Иерусалим город

Государство общей площадью 26,9 тысяч квадратных километров (площадь самого Израиля — 20,7 тысяч квадратных километров, а 6,2 тысяч квадратных километров приходится на сектор Газа и Западный берег Иордана) находится на юго-западе Азии, на восточном побережье Средиземного моря. На севере Израиль граничит с Ливаном, на северо-востоке — с Сирией, на востоке — с Иорданией, а на юго-западе — с Египтом.

Рельеф страны достаточно разнообразный — на западе, вдоль побережья Средиземного моря, тянется плодородная Прибрежная равнина, на северо-востоке — Голанские высоты, на востоке — горные цепи Галилеи и Самарии, а также впадины Иорданской долины и Мертвого моря. Южную часть страны занимают пустыни Негев и Арава. Высшая точка государства — гора Хермон (2224 метов) на севере, самая низкая — Мертвое море (400 метров ниже уровня мирового океана — низшая точка суши на Земле).

Количество среднегодовых осадков является максимальным на севере страны,и постепенно снижается к югу. В то время как в районе Хайфы всю зиму идут дожди, в южном Эйлате может не выпасть ни капли осадков. Северные горные районы Израиля богаты сосновыми лесами, множеством ручьев и водных источников. Юг страны засушлив, и существует необходимость постоянной переброски туда воды с севера для сельского хозяйства и живущего там населения. Основной водный источник Израиля (и естественный резервуар) — озеро Кинерет, дающее до 60% всей потребляемой пресной воды. Остальную воду дают артезианские источники и опреснительные установки на побережье Средиземного моря.

В последнее десятилетия проблема с пресной водой особенно обострилась из-за роста населения и ограниченности водных ресурсов. Следствием этого является обмеление Мертвого моря, питаемого рекой Иордан, в свою очередь слишком активно разбираемой для сельского хозяйства.

Я бы назвала эту книгу лжеистория, альтернативная история, что угодно, только не история, но так уж ее типировали для ВС.
Мне казалось, что с тех пор, как мне заявили, что теория относительности неверна, а Эйнштейн — старый хитрый еврей, что скорость света не константа, потому что в воде она не так шустро идет, а я схватилась за голову и говорила: В вакууме! Скорость света — абсолютная величина, рассчитанная для вакуума! Показатель преломления среды, твою мать! Школьный курс, ну е-мое! — так вот, мне казалось, что с того времени я немножко отрастила шкуру и перестала реагировать на подобное.
Но нет, не перестала, хотя и переквалифицировала всех людей, несущих подобную хрень в разряд: «С ними говорить только о погоде!», а фильмы и книги в категорию: «Смотреть/читать только под алкоголем, с попкорном».
Потому что Носовский и Фоменко были и остались зарядом концентрированной мощи, несущим свою ересь в массы. Что характерно, эта ересь множится и распространяется как раз со скоростью света с поправкой на среду. Почему-то ересь идет гораздо быстрее, чем научные знания. Почему? Попробую для себя объяснить.
Вот живет некий гражданин, у него школьное образование среднее и по уровню и по номиналу, какое-то высшее, про которое он говорит: ну что, когда же мне пригодятся логарифмы? И которое он сдавал каждый раз в авральном режиме перед сессией, остальное время забивая, ну, все же так делают. В голове, в итоге, осело дай бог 20% от материала — в лучшем случае.
И вот, берет он книгу и начинает читать:

По мере появления новых данных становилось все более ясно, что древний Иерусалим Евангелий, скорее всего, не находился в точности на месте Константинополя-Стамбула, хотя был недалеко от него. Дело в том, что гора Бейкос — евангельская Голгофа, — расположена примерно в 30 километрах от старых крепостных стен Стамбула. По древним временам это достаточно далеко. Более того, Бейкос расположен по другую сторону пролива Босфор от Стамбула. Если бы Иерусалим был в точности на месте Стамбула, то это плохо бы вязалось с Евангелиями. Так, например, Евангелия ни словом не упоминают о переправе через водный поток на крестном пути Христа от Иерусалима до Голгофы. Далее, этот путь, согласно евангельскому описанию, стражники, посланные Пилатом, преодолевали несколько раз туда и обратно в течение одного дня. Поэтому вряд ли он мог быть длиной в 30 километров, скорее всего — намного короче.

И ему все нормально, он не чувствует ни малейшего подвоха. А вы чувствуете? Я не буду спойлерить, задам главный вопрос в самом конце. А пока продолжу про некого гражданина. Он не склонен анализировать и не склонен проверять факты. Как показывают исследования, большая часть населения конформна и в принципе склонна доверять авторитетам без проверки. А тут умные люди книжку написали, такое рассказывают, почему бы не поверить? К тому же вот еще интересный момент: теперь получается, что официальные знания врут! А это значит, что не зря, понимаете, не зря этот гражданин не учился в школе, не зря не помнит материал — его и не нужно помнить! Вы ведь посмотрите на этих знатоков, все время потратили на учебу, и им-то ученые и засрали мозги своей псевдонаукой, так засрали, что они правду не видят! А он — видит! Они все такие, а он не такой, понимаете? Он точно знает! И им даже доказывать ничего не нужно.
Помню, ввязалась я в беседу об эволюции, про которую некие граждане точно знают, что ее не было и во всем виноваты инопланетяне. Привела огромный перечень доказательств общего предка с современными приматами. Думаете, в ответ мне пришли какие-то аргументы? Нет, мне было сказано: «Как же легко вам задурить бошку псевдонаукой!»
Поэтому они прочитают, что

Иерусалим — это старая крепость Ерос на азиатском берегу Босфора, у впадения Босфора в Черное море, рядом с горой Бейкос

или

В XIII-XIV веках после падения Древней Ромеи со столицей в старом Царь-Граде на Босфоре (евангельском Иерусалиме) возникает новое государственное образование, Российское Царство.

И им ок, норм. Они глотают, не пережевывая. Всемирный заговор историков, математиков, геологов, антропологов, астрономов, дипломатикаов, лингвистиков и бог весть еще кого… Вообще, ученые очень коварны, они же пользуются какими-то непонятными методами исследований, про которые никто читать не хочет, это скучно и сложно. И даже про эти методы врут! Нагло врут! Они вообще, возможно, состаривают кости и украшения и что-там-еще и закапывают их в культурные слои соответствующих веков, чтобы врать нам! А потом откапывают и врут, так-то. И дедушка Ленин потому дедушка, что плодовит был страшно, детям и внукам несть числа, и только Крупской не повезло.
Еще, надо добавить, это все отлично можно положить на величие России, которой проклятые супостаты (и не менее проклятые ученые) не дают подняться с колен. Они потому и скрывают, чтобы не поднялись!
На этом я остановлюсь, ибо не могу анализировать серьезно книгу, от прочтения которой у меня вытекли глаза.
Вот вам картинка в тему:
А теперь, как и обещала, главный вопрос:
Когда Евангелие в частности и Библия в целом стали историческим документом, на который можно опираться целиком и полностью как на описание фактов?
Всем чмоке в этом чате!

ИЕРУСАЛИМ

В оккупированном Восточном Иерусалиме с шестого декабря не прекращаются столкновения между израильской полицией и палестинцами.

Решение президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля вызвало рост напряженности на Ближнем Востоке.

Полиция Израиля применяет против участников акций протеста в Восточном Иерусалиме шумовые гранаты и слезоточивый газ. Зачастую разгоном акций протеста в Иерусалиме занимается конная полиция.

Несмотря на то, что акции протеста носят мирный характер, полиция отбирает у их участников палестинские флаги. Самих протестующих, в том числе женщин, детей и стариков, избивают, задерживают и допрашивают в полицейских участках.

Полиция Израиля отбирает у протестующих палестинские флаги, срывает их со столбов на улицах Иерусалима.

Таким образом, палестинцев избивают и задерживают только за то, что они осмеливаются поднять флаг Палестины на своей земле. Решиться на это — значит обречь себя на избиение и правовое преследование, но палестинцы не сдаются.

Акции протеста продолжаются в Иерусалиме почти две недели, в основном у Дамасских ворот и в квартале Салахаддин.

Полувековая оккупация Иерусалима

Израильская оккупация Иерусалима, продолжающаяся уже полвека, после решения президента Дональда Трампа объявить город столицей Израиля вступила в новую фазу. Израиль оккупировал Восточный Иерусалим пятого июня 1967 года. В 1980 году Кнессет принял законопроект, в соответствии с которым Израиль в одностороннем порядке объявил Иерусалим своей единой и неделимой столицей.

В ответ на это СБ ООН принял резолюцию за № 478, в которой осудил израильскую аннексию Восточного Иерусалима. Международное сообщество считает, что Восточный Иерусалим находится под израильской оккупацией. Кроме того, ни одно государство не признает Иерусалим столицей Израиля.

Посольства всех стран, признавших Израиль, находятся в Тель-Авиве. После того, как Дональд Трамп выполнил обещание, данное им в ходе предвыборной кампании, США стали первой страной, признавшей Иерусалим столицей Израиля.

На веб-сайте агентства «Анадолу» в укороченном виде публикуется лишь часть новостей, которые предоставляются абонентам посредством Системы ленты новостей (HAS) АА.

Иерусалим — древний ближневосточный город, лежащий на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650—840 м. Один из древнейших городов мира — его возраст более 3500 лет.

Иерусалим является центром двух религий — иудаизма и христианства. Немаловажное значение Иерусалим имеет и для ислама и являет собой смешение памятников истории, культур и народов с огромным количеством достопримечательностей.

Иерусалим, в прошлом столица древнего Иудейского царства, сегодня является официальной столицей Государства Израиль, в нём находятся все правительственные учреждения.

Тем не менее, израильский суверенитет над восточной частью города не признан значительной частью международного сообщества.

Статус Иерусалима

И Израиль, и Палестинская автономия официально считают Иерусалим своей столицей, не признавая такого права за другой стороной.

Израильский суверенитет над восточной частью города официально не был признан ООН и значительной частью международного сообщества.

Органы власти Палестинской автономии вообще никогда в Иерусалиме не находились.

Статус Иерусалима — предмет горячих дискуссий. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181 от 29 ноября 1947 г., известная под названием «Резолюция о разделе Палестины», предполагала, что международное сообщество возьмёт под свой контроль будущее Иерусалима после окончания британского мандата (15 мая 1948 г.).

5 декабря 1949 г. Израиль объявил Иерусалим своей столицей. В Иерусалиме находятся Кнессет (израильский парламент) и все государственные и правительственные учреждения Израиля. В 1948—67 гг., когда Восточный Иерусалим был оккупирован Иорданией, этот статус распространялся только на западную часть города.

В результате победы в Шестидневной войне 1967 г. Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, таким образом получив контроль над всей территорией города, законодательно отделил Восточный Иерусалим от западного берега реки Иордан и объявил свой суверенитет над объединённым Иерусалимом.

Законом об Иерусалиме от 30 июля 1980 г. Израиль объявил Иерусалим своей единой и неделимой столицей.

ООН не признаёт аннексии Восточного Иерусалима. После того, как 15 августа 2006 г. правительство Коста-Рики объявило о переводе своего посольства из Иерусалима в Тель-Авив, а 25 августа того же года правительство Сальвадора последовало его примеру, в Иерусалиме не осталось дипломатических миссий иностранных государств.

Почти все страны размещают свои посольства в районе Большого Тель-Авива, за исключением Боливии и Парагвая, чьи посольства располагаются в пригороде Иерусалима Мевасерет-Цион.

Конгресс США ещё в 1995 г. принял закон о переносе посольства в Иерусалим, однако правительство США постоянно откладывало выполнение решения. В настоящее время посольство США находится в Тель-Авиве, а в Иерусалиме находится Генеральное Консульство США.

В Восточном Иерусалиме располагаются консульства США и некоторых других стран, осуществляющих контакты с Палестинской автономией.

Мэры Иерусалима

Городской совет был создан в 1863 г. во время господства Османской империи. С 1948 по 1967 год в городе работали две мэрии: израильская на западе города и иорданская в восточной части.

С 2008 года мэром Иерусалима является Нир Баркат.

Население

В течение последних ста лет перед основанием Государства Израиль евреи составляли большинство населения Иерусалима:

  • Согласно данным за период Британского мандата, распределение населения Иерусалима было следующим: 60% иудеи, 20% — мусульмане, 20% — христиане.
  • В 1961 г. население города состояло из 72% иудеев, 22% мусульман и 5% христиан.
  • На 2006 г. в Иерусалиме проживают 729,9 тыс. жителей, из которых 65% иудеи, 32% — мусульмане, 2% — христиане.
  • 35% населения города — дети в возрасте до 15 лет.
  • В 2005 г. зафиксировано 18 тыс. новорожденных.
  • Рост населения составляет 1,1% в год.

Восточный Иерусалим

В соответствии с планом ООН по разделу Палестины (от 1947 г.), Иерусалим должен был стать международной территорией. В 1950 г. Восточный Иерусалим был аннексирован Иорданией, однако эту аннексию признали только Великобритания, Пакистан и СССР.

После установления контроля в ходе Шестидневной войны в 1967 г. над Восточным Иерусалимом и Старым городом Израиль распространил свой суверенитет на всю территорию Иерусалима. Всем жителям было предложено израильское гражданство; сначала большинство из них отказалось от этого, надеявшись на возвращение под власть Иордании, но со временем многие его приняли.

В 1980 г. Израиль объединил Западный и Восточный Иерусалим в административном отношении и объявил весь город целиком столицей Израиля. Совет безопасности ООН в своей резолюции 478, однако, не признал это действие законным. Территория Восточного Иерусалима включена в Иерусалимский избирательный округ по выборам в Палестинский Законодательный Совет — парламент Палестинской автономии.

Старый город

Под Старым городом подразумевается историческая часть Иерусалима, которая окружена крепостной стеной. Именно здесь происходили все исторические события, связанные с Иерусалимом, и здесь находятся практически все исторические места города, включая святые места трёх мировых религий.

Старый город исторически поделён на еврейскую, армянскую, христианскую и мусульманскую части. В ходе начавшейся в 2000 году интифады Аль-Акса, которая проходит под мусульманскими лозунгами, арабы-христиане на Западном берегу реки Иордан подвергаются преследованиям со стороны палестинских террористических организаций, что породило их массовую эмиграцию, в том числе и из Старого города.

Транспорт

В 1892 г. в Иерусалим была проведена железнодорожная линия, связавшая его с Яффой.

Линия была закрыта в 1998 г., и в течение некоторого времени Иерусалим оставался без железнодорожного сообщения. 9 апреля 2005 г. участок линии между Иерусалимом и Бейт-Шемешем был открыт вновь.

В настоящее время Иерусалим связан прямым железнодорожным сообщением с Тель-Авивом.

Видео: Небо над Иерусалимом

Небо над Иерусалимом

Иерусалим — это не только столица современного Израиля, но и город, который является на протяжении многих веков «центром мира» для иудеев, христиан и мусульман.

При этом, когда говорят о святынях, подразумевают, конечно же, Старый город за крепостной стеной. По данным археологических раскопок, первые поселения на месте Иерусалима возникли в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Название свое, как предполагают историки, город получил по имени Шалема, правителя племен иевуситов, населявших в те времена территорию близ горы Мориа (позже известной как место, где Авраам хотел принести в жертву своего сына). «Шалем», или «шолом» означает «мир», «ир» — город. «Иерушалайм» — город Шалема, или город мира.

Наиболее важные вехи истории Иерусалима

— Первые поселения на территории, которую ныне занимает Старый город, возникли около 3 тысячелетия до нашей эры.
— Около 1000 года до нашей эры город становится столицей государства царя Давида. Сюда переносят Ковчег Завета со скрижалями, полученными Моисеем на горе Синай, а на горе Мориа начинают возводить храм.
— Середина-конец VI века до нашей эры — разрушение Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором и возведение Второго Храма, который разрушили уже римляне под предводительством императора Тита в 70 году нашей эры. Также был разрушен и сам город, на обломках которого римляне начали строительство военного поселения Элия Капитолина. На Храмовой горе к началу II века появился римский храм Юпитера, что вызвало серьезное восстание еврейского населения, после подавления которого римский император Адриан запретил евреям появляться в Иерусалиме, а название государства изменил на Палестину.
— Появление Иисуса Христа в Иерусалиме, его проповедь в храме Соломона, а также осуждение его судом Синедриона, а затем и судом римского прокуратора Понтия Пилата на смерть и само распятие на горе Голгофа датируются историками концом 20-х — началом 30-х годов I века. Христос сам нес свой крест до места казни, позже пройденный им маршрут по Виа Долороса стал одним из самых святых мест для христиан всего мира.
— В IV веке, после распада Римской империи, Иерусалим переходит во владение Византии, император которой Константин Великий превращает христианство в официальную религию своего государства. А его мать императрица Елена посещает Иерусалим в поисках мест, связанных с жизнью, смертью и воскрешением Иисуса Христа. По ее повелению на месте Голгофы и пещеры, в которой был погребен Мессия, начинается строительство храма Гроба Господня (первый храм был построен и освящен в 335 году), ставшего впоследствии главной святыней христианского мира.
— С VII века начинается череда арабских завоеваний Иерусалима, в результате которых храм Гроба Господня неоднократно повреждается и восстанавливается, а на Храмовой Горе, где некогда стоял храм Соломона, возводится мечеть Аль-Акса, а затем и святилище Купол Скалы (Кубат-ас-Сахра).
— XI-XIII века — большую часть этого периода Иерусалим находится под властью крестоносцев, при этом не прекращая быть центром противостояния западного христианского и восточного мусульманского миров.
— С 1517 года и вплоть до окончания Первой мировой войны город находится под властью Османской империи, в это время возводятся стены и большая часть зданий того Старого города, который туристы видят и сегодня.
— В 1922 году Иерусалим и вся Палестина по решению Лиги Наций переходят под управление Британского Мандата. С этого момента и до 1948 года, когда было образовано независимое государство Израиль, не прекращается противостояние между войсками британской администрации Палестины и еврейскими повстанцами.
— В 1948 году в ходе первой арабо-израильской войны Старый город и восточная часть «нового» Иерусалима были захвачены Иорданией. Город был разделен стеной вплоть до 1967 года, когда во время Шестидневной войны Армии обороны Израиля удалось полностью освободить Иерусалим, включая и Старый город, от иорданских войск.

Старый город

В Старом городе сосредоточены самые значимые религиозные и исторические памятники не только Ближнего Востока, но и мира. Город поделен на четыре части: христианский, еврейский, армянский и мусульманский кварталы. Последний занимает самую большую площадь. Деление не условное, а хорошо различимое — по устройству и внешнему виду домов и улиц, укладу жизни.

Слева от Яффских ворот расположен офис туристической информации (есть проспекты и карты на русском языке, половина работников говорит по-русски).
Справа от Яффских ворот находится комплекс самых древних из сохранившихся до наших дней построек Иерусалима — Башня Давида (Мигдаль Давид). На самом деле это древняя цитадель, которая была возведена во II веке до нашей эры. Сегодня здесь работает Музей истории Иерусалима, также открыт доступ на крепостные стены. В вечернее время (с наступлением темноты) с декабря по август в цитадели проходит лазерное шоу «Ночная мистерия».

Входной билет в цитадель (с посещением музея) стоит для взрослого 40 ILS, для ребенка (от 3 до 18 лет) — 18 ILS, на лазерное шоу — 55 ILS, для ребенка — 50 ILS соответственно. Комбинированный билет, включающий посещение музея и шоу, обойдется в 70 ILS для взрослого, для ребенка — 55 ILS.

Христианский квартал

Христианский квартал занимает северо-западную часть города — между крепостной стеной, Яффскими воротами на западе (эти ворота являются главным входом в Старый город для подавляющего большинства туристов), Новыми воротами на севере, улицей Давида на юге.

Улица Давида (David str.) от Яффских ворот уходит прямо, вглубь квартала, где и расположен главный христианский памятник — храм Гроба Господня (от ворот прямо по David str. до пересечения с Ha-Njtsrim str., далее, повернув налево, следовать по этой улице до храма). Храм открывается с восходом солнца (по обычаю, заведенному еще в XII веке) представителем древней мусульманской семьи. С момента открытия и до появления первых туристических групп (примерно в 8:00-9:00) любому вошедшему сюда предоставляется уникальная возможность увидеть храм во всем великолепии: небольшую ротонду в центре, которая называется Кувуклия, где и находится Гроб Господень, церковь равноапостольной Святой Елены, Камень Помазания, Голгофу с местом Распятия, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста.

Непосредственно к храму Гроба Господня примыкает Александрийское подворье и церковь Александра Невского, возведенная над руинами Судных ворот. Рядом также находится лютеранская церковь Спасителя (Church of the Redeemer). В христианском квартале располагаются Греческий, Латинский и Эфиопский патриархаты (все в пределах трех-четырех улиц от храма).

Печально известная улица Виа Долороса (Via Dolorosa), по которой, согласно Евангелиям, Христос проделал свой скорбный путь на Голгофу, расположена в нескольких сотнях метров от церкви Александра Невского (пройти по улице Shuk-Ha Katsavim, которая плавно поворачивает и пересекается с улицей Beit HaBad, свернуть на эту улицу, то есть налево, и следовать до пересечения с Via Dolorosa — третий поворот направо). На протяжении всего Скорбного пути 12 остановок Мессии отмечены памятными табличками с описаниями событий на стенах домов. Также на пути находятся церковь Святой Вероники, церковь Богоматери Великомученицы, церковь Осуждения и Наложения Креста, монастырь Сестер Сиона (вокруг монастыря обнаружены древние плиты, бывшие некогда частью тротуара римского форума, под кладкой — бассейн Струтийон, построенный еще до римского правления). Далее Виа Долороса переходит в Derech Sha’ar Ha Aryot («улица Львиных ворот»), которая ведет за пределы Старого города. Перед выходом у самых Львиных ворот расположен монастырь Святой Анны.

Derech Sha’ar Ha Aryot, выходя из Львиных ворот, пересекает долину Кедрон и ведет к Гефсиманскому саду; церкви Успения Богородицы, возведенной над гротом, в котором находится ее могила; церкви Святой Марии Магдалины; церкви Слез Господних (Dominus Flevit); бенедиктинскому монастырю Успения Богородицы (построен на месте дома Иоанна Богослова).

Армянский квартал

Самый маленький из кварталов Старого города, расположен в юго-западной части. Считается, что он возник на месте резиденции иудейского царя Ирода Великого.

Квартал начинается за цитаделью Давида, с западной стороны граница идет по улице Армянского патриархата (The Armenian Patriarchate str.) вплоть до южной стены Старого города и Сионских ворот, с востока пограничной с еврейским кварталом улицей является Habad str., северная часть квартала граничит с христианами (David str.)

Первые армяне поселились в Иерусалиме еще в начале нашей эры, а уже c IV века известно о небольшой общине паломников, поселившихся недалеко от горы Сион (она находится за нынешней стеной Старого города, напротив Сионских ворот).

Основные достопримечательности квартала — Кафедральный собор Святого Иакова (Sent-James Cathedral), названный в честь апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского, церковь Ангелов, где во дворе сохранилась олива, к которой, как говорит Новый Завет, был привязан Мессия перед тем, как предстать перед судом сионских первосвященников; Армянская патриархия и семинария.

В армянском квартале находится несколько мастерских, изготавливающих украшения и керамическую посуду (каждый предмет расписывается вручную, поэтому уникален).

Если выйти из армянского квартала через Сионские ворота и следовать дальше по Tsion str., улица приведет к Сионской горнице (Cenacle), где проходила Тайная Вечеря, а также к могиле царя Давида у подножия горы Сион. Слева от ворот, непосредственно у внешней стороны стены, — археологический парк «Офель», где можно увидеть остатки построек времен Второго Храма, а также знаменитую арку Робинсона, названную так в честь исследователя Эдварда Робинсона, который открыл ее в середине XIX века. Арка, правда, больше напоминает небольшие выступы и обломки конструкции на стене — как считают историки, скорее всего, во времена Второго Храма здесь были массивная лестница и мост, которые вели на Храмовую гору.

Еврейский квартал

Еврейский квартал располагается на юге Старого города; зайти непосредственно в еврейскую часть города, минуя других кварталы, можно через Мусорные ворота. По улице Хабад (Habad str.) еврейский квартал граничит армянским, другая его граница обозначена Стеной Плача (Western Wall) — единственной уцелевшей частью Второго Храма. На самом деле это лишь небольшой участок каменной кладки, построенной еще при Ироде Великом с целью поддерживать склон горы, на которой находился Храм. В течение почти двух тысяч лет с момента изгнания римлянами евреев из Иерусалима Стена является символом веры и возрождения народа и государства. С 1948 по 1967 год, во время иорданской оккупации Иерусалима, евреям снова было запрещено молиться у Стены. Еврей смогли вернутся к своей святыне, которая и поныне является самой главной для иудеев всего мира, только после взятия Старого города 7 июня 1967 года.

  • Стена Плача

Сегодня к Стене может подойти любой — положить записку с пожеланиями или просьбами к Всевышнему в щели между древними камнями. Площадь перед Стеной Плача разделена на две части: в левой могут находиться только мужчины, в правой — женщины.

В еврейском квартале сохранилось множество старинных синагог, в том числе Ор Хаим (ее подворье аппендиксом врезается в армянский квартал), на территории которой находится музей подворья Ишув, посвященный истории еврейского быта ашкеназской и сефардской общин Иерусалима.

Параллельно улице Хабад идет старинная торговая улица Кардо (Cardo str.), которую проложили римляне во время перестройки Иерусалима в Элию Капитолину. В те времена это был городской «бродвей». До сих пор можно видеть детали характерного для римлян, а после и византийцев архитектурного стиля. Многие помещения лавок и магазинов улицы отлично сохранились и используются в наши дни по своему прямому назначению: здесь можно купить ювелирные украшения, картины, керамику и т.п. ручной работы.

Если продвигаться от Кардо по улице Ха-Караим (На-Karaim str.), дорога приведет к Археологическому музею. Если же выйти из Старого города по улице Beitei Mahase, а затем пройти вдоль стен по Maale ha Shalom, то перед туристом появятся раскопки града Давида, с которого, собственно, и началось строительство Иерусалима четыре тысячи лет назад. Если обойти раскопки и подняться выше до сквера Гихон (Ha-Gikhon Square), то турист обязательно выйдет к источнику одноименного ручья, который снабжал Старый город водой. Вода пробила себе путь в горной породе под городом, а в VIII веке до н.э. к ручью был пробит туннель, соединивший источник с Силоамским бассейном (Siloam Pull) внутри города того времени (сейчас проход и источник находятся за пределами городских стен), благодаря чему Иерусалим не испытывал проблем с водой во время осад, а кроме того, жители города могли тайно покинуть его, пользуясь туннелем. В конце XIX века систему тайного водоснабжения обнаружил исследователь Чарльз Уоррен, в честь которого впоследствии был назван 13-метровый проход к источнику Гихон. По руслу ручья можно пройти и сегодня, нужен фонарик и шорты или любая одежда выше колен.

  • Тунель Уоренна (проход к источнику Гихон)

Мусульманский квартал

Мусульманский квартал Иерусалима занимает северо-восточную часть города. С христианским «миром» граница проходит по параллельной Виа Долороса улице, на западе границей служит Стена Плача, на юге — северная стена Храмовой горы. В эту часть города ведут двое ворот: Львиные и главные для жителей Восточного Иерусалима — Дамасские.

  • Дамасские ворота Иерусалима
  • Купол Скалы (Кубат-ас-Сахра)
  • Мечеть Аль-акса и археологический парк

Главные достопримечательности этой части города — мечеть Аль-Акса и святилище Купол Скалы (Кубат-ас-Сахра) на Храмовой горе. Аль-Акса (купол серого цвета), одна из самых первых мечетей на Земле, является третьей по значимости после Мекки и Медины святыней исламского мира. Аль-Акса, или мечеть Умара (не путать с мечетью Омара, которая находится вовсе не на Храмовой горе, а рядом с Храмом Гроба Господня), была построена в начале VIII века, потом несколько раз перестраивалась. Во время первого крестового похода после взятия рыцарями города Аль-Аксу превратили в дворец.

Кстати, многие рыцари принимали за Второй Храм здание святилища Купол Скалы (золотой купол), которое воздвигли в конце VII века изначально в качестве караван-сарая для паломников над куском скалы, являющимся священным и для иудеев (считается, что на нем стоял Ковчег Завета), и для мусульман (согласно Корану, с него вознесся пророк Мухаммед).

Вход на Храмовую гору для туристов возможен ежедневно (специальная галерея тянется от площади перед Стеной Плача), кроме пятницы и субботы, также немусульманам нельзя подниматься на гору во время намазов и исламских праздников. Кроме того, вход на гору перекрывается полицией в случае возникновения беспорядков в Восточном Иерусалиме. При этом важно помнить, что на горе недопустимы алкоголь, открытая и вызывающая одежда как у женщин, так и у мужчин.

Еще одной достопримечательностью квартала являются Дамасские ворота. Те, что до сих пор служат выходом в Восточный Иерусалим, были построены при султане Османской империи Сулеймане Великолепном в 1542 году. В начале нашей эры на этом месте находилась триумфальная арка римского императора Адриана.

Если выйти из Дамасских ворот, повернуть направо и пройти около 300 метров, в стене будет вход в пещеру. На самом деле пещера по большей части рукотворная и представляет собой древние каменоломни времен царя Соломона, камни из которых использовались для строительства города. В пещере множество залов, переходов, а также подземный источник. В древности здесь скрывалась семья правителя Иудеи от войск вавилонского царя Навуходоносора.

Пещера открыта для посещения с воскресенья по четверг с 9:00 до 17:00, по пятницам — до 14:00. Вход платный, 15 ILS.

За пределами Старого города

На площади Сафра высится красивое здание муниципалитета Иерусалима. Несколько западнее расположено Миграш-а-Русим (Русское подворье) с православным собором Святой Троицы (1863 год), так называемый Суд первой инстанции и Музей узников подполья в здании бывшей британской тюрьмы. В этом же районе расположены Абиссинская (Эфиопская) церковь и монастырь Святого Иосифа. Вдоль центральной улицы города, Яффо, тянется целая череда достопримечательностей: площадь Давидки (Кикар-а-Херут, названа в честь самодельного миномета «давидка», активно использовавшегося израильтянами в период войны за независимость), главный рынок города — Махане-Иегуда, крупнейший концертный зал Иерусалима — Биньяней-а’Ума (Дворец нации), мемориал Алленби, синагога Часовой башни (1906 год) и живописный квартал ортодоксальных иудеев Меа-Шеарим («Сто ворот»).

На склоне холма Гиват-Рам расположены здание кнессета (1966 год) — резиденции израильского парламента, старое здание парламента Кирия, Верховный суд (1992 год), огромный университетский кампус Гиват-Рам, Академия иврита, колледж Орт, амфитеатр, Национальный музей Израиля (1965 год) со скульптурным садом искусств имени Билли Роуза и уникальными экспозициями, монастырь Святого Креста (IV век до нашей эры), а также Храм книги, в котором хранятся знаменитые «свитки Мертвого моря», Музей библейской земли и так далее. Южный склон холма занят прекрасным ботаническим садом.

На горе Герцль (Гар-Герцель) расположено Национальное кладбище, где похоронены выдающиеся деятели Израиля, а также работает музей Теодора Герцля (Беньямина Зеева) — основоположника идеологии сионизма, теоретика создания еврейского государства и создателя Всемирной сионистской организации. У подножия горы раскинулся район Эйн-Керем («источник в винограднике»), в котором, по преданию, родился Иоанн Креститель. Сейчас здесь можно осмотреть церкви Святого Иоанна (1674 год), Посещения (1955 год), монастырь Сестер Сиона (1860 год), русский православный женский монастырь (основан в конце XIX века) с церковью Иконы Казанской Богоматери, католический монастырь сестер Розарии (1910 год), а также посетить музыкальный центр Труга и небольшую синагогу с витражами Шагала. На холме Памяти, к западу от Гар-Герцель, находится национальный мемориал Яд-Вашем («Вечная память», 1953 год), посвященный памяти жертв холокоста, вокруг которого разбит парк имени Януша Корчака.

Гора Скопус (Гар-а’Цофим, 826 метров) расположена к западу от города и является еще одной великолепной смотровой площадкой. Здесь расположен Еврейский университет. За пределами Старого города также лежит знаменитая Кедронская (или Иосафатова) долина с гробницами начала нашей эры, церковь Святой Магдалины, монастырь Ратисбон (1874 год), гробница Ясона (II век до нашей эры), крупнейшая в Иерусалиме Большая синагога (1982 год) и одна из крупнейших синагог Иерусалима — Ешурун, а также Гехал-Шломо (дворец Соломона), Парк независимости (Ганн-Ацмаут), Академия музыки имени Рубина и множество других памятников истории и культуры.

  • Вид на город с горы Скопус
  • Улица современного Иерусалима

В городе неимоверное количество всевозможных коллекций и собраний: музей Рокфеллера, Музей стран Библии, музей Мишканот-а-Розим (бедуинского быта) за дворцом губернатора, Музей исламского искусства, Музей музыкальных инструментов, музей Мандельбаума, Армянский музей, дом-музей Тихо, Музей естественных наук, Музей ислама на Храмовой горе, археологический музей Уоли, Музей старого ишува (еврейской общины), музей «Последний день», Музей налогов, Музей сторожевого поста в доме Туржемана, Музей фуникулера, музей-студия ремесел древности имени Эйн-Яэль и так далее. Не меньшее внимание у туристов вызывают библейский зоопарк, парк Рабиновича с гигантской статуей «Чудовище», детский театр Акарон («Вагончик»), парк «Сакер» с аттракционами, а также парки «Паамон» и «Дрор».

Множество открытых кафе и ресторанов находится на бульваре Бен-Иехуда в центре Иерусалима, где всегда кипит жизнь. На Русском подворье, в самом сердце города, появилось много пабов, а южный район Тальпиот считается дискотечным. Улицы Нахалат-Шива и Йоэль-Саломон считаются «районами молодых», а в районе Файнгольд-Корт расположены лучшие иерусалимские рестораны. В июле-августе местные рестораны каждый вторник проводят по вечерам кулинарные мини-фестивали под открытым небом. В последние годы заметно оживилась и ночная жизнь города. Из Иерусалима можно совершить и интереснейшее путешествие по объектам археологических исследований в Земле Ханаанской на джипах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *