«И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк. 14:23-25).
Не только пьющие люди, но и многие христиане, известные теологи и проповедники, ссылаясь на определенные тексты Священного Писания, оправдывают умеренное употребление алкогольных напитков (в данном случае вина). Не ради суетных споров, а ради установления истины, мы хотим рассмотреть различные, противоречивые аспекты, связанные с этим вопросом.
Утверждают, что Христос на свадебном пиру в Кане Галилейской произвел броженое вино, и такое же вино дал пить Своим ученикам на последней Вечере.
Норман Л. Гейслер, например, заявляет, что Иисус «сделал вино, которое люди, присутствовавшие на свадебном пиру в Кане Галилейской, отведав, нашли лучшим, чем вино, которое они пили перед этим. Несомненно, они не могли бы сказать это, если бы оно по вкусу было для них хуже.
В действительности в Ин. 2:9, 10 оно названо «вином» («ойнос») и «хорошим вином» («калон ойнон»). Эти же самые слова употребляются для описания броженого вина везде, в Новом Завете» (Норман Л. Гейслер, «Христианская перспектива в употреблении вина», журнал «Священная библиотека», январь-март 1982, стр. 49).
Кеннет Л. Гентри тоже придерживается подобной точки зрения: «Прежде всем нам следует вспомнить, что Господь и Его апостолы употребляли (броженое) вино, вопреки факту, что греховные люди предаются этому к их собственному ущербу и деградации» ( Кеннет Л. Гентри, «Христианин и алкогольные напитки», Гранд Рапидс, 1986 г. стр.108).
Популярный взгляд, что «Иисус не был трезвенником», но умеренным потребителем броженого вина, и «чудесным образом произвел» высококачественное (алкогольное) вино в Кане (Кеннет Л. Гентри, «Христианин и алкогольные напитки», стр.50), и установил Вечерю с алкогольным вином (там же, стр.54), — этот взгляд, несомненно, повлиял на употребление спиртных напитков христианами различных деноминаций, а подчас и на злоупотребление ими. С одной стороны, если Сам Христос превратил воду в вино, употреблял и рекомендовал броженое вино, что может быть существенно греховного в умеренном употреблении данного алкогольного напитка для возрожденных христиан?! А с другой стороны, оно может привести к пьянству даже возрожденных христиан, попавших в кабалу дьяволу. И в Библии мы находим много примеров, предостерегающих нас от пьянства. В Послании Коринфянам Павел упрекает христиан Коринфской церкви в злоупотребления вином на вечерях, так что «иной упивается» (1 Кор. 11:20-21). «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (6:9-10). Далее Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (6:12). Будем ли искушать других, искушаемые дьяволом? «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство…» (Гал. 5:19-21). Но христиане живут не по плоти, а по духу. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Станем ли пить вино, вводя в соблазн слабых братьев, или воздержимся? Также и «епископ доложен быть непорочен, одной жены муж, трезв (то есть чист умом и воздержан плотью), целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца… (1 Тим. 3:2-3).
Если мы спасены, то зачем предостерегают нас Писания от пьянства? А затем, что «если избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2 Пет. 2:20). Рожденные свыше, дети Божии не «оскоплены» от греховных побуждений «воюющих в членах» (Иак. 4:1) смертного тела нашего (Римл. 7:23). А потому, как бы не были духовно сильными, должны быть «особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр. 2:1). Итак, не будем заблуждаться, но будем бодрстовать, трезвиться умом и воздерживаться плотью, чтобы противник наш — диавол не усыпил нас и не поглотил грехом. (1 Пет. 5:8).
Для сторонников умеренного употребления алкогольных напитков чудесное превращение воды в вино Христом на брачном пире в Кане Галилейской является главным доказательством того, что Иисус одобрял употребление броженого вина. Они считают, что если Иисус чудесным образом сделал от 450 до 600 литров высококачественного алкогольного вина для брачной четы и гостей в Кане, то это означает, что Он одобрил его употребление в умеренном количестве.
Уверенность, что вино, созданное Христом в Кане, было алкогольным, строится на следующих предположениях. Во-первых, некоторые исследователи Библии считают, что слово «ойнос» («вино») означает только «перебродивший виноградный сок, то есть вино». И полагают, что если одно и то же слово «ойнос» («вино») употребляется для обозначения вина, которого «недоставало» (Ин. 2:3), и для — вина, которое сделал Иисус (2:9-10), то оба этих напитка должны быть алкогольными. Во-вторых, утверждают, что иудеи не знали, как предохранить виноградный сок от брожения, и, учитывая, что брачный пир происходил до приближающейся Пасхи (2:13), то есть через шесть месяцев после сбора винограда, уже прошло достаточно времени для брожения виноградного сока и превращения его в вино. И слова распорядителя брачного пира, относящиеся к вину, претворенному из воды Христом, которое распорядитель оценил как «хорошее вино», означают именно «алкогольный напиток». В-третьих, предполагают, что выражение «когда напьются» (2:10), употребленное распорядителем брачного пира, обозначает, что гости уже находились в состоянии опьянения, ибо они употребляли настоящее вино. Следовательно, вино, которое сделал Иисус, могло быть только настоящим броженым вином.
Давайте рассмотрим всегдали ли в Библии греческое слово «ойнос» («oinos») означает «переброженный виноградный сок» («вино»). Оно встечается не тольтко в Библейских текстах, но и в дошедших до нашис работах древнегреческих философов и риторов.
Плиний (24-79 гг. по Р.Х.) писал: «Изобретены бесчисленные виды искусственного вина… все они применяются для медицинских целей… Вина наиболее полезны («утилиссимум»), когда вся их сила (алколголь) устраняется посредством фильтрации». Под «фильтрацией» понималась главным образом кипячение с последующим процеживанием (Плиний. Естественная история 14, 18).
Как видим, в апостольские времена именно неброженное вино рекомендовалось для лечения желудка, поэтому Павел и рекомендовал его своему ученику «ради желудка» и «частых» «недугов» (1 Тим. 5:23) и предупреждал: «храни себя чистым» (5:22).
Греческое слово «ойнос», по меньшей мере, встречается 33 раза в Септуагинте и имеет два эквивалента в еврейского языке: «айин» и «тирош». Слово «айин» в переводе на русский язык означает «перебродившее вино», а также «виноградный сок, свежевыжатый или начинающий бродить». А — «тирош» — «сок винограда» или «отжатый сок» и, в зависимости от контекста, может переводиться как «броженый виноградный сок» («вино») и как «непереброженный виноградный сок». Таким образом, термин «ойнос», обозначающий вино, сотворенное Христом в Кане, не дает полного основания утверждать, что это было броженое вино. Так как «ойнос» является «общим термином, который может включать все виды напитков» (Ричард Джебб (1841-1905), шотландский филолог-классик). Джорж Аббот (1562-1633), архиепископ Кентерберийский (1611), один из переводчиков Библии на английский язык писал: «Вполне ясно, что слово «вино» не обязательно подразумевает броженое вино. Оно обозначает только изготовление вина» («Словарь религиозного знания»). И хотя в большинстве случаев в русском переводе Библии «тирош» переводится как «вино», это слово может обозначать и безалкогольный напиток. Например, У Осии: «Блуд, вино («айин») и напитки («тирош») завладели сердцем их» (Ос. 4:11). Много раз в Ветхом Завете упоминается о питии виноградного сока «тирош», но в русском переводе означенного как «вино», хотя в контексте речь идет о напитке. У Иеримии читаем: «Матерям своим говорят они (дети, умирающие от голода): «гле хлеб и вино («тирош»)?», умирая, подобно раненым, на улицах городских, изливая души свои в лоно матерей своих» (Плач Иер. 2:12). На страницах Библии мы всречаем много похвал вину, но и гораздо больше порицаний. Вино никогда не было опьяняющим напитком, когда его пили с ритуальной целью на праздниках и при жертвоприношениях, где на одного участника, а число участников трапезы было 10-12 человек, приходилось от 70 до 90 гр. вина в день, и при этом «мясо мирной жертвы бюлагодарности» должна была быть съедена «в день приношеня», а мясо жертвы по обету — «и на другой день» (Лев. 7:15-17). «…При заколаемой жертве на каждого агнца», приносилась четвертая часть гина м вина, на овна — третья часть гина, на вола — полгина (Числ. 15:5-10). Если учесть, что гин приблизительно равен 3 литрам 660 граммам, то на агнца приносилось 915 грамм, на овна — 1 литр 220 грамм, на вола — 1 литр 830 грамм. И на пасху, когда вкушали пасхального агнца, от вина, разлитого от 2 до 5 чаш на 4-6 перепадало на одного участника трапезы от 70 до 90 грамм.
В харектеристике вина, созданного Христом, используется термин «тон калон» — «хорошее» вино. Это слово подчеркивает, что вино, сотворенное Иисусом не тождественно вину, которое пили гости.
Утверждение, что в весеннее время невозможно было снабдить брачный пир виноградным соком — шесть месяцев спустя после сбора винограда, так как в то время не была известна технология для сохранения виноградного сока в непереброженном состоянии устраняется множеством свидетельств из римского и еврейского быта Новозаветного времени, где самые лучшие вина были те, в которых алкогольная сила устранялась кипячением или фильтрацией. Плутарх писал, что вино «намного более приятное, чтобы пить», когда оно «не воспламеняет мозг и не влияет на ум или страсти» (Плутарх, «Симпозиак» 8,7). Ссылаясь на древних авторов, богослов Альберт Барнес пишет: «Плиний, Плутарх и Гораций, описывая вино как «хорошее» или как «самое лучшее», имели в виду вино, которое было безвредное и невинное — покулис вини инноцентис. Наиболее полезное вино — утилиссимум винум — которое имело мало силы; и наиболее здоровое — салуберримум винум, которое не было приправлено дополнением чего-либо к мусту или соку. Плиний выразительно сказал, что «хорошее вино» — это вино, лишенное спирта». Поэтому нельзя предполагать, что «хорошее вино» было сильнее другого, вероятно, оно было слабым. Несомненно, это могло быть самое лучшее вино. Это вино повсюду употребляли в Палестине. Это был чистый виноградный сок. Это не было коньячное вино; это не было наркотическое вино; это не было вино, составленное из различных веществ, такоевино, как мы пьем в нашей стране. Общераспространенное вино, которое пили в Палестине, был просто виноградный сок».
Вино, которое сделал Христос, было высокого качества, не из-за его алкогольного содержания, а из-за того, что оно было «новым вином, только что созданным! Это не было старое, разлагающееся вино, каким бы оно должно быть, если бы было опьяняющим. Там не было времени для процесса брожения, чтобы превращать структуру его энергоспасителя — сахара и превращать в элементы алкоголя. Таким образом, было создано представление о его славе, чтобы соответствующим образом служить самому первому из Его великих чудес (Ин.2:11)» (Генри М. Моррис «Библия имеет ответ» 1971 г, стр.163).
Также и доктор Р. А. Торрей (1856-1928), евангелист и учитель Библии писал: «Нет никакого намека на то, что вино созданное Христом, было опьяняющим. Это было свежее вино. Новое вино никогда не пьянит. Вино не является опьяняющим до тех пор, пока через некоторое время не начнется процесс брожения. Брожение – это процесс разложения. Нет ни единого намека на то, что наш Господь произвел алкоголь, который является продуктом разложения и смерти. Он произвел живое вино, не подвергшееся пагубному влиянию брожения».
Знаменитый раввин М. С. Исаакс говорит: «В Палестине обычно не употребляют перебродившее вино. Наилучшее вино сохраняется сладким и пресным. Евреи на своих религиозных праздниках и свадебных банкетах никогда не употребляли никак «сквашенных» (перебродивших), то есть содержащих алкоголь, напитков. Для своих личных, а также всенародных жертвоприношений и излияний вина они брали от виноградного плода, то есть свежий виноградный сок и изюм, или сушеный виноград, как символ благословения. Закваска для них всегда служила символом распутства, так как и в природе, и в науке закваска сама по себе есть разрушение и гниение».
И хотя свидетельства раввинов о природе вина — не единодушны, Раввин Исидор Коплович заявил: «Воистину некоторые доктора Талмуда разрешили, увы, даже рекомендовали умеренное употребление вина. Но в равной степени многие раввины Талмуда в самых энергичных словах осудили употребление вина и крепких напитков. Некоторые раввины даже приписали вину падение Израиля» («О вине и крепких напитках», Детройт, 1923 г, стр.7). раввинами, в котором сказано: «Когда вино входит в систему личности — уходит здравый смысл, где бы только ни появлялось вино — нет понимания» (Мидраш Раббах Носсо).
В силу осознания вредного влияния алкогольного вина объясняет некоторые раввины рекомендуют употребление кипяченого вина. О таком вине в Мишне сказано: «Раввин Ехуда разрешил его (кипяченое вино как приношение), ибо кипячение улучшает его качество» («Энциклопедия библейской литературы Джона Китто» 1845 г, статья «Вино» т.2, 951 стр.). Такое вино, как отмечает «Энциклопедии библейской литературы Джона Китто» было оценено иудеями как самое богатое и наилучшее вино. Талмуд подчеркивает, что употребление алкогольных напитков для играющих на музыкальных инструментах во время брачных торжеств было воспрещено. (Сотах 48а; также Мишна Сотах 9,11). Мы можем сделать вывод, что вино, созданное Христом, было описано как «хорошее вино» из-за того, что оно не было опьяняющим.
Жаль: эта цитата авторитетного учёного нам весьма пригодилась бы в спорах, к примеру, в ситуации, которую я наблюдал осенью прошлого года: молодая мама беседовала со священником, высказывала свои опасения – как бы частое причастие не повредило бы её сынишке, предрасположенного к алкоголизму (и дед, и отец у него – алкоголики). Священник не смог убедить её в том, что умеренное употребление вина не может повредить. Больно было смотреть, как истинно верующая женщина разрывалась между послушанием (батюшка не может посоветовать плохого) и интуитивно найденным откровением – любое употребление вина – зло, то есть зло не чрезмерное употребление вина, а само по себе вино – зло.
А как же строки из Библии, где прямо говорится, что вино – Божий дар? Как же известные слова апостола Павла, обращённые к Тимофею, где апостол прямо советует пить вино «ради пользы для желудка»? Наконец, как быть с неотразимым аргументом защитников вина: первое чудо, совершённое Иисусом Христом – превращение воды в вино? Что может быть авторитетнее для христианина, чем свидетельство Самого Иисуса Христа? И в то же время любой здравомыслящий православный мирянин видит массу примеров того, как от вина страдают люди. Как примирить непреодолимое противоречие положений теории, освящённых высочайшими авторитетами, с ежедневной практикой, свидетельствующей об обратном?
Слава Богу, теперь у нас есть научные доказательства того, что вино древности и нынешнее вино – совсем не одно и то же. В 2003 году издательство «Источник жизни» (г. Тула) выпустило книгу Самуэля Баккиоки «Вино в Библии». Автор, американский учёный-богослов, пишет: «Я был удивлён, поняв, что четыре родственных слова: wine в английском, vinum – в латинском, oinos – в греческом и yayin – в еврейском языках исторически употреблялись для обозначения виноградного сока, броженного или перебродившего. Когда я применил это открытие к библейским текстам, говорящим о вине, я был приятно удивлён, обнаружив, что в ссылках на «вино» в положительном смысле говорится о неперебродившем, неалкогольном виноградном соке, в то время как в ссылках с отрицательным оттенком сказано о бро-женом, алкогольном вине».
Ларчик просто открывался: люди библейских времён называли одним и тем же словом – «вино» – и сок, и то, что сегодня мы имеем в виду под словом «вино» – алкогольное изделие. Становится понятным, почему в Библейских рассказах матери безбоязненно поят младенцев вином: на самом деле – виноградным соком. Не вызывает недоумения и поучения апостолов, призывающих пить вино ради пользы для желудка. Исчезает противоречие: то пророки осуждают вино, то – восхваляют. Американец Самуэль Баккиоки провёл лингвистический анализ всех мест в Библии, в которых упоминается о вине. С его выводами мы и знакомим читателей нашего сайта, публикуя отрывки из книги исследователя-богослова.
Владимир ВАРДУГИН
Бог предусмотрел для нас калорийную, питательную еду и восхитительный сладкий напиток – виноградный сок. Проблема заключается в том, что благотворный Божий дар, виноградный сок, был извращён людьми тем, что ему было позволено бродить. И сегодня налицо виден результат – миллионы людей, включая многих христиан, не ищут естественного наслаждения в принятии благотворных, удовлетворяющих фруктовых соков, подобных виноградному, но, скорее, ищут временного возбуждения, принимая внутрь вино и алкогольные изделия. Влияние их – временное снятие напряжения, притупление чувств и, как следствие, – уменьшение способности сознательно наслаждаться Божиими дарами – натуральными продуктами.
Мог ли Бог законным образом рекомендовать умеренное употребление алкоголя, зная его вредное влияние? Умеренность лишь уменьшает, но не устраняет болезненных последствий алкоголя. Это же истинно и по отношению к употреблению табака. Выкуривание половины пачки вместо двух пачек сигарет лишь уменьшает, но не устраняет вред табака. Абсурдно и весьма опасно воображать, что Бог может одобрять и поощрять умеренное употребление алкоголя, который отравляет наш организм, независимо от количества потребления.
Апокрифическая книга «Дела и мученичества Матфея» – труд, бывший в обращении во втором и третьем столетиях христианской эры, свидетельствует об употреблении свежевыжатого виноградного сока при праздновании Вечери Господней: «Принесите как приношение святой хлеб; и, выжав три грозди винограда прямо в чашу, причаститесь со мной так, как Господь Иисус показал нам, как совершать это, когда Он воскрес из мёртвых в третий день». Это ясное и определённое свидетельство не только об обычае изготовления виноградного сока посредством выжимания винограда, но также свидетельство об употреблении неперебродившего виноградного сока при праздновании Вечери Господней.
Есть указания на то, что практика выжимания сохранённых виноградных гроздьев прямо в чашу для Вечери Господней продолжалась в течение столетий. К примеру. Третий собор в Браге (675 год по Р.Х.). В его отчёте мы находим обвинения Киприана против тех, «которые не представили никакого другого вина (vinum) во священную чашу Господню, но только то, которое они выжали из гроздьев винограда». Достойно внимания, что в этом отрывке свежий виноградный сок назван «вином» (vinum). Обвинение в данном случае было направлено не против употребления неперебродившего виноградного сока как такового, но против того, что виноградный сок не был смешан с водой.
Некоторые доказывают, что Соломон предостерегает против пьянства, допуская умеренное потребление алкоголя (Притч. 23: 33-35). Однако Соломон разрешает проблему неумеренного пьянства, призывая не к умеренности, но к полному воздержанию. Почему? Потому что источник всякого нечестия и страданий, приносимых опьяняющим вином или другими алкогольными изделиями, заключается не в злоупотреблении, но в самой их природе: они способны причинить боль, подобно укусу змеи и жалу аспида (см. Притч. 23:32).
Когда мы примем библейское учение о том, что алкоголь бесчестит нас, мы перестанем доказывать, что хорошо просто не злоупотреблять им. Соломон осознал главную истину – проблема алкоголя не просто в злоупотреблении им, а но в нём самом. Природа опьяняющего вина и другого алкоголя заключается в том, чтобы обмануть и нанести вред личности, следовательно, мы не должны ни желать, ни пить их. Можно неправильно употреблять доброе, но плохое непременно повредит. Потому единственно безопасный курс – воздерживаться от всего, что опьяняет.
Мог ли Христос предложить Своим ученикам чашу броженого вина, чтобы символизировать Свою незапятнанную кровь, пролитую ради прощения наших грехов? Может ли искупительная и очищающая кровь Христа соответствующим образом быть представлена опьяняющей чашей, которая в Священном Писании является символом человеческой развращённости и Божественного гнева?
Мы не можем представить себе Христа, склонившегося в благодарственной молитве к Отцу, чтобы благословить чашу, содержащую алкогольное вино! На такое вино Писание повелевает даже не смотреть! (См. Притч. 23:31). Чаша, которая опьяняет, является чашей проклятия, а не «чашей благословения» (1 Кор. 10:16); это «чаша бесовская, а не чаша Господня» (1 Кор. 10:21).
До этого момента искупительная кровь Христа была представлена кровью тельцов и козлов (см. Евр. 9:13.14), теперь в Новом Завете новым символом должно стать вино Вечери Господней. Кровь Христа была свободной от осквернения и разложения. В Его венах не было даже пятна греха. «Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления» (Деян. 13:37),будь это в жизни или в смерти. Чтобы символизировать чистоту Своей крови, пролитой ради прощения грехов, Иисус взял чашу и относительно её содержимого провозгласил: «Сие есть Кровь Моя» (Мф. 26:28). Содержимое этой чаши едва ли могло быть броженым вином, так как последнее не могло надлежащим образом символизировать нетленную «драгоценную Кровь Христа» (1 Петр. 1:18, 19).
Броженое вино является подходящим символом разложения и смерти, поскольку брожение уничтожает наиболее питательные элементы, находящиеся в виноградном соке. С другой стороны, неперебродивший виноградный сок с его благотворными питательными свойствами является надлежащим символом благословений спасения и бессмертной жизни, дарованных нам через кровь Христа. Писание говорит, что Его кровь «очистит совесть нашу от мертвых дел» (Евр. 9:14), а броженое вино ослабляет наши моральные наклонности и пробуждает наши низменные страсти, оскверняя, таким образом, нашу совесть. Как может такой продукт надлежащим образом представлять очищающую силу искупительной крови Христа? Вряд ли это может быть. Он более подходит для представления моральной болезни и вины, нежели прощение и очищение.
Причины, представленные Петром и Павлом для того, чтобы в жизни быть воздержанным и благочестивым, не просто медицинские, но эсхатологические. Здоровая и святая жизнь рекомендована в Священном Писании не просто ради личного здоровья и блага, но главным образом из-за Божьего намерения пребывать в наших телах во время нынешней жизни (1 Кор. 3:16,17; 6:13) и общаться с нами в жизни грядущей. Чтобы приготовиться жить в присутствии Христа после его второго пришествия, нужно научиться жить чистой и благочестивой жизнью уже теперь. Это основная причина, указанная Павлом в Послании к Титу, в призывах, обращенных не только к епископам, но и ко всем группам людей: лицам преклонного возраста, молодёжи и рабам – жить трезвой и благочестивой жизнью.
Почему американцы достигли успеха в упразднении рабства, но почти 18 миллионов стали рабами алкоголя? Частично ответ лежит в различии морального восприятия этих двух проблем. Большинство американцев постепенно стали воспринимать рабство как расовую дискриминацию, как моральное и общественное зло, с которым надо бороться и устранить его. Однако, что касается алкоголя, то, за исключением краткого периода действия сухого закона (1919-1933), большинство американцев стало воспринимать алкоголь как возлюбленного врага, которого надо просто ограничивать, но не уничтожать. Эта точка зрения, как мы уже видели, поддерживалась мнением о том, что Библия одобряет умеренное потребление алкоголя.
Отсутствие ясного морального убеждения, что употребление алкоголя является грехом из-за способности опьянять тело, независимо от принятого количества, побуждает большинство христиан в Америке и в остальном мире верить, что ответственность церквей, школ, средств массовой информации и правительств – учить людей скорее умеренному употреблению алкоголя, чем воздержанию от него. Единственной причиной, указывают в книге 2Алкоголь в Америке» Стив Олсон и Дин Р. Герстейн, является «конфликт ценностей» в американском народе. В то время, как многие люди рассматривают пьянство как полную безнравственность, или, по крайней мере, как моральную слабость, другие воспринимают распитие алкоголя как признак свободы или как традиционное средство общения между людьми, конфликт между этими двумя взглядами может поставить в тупик политические решения, оставляя предупредительные инициативы парализованными.
Последствия очевидны: 18 миллионов американцев, будучи вначале умеренными потребителями алкоголя, стали пьяницами, принося ущерб обществу в 117 миллиардов долларов в год: ежегодно как минимум 100 000 человек лишаются жизни. Причина этих трагических результатов проста: алкоголь является наркотиком, который не только опьяняет, но также вызывает привыкание. Для некоторых людей хватает всего лишь небольшого количества спиртного, чтобы стать постоянно зависимым. «Мы также должны помнить, – пишет Сидней Кохен, консультант при Национальном институте по злоупотреблению наркотическими средствами, – что даже два стакана в день для некоторых слишком много. Есть люди очень чувствительные даже к маленьким количествам алкоголя». Поэтому стоит ли удивляться библейскому предостережению: «Не смотри на вино» (Притч. 23:31)
Самуэль БАККИОКИ
Спросом пользуется низкокачественное крепленое вино, которое еще в советское время называли «бормотухой» или «чернилами». Дешево и сердито – крепость до 22 градусов. В Беларуси такие плодово-ягодные, или «плодово-выгодные» напитки запретили еще пять лет назад. Но вот теперь возвращают на прилавки, причем как символ качества. В чем причина этой метаморфозы? Решил разобраться корреспондент «МИР 24» Денис Кошелев.
Еще год назад винодельческий завод в Гомеле объявил себя банкротом. Хуже всего пришлось сотрудникам: им предложили искать новую работу. Оператор цеха купажирования Ольга с волнением вспоминает те времена.
«Сначала хотели сократить, но потом передумали. Отправили на 2/3, но сохранили», – говорит оператор виноматериала Ольга Чернова.
Первопричина всех проблем – борьба с крепленым, плодово-ягодным. В народе его еще называют «чернило», или «бормотуха», за плохое качество. На заводе это вино производили в больших объемах. А тут его взяли и запретили. Но теперь другие времена. Напитку решили дать вторую жизнь.
В этих бутылках «чернила», да не те. Больше никакого суррогата. Спирт для крепости в это вино не добавляют. Качество контролируют в специальной лаборатории.
«Наша цель – получить интересный фруктовый и запоминающийся тон. Если вы его попробуете, то здесь есть послевкусие, аромат», – поясняет начальник производственной лаборатории Инга Транькова.
Рецепт первого в стране фруктового вина разрабатывали на самом предприятии. Говорят: все натуральное, сырье отечественное.
«Это у нас и вишня, и черная смородина, рябина, каждый купаж индивидуальный», – отмечает ведущий технолог винодельческого завода Светлана Шляхтова.
Всех секретов виноделия на предприятии не разглашают, но технология такова: в сок добавляют сахар, дрожжи и отправляют в бочки. Через пару недель вся эта смесь превращается в виноматериал, из которого после купажирования получается вино. Его и разливают в бутылки.
В дегустационном зале – весь ассортимент. Этикетки на французский манер. На вид – Бордо. Но внутри те самые «революционные» чернила.
«Новое плодовое» уже оценили потребители. В магазины отправили несколько первых партий товара.
«К этой группе продукции хотим привлечь внимание покупателей, которые ранее употребляли 18-градусные вина. Потому что эта цена, которая соответствует их уровню дохода. И крепость меньше. То есть ту политику, которую ведет государство в отношении снижения алкоголизация населения, это будет то, что надо», – говорит ведущий экономист винодельческого предприятия Инесса Евсеенко.
Жители деревни Хальч, что под Гомелем, вкусовые особенности плодового улучшенного вина оценить еще не успели. Да и не особо хотят. Говорят – от спиртного только беды. Долгие годы здесь пытаются побороть пьянство.
Будний день, а в местном магазине очередь за горячительным. На прилавках широкий ассортимент. Здесь и водка, и коньяк. Но, как правило, берут не то, что лучше, а что дешевле.
«Пиво большим спросом пользуется. Вино. Потому что денег не хватает людям на большее. Потому что водка дорогая», – говорит продавец Мария.
Предупреждения на работе, советы и беседы, бесплатное кодирование, лечебно-трудовой профилакторий – что только ни делают местные власти, а мужики все равно заглядывают в бутылку.
«Что касается пьянства – это бич для всех. Многие не поддаются. Совершают административные правонарушения, преступления», – поясняет начальник отделения правопорядка и профилактики Ветковского РОВД Александр Пасечнюк.
Отучить от пагубной привычки удалось только пятерых – на все село. Петрович – один из них. Говорит, его не заставляли. Он сам пришел и закодировался: «Уже два года не пью. И чувствую себя отлично. Раньше пил все – одеколон, парфюмерию, стеклоочиститель, «чернила», бражку». А вот брата Петровича убедить не получается. Доводы участкового Василий не воспринимает. Да и алкоголиком себя не считает.
Ситуация с потреблением алкоголя в Беларуси на протяжении последних лет остается достаточно напряженной. По данным Всемирной организации здравоохранения на 2014 год, в стране один взрослый человек выпивал почти 10,5 литров чистого спирта в год. По экспертным оценкам, алкоголь уважает каждый десятый гражданин.
Государство не раз пыталось исправить ситуацию. Было все: и агитировали, и запрещали. Но привычка сильнее запретов.
Емельяна Бобкова в деревне знают все. Он не просто популярный здесь гармонист. Но и местная гордость. В свои 80 ведет здоровый образ жизни. Не курит, а главное – не пьет.
Местные жители часто спрашивают. Как так получается – не иметь вредных привычек? На такой вопрос – ответ простой.
«Понимаете, это кинуть никто не поможет. А тут только сила воли своя, подумать, что я делаю», – говорит житель деревни Хальч Емельян Бобков.
А еще, добавляет дед Емельян, нужно обязательно найти любимое дело. Тогда и желания выпить не будет вовсе. Хотя по праздникам да бокал хорошего вина – это, пожалуй, можно.