Ипатий гангрский

Тропарь, глас 4-й:
Изволением Божественнаго разума вперив ум свой в Небесныя обители и равно Ангелом житие пожив на земли, сего ради мучения красоты венец на своем версе утвердив, священномучениче Ипатие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Другой тропарь, глас 3-й:
В прекрасном Церкве Апостольския вертограде из юна возраста всесильною десницею Божиею насадился еси, богоблаженне отче Ипатие, и в ней, яко верен первосвященник, верно Богоначальное и Всетворящее Троическое Единство проповедал еси во вселенском Собрании, Духа же святаго в добродетелех исполнен быв, велия чудеса сотворив, мучением за веру Христову скончався, пришел еси в Небесный град, идеже Трипостасного Бога зря, моли о чествующих тя, да в Горнем Иерусалиме со святыми жити сподобимся.

Кондак, глас 2-й:
Римскому отечеству светильник, богозарными лучами концы светя, ныне просвети твое празднество поющия, Ипатие, прося свыше мира и грехов оставления, молитвами защити ны, Ипатие многострадальне.

Другой кондак, глас 2-й:
Обитель Триипостасного Божества, достоблаженне отче Ипатие, быв во вселенную Всетворца Бога воскликнул еси. Благодарственне же чудодействуя, вшел еси в Небесныя обители, тамо моли Всесвятую Троицу, молим тя, исцели телеса и души наша в богосозданную нашу красоту.

Молитва:
Трисолнечного Света светозарная звездо, вводящая в мир Трисолнечный Свет апостольскими твоими, богоевангельскаго проповедания священноучении, священномучениче, иерарше Христов, Богоблаженне Ипатие. Ты приял еси от Святые Троицы равноапостольную благодать, серафимскую в горечестии к Богу любовь, яко же верховнейший апостолов Петр, и херувимскую многоочитую во учении премудрость, яко же вторый Павел. Просветивый премудрым твоим благочестия учением тьмочисленныя народы, присноусердно подражая всемирнаго Учителя, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Его же ради всесмиренно молю богоподражательное отеческое твое благоутробие: призри милостивно богосветлыми очима твоима на сущее недостоинство мое, яко всечадолюбивый по Бозе отец, и присноусердный нашего спасения наставниче, и всех в Горних правонеизменный строитель, адамантная Православию стена и пресветлый столп, вводящий второноваго Израиля во всепросветлейший Горний Сион. Потщися вскоре помоществовати на бранех воинству нашему. Проси же присно у Святыя Троицы всем православным христианом мира и тишины, душевного спасения и многолетняго в телеси здравия, воздуха благорастворения, земли благоплодия, неплодствующим благочадия, и в законе Господнем воспитания, и всех благих умножения. А после жития коемуждо жизни сея сподоби святыми твоими молитвами улучити христианскую кончину благу, непостыдну и мирну, со всепреподобнейшим исповеданием и со причастием Святых Безсмертных Небесных и Животворящих Христовых Тайн, и с молитвомаслием безпрепятное воздушных мытарств прошествие, наследие со святыми всерадостныя присносущныя жизни, в ней же купно со ангельскими чинми непрестанныя хвалы вознесем Отцу со Единородным Его Сыном и с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, и тебе, великое твое отеческое милостивое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Ипатий Гангрский (IV в.) — священномученик. Епископ Гангр Пафлагонских. Один из 318 свв. отцов I Вселенского Собора 325 г. в Никее, ревностный защитник св. Православия и обличитель ересей. Обладал даром исцеления и изгнания бесов. В царствование Императора Констанция (337-361) совершил чудо, силой молитвы уничтожив страшного змея, заползшего в сокровищницу царского дворца. По пути в свою епархию подвергся нападению еретиков новациан и ариан, которые зверски убили его. Тело священномученика было обретено одним земледельцем и с плачем перенесено согражданами в Гангры. У мощей св. Ипатия сразу же начали происходить чудеса и исцеления. В России св. Ипатий почитается как особый покровитель Царственного Дома. Монастырь в его честь основан на берегу реки Костромы прародителем Царского Дома Годуновых крещеным татарским мурзой Четом (Захарией). В годы Смутного Времени в этом монастыре укрылся со своей матерью Великой Старицей Марфой и спасся от польских оккупантов законный наследник угасшего Дома Рюриковичей Михаил Феодорович Романов. Именно сюда явилось посольство Великого Поместного Церковного и Земского Собора 1613 года, объявившее Природному Царю Михаилу известие о его всенародном призвании на царство.

В доме, принадлежавшем семье Ипатьевых, в Екатеринбурге прошли в заключении последние месяцы жизни св. Царя-Страстотерпца Николая II, его Августейшей Семьи и верных служителей. 4/17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома Страстотерпцы были казнены богоборческой властью. Одноименность монастыря, в котором воцарилась Династия Романовых, и дома, в котором принял мученическую смерть последний правящий Государь этой Династии со своей Семьей, до сих пор вызывает у далеких от христианского миропонимания людей лишь мрачные и зловещие ассоциации. В действительности, это совпадение говорит лишь о том, что св. Ипатий был рядом с Царской Семьей в очищающем подвиге мученичества, обратившем поражение Российской Государственности в феврале 1917 года в духовную победу и залог грядущего торжества Православной Монархии.

Небесное заступничество и покровительство св. Ипатия ярчайшим образом проявилось в отношении законного Преемника замученного Государя Николая II – первого Главы Дома Романовых в изгнании Кирилла I Владимировича. Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. он, тогда еще молодой Великий Князь, являлся начальником штаба у вице-адмирала С.О. Макарова и находился рядом с ним на капитанском мостике эскадренного броненосца «Петропавловск», когда столкновение с японской миной повлекло чрезвычайно быстрое потопление корабля. Катастрофа унесла жизни почти всех матросов и офицеров броненосца. Уцелело чуть больше 1/10 части команды. Из находившихся на капитанском мостике, непосредственно под которым произошел взрыв, спасся только Великий Князь Кирилл Владимирович. Он непостижимым образом избежал смерти от взрывной волны и обломков, а потом какой-то неведомой силой был вынесен на поверхность из грандиозного водоворота, образовавшегося на месте гибели «Петропавловска», и 40 минут продержался в 5-градусной воде. Когда к нему подплыла спасательная шлюпка, он крикнул матросам: «Со мною всё в порядке, спасайте остальных!»Чудесное спасение Великого Князя Кирилла Владимировича произошло 31 марта/13 апреля 1904 г. – в день памяти св. Ипатия Гангрского. Будущий первый Император в изгнании, свято и нерушимо сохранивший традиции своего Дома после крушения Российской Православной Державы, также как и его Царственный Прародитель Михаил Феодорович, был обязан жизнью молитвам священномученика.

31 марта/13 апреля (после 340). Священномученика Ипатиа Епископа Гаггрскаго. Чудесное спасение Благовернаго Государя ИМПЕРАТОРА КИРИЛЛА ВЛАДИМИРОВИЧА.

Тропарь, глас 4: И нравом причастник, и престолом наместник Апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и Веры ради пострадал еси даже до крове, Священномучениче Ипатие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Сщмч. Ипатий Гангрский. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г.
Сщмч. Ипатий Гангрский. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г.

И. обычно изображают старцем с длинной седой бородой клиновидной формы и с вьющимися волосами; облачен в фелонь, нередко крещатую, красного цвета в знак его мученической кончины, в омофоре, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие. Данные черты сохраняют устойчивость и зафиксированы в иконописных подлинниках. В греч. Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в Минее на март в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» И. описан как «старец с остроконечною бородою, пораженный от одной женщины камнем, скончался, молясь Богу» (Ерминия ДФ. Ч. 3. § 21. Март. № 31); в кратком перечне отцов I Вселенского Собора его имя не приведено. В месяцеслове рус. иконописного подлинника по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) память святого указывается под 2 датами — 16 нояб. и 31 марта, причем в 1-м случае содержится пояснение, что святому «в минее церковной в сей же день положена служба… обаче не ныне его память, но марта 31» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 193), где и приведено его пространное описание, основанное на сюжетах Жития: «…сей на Первом Вселенском Соборе бысть. Подобием сед, власы на главе мало с ушей, брада широка, подоле Власиевы (сщмч. Власия Севастийского.- Авт.), на конец раздвоилась, ризы святительские и омофор, в руке Евангелие, а в другой жезл, под ногами змий, вельми страшен: 60 локот долгота его, конец жезла в устах змиевых. Нецыи пишут: в правой руке образ Пречистыя Богородицы с превечным Младенцем Иисусом Христом, в левой руке свиток, а в нем написано: «Аще кто не покланяется иконе Пречистыя Богородицы с превечным Младенцем Иисусом Христом, да будет проклят»» (Там же. С. 307-308). Еще раз имя И. в этом подлиннике упомянуто в связи с описанием композиции I Вселенского Собора (Там же. С. 4). В сводном Большаковском иконописном подлиннике (XVIII в.) за основу взят сюжет с участием И. в I Вселенском Соборе, ошибочно названном VII: «…сед, брада широка, подоле Власиевы, наконец раздвоилася, на главе власы с ушей маленько, риза багор, дичь светла, в левой руке свиток, а в нем написано: аще кто не покланяется иконе Пречистыя Богородицы с превечным Младенцем Иисусом Христом, да будет проклят. На седмом соборе он тако рече, и посрамил еретиков тем словом» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 85).

На Кипре в одной из ранних росписей в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) И. представлен в алтарной зоне в медальоне — правой рукой благословляет, в левой — Евангелие. В ц. свт. Николая Чудотворца (Агиос Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (сер. XIV в.) — в центральной зоне апсиды оплечно в медальоне, вместе с другими святыми, в т. ч. с Кипрскими (Спиридоном Тримифунтским, Ираклидием Тамасским, Лазарем Четверодневным, Авксивием, Тихоном Амафунтским, Зиноном, Николаем Чудотворцем). В росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1564) И. представлен вместе с прп. Акакием, еп. Мелитинским (фрески перенесены на юж. стену вимы из апсиды). В росписи кафоликона мон-ря прп. Неофита (нач. XVI в.) — в зоне вимы на сев. стене в сев. проходе, вместе со сщмч. Елевферием Иллирийским.

Образ И., а также поясные изображения арх. Михаила и 3 святых были написаны в период палеологовского ренессанса в ныне полуразрушенной к-польской церкви, известной под названием Иса-капы (Ворота Христа).

Почитание И. на Руси было особенно распространено в Вел. Новгороде, где святой, по замечанию В. Н. Лазарева, считался покровителем новгородских посадников и тысяцких, а также в соответствии с его Житием помогал в борьбе с ересью и нечистой силой. В 1183 г. в Вел. Новгороде «на Рогатеи улици» была поставлена первая церковь, освященная во имя сщмч. Ипатия Гангрского, в 1396 г. ее возвели в камне; под 1396 г. упоминается чудо от иконы Спасителя, находившейся «в святом Еупатии на Щеркове улице» (НПЛ. С. 37, 227, 371, 388). В монументальной живописи изображение И. представлено в росписи центральной апсиды новгородской ц. Спаса на Нередице (1199; фрагмент лика хранится в ЦМиАР) в нижнем регистре святительского чина, его образ на сев. стене является парным образу свт. Лазаря Четверодневного, еп. Кипрского, на юж. стене и помещен рядом с фигурой сщмч. Власия Севастийского.

С Вел. Новгородом связывают целый ряд предметов мелкой пластики, на которых запечатлен И. Образцом новгородского эмальерного дела XIII в. является медная иконка — крышка мощевика — с фронтальной фигурой святого и надписью: «АГИОС И(П)АТИI», выполненная в технике перегородчатой эмали (НГОМЗ) (Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Др. Руси. М., 1975. Табл. 16, 27). Дискуссионной остается датировка т. н. Иерусалимского креста («Гильдесгеймского (Хильдесхаймского) креста»), находящегося в ризнице кафедрального собора Хильдесхайма, Германия. Крест датируется: 2-й пол. XII — нач. XIII в. (Шляпкин. 1914; Ludat. 1956; Назаренко. 2001; Он же. 2003), не ранее кон. XIII в. (Декоративно-прикладное искусство Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. / Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 1996. С. 87-88, 195-201. Кат. № 32), рубежом XIII и XIV вв. (Медынцева. 1995). На обороте креста-мощевика (энколпиона) фигуру прор. Илии в центральном поле-средокрестье фланкируют фигуры свт. Василия Великого и И., на концах — апостолы Петр, Павел, Иоанн и Матфей. Включение образа И. в данную иконографическую программу еще раз подчеркивает исключительность его почитания в Вел. Новгороде. В новгородской каменной пластике образ И. встречается наряду с образами «охранителей воинов и демоноборцев». По характеристике, данной Т. В. Николаевой группе резных иконок новгородского происхождения, они «не имеют подражательного характера, в них видна индивидуальная творческая манера» (Николаева. 1983. С. 28). На иконке «Св. Троица. Святые Ипатий Гангрский и Никита» из собрания М. П. Боткина (XIII в., ГРМ. № БК-1873) полуфигуры И. и вмч. Никиты представлены на обороте иконки в строго фронтальных позах; у И. клиновидная, раздвоенная внизу борода, в левой руке Евангелие с крестом на крышке, персты правой сложены для благословения; надпись над фигурой И.: «ЕУПАТ(Н)». Еще на одной новгородской иконке — «Гроб Господень. Святые Николай Чудотворец, Ипатий Гангрский, Василий и Димитрий Солунский» (XIV в., ГИМ. № 81761/414. К-434) И. изображен погрудно вместе со свт. Николаем в верхнем ряду. Также в группу севернорус. икон, связываемых не с Новгородом, а с Псковом, входит иконка «Свт. Николай Чудотворец. Сщмч. Ипатий Гангрский» из собрания Ф. М. Плюшкина (XIII в., ГРМ. № кам. 60) — полуфигура, фронтально, Евангелие держит в покровенной руке, надпись: «ЕПАТЕ». Изображение И. (вместе со св. Стефаном) помещено на происходящем из Вел. Новгорода медном литом образке (4,3×4,6 см; ГРМ), относимом к XIV-XV вв. (Порфиридов. 1959).

В XIV в. изображения И. и соименного ему Ипатия Эфесского (?) (оба в 3-м ряду, погрудно, в медальонах; в обоих случаях надпись: «Елпатиi») украсили т. н. Васильевские врата, выполненные в технике золотой наводки для собора Св. Софии в Вел. Новгороде в 1335/36 г. (ныне в юж. портале собора Успенского мон-ря в Александрове).

Сщмч. Ипатий Гангрский и вмч. Никита. Оборотная сторона резной иконки «Св. Троица». XIII в. (ГРМ)
Сщмч. Ипатий Гангрский и вмч. Никита. Оборотная сторона резной иконки «Св. Троица». XIII в. (ГРМ)

В иконописи одно из ранних изображений И. сохранилось на иконе «Спас на престоле, с избранными святыми на полях», происходящей из пос. Крестцы Новгородской обл. (2-я пол. XIII — нач. XIV в., ГТГ),- в рост на правом поле, симметрично образу свт. Климента Александрийского (Анкирского (?)) на противоположном поле; правой рукой благословляет, в покровенной фелонью левой руке — Евангелие. С образом И. (судя по поновленной в 1556 надписи) связывают фигуру святителя на правом поле иконы «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми на полях», написанной Алексой Петровым для ц. свт. Николая Чудотворца Липенского новгородского мон-ря (1294, НГОМЗ). Святой изображен 2-м сверху, парный ему образ на левом поле — свт. Иоанн Златоуст. В пользу стилистической атрибуции святого как И. говорят святительские одежды, где фелонь в знак мученической кончины имеет красный цвет, однако в противоположность близким по времени памятникам (образам на иконе из ГТГ, на фреске ц. Спаса на Нередице) облик святого не соответствует устоявшейся традиции изображения И. седовласым старцем с длинной клиновидной бородой, здесь он показан темноволосым средовеком с округлой бородой.

В сер. XIX в. в новгородской Климентиевской ц. находился храмовый образ И., происходящий из бывш. ц. сщмч. Ипатия на Рогатице; примечательно, что это был житийный образ «священномуч. Ипатия в чудесах» (Макарий , архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 112). Самая ранняя дошедшая до нас житийная икона И. относится к 1-й пол. XV в. (кон. XV — 1-я пол. XVI в. (?), Тверь, ГТГ). Тип изображения в среднике восходит к т. н. Зарайскому образу свт. Николая Чудотворца: И. написан с поднятыми и разведенными в стороны руками, персты правой сложены в жесте благословения, в левой на убрусе держит Евангелие; у И. темные без проседи волосы и длинная клиновидной формы борода, на голове тонзура, причем в клеймах святой изображен седовласым. Сцены, размещенные на полях 16 клейм, восходят к апокрифу «Ипатиево мучение», к-рый повествует о «семи смертях» святого (см.: Тихонравов. 1863): 1. Проповедь И. священникам Гангры; 2. За И., молящимся в храме, пришли воины, чтобы взять его по приказу царя; 3. И. перед царем; 4. И. крестит народ («…крестися царь руками святого Ипатия… и все вельможи его и весь град крестисе»); 5. И. воскрешает жену игемона; 6. И. «испекают» на огне; 7. И. побивает змея; 8. Сожжение И. в медном воле; 9. Привязанный к коню И. разбивается о камни; 10. Явление И. в темнице беса в облике ангела; 11. И. кладут под «гнет» (камень) и вливают ему в горло раскаленное олово; 12. Явление И. в темнице Спасителя; 13. И. варят в котле; 14. И. отрубают руки и ноги; 15. Беседа И. с игемоном; 16. И. ввергают в яму и заваливают камнями. Житийные клейма И. представляют собой «самостоятельную разработку цикла на русской почве, притом относительно позднего времени… Этим возможно объяснить и неоднократные заимствования художника из более разработанного цикла — «георгиевского»» (Попов, Рындина. 1979. С. 332-333).

Богоматерь «Воплощение», с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием. Икона. Кон. XVI в. (КГОИАХМЗ)
Богоматерь «Воплощение», с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием. Икона. Кон. XVI в. (КГОИАХМЗ)Ап. Филипп, свт. Иоанн Златоуст, сщмч. Ипатий Гангрский. Оборотная сторона Владимирской иконы Божией Матери. Кон. XVI в. (КГОИАХМЗ)
Ап. Филипп, свт. Иоанн Златоуст, сщмч. Ипатий Гангрский. Оборотная сторона Владимирской иконы Божией Матери. Кон. XVI в. (КГОИАХМЗ)

Значительная часть памятников с образом И. связана с Ипатиевским мон-рем в Костроме. Согласно преданию, основателю мон-ря было видение Богородицы и предстоящих Ей ап. Филиппа и И. Одна из наиболее ранних сохранившихся икон, отражающих легендарные события основания обители,- образ из Троицкого собора мон-ря «Богоматерь «Воплощение», с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием Гангрским» (кон. XVI в., Москва, КГОИАХМЗ). Из монастырской описи 1595 г. известно, что в соборе помимо названной находилось еще 2 иконы того же извода, возможно являвшиеся вкладом семьи Годуновых (Костромская икона. 2004. С. 482. Кат. 33). В центре изображена Богородица с Младенцем Христом (вариант Богоматери Печерской), по сторонам Ее трона — ап. Филипп (слева) и И. (справа; такая ориентация святых по сторонам, согласно иерархии их небесных чинов, соблюдается и в др. памятниках).

Фигуры свт. Иоанна Златоуста, ап. Филиппа и И. помещены на оборотной стороне Владимирской иконы Божией Матери, бывшей запрестольным выносным образом Троицкого собора (кон. XVI в., Москва, КГОИАХМЗ). И. облачен в крещатую фелонь, обеими руками перед грудью придерживает Евангелие, конец омофора перекинут через левую руку.

Для деисусного чина иконостаса собора была создана ростовая икона И. (1652, артель Василия Ильина Запокровского (?), КГОИАХМЗ). Святитель изображен в 3/4-ном повороте влево, облачен в крещатую красных тонов фелонь с травянисто-зеленым исподом, красно-коричневый подризник, как и на обороте запрестольной иконы, он обеими руками придерживает Евангелие, а конец омофора перекинут через левую руку. В местном ряду того же иконостаса (за диаконскими дверями) находится местный образ И. письма Василия Никитина Вощина (1575, КГОИАХМЗ). Святой изображен фронтально, стоящим на орлеце и держащим перед собой обеими руками Евангелие. Он облачен в орнаментированную цветами по красному фону фелонь, в близкий по цвету к черному омофор с желтыми крестами, под к-рым видна золотистая епитрахиль, на боку палица, справа из-под фелони виден убрус, закрепленный на поясе. На грудь спускается цепь, которая предполагает изображение панагии, скрытой кодексом.

С мон-рем также связана житийная икона ап. Филиппа и И., написанная мастерами Оружейной палаты для местного ряда иконостаса придела во имя этих святых Троицкого собора (1670, ГТГ). В среднике в молении Богородице на престоле (в облачном сегменте) предстоят ап. Филипп и И. Вокруг средника — 14 клейм, разделенных поровну относительно центра на 2 житийных цикла — ап. Филиппа и И. Во 2-м цикле, иллюстрирующем Житие И., представлены следующие сюжеты, основанные, вероятнее всего, на тексте ВМЧ свт. Макария, митр. Московского: 1. Первый Вселенский Собор в Никее и наказание Ария, И. молится Господу, И. изводит источник теплых вод и исцеляет больных; 2. Явление горящих свечей на реке, указавших И. дорогу; 3. Моление И. о превращении горьких вод в сладкие и исцеление им приходящих; 4. Чудо со змеем; 5. Царь Константин воздает почести И., И. исцеляет больных у стен города; 6. Нападение на И. еретиков у Плевницы, скверная жена, сторонница Ария, убивает И. камнем; 7. Перенесение и погребение тела И., раскаяние скверной жены (прочтение сцен см.: Тихомирова. 2006). В среднике И. изображен в орнаментированной цветочным узором фелони, в клеймах — в крещатой.

Эта икона послужила основой для большинства сцен житийного цикла в росписи придела (ныне диаконника) собора Ипатиевского мон-ря (1684, артель Гурия Никитина). Цикл предваряет композиция в люнете и на подпружной арке под юго-вост. барабаном с образами молящихся Господу Вседержителю ап. Филиппа и И. Из 20 клейм цикла 8 посвящено И.: 1. Первый Вселенский Собор и обличение Ария; 2. Моление И. о превращении вод источника из горьких в сладкие, исцеление болящих; 3. Явление И. горящих свечей на реке; 4. Чудо о змее; 5. Царь Константин воздает почести И.; 6. Народ прославляет И.; 7. Нападение на И. еретиков, убиение И.; 8. Погребение И.

Еще одна фреска с образом И. была выполнена в 1913 г. артелью палехских иконописцев под рук. Н. М. Сафонова в сев. галерее с правой стороны портала: святой обращен влево к благословляющей деснице Спасителя. Непривычной деталью иконографии является посох в левой руке И., который, очевидно показан здесь не только как патрон обители, но и как ее игумен, предстательствующий за нее на небесах.

Из ризницы монастыря также происходят 2 предмета лицевого шитья с образом И. На подвесной пелене кон. XVI в. (КГОИАХМЗ) И., как и в среднике его житийной иконы из ГТГ, изображен прямолично в рост, правой рукой благословляет, на отведенной в сторону левой держит Евангелие. Особенности иконографии др. пелены, «Св. Троица, с припадающими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием» (нач. XVII в., КГОИАХМЗ) связаны с посвящением главных престолов обители; коленопреклоненные фигуры святых показаны в центре под изображением Св. Троицы (т. н. новозаветной).

Царь Константин воздает почести сщмч. Ипатию Гангрскому. Сцена из житийного цикла сщмч. Ипатия Гангрского в росписи диаконника Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина
Царь Константин воздает почести сщмч. Ипатию Гангрскому. Сцена из житийного цикла сщмч. Ипатия Гангрского в росписи диаконника Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы СавинаСщмч. Ипатий Гангрский и свт. Иона, митр. Московский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Сщмч. Ипатий Гангрский и свт. Иона, митр. Московский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Несмотря на более выраженное почитание святого 31 марта, а не 16 нояб., где предпочтительным является изображение ап. Матфея, в рус. иконописи встречается образ И. в ноябрьской минее (икона на нояб., нач. XVII в. (?), ЦАК МДА). Перечень памятников с образом И., представленных в минеях на март, несравнимо шире. Одной из ранних икон в таком ряду является годовая минея из Музея икон в Рекклингхаузене, датированная 1-й пол. XVI в.,- И. показан вместе со свт. Ионой Московским, чья память приходится на тот же день, он в крещатой фелони, Евангелие держит на омофоре в покровенной фелонью левой руке. Его изображение традиц. иконографии есть: на обороте 2-сторонней иконы-таблетки на март (нач. XVII в., Музей икон, Рекклингхаузен); на 2-сторонней иконе-таблетке на март-апр. (2-я пол. XVI в., собрание М. Б. Миндлина); на годовой минее нач. XIX в. (УКМ); на среднике иконы-складня «Минея годовая» 2-й пол. XIX в. (собрание В. А. Бондаренко) и проч. В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на март И. изображен в фелони, с митрой на голове, обеими руками перед грудью держащим икону Божией Матери с Младенцем Христом. На гравированном листе святцев на март работы И. К. Любецкого (1730) И. показан в более традиц. иконографии — в фелони, с непокрытой головой, правой рукой благословляет, в левой — Евангелие. На миниатюре Молитвослова кнг. М. П. Волконской, созданного под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева (РГБ ОР. Ф. 218. № 812, 50-е гг. XIX в.), образ И., благословляющего обеими, разведенными в стороны руками, помещен в части месяцеслова на март.

В совр. церковном искусстве иконография святого сохраняет традиц. черты. К среднику житийной иконы ап. Филиппа и И. восходит написанная на доске кон. XIX в. и стилизованная под живопись кон. XIX — нач. XX в. икона «Ап. Филипп и сщмч. Ипатий Гангрский в молении Божией Матери на престоле, на фоне Старого города Ипатиевского монастыря» (2007-2008, частная коллекция, Кострома).

В 2008-2009 гг. ряд икон вышел из мастерских художественно-производственного предприятия «Софрино»: «Ап. Филипп и сщмч. Ипатий Гангрский в молении Св. Троице, на фоне Ипатиевского монастыря» — мон-рь изображен с вост. стороны, а святые стоят на противоположном берегу р. Костромы; «Сщмч. Ипатий Гангрский» — И. представлен прямолично по пояс, с Евангелием в левой руке; «Божия Матерь «Воплощение», с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием Гангрским».

В 2010 г. палехскими иконописцами (руководитель артели — О. Р. Шуркус) в технике клеевой росписи была выполнена композиция на юж. стороне навершия сев. (Екатерининских) ворот Ипатиевского мон-ря с изображением явления Божией Матери, ап. Филиппа и И. мурзе Чету на месте основания обители.

Лит.: Тихонравов Н. С. Памятники отреченной рус. лит-ры. М., 1863. Т. 2. С. 121-145; Шляпкин И. А. Рус. крест XII в. в г. Гильдесгейме // ВАИ. 1914. Вып. 22. С. 36-45; Мясоедов В. К. «Иерусалимский крест» в ризнице собора в Гильдесгейме // ЗОРСА. 1918. Т. 12. С. 7-22; Лазарев В. Н. Живопись Владимиро-Суздальской Руси // История рус. искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1953. Т. 1. С. 192; он же. История визант. живописи. М., 1986. С. 162; Ludat H. Das «Jerusalemer Kreuz» im Hildesheimer Domschatz: Ein russisches Reliquiar // AKG. 1956. Bd. 38. N 1. S. 63-91; Порфиридов Н. Г. Об одной группе древнерус. медных литых изделий // Сообщ. ГРМ. Л., 1959. № 6. С. 52, 54-55; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 1. С. 80. Кат. 14; С. 238-239. Кат. 204; Т. 2. С. 464-465. Кат. 983; Бочаров Г. Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. М., 1969. С. 15. Табл. 4; Миjовић Менолог. С. 386; Смирнова Э. С. Живопись Вел. Новгорода: Сер. XIII — нач. XV в. М., 1976. С. 161-165, 171; Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв. М., 1979. С. 329-333. Кат. 26; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983. С. 15, 28, 67-69, 89, 115. Табл. 18, 1; Табл. 46, 3; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 17, 26, 39, 78, 105, 124, 130, 134, 139, 203, 206, 212, 317, 325, 341, 342; ГТГ: Кат. собр. Т. 1. С. 74-76. Кат. 18; Медынцева А. А. Древнерус. крест-мощевик из Хильдесгейма // Церк. археология: Мат-лы 1-й всерос. конференции. Псков, 20-24 нояб. 1995 г. СПб.; Псков, 1995. Ч. 2. С. 63-66; Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. P. 71, 182, 244, 379; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 57; С. 63. Кат. 140; Молитвослов кнг. М. П. Волконской: Работы акад. живописи Фёдора Солнцева. М., 1998; Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 634-635; он же. Крест «Иерусалимский»? «Новгородский»? «Хильдесхаймский»? // Правосл. паломник. 2003. № 6(13). С. 54-58; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде. СПб., 2002. С. 42. № 129. Ил. 108, 198; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 512-519. Кат. 59; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII — 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург). М., 2004. С. 41-43. Кат. 33. 7; С. 51. Кат. 35. 6; Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 478-479. Кат. 25. Ил. 34; С. 472-483. Кат. 33. Ил. 52; C. 510-512. Кат. 80; С. 523. Кат. 103. Ил. 159; С. 592-594. Кат. 228. Ил. 349; Тихомирова Е. Л. Икона «Ап. Филипп и сщмч. Ипатий Гангрский с житием» 1670 г. из Троицкого собора Ипатьевского мон-ря и житие ап. Филиппа и сщмч. Ипатия в стенописи Троицкого собора Ипатьевского монастыря 1684 г.: Иконогр. программа памятников // Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: (Мат-лы конф. 21-23 сент. 2005 г.). Ростов, 2006. С. 150-157; Tradigo A. Icons and Saints of the Eastern Orthodox Church. Los Angeles, 2006. P. 290-291; Стенопись Троицкого собора Ипатьевского собора Ипатьевского мон-ря / Авт.-сост.: О. С. Куколевская. М., 2008. Т. 1. С. 166-185.

Э. В. Шевченко, И. А. Орецкая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *