Имя отчество бианки

О рассказе

Рассказ Виталия Бианки «Зимнее летечко 2»

Этот рассказ представляет собой вторую часть ранее написанного рассказа «Зимнее летечко». Теперь уже героиня перешла во второй класс, а любящий ее дедушка продолжает посвящать внучку в природные тайны.

Дедушка рассказывает внучке на ночь разные истории и сказки про птиц и зверей. Ведь он – бывший лесничий и лес знает. Вот к концу лета Майка, внучка, и говорит, что теперь уж она точно всех птиц и зверей изучила . А дедушка не поверил. И решил он тогда ей загадать одну загадку, рассказать про одну необыкновенную зверушку. Вот сидит этот зверек в дупле, изредка розовую мордочку показывает. Привлекло это ястреба, но решил он дождать до утра: сытый был. А зверек ловкий, бесшумно бегает по стволу дерева, коготки острые, цепкие. Ястреб спит и не слышит. Окрас у зверя желтенький и поет интересно: «ссси», свистит. Вот уже на его клич собралось несколько таких зверьков. Да тут, как на грех, сова пролетала. Испугались зверушки – и так ловко притворились, замерли. Кто сучком повис, кто к ветке прижался – сова ничего не заметила. С рассветом зверьки ожили, начали искать яблочную падалицу, жуков. Поели, и в дупло. Ястреб проснулся и успел схватить одного зверька за хвост, но только хвост поймал, а зверек скрылся.

Заинтересовалась внучка, что это за звери такие, стала гадать: белка, заяц? А дед посмеивается, и приговаривает: «Не хвастай наперед, что всех зверей знаешь!» Это ж сони садовые. Днем они спят, прячутся, а ночью выходят на охоту.

Этот рассказ продолжает серию произведений Виталия Валентиновича Бианки о тайнах растительного и животного мира. Построен он очень интересно: в форме загадки. Все более и более открывает завесу тайны дед, но разгадка становится ясна лишь в конце. Так юные читатели понимают: животный мир огромен и разнообразен, и никогда не устанешь удивляться его красоте.

Читайте рассказ русского писателя Виталия Бианки «Зимнее летечко 2» онлайн, бесплатно и без регистрации, крупными буквами. Текст полностью.

***

Весной Майка перешла во второй класс и поехала в лес к дедушке и бабушке на всё лето.

Дед Иван Гервасьевич каждый-каждый день, как ляжет Майка в кровать, рассказывал ей разные сказки про зверей и птиц. Недаром же он был лесничим и так хорошо знал свой лес.

Под конец лета Майка и говорит:

— Теперь-то я всех наших зверей и зверюшек хорошо знаю.

— Ой ли? — улыбнулся дед. — Ну-ка, вот расскажу тебе про одну зверюшку, — скажи, как ей имя-прозваньице!

— Очень просто догадаюсь.

— Ну-ну! — больше дед ничего не сказал. Подоткнул под Майку одеяло и начал.Был октябрьский вечер. В нашем саду начало уже темнеть.

Бесшумно, как сова, пронёсся над самой землёй ястреб, вдруг взмыл и сел на ветку дуба. Уселся на ней поудобнее, у самого ствола. Дуб ждал зимы, но не скинул с себя ещё ни одного своего разрезного листа. Сидевший на ветке у самого его ствола был хорошо скрыт от всех глаз. Славное местечко для спокойной ночёвки! Да и для засады очень неплохо.

Пригнув плоскую голову, ястреб заглянул в окошечко между листьями. Увидел потемневший от дождей ствол другого дуба и в нём — небольшое круглое дупло. Ястребу вдруг показалось, что в дупле на миг показался чей-то розовый носик.

Холодные жёлтые глаза хищника вспыхнули. Ястреб стал дожидаться, когда зверёк вылезет. Тут он выскочит из своей засады — скогтит добычу. Но розовый носик больше не показывался. Ястреб был сыт: только что плотно поужинал отбившимся от стаи скворцом. Глаза его сами закрывались: пора спать! Раз этот зверёк тут живёт, в дупле, значит, утром ястреб сумеет его поймать себе на завтрак.

Ястреб вытянулся на своих высоких ножках, плотно закрыл веки и заснул.

Только он заснул, из дупла высунулась розовоносенькая острая мордочка, показались усы, чёрная полоска на глазах, глаза большущие, ушки, тоже крупные, розовые. Мордочка внимательно осмотрелась — и зверёк весь выскочил наружу. Примечай-ка: сверху он жёлтенький, снизу белый, прямой хвостик чуть не во всё тельце.

— Знаю! Знаю! — закричала Майка. — Это белочка! Она.

— Стоп, стоп, стоп! — остановил дед. — Не отгадала. Зверюшка эта почти вдвое меньше белки. Не рыжая, жёлтенькая. На глазах — чёрная перевязка. Хвостик прямой. А ты говоришь — белочка!

— Тогда, значит, заморский какой зверь. Наших я всех знаю: заяц, белка, мышь, медведь, волк.

— Ай-ай, хвастунишка какая! — прервал дед. — Сама целое лето с этими зверьками в одном саду прожила, ни разу их не видела. Слушай, что было дальше, может, узнаешь их?

Этот зверёк ловко побежал вниз головой по стволу дуба, пробежал по траве до ближней яблони, так же ловко взобрался на неё, цепляясь за кору острыми коготками. Конечно, знай он, что на соседнем дереве сидит в засаде ястреб, он не решился бы выскочить из своего убежища и пробежать по земле такое расстояние. Хорошо, что ястреб уже крепко спал, ничего не видел и ничего не слышал.

Он не проснулся даже, когда жёлтенький зверёк уселся на ветке яблони и громко засвистел, запел по-своему. Это была очень приятная на наш человеческий слух, но совершенно непонятная нам песенка. Длинная-длинная прерывчатая песенка всё на одной и той же высокой-высокой ноте: «Си-сии-си-сии-сиии!»

А значило это на зверьковом языке вот что:»Сижу на суку, сир-сирота. Студёно, голодно — сил моих больше нет! Собирайтесь, сестрицы, сюда все. Посидим, обсудим, яблочек поедим — и спать. Всю зиму спать. Сестрицы, сестрицы, все сюда!»

Помолчал зверёк немножко — и опять засвистел-запел: «Сестрицы, сестрицы!. Си-сии-си-сии-сиии!»

Тихо в саду. Вдруг засвистели со всех концов тонкие голосишки: «Сиди, сиди! Сию минуту соберёмся все!»

Вот зашуршало, зашебаршило под яблоней, и быстро покарабкались по стволу такие же шустрые жёлтые зверьки, как наш. Много их прибежало. И было у них тут садовое собрание. Обсуждали, не пора ли им спать ложиться и где им устраиваться на зиму.

Конечно, никто из них не знал, что рядом на дубе сидит в засаде ястреб. Правда, была уже тёмная ночь, и он не мог их видеть: ястреб не сова, не охотится в темноте.

Но только они обсудили, решили, что им пора, откуда ни возьмись и сама сова пожаловала! Серая неясыть. Вот страх-то!Зверюшки — кто где был — так и замерли. Кто на земле — в комочек сжался, кто на ветвях — лапки растопырил, ковриком распластался. И на что уж зорки в ночи глаза у неясыти — ни одного она тут не приметила. Дальше полетела.

Час за часом проходила тёмная октябрьская ночь. Трижды неясыть облетела дозором лес. Но зверьки на ветвях сейчас же притворялись невидимками — и сова снова улетала ни с чем, хотя глаза её так и горели во тьме.

Уж начало светать. Тогда зверьки зашевелились все, начали искать на ветвях забытые людьми яблоки, прятавшихся под листьями жуков, их личинки, а на земле — падалицу. И скоро набили животики.

Тогда наш зверёк показал им своё дупло в дубе. Все решили, что лучшего убежища на зиму им не найти, — и один за другим полезли в его круглую дырку. А наш зверёк — последним.

Вот тут-то и проснулся ястреб.

— Ой, деда! Он схватит жёлтенького?

— Как же не схватит? Он ведь хищник. Ему тоже чем-нибудь кормиться надо.

— Не хочу, деда! Сделай так, чтобы жёлтенький убежал!

— Куда он убежит? Да ты слушай, не перебивай! Посмотрев в своё окошечко среди листьев, ястреб увидал, как один за другим аппетитные, толстенькие зверьки поднимаются по стволу и исчезают в дупле. Пока он удивлялся, откуда их столько взялось, последний уже приближался к дуплу. Ястреб не стал долго раздумывать и прямо через своё окошко кинулся на него с растопыренными когтищами.

— Ой, деда, не надо! — вскрикнула Майка.

Но зверёк шмыгнул в дупло, и ястреб успел ухватить его только за хвостик. Ухватил, изо всей силы потянул его назад. Зверёк пискнул. Шкурка его хвостика снялась, как одеяльце, и зверёк исчез в дупле. А ястребу пришлось отлететь с одним кусочком шкурки с хвоста зверька.

— Деда, зверюшке больно же!

— Ну, не больней, чем ящерице было. Помнишь, когда ты схватила её за хвост и он обломился у неё? Самое главное, что ястреб остался с носом, а зверёк спасся, улёгся со всеми своими товарищами и стал отращивать себе новую шкурку на хвостике. В том-то и фокус, что у этих зверьков легко снимается кожа с хвоста, а потом они быстро отращивают новую, как ящерица хвост.

Дупло внутри дуба было большое, просторное. Зверьки укладывались там каждый на бочок, свёртывались колбаской так, что задние их ножки приходились к носу, и накрывались пушистым хвостом, как одеяльцем. Только наш не мог накрыться тёплым хвостиком, потому что пушистая шкурка с него осталась у ястреба. Но ты не думай, что ему будет холодно спать зимой: ведь их там, в дупле, собралось много, больше десятка, они все крепко прижались друг к другу — наш тоже — и грели друг друга своими тельцами.

Вот и вся история про жёлтенького зверька с чёрной повязкой на глазу. А теперь, внученька, спи спокойно.

И дед Иван Гервасьевич опять принялся подтыкать одеяло под Майку, потому что она вертелась и совсем из-под него выбилась.

— А как его зовут? — спросила Майка. — Я их разве не видела?

— Коли видала б, — запомнила. В том-то и фокус, что это зверьки-невидимки. Когда ты по саду бегаешь, они по дуплам спят. А когда они бегают, ты в кроватке спишь. И зиму всю они спят. Так и называются: сони садовые. Вперёд не хвастай, что всех зверей знаешь!

ВСЕ СКАЗКИ ВИТАЛИЯ БИАНКИ

Биография

Виталий Бианки открыл советским малышам волшебный мир природы, на страницах его книг жизнь животных наполнена невероятными приключениями. Писателя называют волшебником, сумевшим увидеть чудеса в простых вещах. Легкий и красочный язык, подкрепленный знаниями биолога и натуралиста, без труда будит воображение каждого ребенка.

Детство и юность

«Все мы родом из детства» — это выражение подходит Виталию Бианки как никому другому. Мальчик родился и вырос в удивительной среде. Отец Валентин Львович, заведующий орнитологическим отделом зоологического музея Петербургской академии наук, устроил дома настоящий зоопарк.

Виталий Бианки в детстве (слева внизу), его родители и братья

Комнаты были наполнены клетками с птицами, рядом соседствовали аквариум и террариум с ящерицами, змеями и черепахами. Семья, прихватив живность, на лето уезжала в деревню Лебяжье. Однажды во дворе дачи Бианки даже поселился лосенок, подобранный егерями, но осенью животное пристроили в зоопарк.

На природе открывался еще более увлекательный мир, с которым отец спешил знакомить детей. Сыновья бродили с ним по лесам, записывали наблюдения, учились охотиться и рыбачить. Интерес к природе и науке определил профессии детей. Старший сын посвятил жизнь энтомологии, средний стал метеорологом. А младший, Виталий, видел себя ученым-орнитологом, впечатлившись поездками в Лебяжье, где пролегал великий морской путь перелетных птиц.

Виталий Бианки в юности

Любовь к животным – не единственное детское пристрастие Виталия. Мальчик писал стихи, уважал музыку и хорошо пел, а еще отлично играл в футбол. Окончив гимназию, будущий писатель поступил в Петербургский университет, на отделение естественных наук, но Первая мировая война внесла коррективы – молодого человека мобилизовали.

Виталий Бианки в молодости интересовался политикой, примкнул к эсерам, ходил под знаменами Колчака. За грехи юности в дальнейшем поплатился. Мужчину преследовали советские власти, арестовывали по подозрению в контрреволюционной деятельности и однажды даже выслали в Уральск (Казахстан).

Виталий Бианки в молодости

После Октябрьской революции Виталий Валентинович несколько лет прожил на Алтае, в городе Бийске. Здесь писатель читал лекции по орнитологии, работал в краеведческом музее, знакомил с азами биологии школьников, организовывал научные экспедиции и писал рассказы для детей.

Литература

Наблюдения за жизнью животных Виталий записывал — эти заметки стали основой произведений о природе. Список библиографии автора содержит более 300 сказок, повестей, статей и рассказов, а свет увидели 120 книг. Писатель однажды признался в обращении к читателям:

«Я стремился писать таким образом, чтобы сказки были интересны и взрослым. Но сейчас осознал, что творил для взрослых, которые сохранили в душе ребенка».

Литературный талант Виталия Бианки расцвел после возвращения в 1922 году с Алтая в родной город. В Ленинграде он попал в кружок детских писателей Самуила Маршака и с головой ушел в создание мира, сотканного из щебета птиц, зелени трав и приключений животных.

Виталий Бианки наблюдает за птицами

Первую сказку «Путешествие красноголового воробья» оценили юные читатели, а в благодарность получили целый ряд отдельных книг: «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Чей нос лучше?».

Не одно поколение детей зачитывалось миниатюрными юмористическими рассказами «Как муравьишка домой спешил», «Первая охота», «Мишка-башка», «Теремок», «Сова» и др. В 1932 году в книжных магазинах появляется первый большой сборник писателя – «Лесные были и небылицы».

Виталий Бианки с питомцами

Молодые родители обязательно пополняют домашнюю библиотеку сказкой «Синичкин календарь», которая в игровой форме знакомит малышей со сменой времен года и месяцами. Вместе с синичкой Зинькой познавать мир – одно удовольствие. На страницах книги – ответы на вопросы, почему замерзают реки, когда прилетают и улетают птицы и многие другие интересные факты о животных и природе.

Необыкновенной работой, не знавшей еще аналогов в литературе, стала книга «Лесная газета». Виталий Бианки начал этот труд в 1924 году, до 1958 года вышло 10 изданий, которые постоянно дополнялись и меняли вид.

Книги Виталия Бианки

Энциклопедия, календарь, игра – это все о «Лесной газете», состоящей из 12 глав, каждая посвящена месяцу года. Материал писатель облекал в газетные жанры: на странице книги появились телеграммы, объявления, хроники и даже фельетоны, содержащие новости о жизни леса. «Лесную газету» тепло приняли дети и в других странах – книгу перевели на несколько языков.

Дополнительное признание Виталию Валентиновичу принесла передача на радио «Вести леса», полюбившаяся юным слушателям 50-х годов. Бианки пояснял, что познавательная программа задумывалась как подарок послевоенным детям – «чтобы не скучали ребята, а радовались». В эфир «Вести леса» выходили раз в месяц, передача представляла собой тоже своеобразный календарь.

Писатель Виталий Бианки

Точку в творческой биографии писателя поставила незавершенная книга «Опознаватель птиц на воле». В дневнике Виталий Бианки писал:

«Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни… – от этой силы. Благословенна она и во мне и в других — в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде».

Личная жизнь

С будущей женой Виталий Бианки познакомился в Алтайском крае, когда работали вместе в гимназии. Вера Клюжева, дочь врача и преподаватель французского языка, родила писателю четверых детей – дочь и троих сыновей. Наследники, благодаря отцу, тоже впитали интерес к окружающей природе.

Виталий Бианки и его жена Вера

Сегодня живет и здравствует только один сын Бианки – Виталий, орнитолог, доктор наук, работающий в Кандалакшском заповеднике Мурманской области. Мужчина в прошлом году отметил 90-летие, но, несмотря на возраст, до сих пор поглощен научной работой и поездками в полевые экспедиции.

Семья Виталия Бианки

В одном из интервью Виталий Витальевич рассказывает, что отец, следуя примеру своего родителя, каждое лето вывозил детей в деревню. Дома, в городской квартире, жили канарейки, собаки, а однажды поселилась летучая мышь.

Сын Виталия Бианки

Автор детских книг отличался позитивным отношением к жизни, умел радоваться мелочам – восходу солнца, весенним ручьям и сгорающему золоту осени. В семье Бианки укоренились традиции, которые до сих пор по возможности поддерживают внуки – новогодние игрушки создавали исключительно собственными руками, а в день весеннего равноденствия пекли жаворонков из теста.

Виталий Валентинович любил играть с детьми, дочь и сыновья выступали первыми критиками его новых произведений, с удовольствием коротал часы за настольными играми.

Смерть

В последние годы жизни Виталия Бианки мучили болезни. Пока еще мог ходить, часто выезжал ближе к природе, в Новгородской области иногда снимал половину частного дома и гулял по любимому лесу. Однако вскоре диабет и заболевание сосудов лишили писателя возможности передвигаться.

Могила Виталия Бианки

Внук Александр Бианки вспоминает, что последние 20 лет дед постоянно готовился к смерти и сокрушался:

«Как хочется жить и написать еще что-то».

Автор увлекательных книг для детей умер в 65 лет от рака легких. Виталия Валентиновича похоронили на Богословском кладбище.

Библиография

  • 1926 – «Охотник на взморье»
  • 1928 – «Лесная газета на каждый день»
  • 1932 — «Лесные были и небылицы»
  • 1936 – «Где раки зимуют»
  • 1947 – «Нечаянные встречи»
  • 1949 – «Прятки. Рассказы старого охотника»
  • 1951 – «Лесные домишки»
  • 1952 – «Рассказы об охоте»
  • 1953 – «Кувырк и другие рассказы»
  • 1954 – «Оранжевое горлышко»
  • 1954 – «Первая охота»
  • 1955 – «Лесные разведчики»
  • 1955 – «По следам»
  • 1956 – «Повести и рассказы»

Бианки Виталий Валентинович (30.01.1894 — 10.06.1959) – русский и советский писатель, произведения которого в подавляющем большинстве предназначаются детям. С помощью интересных рассказов, повестей и сказок описывал живую природу. Автор написал более 120 книг, в которые вошли порядка 300 различных произведений.

«Писатель – дитя народа, он произрастает из глубин народного мироощущения»

Дворянское детство

Виталий Бианки родился в Петербурге 30 января 1984 года. Его отец – Валентин Львович – был известным ученым-орнитологом (знатоком птиц), он даже состоял в Академии наук и работал в Зоологическом музее. Неудивительно, что с ранних лет сын стал интересоваться природой – он слушал рассказы отца дома, приходил к нему на работу, составлял различные записи об окружающем мире. Позже Виталий назовет своего папу – «первым лесным учителем».

Кстати, род Бианки уходит корнями еще в начало XIX века. Причем, одна половина предков писателя были швейцарцами, а другая немцами. И фамилия у них у всех была Вайс, что переводится как «белый». А вот фамилия Бианки появилась при прадеде Виталия. Он был известным оперным певцом. И однажды ему предложили отправиться с гастролями по Италии. Но было одно условие – взять псевдоним, чтобы лучше принимали. А прадед, не долго думая, назвался Бианки, что тоже означает «белый», но только по-итальянски. А после ему понравилось, и он официально сменил фамилию.

Виталий Бианки в детстве не очень помышлял о том, чтобы сочинять и писать рассказы. Его куда больше прельщали спорт и точные науки. Так, он играл на профессиональном уровне в футбол, выступал в нескольких командах Петербурга и даже выигрывал Кубок города. А после школы поступил в Петроградский университет на факультет математики и физики.

Советская зрелость

По специальности Виталию Бианки поработать так и не пришлось. В 1916 году его призвали в армию. А год спустя произошла Революция. И будущий писатель, как и многие молодые люди того времени, был очарован большевистской романтикой. Он быстренько поменял взгляды и вступил в Совет рабочих и солдатских депутатов. А так как человек он был образованный, то его даже включили в специальную комиссию, которая занималась охраной памятников культуры в Царском Селе. А после перевели в Самару, где он стал вести агитационную колонку в местной газете «Народ».

Во время Гражданской войны Виталию Бианки пришлось переезжать из города в город, чтобы не попасться в руки белогвардейцам. Однажды он все-таки столкнулся с армией Колчака и даже был принудительно мобилизован в нее. Но при первом же удобном случае дезертировал, сменив фамилию на Белянин. С той поры и до конца жизни он будет носить двойную фамилию – Бианки-Белянин.

Когда советская власть окончательно установилась в стране, Виталий Валентинович стал работать отделе народного образования города Бийска. Он курировал работу музеев. А параллельно его приглашали читать лекции по орнитологии в местном университете.

Кстати, несмотря на абсолютную преданность советскому режиму, Виталий Бианка очень часто попадал «на карандаш» чекистов. Те никак не могли простить ему его дворянского происхождения. Доходило до того, что он проводил по несколько недель в тюрьме. И только помощь влиятельных друзей, среди которых был Максим Горький, помогала ему избежать длительного заточения, а то и ссылки в лагеря.

Литературная деятельность

На самом деле Виталий Бианки начал писать достаточно рано – сразу после армии. Но это было творчество «для себя», он никому не показывал свои рассказы. Подобных текстов у него за несколько лет накопилось достаточно много. И сам Виталий Валентинович называл их «мертвым грузом».

«Это напоминало Зоологический музей, где собраны многочисленные неживые существа – звери застыли, а птицы не поют и не летают. И очень захотелось, как в детстве, использовать волшебное заклинание, чтобы все это оживить»

Эта потребность поделиться своими мыслями с окружающими и сделала из Виталия Бианки писателя. Свой творческий путь он начал в небольшом журнале «Воробей», впоследствии переименованный в «Новый Робинзон». Первый рассказ вышел в 1923 году, он назывался «Чей нос лучше?», главными героями которого стали вымышленные персонажи Крестонос, Дубонос, Тонконос и другие. Читатели тут же отметили, насколько автор в формате сказки очень умело подмечает нюансы окружающей природы. Понравился и стиль изложения, в котором точные наблюдения соседствовали с тонким юмором.

Венцом творческой карьеры Виталия Бианки стала книга «Лесная газета», выпущенная в 1928 году. По форме содержания она не имела на тот момент аналогов в мире. А идея заключалась в том, чтобы создать некий календарь, в котором каждый месяц был посвящен жизни обитателей леса. Причем подавалось это в разных жанрах – были и рассказы, и хроники, и телеграммы, и фельетон, и даже простые объявления. Эта книга в разные времена переиздавалась, страницы наполнялись картинками, менялись обложки, но одно оставалось вечно – неповторимый авторский стиль и безумный интерес читателей, особенно самых маленьких.

С помощью произведений Виталия Бианки дети и раньше, и сейчас могут легко познать окружающую природу, узнать больше о живых существах, населяющих землю. А главное, сделать это с помощью доступного им языка и образов. Всего из-под пера Бианки вышло порядка 120 книг, тираж которых исчисляется десятками миллионов. И если хорошо покопаться, почти у каждого дома можно найти хотя бы одну книжку этого автора – возможно, оставшуюся от родителей и бабушек с дедушками, так как в советское время произведения Виталия Бианки входили в обязательную программу школ и детских садов.

Популярные сказки:

  • Аришка-Трусишка
  • Как муравьишка домой спешил
  • Кто чем поёт?
  • Лесные домишки
  • Оранжевое Горлышко

Все сказки Бианки В.В..

«Растения и животные, леса и горы, моря, ветры,

дожди, зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами….

Есть люди, которые переводят на наш человеческий язык –

язык любви к полной красоты и чудес нашей вселенной эти голоса».

В.В. Бианки

Виталий Валентинович Бианки

(1894— 1959)

Род Бианки в России появился в начале XIX века; одна его ветвь имела швейцарские корни, друга – немецкие.

Прадед Виталия был известным оперным певцом, который, по просьбе своего импресарио перед турне по Италии поменял немецкую фамилию Вайс (немецкое «weiss» означает белый) на Бианки (итальянское «bianco» также означает белый).

Отец, Валентин Львович Бианки – зоолог.

Родился в 1857 г., высшее образование получил в медико-хирургической академии; потом состоял ординатором при клинике внутренних болезней проф. Кошлакова, затем ассистентом при кафедре зоологии и сравнительной анатомии в медицинской академии.

В 1887 г. занял место ученого хранителя зоологического музея Императорской Академии Наук.

Профессионально В.Л. Бианки занимался полужесткокрылыми насекомыми, а специально – систематикой и биологией птиц.

Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия и увлекающаяся, артистическая натура досталась ему от предков-итальянцев; от отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

Во время работы в Зоологическом музее АН, квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и егодети — трое сыновей — часто бывали в его залах, где за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. И детям тогда очень хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы тех зверей.

Настоящие же животные были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.

Отец писателя, которого тот называл своим первым и главным «лесным учителем» с детства приобщал его к биологической науке – водил в Зоологический музей, поручал ведение натуралистических заметок, которые Бианки продолжал вести эти записи и во время учебы на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета, а затем в Институте истории искусств. Позднее эти заметки преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

Несмотря на то, что Первая мировая война не позволила Виталию закончить образование, он в течение четырех лет участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану, а в 1917 г. переехал в Бийск, где работал учителем естествознания и организовал краеведческий музей.

Вернувшись осенью 1922 г. в Петроград, Бианки привёз с собой «целые тома записок», которые, по его собственным словам, «лежали мертвым грузом у меня на душе. В них – как в Зоологическом музее – было собрание множества неживых животных в сухой записи фактов, лес был нем, звери застыли в неподвижности, птицы не летали и не пели. Тогда опять, как в детстве, мучительно захотелось найти слово, которое бы расколдовало их, волшебным образом заставило ожить».

Таким образом, именно Потребность художественного воплощения знаний о живой природе сделала Бианки писателем.

В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей.

Именно Маршак в 1923 г. и привел с собой Виталия Бианки, и вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья»; в том же году вышла первая книжка – «Чей нос лучше».

Также в Ленинграде Бианки организовал детский кружок любителей природы, названный «Клуб Колумбов», и его участники стали героями одноимённой книги, впервые вышедшей в свет незадолго до смерти писателя.

«Край прекрасный, дивный край.

Здесь каждый может быть Колумбом и делать удивительные открытия».

В.В. Бианки

В произведениях Виталия Валентиновича заметна и фольклорная традиция, в которой автор видел опору: «писатель — дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения, мироопределения — народной веры, мифотворчества своего народа»..

Также для Бианки характерна постоянная работа над уже опубликованными произведениями; к примеру, на протяжении всей своей жизни он многократно дополнял своё, пожалуй, самое известное творение – «Лесную газету» (в Отделе художественной литературы в Корпусе гуманитарных факультетов находится «Лесная газета», изданная в 1990 году; а в Отделе редких книг Научной библиотеки МПГУ находится издание 1934 года), на страницы которой попадало всё самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника.

Не менее известным произведением, время от времени пополнявшимся новыми строками, был сборник «Лесные были и небылицы».

За свою жизнь Виталий Бианки написал более трёхсот рассказов, сказок, повестей и статей, которые вошли в 120 его книг, напечатанных общим тиражом в 40 миллионов экземпляров, и издаются до сих пор (в Отделе художественной литературы в Корпусе гуманитарных факультетов можно найти подобную книгу, изданную в 2005 году).

Произведения В.В. Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание; в его сказках, которые сам автор называл «сказки-несказки», нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше.

Но Виталий Валентинович не только сам постоянно работал над новыми книгами, но и собирал вокруг себя замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц, которых он называл «переводчиками с бессловесного».

Это были: Николай Иванович Сладков (1920 – 1996), Святослав Владимирович Сахарнов (1923 – 2010), Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия — Шмидт) (1930 – 2006).

В последние годы своей жизни у Виталий Бианки полностью парализовало ноги и частично руки. Но, как и раньше, у него проходили заседания редакционной коллегии «Вестей из леса». Он неоднократно и активно участвовал в написании сценариев для художественных фильмов, мультфильмов, диафильмов о природе и животных. В планах Бианки было создание клуба «Алые паруса», посвященного памяти его любимого писателя Александра Грина (настоящее имя – Александр Степанович Гриневский; 11(23).08.1880 — 8.07. 1932).

Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

При подготовке данной статьи были использованы материалы книги:

и сайтов:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *