Исаия 54 17

11 НОЯБРЯ

БОЖЬЯ ЗАЩИТА

«Ни одно оружие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь». (Исаия 54:17)
Ни одно орудие, сделанное против вас, не будет успешно. Разве это не чудесная новость! Как приятно знать, что никакая болезнь, никакие обстоятельства, никакая проблема не могут раздавить вас.
Несколько лет назад одному из моих друзей предстояло судебное разбирательство. Мы с ним помолились на основании этого места Писания и согласились, что последнее слово в данной ситуации будет за ним, а не за обвинениями, выдвинутыми против него. Мы стояли в вере, что он выиграет этот процесс.
И, конечно же, когда мой друг предстал перед судом, обвинения оказались необоснованными. Он выиграл дело не потому, что имел умных и находчивых адвокатов. Он выиграл потому, что был невиновен, и потому что верил этому имеющему огромную силу обещанию Божьему.
Следуйте его примеру. Когда дьявол атакует вас в какой-то сфере вашей жизни, не плачьте и не умоляйте Бога спасти вас. Лучше откройте свою Библию на книге Исаии 54:17. Напомните себе о том, что Бог пообещал вам. Используйте это обещание, чтобы тверже противостоять греху и всяким другим злым делам, которыми дьявол пытается связать вас.
Затем утвердитесь в нем через молитву. Скажите: «Господь, я отказываюсь бояться этого оружия, которое выставил против меня дьявол, потому что я знаю, согласно Твоему Слову, что оно не будет успешно.
Я полагаюсь на Твою защиту и благодарю Тебя за нее. Во имя Иисуса. Аминь».
Не пренебрегайте Божьей защитой. Приведите ее в работу в своей жизни. Вы имеете на нее полное право как раб Господа.

Отрывок из Писания:

10 Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь.
11 Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров;
12 и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои — из жемчужин, и всю ограду твою — из драгоценных камней.
13 И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих.
14 Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе.
15 Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет.
16 Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, — и Я творю губителя для истребления.
17 Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, — ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь.
(Ис. 54:10-17)

БУДЬТЕ МУЖЕСТВЕННЫ!

«Будь тверд и мужествен… Только будь тверд и очень мужествен… Будь тверд и мужествен». (И.Навина 1:6-7,9)
После многочисленных прочтений книги И.Навина я убежден, что, когда Бог начал давать И.Навину Свои наставления (1 глава), И.Навин был глубоко потрясен величием задания, возлагавшегося на него.
Однако Бог не говорил И.Навину о невозможном. Он просто продолжал повторять ему: «Будь тверд и мужествен!»
Бог не сказал И.Навину самому совершить великие дела. Он не сказал: «Придумай способ переправиться через Иордан».
Он не сказал: «Проверь войска и оцени, достаточно ли оружия, чтобы завоевать обетованную землю».
Бог сказал: «Только…» Видите это? Только! «Только будь тверд и очень мужествен!» Другими словами: «И.Навин, твоя часть задания состоит в том, чтобы быть твердым и мужественным. Я позабочусь обо всем остальном. Я выиграю сражения. Я буду держать людей на их месте. Я покажу тебе, как разделить землю. А ты только будь мужествен!»
«Ну, брат Коупленд, мне Он такое никогда не говорил!»
Нет, говорил. Фактически, Он записал это для вас в Новом Завете.
«Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя», так-что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евреям 13:5-6). «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Ефесянам 6:10).
Для любого вызова, с которым вы столкнетесь, Бог уже дал вам наставление: «Будь тверд и мужествен». Если вы сделаете это, Он позаботится обо всем остальном.

ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ СЛОВА

Я ТВЁРД И МУЖЕСТВЕН

«Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им». (Иис. Нав. 1:6)

Для последующего изучения:

1 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву:
2 Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым.
3 Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею:
4 от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши.
5 Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя.
6 Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;
7 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.
8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.
9 Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь.
10 И дал Иисус повеление надзирателям народа и сказал:
11 пройдите по стану и дайте повеление народу и скажите: заготовляйте себе пищу для пути, потому что, спустя три дня, вы пойдете за Иордан сей, дабы придти взять землю, которую Господь Бог отцов ваших дает вам в наследие.
12 А колену Рувимову, Гадову и половине колена Манассиина Иисус сказал:
13 вспомните, что заповедал вам Моисей, раб Господень, говоря: Господь Бог ваш успокоил вас и дал вам землю сию;
14 жены ваши, дети ваши и скот ваш пусть останутся в земле, которую дал вам Моисей за Иорданом; а вы все, могущие сражаться, вооружившись идите пред братьями вашими и помогайте им,
15 доколе Господь Бог ваш не успокоит братьев ваших, как и вас; доколе и они не получат в наследие землю, которую Господь Бог ваш дает им; тогда возвратитесь в наследие ваше и владейте землею, которую Моисей, раб Господень, дал вам за Иорданом к востоку солнца.
16 Они в ответ Иисусу сказали: все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем;
17 как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя: только Господь, Бог твой, да будет с тобою, как Он был с Моисеем;
18 всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты ни повелишь ему, будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен! (Иис. Нав. 1:1-18)

Ежедневное чтение:Иезекииля 14-15; Псалом 99

4. СПАСЕНИЮ НАДЛЕЖИТ ПРИЙТИ ОТ РАБА (главы 54-57)

В этих главах говорится о великом акте благословения, которое придет на Израиль (глава 54) и на прозелитов (55:1 — 56:8) благодаря «подвигу Раба», и о великом осуждении, которого не избежать нечестивым (56:9 — 57:21). В конечном счете повествование «переносится» в Тысячелетнее царство, которое установит на земле Мессия. В отличие от Израиля, Он преуспеет в осуществлении дела, порученного Ему Богом.

а. О благословении (спасении) Израиля (глава 54)

1) О численном росте Израиля.

Ис. 54:1-3. По-разному понимают богословы стих 1. И, вполне вероятно, что созерцаемое пророком, то, о чем он говорит здесь и далее, имеет несколько ракурсов (апостол Павел, к примеру, цитирует это место применительно к истории Сарры; Тал. 4:27 и толкование на этот стих). (Напомним, что, отталкиваясь от событий, уже осуществившихся или осуществляющихся в истории, Исаия «проникает» в пределы истории духовной, осуществлению которой на земле положит начало явление Мессии.)

В ветхозаветном сознании способность рожать (дарована ли она земле или людям, женщине) — всегда знак Божиего благословения. Отсутствие ее — знак богооставленности. В этом — ключ к аллегории, в которую облечено обращение Исаии к Израилю; он уподоблен женщине «неплодной, нерождающей», которая «на малое время» (стих 7) оставлена мужем своим (Господом). Все это — вероятный образ иудеев в их вавилонском пленении.

Но пророк призывает их веселиться и радоваться, потому что предвидит время, когда у ныне оставленной мужем будет гораздо более детей, нежели у той (сравнение, подразумевающее обычную женщину), которую муж не оставлял. В свете известной из истории реальности пророчество это более, по-видимому, чем к послепленной ситуации относится к тому, что осуществится в Тысячелетнем царстве. Упомянем и о таком толковании: Исаия обращается здесь к «святому остатку» Израиля, прозревая его многочисленное «духовное потомство» в мессианское время. Образ распространения потомков Израиля «вдаль и вширь» по земле (стихи 2-3) взят из быта кочевых племен (стих 2).

2)Господь «возвращает» оставленный Им народ.

Ис. 54:4-10. Продолжение аллегории. Творец всего сущего, избравший для Себя (как супруг избирает жену) народ Израиля, его всемогущий (Саваоф) Бог, Который искупил его, обещает ему, что всему пережитому им (по причине его отступлений от Господа) на протяжении его истории (в периоды юности и вдовства) положен будет конец, так что он и вспоминать об этом более не будет.

Ибо Господь, оставивший его на малое время, вновь призовет его и примет с великою милостью. Стихи 9-10 свидетельствуют, что обещание, которое Господь дает устами Исаии, обращено в удаленное от пророка будущее, которое он, получающий откровение свыше, воспринимает, однако, как отделенное от него «малым временем» (характерная для пророков «утрата чувства земного времени»); впрочем, в краткосрочной исторической перспективе это «малое время» могло относиться к пребыванию евреев в вавилонском изгнании.

Известно, однако, что и в послепленное время история Израиля отнюдь не протекала «гладко», и гнев Божий неоднократно постигал его. Поэтому, давая Свою торжественную клятву (стих 10), Иегова, очевидно, относит осуществление ее ко времени возвращения на землю Мессии. В стихе 9 Господь ссылается на другую клятву, данную Им после потопа Ною и сыновьям его, что водою Он более не будет истреблять жизнь на земле (Быт. 9:9-11).

3)Израилю уготовано мирное будущее (54:11-17).

Ис. 54:11-12. Здесь в образе «безутешной жены», видимо, предстает Иерусалим как гражданский центр и духовное средоточие Израиля. Немало «бурь» было и будет попущено ему (Плач. 1:1-2,5, 15-17, 21), но придет и для него время успокоения в Боге его. Драгоценные камни символизируют ценность будущего Иерусалима в глазах Господа и Его заботу о нем.

Ис. 54:13-15. Виденье пророком реалий Тысячелетнего царства, в котором все сыновья народа будут научены Господом, и воцарится мир, и утвердится праведность («правда»; стих 14) среди них. И если раньше врагам Израиля многократно попускалось Самим Иеговой вооружаться против него, то в том будущем, которое созерцает Исаия, всякий, кто за мыслил бы это (напомним, что грех и смерть все еще будут существовать и после второго пришествия Мессии), падет.

Ис. 54:16-17. Продолжение той же аллегории. Бог все во всем: история совершается под Его контролем, Он Сам производит орудие для всякого своего дела, включая грозные «орудия воспитательного воздействия» на человечество (губителя для истребления). Глава заканчивается заверением в том, что те, которые уверуют в Господа («станут рабами Его»), будут Им оправданы (получат в наследие… оправдание).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

54 «Восклицай от радости, бесплодная, не рождавшая! Веселись, радостно восклицай и громко кричи, не знавшая родовых болей, потому что у оставленной больше сыновей, чем у замужней,— говорит Иегова.— 2 Расширь место своего шатра. Пусть растянут полотнища твоего большого жилища. Не ограничивай себя. Удлини верёвки своего шатра и укрепи его колья. 3 Ведь ты распространишься направо и налево, твои потомки овладеют народами и заселят опустошённые города. 4 Не бойся, потому что ты не будешь в стыде, и не чувствуй себя униженной, потому что ты не будешь разочарована. Ты забудешь о стыде своей юности и больше не будешь вспоминать позора своего долгого вдовства».

5 «Твой Великий Создатель — твой муж и владелец, его имя Иегова воинств, и Святой Израиля — твой Выкупающий. Богом всей земли назовут его. 6 Иегова позвал тебя, как оставленную жену, опечаленную духом, и как жену юности, которая была отвергнута»,— говорит твой Бог.

7 «На одно мгновение я оставил тебя, но с огромным милосердием соберу тебя. 8 В потоке негодования я лишь на мгновение спрятал от тебя лицо, но буду милосерден к тебе, веками проявляя любящую доброту»,— говорит твой Выкупающий, Иегова.

9 «Это для меня как дни Ноя. Как я поклялся, что во́ды Ноя больше не пройдут по земле, так я поклялся, что больше не буду негодовать на тебя и упрекать тебя. 10 Горы удалятся, и холмы зашатаются, а моя любящая доброта не будет удалена от тебя, и моё соглашение о мире не пошатнётся»,— говорит Иегова, проявляющий к тебе милосердие.

11 «О несчастная, бросаемая бурей, безутешная! Я скреплю твои камни крепким раствором и сделаю твоё основание из сапфиров. 12 Я сделаю зубцы твоих стен из рубинов, твои ворота — из ярких огненно-красных камней и все твои границы — из прекрасных камней. 13 Все твои сыновья будут научены Иеговой, и у твоих сыновей будет изобилие мира. 14 Ты утвердишься в праведности. Ты будешь вдали от угнетения, потому что ничего не будешь бояться, и от всего, что внушает ужас, потому что оно не приблизится к тебе. 15 Если кто-то и нападёт на тебя, это будет не от меня. Кто бы ни напал на тебя, падёт из-за тебя».

16 «Я сотворил мастера, который раздувает горящие угли и изготавливает оружие — своё изделие. Я же сотворил и губителя, чтобы он разрушал. 17 Ни одно оружие, созданное против тебя, не будет иметь успеха, и любой язык, который выступит против тебя на суде, ты осудишь. Это наследие, данное служителям Иеговы, и их праведность — от меня»,— говорит Иегова.

5. Мессия – Искупитель (Гл. 54)

54:1-3 Глава 54 начинается со слова «Возвеселись!», и это неслучайно. Более подходящее слово трудно найти для начала главы, следующей сразу же за главой 53, где повествуется о смерти Христа, Его погребении, Воскресении и Вознесении.

В первом стихе главы 54 мы видим контраст между бесплодным, опустошенным Израилем в рабстве и с возрожденным, искупленным народом – плодовитым и ликующим. В Послании к Галатам (4:21-31) Апостол Павел сравнивает небесный Иерусалим с земным. Границы земли расширятся, чтобы вместить население страны, которое будет на редкость многочисленным. Израиль будет первым среди народов, и евреи заселят опустевшие города.

54:4-8 Позабыт будет весь позор египетского рабства (юность) и вавилонского пленения (вдовство), потому что Иегова возродит народ и снова примет его к Себе. Во время плена гнев Его пылал лишь малое время, но когда Господь восстановит Израиль, сострадание и милость пребудут вечно.

54:9-10 Подобно тому, как в древние времена Бог заключил завет с Ноем, так и теперь Он обещает Израилю, что в Тысячелетнем Царстве не будет ни гнева Божьего, ни упреков.

54:11, 12 Хотя Иерусалим пережил много бурь и страданий, Господь восстановит его и украсит. Среди камней будут рубины, а в основании города – сапфиры. Окна, ворота и стены будут из драгоценных камней. Эти метафоры передают невыразимую красоту. Дин Элфорд посвятил будущему Иерусалиму такие стихи:

Далеко на горизонте
Возвышаются башни города,
В котором пребывает наш Господь;
Этот прекрасный дом – наш!
Золотое сияние ворот,
Радостные потоки рек,
Восторг неописуемый.

54:13-15 Все люди будут научены Господом, и повсюду будет процветание. Правда утвердится. Больше не будет страха порабощения, изгнания или притеснения. Любой, кто пойдет войной против Израиля, будет осужден и наказан.

54:16, 17 Бог, сотворивший оружейника (кузнеца) и захватчика (губителя), способен контролировать поступки и действия Своих творений. Господь говорит, что ни одно орудие, сделанное против Израиля, не будет успешно, Израиль сам обвинит каждого обидчика. Это оправдание и победа – наследие рабов Господа. Они получат эти благословения, когда настанет золотая пора мира и процветания.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

По внешней связи образов и фактов настоящая глава, по-видимому, не имеет ничего общего с содержанием предыдущей 53 главы. Эту связь можно и должно находить несколько выше, с Ис.49:18-20, Ис.51и Ис.52:1 главами, где точно так же говорится о восстановлении обновленного Иерусалима, как центра будущего духовного Израиля. Мысли, выраженные в только что перечисленных главах по частям и под покровом образов, здесь являются предметом особого специального раскрытия, придающего им больший объем, а также большую ширину и глубину. Но если мы вдумаемся во внутренний смысл речей пророка, то нетрудно будет установить связь и настоящей (54 гл.) главы с предыдущей (53 гл.). В заключительных стихах последней главы, в речи о плодах великой искупительной жертвы Мессии указывалось, между прочим, и на то, что Невинный Страдалец, после прославления Его Богом, увидит большое и многочисленное потомство (10) и что Он спасет и оправдает «многих». Вот об этом-то «долгоживотном семени», об этих-то оправданных многих чадах бесплодной прежде матери пророк и хочет вести теперь, логически вполне уместную, специальную речь.

1–6. Пророчество об умножении чад воссозидаемой и воссоединяемой Богом церкви. 7–10. Вечность союза и непоколебимость союза Бога с новозаветной церковью. 11–17. Промыслительные заботы Бога о новой церкви: ее украшение, научение, утверждение в правде и охрана от врагов.

Ис.54:1-3. Идет обычное у пророка Исаии в таких случаях торжественное обращение к субъекту речи (ср. Ис.35:1; Ис.48:1; Ис.49:1; Ис.51:1; Ис.52 и др.), хоть недостаточно ясное – к какому именно? Вследствие этого, одни говорят, что это – обращение к язычникам, другие – к уверовавшим из иудеев, третьи – к духовному Израилю вообще, как составившемуся из язычников и из иудеев. Последнее объяснение полнее и лучше других отвечает главной теме данной речи.

Ис.54:1. Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь.

«Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами». Обычный в еврейской поэтической речи плеоназм и параллелизм мыслей. Что касается смысла самого обращения, то большинство святоотеческих толкователей склонно видеть здесь исключительное обращение к «неплодящей прежде языческой церкви» (святой Кирилл Александрийский, святой Иоанн Златоуст, блаженный Иероним и др.). Но, как видно из свидетельства блаженного Иеронима, такой, несколько односторонний взгляд утвердился из противодействия другому, более одностороннему и гораздо опаснейшему – иудейских хилиастов, которые на этом и на подобных ему местах основывали свои грубо чувственные ложномессианские вожделения. Но для нас такая опасность отпадает, и мы смело можем восстановить подлинный смысл данного пророческого образа. Чтобы это сделать, необходимо сопоставить его с другими аналогичными образами, взятыми у того же самого пророка.

Такой, ближайшей параллелью является начало 35 главы: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая». Единство образа «неплодной, нерождающей» и образа пустыни сухой «необитаемой» откроется не только из сходства Ис.54:1 с Ис.35:1, но еще из того, что отдельные черты, относящиеся в 54 гл. к «неплодной», встречаются также в первой части книги. Ср. напр., ст. 1-й с Ис.26:17-18:) (особенно «рождали как бы на ветер»), слова: – «у оставленной гораздо больше детей… ты распространишься направо и налево», ср. с Ис.26:15; ст. 2-й с Ис.33:20, 23:); стих 11–12 с Ис.28 (иер. Фаддей, Цит. сочин., с. 215, примеч.). В 35-й главе, по общепринятому мнению, под «жаждущей пустыней» разумеется страна Израильская или Палестина, которая во время плена вавилонского, действительно, пришла в сильное запустение (Ис.49:19) и снова расцвела лишь по возвращении ее обитателей из вавилонского плена. Отсюда, можно заключать, что и в 54 гл, под образом «неплодной и нерождающей жены, временно оставленной… мужем», разумеется, прежде всего и главным образом, народ израильский. Но не весь Израиль, в большей своей части отвергнувший Мессию и за то отверженный Богом, а лучшая, хотя и меньшая часть этого Израиля, но «святое его семя», которое послужило закваской для нового духовного Израиля, вытекшего, преимущественно, из недр язычества.

Некоторую аналогию обращения, именно, к этому «остатку» Израиля можно усматривать, напр., в следующих словах пророка Исаии: «Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев.» (Ис.12:6). См. также торжественно ликующие речи пророка о духовном Сионе (51–52 гл.).

«Потому что у оставленной гораздо больше детей, нежели у имеющей мужа». Те, кто в предыдущем обращении видели указание на пустыню «язычества», и в данном сопоставлении усматривают сравнение новозаветной (языческой) церкви с ветхозаветной (иудейской). Но мы, держась иного толкования в первом случае, должны последовательно предложить другое и в данном месте. Под женой, имеющей мужа и однако довольно бесплодной, мы разумеем исторический, ветхозаветный Израиль, который несмотря на всю исключительность союза его, как избранного народа, с Богом, в целой своей массе оказался однако «бесплодной смоковницей». Под «женой же, оставленной своим мужем» и однако многорождающей, мы разумеем «остаток» верного Израиля, т. е. христиан из иудеев, которые, хотя и потеряли прежнюю исключительность своих отношений к Богу (в Церкви Христовой «нет уже Иудея, ни язычника» (Гал.3:28), но зато приобрели очень многих и верных чад новозаветной церкви из бывших язычников.

То обстоятельство, что эта жена оставлена Богом, нисколько ее не унижает, потому что она оставлена не за свою негодность, а вследствие недействительности, ненадобности, уничтожения самого этого брака, ибо христианство настолько универсально и космополитично, что в нем уже нет места никаким исключительным племенным или национальным союзам с Богом. Итак, здесь мы имеем, собственно говоря, обращение пророка к верному Израилю, уверовавшему в Мессию и этим самым оправдавшему свое высокое предназначение. Но так как этот «остаток» Израиля послужил закваской или семенем для рождения многих чад новозаветной церкви из среды язычества, то этим самым не исключаются из речи пророка и обращенные язычники. Нельзя не отметить, наконец, и того немаловажного обстоятельства, что наше толкование стоит в полном согласии со взглядом Апостола Павла на роль в истории христианства лучших представителей иудейства, когда, напр., он говорит, что «Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников» (Рим.9:24), или когда называет, христианина из язычников «дикой маслиной», привившейся к стволу иудейства (Рим.11:17).

Ис.54:2. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои;

Ис.54:3. ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города.

«Распространи место шатра твоего… пусти длинные верви твои и утверди колья твои.» При нашем понимании первого стиха, толкование данного становится очень простым и ясным. Остаток верного Израиля очень мал и потому живет в самом тесном помещении (шатре). Но так как ему вскоре предстоит сильно умножиться и разрастись, благодаря притоку новых чад из среды язычества, то пророк и убеждает его перестроить свое жилище, чтобы сделать его, как можно поместительнее и просторнее. Образы – разоренного шатра, в случае несчастия, и обновленного и расширенного, в случав удачи и счастья – одни из любимых и употребительных у пророков (Ис.33:20; Иер.10 и др.).

В пророчественно-прообразовательном смысле под расширенным и обновленным шатром, раскинувшимся во все страны света («направо и налево» 3 ст.), можно разуметь новозаветную церковь, как это объясняет блаженный Иероним: «она должна распространиться направо и налево, не должна подражать тесноте иудейской скинии, имевшей сто локтей длины, пятьдесят локтей ширины, ни заключаться в коротком пространстве храма, имевшего шестьдесят локтей длины и двадцать локтей ширины, но, не переставая, должна занимать места направо и налево».

Блаженный же Феодорит к этому добавляет: «едва ли ошибется кто, если назовет кольями святых пророков, апостолов и мучеников: ибо они, сокрытые в земле, наподобие кольев, держат скинию церкви, связанную учением, как бы какими веревками». Необходимо напомнить, что как самый образ «спасительного шатра», так и отнесение этого образа к «святому остатку Израиля» не является у пророка Исаии чем-либо совершенно неожиданным и новым, а дает, по-видимому, краткое повторение того, что было предметом специального раскрытия в одной из раннейших глав первой части его книги (см. IV гл. в особенности стихи 2–3 и 6-ой).

«И потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города.» Новозаветная христианская церковь трактуется здесь, как естественное продолжение ветхозаветной иудейской церкви. И вот, когда большинство представителей ветхозаветной теократии не признало Христа за Мессию, отвергло Его и тем самым уклонилось от своего истинного призвания и как бы покинуло идеальные места своего обитания (в религиозном смысле), то на их убылые места во множестве явились другие, достойные занять их, – бывшие язычники, которые и сделались истинными потомками не по плоти, но по духу, обновленного Израиля (Рим.9:7-8; Гал.4 и др.).

Ис.54:4. Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего.

С 4–8 идет особое, нарочитое ободрение «святого Израиля», которому раскрывается вся неосновательность его опасений и все богатство изливаемой на него Божественной милости.

«Не бойся, ибо не будешь постыжена… ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего.» Две, дважды повторенных, по содержанию параллельных, ободрительных мысли: не бойся, забудь о своем кратковременном позоре, блаженный Иероним в своем переводе с еврейского ставит их даже в причинную связь: «не бойся… потому что стыд юности твоей забудешь…»

Тоже делает и текст LXX, вместе со славянским: «не бойся… понеже срамоту вечную забудеши» (ср. Зах.8:15), Некоторое недоумение возбуждает здесь лишь то, что надо разуметь под «посрамлением юности» и «бесславием вдовства»? Так как, согласно нашему толкованию, здесь предметом пророчества являются христиане из иудеев, которые, быть может, несколько смущались своего особого, изолированного состояния (большинство иудеев стояло на враждебной христианству почве), то и в отмеченных терминах следует видеть указание на какие-либо определенные периоды из израильской истории. Под «бесславием юности» всего лучше разуметь время до заключения завета при Синае, в особенности, период Египетского блужения, когда народ еврейский почти вовсе забыл истинного Бога, о чем выразительно замечает и пророк Иезекииль: «и блудили они в Египте, блудили в своей молодости; там измяты груди их, и там растлили девственные сосцы их» (Иез.23:3).

Под «бесславием же вдовства» разумеют обычно период вавилонского пленения, когда господь, за грехи и блужение Израиля во след чуждых богов, снова оставил его и лишил Своего благодатного присутствия (разрушение храма и Иерусалима). Прямое подтверждение такого взгляда можно находить у пророка Иеремии: «вдовым не будет оставлен Израиль, и Иуда Богом Своим» (Иер.51:5), и косвенное – у самого Исаии: «вы проданы за грехи ваши и за преступление ваши отпущена мать ваша» (Ис.50:1).

Ис.54:5. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он.

«Ибо твой Творец есть супруг твой». Лучше бы, по-русски, переставить эти определения: «твой супруг – есть творец». Верный остаток Израиля, смущаясь своей малочисленностью, мог, в припадке малодушия, считать себя покинутым людьми и оставленным Богом. Пророк и утешает его, говоря, что для верного Израиля время бесславного вдовства уже прошло, и что у него снова есть супруг, который есть Творец и не только Творец, но и Искупитель.

«Богом всей земли назовется Он». Это – одно из знаменательных ветхозаветных мест, где особенно ясно выражена идея универсальности Бога: Он – не Бог только Израиля и Иудеи, но Бог всей земли, Творец вселенной и Искупитель всего человечества. До такой высоты религиозное сознание ветхозаветного человечества могло подниматься лишь в редких исключительных случаях (Пс.23:1; Пс.46:2, 7; и др.); более же широкое распространение и глубокое понимание всего этого постепенно сложилось лишь в новозаветные времена.

Ис.54:6-8. Идет повторение той же самой мысли – о новом союзе (завете) Бога с народом – выраженное в более подробном развитии уже не раз названного образа, сначала, временно расторгнутого, а затем снова восстановленного супружеского союза.

Ис.54:6. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой.

«Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом». В последних словах нельзя не видеть намека на ближайший повод предложенного в этой речи пророчеством утешения малому остатку верного Израиля.

Ис.54:7. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя.

Ис.54:8. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь.

«На малое время Я оставил Тебя… но вечною милостью помилую». Обычные в еврейской поэзии приемы – параллелизма мыслей и антитезы их. Как содержание данного образа, так и самая его форма довольно близко напоминают известный символический образ, так подробно раскрытый у пророка Осии (в особен. Ос.2:19-20:). Заслуживает здесь внимания также противопоставление Божественного гнева и любви: гнев – на короткое время, а милость и любовь – навеки.

Ис.54:9-10. Эти два стиха представляют собой Божественную клятву, данную в утверждение непреложности вышесказанного – о вечной милости Бога в отношении к Своему истинному, верному Израилю. Содержанием или знамением этой клятвы является указанное на другое аналогичное историческое событие, в котором уже достаточно некогда выразилась вечность Божественной милости. Это – ссылка на заключительный момент истории всемирного потопа, когда Господь поклялся Ною не повторять подобного опустошительного наказания за грехи людей (Быт.9:11). И вот, подобно тому, как Господь свято и нерушимо исполняет это обещание, несмотря на все ужасные преступления человечества, столь же непреложно осуществит Он и новое свое обетование о милости к новозаветному Израилю.

Ис.54:10. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь.

«Горы сдвинутся и холмы поколеблются, а милость Моя не отступит». Чрезвычайно радостная и утешительная мысль, выраженная к тому же в самой определенной, торжественно-категорической форме, которая так и просится на сравнение ее с известными словами Самого Господа Иисуса Христа: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.24:35).

«Легче подвинутся горы и холмы, нежели изменится мысль Моя, как говорится в Евангелии. Таково милосердие Мое, чтобы завет мира, которым Мне воссоединен мир, сохранялся не по заслуге тех, кому он дарован, а по Моей милости» (блаженный Иероним).

Ис.54:11-17. В заключение главы дается поэтическое, трогательно-прекрасное описание особых Божественных забот об Его верном, новозаветном Израиле.

Ис.54:11. Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров;

«Бедная, бросаемая бурею, безутешная!» С такими словами пророк обращается к новозаветной иудейской церкви, и посредством их – ко всему духовному Сиону. Сколько в них поэтической нежности, трогательной заботливости и искреннем теплоты чувства! И как сильно и хорошо такими немногими словами охвачены все превратности внешней и внутренней судьбы Израиля, начиная с постепенной внутренней нормы его нравственно-религиозной жизни и кончая потерей его политической самостоятельности, заставлявшей его постоянно переходить из одних рук в другие.

Ис.54:12. и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин, и всю ограду твою – из драгоценных камней.

«Я положу камни твои на рубине… ворота твои из жемчужин и всю ограду твою из драгоценных камней.» В противоположность крайней неустойчивости ветхозаветной иудейской церкви, новозаветная христианская (во главе с уверовавшими иудеями) будет поставлена особенно твердо и прочно: в основание ее лягут рубины и сапфиры, воротами ее будут служить жемчужины, а ограда будет сделана сплошь из драгоценных камней. Все это свидетельствует, с одной стороны, о крайней прочности и устойчивости церковного здания, а с другой – о богатстве и роскоши ее внешнего убранства. По-видимому, этот же самый образ, под видом «горнего Сиона или небесного Иерусалима» подробно раскрыт и в Апокалипсисе (Откр.21:10-27), а в несколько измененной форме также и у пророка Иезекииля (Иез.40-48 гл.). Ближайший, исторический смысл этого образа тот, что хотя новозаветная церковь тоже не обойдется без сильных потрясений и бурь, но они ей не страшны, подобно тому, как ярость морских волн бессильна против твердой гранитной скалы, или как внешняя осада не опасна для хорошо и сильно укрепленного города. В иносказательном пророческом смысле, по толкованию святых отцов – под краеугольным камнем, лежащим в основании здания Церкви, должно разуметь Христа (ср. Ис.28:16; Ам.7:8; Зах.3:8, 9; Пс.117:22; Мф.21:42; Лк.20:17-18; Деян.4:11; 1Пет.2:4-8); а под другими драгоценными камнями, сосредотачивающимися вокруг Него – Его апостолов и учеников, а также и всех их достойных преемников (Мф.16:18; и др.).

Ис.54:13. И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих.

Стихи 13–14 изображают будущее внутреннее благосостояние новозаветной церкви.

Ис.54:14. Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе.

«Ты утвердишься правдою». Из 14-го стиха очевидно, что слова Господа обращены к Невесте и Супруге Великого Царя, к Церкви Христовой. Церковь, Невеста Христова, «утвердится правдою». Но не о Женихе ли ее сказано, о Котором пророчествовал Пс.44 и Который есть тот же Еммануил и Отрок Господень: «поспеши, воссядь на колесницу, ради истины и кротости и правды» (Пс.44:5)?

«Не о нем ли говорит Исаия: «младенец родился нам… и нарекут имя Ему… Князь мира. Умножению владычества его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века». (Ис.9:6-7 Властов).

Ис.54:15-17.

Господь обещает Свою всесильную помощь против всех врагов, имеющих когда-либо ополчиться на Его Церковь.

Ис.54:15. Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет.

Ис.54:16. Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребления.

Ис.54:17. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь.

«Наследие рабов Господа», т. е. их конечный удел – это оправдание пред Богом и вечное спасение. Т. о. заключение речи, возвращаясь к ее началу, уничтожает всякий повод для того малодушного смущения и страха некоторых («остатка» Израиля), который и дал пророку повод к произнесению самой этой речи.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *