Иоанн дамаскин философия

Глава 1. О познании Глава 2. Какая цель этого произведения? Глава 3. О философии Глава 4. О сущем, субстанции и акциденции Глава 5. О звуке Глава 6. О разделении Глава 7. О предшествующем по природе Глава 8. Об определении Глава 9. О роде Глава 10. О виде Глава 11. Об индивиде Глава 12. О разности Глава 13. Об акциденции Глава 14. О свойстве Глава 15. О сказуемом Глава 16. О сказуемом синонимическом и омонимическом Глава 17. О сказуемом, отвечающем на вопрос: что есть предмет? и каков предмет? Глава 18. Сходства и различия пяти названий Глава 19. Сходство и различие между родом и и разностью Глава 20. Сходство и различие между родом и видом Глава 21. Сходство и различие между родом и свойством Глава 22. Сходство и различие между родом и акциденцией Глава 23. Сходство и различие между разностию и видом Глава 24. Сходство и различие между разностью и свойством Глава 25. Сходство и различие между разностью и акциденцией Глава 26. Сходство и различие между видом и свойством Глава 27. Сходство и различие между видом и акциденцией Глава 28. Сходство и различие между свойством и неотделимой акциденцией Глава 29. Об ипостаси, ипостасном (ενυποστάτον) и неипостасном (ανυποστάτον) Глава 30. О сущности, природе и форме; об индивиде, лице и ипостаси Глава 31. Об омонимах Глава 32. О синонимах Глава 33. О полионимах Глава 34. О различных (ετέρων) и разноименных (ετερωνύμων) предметах Глава 35. О паронимах Глава 36. О десяти самых общих родах Глава 37. Об однородном и принадлежащем к одному и тому же виду, о разнородном, разновидном и различающемся числом Глава 38. О том, что находится в другом Глава 39. Еще о субстанции Глава 40. О природе Глава 41. О форме Глава 42. Об ипостаси Глава 43. О лице Глава 44. Об ипостасном Глава 45. О неипостасном Глава 46. Разделение сущего Глава 47. Разделение субстанции Глава 48. Еще об однородном и принадлежащем к одному и тому же виду; о разнородном ц разновидном; об едино-ипостасном и различающемся численно Глава 49. О количественном и количестве Глава 50. О предметах относительных Глава 51. О качественном и качестве Глава 52. О действии и страдании Глава 53. О положении (κειστηαι) Глава 54. О месте Глава 55. О времени Глава 56. Об имении (του εχηειν) Глава 57. О противоположном Глава 58. О принадлежности и лишении Глава 59. О предыдущем и последующем Глава 60. О том, что вместе Глава 61. О движении Глава 62. Об имении Глава 63. О суждении, утверждении и отрицании Глава 64. О термине, посылке и силлогизме Глава 65. Различные определения Глава 66. Еще об ипостасном соединении Глава 67. Шесть определений философии Глава 68. О четырех диалектических приемах Объяснение слов

Николай Дамасский

Гражданство Римская империя

Род деятельности историк

Биография

Родился около 64 г. до н. э. в Дамаске, Сирия, где отец его, Антипатр, занимал высокое положение и пользовался большим уважением. Полагают, что он был греком или македонцем либо эллинизированным арамеем или сирийцем.

Был другом Ирода Великого.

Оставался верным учению Аристотеля.

Спорно, принял ли он иудаизм или был «полупрозелитом».

В Иерусалиме Николай прожил около 20 лет.

У него был брат по имени Птолемей; возможно, что это был друг Ирода, прокуратор Птолемей.

На основании некоторых намёков можно думать, что причина дружбы Николая с Иродом объясняется любовью Ирода к занятиям философией, риторикой и политикой. Ирод поощрял Николая к занятиям историей. О трудах Николая говорили, что они превосходят труды Геркулеса. Николай сопровождал Ирода в Рим; во время путешествия они вели разговоры на философские темы. Таким образом, Николай в известной степени был наставником, другом и советником Ирода.

В 14 г. до н. э. Николай сопровождал Ирода в Малую Азию, когда тот посетил Агриппу. Как раз тогда ионийцы домогались лишения евреев дарованных им привилегий. Заступничество Николая принесло евреям пользу: они сохранили все свои права. Говоря по этому поводу о Шаббате и употребляя слова «наш» праздник, Николай показывал, насколько он принимал к сердцу еврейские интересы.

Когда Ирод попал в немилость к Августу из-за войны против арабов, Николай так защищал его в Риме, что пострадали одни обвинители иудейского царя.

Верным другом Николай показал себя, когда началась драма в семье Ирода. Если бы Ирод послушался его совета Александр, Аристобул и Антипатр не были бы казнены, что послужило, по словам Николая, началом бедствий и гибели дома Ирода.

Николай остался верным другом Архелая, сына и наследника Ирода, и добился признания его царем в Риме, где того же титула домогались другие братья. По его же совету Архелай отказался от половины царства ввиду враждебного настроения греческих городов, тяготившихся чужеземным владычеством.

Николай пользовался уважением Августа.

Слава Николая основана на его исторических трудах; трагедии и комедии его не сохранились, также, как и его философские книги. Зато исторические сочинения Николая известны в виде многочисленных фрагментов, которыми пользовался Иосиф Флавий. Труды эти следующие: Большой исторический труд в 144 книги, из которых Suidas упоминает лишь 8. Сохранившиеся отрывки относятся к истории Мидии, Ассирии, Греции, Лидии и Персии; они важны и для библейской истории. Отрывки ее, начиная с 96 кн., имеются у Атенея и Флавия. По ссылкам Флавия следует думать, что в книгах 123 и 124 речь шла о защите евреев перед Агриппой. Вся история Ирода, которую Флавий передаёт так подробно в своих «Древностях», основана, несомненно, на Николае. Те стереотипные формулы Флавия, когда он отсылает к своим собственным произведениям, мы находим и у Николая. Произведения Николая служили первоисточником для Флавия, который ими пользовался не только для истории Ирода, но и для истории дома Хасмонеев и вообще истории древности.

Правда, Иосиф Флавий критикует произведения Николая, и упрекает его в лести Ироду, так как Николай рисует отца Ирода, якобы происходящим от знатного еврейского рода, в то время как он был родом идумей. Также, Флавий обвиняет Николая в сокрытии многих фактов, порочащих Ирода, в то время как он преувеличивал всё, что только может прославить Ирода; например, он скрыл ограбление гробниц древних царей. И действительно, Николай поясняет, что историю он написал с единственной целью прославить Ирода.

Hиколай написал биографию Августа, от которой сохранились отрывки о юности его и об убийстве Цезаря, и автобиографию — её фрагменты трактуют в осноном еврейскую историю, так как Николай передаёт события при дворе Ирода, в которых играл роль.

Сохранились значительные фрагменты работы «О жизни Цезаря Августа и о его воспитании», отрывки из комментариев к Аристотелю, рукопись «О растениях», фрагменты этнографического сочинения «Собрание занимательных обычаев» и несколько других произведений. Полагают, что «О жизни Цезаря Августа» могло быть работой, адаптировавшей автобиографию Августа для греческой части Римской империи

Сохранился ещё труд Николая об интересных обычаях у разных народов, наблюдениях и сентенциях.

Может быть, Николай был автором псевдоаристотельского труда «De Plantis».

Умер после 4 года.

Примечания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *