (не нарушает светский закон), то это можно делать. В результате, невзирая на то, что такое мировоззрение идет в разрез с религиозными традициями, население европейского континента выбрало «новый стиль» жизни. Откуда такое мышление?

К началу ХIХ века промышленная революция охватила большую часть Европы, что привело к изменению не только экономики, но и сказывалось на всей жизни в целом. Происходило массовое переселение людей, искавших работу в индустриальных центрах. Эти переселения ослабляли традиционные связи между родственниками больших семей, в которых, как правило, были свои традиции и ценности, передаваемые из поколения в поколение. Отрываясь от истоков (корней) семьи, люди начинали относиться к своей жизни как к сугубо личному делу, что порождало индивидуализм. Интерес к собственному «я» стал распространяться также на философию и литературу. Многие верили, что обрести настоящее счастье можно было в поиске мудрости и познании окружающего мира, а религия только тормозить стремление людей к лучшей жизни. Под влиянием «нового» мировоззрения, церковь стала терять значительную часть своих прихожан. Чтобы удержать людей в вере (или привести еще «необращенных» в христианство), некоторые проповедники пытались упростить само христианство, и особое внимание уделяли вере в то, что люди способны сами преодолеть греховность своей природы без некого божественного вмешательства. Например, Шлейермахер считал, что нет концепции греховности человека . По его мнению, Иисус Христос явился не для того, чтобы искупить грехи людей, а чтобы стать учителем, то есть учить на Своем примере. Либеральная теология поставила во главу угла проблемы человека, а потом лишь волю Бога. Такой подход к религии изменил отношение к христианству, и оно перестало рассматриваться в качестве религиозного учения и начинает считаться нравственно-этическим. Таким образом, христианский мир Западной Европы пытался сделать процесс становления человека христианином как можно простым. В результате, если придерживаться либеральной точки зрения, чтобы считаться христианином, достаточно не быть иудеем или мусульманином, но придерживаться неких моральных принципов. Тут конечно вопрос очень дискуссионный: что такое мораль и может ли она быть свободна от религии?

Свобода, с одной стороны – это когда можно делать все, что дозволено законом, как утверждал еще французский философ Монтескье. С другой стороны, есть законы светские и морально-нравственные. С юриспруденцией все понятно, так как они прописаны в основных законах каждой страны, но вот что делать с моральной стороной, когда в современном мире каждый сам для себя определяет данные нормы (определения). Отсюда для одних некий поступок будет считаться нормальным образом жизни, а для других – отклонением (грехом). Например, гомосексуализм или эвтаназия – это ведь личный выбор свободного человека. Но что делать, если все это идет в разрез с христианской идеологией. Здесь возникают два пути: изменить себя по отношению к христианству или изменить христианство по отношению к себе. По всей видимости, в Западной Европе преобладает второй вариант. С одной стороны, либеральные ценности имеют очень много полезного и ценного для современного общества. Однако, с другой стороны, когда либерализм проникает в религию, то он ее немного искажает, а по сути, создает новую религию. Поэтому приспособление христианского богословия к современному миру искажает само христианство. Результат такого подхода – это пустующие церкви и постепенный упадок христианской цивилизации. Естественно, на этот процесс оказывают влияние и другие факторы, но данный, на наш взгляд, является очень важным.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что сейчас в Западной Европе люди все реже ходят в Церковь, а те, кто еще называют себя христианами, чаще следуют за либеральными ценностями, считая религиозные моральные принципы уже не современными. Христианство для многих жителей ЕС устарело и постепенно из религии превращается в культурную традицию. Европейцы еще идут в Церковь, но не для встречи с Богом, а потому что такова традиция (особенно это касается крупных религиозных праздников) . Постепенно «вымывается» религиозная основа из христианского мировоззрения. В итоге христианство из религии превращается в некий обряд, где нет ничего связанного с верой и образом жизни христианина. Более того, в некоторых странах ЕС начинают ограничивать права верующих. Например, во Франции местная власть запретила молиться в общественных местах Парижа. Конечно, данный закон был принят в первую очередь против большого количества мусульман, которые из-за нехватки мечетей, часто проводят молитвенные собрания прямо на улице. Но если следовать букве законе, то под него могут попасть любые христианские деноминации, которые захотят провести молитвенное служение в каком-нибудь общественном месте (например, на стадионе, в парке и т.д.). Однако, учитывая общий упадок христианства в ЕС, такой сценарий скорей всего маловероятен. Другой яркий пример, Швеция, где запретили в церкви осуждать гомосексуализм, называя его грехом. Христианам не рекомендуется публично цитировать слова из Библии, где гомосексуализм называется мерзостью, так как это может оскорблять человека с другой ориентацией. Однако подобное решение противоречит библейскому учению о семье и браке. Библия рассматривает гомосексуализм как грех (Лев. 18:22; 20:13). Если следовать словам апостола Павла, то люди, совершающие этот грех, «Царства Божия не наследуют» (1 Kop. 6:9-11). Поэтому, с точки зрения христианства, благословение «однополых браков» означает одобрение греховного искажения Божьего образа в человеке.

Стоит отметить, что либерализация христианства может привести к гибели самого христианского мира. Именно поэтому сейчас ислам в ЕС набирает силу, так как он в основном остается верен себе (невзирая на разные направления ислама). Учитывая все это, нам необходимо признать, что христианство постепенно покидает Европу. Либерализм подталкивает процесс дехристианизации Европы, когда исчезает чувство святости в Храме, чувство некой религиозности в европейском социуме и снижение числа прихожан во многих приходах, что в итоге приводит к закрытию Церквей. То, что когда-то казалось естественным в христианском мире, сейчас постепенно пересматривается (например: венчание в церкви однополых пар). Более того, в этом отношении Швеция пошла еще дальше, когда разрешила не только венчание однополых браков, но и рукополагать в сан священника людей с нетрадиционной ориентацией. Так в 2009 году в сан епископа Стокгольма была возведена 55-ти летняя Ева Брунне, которая стала первым в мире епископом женщиной с нетрадиционной ориентацией. Примечательно, что Ева Брунне проживает в однополом браке со священником (женщиной) и их отношения получили благословение церкви . Не удивительно, что при таком понимании христианства, ислам становится более привлекательным даже для коренных европейцев. Например, та же Ева Брунне в 2015 году предложила снять с церкви Стокгольма кресты и оборудовать молитвенные комнаты для мусульман, чтобы столица Швеции была интересна для представителей всех религий. Более того, находясь в Швеции, автору было весьма непривычно видеть рекламные буклеты местной церкви, где приглашались на венчание нетрадиционные пары. Но еще шокирующее для нашего менталитета выглядело официальное присутствие Лютеранской Шведской Церкви на ежегодном ЛГБТ — «параде», когда в общей колонне участников шли «верующие» или сочувствующие и несли большой плакат с названием своей церкви в поддержку данного мероприятия. При таком подходе, в той же Швеции, будет очень трудно найти истинного христианина, а не человека, считающего себя христианином. Таким образом, поддержка большего количества населения Европы легализации нетрадиционных сексуальных отношений (что противоречит христианской парадигме) говорит о том, что в ЕС формируется новая европейская идентичность, основанная уже не на христианских, а на либеральных ценностях.

С постепенным упадком христианской цивилизации в странах ЕС возникает вопрос, что делать с большим количеством пустующих церквей. Например, по данным журнала The Wall Street Journal англиканская церковь ежегодно закрывает около 20 храмов. В Дании приблизительно 200 церквей считаются заброшенными или редко посещаемыми. За последние 10 лет католическая церковь закрыла в Германии около 515 приходов. По оценкам католического духовенства Нидерландов, в течение ближайших 10 лет перестанет действовать две трети из 1600 приходов и скорей всего, в ближайшее время будут закрыты около 700 протестантских церквей . Негативный сценарий ожидает многие страны ЕС, так например, в Германии, где уже с 2000 года было закрыто более 400 католических и 100 протестантских церквей, в ближайшее время планируется закрыть около 700 католических храмов . Закат христианства в Западной Европе фиксируется и другими исследованиями. Например, Европейское Исследование Ценностей (EVS) еще в 2008 году провело исследование , которое показало низкий уровень религиозности не только по самооценке, но и по частоте посещения храмов. Тенденция уменьшения прихожан и закрытие храмов, приводит действительно к большой проблеме – что делать с пустующими храмами.

В каждом городе ЕС этот вопрос решается по-разному. Тот же журнал The Wall Street Journal сообщает, что в английском Бристоне бывший собор Св. Павла превратили в школу для артистов цирка, в Эдинбурге лютеранскую церковь в бар. Многие церкви переделывают в гостиницы, магазины, ресторан, а бывшие монастыри в дома для престарелых. Некоторые городские власти принимают решение передать церковь мусульманской общине. Преобразование церквей на концертные залы или культурные центры не воспринимаются болезненно верующими. Но самое кощунственное, с их точки зрения – это когда церковь переделывают под бар или жилой дом . Печальный итог религиозных сооружений в толерантной Европе или рациональный подход просвещенных европейцев. Вопрос непростой, на который, скорей всего, сможет ответить только время, то есть потомки людей современной эпохи.

Можно по-разному относиться к данной проблеме, но единственное необходимо отметить, что кризис христианства в Западной Европе может привести к кризису всей европейской цивилизации. Тем не менее, покидая Европу, христианство не исчезает с религиозной карты мира, а постепенно перемещается в страны Латинской Америки, Африки и Азии, получившее условное название «южное» христианство. Представители «южного» христианства более ортодоксальные, чем их европейские «коллеги» и поэтому они не склонны идти на уступки либеральной христианской культуре. Напротив они стремятся заново евангелизировать европейские страны, которые, по их мнению, теряют христианские ценности. Уже сейчас можно наблюдать, как вместо местных (европейских) христиан, церкви Европы пополняются прихожанами из стран Африки и Азии. Учитывая миграционные процессы и сокращение коренного европейского населения, можно предположить два сценария развития событий в странах ЕС. Первый сценарий, это постепенное замещение христианской матрицы на исламскую цивилизацию в европейском пространстве. Второй вариант, это увеличение присутствия «южного» христианства в религиозном сообществе Западной Европы и как следствие, возращение к христианским ценностям в повседневной жизни европейцев. Трудно сказать какой сценарий в будущем окажется наиболее реалистичным. Все зависит от самих европейцев, от их выбора, который нам придется учитывать.

Исследователи Минойской культуры, возникшей на Крите в период позднего бронзового века (1380–1100 г.г. до н.э.), считают, что Минойская цивилизация, существовавшая примерно с 2700 до 1420 гг. до н. э., внезапно погибла от сильного извержения вулкана Тера на острове Санторини. В самом деле на гористом острове Крит, во многих естественных гаванях обнаружены поднятие земли и погружения прибрежных участков из-за тектонических процессов вдоль всего побережья острова. Другие исследователи считают, что Минойская цивилизация была уничтожена вторжением микенцев из северо-восточной части Пелопоннеса, где правил легендарный царь Минос (Мина, др. греч. Μίνως) в «златообильных Микенах».

Согласно греческому мифу, Минос был сыном финикийской принцессы Европы и бога Зевса, рождённого на Крите, который, превратившись в белого быка, похитил Европу и доставил на Крит. Царь Минос был самым могущественным государем Эгейского моря, который принудил Афины регулярно платить ему дань, и присылать юношей и девушек на Крит на съедение быко-головому чудовищу Минотавру, обитавшему в лабиринтах, построенных в Кносском дворце мастером Дедалом. Афины освободились от этой жестокой повинности после того, как легендарный герой Тесей убил критского Минотавра (др.-греч. Μῑνώταυρος), пробравшись в лабиринт с помощью нити, которую дала ему Ариадна — дочь царя Миноса, Тесей смог выбраться из лабиринта.

Более 100 лет назад британский археолог сэр Артур Эванс обнаружил Кносский дворец на Крите, построенный во период существования минойской цивилизации.
Артур Эванс был изумлен красотой фресок Кносского дворца, и заметил удивительное сходство между минойским и египетским изобразительным искусством. Не смотря на то, что Артур Эванс предположил, что Минойская цивилизация возникла на Крите, благодаря переселенцам из Египта или Ливии, дальнейшие исследования доказывают самобытность Минойской культуры, самостоятельно сформировавшейся на Крите. Гомер называет выходцев из Крит «Eteocretans» («истинными критянами»), потомками царя Миноса, термин минойской означает «древний критской».


Не вызывает сомнения тот факт, что Минойская цивилизация была первой до греческой письменной цивилизацией Крита и материковой Греции и первой развитой цивилизации в Европе.

Разгадка таится в генетике.

Команда специалистов по генетике человека из Университета Вашингтона исследовали ДНК скелетов древних минойцев, живших 4000 лет назад и найденных в пещере в Плато Лассити на Крите. Они сравнили митохондриальную ДНК скелета. По данным ДНК-генеалогии Крит был заселён носителями Y-гаплогруппы J2, создавшими минойскую культуру в середине 3 тыс. до н. э.

Результаты исследований митохондриальной ДНК клеток скелета древних минойцев, которая передаётся по материнской линии, американские генетики сравнили с аналогичными генетическими данными ДНК 135 современных людей, живущих в Европе и Африке.

Авторы генетических исследований ДНК утверждают, что минойцы, жившие 3700 — 4400 лет назад, были европейцами, а не африканцами или египтянами. По анализу ДНК минойцы генетически очень похожи на европейцев эпохи неолита и на современных жителей средиземноморского острова Крит, особенно, на тех, кто живёт на плато Лассити. Генетически минойцы, совершенно, отличаются от египетского или ливийского населения.
Результаты генетических исследований ДНК сегодня опровергают гипотезу Артура Эванса о том, что минойскую цивилизацию создали африканские эмигранты, и позволяют предположить, что создателями минойской культуры стали жители Крита — европейцы.

Современные методы исследования ДНК позволяют этому открытию уже сегодня бросить вызов утвердившемуся в исторической науке мнению о том, что древние критяне пришли на Кипр из Египта.

Археолог из Института археологических исследований Мак Дональда в Университете Кембриджа Колин Ренфрю считает результаты исследований ДНК из пещеры Лассити ценным вкладом в современную науку, но исследователи должны сравнить генетические данные ДНК минойцев с большим количеством образцов современной и древней ДНК жителей Анатолии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *