Игумения Николая

Наверное, нет на Руси, да и во всем мире человека, который бы не слышал о славном житии и дивных чудесах Святителя Николая Чудотворца. «Победитель народов» так переводится с греческого Его имя. Чем же побеждал и побеждает до сих пор сердца всех нас дивный Святитель? Пламенной верой и любовью к Богу, бесконечным милосердием и состраданием к ближним, постоянной готовностью жертвовать собой ради исполнения Божественных заповедей.

Никак не может быть случайностью то, что в монашеском постриге наша Матушка Игумения получила имя Святителя Николая и что именно ее избрал Святитель возрождать свою святую обитель, стать матерью многочисленным инокиням и детям — воспитанницам приюта. Ибо только большое любящее сердце способно понести этот тяжелый крест.

Любить значит слушаться. Игуменский крест золотой очень высок перед Богом, так как Игумен полностью отрекается от себя ради братии, страдает за них. Игумен — это стена между послушником и дьяволом, в него летят все стрелы. Если ты выйдешь из-за этой стены, попадешь в лапы дьяволу.

В миру Матушку звали Людмилой. Родители ее не были верующими людьми, и только бабушка держала всю семью своей молитвой. Отец Матушки — Дмитрий Ильин мужественно сражался, защищая родину на полях Великой Отечественной войны. Он был танкистом. Однажды он вернулся после трудного задания, только прилег отдохнуть в своем блиндаже, как вдруг приказ командира— снова в бой. Дмитрий немедленно вскочил и побежал выполнять приказ, и в эту минуту в его блиндаж попал снаряд, и, задержись он там хоть на минуту, ему грозила неминуемая смерть. Послушание спасло его. Послушание — ипакои — высшая добродетель монаха и христианина, утраченная, к сожалению, в наше смутное время. За возрождение этой добродетели будет бороться потом всю свою жизнь его дочь Игумения. Монахи — это те же воины, только служат они не земному царю и отечеству, а Небесному. Это Воинство Христово. Мама Матушки — Вера Васильевна — тоже имеет героический характер, хотя ее не пустили на войну, как она ни рвалась. Но в тылу она ухаживала за ранеными в госпитале, и уже после войны нашла себе дело по сердцу — стала медсестрой, в психиатрической больнице, что требовало огромного мужества, терпения, выдержки и любви.

Сама Матушка Игумения никогда не думала о монашестве. Она занималась наукой, получила два высших образования и руководила одной из московских лабораторий, занимающихся проблемами искусственного интеллекта. Но Господь призвал ее. Искра Божией любви, попавшая в ее сердце, разгорелось таким пламенем, что ничто не могло воспрепятствовать ей всецело отдать себя служению Богу. Еще в миру Матушка посещала храмы и монастыри, искренне и беспрекословно слушалась своего духовного отца, который и предсказал ей, что в будущем у нее будет очень много духовных детей. Не только он, но и другие старцы пророчески предвещали ей Игуменское служение. Очень полюбила Матушка открывшуюся в 1988 году Оптину Пустынь, ее великих старцев — утешителей всея Руси. А старец Амвросий сам неоднократно являлся ей во сне, вразумляя и наставляя на путь спасения. В 1990 году Матушка поступила в Шамординскую женскую Пустынь, любимое детище старца Амвросия, тогда еще разоренную и совершенно нищую. Ее сразу поставили экономом. Вместо тихой, уединенной молитвы, о которой мечтают все новоначальные, приходилось совершать бесчисленные поездки по разным инстанциям с просьбой помочь новой обители. Мало кто в то время сочувствовал святому делу, но вера Матушки и самоотверженное послушание победили — обитель строилась и расцветала. Много внутренних скорбей пришлось потерпеть молодой инокине. Попустил Господь испытать Матушке и клевету, и гонения, явно готовя ее к новому тяжелому кресту настоятельства.

Однажды молилась Матушка у Чудотворной иконы Калужской Божией Матери, и неожиданно пролилась на нее лампада — Матерь Божия сама отметила Свою избранницу, а через некоторое время Матушку направили на послушание в Калугу, в епархию. Мудрый архипастырь сразу разглядел в своей новой послушнице выдающиеся духовные и организаторские способности и предложил ей стать настоятельницей в разоренном Малоярославецком монастыре. Конечно, Матушка сознавала тогда свою немощь и неопытность, но, верная своему послушанию, поехала к Старцу, и великий молитвенник сказал ей: «Будешь Игуменией, не отказывайся и ничего не бойся”. Старец вспомнил о двух великих победах под Малоярославцем: одна — в войну с французами, спасшая Россию, другая — победа наших войск в Великую Отечественную, поднявшая упавший дух и веру нашего народа. «А будет еще третья победа”; — твердо сказал Старец. И сейчас, когда монастырю уже 25 лет, мы можем сказать, что это совершилось: победа света над тьмой, правды над ложью, смирения над бесовской гордынею, победа Святого послушания над гнусным своеволием и эгоизмом.

Сложно описать, сколько скорбей и трудов легло тогда на плечи Матушки. Полная нищета и разорение, отсутствие элементарного жилья, разрушенные храмы, человеческая злоба и непонимание — все это довело Матушку до сильной болезни, но дух ее был несокрушим. Сейчас монастырь — это воистину чудесный рай, где царят любовь и послушание. Любовь к Богу рождает любовь к ближнему. Матушка и сестры взяли на себя подвиг — спасти множество девочек-сирот, отверженных миром, сохранить им жизнь, здоровье и чистоту, воспитать их истинными христианками, образованными людьми, достойными гражданами своего Отечества, а в будущем — хорошими женами и матерями. Все это редко удается мирским людям, но в монастыре Божественная Благодать помогла сделать то, что не смогли человеческие силы. Приезжайте к нам в приют, посмотрите на радостные и чистые лица детей, послушайте, как они поют, — и вы сами все поймете. А что касается самого монастыря, то тут вера и послушание Матушки Игумении сотворили чудо.

Как сказал наш Владыка, » … женщины не могут попасть на Святую Гору Афон, поэтому сама Святая Гора сошла в Ма­лоярославец». Матушка долго искала истинный монашеский Устав для монастыря и обрати­лась к древнему Афону, всегда духовно помогавшему нашей Святой Руси. И вот в монас­тырь стали приезжать старцы — духовники Афона, завязалась искренняя духовная дружба со многими монастырями и кель­ями Святой Горы. Из монастыря Ватопед был привезен в дар Чудотворный список Иконы Божией Матери «Пантанасса» (Всецарица), от которого про­изошло уже множество исцеле­ний и чудес у нас в России. Афониты говорят, что Афон — это не место, а образ жизни. Главное делание монаха — это молитва и духовное послушание, которое и есть исполнение всех заповедей Божиих и главной — о любви. Казалось бы, победа одержана: уже из монастыря более 15 Игумений, возрождающих духовную жизнь не только в России, но и за рубежом. Но война с дьяволом не прекращается.

Приходят новые молодые сестры и снова Матушка, как главнокомандующий на войне, учит их бороться с врагом спасения, тайно живущим в сердце человека и являющемся источником греховных помыслов и дел. Каждый день после Божественной Литургии Матушка проводит с сестрами духовные занятия, раскрывая им опыт святых отцов, обучая рассуждению и знанию духовных законов. Если каждая сестра победит врага в своем сердце, то эта маленькая победа будет иметь мировое значение — зла в этом мире будет все меньше и меньше. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Спаси себя сам, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

«Кто Бог велий яко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса!» И поистине, кто любит Бога всем сердцем и всеми силами служит ему, тот живет в мире чудес. И мир этот мы соотносим с нашей Матушкой Игуменией Николаей — нашей любимой Духовной Матерью, о которой один великий Старец сказал нам: «Слушайтесь Матушку — она всех вас из ада вытащит!» Мы верим в это и благодарим Бога от всей души за сей великий дар.

Старицкий район, Глебово — Глебова женская пустынь (Подворье Старицкого Успенского монастыря)

По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора Указом № 09 от 12.01.2013 года образовано архиерейское подворье Глебова женская пустынь при Богоявленском храме с. Глебово Старицкого района.
Настоятельницей Глебовой пустыни назначена монахиня Феофилакта (Левенкова Татьяна Павловна).
По благословению митрополита Тверского и Кашинского Саввы Указом № 69 от 08.04.2019 года архиерейское подворье Глебова женская пустынь при Богоявленском храме с. Глебово Старицкого района преобразовано в подворье Старицкого Успенского монастыря.
Один из исторических памятников Тверской области — Храм Глебовой Пустыни в Старицком районе полностью находится на попечении сестер-монахинь. Существует реальная угроза, что своды храма не перенесут надвигающуюся зиму и просто обрушатся, унеся вместе со своей древней историей и веру в то, что в наше время в человеке осталось хоть что-то святое и непоколебимое.
Никто сегодня не скажет, сколько лет селу Глебову. Первые письменные сведения о нем относятся к 1531 году как о большом и богатом селе. Храм Глебовский объединял богомольцев из 18 деревень! На этой земле начинал свое служение великий русский святой – преподобный Дионисий Радонежский. Первые шесть лет был он женатым священником и имел двух сыновей. Случилась эпидемия, и Господь оставил его вдовцом, потерявшим всю свою семью. И принял он тогда монашество в древней Старицкой обители, а позднее стал игуменом Радонежским, каковым и поминаем его во святых.
Сегодняшнее Глебово не на каждой карте уже найдешь. Нет уже того села, в которое на службы в Богоявленскую церковь стекалось множество народу из окрестных мест. Стоит лишь белокаменный храм с колоннами и с развалившимися приделами во имя Святителя Николая и Пророка Илии.
Господь свел матушку, монахиню Феофилакту, открывшую уже два монастыря, с человеком, который начал было хозяйствовать на земле рядом с церковью – да по непонятным причинам не пошло у него дело. Он и предложил ей заняться устроением монастыря на древней земле. Матушка – к духовнику: «Отче честный, что делать?..» «Поезжай, проси Тверского Владыку, — отвечал всероссийский старец отец Кирилл (Павлов), — возьми сестер, какие захотят с тобой поехать». Сестер оказалось числом 18. Обосновались двумя подворьями: в Сергиевом Посаде, под покровом Сергия Радонежского и Дионисия Радонежского, и в старом доме в Старице, где преподобный отче Дионисий стал монахом.
Когда впервые приехали в Глебово и вошли в церковь – заплакали: всем было ясно, что ожидают здесь каждую неженские труды. Храм полуразрушен, дороги километров пять практически нет, населения вокруг совсем немного, а какое есть – от церковной жизни далеки, и помощи ждать не от кого. Церковная белокаменная ограда разграблена, могильные камни видны и в фундаменте бывшей советской школы, и вместо ступенек у одной из четырех сохранившихся изб.
Зайдя в храм, всякий человек обязательно увидит высоко прикрепленный от глумливых рук листочек. Прочтя его, узнаёшь еще одно свидетельство исторической значимости этого храма. Отсюда был взят в 1937 году замечательный священник, который один из троих, тогда служивших, не отрекся от Христа, не убежал и не спрятался, а остался на своем месте у Престола Господня. После ареста он был расстрелян так спешно, что в архивах КГБ не осталось даже дела с фотографией – не успели оформить. Теперь этот батюшка причислен к лику святых: священномученик Николай Верещагин.
В хозяйстве у сестер сейчас вот этот брошенный храм, который срочно надо законсервировать одновременно с колокольней, иначе они не переживет зиму; подлить у храма две колонны, которые в нижней части едва опираются о камни и повисли в воздухе, и если рухнут, то упадет и свод…
Рядом корпус бывшей церковно-приходской, а затем советской школы, огромный яблоневый сад, которого рука человека не касалась лет 20. В 50-ти километрах четвертую зиму останутся гнить срубы под монастырские постройки, если их не поставить под крышу.
Но нечем оплатить заливку фундамента, перевоз и сборку домов. Не переправлены в связи с непогодой и безденежьем готовые доски… Нищета, неустроенность, разруха, тишина и безлюдье… Многие люди, кто был с сестрами в Глебове, являются свидетелями их крайней нужды. Им дорога каждая копеечка. И 100, и 50 рублей и 10, посланные с просьбой о ком-то помолиться, будут приняты с благодарностью – хотя бы и на телефонные нужды.
Алекс БЛАГОДЕНСКИЙ

(По материалам сайта Y-TVER.)

  • Свято-Успенский Старицкий мужской монастырь
  • Богоявленская церковь Глебовой женской пустыни

Посмотреть всю карту

Игумения Николая (Ильина Людмила Дмитриевна), настоятельница Свято-Никольского Черноостровского монастыря, родилась 9 мая 1951 года в Орехово-Зуеве, в 1968 г. переехала в г. Москву.

Родители были участниками Великой Отечественной войны, и, видимо, поэтому Господь подарил им дочь в День победы.

Мать, Королькова Вера Васильевна (урожденная Воробьева 1925 г.р.), в военные годы была медсестрой в госпитале и не только привила дочери веру, любовь к милосердию, мужество и жертвенность, но и сама закончила свою жизнь в монастыре в иноческом чине с именем Вероника († 2011 г.).

Отец матушки Корольков Дмитрий Васильевич († 2005 г.) был танкистом Советской Армии, дошел до Берлина.

Игумения Николая получила два высших образования: в 1973 г. закончила МИИТ по специальности «электронно-вычислительные машины» и в 1984 г. закончила МИФИ по специальности «автоматическая обработка научно-экспериментальных данных».

Работала заведующей Лабораторией систем искусственного интеллекта во ВНИИ ПС, параллельно заканчивая аспирантуру (1987 г.).

Будучи прихожанкой Данилова ставропигиального мужского монастыря в Москве, матушка Николая приняла решение свою жизнь посвятить Богу в монашеском чине и по благословению своего духовника архимандрита Поликарпа ушла в только что открывшуюся (в 1990 году) Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь (Шамордино). Там несла послушание эконома.

В 1992 году митрополитом Калужским и Боровским Климентом (в то время архиепископом) была благословлена в Свято-Никольский Черноостровский монастырь для организации там женского монастыря. Решением Священного Синода 2 апреля был открыт Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, а настоятельницей утверждена матушка Николая. В 1995 году, 28 апреля, в пятницу Светлой седмицы, в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», за усердное служение во благо Церкви Христовой постановлением Святейшего Патриарха Алексия II монахиня Николая возведена в сан игумении с вручением настоятельского жезла.

В Неделю прп. Иоанна Лествичника, 9 марта 2000 года, матушка Николая награждена наперсным крестом с украшениями.

За труды по восстановлению обители, дела милосердия, за заслуги перед Отечеством, за веру и добро игумения Николая награждена 15-ю наградами: девятью орденами (два из которых являются государственными наградами, а семь – церковными) и шестью медалями (три государственные и три церковные).

В 2012 году Президент России В.В. Путин наградил игумению Николаю первым восстановленным орденом Св. вмч. Екатерины «За дела милосердия».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *