Содержание
- Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, мозаики
- Сюжетные особенности изображения
- За что почитают этот святой образ?
- Наиболее известные изображения Пресвятой Девы в момент получения благой вести
- Чудеса, сотворенные иконами
- Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
- Икона божией матери благовещение развернутый сюжет иконография. Благовещенье Пресвятой Богородицы — традиции и приметы. О чем молятся.
- История праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
- Богородица
- Протоиерей Николай Гурьянов
- Икона Благовещение Пресвятой Богородицы
- Православное христианское празднование праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
- О чем молятся перед иконой благовещение пресвятой богородицы
- История
- Традиции
- Библиотека Русской веры →
- Исторические названия этого праздника и его статус
- Приметы
- О чем молятся
- Молитва
- История события
- Традиции праздника Благовещение Пресвятой Богородицы
- Особенности праздника Благовещение Пресвятой Богородицы
- Духовный смысл
Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, мозаики
Благовещение — один из самых ранних по времени создания сюжетов в христианском искусстве. Первое изображение, интерпретируемое как Благовещение, находится в римских катакомбах. Источниками для иконографии Благовещения служили как Священное Писание (Лк. 1:26-38) так и устное Предание, зафиксированное позже в апокрифических Протоевангелии Иакова (гл. 10, 11) и Евангелии псевдо-Матфея (гл. 8, 9).
Росписи катакомб Присциллы. Середина III в (?). Рим
Ранние изображения можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся композиции, где Богородица представлена сидящей слева или, реже, справа от архангела. Она может просто слушать, делая жест рукой, или прясть.
Триумфальная арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 г. Рим. Фрагмент
Ко второй группе можно отнести сцены, в которых Богоматерь изображена вставшей навстречу благовестию архангела. Памятники этого типа имеют сиро-палестинское происхождение. Начиная с VI века такая схема становится популярной в Восточной части империи. Ее происхождение связано с особенностями церемониала: императорские указы всегда выслушивались стоя.
Оклад Евангелия. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан
Согласно преданию, Деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое. Изображение прядущей Богородицы почти повсеместно распространилось в Византии к XII веку. При этом Богоматерь могла изображаться как сидя так и стоя. Такое возвращение к архаическому иконографическому изводу можно объяснить распространением в этот период текста «Гомилии Иакова Коккиновафского», в котором излагались детали Предания.
Однако, мотив рукоделия не мог восприниматься только как некая бытовая подробность. Тонкая красная нить — указание на то, что из чистых и девственных кровей Приснодевы соткалась пречистая плоть Спасителя. Темы Воплощения и таинственного зачатия акцентируются в знаменитой иконе «Благовещение Устюжское». На лоне Богородицы, теми же пурпурными оттенками что и Ее мафорий, написан образ Христа Еммануила. Богоматерь как бы придерживает Его правой рукой, между пальцев которой тянется яркая красная нить. Тексты, тождественные такому художественному образу, присутствуют и в гимнографии: «Пречистая! Мысленная багряница — плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона).
Устюжское Благовещение. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. 30-40-е г. XII в. ГТГ, Москва
Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание. Этот иконографический вариант получил широкое распространение в Западной Европе, откуда он в конце XVI века проникает на Русь. В период Позднего Средневековья и Нового времени русские мастера часто изображают Богородицу читающей книгу пророка Исаии, а Архангела Гавриила с пальмовой ветвью или лилией в руке.
Икона из иконостаса церкви села Селезениха Тверской губернии. Кон. XVIII в. ГосНИИР, Москва
В конце XIII – начале XIV века мастера стремятся наполнить Евангельские сцены движением, действием, второстепенными персонажами и деталями. Так, в композиции Благовещения появляется служанка. Она может быть представлена как бы подслушивающей, выглядывающей из-за колонны, или сидящей за рукоделием у ног Богоматери.
Византийская икона. 1-ая четв. XIV в. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Дева Мария может изображаться держащей клубок в левой руке, правой же, свободной, Она может обращаться к архангелу с так называемым «жестом речи». Сам жест может иметь различное истолкование. Широкий жест поднятой и слегка отведенной в сторону руки — это жест диалога. Если рука Пречистой поднята на уровень груди или шеи, а кисть обращена тыльной стороной к зрителю, то жест демонстрирует согласие и принятие Богородицей Промысла Божиего, выраженное в словах: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38).
Богородица из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция
Если же кисть развернута ладонью наружу и как бы выставлена вперед (характерный жест отрицания), то такой нюанс может передавать изумление и недоуменное вопрошание: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Этот жест особенно часто встречается в византийском искусстве VIII-IX веков.
Резная икона из слоновой кости. 2-ая пол. X в. Византия. Государственный Эрмитаж. Фрагмент
Параллельно с «классической» иконографией Благовещения существовала композиция, изображающая «Благовещение у источника» (у кладезя). Согласно Преданию, Дева Мария впервые услышала архангельское приветствие, когда отправилась за водой. Само же явление благовестника произошло после возвращения Богородицы в дом. Изображения этого события появляются уже в раннехристианском искусстве. Например, на одном из клейм резного оклада из сокровищницы Миланского собора Приснодева представлена набирающей кувшином воду источника, бьющего из скалы.
Благовещение у источника. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент
Сюжет «Благовещение у источника» можно встретить на стенах византийских и древнерусских храмов в составе цикла росписей, посвященных Богородице.
Благовещение у кладезя. Фреска ц. Перивлепты в Охриде. 1295 г. Македония
Саркофаг Браччофорте. Нач. V в. Равенна, Италия
Диптих из слоновой кости. VI в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент
Шелковая ткань из «Латеранского сокровища». VI-VII в. Музеи Ватикана
Архангел Гавриил. Фрагмент фрески церкви Санта Мария Антиква. Середина VII в. Рим
Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. 989 г. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения
Фреска пещерной церкви Пюренли Секи. X- 1ая пол. XI в. Каппадокия, Турция
Фреска церкви Токали Килисе. X-XI в. Гёреме, Каппадокия,Турция
Софийский собор. Около 1037г. Киев. Совмещенные фрагменты мозаики на алтарных столбах
Архангел из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция
Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент
Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент
Византийская икона. Конец XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай
Архангел из композиции «Благовещение». Фреска церкви св.Георгия в Курбиново. 1191г. Македония
Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия
Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408 г. ГТГ, Москва
Назарий Истомин Савин. Икона из Михайло-Архангельского монастыря Великого Устюга. 1614-1615 г. Северо-Двинский музей
Симоне Мартини. Благовещение с двумя святыми. 1333 г. Галерея Уффици, Флоренция
Донателло. Алтарь Кавальканти. Около 1435 г. Церковь Санта Кроче, Флоренция
Рогир ван дер Вейден. 1445 г. Лувр, Париж
Фра Беато Анджелико. 1450 г. Фреска из монастыря Сан Марко, Флоренция
Приписывается Петрусу Кристусу. 1440-1450-е г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Леонардо да Винчи. 1472-1475 г. Галерея Уффици, Флоренция
Антонелло да Мессина. Мария Аннунциата. Около 1476 г. Национальный музей, Палермо
Гуго ван дер Гус. Алтарь Портинари. Вид в закрытом положении. Ок.1475 г. Галерея Уффици, Флоренция
Сандро Боттичелли. 1489-1490 г. Галерея Уффици, Флоренция
Сюжетные особенности изображения
Очень многие художники изображали Благовещение Пресвятой Богородицы; иконы и фрески этой тематики начали появляться в древний период истории христианства. Интерес к изображаемому событию не утратился до сих пор. Существует три основных сюжета иконы Благовещенье, используемые из века в век:
- Архангел Гавриил сообщает Пресвятой Деве новость о том, что ей предстоит стать Матерью Божьей. Дева Мария принимают эту весть с радостью, покорностью. К данной группе относится, к примеру, Устюжская икона.
- Образ представляет собой диптих, то есть два изображения, объединённых общим сюжетом. На одной иконе рисуют Архангела Гавриила, а на другой – Богоматерь. Такие изображения можно увидеть на церквях, царских вратах.
- Образ Богородицы изображается без Архангела. Дева Мария сидит в умиленной позе, нередко перед книгой. Такие иконы часто называют «Се раба Господня» по тем словам из Евангелия, которые произнесла Богоматерь, получив благую весть.
Изображения последнего типа следует отличать от икон Остробрамская Виленская, Умиление Серафимо Дивеевская, Скорбящая, Калужская.
За что почитают этот святой образ?
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы имеет огромное значение для всего православного мира, но больше всех ее почитают женщины, которые видят в Матери Божьей идеал женщины, матери. В день праздника Благовещенья, 7 апреля, икона Божией Матери увеличивает свою силу и помогает всем, кто обращается к ней с просьбами.
Святой образ может помочь как тем, кто использует готовые молитвы, так и тем, кто обращается к Святой Деве своими словами, главное – молящийся должен искренне верить, что старинная икона Благовещения поможет ему. Образы Девы Марии помогают тем, кто хочет:
- получить искупление грехов;
- избавиться от власти других людей;
- освободиться от пагубной зависимости (алкогольной, наркотической, игровой);
- выйти из заточения;
- избавиться от душевных или физических недугов;
- излечиться от бесплодия, испытать радость материнства / отцовства;
- получить душевное облегчение;
- освободиться от действия черной магии.
Обращаться к старинным образам Богоматери можно и с другими проблемами, Святая Дева не откажет в помощи тем, кто готов довериться ей. В соответствии с древнейшими традициями в Благовещенье нельзя заниматься никакой работой, а если праздник совпадает с Великим постом, то разрешено смягчить пост и подать на стол рыбу. Но следуя традициям, не стоит забывать, в чем главный смысл праздника. Ритуалы не должны заменять его, их цель – помочь человеку правильно настроиться на общение с божественными силами.
Наиболее известные изображения Пресвятой Девы в момент получения благой вести
Существует множество икон, фресок, а также списков с них, репродукций, изображающих момент Благовещенья. Одни из этих изображений – старинные, а другие – относительно новые, современные. Время создания первого образа Благовещения – 2 век, изображение появилось в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы. Все иконы, посвященные данной тематике, обладают божественной силой независимо от того, в каком веке они были созданы. Рассмотрим наиболее известные изображения.
Икона Андрея Рублёва
По мнению экспертов, икона из иконостаса Благовещенского собора Кремля принадлежит кисти великого иконописца Андрея Рублева. Изображение было сделано Андреем Рублевым в 15 веке, предположительно в 1405 году. Икона плохо сохранилась, но особенности ее цветовой гаммы, настроение, композиция дают право говорить о ее принадлежности кисти великого мастера. Образ, написанный на липовой доске, сейчас хранится в Троицком Соборе.
К особенностям иконы относятся:
- Отсутствие скученности фигур. Андрей Рублёв считал, что икону не нужно загромождать второстепенными деталями, изображение должно быть простым, хорошо читаемым с большого расстояния.
- Наличие центральной оси. Великий иконописец всегда выделял центральную ось иконы, а половинки изображения как бы двигались по направлению к этой оси с двух сторон. Сюжет образа построен на диалоге Архангела Гавриила и Пречистой Девы. Изображение делится на две половины: левую – небесную, архангельскую, и правую – земную, богородичную. В горизонтальном пространстве происходит диалог небесного и земного, а в вертикальном осуществляется боговоплощение: Святой Дух в виде зелёного луча нисходит на Деву Марию. Устремлённость половин иконы к центру, диалогу создает целостность, единство композиции.
- Особая праздничная цветовая гамма, специфический колорит. Радостное настроение изображению придают золотистый фон и яркие красные пятна. Архангел Гавриил выполнен в зелёном и золотистом цвете, при этом зелёный цвет символизирует жизнь, Святой Дух. Богородица держит в руках красную нить, из которой прядёт завесу для Иерусалимского храма. Одежда Девы Марии синего и вишнево-коричневого цвета. Первый из этих цветов символизирует небо и молитвенное настроение, а второй – царственность Святой Девы. Престол Девы Марии покрыт красными и зелеными подушками. Красный цвет символизирует радость, жертвенность, а зелёный – жизнь, обновление.
Описание этого образа позволяет увидеть его отличие от старинного канона, которому следовали византийские и греческие иконописцы. Особенностями их изображений были мрачность, порывистость, резкость. На иконе Рублева мы видим надежду, радость, человеколюбие, внутреннюю силу, торжественность. Хотя на дворе был всего лишь 15 век, но знаменитый мастер смог создать свой неповторимый стиль, который стал основой для русской иконописной школы.
Киевская мозаичная икона
На восточных столбах Киево-Софийского собора, поддерживающих алтарную арку, присутствует мозаичная композиция «Благовещение». Она включает изображения архангела Гавриила и Богоматери. Пресвятая Дева держит в руках веретено с пурпурной пряжей, ее одежда синего цвета, а лик – розоватого, белого, зеленовато-серого. Архангел Гавриил обращён к Богородице, правой рукой он совершает благословение, а левой держит жезл.
Фигура Архангела и Богоматери изготовлены разными мастерами и между образами есть множество различий. Гавриил массивен, грузен, складки его одежды прямоугольные, ломкие. Изображение Богоматери выглядит более легким и искусно сделанным. В мозаике отсутствуют какие-либо указания на место действия, также сведен минимуму набор информативных деталей, что является особенностью иконописи, относящиеся к веку македонской династии.
Чудеса, сотворенные иконами
Согласно преданиям, устюжской иконой и другими святыми образами Благовещения было совершено множество чудес. Так, легенда гласит, что в 1290 году на пороге устюжского собора ежедневно молился юродивый Прокопий. Однажды он объявил жителям Великого Устюга, что за совершенные грехи Бог нашлет на них огненный дождь, и призвал людей к покаянию. Но они только посмеялись в ответ.
Спустя неделю, на город надвинулись черные тучи, земля под ногами начала двигаться. Люди поняли, как сильно они разгневали Бога, и осознали необходимость покаяния. Они пришли в устюжский храм, опустились на колени перед иконой Божьей Матери и просили о покаянии. После этого Святой образ Благовещения начал источать благоухающее миро, которым наполнили все церковные сосуды.
Грозная туча прошла мимо города и разразилась огнем на безлюдном участке. В воспоминание о чудесном избавлении было установлено ежегодное празднование иконы Божией Матери. В 19 веке для иконы был устроен новый оклад, а в 1930 году она была передана Третьяковской галерее, где находится и сейчас.
Но устюжское чудо – не единственное. При Иоанне Грозном к житницам царского двора в Кремле примыкала башня, где содержали преступников. Туда был заключен оклеветанный воевода, который усердно молился о своем освобождении. Однажды ему явилась Дева Мария и приказала просить государя о свободе. Но узник побоялся гнева царя и не выполнил приказ. Тогда Богородица пришла к нему снова и пообещала помощь. Воевода послушался.
Люди, посланные государем, пришли к тюрьме и обнаружили на стене башни самописанную икону Благовещения. Царь, узнав о таком чуде, освободил воеводу, а при чудотворном образе приказал построить деревянную часовню. В 1731 году императрица Анна Иоанновна построила здесь храм, и внешняя стена башни с изображением стала внутренней южной стеной церкви, икона была украшена роскошным киотом.
Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
Благовещение. Мозаика триумфальной арки ц. Мария Маджоре. Рим. 432-440 годы
Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.
Источниками, в которых рассказывается о Благовещении, являются Евангелие и апокрифические сочинения, возникшие уже в раннехристианскую эпоху. В Евангелии от Луки (Лк. 1. 26-38) повествуется о том, что Архангел был послан Богом к Марии с радостной вестью о рождении от Нее Спасителя мира. Желая исполнить волю Господа, Пресвятая ответила смиренными словами: «Да будет мне по глаголу твоему». В церковной традиции это послушание Богоматери противопоставляется непослушанию Евы. Богоматерь как «новая Ева» служит искуплению первородного греха «первой Евы», начиная служить возвращению утраченного единения людей с Богом и спасению человечества. Именно поэтому день Благовещения является одним из главных православных праздников. «Днесь спасения нашего главизна» — поется в тропаре на Благовещение.
В апокрифах — так называемом «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея» («Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя») повествуется о двух явлениях Ангела. Сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для иерусалимского храма. Эти апокрифические предания значительно повлияли на иконографию праздника.
Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.
Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах, изображения на раннехристианских саркофагах и мозаика в церкви Марии Маджоре в Риме.
Шелковый покров. VII-VIII вв. Сокровищница собора в Лионе. Франция
На равеннском саркофаге V — VI веков Мария сидит в кресле и держит веретено в руках, справа ей предстоит крылатый Ангел с посохом. Этот иконографический тип разрабатывается художниками в течение столетий и хорошо известен по более поздним изображениям. В мозаике триумфальной арки церкви Марии Маджоре, созданной в 432-440 годах, Богоматерь также представлена сидящей с рукоделием на коленях. Однако это изображение, отличающееся особой торжественностью, имеет ряд уникальных деталей. Так, один Ангел слетает к восседающей на троне Богоматери сверху, еще четверо Ангелов окружают ее престол, один беседует с праведным Иосифом.
В сокровищнице собора в Лионе хранится древний шелковый покров, датируемый VII-VIII веками, с изображением Благовещения и Рождества Христова. Заключенная в орнаментальный круг сцена Благовещения отличается лаконизмом и выразительностью. Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть.
Благовещение. Икона. XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай
Параллельно с рассмотренным иконографическим типом Благовещения с рукоделием, с раннехристианских времен получили распространение образы «Благовещения у источника (кладезя)», основанные на указанных апокрифических преданиях. Н.В. Покровский в своем фундаментальном труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку в них изображается не собственно Благовещение, а момент, ему предшествовавший. Один из древнейших сохранившихся до наших дней примеров работы подобного типа представлен на окладе Евангелия из слоновой кости из Милана (вторая половина V века). Богоматерь в античной тунике представлена стоящей на коленях перед текущим из скалы ручьем с кувшином в руках, а позади нее изображен благословляющий Ангел. В более поздних памятниках — мозаике собора Сан Марко в Венеции, фреске из Софийского собора Киева (обе — XI века), мозаике константинопольского монастыря Хора (Кахрие-Джами, 1314 г.), фреске из Рождественского собора Ферапонтова монастыря кисти Дионисия (1502 г.) Пресвятая Дева в традиционном одеянии изображается стоящей у колодца с сосудом или кувшином в руках, а благовеститель слетает к ней сверху. Указанные сцены в общей системе росписей храмов дополнялись и традиционным изображением Благовещения с рукоделием. Оба иконографических типа обычно представлены в составе клейм икон Акафиста Богоматери.
Богоматерь из сцены Благовещение. Мозаика. XIV в. Кафоликон монастыря Ватопед. Афон
Схема, где Богоматерь изображается с пряжей в руках, принимающей весть от стоящего перед ней Архангела, не претерпевает существенных изменений в последующие века византийского и древнерусского искусства. Изображения отличаются друг от друга трактовкой архитектуры, деталями, обстановкой, символами, позами и жестами Богоматери и Архангела. Различные жесты Марии передают различные оттенки ее душевного состояния: ее руки могут быть смиренно сложены в молитве, могут выражать сомнение, когда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила. В мозаике из Ватопедского монастыря XIV в. (Афон) сидящая на престоле Богоматерь в левой руке держит не одно, как в других памятниках, а два веретена, а правая рука, задрапированная в одеяние, в выразительном жесте смиренного приятия Божией воли находится в центре груди, открытой ладонью в сторону зрителя.
Особое значение события Благовещения отразилось в системе росписи церквей. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство. Так, в росписи Палатинской капеллы в Палермо (Сицилия, около 1146-1151) Богоматерь представлена в правой части, стоящей с мотком пряжи в опущенной руке, за ее спиной престол. Сверху, с небес, видна благословляющая десница, от которой нисходит широкий белый луч с изображением Святого Духа в виде голубя. В Софийском соборе Киева на восточных столбах помещен чрезвычайно выразительный образ Благовещения. Ангел в торжественном шествии благословляет Богоматерь, изображенную на правом столбе. Пресвятая одета в синий мафорий с золотой каймой, в левой поднятой руке она держит моток пурпурной пряжи, нитка которой опускается через левую руку вниз, к веретену. Художник акцентировал внимание именно на моменте прядения, ибо это в церковном толковании сопоставляется с зарождением во чреве Девы плоти Сына Божиего.
Благовещение у кладезя. Фреска Софийского собора в Киеве. XI в.
В росписях собора Антониева монастыря в Новгороде Богоматерь в сцене Благовещения, расположенной на восточных столбах, также изображена за прядением. Она представлена сидящей вполоборота к Ангелу на фоне архитектуры, состоящей из нескольких зданий с высокой стеной и переброшенным через здание красной тканью — велумом. Такие детали композиции могут быть соотнесены с эпитетами, широко использующимися в богородичной гимнографии, прежде всего в Акафисте Богоматери, где она называется «Граде всех царя», «покрове, державо, стено и утешение» и «Царствия нерушимая стено».
Архитектурная обстановка в сценах Благовещения появляется уже в раннехристианское время. Так, на плакетке с кафедры архиепископа Максимиана (V век, Архиепископский музей в Равенне) действие происходит в палатах, изображенных в виде фронтона с двумя колоннами. Изображаемая архитектура должна была обозначать место действия, дом праведного Иосифа, однако со временем она получила свое символическое истолкование. Архитектурный фон стал соотноситься с образами ветхозаветного Иерусалимского храма и Церкви Нового Завета, торжество которой предвосхищается в момент Боговоплощения. Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь. Другими символическими деталями образов Благовещения являются богато украшенный престол, на котором восседает Мария — он соотносится с троном царя Соломона, и некоторые другие редкие подробности. Так, на иконе XII века из монастыря святой Екатерины на Синае на первом плане изображена река с множеством рыб и птиц по берегам, являющаяся символом рая. За троном Богоматери изображен огороженный сад с деревьями и цветами, являющийся образом библейского «вертограда заключенного» (3 Цар. 10, 18), понимаемого как указание на райскую символику. Рассматриваемая икона отличается и изысканным художественным языком. Архангел Гавриил кажется парящим в золотом пространстве, так как вся его фигура и складки одежды пронизаны динамическим движением.
Вид на алтарную часть Палатинской капеллы. Середина XII в. Палермо. Сицилия
В конце XIII — начале XIV веков в иконографии Благовещения появляются новые персонажи — изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу Архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, художники изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачатия. Эта истина не требовала доказательств для православных христиан, но споры об этом догмате возникали время от времени. Изображения служанок встречаются как в сценах Благовещения у колодца, так и в иконах Благовещения за рукоделием в доме Иосифа. Так, в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.) двое девушек поддерживают Богоматерь, к которой у колодца с небес слетает Ангел, под руки. Еще одна девушка изображена справа, она испугано смотрит на явившего Ангела. В византийской иконе Благовещение XIV века, хранящейся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) служанка в тунике, завязанной через плечо, выглядывает из-за колонны. В русских иконах XV-XVI веков служанки чаще всего будут изображаться сидящими у ног прядущей Богоматери.
Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва
На Руси образы Благовещения были очень почитаемы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как «Устюжское Благовещение». Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, где перед образом молился св. Прокопий Устюжский. Однако установлено, что икона была привезена в Москву Иоанном Грозным из новгородского Юрьева монастыря. Иконографической особенностью иконы является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богоматерью храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона преп. Андрея Критского: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем».
Царские врата. Середина XVI в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Как из цветного пурпура во чреве твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира — плоть Эммануила». Вверху иконы в небесной полусфере представлен образ Христа в образе Ветхого Деньми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.
Следует особо отметить, что Благовещение традиционно присутствует в верхней части Царских врат иконостаса. Врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь. Благовещение изображалось на древних Царских вратах в различных иконографических вариантах.
В поздней русской иконописи в иконографии Благовещения появляются некоторые новшества. Так, на иконе середины XVI века из Сольвычегодского Благовещенского собора, между Марией и Архангелом изображена пещера, но надпись, идущая по ее черному фону, гласит, что это место будущего Рождества Спасителя: «Вертеп, в нем же Христос хотя родитися».
В XVII-XVIII веках под влиянием западноевропейских образцов художники часто изображают Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги, сама же обстановка и архитектурный фон сцены становятся более пышными и сопровождаются обилием декоративных деталей.
Икона божией матери благовещение развернутый сюжет иконография. Благовещенье Пресвятой Богородицы — традиции и приметы. О чем молятся.
Православная церковь ежегодно 7 апреля празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Это один из 12 самых главных церковных праздников, который христиане празднуют за девять месяцев до Рождества Христова.
Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор Святого архистратига Гавриила.
Мэри ответила ангелу, спросив, как это может произойти, поскольку у нее не было мужа. Ангел сказал ей, что Святой Дух и сила Божия придут на нее, и что ребенок, родившийся от нее, будет называться святым, «Сыном Божьим». Затем ангел продолжил рассказывать Деве Марии, что ее двоюродный брат Элизабет задумал сына в старости и подтвердил, что с Богом нет ничего невозможного.
История праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
По ее ответу ангел ушел. Именно в Праздник Благовещения православные христиане отмечают божественную инициативу Бога, посредством которой Он принял плоть от Девы за наше спасение и человеческий отклик, благодаря которому Мария свободно приняла призвание, предлагаемое ей. Он решил стать человеком, и Он хотел сделать это с согласным соглашением с тем, кого Он избрал как Его мать. Мария могла отказаться, потому что она не была пассивным инструментом, а активным участником со свободной и позитивной частью, чтобы играть в Божьем плане нашего спасения.
События Благовещения, которые описаны в Евангелии апостолом Лукой, знакомы практически всем, но в канун праздника Sputnik Грузия предлагает вам еще раз вспомнить эту божественную историю.
Богородица
Дева Мария, бесспорно самая целомудренная на всей Вселенной, была отдана Творцу начиная с рождения. До 14 лет она жила и воспитывалась в Иерусалимском храме.
Протоиерей Николай Гурьянов
Таким образом, когда на этом и других праздниках Православная Церковь чтит Богородицу, Матерь Божию, это происходит не только потому, что Бог избрал ее, но и потому, что она сама решила следовать Его воле. Икона Благовещения — это та, которая представляет радость объявления о пришествии Христа. Это икона ярких цветов, изображающая Архангела Гавриила, сошедшего с небес, и Девы Марии, которая была избрана Матерью Божией.
Архангел Гавриил представляет благую весть о пришествии Христа к Марии. Дева Мария, которая была избрана Божьей Матери. Архангел показан с раздвинутыми ногами, как будто он бежит, чтобы поделиться с Марией хорошими новостями. В левой руке — посох, символ посланника. Его правая рука распространяется на Марию, когда он передает послание и объявляет о благословении, даруемом ей Богом.
А когда пришло время Марии покинуть храм, в мужья нашли ей престарелого плотника Иосифа, славившегося своим благочестием, который должен был оберегать Ее чистоту и невинность.
Поэтому, когда Архангел Гавриил возвестил Марии, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия, Дева, смущаясь, осведомилась у Ангела, каким образом получится это зачатие.
Позиция ног Архангела Гавриила подсказывает, что он бежит, чтобы делиться новостями с Мэри. На правой стороне иконы Богоматерь сидит на возвышенном месте, указывая, что как Богоматерь она «больше в чести, чем херувимы, и не сравнится более славными, чем серафимы, которые без коррупции родили Богу Слово»В левой руке она держит веретена алой пряжи, которая изображает задачу, которую ей поручили подготовить фиолетовый и алый материал, который будет использоваться для изготовления завесы для Храма в Иерусалиме.
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы
Ее правая рука выражается жестом принятия в ответ на сообщение Габриэля. Ее поза выражает желание сотрудничества с Божьим планом спасения. Три звезды на ее одежде представляют, что она была Богородицей до, во время и после рождения Христа. Ее левая рука держит веревку из малиновой пряжи, изображающую задачу, которую она сделала, чтобы сделать завесу Храма в Иерусалиме.
© Sputnik/ Балабанов
Изображение Богоматери. Фрагмент иконы «Благовещение (Устюжское)»
Архистратиг привел в пример бесплодную родственницу Марии —Святую Елизавету, которая в преклонном возрасте зачала ребенка шесть месяцев назад, тем самым дав понять, что у Господа нет предела возможностям.
Услышав в речах Архангела Всемилостивую волю, Мария произнесла: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». На сегодняшний день считается, что в момент произнесения Девой Марией такой фразы и содеялось Святое зачатье.
Правая рука Мэри поднята в знак согласия с сообщением Габриэля. Три звезды на одежде Богородицы представляют, что она была Богородицей до, во время и после рождения Христа. Изображение божественного царства и Святого Духа, приходящего на Богородицу. В верхней части значка сегмент круга представляет собой божественное царство, из которого выходят три луча. Это свидетельствует о действии Святого Духа, приходящего на Него.
Православное христианское празднование праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется Божественной литургией Святого Иоанна Златоуста, который проводится утром Пира и предшествует служению «Утреня». Великая вечерня проводится вечером накануне праздника. Праздник Благовещения в Греческой Православной Церкви также отмечает день национального праздника для греков и людей со всего мира греческого происхождения. Помимо услуг для праздника, проводятся торжества и парады, а официальные прокламации предлагаются во всем мире в знак признания Дня независимости Греции.
Узнав, что Мария носит ребенка, Иосиф хотел тайно отпустить ее. Но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, Сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого, родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их…»
Иосиф поступил так, как велел ему Ангел — принял свою жену. У них родился сын, и нарекли его Иисусом. Все, как предсказывалось.
О чем молятся перед иконой благовещение пресвятой богородицы
Жизнь Девы Марии, Богородицы, написанная и составленная Свято-Апостольским монастырем. Синаксарион: жизни святых Православной Церкви, т. 4, составленный Иеромоном Макариосом из Симонос Петры и переведенный с французского Матерью Марией Рулем и Матерью Джоанной Бертон стр. 227.
Ученые считают, что они обнаружили самую древнюю икону Девы Марии. На картине изображена женщина в колодце, обнаруженная в руинах дома церкви третьего века в Сирии. Большинство из нас не сразу связывают Марию с колодцем, но ранняя церковь. Хотя евангелия немыслимы в этом вопросе, одна древняя традиция упоминает Марию на работе и прекращает выпить.
История
Есть мнение, что праздник установлен апостолами, ввиду того, что в росписях катакомб, где собирались на молитву первые христиане, имеются изображения Благовещения Пресвятой Богородицы, датируемые II-III веками.
Однако праздновать его особо стали не ранее IV века. Этому способствовало открытие Святой равноапостольной Еленой в начале IV века Святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве.
Благословен ты среди женщин. «Дева постилась и стояла в молитве возле фонтана», — повторил Максимус Исповедник через несколько столетий. Посты и праздники накладываются друг на друга. Дегустация означает дегустацию их всех, и Мария в баптистерии предлагает прекрасный пример явления. Обычно принято считать Рождество главным христианским праздником, но Пасха была вершиной для самых ранних верующих. В результате установление даты распятия Иисуса было ключевым.
Другими словами, это вопрос полностью внутри дома. И части взаимосвязаны. Празднование Рождества означает празднование Благовещения, что означает празднование Пасхи. Но еще один важный аспект этой связи находится в нашей крещальной иконе Марии. Исторически говоря, Великий пост — это период крещения. В недели, предшествующие Пасхе, оглашенные подготовились к окончательному посвящению в сакраментальную жизнь церкви.
© Sputnik/ В. Робинов
Древние христиане называли праздник по-разному — Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы, как на Востоке, так и Западе.
Нахождение Мэри, изображенной на фонтане на стенах баптистерия, имеет прекрасный смысл, когда мы признаем связь между Благовещением и Пасхой. В этот подготовительный период происходит не только Благовещение, но и вышеупомянутое понятие об интегральном возрасте связывает концепцию Христа с его распятием.
Здесь также проявляется эффект литургического наслаивания. В течение всего периода пасхального периода православные христиане воспевают линию Галатам 27: «Как многие из вас, как крестились во Христа, надели Христа, Аллилуйя». Крещение означает смерть и восхождение со Христом. Но угадайте, когда мы также поем этот короткий гимн?
Праздник, который, по некоторым сведениям, установил святитель Кирилл Иерусалимский, уже к концу VII века был в Византии одним из важнейших. Примерно в то же время он распространился и в западной Церкви.
Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта (7 апреля по-старому стилю). Поскольку праздник Рождества Христова был исторически установлен значительно раньше, Благовещению посвятили день, на девять месяцев предваряющий Рождество.
И образ, подобный Марии у фонтана, помог бы связать все это вместе. Если мы будем внимательны, мы можем заметить эти связи и в сервисах сегодня. Патрик Генри Рирдон в своей выдающейся новой книге «Возвращение искупления». Это литургические тайны. Джон Бэр в «Тайне Христа».
Мы не только оглядываемся назад, когда отмечаем праздники, такие как Благовещение, так и апостолы и ранние христиане, которые сохранили традицию Марии в колодце. Они испытывали тот же эффект наслаивания, что и мы, потому что они помнили и писали с этой стороны Воскресения. Они могли видеть только Благовещение и Рождество, просматривая Пасху.
© Sputnik/ Владимир Вяткин
Картина художника Василия Поленова «Источник Девы Марии в Назарете»
Это число также согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха, как исторические события произошли в один и тот же день года.
Мария, стоящая возле колодца, уже Мария, сидящая у яслях, плача на кресте и радуясь пустой могиле. В этой коллекции представлено более 230 икон, охватывающих четыре столетия русской иконописи. Сами значки сразу же задавали тон, идентифицируя себя как эти «священные окна», соответствующим образом давая проблески в небесные сферы.
Это один из лучших, что мы видели у Христа-Пантократора. Мы тут же предложили молитву. Христос Пантократор — это главное изображение Нашего Господа в иконографии. Фактически, в обеих православных церквях и католических церквях Восточного обряда всегда есть икона Христа-Пантократора. Это изображение относится к шестому или седьмому веку в монастырь Св. Екатерины на Синае и изображает величественного Христа перед золотым фоном.
Традиции
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы с давних времен особо почитался на Руси. По древней традиции, в этот день люди выпускали на волю птиц из клеток и сетей. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.
На Благовещение крестьяне по традиции пекли просфоры — пресный церковный хлеб, по числу домочадцев в семье. Хлеба освещали в храме.
Первая галерея полностью посвящена Иисусу Христу. Даже посетители, незнакомые с стилем и предназначением значков, могут сразу реагировать на атмосферу и получать ценную информацию и понимание через краткие описания, которые сопровождают значки. Это аббревиатуры от первого и последнего букв, по-гречески, от имени Иисуса.
Всегда удивляйтесь, почему, в иконах, Иисус обычно имеет три «лучи» золота, излучающие вокруг его головы? Эти лучи представляют его Божественность, что означает: «Я есть кто». Люку-евангелисту традиционно приписывают рисовать первые иконки? Было так много интересных иконок, везде мы смотрели. Также широко используется золотой лист. Джозеф — все в одной панорамной иконе.
Освещенный хлеб съедали дома натощак, а крошки — добавляли в корм домашним животным и в семена. В народе считали, что благодаря этому урожай будет богатым, а скот — плодовитым и здоровым.
© Sputnik/ Сергей Пятаков
Благовещение в народе воспринимали как праздник весны, начало нового сельскохозяйственного года. Люди освящали зерно перед посевом, ставя рядом с зерном благовещенскую икону.
Библиотека Русской веры →
Русские иконы, созданные из византийской традиции, которая сама относится к тому времени, когда Церковь была полностью объединена. Некоторые примеры в этом экспонате имеют удивительные детали, которые обычно не видны в иконах. Школа иконографии в России привнесла западное влияние в иконы. Точно так же лицо не сделано с человеческими руками — показывает лицо Христа на завесу Вероники.
Большинство икон в этой исключительно красивой галерее также дают посетителям четкое представление о трех основных типах икон Богородицы. Существует Элеуза, «Мать Нежности», в которой Мать и Дитя склоняются друг к другу с любовью. Далее — Одигитрия, или «Она, которая показывает путь». В этой официальной позе Дева Мария удерживает Христа Ребенка одной рукой и своими жестыми руками, как Путь.
В старину в этот день «закликали весну» — разводили костер и прыгали через огонь, водили вокруг хороводы, пели «веснянки». Благовещенский костер считался лучшей защитой от болезней, порчи и сглаза.
Чтобы защитить скотину от волков, люди били в колотушки, медную посуду, звонили в колокольчик. В народе считали, что волки будут держаться на том расстоянии, на которое звук распространится.
Исторические названия этого праздника и его статус
Мэри стоит с вытянутыми руками в молитве, а Христос-ребенок стоит внутри мандоры или ореола света перед ней или как будто он Находится в ее утробе. Это греческие аббревиатуры для «Богоматери», как объясняет экспонат. Несколько икон — это копии оригинальных чудотворных икон, таких как Казанская Богоматерь.
Более удивительные иконы представляют Богородицу в названиях, которые не так знакомы в Западной Церкви. Некоторые иконы имеют сложные ризы из серебра или жемчуга, покрывающие все, кроме лица и рук Иисуса и Марии. В третьей галерее хранятся иконы святых и праздники литургических праздников, а в более мелкой четвертой галерее — литургические сокровища, такие как распятия и предметы, используемые епископами.
Приметы
В народе праздник Благовещения был окружен множеством примет. Самая главная из них — нельзя ничего делать по дому, запрещены все земельные работы. Старые люди говорят, что в этот день даже птица гнезда не вьет, потому что это грех.
© Sputnik/ РИА Новости
После иконок Иисуса и Пресвятой Матери, среди самых распространенных иконок святителя Николая Чудотворца Мира. Здесь один представляет Николая, держащего Евангелия, с Иисусом на одной стороне от него и с Пресвятой Матерью — с другой. Еще одна необычная икона, в конце концов, исчезла из песни, посвященной Николаю и городу Бари, Италия, где его останки похоронены.
Ангелы также хорошо представлены. Михаил Архангел, как воин на крылатом красном конь, дует труба, означающая Второе пришествие Христа. Все иконки втягивают один в тайну веры. От начала и до конца посещение этой выставки меньше похоже на поездку в музей и больше похоже на паломничество.
Существует легенда о том, что кукушка не послушалась правил этого дня и свила гнездо. В наказание кукушка больше не может вить гнезда, и теперь она вынуждена свои яйца подкладывать в гнезда других птиц.
Накануне и в день Благовещения во многих домах старались не зажигать огонь. Однако следовало сжечь в печи несколько щепоток соли, чтобы привлечь удачу.
Люди считали, что в этот день радуются ангелы на небесах, и даже грешников в аду перестают мучить. Земля пробуждается от зимнего сна и раскрывается навстречу весне. Вместе с обитателями земли пробуждается и всякая нечисть.
Поэтому в этот день проводили обряды, которые помогали защититься от зла и излечиться от болезней. Например, окуривали дымом зимнюю одежду, умывались талой водой.
© Sputnik/ В. Дружков
Икона «Благовещение» конца XVI века
Лучшей защитой от змей считался огонь. Поэтому было принято сжигать накопившийся за зиму мусор. На Благовещение также нельзя ни одной крошки уронить, иначе не будет спаса от насекомых.
На Благовещение гадали на счастье — запекали в церковной просфоре мелкую денежку и кому она достанется, тому весь год счастье улыбаться будет.
Благовещенская освященная вода ставилась под иконами. Считалось, что она целый год не портится, если только к ней не прикоснется колдун или человек с темными помыслами. Верили, что эта вода поднимет на ноги больного человека. Ею же отпаивали и скотину.
В этот день нельзя ничего давать взаймы. Нельзя пересыпать зерно из мешка в мешок. Чтобы неслись куры к Пасхе, на Благовещение хозяйка помелом сгоняла их с насеста.
© Sputnik/ Denis Aslanov
Немало примет связано с погодой и урожаем. Так, накануне ночью темное без звезд небо — к плохому несению курами яиц. Солнце в праздник Благовещения — к урожаю пшеницы.
Дождь в праздник — к хорошей рыбалке, к грибной осени. Если в праздник прогремела гроза — можно ждать теплого лета и отличного урожая орехов. А мороз в этот день мог принести хорошие прогнозы на урожай огурцов и яровых.
О чем молятся
Перед иконой Пресвятой Богородицы Благовещения молятся о получении облегчения и исцеления своих недугов, об освобождении из заточения, и вообще — получить «благую» весть о чем-либо.
Молитва
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Материал подготовлен на основе открытых источников.
Одним из двунадесятых непереходящих праздников Православной Церкви является Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы («двунадесятые», т.е. 12, по числу главных праздников). Он отмечается 7 апреля; если переводить с греческого, то будет «благовещение», если с латинского – «возвещение». Если говорить об этом евангельском событии в двух словах, то получится следующее: праздник посвящён событию возвещения Марии архангелом Гавриилом вести о том, что она родит Иисуса Христа.
История события
Согласно евангельскому толкованию, архангел Гавриил (благовестником тайн Божиих) явился к Марии в библейский Назарет и возвестил ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Архангел Гавриил в тот же день возвестил, что будет непорочным: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Всё, что сказал Гавриил, и есть «благовещение», т.е. возвещение благой вести, возвещение благодати человечеству, в чём и заключается смысл названия праздника. Тогда Мария ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Богословами православного толка и Православной Церковью официально признаётся, что легендарное непорочное зачатие произошло именно в тот момент, когда Мария говорила свой ответ Гавриилу. Существует и такая подробность праздника: Мария незадолго до появления Гавриила отправилась за водой к колодцу, и там Голос возвестил ей: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами» (этот эпизод толкуется как Предблаговещение, ему посвящены иконы известных художников, например, «Богородица у колодца» работы Мстёра, картины Эль Греко, а также стамбульская мозаика «Благовещение у кладезя»). Ещё одно событие этого дня: перед появлением Гавриила Мария читала книгу пророка Исайи, те строки, где говорится «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына».
Традиции праздника Благовещение Пресвятой Богородицы
В древности у праздника Благовещение Пресвятой Богородицы было несколько названий: День Приветствия, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, День Благовещения, Праздник Благовещения… Современное название Благовещение Пресвятой Богородицы стало употребительным только в 7-ом веке новой эры. Кроме того, существует восточная традиция праздника (перечисленные названия) и западная (в католическом Риме праздник назывался так: Благовещение святой Марии о зачатии, Приветствие Марии, Благовещение о Христе и др.). Русская Православная Церковь официально именует этот день следующим образом: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии». В католических странах теперь этот праздник называется «Благовещение Господа Иисуса Христа». На византийском Востоке праздник стал официальным с 6-го века, на римском Западе – с 7-го.
Дата празднования Благовещения была официально утверждена в 560-ом году новой эры указом византийского императора Юстиниана.
Интересно, что философ Иоанн Златоуст называет этот день «первым праздником» и «корнем праздников». Действительно, всё христианство пошло с непорочного зачатия девы Марии (25 марта по старому стилю, 7-ое апреля – по новому).
Повсеместно в православных храмах 25-го марта проводятся некоторые обряды, посвящённые Благовещению.
Следует отметить, что, кроме самого дня Благовещения, праздничными считаются день перед ним и день после.
Несмотря на то, что праздник Благовещение Пресвятой Богородицы выпадает на , в этот день совершается полная литургия, т.е. вся церковная служба от начала до конца.
Если Благовещение выпадает не на Страстную седмицу (т.е. неделю) Великого поста, то в этот день официально разрешается употреблять в пищу вино и рыбу.
Существует особая молитва, называемая Песнь Пресвятой Богородице, она гласит: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
Тропарь праздника Благовещения следующий: «Днесь спасе́ния нашего глави́зна, и е́же от века та́инства явле́ние; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благода́ть благовеству́етъ. Там же и мы с ним Богоро́дице возопии́м: ра́дуйся, благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю!».
Кондак праздника Благовещения следующий: «Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои, Богоро́дице, но яко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: Ра́дуйся, Невесто Неневестная!» (это одно из самых популярных среди православной паствы молитвословий).
Тропарь и кондак праздника – короткие песнопения (молитвословия), в которых раскрывается суть того или иного христианского праздника.
На Благовещение в деревнях до сих пор отпускают на волю птиц (связано с тем, что «благая весть», ассоциируемая иногда со свободой, данной человечеству, распространяется на всех божьих тварей). К вниманию читателей МирCoвeтoв: в российских храмах эта традиция была возрождена в 1995-ом году. Патриарх Алексий Второй выпускал на волю в этот день, помимо голубей, ещё и синиц.
Существует народная поговорка «Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», т.е. работа в этот день считается грехом (как в между Рождеством и Крещением, к примеру).
Особенности праздника Благовещение Пресвятой Богородицы
Иконография праздника Благовещение Пресвятой Богородицы и праздника Успения Богородицы во многом схожи: и там, и там архангел Гавриил является к Марии, чтобы передать ей весть (в первом случае – о рождении Иисуса Христа, во втором – о кончине Марии).
Православная Церковь в разные эпохи относила праздник то к Господским праздникам (посвящены Иисусу Христу), то к Богородичным (посвящены Марии). В принципе, смысл праздника предполагает в равной степени как первое, так и второе (аналогично в случае с праздником ). В 21-ом веке существует мнение, что день следует относить к Богородичным праздникам, что подтверждается голубыми одеяниями духовенства в день 7-го апреля (это касается православного духовенства, у католического духовенства одинаковые белые одеяния как для Господских, так и для Богородичных праздников).
MиpСоветов должен отметить, что празднику Благовещения посвящены постройки многих храмов, к примеру, Благовещенский собор Московского кремля, Благовещенский собор Казанского кремля, – это довольно крупные и известные сооружения. В Великом Новгороде, одном из самых древних российских городов, празднику посвящён храм Благовещения в Аркажах. В Санкт-Петербурге храм Благовещения Пресвятой Богородицы находится по адресу Приморский проспект, дом 79 (телефоны 430-45-62, 430-64-50). В Московской области известен храм Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенный в селе Тайнинском (между Москвой и Мытищами).
От 25-го марта до 25-го декабря (даты по старому стилю) ровно 9 месяцев, т.е. то время, которое прошло от зачатия до рождения Иисуса Христа.
В церквях иконы, посвящённые Благовещению, находятся на Царских Вратах (т.е. изображение входа в Царство Божие в храме).
Духовный смысл
Духовный смысл праздника заключается в следующем: человечеству дана попытка перерождения, т.е. искупления первородного греха (в котором обвинялись Адам и Ева). В лоне Марии вместе с Благовещением появилось начало нового витка человеческой истории. Архангел Гавриил принёс Марии весть, итогом которой был: Сын Божий стал и сыном человеческим.
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы ================================== Мы почитаем праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, так как в этот день началось искупление грехопадения человечества. В иконе, посвященной этому празднику, сокрыта божественная сила, освобождающая от грехов и исцеляющая от недугов. Благовещение в переводе со старославянского означает «добрая новость». В этот день к Богородице снизошел Ангел и сообщил, что она обрела своей праведной жизнью милость Бога для рождения Спасителя. Этот праздник нужен, чтобы показать силу веры, которая сокрыта в человеке, и любовь всевышнего. Обращение к Марии посланника Божьего начиналось со слов «возрадуйся, дева», и со временем Благовещение стало отмечаться с радостью и любовью в сердце. Мария показала своей верой полное доверие к Богу. По преданию, именно такую праведную девушку, способную отречься от всего грешного, и ожидал Господь. Икона Благовещения представляет заступницу всех обездоленных, является помощником в молитве. Через личное обращение к Богородице мы можем попросить о заступничестве за наши грехи. Она поможет очистить душу. Праздник Благовещенья Это один из двунадесятых праздников, который в православии празднуется седьмого апреля. Известно, что этот день стал отмечаться за 9 месяцев до Рождества. Данный праздник почитают все православные люди, а особенно женщины, которые видят в Богородице идеал женщины и матери. В этот исторический день все мы стремимся к безграничной и сильной вере, которая была у девы Марии. Сила, исходящая от иконы, усиливается в этот день. Мы можем попросить у Богородицы исцеления от всех недугов, а также об искуплении своих грехов с помощью молитв или своими словами. Этому празднику присущи некоторые суеверия, которые сохранились от наших предков. В Благовещенье грешно заниматься любой работой, а особенно физической. Если праздник совпадает с Великим постом, то церковью разрешено смягчить его. На стол можно подавать рыбу. Праздник не переходит, а отмечается каждый год в один и тот же апрельский день, 7 числа. Икона Пресвятой Богородицы Изображенный иконописцем Андреем Рублевым образ Божьей Матери является истинным достоянием праздника. Написанное на иконе имеет историчность и святость, переданную красками. Икона показывает сияние, благолепие, божий свет, на ней отсутствуют искажения и вульгаризм. Изображение реалистично и напоминает нам о Благовещенье. Поставьте икону в своей квартире, чтобы ее защитить. На иконе предстают образы Девы Марии и Архангела Гавриила. Посланник Господа спустился, чтобы сообщить радостную весть. Богородица стала избранной девушкой, на которую снизошла воля и любовь Божья. В этот день сбылось предсказание из книги Исаии о Деве, которая примет Господа и родит Спасителя. Суть такого предвещания человек без веры принять и понять не мог. Богородица дала согласие на известие ангела. Праведная Мария изображена с молотком в красном одеянии, стоящая у подножия трона. Рядом с ней — ангел, раскинувший правую руку, сообщающий добрую весть. Сила иконы Известна история про чудотворное спасение иконой Богородицы людей города Устюга. Некогда там жил преподобный Прокопий, который пытался наставить людей на путь веры, молясь за них денно и нощно. Близился гнев Господа, а люди не стремились к вере и только насмехались над праведным. Страшный день наступил в полдень: город окутала темная пелена, нависла огромная туча, которая, по преданию, должна была погубить все живое огненным дождем. Люди бросились в храм, осознав свои грехи и ошибки. Вместе с Прокопием люди слезно на коленях читали молитвы перед иконой Девы Марии. Люди познали блаженную силу, исходившую от иконы. Богородица услышала молитвы, показав это чудным явлением: из иконы начало струиться благоухающее масло. Она одарила грешных людей своей защитой, туча миновала и разразилась огненным градом в пустынном месте. Жители Устюга до сих пор чтят это спасение и празднуют отдельный праздник, посвященный иконе Богородицы. В летописях сохранилась история перемещения иконы. В шестнадцатом веке она была перевезена из Новгорода в Москву Иваном Грозным и была главным образом Благовещенского монастыря. В семнадцатом веке ее отправили в Успенский собор. В этот период с нее срисовали копии для многих монастырей. На икону добавили надпись о жителях Устюга на нижнем поле, украсили драгоценными камнями и покрыли золотой окаемкой в девятнадцатом веке. После икона находилась в историческом музее, а в двадцатом веке ее переместили в Третьяковскую галерею, где она находится и по сей день. О чем просят икону Перед иконой Пресвятой Богородицы молятся страждущие, которые боятся гнева Божьего, замаливают грехи свои. Икона способна помочь и людям, которые находятся под чей-то властью, будь то алкоголизм или влияние черной магии. Пресвятую Богородицу просят избавить от недугов любой сложности, она всегда готова помочь нуждающимся. Женщины, которые хотят иметь детей, тоже могут обратиться к Великой Матери и в молитве попросить ее о благословении. Икона помогает обрести облегчение в сердце и избавиться от заточения. Универсальная молитва Деве Марии: «Праведная Дева, Мать спасителя, помоги мне (имя), очисти мою душу от грехов земных. Ты, Богородица, избранная Богом, освети жизнь мою. Пречистая Мария, молись обо мне (имя), благослови словами на избавление от грехов, от слов лукавого сохрани. Перед Господом Богом попроси за жизнь мою, за здравие. Заступись за меня (имя), очисти сердце от яда дьявольского. Хвала и слава тебе, Пресвятая Богородица, возрадуйся! Аминь».