12 3 4 5 6 7 …211
Иисус глазами очевидцев
Первые дни христианства: живые голоса свидетелей
Моим коллегам,
прошлым и настоящим,
по колледжу святой Марии
при Университете святого Андрея
Предисловие
Часть материала, представленного в данной книге, излагалась мной ранее, в лекционных курсах, прочитанных в трех американских университетах: это четвертые Ежегодные библеистические лекции в Богословском институте Бисон при Университете Сэмфорд в Бирмингеме, штат Алабама (2003 год); Пейтоновские лекции в Фуллеровской богословской семинарии в Пасадене, штат Калифорния (2003 год); лекции в память Дерварда У.Дира в баптистской богословской семинарии «Золотые Ворота» в Милл–Вэлли, штат Калифорния (2004 год). Благодарю эти учебные заведения за предоставленную возможность познакомиться с множеством людей, как преподавателей, так и студентов, общение с которыми доставило мне большое удовольствие, а ценные замечания, сделанные на лекциях, помогли в работе над этой книгой.
Большая часть книги была написана во время длительного периода выздоровления после продолжительной болезни. Думаю, этот труд не появился бы на свет, если бы не молитвы множества друзей, поддерживавших меня в такое трудное время, а также — говоря словами апостола Павла (2 Кор 12:9) — если бы не сила Божья, в немощи совершающаяся.
Ричард Бокэм
Сокращения
AB Anchor Bible
ABD Anchor Bible Dictionary
Adv. Haer. Adversus Haereses (Irenaeus)
AnBib Analectia Biblica
Ant. Antiquities (Josephus)
ASNU Acta Seminarii Neotestamentici Upsaliensis
b. Babylonian Talmud
BeO Bibbia e oriente
BETL Bibliotheca ephemeridum theologicarum lovaniensium
Bib Biblica
BIS Biblical Interpretation Series
BJRL Bulletin of the John Rylands Library
BNTC Black’s (Harper’s) New Testament Commentaries
BZ Biblische Zeitschrift
BZNW Beihefte zur Zeitschrift fur die neutestamentliche
С. Ap. Contra Apionem (Josephus)
C. Cels. Contra Celsum (Origen)
CB Coniectanea biblica: New Testament Series, Coniectanea neotestamentica
CBQ, Catholic Biblical Quarterly
CCSA Corpus Christianorum Series Apocryphorum
CG Corpus Gnosticum (Nag Hammadi Library)
CGTC Cambridge Greek Testament Commentary
CSCO Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium
De vir. ill. De viris illustribus (Jerome)
DJD Discoveries in the Judean Desert
Ер. Epistulae (Pliny, Seneca)
ETL Ephemerides theologicae lovanienses
ExpT Expository Times
FRLANT Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments
HDR Harvard Dissertations in Religion
Hist. Cotiser. Quomodo historia conscribenda sit (Lucian of Samosata)
Hist. Eccl. Historia ecclesiastica (Eusebius)
HTKNT Herders theologischer Kommentar zum Neuen Testament
HTR Harvard Theological Review
ICC International Critical Commentary
IE] Israel Exploration Journal
Inst. Institutio oratoria (Quintilian)
Int Interpretation
JBL Journal of Biblical Literature
JECS Journal of Early Christian Studies
JEH Journal of Ecclesiastical History
JHS Journal of Hellenic Studies
JJS Journal of Jewish Studies
JR Journal of Religion
JSHJ Journal for the Study of the Historical Jesus
JSJ Journal for the Study of Judaism in the Persian, Hellenistic, and
Roman Periods
JSNT Journal for the Study of the New Testament
JSNTSup Journal for the Study of the New Testament Supplement Series
JSOTSup Journal for the Study of the Old Testament Supplement Series
JSS Journal of Semitic Studies
JTS Journal of Theological Studies m. Mishnah
NICNT New International Commentary on the New Testament
NIGTC New International Greek Testament Commentary
NovT Novum Testamentum
NovTSup Novum Testamentum Supplements
NRSV New Revised Standard Version
NTS New Testament Studies
Pap. Oxy. Oxyrhynchus Papyri/us
PEQ Palestine Exploration Quarterly
RB Revue biblique
SBLDS Society of Biblical Literature Dissertation Series
SC Sources chrétiennes
SNTSMS Society for New Testament Studies Monograph Series
SPAW Sitzungsberichte der Preußischen Akademie der Wissenschaften
ST Studio, Theologica
STAR Studies in Theology and Religion
TSAJ Texte und Studien zum antiken Judentum
TU Texte und Untersuchungen
TynB Tyndale Bulletin
WBC Word Biblical Commentary
WTJ Westminster Theological Journal
WUNT Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament
y. Jerusalem Talmud
ZAC Zeitschrift für Antikes Christentum
ZNW Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft
1. От исторического Иисуса — к Иисусу свидетельств
Как создавали портрет исторического Иисуса • Отличается ли Иисус ученых от Христа верующих • Можно ли узнать из церковных Евангелий о настоящем Иисусе • Евангелия как свидетельства очевидцев · Особенности исторических свидетельств в Древнем мире • Устные свидетельства очевидцев и письменные — Евангелия
Христианская вера и историческое исследование
Уже два столетия ученые заняты поиском исторического Иисуса. Этот поиск начался вместе с современным научно–историческим исследованием Нового Завета. Нередко представляется, что найти исторического Иисуса — важнейшая задача новозаветных штудий. В поиск вовлечены тысячи ученых: их трудами вышли в свет сотни, если не тысячи, книг, как научных, так и популярных. Интерес к поиску исторического Иисуса то затухает, то вспыхивает вновь. Одни называют этот поиск ложным, бесплодным, или же утверждают, что он уже закончен. Другие отвергают результаты, достигнутые их предшественниками, и всецело полагаются на новые подходы и методики, которые, по их расчетам, должны принести успех там, где все остальные потерпели поражение. В различных стадиях поиска Иисуса отражаются целые эпохи культурной и религиозной истории западного мира. Отношение к поиску — положительное, отрицательное или неоднозначное — определяет собой целые богословские школы.
В начале XXI века поиск исторического Иисуса, особенно в Северной Америке, ведется активнее, чем когда бы то ни было. Свою роль играют здесь как беспрецедентный объем новозаветных исследований, так и характерные особенности американских средств массовой информации. Однако куда более значительно то, что фигура Иисуса, в отличие от более секуляризованных обществ Европы, сохраняет для американской культуры первоочередную значимость: вот почему стремление — не столько богословов или духовных вождей, сколько историков — восстановить действительный облик Иисуса находит столь живой отклик в сердцах верующих, полу–верующих, бывших верующих и тех, кто готов поверить в Иисуса согласно религиозным представлениям. Равнозначен ли «исторический Иисус» — то есть Иисус, которого историки могут реконструировать так же, как любую другую часть истории — фигуре, стоящей в центре христианской веры? Вот вопрос, волнующий и тревожащий как самих ученых, так и тех, кто читает их книги.
С самого начала поиска декларируемая задача — создать портрет Иисуса как исторической личности, используя методы чистой науки, без оглядки на веру и догматы, — вызывала у христианских богословов и верующих немало вопросов и сомнений. Что конкретно понимается под «историческим Иисусом»? Ведь у этого выражения не менее трех значений. Оно может означать Иисуса в его земной жизни — в отличие от того Иисуса, который, согласно вере христиан, вознесен на небеса, ныне живет и правит там, но снова явится на землю в конце мировой истории. В этом смысле «исторический Иисус» не равен Иисусу, о котором знают и которому поклоняются христиане: он — лишь часть его; тем не менее в таком значении эта формулировка вопросов не вызывает.
Прекрасная книга! Читала с раскрытым ртом, реклама на обложке не обманывает — читается если не как детектив, то как хороший роман точно. Узнала просто массу интересного.
Например, состояние современной библеистики или кое-какие познавательные исторические реалии жизни в Палестине времен Христа, помогающие лучше понимать Евангелия. Бокэм блестяще реконструирует реальность того времени, а также — что ценно — упоминает и уже выясненные другими учеными обстоятельства.
Или — что на Тайной Вечере присутствовали не только 12 апостолов, но и другие ученики, в т.ч. Иоанн Богослов, который к 12-ти не относится и во время земной жизни Христа не покидал Иерусалима, зато был любимым учеником Христа. Или что Марк, судя по всему, был переводчиком Петра, который либо вообще плохо знал греческий, либо не знал его настолько хорошо, чтобы литературно на нем писать. Вот тебе и дар Духа, и говорение на языках. А в итоге получается — кто что знал, тот с тем и остался. Все-таки совсем непонятно, в чем этот дар языков состоял.
Но за Иоанна Бокэму отдельное спасибо! Всегда его Евангелие было моим любимым, и оказывается, оно-то и есть единственное, написанное непосредственно самим очевидцем, а не по рассказам очевидцев. Хотя это и не Иоанн, который Зеведеев. Жил сначала в Иерусалиме, а потом в Ефесе, где и написал свое Евангелие уже в старости — он прожил дольше всех тех, кто видел Христа в реале. Значит, в Ефесе я действительно была на его могиле. Или по кр. мере в том месте, где жил тот самый Иоанн Богослов, он же Иоанн Старец и реальный автор Посланий от Иоанна.
А вообще, конечно, манера писать Евангелия как тексты для аудитории, которая и без того много знала — а значит, ей можно было не сообщать разных частностей и не раскрывать многих подробностей, — сослужила в итоге нам плохую службу. Сначала еще были добропорядочные люди вроде Папия Иеропольского, которые стремились собрать свидетельства, но не стремились к их непременному сочетанию между собой. Ну, а потом явились всякие сторонники дословной богодухновенности, уже не знавшие контекста, но зато со своими понятиями о том, как и кем все это было написано, вроде Евсевия, — и пошло, поехало…
Трогательны сетования Бокэма на то, что записки Папия — та самая книга, которую библеисты страстно мечтают однажды обнаружить в каких-нибудь песках Египта. Но вряд ли обнаружат. Когда слишком развивается мифология, реальные свидетельства становятся все менее нужны — просто потому, что они порой неудобны.
Вообще, из книги хорошо видно, что первые христиане не относились, в отличие от потомков, к Евангелиям как к какому-то дословному Откровению, записанному как-то близко к методу автоматического письма. Они не парились насчет того, что Петр рассказал про Христа так, а Иоанн этак. Потому что они вообще не считали, что эти люди записывали каждое слово как дословное откровение. Евангелия это тексты, написанные в традициях современной исторической прозы (Бокэм их сравнивает с др. источниками того времени и доказывает это), основанные на реальных свидетельствах реальных очевидцев событий или (как от Иоанна) непосредственно рассказ очевидца.
К тому же Бокэм основательно проехался по сторонникам «критики форм» и тем, кто считает, будто Евангелия были написаны по каким-то анонимным преданиям, которые складывались в общинах уже после воскресения Христа и вообще якобы неизвестно, как относятся к реальности — Бокэм опровергает их шаг за шагом и разбивает, я считаю, в пух и прах.
Если единственное желание ученых — очистить образ Иисуса от интерпретаций, данных ему Евангелиями и древней церковью, откуда же берется новая интерпретация? … Не следует поддаваться иллюзиям: как бы скромно не выглядели результаты поиска, изображаемый в них Иисус — такая же конструкция из фактов и интерпретаций, как и Иисус евангельский. Работа историка по самой своей природе состоит в том, чтобы, складывая два и два, получать пять — а то и двенадцать или семнадцать.
В общем, замечательная книга, побольше бы таких научных книг у нас переводили, если уж сами ничего на таком уровне написать не могут.