Икона божией матери бахчисарайская

Мариупольская икона Божией Матери

Бахчисарайская икона Божией Матери, называемая также Панагия (Всесвятая), Мариупольская, Крымская

Празднование 15 августа в день обретения и Успения Пресвятой Богородицы.

Описание

Бахчисарайская икона принадлежала к числу воскомастичных икон, что ставит её в ряд древних византийских икон. По мнению Д. В. Айналова, была написана в XI веке, Н. П. Кондакова – в XIV веке. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Богомладенцем на левой руке, размером ок. 89 х 52 см. Следуя предположению А. Л. Бертье-Делагарда о связи этой иконы с чудотворным Сумельским образом Одигитрии, Кондаков усмотрел композиционное сходство Бахчисарайской иконы с изображением Богоматери из церкви Санта-Мария Маджоре в Риме и предположил влияние Сумельского и Мариупольского образов на формирование иконографии чтимых на Руси икон Одигитрии — Аксайской и Зимненской.

История

Согласно преданию, Бахчисарайская икона явилась в Крыму близ Бахчисарая по молитвам жителей к Богоматери об избавлении от змея который пожирал людей и животных. Однажды жители увидели горящую свечу на таком месте, куда нельзя было взойти, потому что гора была крутая и острая; поэтому вытесали ступени из камня, взошли туда, где горела свеча, и нашли образ Пресвятой Богородицы и горящую перед ним свечу . Рядом был найден распавшийся на части змей. Бахчисарайская икона почиталась как христианами, греками и генуэзцами, так и татарами-мусульманами. Нередко после успешных походов приношения к образу делали и крымские ханы .

По другой версии, записанной в XIX веке протоиереем Родионовым и В. Х. Кондараки со слов жителей Крыма, образ был обретен на скале в 10 саженях от земли пастухом местного князя Михаила . Перенесенная в княжеский дом, икона несколько раз чудесным образом возвращалась на место явления, пока в скале не вырубили храм. В память о дне явления иконы храм был освящен в честь Успения Богородицы.

Историки высказывали разные предположения о происхождении иконы. Д. А. Хараджаев следует 2-й версии относят явление иконы к VIII веку. А. Л. Бертье-Делагард отмечал что возможно икона была принесена анатолийскими греками в Крым после падения Константинополя из окрестностей Трапезунда где располагался монастырь Панагии Сумелы.

Нахождение иконы в Мариамполе, в храме с Богородичным посвящением, документально зафиксировано с XVII века . В 1778 году, при последнем Готфском митрополите святителе Игнатии (Газадини), Крымские греки переселились во владения Русской императрицы и перенесли святую икону в новый город Мариуполь, где с 1780 года она находилась в специально сооруженной для нее деревянной церкви в честь Успения Богородицы.

В 1848 году Бахчисарайский образ Богоматери прославился чудотворениями во время эпидемии холеры. С заступничеством Богоматери связывали также спасение города в 1855 году, во время нападения англо-французской эскадры в Крымскую кампанию. Записи о других чудотворениях от иконы сохранились в делах Херсонской духовной консистории. С 1887 года икона была перенесена в каменный Успенский храм, где находилась в особом киоте с левой стороны алтаря. В аналогичном киоте справа был установлен список с чудотворного образа, также вывезенный из Крыма.

Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой. Третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями в 1861 (?) году на средства от продажи приношений к иконе.

К концу XIX-началу XX века икона пришла в ветхость. После 1918 года судьба её неизвестна. На сегодня в Мариуполе остались лишь копии этой иконы – в Свято-Николаевском кафедральном соборе и в храме на Черёмушках.

Молитвы

Молитва

О, Пресвятая Госпоже, Царице небесе и земли, Преблагословенная Мати Христа Бога нашего! С верою и любовию молитвенно прибегаем мы недостойнии к Тебе, Пречистая Заступнице наша. Ты ecи Покровительнице града нашего Мариуполя и всея Приазовския земли благословение. Твой бо образ святый, чудесно явленный некогда в каменных горах Крымских, избави люди греческия от страшных бедствий змия великаго, пожиравшаго скоты и вся окрест живущих, и избави и нас от вредоносных козней диавольских, от враг видимых и невидимых, от напастей, скорбей и болезней, и всякого зла. Ты еси Путеводительнице благая, путь спасения верным указующая. Твой бо образ святый принесеся от гор Крымских во основание града нашего Мариуполя святителем Игнатием, и яко светильник пресветлый просвети верою православною вся живущий в нем. Ты еси воистину Богородице всепетая, яко вся Тебе возможна суть, и елика аще восхощеши, власть имаши вся совершити. Никтоже бо притекаяй к Тебе, пред образом сим моляшеся посрамлен отходит, но просит благодати и приемлет милость по благому изволению во спасение душ и телес. О, Всемилостивая Мати, Мариупольское похвало и наше Заступление! Тебе единей от Всевышняго дадеся власть во всем заступати и спасати нас: Ты еси верное и скорое врачевство греховных страстей наших. От Тебе Господь всяко слово прошения приемлет, Тебе вси ангели и архангели и вся начала смиренно служат, и яко Царицу небесную вси восхваляют. Ты отверзла ecu верным двери Царствия Небеснаго, — отверзи и нам, чрез наше искреннее покаяние двери спасения душ наших. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле блазе: от всякаго же начинания греховнаго и помышления лукавого отврати нас, озари наш ум светом истиннаго Богопознания, согрей сердца наша любовию Христовою и подаждь нам, Всеблагая, вся полезная ко спасению. Не престай молитися о нас недостойных рабов Твоих славящих Тя и почитающих Тя, и покланяющихся со умилением Пречистому образу Твоему. Да Твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, со Безначальным Отцем и Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Литература

Использованные материалы

  • Пивоварова, Н. В., «Бахчисарайская икона Божией Матери», Православная энциклопедия, т. IV:
  • Страницы сайта Православие в Мариуполе:

Пересказ Пивоваровой в Православной экциклопедии говорит что икона была обретена в сияющем ореоле.

По свидетельству A. Guagnini.

Или же – пастухом Михаилом

См. статейный список посольства в Крым 1680-1681 гг.

Бахчисарайская икона Божией Матери, согласно преданию, явилась в Крыму близ г. Бахчисарая (ныне Крымская Республика, Украина). Кроме упомянутого имени, икона носила еще и другие названия, в частности: Панагия, Крымская икона Богоматери и Мариупольская. Прежде эта икона находилась в Успенском скиту, который был расположен в горном ущелье, на окраине города Бахчисарая.

Относительно самого явления чудотворной иконы Божией Матери исторических свидетельств не сохранилось, но существовали два предания.

Одно предание говорит, что в горном ущелье, близ Бахчисарая, появился однажды большой змей и стал убивать не только животных, но и людей. Местные жители не могли его истребить. Чувствуя свое бессилие, они обратились с молитвой к Пресвятой Богородице и просили Владычицу освободить их от этой напасти. Ночью, увидев, что на скале горит свеча, они тотчас же высекли в горе ступени и по ним поднялись к горевшей свече. Там им был явлен образ Божией Матери. Недалеко от него лежал и поверженный змей, который был немедленно сожжен. После этого греки и особенно генуэзцы, жившие в Феодосии, стали усердно посещать это место для поклонения святому образу Богородицы.

В другом предании говорится о том, что в давнее время возле этих мест пас стада пастух некоего местного князя Михаила. Однажды, загнав свои стада в Успенский овраг, он увидел на скале икону Божией Матери. Она находилась саженях в десяти от земли, перед ней горела свеча. О явлении святого образа узнал князь и приказал принести икону в свой дом, находившийся в окрестных горах. Хотя Михаил и с благоговением принял святую икону, но на следующий же день ее не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте – на скале. Вторично образ был внесен в дом, и опять повторилось то же. Тогда решено было устроить малый храм в скале, напротив места явления иконы Богоматери. С этой целью была высечена пещера, а снаружи пристроена к ней лестница. Ввиду того, что явление образа произошло 15 августа, то и храм был освящен в честь Успения Богородицы.

В 1778 году, при последнем митрополите Готфском и Кефайском Игнатии, чудотворная икона Богоматери покинула Крым и была принесена в город Мариуполь, где помещалась в специально построенной для нее церкви в честь Успения Богородицы. Здесь Бахчисарайская икона Божией Матери прославилась многими чудотворениями – в 1848 году во время эпидемии холеры, а в 1855 – во время военных действий в Крымскую кампанию. В 1887 году святой образ был перенесен в каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где помещался в специальном киоте.

Однако Божия Матерь, освятившая Успенскую скалу явлением Своего образа, не переставала покровительствовать этому месту. Через Свое невидимое присутствие Она стала являть знамения Своего милосердия над страждущими и таким образом поддерживать в народе благоговейное усердие в молитвах к Панагии в Успенской скале.

В 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского Инокентия совершено было восстановление Бахчисарайской обители. Она стала носить название Бахчисарайского Успенского скита, или Панагии. В пещерной церкви и ущельях было построено до 16 келий для пустынного жития братии. Открытие скита произошло 15-го августа. В этот день к храмовому празднику Успения стекалось ежегодно множество богомольцев для поклонения списку с явленного здесь образа Богоматери.

Бахчисарайская икона принадлежала к числу воскомастичных икон, что свидетельствует о ее сравнительной древности и византийском происхождении. Время ее написания, согласно различным мнениям, варьируется от XI до XIV вв. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Младенцем на левой руке.

Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом языке: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой; третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями предположительно в 1861 г. на средства от продажи приношений к иконе.

В кон. XIX – нач. XX в. Бахчисарайская икона была очень ветхой, судьба ее после 1918 г. неизвестна.

Празднование Ав. 15

Всекрымская святыня — икона Божией Матери «Скорбящая»
……………………………………………………………………………………………………….

История явления этого чудотворного образа началась в 1998 году, когда прихожанка Иоанно-Предтеченской церкви села Первомайское Кировского района Феодосия Денисенко пожертвовала в храм икону Божией Матери — тусклое, тёмное, слабо различимое изображение на небольшой доске без оклада. Настоятель храма поставил подаренную икону в алтарь. Прошло две недели, наступил праздник Успения Богородицы. Во время Божественной Литургии, через открытые Царские Врата бывшая хозяйка иконы увидела её и не узнала — таким ярким было изображение. Еле дождавшись конца службы, она поспешила к батюшке с вопросами — где и когда так хорошо отреставрировали тёмную икону. Священник был удивлён не менее прихожанки, поскольку он и не прикасался к образу.

Специальная комиссия, куда вошли священнослужители и миряне — художники, учёные, краеведы, установила, что икона не реставрировалась. В некоторых местах красочный слой стёрт до основания, кое-где доска тронута шашелем, но краски сияют, они сочны и ярки. Богоматерь одна, без Богомладенца. Она молитвенно сложила руки, огромные глаза Её печальны, на лице нежнейший румянец. Живопись безыскусна, но изображение умилительно, трогательно и проникновенно. Икона небольшая — 20х16 см, на дереве, провинциальной живописи (предположительно киевской школы) начала ХХ века. Аналоги этой иконы неизвестны, чётко проступившая надпись гласит: «Образ Пресвятой Богородицы Скорбящая».

Комиссия единодушно пришла к выводу: икона обновилась.

В Свято-Троицком кафедральном соборе (ныне Свято-Троицкий женский монастырь) был отслужен благодарственный молебен с акафистом, а вскоре Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил церковное почитание этой иконы, празднование ей установлено 6 ноября, в день почитания иконы «Всех скорбящих Радосте».

В 1999 году чудесно обновившаяся икона крестным ходом обошла весь полуостров, став поистине всекрымской святыней. Во время крестного хода были случаи, когда икона мироточила, источая чудное благоухание. И ныне Господь являет Свои чудотворения по молитвам ко святому образу Богоматери «Скорбящая».


Слово Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря к празднованию иконы Божией Матери, именуемой «Скорбящая» (Крымская)

Празднование этому дивному чудотворному образу Пречистой Матери Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа имеет для нашей Богохранимой Крымской земли совершенно особое значение.

Здесь свершилось чудесное обновление этой иконы в 1998 году, засвидетельствованное специальной комиссией, в составе которой были и священнослужители, и миряне — учёные, художники, краеведы.

На нашей святой земле, во время всекрымского крестного хода, от этого образа явлены были чудеса мироточения и благоухания. Многие верующие обрели и получают доныне благодатную помощь и утешение, молитвенно припадая к «Скорбящей» — этим Живоносным вратам в мир духовный!

Имеет глубокое промыслительное значение, что сам факт обновления чудотворной иконы Царицы Небесной был установлен в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Отрадно, что в Богоспасаемом Крыму почитание Преблагословенной Богородицы Марии опирается на очень давнюю спасительную традицию, идущую из самых глубин веков и пролегающую в наши дни.

Как не вспомнить, что совсем недавно тысячи верующих православных христиан молитвенно припадали к чудотворной Гефсиманской Плащанице Матери Божией, несколько дней пребывавшей во граде Симферополе, в воссоздаваемом Свято-Александро-Невском соборе.

4 ноября мы будем совершать празднование ещё одному дивному и великому образу Пресвятой Богородицы — Казанской иконе Её, с которой неразрывными узами связано избавление Святой Руси от страшного Смутного времени, при этом 400-летие этого знакового исторического события отмечается как раз в текущем году. Поистине, в явлении чудотворных икон Царицы Небесной Всемилостивый Господь обращает сердца наши ко всецелому почитанию Той, Которой мы обязаны самой возможностью нашего примирения с Богом.

По слову святителя и исповедника Луки Крымского, Пресвятая Дева Мария «всецело поверила, Она всецело предалась на волю Божию, и это чувство постоянной зависимости от воли Божией, всегда благой, всегда спасительной, никогда не оставляло Её в течение всей жизни Её.

Вот этой преданности воле Божией надо и нам подражать без малейшего недовольства, без ропота, в который так часто вовлекаемся тем, что не все идёт в жизни нашей, как нам хотелось бы, ибо выше всего ставим мы волю нашу».

Припадая ко святым образам Пресвятой Богородицы, дорогие братия и сестры, будем помнить и руководствоваться этим благим наставлением нашего великого земляка и светильника Церкви Христовой, дабы неуклонно идти по пути евангельскому, по пути правды Божественной, становясь сосудами Божией благодати!

† Лазарь,
Митрополит Симферопольский и Крымский

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь возглавил торжества в честь иконы Божией Матери «Скорбящая» (Крымская)
5–6 ноября 2012 года в Симферополе в Свято-Троицком женском монастыре, где уже более 14 лет пребывает всекрымская святыня — чудесным образом обретённая икона Божией Матери «Скорбящая» (Крымская), прошли духовные торжества, которые возглавил Правящий Архиерей Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.

5 ноября в Симферопольском Свято-Троицком монастыре совершено праздничное Всенощное бдение. А на следующий день — архиерейская Божественная литургия, которую в сослужении крымского духовенства совершил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.

После Литургии духовенство и верующие Крестным ходом трижды обнесли чудотворный образ вокруг обители.

По окончании Крестного хода Владыка Лазарь обратился к собравшимся с проповедью о почитании Пресвятой Богородицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *