Иоанн кронштадтский пророчества о России

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Фото: иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска

Отец Иоанн помогал и православным, и мусульманам, и иудеям. «У Бога нет ни эллинов, ни иудеев. У меня нет своих денег. Мне жертвуют, и я жертвую. И даже часто не знаю, кто и откуда прислал мне ту или иную сумму. Поэтому и я жертвую туда, где есть нужда, где эти деньги принесут пользу», — говорил батюшка. Касалось это и случаев исцеления болезней — спасал святой «и русского, и поляка, и немца, и татарина с евреем». Стоит ли удивляться, что имя священника из Кронштадта еще при жизни гремело на всю Российскую Империю, вызывая, с одной стороны, почитание, вплоть до болезненного поклонения, с другой — ярую ненависть, зависть, издевательства, язвительные насмешки. Нам повезло, годы жизни святого — с 1829-го по 1908-ой — пришлись на времена, когда человечество научилось хранить личные дневники, поэтому мы можем, нет, не судить, разобраться, что же это за феномен — святой праведный Иоанн Кронштадтский. И насколько актуальны для нас, сегодняшних, его пророчества.

Родился Иоанн Сергиев в бедной семье сельского дьячка. В роду святого было много священников, и он сам с детства явно тяготел к Богу. Когда мальчику исполнилось десять, родители, с трудом собрав необходимую сумму, определили его в Архангельское приходское училище. На первых порах учеба давалась юному Иоанну с трудом, но, по воспоминаниям самого святого, однажды после горячей молитвы, будто пелена спала с его глаз: книжные науки стали ему легки и понятны. Затем была семинария и Санкт-Петербургская Духовная Академия, куда блестящий семинарист Иоанн Сергиев поступил на казенный счет. Далее юношеские мечты о монашестве, о том, как он станет проповедовать христианство в Китае. Однако, увидев, что жители столицы «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии», кандидат богословия Иоанн Ильич Сергиев, взяв в жены дочь настоятеля Андреевского собора Кронштадта, начал свое служение в этом храме. Момент, трудно понимаемый современным читателем: вступив брак, Иоанн Ильич уговорил супругу остаться девственниками — святой желал всего себя посвятить служению Богу и людям.

Кронштадт в то время представлял собой место административной высылки из столицы асоциальных личностей: бродяг, непомнящих родства, проституток, нищих. Как и семьи чернорабочих порта, весь этот люд ютился в лачугах. Пьянство, драки, разбой, попрошайничество, проституция, беспросветная нищета и болезни — вот что составляло жизнь обитателей портового городка. Здесь и начинает свою проповедь святой. Проповедь не только в прямом смысле — как речь, сказанную после богослужения. Проповедь христианства как дела любви и заботы о самых отверженных. Отец Иоанн не только раздает весь свой заработок нуждающимся, он готов отдать и единственные сапоги, и одежду, он утешает отчаявшихся, сидит с больными, занимается детьми, позже священник построит знаменитый Дом Трудолюбия. Построит на собранные народом деньги. Тут будут мастерские, столовая, школа, приюты, библиотека. Конечно, святого сначала не понимали, безграничность его служения не принимали — и те, кому он помогал, и духовенство, не готовое к такой самоотверженности. Однажды отца Иоанна вызвали в Петербург, к Победоносцеву, обер-прокурору Священного Синода. «Вы, батюшка, высокую ноту взяли, — замечает Победоносцев, — Многие до вас эту ноту брали, но потом пришлось сфальшивить». «Не извольте беспокоиться, — слышит в ответ, — я не сфальшивлю, я донесу взятое до конца».

Легко мечтать о служении Богу и людям так, как требует того Евангелие, как ждет от нас Христос, но пронести этот подвиг служения через всю жизнь дано не всякому. Одного желания тут недостаточно, нужно каждодневное обращение к Божьей помощи, нужна помощь Божьей благодати. Отец Иоанн с раннего утра молится, затем служит Божественную литургию, после посещает нуждающихся, потом снова молитва, чтение Библии, короткий сон. И так пятьдесят три года, не обращая внимания ни на хулу и ненависть непонимающих, ни на растущую, превосходящую все мыслимые пределы, славу. Молитва, постоянная обращенность к Богу — вот источник его чудотворения, причина его даров. В том числе дара пророчества

Многие считают, пророки — это своего рода религиозные футурологи, а пророчество равнозначно предсказанию будущего, это если говорить мягко. А если жестко, пророки те же гадатели, прорицатели, шаманы, просто легитимные в глазах Церкви. Обе точки зрения ошибочны. Дело тут вообще не в будущем. Да, пророков называют устами Господа, глашатаями Бога. Да, то, что Божьи пророки говорят, сбывается. Но предвещание будущего — не цель. Главное — чистым взором и праведным сердцем узреть язвы дня сегодняшнего, поднести обществу зеркало правды — чтобы оно не отшатнулось, ужаснувшись, а покаялось.

Можно раскрыть наугад любую страницу проповедей святого праведного Иоанна Кронштадтского, пишет протоиерей Александр Шергунов, и мы услышим плач об Отечестве. «Россия мятется, страдает, мучается от кровавой внутренней борьбы, от безбожия, крайнего упадка нравов. Злые времена! Люди обратились в зверей, даже в злых духов. Жизнь обыденная воссмердела всякими грехами. Вероотступничество, неведение Бога, богохульство, особенно в ученом сословии, сделались как бы повальными, общими. Разврат вошел в ежедневный обычай, печать и литература пропитаны соблазном. Тем именно и страдает ныне русское общество, что оно помешано на всяких свободах, превратно понятых, творит всякие несуразности, нелепости и гоняется за новомодным образом правления, к которому оно совершенно неспособно».

«Браки поруганы, — говорит святой в другой проповеди, — семейная жизнь разлагается, твердой политики не стало, всякий политиканствует, все желают автономии. Не стало у интеллигенции любви к Родине, и они готовы продать ее инородцам, как Иуда предал Христа злым книжникам и фарисеям. Настал, в полную противоположность Евангелию, культ страстей плотских, полное, неудержимое распутство с пьянством, расхищение, воровство казенных и частных банков, и почтовых учреждений и посылок, и враги России готовят разложение государства».

«Какого только еще не сделали зла русские люди и в России живущие? Какими еще не растлили себя грехами? Все, все сделали и сделают, что подвигает на нас праведный гнев Божий: и явное безверие, и богохульство, отвержение всяких истинных начал веры, разврат, пьянство, всякие увеселения вместо того, чтобы облечься в траур общественного покаяния печали о грехах, прогневляющих Бога, неповиновение начальству. … В бесовском царстве есть порядок и подчинение одних злых духов другим, низших — высшим, менее сильных — более сильным, а в христианском государстве исчезли всякое подчинение, всякая власть: дети не признают власти родителей, подчиненные — власти начальства, воспитанники — власти воспитателей… богослужение пренебрегается, проповедь бессильна, нравственность христианская более и более падает, анархия растет…»

По точному замечанию протоиерея Владимира Вигилянского, тревожное предчувствие кровавого будущего России мучило святого, отец Иоанн видел в пороках и язвах своего времени истоки будущих бедствий русского народа, причины краха государственности. В его рассуждениях и пророчествах доставалось властям и думцам, либералам и интеллигенции, журналистам и духовенству. Но обличительные речи Иоанна Кронштадтского сочетались с с самоотверженным служением Богу и людям, с беспощадной требовательностью к себе. Какие из пророчеств праведного Иоанна Кронштадтского свершились? Какие еще впереди? Сегодня дневники и проповеди отца Иоанна легко найти, и в слова святого стоит вчитаться.

Петр Мультатули (кандидат исторических наук, биограф Николая II).

Между Государем Императором Николаем II и Всероссийским пастырем отцом Иоанном Ильичом Сергеевым, прозванным народом Иоанном Кронштадтским, существовала незримая тесная духовная связь. Каждый год в торжественные дни, посвященные коронации, тезоименитству и рождению Императора Николая II святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих проповедях выступал о роли Царя державногo: «… носитель и хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь самодержавный, без него Россия – не Россия…». Иоанн Кронштадтский в речи, произнесенной в день тезоименитства Цесаревича Николая, сказал: «Святителю отче Николае! Молитвами твоими сохрани, умудри и утверди во всех христианских и царственных добродетелях тезоименитого тебе Благоверного Государя Цесаревича Николая Александровича, наследника престола православной России».

Личное знакомство их произошло 9 октября 1894 года в Ливадии в Крыму, куда отец Иоанн Кронштадтский прибыл по инициативе Великой Княгини Александры Иосифовны к умирающему Императору Александру III. Отец Иоанн был всенародно известен, по его молитвам происходили великие чудеса, в том числе и исцеления смертельно болящих. 8 октября отец Иоанн Кронштадтский отслужил в Ливадийской церкви молебен о здравии болящего Государя. На следующий день Цесаревич Николай Александрович подошел к отцу Иоанну под благословение и выразил сожаление, что не смог быть на Литургии в церкви. Отец Иоанн пригласил Цесаревича на следующий день на молебен о здравии Государя Александра III. Днём 10 октября в Симферополь прибыла невеста Наследника — Принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская в сопровождении своей сестры Великой Княгини Елизаветы Феодоровны. Александр III хотел лично присутствовать при таинстве миропомазания будущей невестки, но всякий раз не мог этого сделать по причине крайне плохого самочувствия. 11 октября вся Императорская Семья присутствовала на литургии, которую служил отец Иоанн Сергиев. Наследник отметил в дневнике, что его молитва «за Папà», произвела на него «сильное впечатление». 17 октября Император Александр III причастился у отца Иоанна. Это был день чудесного спасения Царской Семьи в Борках в 1888 г.

20 октября Император Александр III попросил позвать отца Иоанна Кронштадтского, который прочитал над ним молитву об исцелении и помазал его святым елеем из лампады чудотворной иконы. Отец Иоанн положил руку на голову Александра III и держал её на ней, всё время молясь. Государь ему сказал: «Благодарю Вас, мне так хорошо”». В 14 час. 15 мин. Царя-Миротворца не стало. На престол вступил Император Николай II.

В газете «Новое время» была опубликована статья отца Иоанна Кронштадтского: «Не плачь и не сетуй, Россия! Хотя ты не вымолила у Бога исцеление своему Царю, но вымолила, зато тихую, христианскую кончину, и добрый конец увенчал славную его жизнь, – а это дороже всего. Теперь люби также его Наследника, Императора Николая Александровича, получившего от Державного Отца своего завет – идти по следам его».

21 октября в Крестовоздвиженской церкви Ливадийского дворца в семейной обстановке состоялось миропомазание Принцессы Алисы, которое совершил отец Иоанн Кронштадтский.

14 ноября 1894 г. праведный Иоанн сослужил при таинстве венчания Императора Николая II и Великой Княжны Александры Феодоровны, ставшей после венчания Благоверной Государыней Императрицей.

27 мая 1896 г. в Москве в Успенском соборе Кремля прошло венчание и коронация Государя Императора Николая II, куда был приглашен отец Иоанн Кронштадтский. Отец Иоанн присутствовал и молился на крестинах нескольких детей Государя Николая II, в том числе и Цесаревича Алексея Николаевича.

Каждый год в торжественные дни, посвященные коронации, тезоименитству и рождению Государя Императора Николая II праведный Иоанн Кронштадтский в своих проповедях и поучениях выступал о роли Царя державного, защитника веры и Отечества. В проповеди 14 мая 1897 г. Иоанн Кронштадтский сказал: «Будем всегда всем сердцем благодарить Бога, что Он дал и доселе дает нам самодержавных и единодержавных Царей по сердцу Своему, сохраняя преемство рода Романовых и в них дух Православия и стремления к возвеличению Веры и Церкви Православной и государства Российского».

Во время болезни Иоанна Кронштадтского Государь Николай II позвонил по телефону в Дом трудолюбия с целью осведомиться о его здоровье. В телеграмме, направленной в Кронштадт, Государь пишет: «Благодарю Вас, батюшка Иоанн Ильич, за добрую память. Желаю Вам здоровья и сил, также дождаться радостного дня для освящения Морского собора. Николай».

В 1905 г. Иоанн Кронштадтский писал: «Царь у нас праведный и благочестивой жизни – Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».

В отношении к нашей Родине – России отец Иоанн явил собою образ грозного пророка Божия, проповедующего истину, обличающего ложь, призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию за грехи и за богоотступничество. Он один из немногих, кто в 1905 г. открыто и ясно выступил с осуждением революции и революционеров. Будучи сам образом кротости и смирения, любви к каждому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, о. Иоанн с великим негодованием относился ко всем тем безбожным, материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, которые подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний государственный строй России: «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония»; «Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов.

Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя православнаго, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия, и не хочешь лишиться царства и Царя православнаго. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нея многие интеллигенты — то не будешь уже Россией или Русью святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. Помните слова Христа неверным иудеям: отымется от вас царство Божие и дастся языку (народу), творящему плоды его (Мф. 51, 45—45)».

Разумеется, революционеры и стоящие за ними силы не могли простить этого Всероссийскому пастырю. Однажды в сентябре 1907 г. отца Иоанна пригласили якобы к тяжелому больному. В дороге батюшка два раза повторил сопровождающим его лицам: «на заклание меня везете» и потом сказал: «Господи, да будет воля Твоя». В эмиграции инокиня Евфросиния (Туликова), проживавшая в Белграде, записала рассказ молочницы Надежды, которая жила в Санкт-Петербурге на Тимофеевской улице и служила кронштадтскому чудотворцу, сопровождая его в карете во время частных выездов: «Приехали мы в очень богатый дом; в столовой был сервирован стол и поставлены всевозможные закуски. Батюшка спрашивает: «а где больной?» Ему показывают на комнату рядом и приглашают войти, а когда мы захотели за ним войти, нас быстро отстранили и щелкнул замок. Мы все забеспокоились. Слышалась за дверью возня; две из нас стали стучать в дверь, а третья побежала за кучером, которым был богатырской силы. Кучер вбежал и со всей силы плечом ударил в дверь и сломал замок. Нам представилась такая картина: батюшка лежал поперек кровати, на нем были подушки, а на них сидели три изувера; на полу была кровь. Кучер сбросил изуверов, взял на руки батюшку и отнес в карету. Мы все обливались слезами и просили у батюшки прощения. Мы не знали, что там были изуверы. Они порезали батюшке в паху. Когда батюшка пришел в себя, то строго запретил кому-либо говорить об этом, чтобы не было погромов. На другой день в газетах было объявлено, что батюшка болен». От увечий о. Иоанн так и не оправился. Через год он почил, так и не открыв имена покушавшихся на него.

Вероятно, отец Иоанн имел откровение о дне своей кончины. Последние дни был в забытьи. 18 числа, придя в сознание, спросил, какое число. Получив ответ, произнес: «Ну хорошо, значит еще два дня». Утром 20 декабря 1908 г. душа его отошла ко Господу. Император Николай Александрович выразил свою скорбь в специальном рескрипте: «Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтобы угас светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник, отец Иоанн Кронштадтский».

С кончиной святого праведного Иоанна Кронштадтского началось увековечивание его памяти. Оно было положено императорским рескриптом от 12 января 1909 г. Описывая пастыря как праведника и молитвенника за всю землю Русскую, Государь Николай II призывал ежегодно и всенародно отмечать день поминовения отца Иоанна и так же широко в наступающем 1909 году почтить его память в сороковой день со дня его кончины. Кроме того, Государь выразил надежду, что Святейший Синод предпримет шаги по канонизации отца Иоанна. Большевистский переворот 1917 года перечеркнул все планы и прославление великого святого всей полнотой Русской Православной Церкви состоялось лишь 8 июня 1990 г. Через десять лет в 2000 г. на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви была прославлена в лике Страстотерпцев и Царская Семья во главе с Императором Николаем II.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *