И а аршавский

Как «работают» фасциальные техники?
#рассуждениямассажиста
«Механотрансдукция — это биологический механизм, с помощью которого клетки превращают механический стимул в химическую активность» (с).
Во многих случаях, феномен механотрансдукции объясняет, почему силовая тренировка приводит к изменению мышц и их гипертрофии, а также к прочим биологическим изменениям в тканях. Но относится ли это к массажу и к прочим манипулятивным практикам (хирургия не в счет)?

С чего вдруг такой вопрос? А к тому, что мы — специалисты, склонны верить и убеждать пациентов в том, что наши манипуляции способны изменить свойства их тканей. Возьмем, к примеру, фасцию, или соединительную ткань. Эта тема на пике моды и многие из нас страстно и искренне увлечены идеей фасциальных манипуляций: от Стекко до Майерса, от Стилла до… почти каждого из специалистов, использующих массаж и прочие мануальные методы. Загуглим только «myofascial massage» и найдем более 5 млн ресурсов. И услышим много слов о способности растянуть, убрать спайки, рубцовую ткань и прочее. А эти странные слова типа «рестрикции» или «ограничения». И да, конечно, растянуть, убрать и разорвать — все это делается в виде разнообразных прикосновений к коже, от легчайших и нежнейших до сверхсильных и, порой, грубых. Но почему мы думаем, что прикосновение к коже, каким бы сильным оно не было, повлияет на состояние соединительной ткани глубже этой кожи? Разве так «работает» механотрансдукция? Нужно попытаться разобраться, чем мы и займемся на онлайн-семинаре 11 ноября. А для лучшего усвоения материала кое-что предложу в качестве внеклассного чтения.

Для начала предположу, что в сравнении мышечной и фасциальной (соединительной) тканей именно мышечная будет более восприимчива к изменениям, как более тонко организованная. Следовательно, далее я могу предположить, что мышца при ее прямом интенсивном растирании (если бы таковое было возможно), а в нашем случае — при растирании и смещении кожи над ней, должна была бы гипертрофироваться. Ведь именно так мышца отвечает на повторяющийся механический стимул. Но, боюсь, что если я озвучу это предположение вслух, но навлеку на себя если не гнев богов, то смешки окружающих точно. Такая идея даже не рассматривается в среде специалистов, потому что мы не видим ничего подобного. 10 занятий в фитнес-зале и 10 сеансов массажа или остеопатических манипуляций совершенно по-разному отразятся на тонусе и размере ваших мышц. Но почему тогда менее адаптивная и более инертная во всех отношениях фасциальная ткань должна быть более чуткой и восприимчивой к потираниям и смещениям кожи лучше, чем мышечная? Потому что кожа — это уже соединительная ткань? Конечно. Но мы ведь подразумеваем, что наши манипуляции влияют на более глубокие слои фации?
Я давно слежу за публикациями на эту тему и пока внятных доводов в пользу того, что наши манипуляции как-то влияют на механические свойства фасции нет. Скорее, это очень сомнительная возможность. Нажатием локтя или нежным растяжением кожи, прокатушками на пенопластовом валике изменить зрелую соединительную ткань? Мне это кажется неправдоподобным. Неужели мое тело настолько хлипкое, что начнет видоизменяться под воздействием контакта с куском пенопласта или чьего-нибудь исцеляющего пальца? Нет, напротив, я очень надеюсь, что мое тело «сделано» из более прочного материала. Единственное, что охотно приму во внимание, так это неврологический аспект влияния на фасцию. Но не механический.
Так что механотрансдукция — это не самый подходящий способ объяснения тех эффектов, которые наши манипуляции оказывают на ткани.

Следующая идея, которую слишком рьяно эксплуатируют многие из нас — это мысль о том, что «все со всем связано» фасцией. Отличная идея, кстати. По всей видимости, это действительно так. Проблема в том, что мы слишком буквально ее воспринимаем в одних случаях, и тут же забываем об этом в других. Пример. В то время, как одни анатомы нарезают тело на кусочки в виде 700 отдельных мышц, другие, не менее искусные, режут вдоль определенных продольных линий, выделяя целые пласты тканей и называя их «анатомическими поездами». Считается, что через них проходит напряжение и передача усилий с одного участка на другой. Отчасти, так и есть и я отнюдь не выступаю в роли критика подобного понимания мышечной деятельности. Но, насколько этот факт имеет терапевтическую ценность? Возьмем, к примеру, боль в предплечье. Специалист, использующий концепцию анатомических поездов без труда определит, с какой именно линией руки предстоит «поработать» (промассировать, как бы вы это ни делали), пройти по ней вверх или вниз. Он понимает, что если «все с всем связано», то «причина» боли может быть где-то выше или ниже вдоль линии. Но что это за «причина»? Спайка и адгезии в результате былой травмы? Может быть. Но я за 25 лет практики так и не научился их надежно и достоверно обнаруживать. А, может быть, вы тоже? Просто слишком доверяете своим ощущениям, не подвергая сомнению их возможную обманчивость? Возможно, ошибочно интерпретируете сигналы собственных рецепторов как реакции чьих-то тканей?

«Говоря о пальпации спаек и адгезий… Во-первых, адгезия — это волокна коллагена, прикрепляющие одни структуры к другим… Мне очень трудно поверить, что кто-либо (включая меня, который преподает пальпацию мягких тканей во всем мире) может честно заявить, что может пальпировать волокна коллагена (или любые иные молекулы белка). Таким образом, концепция пальпации спаек просто не логична и невозможна».
Д-р Андрео Спина, преподаватель функциональной анатомии.

А что такое «спайки»? Адгезии, рестрикции, рубцовая ткань? Даже муху, залетевшую в кабинет почти каждого специалиста тошнит уже от количества услышанных за день упомянутых терминов. О спайках не пишут в научных журналах и никто не может точно сказать, что это такое. Если предположить, что спайка — это рубец, то руками на него повлиять невозможно — он не рвется, как пасть льва, да и вы, скорее всего, не Геракл. Если предположить, что спайка — это слипание между некими слоями ткани, то любой тип активной нагрузки типа упражнений, разминки, любой тип движений ее устранит. Это называется изменением вязко-эластичных свойств ткани. И даже здесь понимания того, существуют ли слипания (адгезии) на самом деле в живых телах пока нет. В мертвых — сколько угодно, а вот в живых — пока загадка.
Откуда берутся «спайки»? Понятно, если по причине травм или хирургических вмешательств. Но доминирует в профессиональном сообществе тезис о микротравматизации. Практически, в результате вполне обычного образа жизни. Вполне обычных тренировок: бега, отжиманий и приседаний. Именно микротравмы обеспечивают нашу адаптацию. Микротравмы делают наши кости крепче, мышцы больше, а сухожилия плотнее. Нашу иммунную и нервную систему выносливее и сильнее. Микротравмы в конечном итоге — это то, что позволяет нам прыгнуть выше и пробежать дальше. Но если называть их источником рубцовых изменений, которые, в свою очередь, являются источником боли и болезней, то не значит ли это, что все обладатели красивых и сильных тел лишь кажутся здоровыми, а на самом деле они насквозь больны? Трудно ведь оставаться здоровыми, пройдя через миллионы микротравм на пути к красивому телу и результатам и ни разу не прочувствовав на себе этих фасциальных манипуляций… «Бедный, бедный человек… Какой он бедный человек… Где он? Нужно подставить ему плечо. Бросить спасательный круг человеческого сострадания…» (с) Кто же избавит его, наконец, от всех этих спаек?!

Заключение.
Итак, резюмирую:
1.Почему мы склонны полагать, что можем вызывать изменения в фасции руками : распускать, выпускать (дословное значение слова «релиз»), а в мышечной ткани, гораздо более восприимчивой к механическому стрессу — нет? К неврологической составляющей мой вопрос не относится. Только к механической.
2.Если фасция повсюду и все со всем объединяет, почему нужно руководствоваться некоторым ограниченным набором произвольных линий?
3.Крупная фасция тела настолько крепка, что ее растяжение совершенно невозможно никаким известным мануальным способом: ни насильственным, ни ненасильственным. А если спайки — это мелкие и тонкие структуры, то разрушить их может любое активное действие, совершенное в полном диапазоне. Так что настаивать на своей уникальности или уникальности своего метода специалист может лишь с большой натяжкой.

Я бы не мечтал о чем-то лучшем в своей деятельности, чем о возможности правдиво сказать пациенту, что я найду и устраню его спайки и рестрикции или докопаюсь до причин его боли, пройдя по конкретной миофасциальной линии. Это лучшее, что я мог бы сказать: ведь идея проста и понятна нам обоим. Но, увы. Пока не могу. Все гораздо запутанней и интереснее. Боль сложна и ее терапия — это вызов, который значительно шире всех фасциальных манипуляций вместе взятых. А эффекты массажа или остеопатического лечения глупо сводить к обычной механике.

Дисклеймер.
Есть много замечательных специалистов с золотыми руками — адептов фасциальных манипуляций, объясняющих свое влияние с позиций модели механотрансдукции. Это чуткие и умелые специалисты. И я не ставлю под сомнение их деятельность или ценность. Я ставлю под сомнение саму модель, которую мы используем, вводя в заблуждение себя и других и которая мне кажется совершенно несостоятельной в отношении того, что мы делаем руками.

Физиологическую незрелость можно исправить!

Физиологическая незрелость младенцев может быть врожденной или приобретенной. Чтобы эффективно лечить новорожденного, нужно знать специфические особенности его физиологии и физиологически обоснованные критерии эффективности выздоровления.

Основными показателями физиологической незрелости являются:

1. Сниженный мышечный тонус (мышечная гипотония). У таких детей почти полностью отсутствует либо едва заметна сгибательная гипертония. Крайние случаи характеризуются тем, что у них ручки и ножки висят как бы плетьми. А отсюда не только слабо проявляются, но и почти полностью отсутствуют вышеперечисленные двигательные рефлексы: хватательный, пяточный и другие. Тяжким симптомом физиологической незрелости является крипторхизм, т. е., когда яички у младенца-мальчика не спускаются в мошонку, и при этом полностью отсутствует кремастерный рефлекс.

2. Сниженная иммунобиологическая устойчивость. Отсюда, как следствие, возникновение множества разнообразных состояний патологии, в частности онкологической.

МЕРЫ КОМПЕНСАЦИИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗРЕЛОСТИ

Физиологическая незрелость — это, разумеется, отклонение состояния новорожденного от нормального состояния. Однако мы не считаем такую незрелость БОЛЕЗНЬЮ, так как она может быть полностью ликвидирована (компенсирована). Для этого необходимо прежде всего восстановить нормальный мышечный тонус и нормальную двигательную активность. В первые дни после рождения это возможно лишь через холодовые воздействия — единственную специфическую форму, рефлекторно стимулирующую скелетную мускулатуру у физиологически незрелых и зрелых новорожденных. Холодовое воздействие, при- том со значительным перепадом, является, как принято считать, СТРЕССОВЫМ РАЗДРАЖИТЕЛЕМ.

Как же оценить степень выраженности двигательной активности у новорожденных? Какой критерий положить в основу классификации физиологически незрелых младенцев в зависимости от степени этой незрелости? Критерий этот должен быть объективным и не должен ограничиваться лишь регистрацией незрелости; он должен быть учтен для принятия необходимых мер компенсации незрелости БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КАКИХ-ЛИБО ЛЕКАРСТВ.

Мы предлагаем родившегося в состоянии мышечной гипотонии, неспособного в связи с этим реализовать полноценное дыхание, независимо от начального веса при рождении сразу же окунуть с головой в воду, температура которой 6-8°, и тут же вынуть. При нерезко выраженной физиологической незрелости и мышечной гипотонии достаточно двух-трех окунаний, чтобы повысить мышечный тонус и тем самым добиться полноценного внеутробного дыхания.

Уже в родильной комнате положенный на стол новорожденный может быть подвергнут воздействию холода. Как ни странно, ребенок реагирует на холод как бы ,,удовольствием»; действительно, «согреть» физиологически незрелого новорожденного можно ТОЛЬКО ХОЛОДОМ. При воздействии холода температура в прямой кишке в зависимости от степени выражения тонуса ПОВЫШАЕТСЯ на несколько десятых градуса (иногда до одного градуса).

Степень физиологической незрелости можно оценить по времени, в течение которого длится адаптивная реакция на холод (это может выражаться не только в повышении мышечного тонуса, но и в попытке младенца начать двигательную активность).

По продолжительности реакции приспособления на холод можно выделить три степени физиологической незрелости. Первая (тяжелая) степень, когда адаптивная реакция длится не более 10 секунд. Вторая (средняя) степень, когда реакция длится несколько десятков секунд. Третья, сравнительно легкая степень физиологической незрелости, когда реакция длится минуту и более. Во всех случаях при прекращении воздействия холода наступает фаза избыточного восстановления (третья фаза по нашей классификации). А так как третья (анаболическая) фаза сопровождается обычно положительной эмоцией, то вторым критерием, оцениваемым глазом, может служить реакция младенца на грани удовольствия; это видно по выражению лица новорожденного.

Мы уже подчеркивали важность раннего прикладывания новорожденных к материнской груди. Особенно важным представляется это условие для физиологически незрелых младенцев независимо от их веса при рождении. Следует не только приложить ребенка (одетого) к груди матери, но и вложить сосок в его ротик. Даже если сосательный рефлекс еще не реализуется, ребенок должен находится у материнской груди не менее 10 минут, чтобы через соответствующее запечатление (импринтинг) не погасить у девочек будущий материнский инстинкт, а у мальчиков — дальнейшее развитие половой системы. Если ребенок еще не способен высасывать грудь, его необходимо затем накормить (через зонд) сцеженным молозивом матери или другой женщины. Чем меньше вес младенца, тем меньше он должен получить молока; о достаточности кормления можно судить по началу излияния молока обратно через ротик. Физиологически незрелые дети меньшего веса должны кормиться чаще, иногда до 12 раз в сутки. После перевода из родильного отделения физиологически незрелых детей тоже не следует отделять от матери. В отличие от физиологически зрелых эти младенцы не заявляют криком о том, что введенное в желудок молоко уже переварено. Но по изменению мимики можно заметить, что ребенок уже ,,проголодался», и начать подготовку к очередному кормлению.

Эта подготовка сводится к распеленанию, подмыванию ХОЛОДНОЙ водой из-под крана и обливанию ею же в течение такого времени, пока он отвечает повышением мышечного тонуса. Это повышение каждая мать легко ощущает пальцами. Такую процедуру следует повторять не менее 3-4 раз в день. Мать должна быть убеждена, что согреть своего малыша она может только ХОЛОДОМ. По окончании обливания младенца следует обтереть фланелевой пеленкой, одеть (в свободную одежду!) и приложить к груди. Накормив (грудью или через зонд), уложить в детскую кроватку, расположенную рядом с кроватью матери, и укрыть (завернуть) легким одеяльцем, причем температура воздуха под одеялом не должна быть выше температуры самого младенца.
Отметим, что одеяло, каким бы «теплым» оно не было, не является источником тепла, а лишь ограничивает теплоотдачу ребенка в окружающее пространство.
Благодаря развитию в условиях холодовых воздействий ребенок сам создает подкожный теплоизоляционный слой, тем более выраженный, чем лучше развита скелетная мускулатура. Такой ребенок уже к месячному возрасту может оставаться голеньким или в свободной распашонке при комнатной температуре (18-20°) до 20 минут и уже в роддоме начинает прибавлять в весе за счет увеличения массы скелетных мышц, в связи с повышением мышечного тонуса. У многих таких детей появляется и способность осуществлять сосательный рефлекс. А по возвращении домой мать должна продолжать все описанные процедуры, начатые в роддоме.
Первые три дня дома ребенка следует перед очередным кормлением погружать в ванну с головкой на 3-5 секунд, повторяя эту операцию до 3 раз в сутки. Не следует опасаться, что ребенок захлебнется или вдохнет воду в легкие, ибо при полном ВЕРТИКАЛЬНОМ погружении в воду происходят рефлекторная остановка дыхания, перекрытие ушей и воздушных ходов вначале на 5-6 секунд, к шестимесячному возрасту до 30 секунд, а к году до 40 секунд (а вовсе не до нескольких минут, как говорится в некоторых популярных брошюрах!).

Отметим еще, что температура воды 24° или даже (после некоторого привыкания) 18° воспринимается младенцем как БОЛЕЕ ХОЛОДНАЯ, чем его собственная температура, и вызывает повышение мышечного тонуса. А температура воздуха 34° (или еще выше) способствует, наоборот, СНИЖЕНИЮ мышечного тонуса, а потому ВРЕДНА для ребенка физиологически незрелого.

Некоторые родители за отсутствием ванны обливают ребенка холодной водой из ведра. Однако при этом невозможно своевременно заметить окончание повышения мышечного тонуса и, следовательно, невозможно установить оптимальное время воздействия холодной воды;
это также исключает возможность реализовать периодически осуществляющийся двигательный (динамический) компонент нагрузки на скелетную мускулатуру.

Физиологическая незрелость возникает нередко у новорожденных, появившихся на свет физиологически зрелыми, в связи с поздним прикладыванием к груди матери. Если своевременно принять необходимые меры, в том числе меры закаливания, физиологическую незрелость удается в значительной мере компенсировать уже к концу первого месяца жизни; рефлексы, в частности пяточный и кремастерный, хорошо выражены, ребенок уверенно опирается пятками на ладонь взрослого или на другую опору. Следует особо отметить развитие у младенца сосательного рефлекса, благодаря которому у матери не прекращается лактация, и она может кормить ребенка до годовалого возраста.

Сосательный рефлекс обычно вырабатывается у физиологически незрелых младенцев к двухмесячному возрасту, если, разумеется, перед каждым кормлением (через зонд) прикладывать ребенка к груди и вкладывать ему в рот сосок матери.

Ребенок, родившийся с весом 3,5 кг, прибавляет к концу первого месяца жизни 1 кг и более; лежа на животе, хорошо поднимает головку; большинство детей начинает «гулить», как бы создавать свой собственный язык задолго до начала членораздельной речи. Тем самым как бы устанавливается контакт с матерью, которая начинает «пони- мать» оттенки звучания голоса младенца и соответственно его потребности. Некоторые дети уже в месячном возрасте могут стойко удерживать головку в вертикальном положении, хотя обычно эта способность развивается к полутора месяцам. Наконец, после месяца проведения процедур (холодовых) закаливания повышается иммунитет ребенка к заболеваниям; как правило, ребенок не болеет и в дальнейшем, он остается здоровым. Особенно эффективны холодовые воздействия для детей, заболевающих рахитом и имеющих склонность к разного рода аллергиям.

При осуществлении всех описанных выше воздействий дети с врожденной физиологической незрелостью достигают к годовалому возрасту веса 9-10 кг так же, как и дети, родившиеся физиологически зрелыми, и так же, как родившиеся с весом 1,8-2 кг. Подавляющее большинство наблюдавшихся нами детей с врожденной физиологической незрелостью, которые на первом году жизни подвергались этим воздействиям, почти не болели. Следует обратить внимание на то, что эти дети по особенностям своей физиологии и устойчивости к заболеваниям значительно превосходят детей, родившихся физиологически зрелыми, но не закалявшихся.

Из книги И.А. Аршавского «Ваш ребенок. У истоков здоровья».

#РС_Аршавский #РС_дети_0_1 #РС_Закаливание

Брошюра профессора И. А. Аршавского посвящена важнейшей теме — немедикаментозным средствам оздоровления детей самых ранних возрастных периодов. Существенная ценность этих рекомен­даций еще и в том, что читатель получает их «из первых рук»: они основаны на данных многолетних исследований руководимой И. А. Аршавским лаборатории.

Для массового читателя.

Ваш малыш может не болеть. Аршавский И. А.

Придумать название научно-популярной книги непросто — это порой сопоставимо по труд­ности с ее написанием. Ведь оно должно, во-первых, точно отражать основную научную идею текста. А во-вторых, быть привлекательным для массового читателя; ибо, чем больше людей прочтут издание, пропаганди­рующее ту или иную идею или сумму идей, тем больше его про­светительский эффект. Как же назвать эту брошюру?

Ваши дети не должны болеть…

Ваш малыш должен не бо­леть…

Нет, не то. Понятия «долг», «должен» не всегда соотносятся с понятием «возможность».

Вступление
Закон здоровья: приобретаем, расходуя
Что такое физиологическая зрелость
Мир входящему!
Ребенок родился — каков он?
Практикум для родителей: компенсация физиологической незрелости
Заключение

Введение

Ваш малыш может не болеть… Вот это значительно точнее. Действительно, дети, родив­шиеся физиологически зрелыми или с компенсированной физио­логической незрелостью (о со­держании понятия «физиологи­ческая зрелость» читатель уз­нает несколько дальше), при соблюдении гигиенических тре­бований, соответствующих спе­цифике физиологии новорож­денных, не могут не только умереть, но и заболеть. А между тем показатели детской заболе­ваемости и детской смертности у нас в последние годы не сни­жаются и даже растут.

Проблема здоровья детей по­мимо своей общечеловеческой, гуманитарной значимости имеет поистине жизненно важное зна­чение для любого общества, лю­бого государства. Едва ли будет преувеличением сказать, что в прямой зависимости от ее успешного решения находится благополучное будущее и нашей страны.

Соответствуют ли наши общие усилия в данной области важно­сти этой проблемы?

Для новорожденных, для де­тей более старшего возраста у нас делается немало. Однако, не зная досконально специфиче­ских особенностей физиологии, какими развивающийся орга­низм характеризуется на разных возрастных этапах, мы не можем научно обоснованно осущест­влять организацию среды, т. е. создавать гигиенические условия для каждого возрастного перио­да, а в его пределах — для каж­дого отдельно взятого ребенка.

Клиническая педиатрия, при­званная лечить больного ребен­ка, в отличие от медицинских дисциплин взрослого организма пока еще является в значитель­ной мере эмпирической об­ластью знания. Чтобы лечить ребенка, надо знать специфиче­ские особенности протекания патологии в детском организме. А для этого необходимо ясно представлять особенности фи­зиологии ребенка в разные воз­растные периоды — в грудном возрасте, преддошкольном, дош­кольном, школьном. Не дожи­даясь, когда науку о физиоло­гии развивающегося ребенка создадут профессиональные фи­зиологи, ее на свой риск и страх разрабатывают практикующие клиницисты-педиатры. Отсюда неизбежность использования «метода проб и ошибок».

Недостаточный еще уровень научной обоснованности многих разделов педиатрии породил труднейшие проблемы (как соб­ственно в области детского здравоохранения, так и в педа­гогике — не только школьной, но и дошкольной). Отсюда есте­ственное стремление очень мно­гих родителей, в основном моло­дых, взять решение проблемы здоровья детей в свои собст­венные руки. Эта инициатива приобрела сейчас характер чуть ли не массового движения. Вот почему так важно дать широкой родительской общественности рекомендации по воспитанию де­тей здоровыми и удобопонят­ные научные обоснования таких рекомендаций. Особенно суще­ственно это в отношении детей ранних возрастных периодов, на­чиная с периода новорожден­ное

Именно данной теме и посвя­щена настоящая брошюра.

Хотелось бы отметить, что изложенное в ней опирается в основном на данные, получен­ные в нашей лаборатории в тече­ние многих лет — начиная с 1935 года.

Закон здоровья: приобретаем, расходуя

Одним из самых сложных в науке о возрастной физиоло­гии человека является вопрос о причинах и механизмах, обусловливающих рост и разви­тие организма в процессе его онтогенеза (т. е. индивидуаль­ного развития организма, на­чиная с момента его возникно­вения в виде оплодотворенного яйца — зиготы). Существует до­статочно много онтогенетиче­ских теорий, связанных с имена­ми известных ученых (М. Рубнер, Г. Селье, Ц. Майнот, А. Нагорный, Р. Катлер и ряд других). Согласно сложившимся представлениям, уже в материн­ской яйцеклетке предопределена некая величина энергетического фонда, который организм только и может затратить в процессе своего развития. Само же разви­тие мыслится как постепенно за­тухающее восстановление орга­низма. Мы пошли своим путем.

Опираясь на многолетние сравнительные онтогенетические исследования, мы пришли к зак­лючению, что неодинаковая про­должительность жизни у разных видов млекопитающих опреде­ляется особенностями развития их скелетной мускулатуры, в свою очередь связанными с соот­ветствующими экологическими условиями. Возьмем, к примеру, такую сравнимую пару живот­ных, как кролик и заяц, кото­рые к взрослому состоянию при­обретают близкие линейные и весовые размеры. Согласно тео­рии М. Рубнера (так называе­мому «энергетическому правилу поверхности»), они должны ха­рактеризоваться одинаковой ин­тенсивностью обмена веществ и физиологических отправлений, одинаковой продолжительно­стью жизни. В действительно­сти, как показали данные иссле­дований, вид, которому свойст­вен более высокий объем двига­тельной активности в естест­венных условиях среды обита­ния, характеризуется в состоя­нии так называемого покоя меньшими величинами основно­го обмена и физиологических отправлений различных систем организма. При этом продол­жительность его жизни значи­тельно (вдвое и более!) выше, чем у другого представителя пары.

Так на основе огромного ма­териала, полученного в ходе многолетних исследований, воз­никла теория индивидуального развития, которая (в противовес энергетическому правилу по­верхности) получила название энергетического правила скелет­ных мышц, или — еще правиль­нее — энергетического правила двигательной активности. Сог­ласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостно­го организма и его клеточных элементов (так же, как и осо­бенности физиологических от­правлений различных органов и систем органов) находятся в прямой зависимости от характе­ра функционирования скелет­ных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная актив­ность является фактором функ­циональной индукции восстано­вительных процессов (анаболиз­ма) . Особенность последних, как нами было установлено, заключается не просто в восста­новлении исходного состояния в связи с имевшей место очеред­ной деятельностью развивающе­гося организма, а в обязатель­ном избыточном восстановле­нии. Речь идет об избыточном восстановлении как живой протоплазменной массы, так и энер­гетических потенциалов, за счет которых в последующий мо­мент может быть осуществлен больший объем функций и вы­полняемой работы. В функци­ональной индукции избыточного анаболизма, следующего за каж­дой очередной активностью, и следует видеть то специфиче­ское, что характеризует только живые организмы в отличие от всего неживого.

Мы на это обращаем внима­ние потому, что в классической физиологии прочно сложились представления, согласно кото­рым при осуществлении каждой очередной физиологической функции, в частности двигатель­ной, восстановительные процес­сы характеризуются восполне­нием затраченного лишь до изначального исходного состоя­ния. Это мешало подойти к по­ниманию истинных механизмов и закономерностей индивидуаль­ного развития.

Сказанное относится не толь­ко к целостному организму, но и к клетке. Каждый очередной ме­таболический цикл на ее уровне, или цикл возбуждения, неверно мыслится как строго замкнутое на себе симметричное кольцо (см. рис.— позиция а). В дейст­вительности же такой цикл, осу­ществляемый в клетке, представляет собой асимметричное коль­цо (см. рис., позиция б). По­казанный на рисунке «хвостик» и характеризует ту или иную меняющуюся величину избыточ­ного восстановления, без кото­рого рост и развитие организма не могли бы иметь место.

Иными словами, речь должна идти не о постепенной трате наследственно предопределенно­го энергетического фонда, а о непрерывном обогащении его. Благодаря периодически осуще­ствляемой двигательной актив­ности человек (начиная с перио­да еще до рождения) как бы сам «заводит часы своей жизни», обеспечивая себе тем самым фи­зиологически полноценное инди­видуальное развитие. Чтобы обо­гатиться дополнительными энер­гетическими ресурсами, необхо­димо затратить уже имеющиеся. В каком объеме? Об этом и пой­дет речь ниже. Но сначала еще о нескольких важных научных понятиях, без чего дальнейший разговор просто невозможен.

Итак, можно считать, что к настоящему времени сложились две тенденции в борьбе за здо­ровье родившегося ребенка. Одна опирается на традицион­ную для медицины (и тем са­мым для клинической педиат­рии) линию: обеспечение здо­ровья ребенка через использо­вание мер интенсивной терапии, т. е. применение сильных ле­карств. По нашему мнению, если учитывать специфические осо­бенности физиологии новорож­денных, она для них противопо­казана, ибо может лишь углу­бить имеющуюся патологию либо вызвать новую. Вторая тен­денция предусматривает органи­зацию таких гигиенических ус­ловий среды, которые должны соответствовать специфическим собенностям физиологии но­ворожденного и, более того, тем особенностям, что в преде­лах данного возрастного периода присущи именно данному конк­ретному ребенку. Сейчас же многие рекомендации педиатрии на этот счет не соответствуют специфическим особенностям физиологии ребенка разного возраста. Хочется подчеркнуть, что педиатрия в этом совершен­но не повинна. Вина за сложив­шуюся ситуацию лежит исклю­чительно на физиологии, кото­рая едва ли не до последнего времени не уделяла (или почти не уделяла) внимания экспери­ментально-научному анализу проблем здоровья детей и тем са­мым детского здравоохранения в целом.

Описанные методы закалива­ния и организации гигиениче­ских условий среды, опирающие­ся на анализ специфических осо­бенностей физиологии новорож­денных,— это не только эффек­тивная мера компенсации сос­тояний физиологической незре­лости. Они могут рассматривать­ся и как физиологическая основа профилактики разнообразных заболеваний, причем не только в период новорожденности, но и на будущее.

Думается, каждому приходи­лось слышать примерно такой разговор двух мам. Та, что по­моложе, взволнованно говорит:

— Ну просто не вылезает из болезней. То насморк, то ка­шель, то горло, то уши. Теперь вот диспепсия… Опять мне брать больничный. Что делать — ума не приложу!

Та, что постарше, спокойно отвечает:

— Не волнуйтесь, милочка. Это же совершенно нормаль­но: дети просто не могут не бо­леть.

Дорогие мамы и папы! Не верьте в эту «житейскую муд­рость». Если вы добьетесь компенсации физиологической незрелости вашего младенца (зачастую приобретенной в первые дни жизни из-за не­правильного режима), его бо­лезни вовсе не будут обязатель­ными.

Помните: ваш малыш может не болеть. А значит — не должен болеть. И зависит это прежде всего от вас.

Скачать книгу

Скачать только этот материал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *