Инквизиция

На этой странице, я хочу кратко рассказать что собой представляла Святая Инквизиция в Испании. Кто был Великим Инквизитором и о тех бесчинств которые они применяли. В Средневековой Европе, инквизиция принесла не меньше опустошения чем чума. Несомненно, это была один из самых мрачных и кровавых эпизодов человечества. По обвинению в ереси, католическая церковь арестовала, подвергла суду и казнила тысячи человек. Это была крупномасштабная чистка. Одна религия пыталась уничтожить другую, народ жил в страхе. Этот религиозный фанатизм распространился и в Испании, где католики и протестанты пытались уничтожить друг — друга, множество обычных женщин объявляли ведьмами, их жестоко топили, или жгли живьём на костре. Третья часть населения, была обвинена в ереси или в колдовстве остальными двумя третями. Христиане старались искоренить верование существовавшие тысячи лет до них. Война с чёрной магией, на самом деле представляла собой истребление беззащитных людей… Более 500 лет, народ жил в страхе перед преследованием инквизиции. Тысячи жителей погибли под ножом, топором или на костре. Возможно, самая ужасная глава в религиозной истории — Святая Испанская Инквизиция. В середине 15 века, большая часть Европы находилась под властью Рима. Её разоряли Крестовые походы, после девяти попыток отбить Святую Землю у мусульман, предпринимавшихся в течении двух веков. Крестоносцам пришлось оставить Иерусалим и другие мусульманские крепости, и вернуться на свой берег средиземного моря. Мир казался разделён на Исламский и Христианский. Ободренные успешным подавлением Катаров во Франции, но страдавшие от унизительного поражения в Святой Земле, Папа Римский и его кардиналы, начали поиски новых еретиков, которых можно было бы обратить или казнить, конфисковав их земли и богатство. Существовала ещё одна цель — иудеи… Поэтому, 1 ноября 1478 года, Папа Сикст IV издал буллу об учреждении Инквизиции в Испанском Королевстве Кастилии. Целью инквизиторов были «конверсос» (новообращённые христиане), потом те которые перешли из иудаизма в католицизм, между 1351 — 1415 годами. В то время в Испании произошло несколько погромов, и многие иудеи либо иммигрировали, или принимали католицизм. Но жители городов, где селились эти «выкресты» недолюбливали, так как между различными группами населения существовало напряжение и разногласие. Считалось, что многие крещёные иудеи продолжали тайно совершать свои обряды, поэтому была учреждена инквизиция, для поиска потенциальных еретиков, их числа новообращённых и суда над ними. Любое движение что набирала силу, будь то религиозной или политической, сразу уничтожалась, поскольку представляла угрозу. В 1483 году, монах — доминиканец Томас Торквемада, был назначен Великим Инквизитором Испании. Он учредил суды, которые распространялись по всей стране. Жестокий Торквемада стал известен как «молот еретиков». Определённо этот человек был садистом. Папа Римский поручил работу инквизиции монахам -доминиканцам и их можно свободно назвать «гестапо», «СС католической церкви». Торквемада пытал и сжёг на костре, более 2000 еретиков. Этот человек ненавидел евреев и мусульман, он мечтал обратить всю Испанию в истинную веру — католицизм. Вы только представьте себе, как он стоял у костра и вдыхал запах дыма, или камере пыток и слушал с большим удовольствием хруст костей и щёлканье разрываемых сухожилий, шипение горячей плоти и вопли несчастных которых сжигали живьём по приказу этого садиста. Именно Торквемада создал новую инквизицию. Он сосредоточил всю власть в Consejo Supremo (Высший Совет Инквизиции). Великий Инквизитор установил традиции шествий по городу демонстрирующие могущество инквизиции. И конечно, именно Торквемада узаконил самые зверские методы пыток дознания. В силу этих причин, он вошёл в историю как один из самых жестоких инквизиторов. В 1492 году 31 марта, благодаря Томаса Торквемада и суда инквизиции, король Испании Фердинанд, издал так называемый «Альгамбрский Декрет», закон вынуждавший более 40 тысяч евреев покинуть Испанию. В Декрете говорилось, что тот кого обвинят в ереси более двоих добропорядочных граждан, должен предстать перед судом инквизиции. Как правило, инквизиторы заранее предупреждали о своём приходе в селениях, для того чтобы каждый мог прийти к ним добровольно и покаяться в своих прегрешениях. Тот кто сам признавался в своих грехах, или доносил на своих друзей и знакомых, отделывался легко, но если человек не сознавался, то сам этот факт считался доказательством вины и выносили гораздо суровый приговор. Инквизиторы приходили и провозглашали «эдикт веры», любой кто знал что-либо противоречащее, должен был прийти в течение 30 дней и сообщить об этом. Они собирали улики и начинали допросы подозреваемых которых доставляли в штаб суда. Инквизиторы действовали методично, и не пропускали ни одного города. Следователи вели тщательные записи в удивительных подробностях о своих допросах, приговорах и наказаний. Те чьи имена попадали в эти протоколы, находились во власти инквизиторов навсегда. Вот почему эти записи стремились заполучить, уничтожить или продать еретикам. Следует понимать, какой страх эта организация вызывала у населения, и это очень сказывалось на поведение народа. Эпидемия инквизиции очень быстро распространялась по всей Испании, вскоре в судах Торквемады уже рассматривались тысячи дел, главной движущей силой был страх. Люди боялись что если они не обвинят кого-то, то сами попадут под следствие. Инквизиция процветала в этой ядовитой сфере всеобщего недоверия. Люди доносили друг на друга по разным причинам, а некоторые увидели в инквизиции удобное средство от избавления конкурентов, неугодных родственников, даже мужей, жен и любовниц. Благодаря инквизиции, сплетни были узаконены, и даже считалось благородным делом. Доносительство возвели в ранг добродетели, по сути это считалось уже моральным долгом. Весь судебный процесс был засекречен, обвиняемый не знал кто на него донёс. Пытаясь оправдаться, обвинённый гадал кто его предал, поэтому в списке протокола находился длинный список личных врагов, который обвиняемый называл, надеясь что среди них окажется и его обидчик. Пытки и угроза пытки, представляли главное орудие испанской инквизиции. Конечно, уровень смерти был высок, но многие жертвы погибали прежде чем признавали свою вину. Палачи инквизиции заработали зловещую репутацию за число вырванных у виновных признаний, мастер своего дела мог получить кругленькую сумму, объехав Испанию отрывая ногти и конечности подозреваемых в ереси. Палачи возили с собой набор омерзительных инструментов для причинения боли, которые со временем становились всё ужаснее. По официальным данным во времена инквизиции с 1481 по 1808 году, были сожжены живьём на костер более 50 тысяч человек, около 30 тысяч были замурованы или отправляли на галерах. Только несколько лет назад, Ватикан признал некоторые нарушения в действиях инквизиции, и мы должны быть снисходительны, так как должны учитывать менталитет того времени. Если Вы хотите узнать более подробно как действовала Святая Инквизиция в Испании нажмите на:

АУТОДАФЕ В ИСПАНИИ

ПЫТКИ СВЯТОЙ ИНКВИЗИЦИИ В ИСПАНИИ

Министерство Образования Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Контрольная работа

по дисциплине: «Философия»

по теме «Философия эпохи Возрождения»

Выполнил: студент гр. МТЗ-230801д-Чу

Серединская Н.Т

Проверил: Кручинина А.В.

2015 — Чусовой

1.Назовите причины, по которым итальянские философы, ученые обратились к античному наследию? Что нового привнесли в понимании идеалов античности?

Итальянское Возрождение представляет собой не одно общеитальянское движение, а ряд либо одновременных, либо чередующихся движений в разных центрах Италии. Раздробленность Италии служила здесь не последней причиной. Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, Риме. Милан, Неаполь и Венеция также пережили эту эпоху, но не столь интенсивно, как Флоренция. Термин «Renissance» (Возрождение) был введен мыслителем и художником самой эпохи Джорджо Вазари («Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»). Так он назвал время с 1250 по 1550 гг. С его точки зрения это было время возрождения античности. Для Вазари античность предстает идеальным образом.

В дальнейшем содержание термина эволюционировало. Возрождение стало означать эмансипацию науки и искусства от богословия, охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви. То есть Возрождение, в сущности, стало означать гуманизм.

Это происходило потому, что горожане были более независимыми людьми, чем крестьяне. Первоначально города населяли подлинные умельцы, мастера, ведь они, покинув крестьянское хозяйство, рассчитывали прожить только своим ремесленным мастерством. Пополняли число городских жителей и люди предприимчивые. Реальные обстоятельства заставляли их полагаться только на самих себя, формировали новое отношение к жизни.

Немалую роль в формировании особого менталитета играло и простое товарное производство. Чувство хозяина, который и производит, и распоряжается доходом сам, безусловно также способствовало формированию особого независимого духа первых жителей городов.

Итальянские города расцвели не только в силу указанных причин, но и из-за активного участия их в транзитной торговле.

Итак, городская культура создавала новых людей, формировала новое отношение к жизни, создавала атмосферу, в которой рождались великие идеи и великие произведения. Но идейно все это оформлялось на элитарном уровне. Простые жители были далеки от идейного оформления мироощущения.

Новое нарождающееся мироощущение человека нуждалось в мировоззренческой опоре. Античность и выступила такой опорой.

В Италии, на родине античности, вновь возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. Человек вновь становится главной темой искусства. Это не означает, конечно, что Возрождение повторяет античный период в искусстве. За культурой Возрождения стоит тысячелетие средневековья, христианской религии, нового мировоззрения, породившего новые эстетические идеалы, обогатившего искусство и новыми сюжетами, и новой стилистикой.

2.Чем натурфилософия Возрождения отличается от античной?

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии особенно усиливается к концу XV—XVI веку по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как началу несамостоятельному.

На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого «пантеизм» означает «всебожие». Христианский бог здесь утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности.

Хотя натурфилософия и имеет точки соприкосновения с античным представлением о природе, как целостном и даже одушевленном космосе, но существенно отличается от античного своим, активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля, которая представлялась им слишком рационалистичной и приземленной, поскольку была почти полностью лишена магического элемента и проводила строгое различие между одушевленными существами и неодушевленными стихиями — огнем, воздухом, водой и землей.

3.Почему католическая церковь преследовала ученых? Что означает выражение «Копернианская революция»? Как открытие Коперника повлияло на развитие философии?

Ученые Возрождения полагали, что истины, открываемые разумом и не имеющие наглядного выражения, даны как бы самим Богом. С одной стороны, ученые отдавали дань своему времени, когда принято было считать, что высшие истины могут быть установлены только Богом. С другой стороны, в апелляции к Богу был своеобразный «героизм последовательности». Ведь логика мышления требовала выхода за пределы воображения, т.е. в сферу неназванного, которое все же нужно было как-то назвать и обозначить. Знание о том, что нельзя представить наглядно, что является противоестественным с точки зрения земного существования, только в Новое время стали называть естественными законами природы, а мыслители Возрождения ссылались на Бога либо на универсальный Разум.

Хотя сознание ученых Возрождения представляло собой смесь рационализма и мистицизма, нужно отметить, что их Бог — это не ветхозаветный Бог, запретивший Адаму вкушать плоды «познания добра и зла». Именно это обстоятельство служило основанием для преследований некоторых ученых инквизицией. Католическая церковь оказывала противодействие учению Николая Коперника о гелиоцентризме. Жертвой преследования стал итальянский философ Джордано Бруно. Был предан суду инквизиции Галилео Гилилей, которого обычно относят к основоположникам науки Нового времени. Он разделял возрожденческую идею самотворчества человека, одним из следствий которой явилось научное мировоззрение.

Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основные идеи Коперника, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.

Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция». Когда немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их «коперниканской революцией».

Теория Коперника об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси, доказанная им в своей книге «О круговых движениях небесных тел», означала разрыв с геоцентрической системой Птолемея и основанными на ней религиозными представлениями о Земле, как избранной Богом арене, на которой разыгрывается борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Эта теория отбросила идущее от Аристотеля и использованное схоластикой противопоставление движений небесных и земных тел, создала возможность появления в будущем учений о естественном возникновении и развитии Солнечной системы.

4.Почему философы Возрождения обращаются к проблемам социальной философии?

Эпоха Возрождения и Реформации определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Страны Западной и Центральной Европы достигли такого идейного и политического развития, когда передовые мыслители того времени стали задумываться о справедливом устройстве общества. Они сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество- это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строится с учетом природы человека; во-вторых — для всех людей; в-третьих-это общество далекого будущего.

540 лет назад, 27 сентября 1480 года, католические правители Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский с санкции папы Римского Сикста IV учредили инквизицию в Испании.

Кто тут не слушался папу?

В католической церкви в период XIII-XIX веков инквизиция была особым церковным судом по делам о еретиках. Причём сначала вероотступниками считались лишь те, кто проповедовал свою версию христианства, либо колдуны, которые в своём колдовстве применяли священные для церкви предметы, например святую воду. Впервые об инквизиции как об учреждении говорилось на созванном в 1215 году папой Иннокентием III Латеранском соборе, который установил особый процесс для преследования еретиков. Причём достаточным основанием для этого преследования объявлялись любые порочащие человека слухи.

В европейских государствах были учреждены инквизиционные трибуналы, которым поручалось расследование дел о еретиках и вынесение приговоров. Члены трибуналов обладали личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церковным властям и находились в непосредственной зависимости от папы. Из-за тайного и произвольного судопроизводства обвиняемые инквизицией были лишены всяких гарантий. Широко применялись жестокие пытки, всячески поощрялись и вознаграждались доносчики. Помимо прочего, сама инквизиция получала огромные средства благодаря конфискации имущества осуждённых. «Всеми силами души». Как началась большая охота на ведьм Подробнее

Удушение как милость

После того как Испания была отвоёвана у арабов и объединена, в стране оказались очень большие общины мавров и евреев. Под давлением государства многие из них вынужденно крестились или были обращены в христианство насильно, но продолжали исповедовать свою старую религию тайно. Мавры и евреи составляли более четверти населения страны. Испанские правители Фердинанд и Изабелла собирались превратить Испанию в самую могущественную христианскую страну, и иноверцы могли помешать этим замыслам. Кроме того, королевской казне требовалось немало средств, и осуждённые еретики могли послужить их источником.

Тех, кто не признавал себя виновным, отлучали от церкви и сжигали на костре. Задушить перед сожжением считалось милостью. Из-за возросшего числа казней инквизиторы старались усовершенствовать своё ремесло. Строились помосты для провозглашения приговоров, рядом возводили крематории для сжигания тел. Вот только инквизиция использовала их для сжигания живых еретиков. Крематории украшали большие каменные статуи пророков из Библии, к которым привязывали приговорённых к сожжению. В Севилье эти статуи были построены на пожертвования одного доброго католика. Однако впоследствии выяснилось, что этот новый христианин втайне сохраняет верность иудаизму, и его тоже сожгли в украшенном им самим заведении. Кстати, первый великий инквизитор Испании Торквемада тоже был потомком крещёных евреев. Тем не менее главным инициатором преследования мавров и евреев считается именно он.

«Вилка еретика» и «колыбель Иуды»

Как средство чистосердечного признания инквизиция использовала пытки. Пыточный инструмент, в основу которого положен принцип тисков, назывался «испанский сапог» и широко использовалось не только в Испании, но и во всей Европе. Приспособление под названием «вилка еретика» напоминало двустороннюю вилку с четырьмя зубцами, которая плотно крепилась к шее кожаным ремешком, не позволяя свободно двигать головой и челюстью. Длина зубцов была рассчитана таким образом, что даже резкий наклон головы не давал жертве возможность получить желанную быструю смерть.

«Колыбель Иуды» была одним из самых изощрённых приспособлений для истязания. Оно состояло из деревянной пирамиды с острой вершиной в виде треугольника на конце. Допрашиваемого подвешивали на верёвках и насаживали промежностью прямо на вершину пирамиды.

Орудие пыток «Груша» получило своё название из-за сходства с одноимённым фруктом. Устройство состояло из металлических лепестков, которые раскрывались при вращении винта. Его вводили в рот, анальное отверстие или влагалище и с помощью винта его сегменты раскрывались на максимальную величину. При этой пытке внутренние органы серьёзно повреждались, что во многих случаях приводило к мучительной смерти. Этот пыточный инструмент применялся для допросов проповедников-еретиков, мужчин, обвиняемых в пассивном гомосексуализме, и женщин, заподозренных в интимной связи с дьяволом или его слугами.

Грузоподъемность метлы

К концу XV века большая часть евреев и мавров была изгнана из Испании. И с этого времени католическая церковь усиливает борьбу с новым главным врагом — колдовством. Распространилось мнение, что колдуны массово заключают договоры с нечистой силой и борются с праведными христианами. В основном обвиняли в колдовстве и считали ведьмами женщин. Инквизиция объясняла это просто: женщины — существа неразумные, и дьяволу легче затуманить им мозги. А кроме того, они любят плотские утехи больше мужчин, поэтому за помощью в любовных делах нередко обращаются к нечистой силе. Родинки на теле считались верным признаком ведьмы. Вызывали подозрения также необычная внешность женщины, её странное поведение. Укалывание считалось точным способом проверки на способность к колдовству. Обвиняемую полностью обнажали и протыкали кожу в разных местах толстой иглой. Предполагалось, что на теле ведьмы должно быть место, которое не кровоточит при укалывании, и жертва не чувствует там боли. Но главным признаком, по которому определяли, является ли женщина ведьмой, был её вес. Считалось, что ведьмы используют для передвижения метлу, которая имеет определённую грузоподъёмность. Инквизиторы каким-то особым образом вычислили, что больше 50 килограммов метла поднять не сможет. Поэтому подозреваемых взвешивали, и если вес женщины был «в норме», то ей выдавали специальный сертификат, который можно было использовать в свою защиту при обвинении в колдовстве.

Откуда произошло выражение «охота на ведьм»? Подробнее

Пытали ведьм и с помощью своеобразного кресла для купания. Жертву привязывали к креслу, подвешенному на длинной жерди, и опускали под воду на какое-то время. Затем давали немного глотнуть воздуха — и снова под воду. Для проведения этой пытки старались выбирать позднюю осень или зиму. Хорошим средством против молчаливых женщин считался «стул ведьм». Они были различных размеров и форм, но непременно с наручниками и блоками для фиксации жертвы. Чаще всего, с железными сидениями, которые при необходимости можно было раскалить.

Инквизиция в Европе в той или иной форме действовала на протяжении всего Средневековья. И даже больше. В Риме её упразднили только в начале XX века. А последним казнённым по приговору инквизиционного суда стал в 1826 году стал испанский учитель Риполь. Установить точно реальное количество жертв инквизиции невозможно. Современные историки оперируют самыми разными цифрами, доходящими до миллионов. Но большинство исследователей считает, что реальное число жертв инквизиции составляет от 14 тыс. до 23 тыс. человек.

Пытки инквизиции. Тюрьмы и костры

Очень часто нам кажется, что мы можем преодолеть боль, но как было выстоять против мучений, которым подвергали свои жертвы инквизиторы? Пытки были самые разнообразные и рассчитанные на различные степени физической боли – от тупой, ноющей до острой и нестерпимой. Приходится поражаться и удивляться изобретательности «святых отцов», с которой были придуманы эти страшные орудия пыток и с которой они умели разнообразить причиняемые ими муки.

Инструкции инквизиции от 1561 года оговаривали, что пытка должна применяться в согласии «с совестью и волей уполномоченных судей, в соответствии с законом, здравым смыслом и чистой совестью. Инквизиторы должны заботиться о том, чтобы пытка в каждом случае была оправданной и сообразующейся с законом мерой». Так что руки инквизиторов фактически были развязаны, и они могли творить, что хотели.

Часто различные пытки «комбинировались», образуя целую систему, в которой истязания делились на категории, разряды, степени. Это была настоящая адская гамма мучительных терзаний. Ведьма переходила от одной степени мучений к другой, от одного разряда пыток к другому, пока не исторгалось у неё признание.

Совершенно здоровые и очень мужественные люди уверяли после пытки своих палачей, что невозможно вообразить более сильной, более нестерпимой боли, чем та, которую они испытали. Под угрозой новых пыток они были готовы признаться в самых страшных преступлениях, о которых не имели ни малейшего понятия, и согласились бы охотнее десять раз умереть, если бы это было возможно, чем дать себя ещё раз пытать.

Перед непосредственными пытками в застенках инквизиции подозреваемую подвергали некоторым испытаниям, чтобы убедиться в её виновности. Одним из таких испытаний было «испытание водой». Женщину раздевали, что само по себе уже невероятно унизительно и может лишить остатков мужества, связывали «крестообразно», так что правая рука привязывалась к большому пальцу левой ноги, а левая рука – к большому пальцу правой ноги. Естественно, что любой человек в таком положении шевелиться не может. Палач опускал связанную жертву на верёвке три раза в пруд или реку. Если предполагаемая ведьма тонула, её вытаскивали и подозрение считалось недоказанным. Если же жертве удавалось тем или иным способом сохранить в себе жизнь и не утонуть, то её виновность считалась несомненной и её подвергали допросу и пытке, чтобы заставить признаться, в чём же именно заключалась её вина. Испытание водой мотивировалось или тем, что дьявол придаёт телу ведьм особенную лёгкость, не дающую им тонуть, или тем, что вода не принимает в своё лоно людей, которые заключением союза с дьяволом стряхнули с себя святую воду крещения.

Вес ведьмы представлял весьма важное указание виновности. Существовало даже убеждение, что ведьмы имеют очень лёгкий вес.

Свидетельством виновности служило также то, что заподозренную заставляли произносить Отче наш, и если она в каком-либо месте запиналась и не могла дальше продолжать, то признавалась ведьмой.

Самым обыкновенным испытанием перед пыткой, которому подвергали всех заподозренных, а иногда и в тех случаях, когда они выдерживали истязания, не сознавшись, было так называемое «испытание иглой» для отыскивания на теле «чёртовой печати».

Существовало убеждение, что дьявол при заключении договора налагает печать на какое-либо место на теле ведьмы и что место это делается нечувствительным, так что ведьма не чувствует никакой боли от укола в этом месте, а сам укол даже не вызывает крови. Палач поэтому колол разные части тела, в особенности такие места, которые чем-нибудь обращали на себя его внимание (родимые пятна, веснушки и пр.), чтобы убедиться, течёт ли кровь. При этом случалось, что палач, заинтересованный в уличении ведьмы (так как он обыкновенно получал вознаграждение за каждую изобличённую колдунью), колол нарочно не острым, а тупым концом иголки и объявлял, что нашёл «чёртову печать». Или он делал вид, что втыкает иголку в тело, а на самом деле только касался его и утверждал, что место нечувствительно и из него не течёт кровь.

Как известно, организм человека имеет неизвестный нам «ресурс выживания» и в некоторых критических ситуациях может «блокировать» боль. Поэтому инквизиторы описывают немало случаев, когда подозреваемые действительно были нечувствительны к боли.

Прежде чем переходить к пыткам «в закрытом помещении», от подсудимых старались добиться добровольных признаний – но не простыми вопросами и уговорами, а угрозами. Обвиняемого предупреждали, что, если он не признает свою вину, судья будет вынужден добиться правды пытками. Если сломленные и обезумевшие от предварительных «испытаний» и боли люди после такой угрозы давали показания, то они считались «добровольными». Такое запугивание пыткой называлось territion, что мы бы перевели на русский как «психологический террор». Перед обвиняемым являлся палач, приготовлял все свои «инструменты» к пытке, попутно объясняя несчастному узнику их назначение, а иногда и закручивая некоторые из них на теле жертвы.

Особенно унизительна процедура «приготовления к пыткам» была для женщин, которых палач раздевал догола и осматривал внимательно всё её тело, чтобы убедиться, не сделала ли несчастная себя волшебными средствами нечувствительной к действию орудий пыток или не спрятан ли у неё где-нибудь колдовской амулет или иное волшебное средство. Чтобы ничто не осталось скрытым от глаз палача, он сбривал или сжигал факелом или соломой волосы на всём теле, как свидетельствуют Протоколы инквизиционных судов, «даже и на таких местах, которые не могут быть произнесены пред целомудренными ушами». Подсудимую, нагую и изувеченную, привязывали к скамье и переходили к самой пытке.

Одной из первых пыток был «жом»: большой палец ущемлялся между винтами; завинчивая их, палачи достигали такого сильного давления, что из пальца текла кровь.

Если это не приводило жертву к признанию, то брали затем «ножной винт», или «испанский сапог». Ногу клали между двумя пилами и сжимали в этих ужасных клещах до такой степени, что кость распиливалась. Для усиления боли палач ударял время от времени молотком по винту. Вместо обыкновенного ножного винта часто употреблялись зубчатые винты, так как, по уверению инквизиторов-палачей, боль достигала при этом сильнейшей степени. Мускулы и кости ноги сдавливались до кровотечения, и этого, по мнению многих, не мог вынести даже самый сильный человек.

Следующую степень пытки составлял так называемый «подъём», или «дыба». Руки пытаемого связывались на спине и прикреплялись к верёвке. Тело поднималось, после чего или оставалось свободно висеть в воздухе, или опускалось спиной на колья-копья. Поднималось тело с помощью верёвки, переброшенной через блок, который прикрепляли к потолку. Человека при этом так вытягивали, что нередко происходил вывих вывороченных рук, находившихся над головой. Тело несколько раз внезапно опускали вниз и затем вновь медленно поднимали вверх, причиняя жертве нестерпимые муки.

Судя по актам инквизиции, только немногие могли выдерживать пытку. И эти немногие большей частью сознавались непосредственно после пытки под влиянием увещеваний судей и угроз палача. Заключённых уговаривали сознаться добровольно, ибо в таком случае они могут ещё спасти себя от костра и заслужить милость, то есть смерть от меча. В противном же случае они будут сожжены заживо.

Если у человека и после таких ужасных пыток оставались силы отрицать свою вину, то к большому пальцу его ноги привешивали всякие тяжести. В этом состоянии узника оставляли до полного разрыва всех связок, что причиняло невыносимые страдания, и при этом время от времени палач порол обвиняемого розгами. Если и тогда пытаемый не сознавался, палач приподнимал его до потолка, а потом вдруг отпускал тело, которое падало с высоты вниз. В протоколах описываются случаи, когда после такой «операции» отрывались руки, за которые тело несчастного было подвешено.

Следующим шло испытание на «деревянной кобыле» – треугольной деревянной перекладине с острым углом, на которую сажали верхом жертву и на ноги подвешивали тяжести. Острый конец «кобылы» медленно врезался в тело по мере того, как оно опускалось, а грузы на ногах постепенно увеличивались после каждого очередного отказа сделать признание.

Была также пытка «ожерелье», когда кольцо с острыми гвоздями внутри надевали на шею. Острия гвоздей чуть касались шеи, а ноги при этом поджаривались на жаровне с горящими угольями. Судорожно извиваясь от боли, жертва натыкалась на гвозди «ожерелья».

Поскольку заключённый мог быть подвергнут пытке лишь однажды, судьи объявляли в ходе пытки частые перерывы и удалялись, чтобы подкрепить свои силы закуской и выпивкой. Заключённый оставался на дыбе или кобыле и мучился часами. Потом судьи возвращались и продолжали пытку, меняя орудия.

Кое-где пытаемым давали опьяняющие напитки, чтобы ослабить их силу воли и заставить дать показания. Вот уж истинное ханжество: тех, кого судили за приготовление колдовских напитков, инквизиторы не стеснялись опаивать тем же варевом.

Между орудиями пытки мы находим также вертящуюся кругообразную пластинку, которая вырывала мясо из спины пытаемого.

Если палач отличался особенным усердием, то он выдумывал новые способы пытки, например, лил горячее масло на обнажённое тело жертвы, или капал на неё и держал под её руками, подошвами или другими частями тела зажжённые свечи.

К этому присоединялись и другие мучения, например вбивание гвоздей под ногти на руках и ногах. Очень часто висевших пытаемых секли розгами или ремнями с кусками олова или крючьями на концах.

Но жертвам причиняли физические страдания не только «материальными способами». В Англии, например, применялась пытка бодрствованием. Обвиняемым не давали спать, их без отдыха гоняли с одного места на другое, не разрешая останавливаться до тех пор, пока ноги чудовищно не отекали и люди не приходили в состояние полного отчаяния.

Иногда арестованным давали исключительно солёные кушанья и при этом не давали ничего пить. Несчастные, мучимые жаждой, готовы были на всякие признания и часто с безумным взглядом просили напиться, обещая отвечать на все вопросы, которые судьи им задавали.

Дополнением к мучениям жертв инквизиции являлись тюрьмы, в которых содержались несчастные. Тюрьмы эти сами по себе были одновременно и испытанием, и наказанием для обвиняемых в колдовстве.

В то время места заключения вообще представляли собой отвратительные вонючие дыры, где холод, сырость, мрак, грязь, голод, заразные болезни и полное отсутствие какой бы то ни было заботы о заключённых за короткое время превращали несчастных, попадавших туда, в калек, в психических больных, в гниющие трупы.

Но тюрьмы, назначенные для ведьм, были ещё ужаснее. Такие тюрьмы специально строились с особыми приспособлениями, рассчитанными на причинение несчастным возможно более жестоких мук. Одно содержание в этих тюрьмах было достаточно для того, чтобы в конец потрясти и измучить попадавшую туда невинную женщину и заставить её признаться во всевозможных преступлениях, в которых её обвиняли.

Один из современников той эпохи оставил описание внутреннего устройства этих тюрем. Это были толстые, хорошо укреплённые башни или подвалы. В них находились несколько толстых брёвен, вращающихся около вертикального столба или винта. Брёвна развинчивались или раздвигались, в отверстия между верхними брёвнами клались руки, в отверстия между нижними брёвнами – ноги заключённых. После этого брёвна привинчивались или прибивались кольями или замыкались так плотно, что заключённые не могли шевелить ни руками, ни ногами. В иных тюрьмах находились деревянные или железные кресты, к концам которых крепко привязывались головы, руки и ноги заключённых, так что они должны были постоянно или лежать, или стоять, или висеть, смотря по положению креста. В других имелись толстые железные полосы с железными запястьями на концах, к которым крепились руки заключённых. Так как середина этих полос цепью была прикреплена к стене, то узники не могли даже пошевелиться.

Иногда к ногам вешали тяжёлые куски железа, так что несчастные люди не могли ни вытянуть ног, ни притянуть их к себе. Иногда в стенах были сделаны углубления такого размера, что в них с трудом можно было сидеть, стоять или лежать; заключённые там запирались железными затворами.

В некоторых тюрьмах находились глубокие ямы, выложенные камнем, с узкими отверстиями и крепкими дверями сверху. В них узников опускали на верёвках и таким же образом их вытягивали наверх.

Во многих местах заключённые страшно страдали от холода и отмораживали себе руки и ноги. После этого даже если их и выпускали на свободу, они на всю жизнь оставались калеками.

Некоторые узники постоянно содержались в темноте, никогда не видели солнечного света и не могли отличить дня от ночи. Они находились в неподвижности и лежали в собственных нечистотах, получали отвратительного качества еду, не могли спокойно спать, одержимые мрачными мыслями, злыми снами и всякими ужасами. Они страшно страдали от укусов вшей, мышей и крыс. К тому же они постоянно слышали ругань, злые шутки и угрозы тюремщиков и палачей.

И так как всё это продолжалось не только месяцы, но и целые годы, люди, помещённые в тюрьму бодрыми, сильными, терпеливыми и в трезвом уме, очень быстро становились слабыми, дряхлыми, искалеченными, малодушными и безумными.

Неудивительно, что во время пребывания в тюрьме многие женщины впадали в исступлённое состояние, у них начинались видения, и они представляли, что их посещает в тюрьме дьявол, который говорит с ними, даёт им советы, указания, имеет с ними половые сношения. Об этих посещениях они потом рассказывали на допросах, стремясь прекратить невыносимую муку заключений и пыток, и это служило новым доказательством их виновности. Часто дьявол являлся в лице тюремщиков, которые совершали над заключёнными молодыми женщинами зверские насилия.

Другие женщины впадали в состояние апатии и встречали мучения с удивительным равнодушием, которое судьи объясняли участием дьявола, помогающего ведьме переносить пытки без боли.

Итогом всего этого ужасного процесса было наказание – наказание в любом случае, даже если испытания пытками не приводили обвиняемую к признанию и не оказывалось достаточных доказательств к осуждению.

Но даже если свершалось чудо и несчастная получала свободу, радоваться ей было нечему. Совершенно искалеченная физически и морально, всеми презираемая и вызывающая отвращение женщина выпускалась на свободу не как оправданная, а как подозреваемая. Её чаще всего ждали новое обвинение и арест.

Нередко выпущенным на свободу узницам инквизиции запрещался вход в церковь, а если и разрешался, то им отводилось в церкви особое место, отделённое от других. Даже в их собственном доме бывшие заключённые должны были быть изолированы и жить в отдельной комнате. Нередко этих несчастных отталкивала собственная семья, которая боялась принять их к себе обратно – из страха навлечь на себя подозрение или из-за того, что всё-таки считала их во власти дьявола, несмотря на оправдание суда.

Но оправдательные вердикты были очень редки. Большей частью пытки кончались признанием, и за процессом следовала казнь. Осуждённую сжигали на костре – живьём или после удушения или обезглавливания. На практике было взято за правило сжигать живьём лишь тех из ведьм, которые упорствовали и не обнаружили признаков раскаяния; по отношению же к раскаявшимся оказывалась милость, и их сжигали после предварительного удушения или отсечения головы.

Если по отношению к осуждённым ведьмам допускалось «снисходительное облегчение наказания», то по отношению к оборотням оно считалось недопустимым, и они должны были быть сожжены живыми.

Приговор суда о предании ведьмы сожжению на костре обыкновенно вывешивался на ратуше к общему сведению, с изложением подробностей выяснившегося преступления.

Осуждённую на сожжение волокли к месту исполнения казни привязанной к повозке или к хвосту лошади лицом вниз по всем улицам города. За ней следовали стражники и духовенство, сопровождаемые толпой народа. Перед совершением казни зачитывался приговор.

В некоторых случаях костёр зажигался небольшой, с маленьким пламенем, для того, чтобы продлить мучения перед смертью. Сожжение было более или менее мучительное в зависимости от того, гнал ли ветер удушающий дым привязанному к столбу в лицо или, наоборот, отгонял этот дым. В последнем случае осуждённый медленно сгорал, претерпевая ужасные муки. Нередко также осуждённым перед казнью отрубали руки или палач во время исполнения приговора рвал раскалёнными щипцами куски мяса из их тел.

Многие имели нравственную силу ждать молча последнего удара сердца, другие оглашали воздух душераздирающими криками. Чтобы заглушать вопли несчастных, им затыкали рот. Окружающая толпа слышала только треск горящего костра и монотонное пение церковного хора – до тех пор, пока тело несчастной жертвы не превращалось в пепел…

Следующая глава >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *