Христос в терновом венце

Спаситель в терновом венце иконографический образ

Изображение «Спасителя в терновом венце» пришло в православную культуру из католичества.

В Европе оно было известно с XIII века, а в России этот образ встречается только в начале XVIII века. Анализируя сохранившиеся произведения, можно сказать, что распространение изображения Спаса в терновом венце в России получает во второй половине XIX века.

Большой интерес приставляет развитие иконографии этого сюжета от реалистических, почти эмоциональных портретов, до натуралистичных наивных изображений. Доподлинно известно, что в конце XIX столетия русская иконописная традиция была вытеснена западноевропейской живописью.

Евангельские сцены страстей Христовых наряду с библейскими сюжетами, например, становятся программными в Императорской академии художеств, ученики которой постоянно делали копии с работ европейских мастеров. История увенчания Спасителя терновым венцом становится необычайно популярной как в живописи, так и в иконописи. Христос изображался со следами мучительной боли во взоре, в приподнятой и чуть вскинутой голове. В более ранних православных иконах на первый план выходит торжество духа, побеждающего страх, а в западных произведениях акцент сделан на физической боли и телесных страданиях Спасителя.

Если лавровый венок символизирует победу и славу, то терновый венок воспринимается нашим сознанием как боль и терзание Христа. История этого сюжета основана на тексте Евангелиста Матвея. Он описывает сцену истязаний и насмешек над плененным Христом римскими воинами, когда они раздели его, дали в руку скипетр и возложили ему на голову терновый венец, провозгласив царем иудейским. Как оказалось, это была знаменитая шутовская игра римских солдат, своего рода забава.

Этот факт нашел свое исследовательское и научное подтверждение. Археологи нашли в Иерусалиме плиты с изображением этого представления, когда побежденного венчали на царство, а потом казнили. Терновый венец на голове Христа был насмешкой и тяжелой пыткой. Острые шипы терна бередили сосуды и раны, вызывая болезненное кровотечение, усиливая мучения.

В иконографии этого сюжета натурализм сводился к изображению Христа с подчеркнуто страдальческим ликом и каплями крови, струящимися из-под венка. Примером для русских мастеров служили западноевропейские образцы. В творчестве П. Рубенса тема Христа занимает важное место. Его знаменитый «Христос в темнице»- яркое свидетельство плодотворной работы над этой темой. Свой выразительный неповторимый образ создал итальянский живописец Гвидо Рени в XVII веке.

Одним из самых известных изображений «Спаса в терновом в венце» в России был образ, написанный архимандритом Антонием, русским миссионером в Палестине, в 1880-х годах. Русские художники-академисты нередко обращались к этой теме, пытаясь создать новую иконографию этого сюжета, среди них А. Иванов, Васнецов, М. Нестеров и многие другие.

Просмотры: 2 246

Публикуется в поддержку Юрия Дмитриева

«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий» (Евангелие от Луки 23:34).

В прошлом году я побывал на Соловках.

Несмотря на то, что я с детства знал о несправедливых репрессиях, именно там я воочию увидел историю нашей страны как постоянную борьбу зла с добром. В соловецком монастыре, уже почти полностью восстановленном, со сплошь золотым иконостасом, я ходил по камням, только-только отмытым от крови десятков тысяч невинно осужденных и преданных смерти сограждан, и думал: а какую память они сами сочли бы достойной?

В разные эпохи на стенах храмов изображали императоров как заступников и защитников церкви, воинов, со сценами из их житий, и так далее. Захотелось представить, какие образы могли быть уместны на Соловках, после всего, что здесь было. Под конец путешествия возник и более трудный вопрос: какой тип традиционной иконографии Спасителя мог бы считаться наиболее актуальным для нашего времени? Как написать такой образ?

Я вернулся, но вопрос остался. Кто Он для нашего времени? Каков Он для нас после миллионов смертей в тоталитарных режимах? Для нас, сейчас и сегодня мирящихся с попранием справедливости, с осуждением и пытками невинных на наших глазах?

Было абсолютно неясно, каким должен быть этот образ. Было понятно только, что он должен вырастать из традиции, и не должен быть надуманным. Для меня было важно создать образ, который бы обращался к человеку моего времени и моей страны.

Оказалось, что искать надо было в прошлом: образ Христа в темнице, особенно распространенный в России в XVII веке. Один из наиболее ярких его примеров — в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря в Москве. Там в толще стены была устроена темница, с крошечным окном с железной решеткой, и резное изображение сидящего Христа.

Скульптуры Христа традиционно размещали в маленьких деревянных «темничках» с решетками, а находящаяся в Вологодском музее-заповеднике скульптура даже прикована к столбу каторжной колодкой. Такая иконография есть не только в скульптуре. Есть и иконы, где Он не грозный судия, а беззащитный, сострадающий и скорбящий человек. Думаю, что это, возможно, вообще самый драматичный образ Христа в искусстве. Его уже осудили, Он сидит в темнице перед путем скорби на Голгофу, с минуты на минуту придут римские солдаты и поведут на распятие.

В моей работе мне хотелось объединить трехмерность скульптуры с условностью иконописи, поэтому к иконе я добавил массивную раму с решеткой, как часть стены темницы. Для иконной доски и для рамы были взяты доски, просоленные и обкатанные морем, а для решетки я использовал реальные прутья металлической арматуры.

Именно такой образ мне показался созвучен тем ощущениям, которые все больше становятся нашей реальностью, — не только на Соловках, но для каждого лично. Ощущениям ежечасного попрания справедливости и постоянного навязывания физической несвободы, внешней и внутренней, — которую мы в последнее время все чаще видим и в государстве, и в церкви, которой все больше волей-неволей заражаемся сами.

Христос в темнице, 2020. Филипп Давыдов. Дерево, энкаустика, арматура, 40*28 см

Посмотреть икону в цвете можно .

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Икона Иисуса Христа в терновом венце – довольно редкое явление.

Данный образ занимает особенное место в иконографии Сина Божьего. Также эта икона известна под названием «Царь Иудейский». Это один из самых поздних образов Христа, который появился лишь в XVII веке на полотнах итальянского художника Гвидо Ренни.

Иисус Христос в терновом венце – образ Спасителя, перетерпевшего великие муки и невыносимые страдания, которые выпали на его долю. Иисус изображен на иконе во время страданий и мук перед распятием. Терновый венок был одет римскими воинами для унижения Сина Божьего. В те времена лавровый венок считался символом славы и почета, колючий терн имел противоположное значение. Еще один элемент осмеяния Христа – багряница. Это символ царской власти, применяемый только в праздничных случаях.

Венец из терна – метаморфический образ страдания, образ человеческих грехов, которые взял на себя Иисус во имя людского спасения. Данный образ это редкое явление. Поэтому купить икону Спасителя в терновом венце пытаются все чаще.

Терновый венец, в котором распяли Иисуса, существует и по сей день. Он хранится в Париже (собор Богоматери) Этот венец – ценнейшая христианская святыня на сегодняшний день!

Икона Иисуса в Терновом Венце – это сюжетный образ, который взят с Евангелий.

Он показывает завершение земной жизни Сына Божьего, муки и пытки, которые он перетерпел. Христос страдал не случайно. Это искупления всего злого, что накопилось человечеством. Купить икону Спасителя в Терновом Венце рекомендуется тем людям, у которых вера отыграет очень важную роль.

Сюжет, изображенный на иконе, поможет сосредоточиться на спасении души. Сердечные молитвы к иконе Спасителя в терновом венце помогут перенести жизненные трудности и печали, особенно те, которые обусловлены несправедливостью, созданы недоброжелателями.

Обращения к этому образу Иисуса Христа позволяют решать любые неприятные ситуации, научится естественно к ним относится. Данная икона имеет особый подтекст, поэтому ее принято преподносить людям старшего возраста, так как молодые и юные не смогут увидят глубокий смысл святого образа.

Тип: Иконы для дома

Способ изготовления: Комбинированный (60% — механический, 40% — ручная работа)

Стадии механической обработки: Нанесение 3 слоев грунтовки. Нанесение на грунтовку базовых слоев краски (производство — Италия). Нанесения защитных слоев лака и пчелиного воска.

Стадии ручной обработки: Заготовка дерева. Состаривание доски. Подготовка доски. Обработка грунтовки и краски. Ручная прорисовка отдельных элементов образа, в т.ч. позолота. Нанесение защитных слоев.

Материал: Дерево. Доска — липа. Шпонки — дуб. Состаренная доска с канальцами, проточенными древоточцем и шашелем. Доска заготавливается 3 года. На 24 месяца в специальном помещении в доску запускаются насекомые (древоточец и шашель). 12 месяцев доска выдерживается, сушится, уничтожаются насекомые в доске.

Уникальность каждой доски: Каждая состаренная доска является уникальной со своими проточенными канальцами и не повторяется с другими.

Защитные свойства: Иконы защищены от влаги и от ультрафиолета.

Способ размещения дома : Можно вешать на стену (на шпонках прикреплена веревка из бечевки). Можно ставить на подставку.

Упаковка : Тематическая, красивая упаковка из мешковины (Индия).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *