Индия индуизм

ПОДРОБНЕЕ о религии брахманов читайте в статье Брахманизм. На нашем сайте есть также статьи Брахма, Вишну, Шива, Будда – краткая биография, Буддизм в Древней Индии

40. Религиозное развитие Индии

Благодаря существованию такой литературы, нам хорошо известно религиозное развитие Индии. В истории её верований различаются три периода: ведийский, брахманский и буддийский. Ведийский период охватывает эпоху пребывания арийцев на Инде, когда возникли древнейшие части Вед. В эту эпоху арийцы поклонялись силам природы, огню и духам предков. В долине Ганга брахманы совсем преобразовали эту чисто народную религию в целую жреческую систему верований, наложившую своеобразную печать на всю индийскую культуру этого периода. Наконец, лет за 500 до Р. X. в Индии появилась третья религия, получившая название буддизма; она вышла из брахманизма, но стала с ним в резкое противоречие. Каждая из этих трех религий отличается совершенно особыми чертами.

41. Ведийская религия

Главными богами (дэвами), в честь которых слагались молитвенные гимны Вед, были Индра, Сурья u Агни и другие боги света (зари, блеска неба, светлых облаков и т. п.). Индра был бог неба, грозы, молнии и грома, Сурья – бог солнца, Агни – бог огня. Огонь, настоящий земной огонь, был одним из любимейших богов Ригведы. Арийцы старательно поддерживали огонь на домашнем очаге, который был как бы жертвенником бога, и пока существовала семья, огонь на очаге не должен был погасать. Жрецом Агни был отец семейства, который возносил ему молитвы и, так сказать, питал его, делая возлияния из коровьего масла и сомы, крепкого напитка, приготовлявшегося из сока одного растения. Жертва, положенная в огонь, шла к солнцу, солнце посылало дождь, от дождя родилась пища, которою живут все земные твари. Веды содержали в себе не одни гимны, но и обрядовые наставления. Кроме жертвы, индийцы приписывали большое значение молитве, слова которой, как священные заклинания, связывали богов. Сама молитва – брахман (слово среднего рода) – становилась в глазах индийцев могучим богом (слово brahman мало-помалу стало значить: «святое», «святость», «святыня» и т.п.). В позднейших гимнах уже высказывалась мысль о том, что все божества к сущности одно и то же, что у мира есть душа, и что эта душа – солнце. Мысли об едином божественном начале и о силе молитвы легли потом в основу брахманизма.

42. Брахманизм

Первые брахманы были религиозные поэты, но впоследствии они сделались религиозными мыслителями. Главною священною книгою брахманизма были Законы Ману, в которых говорится о происхождении вселенной, об устройстве человеческого общества и о посмертной судьбе людей. Брахманы сделали из «brahman» единую, безличную причину мира, из которой истекли все боги и вся вселенная и которая сама превратилась в высшего личного бога Брахму. Это божество создало и людей, извлекши из уст своих брахманов, из рук – кшатриев, из чресл – вайшьев и из ног – шудр. Таким образом, по законам Ману, касты были божественным установлением, как и первенство касты Брахманов. В Законах Ману были в подробностях разработаны правила общежития и обряды культа. Уча о происхождении всего из единого начала рядом последовательных ступеней, брахманы утверждали, что все и должно возвращаться к своему первоисточнику. По смерти душа человека переселяется или в высшие существа, чтобы постепенно приближаться к исконному началу, или, наоборот, в низшие существа, если жизнь человека была греховна.

В религиозной системе брахманов, которая была в сущности пантеизмом, т.е. всебожием, или отождествлением Божества и мира, нашлось место и для богов ведийского политеизма, как ближайшей к единому источнику ступени бытия. Позднее брахманы приняли в свою систему и народных богов Вишну и Шиву, которые вместе с личным Брахмою составляют Тримурти (индийскую троицу), соединение богов созидания (Брахма), сохранения (Вишну) и разрушения (Шива). Внешний вид этих и других богов в изображавших их статуях отличался символическою чудовищностью. Брахманизм, который и теперь является религией значительных масс населения Индии, сделал своих жрецов настоящими духовными владыками общества.

Брахма, высшее божество брахманизма

43. Буддизм

Основателем буддизма был Гаутама (557–477),царский сын (в Капилавасту на юг от Гималаев) из рода Шакья, известный более под именем Шакьямуни, т.е. пустынника из Шакьев. Брахманизм требовал, как высшего совершенства, созерцательной жизни пустынника, и Шакьямуни, познав, как рассказывает легенда, горесть бытия, сделался именно таким отшельником, оставившим жизнь в мире для искания истины. Когда он после долгих дум достиг того, что признал наконец высшей мудростью, он назвал себя Буддой, т.е. как бы пробужденным, и начал проповедовать свое учение, собирая около себя множество последователей. Исходною мыслью буддизма было признание страдания за самую сущность жизни, главною же добродетелью он объявлял милосердие и сострадание ко всему живущему и ко всем людям без различия каст, которые таким образом в буддизме совершенно отрицались. Жизнь, учил Будда, есть сплошное страдание, причина которого заключается в нашей страстной привязанности к жизни. Единственное средство освободиться от этой страсти – самоотвержение, отказ от желаний, а на высших ступенях отказ от всякой мысли, даже от простого созерцания внешнего мира, экстаз, за которым начинается нирвана, полное исчезновение человеческого я. Будда сохранил учение брахманов о переселении душ и видел в самоотречении единственное средство освобождения от постоянных перевоплощений души для новых и новых горестей жизни. Нирвана, вот последняя цель всех стремлений.

Голова Будды. Индийский национальный музей, Дели

Источник изображения

У этого учения явились многочисленные последователи, благодаря тому, что, сделавшись Буддою, Шакьямуни еще долго проповедовал свое учение и даже создал целую корпорацию странствующих отшельников. В притчах и наставлениях излагали они правила милосердия, терпимости и равноправности людей. По смерти Будды его ученики съехались вместе на общее собрание, которое составило Трипитаку, или свод всего учения, а веком позже буддисты на новом общем собрании своих учителей окончательно установили все положения своей веры. В системе Будды не было места для божества, но буддисты сделали из Будды подобие Брахмы и провозгласили Шакьямуни воплощением верховного Будды.

Буддизм стал сильно распространяться, и ему благоприятствовали некоторые раджи. Особенно могущественным покровителем буддизма был в III в. до Р. X. Ашока, царствовавший над долиной Ганга и даже на юге (столицей его царства была Паталипутра на берегу Ганга). Он строил буддистские монастыри и госпитали, издавал указы о милосердии и терпимости и посылал проповедовать буддизм вне Индии. Брахманы в конце концов объявили новой религии войну и после долгих преследований искоренили ее в Индии. Зато буддизм получил широкое распространение вне Индии. (Область распространения буддизма в настоящее время тянется от Цейлона и Сиама до сопредельных стран Сибири и Монголии и от берегов нижней Волги до Японии, всех же буддистов многие десятки миллионов).

Таковы были судьбы арийцев, поселившихся в Индии. Другая часть их ближайших соплеменников направилась в Иран.

БРАХМАНИЗМ (от слова Brahman, брахман — «молитвенное» заклинание, магическая фор­мула), термин, принятый европейской наукой для обозначения социальной и философско-религиозной системы древней Индии, сменившей в 9—10 веках до хр. эры древнейшую религию Индии — ведизм (см.) и в свою очередь легшей в основу современной господ­ствующей религии Индии — индуизма (см.). Переход от ведизма к Б. сопутствовал постепенному закреплению завоевателей-арийцев в Индии и переходу их от кочевого скотоводческого хозяйства к оседлому земледелию при наличии крайне низкого уровня развития производительных сил. В государственном становлении Индии этой эпохи Б. в лице жрецов-брахманов (обычно, но неправильно называемых у нас браминами) сыграл определяющую роль. Закрепляя наметившееся вследствие развития хозяйственной жизни Индии разделение труда между отдельными группами населения, Б. устанавливал наследственность профессий строжайшим запретом перехода из касты в касту и тяжелыми карами за смешанные браки. Кастовое устройство общества (см. Касты), легшее в основу всей социальной системы, породившей Б., обеспечивало прежде всего привилегированное положение высших классов, закрепляя за ними монополию «профессии власти». Вместе с тем кастовое устройство ослабляло силу трудовых классов, дробя ее в свою очередь перегородками каст-цехов; каждая вышестоящая — по выгодности своей профессии — каста, охраняемая этой системой от конкуренции «со стороны», естественно защищала ее от нижестоящих каст; противопоставление касты — касте, цеха — цеху в огромной мере облегчало господствующим классам эксплоатацию трудовых масс. Это кастовое строение общества нашло свое идеологическое и организационное отражение в Б. — как в его иерархии богов и демонов, так и в том, что высшее место в этой иерархии профессий жрецы-брахманы естественно отвели себе. Им удалось отстоять его однако только после упорной борьбы с выступившими конкурентами на власть — воинами-кшатриями, представителями крупного землевладения. Ожесточенная борьба между брахманами и кшатриями закончилась победой брахманов, опиравшихся на мелких земельных собственников. Брахманы обеспечили себе их помощь, отведя им довольно высокое место в иерархии каст и привлекши их в определенной мере к отправлению культа. Основной производственной организацией индийского сельского хозяйства того времени была «большая семья» (см. Индия, Исторический очерк) — экономическая ассоциация, основанная на родовой власти и патриархальной деспотии. Глава семьи пользовался широкой властью и выполнял в семье жреческие функции. Б. включил в свою систему семейные и родовые божества и координировал жреческие функции главы семьи со своими воззрениями. Таким образом брахманизм освятил и усилил авторитет главы семьи и свел остальных членов семьи на роль бесправных рабов. Тем самым брахманизм приобрел в этих «главах семьи» твердую себе опору.

Выявившееся в итогах борьбы за власть соотношение боровшихся сил было закреплено установлением трех высших каст, отделенных от всей остальной массы населения признаком «двурожденности», т. е. высшего происхождения по сравнению с «единожды рожденными», обыкновенными людьми. Первое место заняли брахманы, на втором стали кшатрии, на третьем — вайши, земледельцы и представители торгового капитала. «Двурожденность» давала право на изучение священных книг, т. е. открывала путь к высшему знанию. Этим нимало впрочем не создавалось конкуренции брахманам, т. к. практика культа была закреплена исключительно за их кастой; знания, которые могли приобрести представители остальных двух каст, оставались т. о. чисто «теоретическими», без практического применения. Источниками этого высшего знания — священными книгами Б. — были четыре сборника Вед (см. Веды): Риг-Веда, Сама-Веда, Яджур-Веда, Атхарва-Веда (последняя носит в отличие от остальных специально магический характер) и позднейшие комментарии к ним, носящие общее название «6pа́xман», ритуально-теологического содержания. В повседневной практике своей брахманы пользовались специальными требниками — с утра, содержавшими изложение важнейших обрядов. Б. создал определенную философскую систему для избранных и обряд — для низших, для массы, не затронув религиозных представлений, сохранившихся в этой массе от добрахманического периода. Местные божества и демоны продолжали жить прежней жизнью при Б.: он принял их фактически в один общий пантеон на равных правах, равно обезличив их всех приведением к одному общему началу — всеобъемлющему и непознаваемому Атману — человеческому духу, божеству, тожественному по существу своему с миром, мировым духом Брахмой.

Обезличение божеств, соподчинение их вместе со всем сущим одному высшему общему началу открывало возможность заставить их служить тем, в ком это высшее начало проявляется сильнее, чем в них; такими существами, по учению Б., и являлись носители высшего магического знания — брахманы. В их учении жертвоприношение приобретает поэтому новый смысл: это не умилостивление божества, но заклятие, способ заставить его выполнить пожелания, предъявленные через брахмана человеком, приносящим жертву. Прием жертвы, в особенности сомы (см.) — опьяняющего напитка, — радуя божество, тем самым ослабляет так сказать силу его сопротивления заклятию; степенью сопротивляемости определялась сложность и длительность ритуала жертвоприношения, растягивавшегося в иных случаях на месяцы, а иногда и на годы (до 12 лет), и количество участвующих жрецов: в меру того как множилась численность касты брахманов, им естественно приходилось увеличивать число обязательных участников обрядов. По теории брахманизма всякое божество может быть тем или иным магическим приемом приведено к выполнению предъявленных ему пожеланий; более того — жертвоприношением может быть создано даже самое божество, как свидетельствует жертвоприношение сомы.

Б. давал религиозное прикрытие всей социальной системе с ее кастовым устройством. Она укреплялась еще более методами религиозного воздействия или даже религиозного террора, широко и искусно применявшегося брахманами. И в этой области ими были прежде всего использованы существовавшие в населении примитивные верования: смутная еще в религии древних индийцев вера в переселение душ была оформлена и систематизирована — с последовательностью и твердостью уголовного кодекса — брахманами, установившими порядок блуждания души грешника, т. е. преступившего законы Б., из одного нечистого существа в другое, впредь до очищения его на этом тяжком пути испытаний; особо упорным грешникам предрекались адские муки. Наконец для тех, кого не смог бы удержать на стезе покорности брахманскому закону страх перед переселением, имелись прижизненные меры воздействия — эпитимии и «духовные наказания», вплоть до жестоких пыток и мучительной смертной казни. Напротив того, праведная жизнь переводит душу человека перевоплощением в существа высших степеней — он может стать полубогом и даже богом. Поскольку в пантеистическом учении Б. жизнь едина во всех существах, различны лишь степени напряжения — «чистоты» жизни, такой переход вполне естественен, вплоть до высшей ступени — растворения в мировой душе. Закон возмездия путем перевоплощений, предрешаемых поступками человека, так наз. karman («действие»), также явился выражением кастовой системы.

Закон возмездия и система каст занимали личность в железные тиски; во всей системе Б. глубоко заложено начало подчинения; освобождение возможно фактически лишь с совершенным выходом из жизни, с «растворением в высшем начале». Именно об этом говорит философия Б., изложенная в Ароньяках, т. е. «лесных книгах», книгах для отшельников, удалившихся в леса для размышлений, и в Упанишадах (см.) — «тайном учении», высшей брахманической мудрости. Мир призрачен, по учению Упанишад: в нем нет ничего — ни добра, ни зла, ни нравственного, ни безнравственного. Поскольку мир призрачен, действительный мудрец должен равнодушно относиться ко всему совершающемуся вокруг него: мир для него должен быть ничем и не должен влиять на него. Он должен стремиться лишь к спасению своего «я» — полным слиянием с «высшим началом», с безличным верховным божеством — Брахмой. К этому должен привести «идеальный» путь человеческой жизни, образцом которого является жизнь брахмана. Она делится на четыре периода: 1-й — период ученичества; начинаясь с семилетнего возраста, он посвящен заучиванию по меньшей мере одной из четырех Вед под руководством брахмана, которому ученик прислуживает в течение всего периода обучения; 2-й период посвящен «уплате долга предкам», т. е. обеспечению продолжения рода: это период семейной жизни и жреческой практики; в 3-м периоде, начало которого полагалось окончанием воспитания сына, брахман становится отшельником («обитателем леса»), переходя от практической жизни к жизни созерцательной, в размышлениях пролагая себе путь к слиянию с мировой душой; наконец в 4-м периоде, периоде аскезы, осуществляется и самое слияние. Такой путь доступен однако только «дважды рожденному»; для простых смертных брахманизм предуказывает более тернистый путь к «небытию», путь иоги (см.): «одухотворение плоти», осуществляемое брахманом на его пути, заменяется здесь умерщвлением плоти, «естественный» духовный экстаз — грубым экстазом, организуемым специальными упражнениями. Первый путь дает слияние с миром, второй — растворение в нем.

Доктрина подчинения достигла высшего своего выражения в философской системе Миманса (см.), сложившейся в ту же эпоху, в которую создавались Упанишады. Кроме нее Б. дал начало еще целому ряду философских школ, крупнейшими из к-рых были: Веданта, Ниайя, Влашешика, Санкхия (см.). Развитие их тесно связано с реформацией Б., т. е. уже с переходом его в индуизм (см.). Реформация так же, как впоследствии смена Б. другими религиозными идеологиями — гл. обр. буддизмом (см.) — была вызвана дальнейшим развитием хозяй­ственной, культурной и общественной жизни Индии, к-рому брахманизм уже не отвечал. Б. был сменен (главн. образ. в городах) системой буддизма. Но характерное для брахманизма отсутствие единства и цельности как в философской, так и в религиозно-догматической части системы придало брахманизму чрезвычайную живучесть и в конце-концов он успешно выдержал борьбу с двумя выступившими против него религиозными реформаторами: Махавира, основателем джайнизма (см.), и Гаутамой Буддой, положившим начало буддизму. Особенно упорной была борьба с буддизмом, длившаяся в течение почти десяти веков (см. Буддизм). Лишь при династии Гупты (320 г.), после распада кушанского владычества, Б. вновь занял место господствующей религии, но уже в обновленной, реформированной форме индуизма (см.).

Тема 2. Восточная философия

1.(С) Начало формирования философского мышления в Индии связано с:

а) даосизмом;

б) брахманизмом;

в) исламом

г) буддизмом.

Ответ: б

2. (С) Основные идеи брахманизма изложены в:

а) Упанишадах;

б) Книге перемен;

в) Бхагавадгите;

г) Книге «Лунь юй».

Ответ: а

3. (П) Даосизм – это философия:

а) Конфуция;

б) Лао-цзы;

в) Мо-цзы;

г) Цзоу Яня.

Ответ: б

4. (ПС) Категория «небо» относится к философии:

а) брахманистов

б) чарваков;

в) Конфуция

г) Мо-цзы.

Ответ: в

5. (П) Верно ли утверждение, что категория «недеяние» характеризует философию Лао-цзы?

А) Да;

Б) Нет.

Ответ: а

6. (ПС) Категории философии Конфуция:

а) жэнь;

б) недеяние;

в) мокша;

г) небо.

Ответ: а, г

7. (ПС) Элементы, входящие в учение о пяти стихиях в Древнем Китае:

а) Вода;

б) Огонь;

в) Металл;

г) Воздух.

Ответ: а, б, в

8. Установите соответствие между философскими учениями и категориями, которые в них используются:

1) Брахманизм.

2) Конфуцианство.

3) Даосизм.

4) Натурфилософия.

А) инь и ян.

Б) атман.

В) небо.

Г) дао.

Ответ: 1 б, 2 в, 3 г, 4 а

9. (ПС) Установите последовательность четырех «благородных истин» в буддизме:

а) Существует путь, ведущий к освобождению от страдания.

Б) Существует освобождение от страдания.

В) Существует причина страдания.

Г) Существование человека неразрывно связано со страданием

Ответ: г, в, б, а

10. (С) Материалистическая школа в философии Древней Индии называется …

Ответ: чарвака.

ВЕДЫ И МИФЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА — веды (санскрит, веда — знание) — сборники древних гимнов и жертвенных формул (конец II-начало I тыс. до н.э.). Считается, что веды составили арийские племена, которые ок. 4 тыс. лет назад завоевали Индию. Для. того чтобы не смешаться с местными жителями и не «загрязнять» свою веру их культами, арии собрали все свои священные гимны в Ригведу (Хвалебную веду, или Веду гимнов). Вначале Ригведу учили наизусть из поколения в поколение. Ок. тысячи лет назад ее записали. Ригведа состоит из 1028 мантр — гимнов, песен. Они сгруппированы в 10 мандалов, или книг. Отрывки и отдельные молитвы были позднее выписаны из Ригведы для удобства молений, и из них составлены две новые веды — Яджурведа (Веда жертвенных формул) и Самаведа (Веда напевов). Еще позднее была составлена на основе их еще одна книга священных гимнов-Атхарваведа (Веда магических заклинаний). В Индии в торжественные дни и сейчас исполняются отрывки из Ригведы. В Ригведе и других древнейших письменных источниках дается своя версия происхождения человека. В 10-й книге 129-я песня говорит так:

Не было несущего, и не было сущего тогда.

Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним.

Что двигалось туда и сюда? Где? Под чьей защитой?..

Кто воистину знает? Кто здесь провозгласит?

Откуда родилось, откуда это творение?

Далее боги (появились) посредством сотворения этого (мира).

Так кто же знает, откуда он появился?

Откуда это творение появилось:

Может, само создало себя, может, нет,-

Тот, кто надзирает над этим (миром) на высшем небе, Только он знает или же не знает.

В другой веде говорится о сотворении мира более конкретно:

Закон и истина родились

Из воспламенившегося жара. Отсюда родилась ночь.

Отсюда — волнующийся океан.

Из волнующегося океана

Родился год,

Распределяющий дни и ночи,

Владыка всего, что моргает.

Солнце и Луну сотворил

Последовательно создатель,

И день, и землю,

И воздушное пространство, затем свет.

Другие мифы древних индийцев представляли творение мира и человека так. Вначале не было ничего. Потом возникли воды. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо… Через год из Золотого Яйца возник прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина стала Небом, нижняя — Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод, создал страны света и породил начало времени. Люди же появились из тела Пуру-ши-первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они рассекли его на части. Из уст его возникли брахманы — жрецы, руки его стали кшатриями-воинами, из бедер его были созданы вайшью-земледельцы, а из ног родились шудры — низшее сословие. Из разума Пуру-ши возник месяц, из ока — солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания — ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.

Древние греки иначе представляли себе происхождение человека. Вначале был Хаос, а потом родилась от него Гея — богиня Земли, и родила она Небо-Урана, а от их брака родились титаны… и страшные великаны… Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недрах земли в глубоком мраке… Младший из них, коварный Кронос (Время), хитростью низверг своего отца и отнял у него власть… Кронос боялся, что и против него восстанут дети, и повелел жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. Младшего сына Рея скрыла, дав Кроносу проглотить вместо него камень. Звали сына Зевс. Вырос Зевс, вскормленный из рога волшебной козы Амалфеи, и сверг Кроноса, заточил титанов в недра земли, а своих братьев и сестер освободил из чрева Кроноса. Поселились боги на Олимпе, и стали рождаться от богов люди.

В Библии о происхождении человека говорится так: «Вначале Бог создал небо и землю. Земля была бесформенна, пустынна и погружена в вечный мрак. Всюду простирались только воды, а над ними носился Дух Божий. И сказал Бог: да будет свет! Увидев, что свет хорошо, он отделил его от тьмы .и назвал днем, а тьму назвал ночью. На следующий день он сотворил небесный свод посреди вод, разделивший их на две части, на воды, которые были на земле под небом, и на воды, которые в виде туч и дождей повисли в небе. На третий день он собрал воды под небом в одно место, и тогда показалась суша… И повелел он тогда, чтобы на земле произросли многие виды растений, дающих семена, и деревьев, родящих плоды. На четвертый день он создал тела небесные… На пятый день он призвал к жизни чудища морские и всякую иную живую тварь, обитающую в воде, а также птиц, парящих над землей. И благословил их, сказав: плодитесь и размножайтесь и заполняйте как море, так и воздух. На шестой день создал он скотов и гадов и всяких других животных, передвигающихся по земле. И под самый конец сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы властвовал над всею землею, над всем, что жило и росло на земле. На седьмой день Бог отдыхал после своей работы и день этот благословил и сделал его праздником на вечные времена».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *