Икона святого лазаря

Содержание

Молитва к св лазарю

Праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому (тропарь, кондак и молитва)

Тропарь перенесению мощей, глас 4:

Я́ ко вели́ко сокро́вище и бога́тство некрадо́мо/ к нам прии́де из Ки́пра, Ла́заре,/ Про́мыслом всех Бо́га, повеле́нием царя́ благочести́ва,/ подая́ чту́щим тя исцеле́ния да́ром,/ избавля́я от бед и от вся́каго вре́да,/ ве́рою взыва́ющих ти:// спаси́ всех моли́твами свои́ми, Ла́заре о́тче наш.

Кондак перенесению мощей, глас 8:

В зы́де, я́ко звезда́ пресве́тлая,/ от Ки́пра честны́я мо́щи твоя́, Ла́заре,/ Ца́рствующий град освяща́ющи и христолюби́ваго царя́ веселя́щи/ и лю́ди своя́ обогаща́ющи,/ тобо́ю благода́ть исцеле́ния подаю́щи, ве́рно зову́щим ти:// ра́дуйся, Ла́заре, дру́же Бо́жий.

О, зело́ преди́вный и изря́дный дру́же Христо́в святы́й пра́ведный Ла́зарю, Вифа́нии похвало́ и всей вселе́нней превели́кое удивле́ние! Благослове́н дом твой, его́же Госпо́дь наш Иису́с Христо́с во днех пло́ти Своея́ с любо́вию посеща́ше, ви́дя ве́ру и добро́ту души́ твоея́ и боголюби́вых сесте́р твои́х Ма́рфы и Мари́и, зане́ ты возлюби́л еси́ Его́ всем се́рдцем твои́м, все́ю душе́ю твое́ю, все́ю мы́слию твое́ю и Тем до конца́ возлю́блен был еси́. Ди́вны та́йны твоя́, на тебе́ Боже́ственным Дру́гом твои́м и Го́сподом на́шим явле́нныя, я́ко изво́лися Ему́ пре́жде Креста́ Своего́ и Воскресе́ния показа́ти на тебе́ всему́ ми́ру сла́ву Свою́ и сотвори́ти тя предвозве́стника пресве́тлаго Своего́ из ме́ртвых тридне́внаго Воскресе́ния. Сего́ ра́ди Той, я́ко Влады́ка живота́ и сме́рти, попусти́ тебе́ сме́ртным сном усну́ти, и погребе́ну бы́ти, и да́же до а́довых глуби́н сни́ти, иде́же ты узре́л еси́ су́щия от ве́ка уме́ршыя во мно́жестве неисче́тном а́довыми у́зами содержи́мыя, и стра́шные стра́хи ви́дел еси́. И та́мо, егда́ те́ло твое́ возсмерде́нию сме́ртному уже́ предаде́ся, по четыре́х днех ты услы́шал еси́ Боже́ственный глас Дру́га твоего́, на гроб твой прише́дшаго: “Ла́заре, гряди́ вон!” И по гла́су сему́ ты а́бие из гро́ба возста́л еси́ и та́ко Вифа́нию возвесели́л еси́ и Ма́рфины и Мари́ины сле́зы утоли́л еси́, фарисе́и же и кни́жники, в ожесточе́нии серде́ц су́щих устраши́л еси́. Утоли́ же, святы́й дру́же Христо́в, и на́ши сле́зы, грех ра́ди на́ших пролива́емии, оживотвори́ на́ши ду́ши и телеса́, в возсмерде́нии страсте́й и нечисто́т грехо́вных су́щии, воздви́гни нас из гро́ба отчая́ния и лю́таго уны́ния, всех же нас изба́ви от ве́чныя сме́рти, я́коже и тебе́ Госпо́дь наш возста́ви от успе́ния сме́ртнаго. И умоли́ ми́лостиваго Бо́га, да сподо́бит нас прича́стницы бы́ти ве́чныя жи́зни, е́юже и ты по труде́х святи́тельства на о́строве Кри́тстем сам ны́не наслажда́ешися во оби́телех ра́йских, прославля́юще Всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

  • 22 Ноябрь 2017

Обновления на сайте

В раздел ТИПИКОН добавлена Глава 56. и Глава 57.

Объявления

  • 08 Июль 2014

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Страничка паломника. Рассказы о святых местах.

Святыни острова Кипр

Кипр иногда называют “островом святых”, так как он освящен подвигами множества угодников Божиих. Христианство на Кипре было проповедано Святыми Апостолами Павлом, Варнавой и Марком. Но еще до прибытия на Кипр апостолов здесь были отдельные христиане. Согласно Книге Деяний Апостольских, святые апостолы Павел и Варнава прошли весь Кипр от Саламина до П&#225фа. Епископом на Кипре был святой Лазарь Четверодневный, воскрешенный Господом Иисусом Христом. На Кипре родился святитель Спиридон Тримифунтский, а также святой Иоанн Милостивый. На Третьем Вселенском Соборе была утверждена Автокефалия Кипрской Церкви. Греки-киприоты – народ очень благочестивый. Здесь множество храмов, которые по воскресным и праздничным дням наполнены молящимися. Много монастырей. В одной небольшой деревеньке может быть несколько храмов. Одним из наиболее почитаемых святых является на Кипре святой великомученик Георгий Победоносец. Очень почитают здесь праведного Лазаря Четверодневного, мученика Маманта, великомученика Харалампия, мучеников Тимофея и Мавру.

В 1974 году северная часть острова была оккупирована турецкими войсками. Множество храмов было осквернено и разрушено, часть из них преврещено в мечети и развлекательные центры. Церковное имущество было разграблено. Многие христиане приняли мученическую кончину от рук турецких оккупантов.

Ларнака. Храм святого Лазаря.

Кипр. Ларнака. Храм праведного Лазаря

Одной из главных святынь Православного Кипра является храм святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского. Китион, Китий – древнее название Ларнаки. Собственно, “ларнак” – означает, переводе с греческого, “саркофаг”. В этом храме почивают мощи святого, а в подземной крипте находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь. Там же, в крипте, расположен и святой источник. Мощи праведного Лазаря были обретены в 9 веке здесь, в городе Китионе, где они лежали в земле в мраморном ковчеге, на котором было написано: “Лазарь четверодневный, друг Божий”. Тогда же над мощами был построен и храм в старинном редком архитектурном стиле. А иконостас, который мы видим ныне, датируется 18 веком. Выполнен он с удивительным мастерством и является одним из самых лучших образцов резьбы по дереву на Кипре. В иконостасе 120 икон, в основном, 18 века, византийского письма. Есть и старинные иконы. А русский паломник сразу заметит большую икону Пресвятой Богородицы работы руссских иконописцев.

На судьбе этого храма отразились многочисленные перипетии истории Кипра. Когда-то при храме святого Лазаря был монастырь. Во время франкской оккупации острова франки превратили храм в Бенедектинский монастырь, заием некоторое время он им владели армянские римо-католики. Когда в 1570 году Кипр был захвачен турками, то они захватили храм. В 1589 году церковь святого лазаря была возвращена православным. А римо-католикам было позволено дважды в год совершать там службу в маленькой часовне, которая примыкала к алтарю с севера. Эта привилегия была отменена в 1794 году, потому что католики стали предъявлять претензии на владение всем храмом. До сих пор в храме можно заметить некоторые следы былого католичкского присутствия.

При византийском императоре Льве Мудром часть мощей святого Лазаря была перенесена в Константинополь, а на Кипре осталась честная глава святого. Впрочем, та часть мощей, которая была перенесена в Константинополь, была впоследствии похищена крестоносцами и увезена на Запад.

Святой праведный Лазарь жил вместе с сестрами Марией и Марфой недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Святого Лазаря Сам Господь называет Своим другом: “Лазарь, друг наш, успе. “, – говорит Спаситель ученикам. 1 Евангелие повествует нам, что Господь наш Иисус Христос очень любил праведного Лазаря и его сестер – Марию и Марфу. Когда Лазарь заболел, сестры его послали сказать об этом Спасителю, на что Господь ответил, что эта болезнь не к смерти, но для того, чтобы явилась слава Божия. Вскоре Лазарь умер, и прошло уже четыре дня со дня его смерти, когда пришел Господь. Подойдя к пещере, в которой был погребен умерший, Христос воззвал к нему: “Лазаре, гряди вон!” И воскрес Лазарь, и вышел из пещеры, причем пролез в очень узкое отверстие, обвязанный по рукам и ногам погребальными пеленами. Воскрешение Лазаря воспоминается Церковью в субботу 6-й недели Великого поста, которая ради этого именутся Лазаревой субботой. Это чудо яснейшим образом свидетельствовало о Божественном Всемогуществе Господа Иисуса Христа, о Его владычестве над жизнью и смертью человеческой, а также служило для уверения людей в истине воскресения мертвых и было прообразом воскресения Самого Господа. Многие тогда, видев воскрешенного Лазаря, веровали в Господа. И Святая Церковь именует святого Лазаря Четверодневным, напоминая нам об этом чуде – воскрешении Спасителем четверодневного мертвеца.

Одержимые завистью иудейские начальники хотели убить святого Лазаря, и он вынужден был уехать на остров Кипр, где был рукоположен во епископа. По воскресении своем, он жил еще 30 лет, много потрудившись в распространении христианства на Кипре. И здесь мирно скончался. По преданию, святой Лазарь, будучи епископом (его рукоположили апостолы Павел и Варнава), удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее Пречистыми руками. 2

Память святого праведного Лазаря Четверодневного Святая Церковь совершает 17(30) октября, а также в субботу 6-й седмицы Великого Поста.

Рядом с храмом святого Лазаря есть небольшой музей, в экспозиции которого представлены старинные иконы, облачения, церковная утварь. И каждый раз, посещая этот музей, открываешь для души что-то новое, вглядываясь в старинные иконописные изображения. Вот древняя икона святого Лазаря. А вот очень интересная икона, изображающая мч.Трифона с серпом (19 век). А вот остановился у иконы Входа Господня в Иерусалим (17 век) и поражает взгляд Спасителя. Привлекает внимание старинная икона Рождества Христова. Матерь Божия обращена к Богомладенцу, и взгляд Ее полон бесконечной любви и печали. И даже удивительно, как мог так глубоко передать это иконописец.

Монастырь Ставров&#253ни (Святого Креста)

Кипр. Монастырь Ставровуни

На вершине высокой горы, вдали от мирской суеты расположен древний монастырь Ставров&#253ни, что в переводе с греческого означает: монастырь Святого Креста (“Ставрос” – Крест, “вуно” – гора). Основана была эта обитель святой равноапостольной царицей Еленой. Главной святыней обители является частица Животворящего Креста Господня, которую святая Елена оставила в монастыре.

Ранее эта гора называлась Олимп, а на ее вершине находилось языческое капище. Согласно древнему преданию, корабль святой императрицы Елены, которая везла часть обретенного ею Животворящего Креста Господня, по пути из Палестины в Константинополь вынужден был, спасаясь от шторма, пристать у берегов Кипра. В то время на острове была ужасная засуха, повсюду развелись ядовитые змеи, свирепствовал мор. Святой Елене явился Ангел Господень и возвестил ей повеление Божие: воздвигнуть на Кипре христианские храмы и оставить здесь частицу Животворящего Креста. Повинуясь воле Божией, святая Елена основала на Кипре несколько храмов. Святой же Крест был чудесным образом перенесен на вершину горы Олимп (ныне Ставровуни), указав, таким образом, место, где должен был быть построен храм в честь Животворящего Креста Господня. Тогда было разрушено находившееся здесь языческое капище и воздвигнут христианский храм, в котором царица Елена оставила частицу Святого Креста, часть креста покаявшегося разбойника и Гвоздь из Распятия.

Точных сведений о том, когда здесь возник монастырь, нет. Первые упоминания о нем относятся к XI – XII векам. Первоначально обитель была совсем небольшой. Во время латинского правления (1192 – 1571) православные монахи были изгнаны из монастыря и обитель вплоть до 1471 года находилась во владении бенедектинцев. В 1426 году монастырь был разграблен мусульманами во время одного из египетских нашествий. А летом 1570 года на Кипр вторглись турки-оттоманы. Завоеватели разорили обитель Святого Креста, а большинство насельников и мирян, которые укрывались в стенах монастыря, приняли мученическую кончину или были уведены в плен. Однако, через некоторое время киприотам удалось получить у турецких властей разрешение на выкуп захваченных монастырей. Тогда монашеская жизнь в обители Ставровуни возродилась. Британское колониальное правление (1878 – 1960) принесло очередные испытания, пока, наконец, в 1960 году Республика Кипр не обрела независимость.

Поднимаемся по живописным горным склонам. Это cейчас машина доставит вас к святым вратам обители совсем быстро. Удобная дорога, комфортабельный автомобиль. А раньше добраться до монастыря Ставровуни было непросто – высоко-высоко приходилось подниматься по горным тропочкам. Долгим и нелегким был этот путь. Обитель отличается строгостью устава, женщинам вход в нее возбранен. Для их утешения у врат монастыря выстроена часовня в честь Всех Кипрских Святых. В часовне можно приложиться к Святому Кресту. Хотя та частица Животворящего Креста, что была принесена сюда святой царицей Еленой, находится в самом монастыре. Также в часовенке можно помолиться у икон Апостола Варнавы и святителя Спиридона, которые были родом с Кипра. Вплоть до 1983 года в обители не было ни электричества, ни телефона, ни водопровода. Водой насельники обеспечивались только при помощи цистерн для сбора дождевой воды.

С вершины горы открываются необыкновенные по красоте виды. С одной стороны – вид на Ларнаку, с другой – на Никосию (нынешнюю столицу Кипра).

Деревня Кит&#250. Храм Ангелоктисти.

Рядом с Ларнакой в небольшой деревне Кити есть храм, который назвается Ангелоктисти, то есть, “Созданный Ангелами”. В алтаре этого храма сохранились уникальные древние фрески. А также благочестивый паломник надолго остановится у чудотворного образа святого Архангела Михаила. С этой прекрасной иконы взирает на вас Святой Архистратиг Михаил. и взгляд его проникает в душу, и трудно уже бывает отойти, приникнув с молитвой к Небесному заступнику.

Московская иконописная мастерская “Фавор” уже более 20 лет трудится в области иконописания, фрески, резьбы по дереву, и других видах церковного искусства.

Все работы в нашей мастерской выполняются по традиционному иконописному канону, опираясь на древнерусскую, византийскую, сербскую школы иконописи.

В настоящее время работы (иконостасы, фреска. резьба) мастерской находятся в России, Австралии, Германии, Франции, Голландии, США, Финляндии, и других странах ближнего и дальнего зарубежья.

Наши мастера Вершинин Сергей, Красиков Максим, Чубаков Артемий, Паромов Алексей, резчик Владимир Быков.

Святой Лазарь в православной иконографии

Апрель 12th 2014 –

Протопресвитер Стаматис Склирис

В тропаре Лазаревой субботы поется: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».

Такими словами наша Церковь прославляет воскресение почтенного Лазаря и одновременно обнаруживает более глубокий смысл чуда Воскресения и связанного с ним церковного праздника. Ведь это чудо Господне являет собой не просто одно событие из жизни Лазаря, но обещание всеобщего Воскресения всего человеческого рода. Эту истину Церковь выражает не только с помощью литургической поэзии и духовной музыки, но и посредством особого языка церковной иконографии. Тема нашего исследования – как и каким образом церковная живопись прославляет и воспевает святого Лазаря. Православная иконография посвящает святому Лазарю два иконографических сюжета. Первый связан с его воскрешением, второй – особенное изображение Лазаря как иерарха. Мы опишем оба этих сюжета и в конце сделаем вывод о месте и значении святого Лазаря в православной иконографии и богословии Воскресения.

1. Иконографический сюжет «Воскресение Лазаря».

Это одновременно Евангельский и исторический сюжет. Он основывается на Евангельских повествованиях (Иоанн 11:1 – 44) и представляет собой не просто символ или притчу. Это отражение исторического факта, случившегося в конкретном месте и в конкретное время. Это произошло в Вифании, где жил друг Иисуса Христа со своими сестрами, за несколько дней до Его страстей. Таким образом, икона «Воскресение Лазаря» отражает следующие исторические детали:

1) Захоронения проводились за пределами Вифании – город виден на заднем плане.

2) Показана пещера, от которой люди отодвигают плиту.

3) Лазарь изображен стоя или сидя в глубине пещеры, завернутый в саван.

4) Один из изображенных людей прикрывает нос платком, ожидая неприятного запаха от «четверодневного» умершего.

5) Человек, отодвигающий от пещеры плиту, очевидно, прикладывает большую силу, чтобы поднять этот тяжелый камень.

6) Друзья, соседи и ученики с изумлением наблюдают за происходящим.

7) Марфа и Мария преклоняются перед Господом и с благоговением припадают к Его ногам.

8) Иисус присутствует на иконе и обращается к Лазарю с призывом, благословляя его десницей. Здесь живописи придаются черты, выходящие за пределы исторических данных, поднимающие изображение на новый уровень. Однако даже при помощи исторических элементов этого изображения удается представить Иисуса как Источник силы и жизни. Живопись – это визуальный вид искусства, а не акустический, это искусство места, а не времени. Оно не может показать нам движение и дать нам возможность услышать: «Лазарь! иди вон». Живописное изображение показывает нам кульминационный момент, когда Иисус предстает как Вседержитель и Господин жизни и смерти. Он, бросая на своего умершего друга сверкающий взгляд, властно простирает руку и благословляет его. Благодать Иисуса возвращает Лазаря к жизни.

Запомним этот образ Христа, занимающий ключевое место в сюжете, и оставим исторические данные для последующего развития нашей темы. Если мы предпримем попытку вписать изображение «Воскресения Лазаря» в общий контекст иконографии, то мы убедимся, что Церковь придает этому иконографическому сюжету особую ценность. Воскресение Лазаря считается не просто одним из чудес Христа или эпизодом из жизни святого. Оно включено в число двунадесятых праздников – иконографического цикла из двенадцати сюжетов, являющихся ключевыми в земном воплощении Христа. Эти сцены изображены в сводах, образующих крест, лежащий в основе византийского храма, или на отдельных иконах, создающих иконостас.

Очевидно, что этот сюжет имеет целью направить нас от росписей нижних регистров, изображающих отдельных святых, сцен из их жизни и чудес, к воплощенному смотрению Христа, которое изображают находящиеся в верхних регистрах храма сцены двунадесятых праздников, а от них – к куполу храма с изображенным в нем «Солнцем Правды» Вседержителем Христом.

Изображения на иконостасе сосредотачивают наше внимание на священном Престоле, на евхаристической атмосфере, чаянии последних времен и грядущего пришествия Христа, открывающего нам Царство Отца, Сына и Святого Духа.

Иными словами, помимо чисто исторического аспекта, мы должны искать в сюжетах двунадесятых праздников (в том числе и Воскрешения Лазаря) другой смысл и значение. Функциональное расположение этих росписей между небом и землей, на отдельных иконах между престолом и наосом, говорит о месте этих событий в истории и в последних временах. И действительно, если мы внимательно рассмотрим икону «Воскресения Лазаря» и поместим ее в общий контекст православной иконографии, то мы придем к выводу, что за историческим уровнем скрывается нечто иное. В каждой исторической детали, которую мы можем видеть на иконе «Воскресения Лазаря», заметна известная византийская установка на создание, помимо исторического, эсхатологического плана. На это указывают следующие факты.

1) Мертвый Лазарь не просто пребывает в спокойствии, а смиренно преклоняется перед Господом, как будто его воскрешение – это результат послушания тленной природы Иисусу, Который изображен на иконе не просто как историческое лицо, но как эсхатологический Иисус Христос, Которому все подчиняется. Это объясняет и то, почему таким властным Он представлен на иконе. Таким образом, православной иконографии присущ особый взгляд, сочетающий историю и эсхатологию.

Она смотрит на исторические события и видит за ними их конец, эсхатологическое завершение.

2) Такой подход – это не результат вдохновения иконописца. Этот эсхатологический мотив преодоления смерти, тления и всех законов природы красной нитью проходит через всю иконографию, и этому канону следует любая икона, написанная в рамках православной иконографии, независимо от вдохновения и благочестия своего создателя. Характерной является и другая деталь. Человек, отодвигающий плиту, прикладывает огромную физическую силу, чтобы поднять этот тяжелый камень. Но если мы вглядимся в изображение плиты, то заметим, что она представлена легкой и невесомой. Такой эффект достигается за счет отсутствия на иконе материального источника света, например, солнца. Свет исходит из неизвестного источника и не следует закону прямого распространения. Таким образом, плита не отбрасывает тень на землю и сама лишена светотени, толщины и объема, вследствие чего не производит впечатления тяжеловесности. То есть, с одной стороны, изображение показывает зрителю чувство тяжести, но с другой стороны, свет, особенным образом освещающий эту сцену, лишает нас впечатления тяжести. Таков живописный язык Церкви. Он показывает материальный мир, абстрагированный и освобожденный от тленности, а реальные исторические события поднимает на новый ирреальный и эсхатологический уровень.

3) Теми же особенностями характеризуются изображения гор и построек, которые, лишенные теней и целиком освещенные, не производят впечатления тяжеловесности.

4) Горы на большинстве икон «Воскресения Лазаря» имеют особенную форму призмы, характерную для византийской живописи, и представлены как невесомые пружины, стремящиеся вверх и лишенные своего собственного веса.

5) Икона освещена таким образом, что не создает впечатления рассвета или заката, словно действие происходит не в какое-то определенное время суток.

Эти эсхатологические элементы сосуществуют с историческими реалиями изображения, представляя пространство и время не раздробленным, а единым. История и эсхатология соединяются в лице исторического Христа, воскресившего Лазаря, и грядущего всесильного Сына Божьего и Пантократора. Таким образом, в православной иконографии на иконах «Воскресения Лазаря» изображено Воскресение не отдельного человека, а всего человеческого рода и преображение всего творения. Суть этого праздника, воспеваемая, как мы сказали в начале, поэзией и гимнографией, оказывается в равной степени выраженной и языком церковной живописи.

Приглашаем Вас побывать в Ларнаке, юной и древней, наследнице славного Китиона, городе, о котором мы находим упоминание в Библии.

Иеромонах отец Сафрониус Михаелидес написал эту небольшую книгу, чтобы рассказать о храме, о его истории и истории Ларнаки всем кто прибудет сюда.

Этот рассказ увлекательный и интересный, написанный глубоким специалистом, человеком, любящим свой город и знающим историю своего народа. Ниже помещены некоторые пояснения и комментарии, подготовленные переводчиком, некоторые сделаны после разъяснения отца Сафрониуса, за что переводчик выражает глубокую благодарность автору книги. Благодарю также господина Ашодиса, за помощь и поддержку во время работы над переводом.

Лазарь четверодневный в чем помогает

Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён, она предваряет Вход Господень в Иерусалим. В субботу на 6-й неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой Субботой или Субботой Святого и Праведного Лазаря. Праздник посвящен воспоминанию чуда воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря. Это чудо было совершено чтобы удостоверить в грядущем воскресении всех умерших.

1. Святой и Праведный Лазарь Святой и Праведный Лазарь Четверодневный.

Иисус Христос во время Своей земной жизни, нигде не проводил время более спокойно и счастливо, как только в Вифании, в семействе Марфы и Марии и брата их Лазаря, что видно из указания евангелиста Иоанна Богослова, который говорит: «Любляше же Иисус Марфу и сестру ея и Лазаря» (Ин.11:5). Вера Марфы и Марии, сестер Лазаря, в Иисуса Христа была настолько пламенна и искренна, что когда захворал брат их Лазарь, то они первым делом известили Иисуса Христа о его болезни, уповая только на Него одного, что Он может дать облегчение брату их. Когда Иисус пришел в Вифанию, то было уже четыре дня, как Лазарь лежал во гробе.
Наверх

2. Событие Праздника «Лазарева суббота» – Воскрешение Лазаря.

О воскрешении Лазаря повествует Иоанн Богослов: «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.» (Ин. 11:1-4). Иисус знал, что Лазарь умер, но шёл с учениками «дабы вы уверовали» (Ин. 11:15). На дороге он был встречен Марфой. «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.»(Ин. 11:25-27). Когда подошли к пещере в которой был погребён Лазарь, и «отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.» (Ин.

Лазарь Четверодневный. Несколько фактов о воскресшем Лазаре и его дальнейшей судьбе

11:41-45). Уверовали в Иисуса, как в Мессию, но фарисеи из страха «С этого дня положили убить Его.» (Ин. 11:53).
Наверх

3. Богослужение в праздник «Лазарева суббота».

3.1. Воскресные тропари по Непорочных.

На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим».

Текст песни Воскресные тропари по Непорочных:
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша, и с собою Адама воздвигша, и от ада вся свободша.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Почто мира с милостивными слезами, о, ученицы, растворяете; блистаяйся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающыя, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите, воскресение же апостолом рцыте.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Мироносицы жены с миры пришедшия ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху, Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми живаго помышляете? Яко Бог бо, воскресе от гроба.
Слава…
Поклонимся Отцу и Его Сынови и Святому Духу, Святей Троице во едином существе с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси Господи.
И ныне и присн и вовеки веков. Аминь.
Жизнодавца рождши греха, Дево, Адама избавила еси, Радость же Еве в печали место подала еси. Падшия же от жизни к сей направи, из Тебе воплотивыйся Бог и Человек.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Прослушать воскресные «непорочные» тропари в различном исполнении

Наверх

3.2. Елицы во Христа крестистеся.

На Литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа».

Текст песни Стих Елицы во Христа крестистеся:
Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.
Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Во Христа облекостеся. Аллилуиа.
Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.

Наверх

3.3. Тропарь Празднику Вход Господень в Иерусалим, глас 1-й (Тропарь Лазаревой субботы).

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Наверх

3.4. Кондак Лазаревой субботы.

Христос, всем радость, истина, свет, жизнь миру, воскресение, на земле живущим явился по Своей благости и стал образом воскресения, всем подавая Божественное прощение.

Наверх

4. Жизнь Св. Лазаря Четырехдневного после Воскрешения.

Воскрешенный Лазарь находился вместе с Иисусом Христом на вечери в доме Симона прокаженного (Ин.12:1).
После убиения св. архидиакона Стефана, когда настало гонение на иерусалимских христиан, св. Лазарь был изгнан из Иудеи и пущен в море на лодке без весел. По Божию Произволению лодка приплыла к о. Кипр, где в городе Кидонии св. Лазарь начал проповедовать Христа, как апостол, и был епископом в этом городе, рукоположенный в сей сан апостолом Варнавой.
Пресвятая Богородица прибыла на о. Кипр, где встретилась со св. Лазарем. Здесь Она поведала Ему о Своем пребывании на Афонской Горе и поднесла дары, нарочно для него собственноручно сделанные – омофор и нарукавницы. Недолго пробыв на Кипре, Матерь Божия возвратилась в Иерусалим.
После пребывания Пресвятой Богородицы св. Лазарь четверодневный пребывал епископом на Кипре около тридцати лет, проповедуя Христа и утверждая в вере обращенных им язычников, в чем ревностно помогали ему сестры Мария и Марфа. Св. четверодневный Лазарь скончался на острове Кипр.
При императоре Льве Философе (886–911 гг.) мощи св. Лазаря четверодневного были перенесены с Кипра в Царьград. Память св. Лазаря четверодневного празднуется Святой Церковью 17 октября, когда воспоминается перенесение его мощей с о. Кипр в Царьград.

Наверх

5. Молитва святому праведному Лазарю.

О, зело предивный и изрядный друже Христов Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление! Благословен дом твой, егоже Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси. Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси. И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: “Лазаре, гряди вон!” И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси. Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго. И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Наверх

6. Молитва Лазареву Воскрешению.

Господи Иисусе Христе, Боже, Спасителю наш, Неисчерпаемая бездно милости, щедрот и любве, смерти и греха не сотворивый, и еще в раи определивый прародителем нашим вечныя и святыя и блаженныя жизни причастницы быти! Егда же по действу диаволю, человекоубийцы искони, едином человеком грех в мир вниде и грехом смерть, тогда по неизреченному человеколюбию Твоему Ты определил еси Крестом и Воскресением Своим свободити согрешившия люди Твои от пропасти адовы и смерти вечныя. И егда прииде исполнение времен, Ты снисшел еси во днех плоти Своея, яко Пастырь Добрый, на взыскание заблудших овец Твоих, и прежде Креста Своего и вольныя страсти в Вифанию пришед, Ты единым словом Лазаря, друга Твоею, умерша и погребенна, воззвав от ада, из мертвых воскресил еси. И тако велиим сим и страшным чудом прежде живоносныя смерти Твоея смертную державу потрясл еси, предвозвещая четверодневнаго возстанием скорое Твое, Живодавче Христе, тридневное из мертвых Воскресение, нас всех уверил еси, яко хощеши темнообразное адское царство крепостию Своею сокрушити и общее Воскресение всех явити, показуя Лазаря, яко пакибытия нашего предначатие спасительное. Сего ради и мы недостойнии с Марфой и Марией ныне да ликуем светло и с Вифанией да торжествуем, безмерное Твое снисхождение ныне празднующе и прослезением Твоим над Лазарем будущее утоление слез и смерти умерщвление радостно предначинающе. Сподоби же и всем нам душами чистыми и нескверными умы, кротким же сердцем и смиренным нравом, с Вифаниею Тебе, кроткаго Владыку, прияти, и лукаваго гордыню сокрушити, и отверсти входы сердец наших, да с верою, якоже Мария, помажем миром любве пречистии нози Твои, и со всеусердием многим, яко же Марфа, послужим Тебе, вкушающе Пречистое Тело и Самую Честную Кровь Твою на таинственной Вечери Твоей, на нейже облязи с нами и источи нам многоценое молитвы миро, и слезы покаяния, и благоухание целомудрия и чистоты, да тако благоукрашеннии и просвещеннии, услышим глашение Твое: “Се стою при дверех и толку”, и по гласу Твоему да отверзем двери сердца и обитель сотворим Тебе, выну служаще Тебе и прославляюще Тя со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Наверх

Источники информации.

— http://www.pravmir.ru
— http://ru.wikipedia.org
— http://www.pravoslavie.ru
— http://pravicon.com/

Наверх

Оставить Комментарий.

blog comments powered by

Наверх

В чем смысл воскрешения Лазаря четверодневного

Из проповеди прот. Сергия Филимонова

…Лазарь умер и был положен во гроб. Гроб Лазаря — это не дощатый ящик, как вы, возможно, его себе представляете. В те времена людей хоронили в особых выдолбах или пещерах: туда помещали тело, а сверху приваливали камень. Чем состоятельнее было семейство, тем в более просторных гробах хоронили его членов. Когда Лазарь был уже четверодневным, воссмердело из гроба его, то есть ни у кого не могло быть сомнения, что он мертв и никогда не оживет. Поэтому, когда Господь воскресил Лазаря, многие иудеи поверили, что Иисус Христос действительно есть Сын Божий, пришедый грешныя спасти, Источник жизни и воскресения.

Еще раз вдумайтесь. Господу смерть и воскрешение Лазаря не были нужны сами по себе. Как говорит Святое Евангелие, все это произошло ради иудеев, которые были вокруг Него. Господь обратился к сестрам умершего друга своего, к Марии и Марфе, чтобы они во всеуслышание исповедовали свою веру. Затем Сам обратился к Своему Небесному Отцу именно как к Отцу — чтобы иудеи опять же слышали это. И последнее, что было сделано Им прилюдно, — была показана власть над смертью, власть воскресить смердящий труп, та власть, которую Он имеет как Сын Божий. Так стало для всех совершенно ясным, что воскрешением Лазаря Он подводит черту под проповедью Его учения, проповедью, которая продолжалась всю Его земную жизнь.

Когда произошло воскрешение Лазаря, стала очевидна неложность Его учения и каждое Его слово запечатлелось в сердцах людей, которым было показано: да, действительно, Я Сын Божий и Мне дана власть и над небесными, и над земными, и над преисподней. Посему после этого уверовавшие иудеи стали изучать слово Спасителя. И многие пошли за Ним, стали Его учениками.

В этом и была промыслительность воскрешения Лазаря.

Из проповеди протоиерея Сергия Филимонова

Год с Настоятелем. Православный календарь 2016.

По­сле сво­е­го вос­кре­ше­ния свя­той Ла­зарь прожил еще 30 лет. Он был вынужден бежать на ост­ров Кипр, так как пер­во­свя­щен­ни­ки решили убить его. На Кипре святой Лазарь стал епископом, проповедовал христианство.

ЛАЗАРЬ ЧЕТВЕРОДНЕВНЫЙ. НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О ВОСКРЕСШЕМ ЛАЗАРЕ И ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ

Свя­тые мо­щи епи­ско­па Ла­за­ря бы­ли об­ре­те­ны на Кипре в Ки­тии (сейчас город называется Ларнака). Они ле­жа­ли в мра­мор­ном ков­че­ге, на ко­то­ром бы­ло на­пи­са­но: «Ла­зарь Чет­ве­ро­днев­ный, друг Хри­стов».

Гробница св.Лазаря, Ларнака, Кипр

Церковь святого Лазаря, Ларнака, Кипр. Построена над гробницей св. Лазаря.

В этой церкви находятся мощи св. Лазаря

Свидетельство будущего Воскресения

Слушать проповедь прот. Сергия Филимонова 8 апреля 2017 года. Лазарева суббота. «Лазарева суббота — свидетельство будущего Воскресения». О современной реаниматологии.

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Начались работы по строительству храма свт.Василия Великого — закладка состоялась 9 февраля 2017 года, принимаются имена на вечное поминовение на сваи. Устроена дорога на стройплощадку, установлена мойка для колес выезжающей техники, ведется работа по разметке свайного поля для храма. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Назад к списку

>Лазарь Четверодневный, друг Божий, епископ Китийский

Мощи» святого Лазаря Четверодневного привезены в Москву

Вестник, Паломничество, 2012

Вчера, 11 июня 2012 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм праведного Лазаря Четверодневного в Ларнаке на острове Кипр. Предстоятелю был передан ковчег с частицей святых мощей праведного Лазаря – дар русскому православному народу от Кипрской Церкви. Из аэропорта ковчег с частицей мощей был перевезен в Зачатьевский женский монастырь города Москвы. Теперь верующие москвичи и паломники из других городов России смогут поклониться святому Лазарю Четверодневному, не выезжая специально для этого на Кипр. А как почитают праведного Лазаря в Ларнаке? Об этом наш репортаж. Для жителей города Ларнаки, где в храме святого Лазаря хранится его честная глава, да и, пожалуй, для всего острова Кипр, Лазарева суббота – большое торжество! Чтобы понять значение и масштабы праздника для города, где святой Лазарь был первым православным епископом и просветителем, не достаточно побывать в храме только в сам день праздника, в субботу. Здесь сложилась удивительная традиция — праздновать это великое событие, воскрешение праведного Лазаря Господом, в течение всей недели.

В храме святого Лазаря за неделю перед Страстной седмицей — свои богослужебные особенности. Во вторник утром раку с мощами святого вынесли на середину храма. После Литургии все, кто был в церкви, благоговейно приложились к честной главе Лазаря Четверодневного. Затем прихожанки пышно украсили раку хризантемами и белыми каллами. К вечеру в храме собралось на удивление много людей, хотя обычно на вечерних богослужениях немноголюдно. Во время службы непривычное оживление: с одной стороны служащие храма приносят подносы с лепестками роз, с другой — подают серебряные сосуды с длинными, зауженными кверху носиками.

Три священника торжественно вынесли из алтаря нечто завернутое в белую ткань, с пением молитв трижды обнесли вокруг раки с мощами святого Лазаря. Затем положили прямо на раку, развернули ткань. Под ней оказалась не знакомая нам икона, но сюжет ее известен из Евангелия: запеленутый Лазарь и его сестры Марфа и Мария, оплакивающие любимого брата, при скоплении множества народа. Краски яркие, иконописец талантливо передал эмоции безутешной скорби на ликах святых жен. Батюшки зажгли свечи и стали читать погребальные молитвы. Под грустные мелодичные куплеты, которые исполнял специально приглашенный смешанный (обычно пение в храмах на Кипре только мужское) хор, священники осыпали икону лепестками роз, затем стали поливать ароматной водой из серебряных сосудов в воспоминание погребения умершего Лазаря.

Наутро в среду — Литургия. В храме три двери, в апреле они уже открыты – солнышко не скупится на тепло, разливая его по острову и заставляя ртуть в термометрах ползти выше отметки 25. Вдруг через открытые двери в храм стал доноситься странный гул, похожий на жужжанье пчел в улье. Источником «жужжания» оказались… дети. К храму привели ребят разных возрастов: от дошколят до учеников старших классов. Уличный гул быстро рассеялся после того, как дети разноцветными ручьями влились в храм. В храме они уже не шумели, быстро рассевшись на стасидии. Удивили самые маленькие, на вид трех-четырехлетние, усевшиеся по двое на одном месте, – они вели себя абсолютно тихо. В этот день причастились все дети, пришедшие в храм с учителями. Оказывается, из школы в храм детей приводят по большим церковным праздникам.

Литургия в сам праздник, Лазареву субботу, была торжественной: служили четыре архиерея по главе с Митрополитом Хризостомом, правящим архиереем Китийской епархии (Кити – древнее название Ларнаки). Храм был полон. Мэру города Ларнаки Андреасу Лурутзиатису досталось почетное право читать Символ веры. После Литургии мы ожидали продолжение торжества: все-таки престольный праздник! Но священники и прихожане под звон колоколов, возвещающих окончание службы, сразу же из храма разошлись… На душе осталось чувство незавершенности чего-то очень важного. Оставалась надежда на вечер, ведь в недельном расписании богослужений в это время было назначено что-то особенное, выделенное прописными буквами и полужирным шрифтом.

К вечеру площадь перед храмом заполняется людьми. Кого здесь только нет: вооруженные военные, молодежь в форме, вероятно, представляющая городскую молодежную организацию, школьники, мы бы назвали их кадетами, нарядные горожане. У входа в храм огромная очередь – такое здесь редкость. Оказалось, в храм пускают тех, кто желает поклониться мощам святого Лазаря небольшими «партиями». У входа дежурят ларнакские «кадеты». Приятно было наблюдать, как они бережно и терпеливо помогают спуститься по лестнице храма немощным прихожанкам. Вообще, помочь пожилым в храме – обычное дело. Престарелые киприотки даже не просят о помощи, например, поднимаясь по лестнице, они просто берут за руку того, кто стоит к ним ближе всех с уверенностью, что им беспрекословно помогут.

…Звуки торжественного марша доносятся с улицы через открытые двери храма. На храмовой площади все готовы к торжественному крестному ходу. Духовой оркестр открывает шествие. Затем с хоругвями идут ларнакские мальчишки в стихарях. Участники хода выстроились как положено: вначале младшие «по званию» церковнослужители, последними идут архиереи, затем уже – верующие и любопытные туристы. Предположу, что сегодня здесь собрались не только жители Ларнаки, но приехали паломники и из других городов Кипра.

Главные святыни — украшенные цветами серебряный ковчежец с честной главой Лазаря Четверодневного и древнейшая в этом храме икона святого — были сердцем торжественного шествия.В целом крестный ход прошел почти так же, как, наверное, его бы провели в любом русском городе: с церковными песнопениями, ярко и трогательно. Однако были свои местные особенности.

Крестный ход встречали вышедшие на улицу горожане, некоторые из них, в основном женщины, приветствовали покровителя Ларнаки, да и всего Кипра, святого Лазаря не с пустыми руками. К иконе подносили серебряные ладанки с курящимся ладаном, сосуды с ароматами. На крестный ход с балконов сыпался душистый дождь из лепестков роз и цветков мандариновых деревьев.

Подойдя к храму, крестный ход слился с огромным количеством людей, ожидавших его здесь, и растворился, сделавшись стихией, похожей на чуть штормовое шумное, с невысокими, быстроспадающими волнами море. Колокола праздничным перезвоном рассекали темное небо, под которым, постепенно стихая, человеческое море становилось все тише и спокойнее. Великое торжество Лазаревой субботы закончилось. Завтра – Вербное воскресенье.

СПРАВКА:

Известно, что мощи святого Лазаря впервые были обнаружены в 890 году в маленькой церкви, которая существовала на месте нынешнего храма. На саркофаге была надпись: «Лазарь, бывший мертвым четыре дня, Друг Христа». Тогдашний император Византии Лев VI Мудрый, узнав об этом, приказал доставить святую реликвию в Константинополь, столицу империи, а в Китион прислал деньги на строительство нового храма и мастеров.

Но жители Китиона оставили себе часть мощей — главу Лазаря Четверодневного, и, как выяснилось позже, еще некоторые частицы святых мощей. Их обрели в ноябре 1972 года во время проведения реставрационных работ в храме. Обнаружил мощи святого, тогда еще молодой священник, отец Макарий, который служит в храме и по сей день.

Яна Беседина

Как праведный Лазарь попал на Кипр?

Евангелие от Иоанна (XI, 1- 44) рассказывает, как Христос в последние дни Своей жизни воскресил умершего Лазаря. Господь любил Лазаря и его семейство, часто бывал у него. Но вот Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его смерти. Господь пришел к гробовой пещере и сказал: «Отнимите камень». Когда камень убрали, Иисус возвел очи к небу и сказал: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». Сказав это, Он воззвал громким голосом: «Лазаре! Гряди (иди) вон». И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус, обратившись к окружающим Его, сказал: «Развяжите его, пусть идет».

Услышав о воскрешении Лазаря, иудейские первосвященники и старейшины говорили об Иисусе Христе: что сотворил! Воскресение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин.

>Святой лазарь о чем молятся

XII, 10). Лазарь удалился на остров Кипр.

Митрополит Антоний Сурожский

Лазарь Четверодневный, Китийский, прав.

Память святого праведного Лазаря Четверодневного
Память 17 октября
Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил с сестрами своими недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Лазарь и его сестры удостаивались от Господа Иисуса Христа особенного благоволения (Ин.11:3.). Во время Своей земной жизни, Господь часто посещал их дом в Вифании, Лазаря называл Своим другом (Ин.11:11.), а незадолго до Своих страданий воскресил Лазаря из мертвых, после того как он находился уже четыре дня во гробе1). После сего события о Лазаре в Св. Писании упоминается еще один только раз, и именно, когда за 6 дней до Пасхи Господь пришел опять в Вифанию, то там был и воскрешенный Лазарь (Ин.12:1–2). В то время, когда Господь находился в Вифании, многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса Христа, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Многие из них убеждались в истине чуда, совершенного Господом, обращались к вере в Него и делались Его последователями. Видя сие, первосвященники тогда же положили убить и Лазаря (Ин.12:9–11.). Более о Лазаре из Евангелия нам ничего неизвестно.
Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет, был епископом на острове Кипре2), где подобно апостолам много потрудился в распространении христианства, и там же мирно скончался. В IX веке по рождестве Христовом св. мощи праведного Лазаря были обретены в городе Китии3), где они лежали в земле, в мраморном ковчеге, на коем было написано: «Лазарь четверодневный, друг Христов». Честное сокровище сие было вынуто из земли и положено в серебряную раку, а при императоре Византийском Льве Мудром перенесено в Константинополь, и положено в храме во имя праведного Лазаря, построенном еще императором Василием Македонянином.
Тропарь Лазарю Четверодневному, еп. Китийскому:
Яко велико сокровище и богатство некрадомо к нам прииде из Кипра, Лазаре, Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, подая чтущим тя исцеления даром, избавляя от бед и от всякаго вреда, верою взывающих ти: спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.
1) Ин.11:17–44. Воскрешение Лазаря вспоминается Церковью в субботу 6-й недели (Лазареву субботу) Великого поста. Сие чудо было одним из величайших чудес Господа Иисуса Христа: оно яснейшим образом свидетельствовало о Божественном Его всемогуществе и владычестве Его над смертью, и вместе служило живым знамением общего нашего воскресения и прообразом воскресения Самого Господа.
2) По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от нее омофор, сделанный Ее Пречистыми руками.
3) Китий – город на южном берегу острова Кипра, близ нынешнего местечка Ларнока. Это – один из 9 старинных финикийских городов. По нему и весь остров назывался у евреев Хетим. Впоследствии, как и другие города Кипра, он был занят греками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *