Икона Сергея радонежского

Икона-реликвия «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому»

В 2013 г. исполняется 425 лет с момента создания уникальной иконы-реликвии «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому», на протяжении нескольких столетий почитавшейся в качестве покровительницы русского воинства. 15 августа 1585 г., в праздник Успения пресвятой Богородицы, в Троице-Сергиевом монастыре произошло сразу два знаменательных события, задуманных еще царем Иваном IV Грозным, но осуществленных его сыном. В присутствии царя Федора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Федоровны митрополит Московский Дионисий освятил Успенский собор. В тот же день царь «повеле молебен пети и переложи» мощи преподобного Сергия из деревянного гроба, в котором они находились 165 лет, в серебряную раку, привезенную накануне в монастырь царской четой. Гроб чудотворца Сергия был поставлен в Успенском соборе, а крышку царь приказал «розняти на образы». Сохранились две иконы, написанные на «чудотворцове раке» — с изображением преподобного Сергия Радонежского (1591 г.) и с изображением явления Богоматери преподобному Сергию (1588 г.).
В Житии преподобного Сергия Радонежского повествуется о явлении Богоматери Преподобному после его молитвы перед ее образом о покровительстве Троицкому монаcтырю. Богоматерь явилась в сенях кельи Преподобного, окруженная светом, «паче солнца сияющим», в сопровождении апостолов Петра и Иоанна и обещала быть неотлучной от Троицкой обители. Иконография «Явления», или «Сергиева видения», начала складываться уже в первой половине XV в. На фоне палат стоят Богоматерь с апостолами и обращенные к ней преподобный Сергий и его ученик преподобный Никон. Несмотря на то, что Никон не был свидетелем чуда (при явлении присутствовал келейник преподобного Сергия Михей), его нередко изображали в сцене «Явления Богоматери преподобному Сергию» как верного ученика Преподобного и его преемника, на что указывает свернутый свиток в его руке (ил. 1). Это «символический» вариант иконографии «Явления», который сосуществовал с другим, «историческим» (с изображением коленопреклоненных преподобных Сергия и Михея).
На левом поле иконы (ил. 2) золотом сделана пространная надпись, в которой описывается история ее создания, называется точная дата и имя того, кто «писал и окладывал образ сей». Этот человек – Евстафий Головкин, келарь Троице-Сергиева монастыря в 1571-1581 и 1583-1593 годах. Слова «писал и окладывал», вероятно, не стоит понимать буквально. Скорее всего, по его распоряжению работали профессиональные иконописцы и серебряники. Первоначальный, просуществовавший чуть более ста лет оклад был серебряным чеканным позолоченным, со сканными венцами и десятью жемчужинами «на закрепках». Дополняла убранство иконы-реликвии так же несохранившаяся подвесная пелена из красного атласа с изображением на среднике Голгофского креста и узора в виде крестов – на полях; узор был выполнен жемчужным низанием и серебряными позолоченными дробницами.
Достойно украшенную икону келарь Евстафий Головкин «положил у Живоначальныя Троицы», то есть преподнес Троице-Сергиеву монастырю, с молением «о государеве здравии и о его царице и о их чадородии». Свадьба царевича Федора Иоанновича и Ирины Федоровны Годуновой состоялась около 1578-1579 года, однако долгое время их брак оставался бездетным. По примеру предков, царская чета несколько раз обращалась к Радонежскому чудотворцу с молением о появлении наследника. Наконец, в 1592 г. у них родилась дочь царевна Феодосия (ум. 1594). Икона «Явление Богоматери преподобному Сергию», написанная «на цке чюдотворцевы Сергиевы раки», с самого момента создания пользовалась в монастыре особым почитанием, ведь при ее создании изначально была заложена идея чудотворности.

В первой половине XVII в. она была помещена в киот, на створах которого написаны с внутренней стороны – фигуры святителя Николая Чудотворца и пророка Иоанна Предтечи, архангела Михаила и Ангела-Хранителя – с внешней (ил. 3). Створы, как и сама икона, были обложены серебром.
Русские цари традиционно брали с собой в военные походы множество святынь. Например, в 1552 г. царю Ивану Грозному, осадившему Казань, в качестве благословения троицкие монахи привезли икону «Сергиева видения». В 1654 г. царь Алексей Михайлович, отправляясь на войну с Речью Посполитой (1654-1667 гг.), взял из Троицкой обители три иконы, в том числе складень Евстафия Головкина. «По молитве преславныя пречистыя Богородицы и помощию и заступлением великих чудотворцов Сергия и Никона» польские войска были разбиты. 25 сентября 1657 г., в праздник преподобного Сергия, когда казалось, что война закончилась, царь Алексей Михайлович с почестями возвратил иконы в Троицкий монастырь и «повеле на сих иконах подписати». Так на иконе Евстафия Головкина, на правом поле, появилась еще одна надпись, рассказывающая о событиях русско-польской войны.
Текст надписи был повторен и на серебряной пластине, прикрепленной к окладу. С тех пор икона «Явление Богоматери преподобному Сергию», написанная на гробовой доске Преподобного, участвовала в войнах: Северной 1700-1721 гг., Отечественной 1812 г., Крымской 1853-1856 гг., Русско-турецкой 1877-1878 гг., Русско-японской 1904-1905 гг. и, наконец, Первой мировой. В 1703 г. до конца Северной войны по повелению царя Петра I она сопровождала русскую армию «во утверждение надежды Российских войск и в защищение, для непрестанного в походех церковного служения и всяких христианскому народу треб» в том числе и во время Полтавской битвы 1709 г. (ил. 4).
Во время Отечественной войны 1812 г. икона была «охранением» Московскому ополчению. В 1855 г. император Александр II направил икону-складень в действующую Крымскую армию, «и брань бежала от лица Ея»: вскоре настал «вожделенный мир». В 1877-1878 годах она «сопровождала Его Императорское Величество в Турецком походе». С началом Русско-японской войны древний образ был торжественно вручен главнокомандующему русской армией генерал-адъютанту А.Н. Куропаткину «для сопутствия войскам». После очередного военного похода икону торжественно, в Святых вратах встречали наместник Лавры и вся братия и ставили на место — в иконостас Троицкого собора рядом с ракой преподобного Сергия. Обо всех этих событиях известно из надписей, гравировавшихся на серебряном ковчеге иконы. С 30-х годов XVIII в. икону украшал новый серебряный чеканный оклад (ил. 5); она была помещена в серебряный ковчег и в деревянный киот, створы которого также были украшены серебряным окладом.
Заложенная царем Алексеем Михайловичем традиция делать на окладе иконы исторические надписи сохранялась. Постепенно надписи покрыли ковчег со всех сторон (ил. 6), после чего их стали гравировать на окладе створ складня. Нет лишь надписи о нахождении иконы в ставке Верховного Главнокомандующего в 1914 г. – революционные события в России развивались так стремительно, что ее, видимо, просто не успели сделать. В 1919 г. Троице-Сергиева лавра была закрыта. Икона Евстафия Головкина стала экспонатом Сергиевского музея. Сейчас уникальную икону-складень «Явление Богоматери преподобному Сергию», написанную на гробовой доске от раки преподобного Сергия, покровительницу русского воинства, посетители Сергиево-Посадского музея-заповедника могут увидеть на одной из экспозиций филиала музея «Ризница Троице-Сергиевой лавры».

Т.В. Кузнецова

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Описание иконы Пресвятой Богородицы Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому
ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ Однажды в глубокую ночь преподобный Сергий пред иконой Божией Матери пел акафист и, взирая на Ее икону, так Ей молился: «О Пречистая Мати Христа моего, Заступница и Крепкая Помощница роду человеческому, присно молящаяся о нас недостостойных Сыну Твоему и Богу нашему! Умоли Его, да призрит на святую обитель сию, собранную в похвалу и честь святому имени Его во веки. Тебя, Матерь Сладкого мне Христа, Молитвенницу, призываю, многое дерзновение к Нему стяжавшую, как общее всем упокоение и пристанище». Совершив обычное правило, сел он немного отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, по имени Михею: «Бодрствуй, чадо, ибо мы будем иметь чудное посещение». Едва произнес он эти слова, как услышан был глас: «Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил из кельи в сени, и внезапно осиял его великий свет, паче солнечного: он увидел Пребла-гословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном, в неизреченной славе блистающу

Описание иконы Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому из книги Е. Поселянина
Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон»
Однажды великий угодник Божий преподобный Сергий Радонежский в ночь с пятницы на субботу стоял на молитве в своей келье и пел акафист Пресвятой Богоматери. Взирая с благоговейным умилением на Ее образ, он умолял Ее ходатайствовать перед Сыном Ее и Богом, да призрит Он милостивым оком на новооснованную обитель. Утомленный непрерывными подвигами, св. угодник присел на малое время для краткого отдыха. Но вдруг как бы просветленный небесным откровением он обратился к своему ближайшему ученику Михею и сказал: — Чадо, бодрствуй и трезвись! В сей великий час к нам будет неожиданное славное и чудесное посещение. Едва только он промолвил это, как тотчас раздался громкий голос: — Се грядет Пречистая! Преподобный Сергий в благоговейном трепете поспешил выйти из кельи в сени, чтобы встретить великую Небесную Гостью, удостоившую его Своим посещением. С неизреченной радостью узрел преподобный Сергий Пречистую Богоматерь, окруженную небесным сиянием; Ее сопровождали апостолы Петр и Иоа

Тропарь, глас 4

Добродетелей подвижник, / ты, как истинный воин Христа Бога, / против страстей крепко подвизался в жизни временной, / в псалмопении, бдении и постах став примером для твоих учеников. / Потому и вселился в тебя Пресвятой Дух: / Его действием ты украшен светло. / Но имея дерзновение ко Святой Троице, / поминай стадо, собранное тобой премудро, / и не забудь, как ты обещал, / посещать детей твоих, Сергий, преподобный отче наш.

Тропарь на обретение мощей, глас 8

С юности ты принял Христа в душу твою, преподобный, / и более всего возжелал от мирской суеты уклониться, / мужественно в пустыню вселился, / и чада послушания – смирения плоды в ней возрастил. / Потому, став Троицы селением, / чудесами твоими ты просветил всех, приходящих к тебе с верою, / и исцеления всем подаешь обильно. / Отче наш Сергий, моли Христа Бога да спасет души наши.

КАНОН, ГЛАС 8

Песнь 1

Ирмос: Возничего колесницы фараона погрузил / некогда чудодейственный Моисеев жезл, / крестообразным ударом разделивший море, / Израиля же беглеца, пешего путника спас, / песнь Богу воспевавшего.

Припев: Преподобный отче наш Сергий, моли Бога о нас.

Христу подражая, / нас ради добровольно смирившемуся до образа раба, / возлюбил ты смирение, / и непрестанным бдением и молитвами / душегубительные страсти умертвив, / на гору бесстрастия взошел, / Сергий преблаженный.

Как светильник светлый украшая / душу твою потоками слез, / ты подобно иному Исааку, / и сам себя возвел на гору, преподобный, / и сердце свое Богу в жертву принес.

Слава: Во чреве матери троекратным возглашением / ты Троицы служителем себя явил / и, Трисолнечным светом озаряемый, / демонов ополчения расторг как паутину, / преблаженный Сергий.

И ныне: Вне законов естественных / Ты родила́ Законодателя / – Бога, человеком ставшего. / Его, как благого, моли, Всенепорочная, / наши беззакония презреть, / ибо взываем мы всегда: / «Воспоем Господу, ибо славно Он прославился!»

Песнь 3

Ирмос: Утвердивший в начале небеса премудро / и землю на водах основавший! / На скале заповедей Твоих, Христе, меня утверди, / ибо нет святого, кроме Тебя, / единый Человеколюбец.

Припев: Преподобный отче наш Сергий, моли Бога о нас.

Дав себя, как образ добродетели твоим ученикам, / ты привлек ко спасению и души многих, / отошедших от пристрастия к земному / и получивших утешение райским наслаждением.

Как маслина с прекрасными плодами / ты, блаженный, в доме Божием расцвел / и елеем умащаешь души / с любовью воспевающих тебя, преблаженный Сергий, / и с верою взывающих Христу: / «Нет святого, кроме Тебя, Человеколюбец!»

Слава: Страсти душепа́губные ты укротил / бодрым пребыванием без сна, блаженный / и за то́ вселился в небесный чертог, / получив исцелений благодать, / богомудрый Сергий.

И ныне: Херувимов и Серафимов высшей / Ты явилась, Богородица: / ибо Ты одна приняла́ не вмещаемого всем мiром Бога / во чрево Твое, непорочная. / Потому все мы, верные, / Тебя, Чистая, песнопениями прославляем.

Господи, помилуй, трижды.

Седален, глас 4

Как искренне оставивший тленных благ непостоянство, / ты за Христом последовал от души, / и в страданиях, и трудах, и безмерном воздержании / подобно бесплотному пожил, преблаженный Сергий; / моли Христа Бога о спасении душ наших.

Слава, и ныне, Богородичен: Херувимов и Серафимов высшей / Ты явилась, Богородица; / небес же и земли пространнейшей; / а в сравнении со всем видимым и невидимым творением / несравненно превосходнейшей: / ибо Беспредельного, Кого не вмещают небеса, / Ты во чреве Твоем вместила, Чистая; / Его моли о спасении рабов Твоих.

Песнь 4

Ирмос: Ты – моя крепость, Господи, / Ты – и моя сила, / Ты – мой Бог, Ты – моя радость, / не оставивший недр Отеческих / и нашу нищету посетивший. / Потому с пророком Аввакумом возглашаю Тебе: / «Слава силе Твоей, Человеколюбец!»

Припев: Преподобный отче наш Сергий, моли Бога о нас.

Духа Пресвятого храмом стал ты, отче, / и рекою, вода́ми жизни наполняемой, / основанием непоколебимым Церкви, / монашествующих утверждением, / Сергий, достойный изумления.

По слову пророка, Сергий славный, / ты всякий день слез каплями свое ложе орошал, / пока не иссушил до конца страстей пучину; / потому мы твою память совершаем / всегда почитаемую и священную.

Слава: Созерцать лицом к лицу Христа / сподобился ты, преподобный Сергий, / ибо тусклые зеркала / для тебя уже исчезли воистину: / ведь и от мiра удалило тебя / вожделенное к тому устремление.

И ныне: Очищение от грехов неведения / даруй нам, Боже, как безгрешный, / и мiр Твой умиротвори / по молитвам Родившей Тебя.

Песнь 5

Ирмос: Для чего Ты отверг меня / от лица Твоего, Свет неугасимый, / и покрыла чуждая тьма меня, несчастного? / Но обрати меня и к свету заповедей Твоих / пути мои направь, молю.

Припев: Преподобный отче наш Сергий, моли Бога о нас.

В постах непреклонным пребы́л ты, мудрый, / до са́мой своей кончины строго то́ храня, / и за это явно удостоился / нетленного блаженства.

Имея острый ум, внимая Богу, / страсти душепа́губные ты, отче, укротил / и снопы добрых плодов пожал, питая / благоговейно восхваляющих тебя, / преподобный отче Сергий.

Слава: Светлым явилось житие твое, преподобный Сергий, / и известным всем концам земли, / и божественной красоты исполненным, / благодаря молитвам, и постам, / и любви ко Христу Человеколюбцу.

И ныне: Имея Тебя как стену / и заступлением Твоим хранимые, / Твоею Божественною славою хвалясь, / Тебя блаженной именуем: / ибо Ты, Пречистая, источаешь душам нашим / веселие и радость.

Песнь 6

Ирмос: Смилуйся надо мной, Спаситель, – / ибо многочисленны беззакония мои, – / и из глубины зол изведи, молю; / ибо к Тебе я воззвал, – и Ты услышь меня, / Боже спасения моего!

Припев: Преподобный отче наш Сергий, моли Бога о нас.

Не переставай, отче, Искупителя молить / о даровании твою священную память совершающим / отпущения согрешений и стяжания Царства Небесного, / где голос празднующих исполняет веселием всех.

Во Христе укрепляясь, / все коварства лукавого твердым умом / как сеть расторг ты, отче Сергий, / и мiру явился светилом пресветлым.

Слава: Светом Божественным озаряемый / и водворяясь ныне со Ангелами на небесах, / поминай с верою чтущих память твою, / Преподобный Сергий приснопамятный.

И ныне: Ты, Богоматерь, воистину возвысила / падшее человеческое естество, / когда понесла во чреве без семени / видимый образ Божественный* / – Сына неизменного и равного Отцу.

* Фил 2.6, Кол 1.15

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Кондак, глас 8

Любовью ко Христу уязвленный, / и за Ним с неуклонной волей следуя, / всякое наслаждение плотское возненавидел ты, преподобный, / и как солнце отечеству твоему воссиял: / потому и Христос даром чудес обогатил тебя. / Поминай нас, почитающих пресветлую память твою, дабы мы взывали тебе: / «Радуйся, Сергий богомудрый!»

Икос: Евангельский глас услышав, отче, / оставил ты все плотски́е помышления, / а богатство и славу к праху приравнял; / и против страстей как бесплотный подвизаясь, / удостоился и чести пребывать с сонмами бесплотных. / Разума дар ты получил, / подай его и в песнопениях воспевающим тебе так: / «Радуйся, Сергий преподобный и богоносный, / небесный человек, земной Ангел. / Радуйся, Духа Святого обитель. / Радуйся, молитвами Богом данный дар приня́вший. / Радуйся, ибо прежде рождения возглашением прославил Святую Троицу, / прославившую тебя в сей жизни и по смерти. / Радуйся, целомудрия столп, всякую страсть поправший. / Радуйся, ибо ты с юных лет последовал Христу. / Радуйся, прибегающим к тебе спасения хода́тай. / Радуйся, светильник многосветлый, приведший ко Христу монахов множества. / Радуйся, похвала отечеству твоему. / Радуйся, украшенный пророчеством, даром предрекать будущее, как настоящее. / Радуйся, ибо молитвами твоими противники побеждаются. / Радуйся, православному воинству нашему похвала и утверждение, / его и сохрани молитвами твоими от врагов невредимым, / дабы мы взывали тебе: Радуйся, Сергий богомудрый!»

Песнь 7

Ирмос: Божьего нисхождения / огонь устыдился в Вавилоне некогда; / потому отроки в печи, радостными стопами / как на лугу танцуя, воспевали: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Припев: Преподобный отче наш Сергий, моли Бога о нас.

В печи разгоравшихся искушений / божественная благодать оросила тебя, преподобный, / и явила многосветлым, Троической любовью взывающего: / «Благословен Бог отцов наших!»

Мiр отвергнув, славный Сергий, / на земле как бесплотный ты пожил, / и пребывания с Ангельскими сонмами удостоился. / Потому мы тебя с верою почитаем, / достойный изумления.

Слава: В пристань тихую войдя, богомудрый, / ты в житейском море плавание отверг, / и спасительным кормчим сделался / для волнуемых бурями житейскими, но воспевающих: / «Благословен Бог отцов наших!»

И ныне: Жезл произрос от корня Иессеева – всеблаженный Плод, / приносящий цвет спасительный / с верою Сыну Твоему, Дева, восклицающим: / «Отцов наших Боже, благословен Ты!»

Песнь 8

Ирмос: Семикратно печь / Халдейский властитель / для чтущих Бога в неистовстве разжег; / но силой высшею спасенными их увидев, / к Творцу и Избавителю взывал: / «Отроки благословляйте, священники воспевайте, / люди превозносите во все века!»

Припев: Преподобный отче наш Сергий, моли Бога о нас.

Светоносный твой праздник, преблаженный Сергий, / исполни радостью и веселием духовным, / благоуханием же и просвещением / для имеющих в твоем лице заступника / и правило монашествующим.

Молитвою непрестанною к Богу ты взошел / и оттуда Трисолнечными сияниями озарился, / против врагов борьбу направив, / приводя к новой жизни подвижников сонмы, взывающих Христу: / «Отроки, благословляйте, священники воспевайте, / люди, превозносите Его вовеки!»

Слава: В постах крепость, / в молитвах постоянство, / терпение в искушениях / показал ты, Сергий, на земле, взывая: / «Отроки, благословляйте, священники воспевайте, / люди, превозносите Его вовеки!»

И ныне: Божия Родительница чистая! / Очисти язвы греховные и соблазны моей души, / приобщая к источникам, исшедшим / из ребр Рожденного Тобой / – к от них потекшим стру́ям: / ибо я к Тебе взываю, и к Тебе прибегаю, / и Тебя призываю, / благодати Божией исполненную.

Песнь 9

Ирмос: Изумилось тому небо, / и ужаснулись пределы земли, / что явился людям Бог во плоти, / и чрево Твое стало пространнее небес. / Потому Тебя, Богородица, / сонмы Ангельские и человеческие величают.

Припев: Преподобный отче наш Сергий, моли Бога о нас.

Светоявления духовного исполнившись, / ты сделался, преподобный Сергий, / светильником, издалека сияющим, / блеском разума нас озаряющим, / и Пребожественной Троицы обителью явился.

Воистину тебя, мудрый Сергий, / великим учителем Российским странам Христос даровал: / правлением истинным наставляешь ты свое отечество, / и учения, сладчайшие меда изливаешь; / их и мы, верные, словно из сосуда / че́рпаем в изобилии.

Слава: Душепа́губные страсти победив, / ты как пастырь истинный пас разумное Христово стадо, / которое словно райские цветы / всегда питаешь благодатью Духа, преподобный.

И ныне: Псалмами Тебя воспеваем, Благодатная, / и восклицаем Тебе «Радуйся!» не умолкая, / ибо всем Ты источила радость.

Светилен

Процвел ты, как пальма, по псалму Давида, отче, / и сделался обителью Духа Пресвятого, / Который славным всей вселенной тебя явил. / О нас, почитающих с верою / всесвященную память твою, / непрестанно Христа моли, / преподобный Сергий.

Слава, и ныне, Богородичен: Тебя, Дева Богородица, / мы песнопениями не умолкающими прославляем, / ибо Одного из Троицы Ты родила́ / и носишь в непорочных объятиях Божественное Слово, / воплотившееся без смешения и изменения.

Молитва первая преподобному Сергию Радонежскому

О священная глава, преподобный и богоносный отче наш Сергий! Ты молитвою своею, и верою, и любовью к Богу, и чистотою сердца еще на земле обителью Пресвятой Троицы душу твою соделал, и общения с Ангелами, и посещения Пресвятой Богородицы удостоился, и дар чудодейственной благодати принял; по отшествии же твоем от земных особенно к Богу приблизился, и Небесной Силы приобщился, но и от нас духом любви своей не отступил и честны́е твои мощи, как сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставил. Великое дерзновение имея ко Всемилостивому Владыке, моли о спасении рабов Его, обитающей в тебе благодати Его верующих и к тебе с любовью притекающих. Испроси нам у богатого дарами Бога нашего всякий дар, всем и каждому потребный: веры непорочной соблюдение, городов наших утверждение, мира умиротворение, от голода и мора избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим – утешение, недужным – исцеление, падшим – восстание, заблуждающимся – на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся – укрепление, творящим доброе – в делах благи́х успех и благословение, младенцам – воспитание, юным – наставление, незнающим – вразумление, сиро́там и вдовам – защиту, отходящим от сего временного жития к вечному – благое приготовление и напутствие, отошедшим – блаженное упокоение, и всех нас сопровождая твоими молитвами сподо́би в день Страшного Суда от участи стоящих слева избавиться, а сделаться о́бщниками правой стороны и тот блаженный глас Владыки Христа услышать: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира». Аминь.

Молитва вторая

О священная глава, преподобный отче, преблаженный а́вва Сергий великий! Не забудь убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, которое ты сам пас, и не забывай посещать чад твоих. Моли за нас, отче священный, за детей твоих духовных, как имеющий дерзновение к Небесному Царю, не прекрати взывать за нас ко Господу и не пренебреги нами, с верою и любовью чтущими тебя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителя и не преставай молиться о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе благодать за нас молиться. Ибо мы не считаем тебя мертвым: хотя ты и телесно переселился от нас, но и по смерти живым пребываешь. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражеских, и всякого прельщения бесовского, и козней диавольских, пастырь наш добрый; ведь хотя мощей твоих рака пред очами нашими и видима всегда, но святая твоя душа с ангельскими воинствами, со бесплотных сонмами, с Небесными Силами, у Престола Вседержителя предстоя, достойно веселится. И вот, зная, что ты воистину жив и по смерти, к тебе припада́ем и тебя молим, да помо́лишься о нас Всесильному Богу к пользе душ наших, и испросишь нам время на покаяние, и беспрепятственный переход от земли на Небо, а от мыта́рств горьких, бе́сов, воздушных князей и вечной му́ки избавление. И да будем мы наследниками Небесного Царства со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О гражданин Небесного Иерусалима, преподобный отче Сергий! Воззри на нас милостиво и к земле приверженных возведи к высоте небесной. Ты высоко, на Небесах; мы на земле, внизу, удалены от тебя, не столько местом, сколько грехами своими и беззакониями; но к тебе, как нам родному, прибегаем и взываем: наставь нас ходить путем твоим, вразуми и руководи. Свойственно тебе, отче наш, милосердие и человеколюбие: на земле живя, ты не о своем только спасении имел попечение, но и о всех к тебе прибегавших. Наставления твои были тростью книжника-скорописца, на сердце каждого глаголы жизни наче́ртывающей. Не телесные только ты врачевал болезни, но более душевных немощей врачом искусным явился, и вся твоя святая жизнь была зеркалом всякой добродетели. Если таков ты был, святой Божий, на земле: каков же ныне на Небесах! Ты ныне предстоишь Престолу Света Неприступного, и в нем, как в зеркале, видишь все наши нужды и прошения; ты водворяешься вместе со Ангелами, об одном кающемся грешнике радующимися. И человеколюбие Божие неистощимо, и твое пред Ним дерзновение велико́: не прекращай о нас взывать ко Господу. Испроси хода́тайством твоим у Всемилостивого Бога нашего мир Церкви Его, под зна́мением Креста вои́нствующей, согласие в вере и единомыслие, суеверия же и расколов истребление, утверждение в добрых делах, больным исцеление, печальным утешение, обиженным защиту, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою прибегающих. Ведь хотя мы и недостойны столь великого отца и хода́тая, но ты, подражатель человеколюбия Божия, сделай нас достойными через обращение от злых дел к добродетельному житию. Вся Богом просвещенная Россия, твоими чудесами исполненная и милостями облагодетельствованная, исповедает тебя своим покровителем и заступником. Яви древние милости твои, и как ты отцам нашим помогал, не отринь и нас, чад их, по их стопам к тебе шествующих. Веруем, что ты духом с нами присутствуешь. Ибо где Господь, как слово Его учит нас, там и слуга Его будет. Ты верный раб Господень, и как Бог вездесущ, так и ты в Нем, и Он в тебе, к тому же ты и телом с нами. Вот нетленные и живоносные твои мощи, как сокровище бесценное, вручил нам Бог чудес. Сто́я пред ними, к тебе как к живому припада́ем и молимся: прими моления наши и вознеси их на жертвенник милосердия Божия, да примем чрез тебя благодать и своевременную в ну́ждах наших помощь. Укрепи нас, малодушных, и утверди нас в вере, да без сомнений уповаем получить все бла́га от благосердного Владыки молитвами твоими. Паствой же твою духовной, тобою собранной, не прекращай управлять жезло́м духовной мудрости: подвизающимся помоги, расслабленных воздвигни, содействуй несению ига Христова во благодушии и терпении, и всех нас направь, да в мире и покаянии окончим жизнь нашу и пере́селимся с надеждой в блаженные недра Авраама, где ты радостно после трудов и подвигов ныне почиваешь, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимого, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Молитва четвертая

О преподобный и богоносный отче наш Сергий! Воззри на нас (имена) милостиво и к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да без сомнений уповаем получить вся бла́га от благосердного Владыки Бога молитвами твоими. Испроси хода́тайством твоим всякий дар всем и каждому потребный и, всех нас сопровождая твоими молитвами, сподо́би в день Страшного Суда от участи стоящих слева избавиться, а сделаться о́бщниками правой стороны и тот блаженный глас Владыки Христа услышать: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира». Аминь.

Некоторые факты из жизни

Родился Варфоломей в Тверской области в благополучной семье. С детства он много времени посвящал молитвам. Родители отдали сына обучаться грамоте, но наука давалась ему с большим трудом. Однажды, отрок встретил старца, который предложил ему помолиться вместе, а после этого учёба давалась Варфоломею легко. Похоронив родителей, вместе с братом Стефаном он ушёл в лес, чтобы посвятить себя служению Богу. Пробыв там недолго, старший брат ушёл из леса в монастырь, а Варфоломей остался, принял постриг и получил имя Сергия.

Слава о нём распространилась по русской земле. Он усердно работал: строил кельи, носил воду, рубил дрова. Из разных мест собирались иноки, чтобы остаться с Сергием и творить совместно богоугодные дела. Обитель росла и вскоре он, заслуженно, получил священные дары из Константинополя, благословляющие монаха на новые дела, посвящённые вере. Жизнь служителя веры наполнена праведными трудами и чудесами: он лечил больных, наставлял заблудших людей на путь верный, давал советы и даже воскрешал.

8 сентября 1380 года преподобный благословил Дмитрия Донского и русских воинов на великую битву против орды Мамая и молился вместе с братией за победу над тьмой. Святой считается заступником Москвы.

Всю свою жизнь он посвятил Богу. Она была наполнена любовью к окружающим, трудолюбием, добротой и смирением. Он помог вернуть и укрепить веру православных христиан в религию, обрести смысл.

Описание и фото иконы

Икона преподобного Сергия Радонежского имеется в каждом доме верующего человека. Зачастую он представлен по пояс в иеромонашеской одежде чёрного цвета, реже в полный рост. Образ узнать несложно, так как лик рисуется с бородой, усами и волосами, убранными назад. Взгляд серьёзный, словно направлен в глаза, но существуют изображения, где он смотрит в сторону. Правая рука приподнята вверх, благословляя верующих, а в левой зажат свиток — символ стремления к знаниям и наукам. Редки совместные представления с Троицей или Богородицей.

Есть несколько изображений почтенного старца с житием, подобное служит назиданием. Каждый сюжет уникален и чему-то учит верующих, рассказывая собственную историю. Он призывает православных людей не закрывать своё сердце и быть добрее, преподносит урок. Существует икона с изображением преподобного и Серафима Саровского, где над ними восседает Христос и благословляет. Это символизирует божественное избрание, которого удостоились праведники. Интересный факт то, что жили святые в разные времена. Фото иконы Сергия Радонежского

О чём молятся Преподобному Сергию

Святой помогает верующим в различных делах:

  1. В учёбе. У него просят помощи, чтобы справиться с изучением наук или сдать экзамены. При этом просьба может звучать как от учащихся, так и их родителей. Чаще всего мамы и папы просят за своих детей, которым тяжело даётся учёба. Житие Сергея рассказывает, что он и сам с трудом осваивал грамотность и постиг науки только после божественной помощи. Теперь он сам просит Бога помогать тем, кому с трудом даётся учёба, а также святой содействует усмирению вспыльчивого нрава подростков и поможет им прислушаться к голосу родителей и здравому смыслу.
  2. Судебные тяжбы. Преподобный помогает отстоять и защитить свои права. У иконы молятся накануне важных судебных заседаний. Помощь получит только тот, кто действительно борется за правду и верит в неё.
  3. Усмирение гордыни. Помолившись, можно обрести сдержанность и стать терпимей к окружающим. Это нелегко, поэтому верующему нужно приложить усилия, чтобы встать на путь смирения и исправления, а святой поможет пройти по нему.
  1. Исцеление. Просьба у образа святого в избавлении от болезней, своих или дорогого человека, будет услышана.
  2. Защита. К преподобному обращаются с просьбой уберечь от проблем и жизненных неурядиц, попросить помощи, чтобы найти выход из сложных ситуаций.
  3. Работа. Найти новое рабочее место или наладить дела на старом.
  4. Душевный покой. Помолившись образу, просят внутреннего успокоения и поддержки в различных делах.

Верующие, обратившиеся к иконе с искренней молитвой, идущей от самого сердца, могут:

  • оградиться от негативного влияния;
  • противостоять врагам;
  • решить бытовые проблемы;
  • избежать семейных разногласий.

Произносить слова перед иконой можно за себя и дорогих людей: семью, друзей и даже за врагов.

Сергий Радонежский — заступник Руси православной, оберег от недругов России. Он не даёт в обиду овдовевших женщин и сирот, покровительствует мужчинам, носящим имя Сергей.

Как правильно молиться

Правильно молиться не так просто, как кажется. В этом деле нужно проявлять усердие. Молитвы перед иконой покажутся новичкам непростыми, так как:

  • отсутствует концентрация;
  • устаёт тело;
  • болят ноги;
  • появляется мигрень.

Эти ощущения нестрашны, к ним нужно привыкнуть и осуждать себя, за показанные слабости не нужно. Святые тоже уставали: перед появлением Богородицы Сергий Радонежский сел перевести дух — он нуждался в этом. Если у молящегося человека заболели ноги, тогда молитву произносят сидя. Больной может молиться лёжа. Самое важное — это путь, который проходят слова сквозь сердце и душу, а также сосредоточенность разума. Обращаясь к Богу, лучше выбирать текст из молитвослова, добавляя от себя только суть своей просьбы. Продолжительность не так важна, небходимо молиться ежедневно, даже коротко.

Стоя перед иконой, молясь ей, собственные мысли и просьбы направляются Богу, так как просить за вас будет именно изображённый святой. Бескорыстная молитва принесёт покой и умиротворение душе молящегося.

Молитвы

  • О прибавлении ума и об успехах в учёбе. Молитва направлена на помощь в постижении наук и укрепит разум.
  • Молитва перед экзаменом. Её рекомендуется запомнить наизусть и читать накануне проверки знаний.
  • Молитва преподобному Сергию о защите отечества от иноверцев. Она будет оберегать жизнь солдат во время битвы и в период опасности.
  • Тропарь Сергию Радонежскому, Тропарь, глас 4 (Обретение мощей), Тропарь, глас 8.

Троице-Сергиева лавра

Умер почтенный старец 25.09.1392 года. Спустя 30 лет его мощи были обретены, и поныне они оберегаются в Троице-Сергиевой лавре под Москвой, там же представлена и икона с ликом преподобного. Троицкий монастырь поддерживали великие князья, он считался центром московских земель. В этом месте Дмитрий Донской получил своё благословение на бой с ордой Мамая.

В обитель, где мощи Сергия Радонежского покоятся, постоянно прибывают паломники со всех уголков России, чтобы поклониться и попросить о помощи.

Святой любим и почитаем православными верующими. Это неслучайно, ведь в тяжёлые для земли Русской времена, его образ посещал людей, поддерживал, наставлял и защищал.

Преподобный — пример нынешнему поколению, что никакие негативные факторы, влияющие на человеческое существование, не являются обстоятельствами, которые могут оттолкнуть от веры в Бога. Искренняя молитва и доброта помогут преодолеть трудности и не сдаваться при этом, развивать сильную личность и характер. Икона слышит все сказанное, сказанные перед ней и обязательно поможет.

Икона Сергия Радонежского

Радонеж

Потом родители Варфоломея переехали из Ростова в Радонеж. Там же они с миром и почили. После этого в 1337 году будущий святой раздал бедным людям свое наследство и поселился на холме Маковец вместе с братом Стефаном – хотьковским иноком Покровского монастыря. Они срубили на этом месте избушку. Так и подвизался Варфоломей на иноческий подвиг вдали от людей, и стал непрестанно молиться. Вскоре его брат покинул эту дикую безлюдную обитель, не выдержав суровой жизни.

Через некоторое время пришел к нему иеромонах Митрофан и благословил молодого Варфоломея на монашество. Было ему тогда 23 года, и нарекли его Сергием. Узнав о таком благочестивом иноке, в его обитель стали приходить и селиться другие монахи. Он любезно принимал всех. Вместе с братией они построили сначала небольшую часовенку, которую архиерей Феогност освятил во имя Святой Троицы. Затем с благодати Христовой был построен и монастырь. Однажды пришел к ним из Смоленска архимандрит Симон, он принес драгоценные дары и отдал их в руки отца Сергия. Эти средства пошли на сооружение большой церкви и расширение монастырской обители.

Вот и по сей день стоит эта церковь обновленная в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой, где находятся и святые мощи, и сама икона преподобного Сергия Радонежского. Эта обитель всегда переполнена паломниками со всей России, которые едут туда, чтобы почтить память святого старца и попросить у него защиты и покровительства.

Троицкий монастырь. 1355 год

Со временем с благословения Константинопольского патриарха Филофея в 1355 году в монастыре святого Сергия Радонежского был введен общежитийный устав. Территорию обители раздели на три части – общественную, жилую и оборонительную. По центру монастыря стояла новая деревянная церковь святой Троицы. Игуменом монастыря сначала стал упоминаемый ранее игумен Митрофан, а после его кончины — преподобный Сергий Радонежский.

В скором времени Троицкий монастырь, поддерживаемый великими князьями, стал считаться центром московских земель. Именно здесь и благословил на победу преподобный Сергий Радонежский войско Дмитрия Донского в бой с ордой Мамая.

Произошла Куликовская битва в день рождения Богородицы 8 сентября (21 сентября по новому стилю) 1380 года. Дата была выбрана не случайно, ведь сама Богородица покровительствовала Руси. На поле битвы вышли получившие благословение у святого Сергия монахи Троицкого монастыря Пересвет и Ослябя, когда-то они были славными воинами в дружине Дмитрия. Это был священный долг каждого православного христианина. Победа была одержана, много братии полегло в те дни. После сражения Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь, чтобы лично оповестить отца Сергия о победе.

Есть такая необыкновенная чудотворная икона св. Сергия Радонежского, где он благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Эта икона может исцелять от болезней и защищать настоящих воинов от ранений и гибели.

Куликовская битва. 1380 год

Остановимся на Куликовской битве подробнее, ведь это было великое сражение русских войск во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и военачальником Золотой орды ханом Мамаем.

Западные, как сегодня говорят, кураторы-оккультисты и психологи уговаривали Мамая идти на Москву и говорили, что эта война укрепит силу и влияние Золотой орды, и что Мамай как полководец сможет легко соперничать с самим Тамерланом. Запад помогал своему наставнику оружием, деньгами и специалистами по взятию крепостей. Был даже представлен воинский контингент с генуэзской пехотой. Все, что требовалось от Мамая, — это как можно скорее уничтожить Московию, разрушить и сжечь дотла города и села, сделать рабами все славянское население. А после этой победы уже всей силой можно будет навалиться и на Новгородскую землю, чтобы уничтожить и разграбить ее, тем более что на помощь всегда готовы прийти отряды литовского католика Ягайло и ливонские рыцари. Весной 1380 года многотысячная степная рать хана двинулась от Волги к Дону.

Решающая роль преподобного Сергия

Большинство историков сходятся во мнении, что очень важную и главную роль в объединении Руси перед наступающим грозным врагом на тот момент сыграл преподобный Сергий Радонежский. В ту тяжелую минуту в единый кулак объединились многие русские княжества, которые до этого вели бесконечные междоусобные войны. Святому Сергию удалось сделать буквально невозможное – примирить две враждующие на то время религии. Он показал ведическим русам, что истинное учение Иисуса Христа не имеет ничего общего с западным христианством, что Христос никогда не учил организовывать крестовые походы, сжигать ведические храмы и еретиков на костре. Он показал русским христианам, что истинное христианство — такое же глубокое учение, как и их древняя вера, поэтому нет причин для религиозной вражды, так как сейчас с Запада наступает извращенное христианство, где под именем Христа совершаются самые страшные и гнусные преступления.

Именно эти волнения за Русь православную и скрывает в себе икона «Сергий Радонежский». Все же не зря его называли «Печальником земли русской», так как он никогда не переставал радеть о ней и своими непрестанными молитвами содействовал ее духовному подъему и освобождению от татарского ига.

Отпор интервентам. 1608-1609 гг

В 1608-1609 годах Сергиево-Посадская земля дала отпор интервентам. В течение 16 месяцев шли страшные бои. Поляки хотели ограбить монастырь и перебить защитников, которые во времена великой смуты оставались верными своему Отечеству. Тогда воеводами были окольничий князь Г. Б. Роща-Долгорукий и дворянин Алексей Голохвастов. Эти защитники были сильны духом, а обитель их была полна верой и находилась под защитой великого чудотворца Сергия. У его гроба все целовали крест и клялись в том, что никогда не сдадут врагу свою обитель. После тяжелых атак и начавшейся из-за плохого питания цинги, унесшей сотни жизней за многие месяцы, в монастыре оставалось всего около 300 воинов, хотя изначально их насчитывалось 2400 человек. Противостояло этим незначительным силам монастыря от 15 до 30 тысяч лучших вооруженных сил польских воевод Сапеги и Лисовского, имевших еще и 60 орудий.

В ночь, в одно из самых решительных сражений, когда многотысячные польские войска ринулись на крепость, произошло невозможное. Их отряды по какой-то роковой ошибке, сильному туману или нелепым приказам начальников перестреляли сами себя, принимая союзнические отряды за врагов. Да и осажденные тоже очень мужественно встретили врага огнем. Наутро радости не было предела, так как вражеские осадные орудия были брошены, и враг бежал. С именем Божьим, поддержкой Богородицы и Святого отца Сергия держались героические русские воины. Они были уверены, что победа будет за ними.

Много было свидетельств тому, как святой Сергий Радонежский помогал и подсказывал своим воинам. Он даже явился в тонком сне одному монаху и подсказал, что под монастырь ведется вражеский подкоп, и тогда двое крестьян взорвали себя и этот подкоп, совершив тем самым великий подвиг во имя Бога и Отечества.

Очень хочется надеяться, что икона Сергия Радонежского, молитва этому святому и его почитание даже сегодня не оставят Россию без его поддержки.

Минин и Пожарский. 1610 год

Нельзя пройти мимо истории, связанной с Мининым и Пожарским. Ведь из истории известно, что соратником воеводы князя Пожарского в благочестивом деле изгнания католических интервентов был помещик и мясник по ремеслу Козьма Минин. Он отличался целомудрием и прочими добродетелями, любя безмолвие, он всегда имел в своем сердце Бога. Однажды к нему во сне явился Чудотворец Сергий Радонежский и повелевал собирать деньги и воинов и идти на Москву, где русский престол желал занять польский король, подготавливавший Русь к принятию унии.

Сначала Минин не придал значения своему сну. Помещик думал: «Ну кто я такой, чтобы заниматься такими важными делами, да и кто меня послушает?» Но потом сон повторился еще дважды, и Минин, в итоге каясь в своем непослушании, решился на Богоугодное дело. Минин и Пожарский стали собирать народ по всей Руси.

19 марта 1611 года в Москве началось стихийное восстание против интервентов, поляки не в силах были противостоять этому и заперлись в Китай-городе и в Кремле и сожгли Москву. Положение было очень сложным. В столице засели поляки, на северо-западе шведы захватывают русские земли, на южных окраинах бесчинствуют орды крымских татар…

Однако 22-24 августа у интервентов осталось меньше половины войска. Поляки понесли большие потери. Надежда владеть Московским государством безвозвратно рушилась. Значит, услышал молитвы защитников Руси святой Сергий Радонежский, икона и крест которого всегда была им в помощь.

Анализируя все эти события, начинаешь понимать, что совсем не зря и не случайно в самый тяжелый для русской земли момент каждый раз люди сталкиваются с образом святого Сергия.

Хочется непременно отметить и то, что в православном христианстве воинское служение является Богоугодной деятельностью. Церковь всегда учит нас патриотизму и любви к Родине. В описание иконы Сергия Радонежского вложен именно этот смысл.

Жизнь отрока Варфоломея стала примером для современных детей и молодежи, который убеждает нас, что неприятные внешние обстоятельства или такие объективные, как нездоровье, неспособность к обучению, могут или разрушить жизнь, или дать основу для формирования сильной личности и ее особых черт характера, что и произошло с преподобным отцом нашим Сергием Радонежским.

Икона прп. Сергия Радонежского всегда слышит наши молитвы о наших семьях, детях, родителях, а значит, и о будущем Отечества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *