Христианство и культура

6.4. Значение христианской культуры

Христианство оказало и оказывает огромное влияние на мировую культуру. Особая ее роль обнаруживается в становлении европейской культуры, которая фактически есть христианская культура. Христианство впервые поставило личность выше природы и общества, заложив тем самым основы гуманизма. Свобода личности стала главной меркой для оценки природного и общественного порядка. Е. Спекторский, русский правовед и теоретик культуры, в своей книге «Христианство и культура» специальный раздел посвятил теме христианства и правовой культуры, где обосновал идею, что христианство создало основу для разработки проблемы естественных прав человека, а также выдвинуло мысль о правовом государстве, охраняющем права и свободы своих граждан и контролируемым ими.

Величайшей заслугой христианства является его универсализм: все люди одинаково равны перед Богом как носители образа Божия.

Христианство впервые сделало природу предметом для преобразующей свободной воли.

В христианстве формируется уважение к внутреннему миру человека, чего не было, к примеру, в античной культуре. Совесть и христианское чувство греха заложили основу для роста самосознания человека и стимулировали появление нового искусства и гуманитарных наук. Было создано не только самостоятельное христианское искусство, но и светская культура попала под сильное влияние христианства. Христианская культура стремилась возвысить людей над бренным миром, подчеркнуть их нравственную силу. Строительство великолепных храмов, иконопись, развитие музыкального церковного искусства, скульптуры, религиозной философии и многое другое – все это достижения христианской культуры.

Невозможно найти крупных писателей, художников, композиторов, ученых, которые не испытали бы на себе влияние Библии. На темы библейских сказаний созданы известнейшие произведения. Эта книга является концентрированным выражением мудрости десятков поколений людей.

Христианство оказало влияние и на другие религии. Достаточно вспомнить его влияние на ислам, о котором говорилось ранее.

Значение Библии, как и всего христианства, выходит далеко за пределы религиозных потребностей, поскольку устанавливает нормы человеческой нравственности, дает оценку поступкам, представление о личностном идеале. Поэтому более двух тысячелетий христианство служит источником вдохновения, морали, истины для миллионов людей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Когда Москва стала христианской?

Когда Москва стала христианской? На Московскую Русь христианство пришло через династический брак.Брак князя Ивана III и греческой принцессы Софьи Палеолог состоялся в 1472 году Его инициировал папа римский Павел II… Абсурд? Нет, правда. Карамзин помог распутать этот

10. Демократия немыслима без христианской основы

10. Демократия немыслима без христианской основы В чем же явная для Степуна причина поражений современной демократии? А в том, что свободы «в смысле высшей духовной реальности» современная демократия не защищает. «То, что она защищает, есть не свобода — истина, а свобода

Основные положения христианской этики

1. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что ос–новой для толкования нравственности в ней выступает не ра–зум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

11. Основные положения христианской этики

11. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что основой для толкования нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

24. Достижения христианской культуры Руси

24. Достижения христианской культуры Руси Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства.Не позднее конца IX – начала X вв. на Руси распространяются славянские азбуки –

9. Значение и функции культуры

9. Значение и функции культуры Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена.1. Человеко – творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название – гуманистическая. Все

52. Значение религии в истории культуры

52. Значение религии в истории культуры Изучая историю развития мировой культуры, факторы, которые влияли на это развитие, бесспорным становится тот факт, что значение религии в истории культуры огромно.На первом этапе развития человека явления и предметы, занятия

5. Значение и функции культуры

5. Значение и функции культуры Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена.1. Человеко-творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название – гуманистическая. Все

3. Значение религии в истории культуры

3. Значение религии в истории культуры Изучая историю развития мировой культуры, факторы, которые влияли на это развитие, бесспорным становится тот факт, что значение религии в истории культуры огромно.На первом этапе развития человека явления и предметы, занятия

3.4. Мировое значение конфуцианско-даосистского типа культуры

3.4. Мировое значение конфуцианско-даосистского типа культуры Человечество обязано этой культуре многими техническими достижениями (компас, сейсмограф, бумага, порох, живопись тушью, с помощью кисти, шелк и многое другое). Конфуцианско-даосистскую культуру относят к

4.5. Мировое значение индо-буддийского типа культуры

4.5. Мировое значение индо-буддийского типа культуры Письменные древнеиндийские памятники стали известны на Западе в XVII–XVIII веках. Европейцев потряс открывшийся мир высокой духовности этой культуры. «Загадочность», «мистицизм», «сокровенность» – вот как говорили о ней

6.1. Возникновение христианства

Христианство возникло в Палестине в I веке до н. э. Найденные в районе Мертвого моря свитки свидетельствуют о близости первоначального христианства иудейской общине эссенов. Им были общи идеи ожидания скорого пришествия Мессии, греховности человека, отношение к собственности, организации общин. Как форма социального протеста против существующих общественных порядков, христианство получило быстрое распространение среди народов Римской империи. Христианство, в отличие от римской и прочих национальных религий, провозгласило равенство всех людей – это равенство в их первородном грехе. Оно породило надежду на переустройство мира, на освобождение от гнета и порабощения. Христианство дало отчаявшимся людям утешение.

Теологическая традиция христианства утверждает, что это учение даровано человечеству Богом в законченном виде. Однако сравнительная история религиозных учений свидетельствует, что христианство испытало сильное влияние со стороны иудаизма, древних восточных религий, философских идей античности. Это вовсе не значит, что христианство механически переносило эти идеи в свое вероучение. Усвоив достижения мировой культуры, оно творчески переосмыслило их, создав самобытное учение.

Кратко охарактеризуем идейные предпосылки христианства. Прежде всего, это неоплатонизм в варианте учения Филона Александрийского и этическое учение римского стоика Сенеки. Так, Филон соединил понятие логоса, трактуемое в библейской традиции как творящее слово, с эллинистической, понимающей логос как закон, направляющий движение космоса. Помимо этой, и другие идеи Филона – о прирожденной греховности всех людей, о непрерывном творении (эманации), о Сущем как первоначале мира и другие – оказали заметное влияние на формирование вероучения христианства. Этическое учение Сенеки, его формулировка золотого правила морали также были восприняты христианством.

Усвоение христианством различных элементов восточных культов, эллинистической философии обогащало новую религию. Нельзя не отметить и взаимосвязь христианства с иудаизмом. Оформление иудаизма как монотеистической религии, где признавался лишь один культ бога Яхве, явилось шагом на пути к более развитой форме религии. Ветхий Завет был включен в Библию. Христианство формировалось в среде иудеев, но вскоре вступило в острый конфликт с иудаизмом. Идея богоизбранности только одного еврейского народа претила духу христианства, в котором богоизбранным считался каждый отдельный человек.

Вопрос об историчности Христа до сих пор является объектом многочисленных дискуссий. В конечном итоге споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ – мифологической и исторической. Представители мифологической школы полагают, что Иисус Христос – это не историческая личность, а мифологический персонаж. Историческая школа называет Иисуса Христа реальной личностью, который явился в мир, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни. Сторонники этого подхода считают, что Христос сформулировал ряд базисных идей нового вероучения. При этом реальность Христа, по их мнению, подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей: Иоанн Креститель, апостол Павел и т. д. В последние годы большинство религиоведов разделяют точку зрения представителей исторической школы.

Раннехристианские общины не знали догматики и культа, которые сформировались значительно позднее. Главное, что объединяло представителей этих общин – вера в добровольную искупительную жертву, принесенную за грехи всех людей посредником между Богом и человеком – Христом. К концу I – началу II веков окончательно произошел разрыв между вероучением этих общинами и иудаизмом. Ко II веку относится и изменение социального состава таких общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то позднее в их состав вошли ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Произошло и деление общины на клир (должностные лица, управляющие имуществом и руководящие богослужением) и мирян. Священники, диаконы, епископы, митрополиты постепенно вытеснили пророков и сосредоточили в своих руках всю полноту власти. Религиозные общины тяготели к союзу с императорской властью. И со стороны последней также ощущалась важность новой религии, понятной всем народам империи. В IV веке гонения христиан сменились их активной поддержкой. При императоре Константине христианство стало приобретать статус государственной религии Римской империи.

Формирование самой христианской догматики происходило в идейной борьбе между сторонниками разных толкований основных идей этой религии. На первых семи Вселенских соборах (первый, Никейский, состоялся в 325 году, а седьмой, тоже Никейский, прошел в 787 году) были сформулированы основы христианского вероучения. Идейная борьба, ведшаяся на этих соборах, была сосредоточена вокруг толкования трех главных догматов: триединства Бога, воплощения и искупления. В результате в христианство вошли следующие догматы:

• Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Сын единосущен Отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность;

• боговоплощение. Воплощение в личности Иисуса Христа божественной ипостаси. Христос рассматривался и как истинный Бог, и как истинный человек. Божество и человечество соединились в нем;

• искупление. Христос пришел в мир, дабы принести искупительную жертву за грехи человечества, а тем самым спасти его;

• изображение образа Христа в человеческом облике. При этом Христос должен являться взорам верующих в ореоле своего смирения, покорности, страдания и спасительной жертвы;

• необходимость изображать священные лица и поклоняться этим изображениям. Общехристианский (апостольский) символ веры состоит из 12 частей («членов»). В первых восьми говорится о троичности Бога, «вочеловечении» Иисуса Христа и искуплении грехов; четыре последних посвящены церкви, крещению и «вечной жизни». Этот символ веры был принят на Никейском (325 год) и Константинопольском (381 год) соборах. Кроме апостольского, известны символы веры святого Афанасия (где более подробно излагается учение о Троице и воплощении Христа); символ веры Тридентского собора (символ веры католицизма).

Еще более длительным был процесс формирования христианских таинств, обрядов. В конце V века сложилось таинство крещения, еще позже – причащения. Затем в течение нескольких веков христианство постепенно вводило миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, исповедь и священство.

По мере распространения христианства происходило разделение христианских церквей, и 1054 год стал годом окончательного разрыва западного и восточного христианства. Восточное христианство составили первоначально четыре автокефальные (самостоятельные) церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. В середине V века армянское духовенство, поддержав монофизитов (учивших о единой божественной природе Христа), и тем самым приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксального христианства, поставило себя и свою церковь в особое положение (неортодоксальное христианство).

В результате Реформации (XIV–XVII века) наряду с католицизмом и православием возникает третье крупное направление в христианстве – протестантизм, который представлен в виде многочисленных конфессий.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

ИСКУССТВО В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ Урок ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами.

ИСКУССТВО В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ ХРИСТИАНСТВА Иконопись Икона – от греческого слова «образ», «изображение». Перед иконами молятся, совершают поклоны, но при этом верующие кланяются не самому изображению, а тому, кто на иконе запечатлен, — Иисусу Христу, Богоматери, святым. Икона Божьей Матери «Казанская»

Икона сопровождала русского человека от рождения до смерти. Иконой благословляли на труд и ратный подвиг. Не было ни одного дома, где не стояли бы в красном углу чтимые образа. Простые, незатейливые иконы на выскобленных полках крестьянских домов и домашние иконостасы личных молелен, сверкающих разноцветьем стеклянных и серебряных лампадок. Николай Чудотворец. XVII в. Муромская икона Божией Матери

Первые иконы напоминали собой позднеримский портрет, они написаны энергично, в реалистической манере, чувственно. Самые ранние из них найдены были в монастыре св. Екатерины на Синае и относятся к V-VI вв. Часто это были небольшие дощечки с написанными на них лицами умерших людей, их клали на саркофаги при погребении, чтобы живущие сохраняли связь с ушедшими. Христос Пантократор, одна из древнейших икон Христа, VI век, Синайский монастырь Иоанн Креститель. Кон. V — VI в. в. Апостол Петр. Синай. VII в.

Иконопись на Руси Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при князе Владимире Святославиче. Хотя христианские храмы существовали в Киеве и раньше, именно после 988 года началось строительство первой каменной церкви в Киеве, названной Десятинная. Строительство и внутренняя роспись церкви были выполнены приглашенными византийскими мастерами. Десятинная церковь не сохранилась, но археологические находки позволяют утверждать, что важнейшие части её росписи были выполнены в технике мозаики, а весь остальной храм был украшен фреской. Св. Вмч. Георгий Победоносец Киевская Русь. (Византийский мастер ?) XI век.

Князь Владимир I Святославич привёз из Херсонеса в Киев ряд икон и святынь. Вообще из Киева, Чернигова, Переяславля, Смоленска и других южных и западных русских городов до нашего времени не дошло ни одной иконы этого периода, хотя как раз в этих городах располагались крупные художественные центры. О иконописи можно судить по многочисленным настенным росписям, для исполнения которых князья приглашали лучших мастеров. Фрески Софийский собор в Киеве. Святая София Киевская Фреска «Мария и Елизавета» в Софийском соборе в Киеве

Наиболее известным ансамблем домонгольского периода в Киеве являются мозаики и фрески Софийского собора, построенного в XI веке Ярославом Мудрым. Для древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора в Киево-Печерском монастыре. Работы были выполнены константинопольскими мастерами в годах. Древняя роспись, а затем и само здание храма погибли.

Фрески Софийского собора в Киеве

Иконы древнего Новгорода Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде. Из Софийского собора происходят несколько огромных икон, входивших в древнейшее убранство храма. Сохранился ряд новгородских икон XII начала XIII вв.

Спас Нерукотворный В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту. Величественный лик Христа исполнен точным рисунком и мягкой, плавной моделировкой. (Хранится в Третьяковской галерее) Одна из легенд рассказывает о том, что когда Христос шел на Голгофу, то от усталости лицо Его покрылось потом. Он взял плат, который дала Христу некая Вероника, вытер лицо, и там остался Его образ. Изображение Христа на иконах Спаса Нерукотворного обычно спокойное, с открытыми глазами. В западной Европе в этом сюжете лик Спаса страдальческий, в терновом венце, со следами крови, иногда с закрытыми глазами.

Иконопись Владимиро-Суздальского княжества Иконопись Владимиро-Суздальского княжества выделяется особняком. Расцвет его культуры связан с князем Андреем Боголюбским. В 1155 году Андрей Боголюбский уехал из Вышгорода, забрав с собой почитаемую икону Богоматери, и обосновался во Владимире на Клязьме. Привезенная им икона, получившая название Владимирской иконы Божьей матери. Боголюбская икона Богоматери. XII век. Княгинин монастырь во Владимире.

Иконы Феофана Грека и Андрея Рублева В конце XIV столетия в Москве сосредотачивается художественная жизнь Руси. Здесь работают свои многочисленные мастера и ни менее многочисленные приезжие: греки, сербы и др. В Москве работает в конце жизни Феофан Грек. Иконопись этого периода подготовила основание для расцвета русской иконописи начала XV века и родила гений Андрея Рублева. Феофан Грек. Ветхозаветная Троица. 1378Андрей Рублев. Троица. Конец XIVв.

Техника изготовления икон Иконы чаще всего пишут на деревянных досках из липы, ели, сосны. Раньше доску покрывали специальным составом, изготовленным из мела и рыбьего клея. На подготовленной поверхности выполнялась первая прорисовка изображения, а затем вторая, более подробная. После этого начиналось собственно письмо иконы. Сначала золотили всё, что требовалось: поля иконы, свет, складки одежд. Затем красками писали одежды, строения, пейзаж. И только в самом конце – лики Христа, Божией Матери, святых. В современном мире написание икон продолжается.

Искусство в религиозной культуре ислама Как правило, хотя не полностью, исламское искусство сосредоточилось на создании образцов арабской каллиграфии, потому что, что художественное изображение человека и животных не что иное, как одна из форм идолопоклонства и, таким образом, трактуется как грех против Аллаха, запрещенного Кораном.

Каллиграфия КАЛЛИГРАФИЯ — эстетическое оформление рукописного шрифта, в искусстве ислама занимает особое место. Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило священный смысл. Страница из рукописного Корана (XII в.).

Мастера делали затейливые каллиграммы, для которых использовали наиболее популярные фрагменты Корана. Иногда эти каллиграммы состояли из двух частей, каждая из которых зеркально отражала фрагмент текста. Иногда каллиграфы, несмотря на запрет изображения, так передают на бумаге некоторые фразы, что они принимают вид склонившегося в молитве человека или же храброго льва.

АРАБЕСКИ – вид орнамента У мусульман в силу особенностей их религии очень популярным стало декоративное искусство, умение создания орнаментов. В исламе развилось искусство АРАБЕСОК – сложных орнаментов, состоящих из бесконечно повторяющихся и перекликающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих животных, растения. Как правило, очень богатыми узорами украшены многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и т. д.

ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ ИУДАИЗМА КОРОНА ТОРЫ — Украшение на свитке Торы в виде позолоченной или посеребренной короны с гранатами и колокольчиками.

ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ ИУДАИЗМА СЕМИСВЕЧНИК (МЕНОРА) золотой семи ствольный светильник который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.

ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ БУДДИЗМА Будда в образе учителя Будда торжествующий

ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ БУДДИЗМА Будда «спящий»

ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ БУДДИЗМА Ма́ндала («круг», «диск») сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф читать Напиши небольшой рассказ «Мои впечатления от иконы ( семисвечника, изображения Будды, каллиграфически написанной книги, арабесок)»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *