Хвалебные песни богородице

Содержание

Молитва благодарственная ко Пресвятой Богородице

Песнь хвалебная Пресвятой Богородице

Тебе, Матерь Божию, хвалим; Тя, Марие, Деву Богородицу исповедуем; Тя, превечнаго Отца Дщерь, вся земля величает. Тебе вси Ангели и Архангели и вся Начала смиренно служат; Тебе вся Власти, Престоли, Господствия и вся превышния Силы небесныя повинуются. Тебе Херувими и Серафими радующеся предстоят и непрестанным гласом вопиют: Святая Богородице Мати, полны суть небеса и земля величества славы плода чрева Твоего. Тебе преславный апостольский лик своего Творца Матерь восхваляет; Тебе мучеников множество Богородицу величает; Тебе преславный исповедников сонм Бога Слова храм нарицает; Тебе господственнии полцы девства образ проповедают; Тебе вся небесная воинства Царицу Небесную восхваляют. Тебе по всей вселенней Церковь святая прославляет, Матерь Божию почитающи; Тя истиннаго Царя небеснаго Отроковицу превозносит. Ты еси Ангелом Госпожа, Ты еси райская дверь, Ты лествица Царствия Небеснаго, Ты Царя славы чертог, Ты ковчег благочестия и благодати, Ты еси бездна щедрот, Ты еси прибежище грешных. Ты Мати Спасителева, Ты свобождения ради пленнаго человека, Бога восприяла еси во чреве. Тобою попран бысть враг; Ты отверзла еси верным двери Царствия Небеснаго. Ты одесную Бога стоиши; Ты Бога за нас молиши, Дево Марие, Иже будет судити живым и мертвым. Тя убо просим, Заступницу пред Сыном Твоим и Богом, Иже кровию Своею нас искупи, да мзду восприимем в вечной славе. Спаси люди Твоя, Богородице, и благослови достояние Твое, яко да будем причастницы наследия Твоего; упаси и соблюди нас даже до века. На всяк день, о Пресвятая, хвалити и ублажати Тя желаем сердцем и устами. Сподоби, Премилосердая Мати, ныне и всегда от греха сохранитися нам; помилуй нас, Заступнице, помилуй нас. Буди милость Твоя на нас, якоже на Тя уповахом во веки. Аминь.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.

Ангельское приветствие Божией Матери. Хвалебная песнь Богородице. Самая краткая молитва к Божией Матери. Молитва Животворящему Кресту. Молитва Ангелу-Хранителю. Молитва святому. Молитва за живых. Молитва за умерших. Молитва пред

Ангельское приветствие Божией Матери

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Радуйся, Богородица Дева Мария, получившая благодать, Господь с Тобою! благословенна Ты между женами и благословен Рожденный Тобою, потому что Ты родила Спасителя наших душ.

– Богородица (родившая Бога); Благодатная – исполненная благодати Духа Святого; благословенна – прославлена или достойна прославления; в женах – между женами; плод чрева Твоего – родившийся от Тебя Иисус Христос; яко – потому что, так как; Спаса– Спасителя.

Молитва эта к Пресвятой Богородице, которую мы называем благодатною, то есть исполненною благодати Святого Духа, и благословенною из всех женщин, потому что от Нее благоволил, или пожелал, родиться Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий.

Молитва эта называется еще ангельским приветствием, так как в ней есть слова ангела (архангела Гавриила): радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, которые он сказал Деве Марии, когда явился к Ней в город Назарет, чтобы возвестить Ей великую радость, что от Нее родится Спаситель Мира. Также – благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, сказала Деве Марии, при встрече с Нею, и праведная Елисавета, мать святого Иоанна Крестителя.

Дева Мария называется потому, что родившийся от Нее Иисус Христос есть истинный Бог наш.

называется потому, что Она до рождества Христова была Дева и в рождестве и после рождества осталась такою же, так как дала обет (обещание) Богу не выходить замуж, и пребывая навсегда Девою, родила Сына Своего от Духа Святого чудесным образом.

ВОПРОСЫ: Кому мы молимся, когда произносим молитву: Богородице Дево радуйся? Как мы называем Деву Марию в этой молитве? Что значат эти слова: благодатная и благословенна Ты в женах? Как объяснить слова: яко Спаса родила еси душ наших? Почему молитва эта называется ангельским приветствием? Что значат слова: Богородице, Дево?

Хвалебная песнь Богородице

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и вполне непорочную и Мать Бога нашего. Ты достойна почитания больше херувимов и по славе Своей несравненно выше серафимов, Ты без болезней родила Бога Слова (Сына Божия), и как истинную Богородицу мы Тебя прославляем.

– достойно, справедливо; яко воистину – истинно, по всей правде; блажити Тя – ублажать, прославлять Тебя; присноблаженную – всегда имеющую высшую радость (счастливую), достойную постоянного прославления; пренепорочную – вполне непорочную, чистую, святую; херувимы и серафимы – самые высшие и близкие к Богу ангелы; без истления – безгрешно и без болезней; Бога Слова – Иисуса Христа, Сына Божия, (так Он назван во святом Евангелии); сущую– настоящую, истинную.

В этой молитве мы восхваляем Богородицу, как Мать Бога нашего, всегда блаженную и вполне непорочную, и величаем Ее, говоря, что Она Своею честью (честнейшую) и славою (славнейшую) превосходит самых высших ангелов: херувимов и серафимов, то есть Божия Матерь по своим совершенствам стоит выше всех – не только людей, но и святых ангелов. Она без болезней, чудесным образом от Духа Святого родила Иисуса Христа, Который, ставши от Нее человеком, есть в то же время Сын Божий, сошедший с небес, а потому Она есть истинная Богородица.

ВОПРОСЫ: Кого мы восхваляем в этой молитве? Как прославляем Ее? Что значат слова: присноблаженную, пренепорочную, Матерь Бога нашего? Что значат слова: честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим? Без истления Бога Слова рождшую? Сущую Богородицу?

Самая краткая молитва к Божией Матери

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Пресвятая Богородица, спаси нас!

В этой молитве мы просим Божию Матерь, чтобы Она, спасла нас грешных Своими святыми молитвами перед Сыном Своим и Богом нашим.

Молитва Животворящему Кресту

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов православным христианам, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.

– осчастливь, пошли милость; достояние Твое – владение Твое; на сопротивныя – над супротивниками, врагами; Твое жительство – Твое жилище, то есть общество истинно верующих, среди которых Бог невидимо пребывает; сохраняя Крестом Твоим– сохраняя силою Креста Твоего.

В этой молитве мы просим Бога, чтобы Он спас нас, людей Его, и благословил православную страну – отечество наше, великими милостями; дал победы православным христианам над врагами и, вообще, сохранил нас силою Креста Своего.

ВОПРОСЫ: Как читается молитва святому Кресту и она же за отечество? Что означают слова: спаси, Господи, люди Твоя? И благослови достояние Твое? Победы православным христианам на сопротивныя даруя? И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство?

Молитва Ангелу-Хранителю

Ангеле божий, хранителю мой святы и, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Ангел Божий, хранитель мой святой, данный мне с небес от Бога на сохранение, усердно молю тебя: ты меня ныне просвети, и от всякого зла сохрани, к доброму делу наставь и на путь спасения направь. Аминь.

Каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла. Поэтому мы и должны каждый день просить ангела, чтобы он сохранил и помиловал нас.

Молитва святому

Моли Бога о мне святый (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Моли Бога о мне, святый (имя), потому что я усердно к тебе прибегаю к скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

– я; прибегаю– обращаюсь с молитвою.

Кроме молитвы Ангелу-Хранителю, мы должны также молиться и тому святому, именем которого мы называемся, потому что он также молится всегда о нас Богу.

Каждому христианину, как только он рождается на свет Божий, при св. крещении, дается святойв помощники и покровители св. Церковью. Он заботится о новорожденном, как самая любящая мать, и сохраняет его от всех бед и несчастий, которые встречаются человеку на земле.

Нужно знать день памятив году своего святого (день своих именин), знать житие (описание жизни) этого святого. В день именин мы должны прославить его молитвой в храме и принять св. причастие, а если по каким-либо причинам, не можем быть в храме в этот день, то усердно должны помолиться дома.

Молитва за живых

Мы должны думать не только о себе, но и о других людях, любить их и молиться о них Богу, потому что мы все дети одного Отца небесного. Такие молитвы полезны не только тем, о ком мы молимся, но и для нас самих так как мы этим проявляем любовьк ним. А Господь сказал нам, что без любви никто не может быть детьми Божиими.

Молиться мы должны за наше Отечество-Россию, за страну, в которой живем, за отца духовного, родителей, сродников, благодетелей, православных христиан и всех людей, как за живых, так и за умерших, потому что у Бога все живы (Лук. 20, 38).

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго

(имя его), родителей моих (имена их), сродников, наставников и благодетелей и всех православных христиан.

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя его), родителей моих (имена их), сродников, наставников и благодетелей и всех православных христиан.

– того священника, у которого мы исповедуемся; наставников – учителей; благодетелей– делающих добро, помогающих нам.

Молитва за умерших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех усопших сродников и благодетелей моих, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им царствие небесное.

Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих (имена) и всех усопших сродников и благодетелей моих, и прости их все грехи, сделанные по собственной их воле и помимо их воли, и дай им Царство Небесное.

– помести в спокойном месте, то есть вместе со святыми в вечном блаженном жилище; усопших– уснувших Так мы называем умерших, потому что люди после смерти не уничтожаются, а души их отделяются от тела и переселяются из этой жизни, в другую, небесную. Там они пребывают до времени всеобщего воскресения, которое будет при втором пришествии Сына Божия, когда по слову Его, души умерших снова соединятся с телом – люди оживут, воскреснут. И тогда все получат по заслугам: праведные – Царство Небесное, блаженную, вечную жизнь, а грешники – вечное наказание.

Молитва за умерших на кладбище

– грехи, сделанные по собственной воле; невольная – помимо воли по принуждению; даруй им – дай им; Царствие Небесное– вечная блаженная жизнь с Богом.

Молитва пред учением

Преблагий Господи ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

Премилосердный Господь! пошли нам благодать Духа Твоего Святого, дающего понятливость и укрепляющего душевные наши силы, чтобы, слушая со вниманием преподаваемое нам учение, мы выросли Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

– премилосердный, предобрый; ниспосли – пошли вниз (с неба на землю); благодать Святаго Духа – невидимая сила Духа Святого; дарствующаго – дающего; смысл – понятливость; душевныя наши силы – душевные наши способности (ум, сердце, воля); дабы – чтобы; внимая преподаваемому нам учению – понимая ученье, которое нам преподают: возросли – выросли; Церковь – общество всех православных христиан; отечество– государство, страна, где издавна жили наши предки: прадеды, деды и отцы, то есть Россия.

Эта молитва к Богу Отцу, Которого мы называем Создателем т. е. Творцом. В ней мы просим Его послать Святого Духа, чтобы Он Своею благодатью укрепил наши душевные силы (ум, сердце и волю), и чтобы мы, слушая со вниманием преподаваемое нам учение, выросли преданными сынами Церкви и верными слугами своего отечества и на утешение своим родителям.

Вместо этой молитвы перед учением можно читать молитву Святому Духу: Царю небесный.

ВОПРОСЫ: Какая эта молитва? К кому относится? Что мы просим в этой молитве? Что называется Церковью и отечеством?

Молитва после учения

Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Благодарим Тебя, Создатель, что Ты удостоил нас благодати Твоей, чтобы понимать ученье. Благослови наших начальников, родителей и учителей, которые ведут нас к познанию добра, и подай нам силу и крепость к продолжению учения сего.

– Создатель, Творец; яко сподобил еси – что Ты удостоил; благодати Твоея – невидимой помощи Твоей; во еже внимати – чтобы со вниманием слушать и понимать; благослови – пошли милость; к познанию блага – к познанию всего доброго; крепость– здоровье, охота, бодрость.

Молитва эта – Богу Отцу. В ней мы сначала благодарим Бога, что Он послал помощь понять преподаваемое нам учение. Потом просим Его послать милость Свою нашим начальникам, родителям и учителям, которые дают нам возможность узнать все хорошее и полезное; и, в заключение, просим нам дать здоровье и охоту, чтобы мы с успехом продолжали ученье.

Вместо этой молитвы после учения можно читать молитву Божией Матери: Достойно есть.

ВОПРОСЫ: К кому эта молитва? В начале молитвы за что мы благодарим Бога? Чего мы просим в этой молитве?

Молитва пред вкушением пищи

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Глаза всех, Господи, смотрят на Тебя с надеждою, так как Ты каждому в свое время даешь пищу, отверзаешь Твою щедрую руку, чтобы всех живых наделить милостями.

– глаза всех; на Тя – на Тебя; уповают – смотрят, обращены с надеждою; во благовремении – своевременно, когда нужно; отверзаеши – открываешь, чтобы дать; всякое животно – всякое живое существо, т. е. не только людей, но и всех тварей; благоволения– милости.

В этой молитве мы выражаем уверенность в том, что Бог пошлет нам пищу в свое время, так как Он не только людям, но и всем живым тварям подает все нужное для жизни.

Вместо этой молитвы перед вкушением пищи можно читать молитву Господню: Отче наш.

ВОПРОСЫ: Кому читается молитва перед вкушением пищи? Что мы в ней выражаем? Как Бог относится к живым существам?

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и небеснаго Твоего Царствия.

Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты напитал нас земными Твоими благами (пищею); не лиши нас и вечного блаженства.

– Тебя; насытил – напитал; земных Твоих благ – земными Твоими благами, т. е., тем что мы пили и ели за столом; небесного Твоего царствия– вечного блаженства, которого по смерти удостаиваются праведные люди.

В этой молитве мы благодарим Бога, что Он напитал нас пищею, и просим Его не лишить нас по смерти нашей и вечного блаженства, о чем мы всегда должны помнить, получая земные блага.

ВОПРОСЫ: Какая читается молитва после вкушения пищи? За что мы благодарим Бога в этой молитве? Что подразумевается под земными благами? Что называется Царством Небесным?

Утренняя молитва

Человеколюбче – любящей людей; подвизаюся – спешу, стараюсь сделать; во всякой вещи – во всяком деле; мирская злая вещь – мирское зло (нехорошее дело); диавольское поспешение – диавольское (злого духа) искушение, соблазн на зло; Сотворитель – Творец; Промысленник – промыслитель, попечитель; упование мое– надежда моя.

Вечерняя молитва

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко благ и человеколюбец, прости ми; мирен сон и безмятежен даруй ми; Ангела Твоего хранителя посли покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла; яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Господи Боже наш! все, в чем я в сей день согрешил словом и делом и мыслию. Ты, как Милостивый и Человеколюбивый, прости мне. Подай мне мирный и спокойный сон. Пошли мне Твоего Ангела хранителя, который покрывал бы и оберегал меня от всякого зла. Ибо Ты хранитель душ и тел наших, и Тебе славу воздаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки вечные. Аминь.

– что, в чем; помышлением – мыслями; благ – милостивый; безмятежен – спокойный; даруй – дай; посли – пошли; покрывающа и соблюдающа– который покрывал бы и оберегал.

Учитесь читать и молиться по церковно-славянски

Сравнительная таблица чисел

Страница сгенерирована за 0.22 секунд !

Текст песни Богородице Богородице Матерь света любви и добра — Без названия

Богородице, Богородице,
Матерь света, Любви и добра –
*Ты надежда моя, Богородице,
И Руси возрожденья пора.*(2 раза)
Богородице, Богородице,
Как люблю Тебя всею душой,
*Ты Звезда моя, Ты Заря моя,
Ты луч света в жизни земной.*(2 раза)
Пред иконою, пред лампадою
Низко в пояс Тебе поклонюсь,
*Пред Владычицей и Отрадою
Со слезами опять помолюсь.*(2 раза)
Ты прости меня, Ты спаси меня,
В этой скорбной жизни земной.
*От врагов моих защити меня,
Огради нерушимой стен
И о детях моих, Богородице,
Перед сыном Твоим помолись,
*Ты прости их всех, Богородице,
И на Страшном Суде заступись.*(2 раза)
Всех скорбящих радость Небесная,
Всех погибших взыскание вновь,
*И невеста Ты Неневестная,
И Радость моя, и Любовь.*(2 раза)
Ты Знамение, Ты Споручнице,
Ты Помошнице на пути,
*И Покров Ты мой и Заступнице,
И Целитель, каких не найти.*(2 раза)
Богородице, Богородице,
Живоносный источник чудес,
*Вся Святая Русь Тебе молится
И «Донская» Ты, и «Казанская»,
И «Почаевская» – все со мной,
*Ты «Владимирская», «Валаамская»
И «Державная» над страной.*(2 раза)
По Московии, Белоруссии,
И по Киевской стороне,
*По Уралу, Сибири, Кавказу,
Освящаются храмы Тебе.*(2 раза)
Купола, купола в небо синее,
Колокольни считать не берусь,
Звон плывёт, плывёт над Россиею,
Пробуждается Матушка – Русь.
Матерь Божия спасёт Россию,
Возрождается Матушка Русь!
Богородице, Богородице,
Матерь света… Virgin Mary , Mother of God,
Mother of Light , Love and Goodness —
* You are my hope, Mother of God,
And the revival of Russia ‘s time . * (2 times)
Virgin Mary , Mother of God,
How to love you with all my heart ,
* You’re my star , my You Dawn ,
You are a ray of light in the life of the earth . * (2 times)
Before the icon , pre lampads
Low in the zone you worship ,
* Previous Mistress and joy
Pray with tears again . * (2 times)
Forgive me , you save me,
In this sad earthly life .
* From my enemies, protect me ,
Fences indestructible walls
And for my children , Mother of God,
Before your son pray ,
* You must forgive them all, Mother of God,
And intercede on the Day of Judgement . * (2 times)
All the Afflicted Heaven ,
Collecting all the dead again
* And you Unwedded bride ,
And my joy and love . * (2 times)
You’re famous , you Surety ,
You pomoshnitsey on the way
* And you’re my Cover and Mediatrix ,
And Healer , which is not found. * (2 times)
Virgin Mary , Mother of God,
Life-giving Spring Wonderland
* All you pray Holy Russia
And » Don » You and «Kazan «
And » Pochaevskaya » — all with me ,
* You «Vladimir «, » Valaam «
And the «Reigning» over the country . * (2 times)
By Muscovy , Belarus,
And the Kiev side
* According to the Urals , Siberia , the Caucasus ,
You sanctified temples . * (2 times)
Dome , the dome in the sky is blue
Belfry considered not undertake ,
Ringing floats , floats over Russia ,
Mother wakes up — Rus .
Mother of God will save Russia ,
Reborn Mother Russia !
Virgin Mary , Mother of God,
Mother of Light …

Песнь Богородицы (Честнейшая)

Икона «Величит душа моя Господа»
(Ярославль, середина XVII века)

Песнь Пресвято́й Богоро́дицы («Честне́йшая», Пѣснь Пресвяты́я Богородицы), Песнь Богородицы — песнопение православной утрени, предшествующее 9-й песни канона. Составлена на текст хвалебной речи Девы Марии (Лк. 1:46—55), с прибавлением припева «Честне́йшую херуви́м…» к каждому стиху, откуда получила своё второе, наиболее употребительное название — «Честнейшая».

У католиков и протестантов распев тех же стихов Писания (без какого-либо припева) именуется магнификатом, по первому слову первого стиха латинского текста: «Magnificat anima mea Dominum».

Молитва-величание «Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем», ставшая припевом к Песни Богородицы, была составлена преподобным Космой Маюмским.

Песнь Пресвятой Богородицы вместе с пророчеством Захарии (Лк. 1:63—79) составляют 9-ю библейскую песнь. Особенностью 9-й библейской песни является то, что её первая часть (то есть Песнь Богородицы) поётся вместе с припевами «Честнейшую херувим…», и только вторая (пророчество Захарии) — с тропарями 9-й песни канона. При этом Песнь Богородицы поётся перед 9-й песнью канона всегда, то есть и в тех случаях, когда тропари 9-й песни канона (согласно современной сокращённой практике) читаются без библейской песни (с краткими молебными припевами).

Богослужебные замечания

Пение «Честнейшей»

«Честне́йшая» поётся «на два ли́ка» (хо́ра), то есть антифонно. Богослужебное указание гласа «Честнейшей» имеется только в Минее 1 сентября, на праздник (церковного) Новолетия («Нача́ло инди́кта, си́рѣчь но́ваго лѣ́та»), где её предписано петь на 6-й глас и «велегла́сно» (громко). В современной практике это гласовое указание не соблюдается: обычно «Честнейшую» поют напевом ирмоса гласа канона, или иным напевом (самогласным). Во многих храмах «Честнейшую» поют общинно (вместе с народом).

Каждение на «Честнейшую»

На 8-й и 9-й песни канона утрени диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Покадив св. престол и алтарь, диакон, к началу катавасии 8-й песни, выходит северной дверью из алтаря, совершает каждение царских врат, правой стороны иконостаса и встаёт у иконы Божией Матери. По окончании катавасии, кадя икону Богородицы, диакон возглашает: «Богоро́дицу и Ма́терь Све́та в пе́снех возвели́чим», и лики (хоры) начинают пение «Честнейшей».

Далее диакон кадит левую сторону иконостаса, клироса́, народ (молящихся в храме) и весь храм, затем, поднявшись на солею́, вновь кадит царские врата, иконы Спасителя и Богородицы, и возвращается южной дверью в алтарь.

Когда «Честнейшая» не поётся

Глава 20 Типикона «О еже когда поется Честнѣйшую, и когда не поется», гласит:

Подоба́етъ вѣ́дати: я́ко всегда́ пое́тся Честнѣ́йшую: въ недѣ́ляхъ всего́ лѣ́та и въ предпра́зднствахъ, и попразднствахъ, и въ седми́чныя дни. Не пое́тся же Честнѣ́йшая во влады́чнихъ и богоро́дичныхъ пра́здникахъ, е́же есть, на Рождество Богородицы, и на отда́ніе пра́здника ея́. На Воздви́женіе Честна́го Креста́, и на отда́ніе его́. На Введе́ніе Богоро́дицы, и на отда́ніе его́. На Рождество Христово, и на у́тріе, и на отда́ніе его́. На Обре́заніе Госпо́дне, и въ па́мять Вели́каго Васи́лія. На Богоявле́ніе Госпо́дне, и на у́тріе, и на отда́ніе его́. Въ Па́мять во святы́хъ оте́цъ на́шихъ, и вели́кихъ іера́рховъ, Васи́лія Вели́каго, Григо́рія Богосло́ва, и Іоа́нна Златоу́стаго. На Срѣ́теніе Госпо́дне, и на отда́ніе его́. На Благовѣ́щеніе. От суббо́ты пра́веднаго Ла́заря, до недѣ́ли Θомины́, во всѣхъ недѣ́ляхъ Пятьдеся́тницы, кромѣ́ Недѣ́ли Святы́хъ Оте́цъ. Въ преполове́ніе Пятьдеся́тницы, и на отда́ніе его́. Въ сре́ду, предъ Вознесе́ніемъ. На Вознесе́ніе, и на отда́ніе его́. На Соше́ствіе Свята́го Ду́ха, и на у́трени въ понедѣ́льникъ, и на отда́ніе его́. На Преображе́ніе, и на отда́ніе его́. На Успе́ніе Богоро́дицы, и на отда́ніе его́. То́чію а́ще случи́тся пра́здникъ, или́ отда́ніе пра́здника ко́его въ недѣ́лю: и тогда́ пое́тся Честнѣйшую.

На службах господских и богородичных праздников и их отданий (кроме отдания Пятидесятницы), когда «Честнейшая» не поётся, на 9-й песни канона вместо неё (и пророчества Захарии) поются особые «припевы праздника», первый из которых обычно возглашается диаконом (вместо возгласа «Богоро́дицу и Ма́терь Све́та в пе́снех возвели́чим»). Например, в праздник Рождества Богородицы диакон возглашает первый припев: «Велича́й, душе́ моя́, пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере», а в праздник Преображения Господня: «Велича́й, душе́ моя́, на Фаво́ре преобрази́вшагося Го́спода».

Примечания

  1. Об истории песнопения «Честнейшую херувим» и его месте в богослужениях см., например, Свящ. Димитрий Юревич. О песнопении «Честнейшую херувим».
  2. В связи с этим в некоторых богослужебных книгах (например, некоторых Ирмологиях) собственно 9-й библейской песнью называется именно пророчество Захарии, а «Песнь Пресвятой Богородицы» («Честнейшая») специально отделяется между 8-й и 9-й библейскими песнями.
  3. Диакон Владимир Владимирович Василик, «Происхождение канона (Богословие, история, поэтика)», СПб., 2006 г., Стр. 308.
  4. «Мы же стіхосло́вимъ 9-ю пѣснь, пою́ще велегла́сно, на гласъ 6: Вели́читъ душа́ моя́ Го́спода: Припѣваемъ же: Честнѣ́йшую херуві́мъ:» (Минея, 1 сентября).
  5. Впрочем, Минея 1 сентября предписывает каждение и возглашение совершать священнику: «Іере́й же покади́въ Святу́ю трапе́зу, возгласи́тъ: Богоро́дицу и Ма́терь Све́та въ пѣ́снехъ возвели́чимъ. И покади́въ Святы́й Олта́рь, и всю це́рковь, и бра́тію, е́же повсегда́ на 9-й пѣ́сни у́трени не оставля́ется».
  6. По книге: Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян / сост. И. В. Гаслов. — СПб: Сатисъ, 2000. — С. 61—63. — ISBN 5-7373-0150-8..
  7. Типикон. Глава 20.
  8. То есть на воскресных (недельных) богослужениях в течение всего года (лета).
  9. если только эти дни не являются воскресными

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *