Исламский пророк 3

23 июля 2019 года в Патриаршей и Cинодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с генеральным секретарем Всемирной исламской лиги Мухаммадом Абделькаримом Аль-Иссой.

Со стороны Русской Православной Церкви во встрече приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов, председатель Экспертного совета при Патриархе по взаимодействию с исламским миром иеромонах Григорий (Матрусов).

Во встрече также участвовали Чрезвычайный и Полномочный посол Королевства Саудовская Аравия в Российской Федерации Раид Халид Кримли, советник главы Чеченской Республики, советник генерального секретаря Всемирной исламской лиги в России Турко Даудов, заместитель генерального секретаря по общественным вопросам Мухаммад Саид Аль-Гамди, руководитель Департамента информации Мухаммад Абдельвахаб Аш-Шехри, директор представительства Всемирной исламской лиги в Москве Ахмад Файсал Ельюссеф.

Обратившись к гостю с приветствием, Предстоятель Русской Православной Церкви отметил: «Вы ведете большую просветительскую работу, что у нас вызывает особое уважение. Вы занимаетесь заботой о незащищенных людях, требующих помощи и поддержки в Азии и особенно в Африке. Поэтому, благодаря, в том числе, и Вашему вкладу в деятельность организации Всемирной исламской лиги, она достаточно авторитетна не только в исламском мире, но о ней хорошо знают и уважают ее деятельность и в христианском сообществе».

По мнению Святейшего Патриарха Кирилла, у Русской Православной Церкви «широкая сеть взаимодействия, контактов с представителями исламского мира».

«Для нас общение с мусульманами — очень естественное, потому что мы на протяжении тысячелетия живем вместе с мусульманами в нашей стране, являемся братьями, согражданами, между которыми никогда не было конфликтов и розней, — свидетельствовал Его Святейшество. — И поскольку православные и мусульмане принадлежат к восточной культуре, то взаимодействие между нашими общинами всегда простое и искреннее».

Патриарх Кирилл упомянул о том, что в нынешнем году по приглашению генерального секретаря Всемирной исламской лиги Саудовскую Аравию посетил представитель Русской Православной Церкви. «Нам очень не хватало отношений с Саудовской Аравией. И поэтому очень рад Вашему визиту и рад тому, что был достойно принят наш представитель иеромонах Григорий (Матрусов)», — отметил Его Святейшество.

Святейший Владыка также поздравил Мухаммада Абделькарима Аль-Иссу с присуждением ему звания почетного доктора Института востоковедения РАН. «Эта степень является весьма уважаемой, она свидетельствует о признании Ваших трудов научным сообществом. Помимо признания Вашей деятельности в качестве ученого, это и выражение признательности Вашей деятельности в качестве человека, который служит делу мира и справедливости», — отметил Предстоятель.

В продолжение беседы Святейший Патриарх затронул проблему экстремизма и терроризма в современном мире. Его Святейшество подчеркнул важность объединения усилий христиан и мусульман в противостоянии насилию и экстремизму, который прикрывается «исламскими идеями».

«Православные и мусульмане принадлежат к единой восточной культуре. А что касается России, то мы себя осознаем единым народом вне зависимости от религиозной принадлежности, будь то православный или мусульманин. И Россия, конечно, может для многих стран быть примером добрых отношений, сотрудничества, взаимодействия православных и мусульман», — свидетельствовал Патриарх Кирилл.

«У экстремизма, терроризма нет национального лица, и было бы неправильно связывать это только с мусульманской общиной. Террористы — это люди, которые могут заявлять о своей принадлежности к той или иной религии, но по сути это люди, которые вне всякой религии, потому что совершаемые террористами деяния входят в противоречие с Божественным законом», — подчеркнул Святейший Владыка.

«Русская Православная Церковь сейчас участвует во многих программах, связанных с оказанием гуманитарной помощи тем, кто на Ближнем Востоке страдает от военных конфликтов и нуждается в поддержке. В первую очередь речь идет о Сирии, где существует внутренний конфликт, от которого страдает мирное население — и христиане, и мусульмане», — констатировал Его Святейшество.

Патриарх Кирилл рассказал о том, что Русская Православная Церковь продолжает оказывать всемерное содействие населению Ближнего Востока, вне зависимости от их вероисповедания. В качестве примера Святейший Владыка привел работу Межрелигиозной рабочей группы по оказанию гуманитарной помощи народу Сирии, созданной Советом по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России, в которую входят как православные, так и мусульмане России.

«Я хотел бы также отметить положительную роль Всемирной исламской лиги, которая в последние годы направляет значительные усилия на воспитание мусульманской молодежи в духе миролюбия и солидарности», — сказал Его Святейшество.

Предстоятель Русской Православной Церкви также упомянул, что в конце мая этого года состоялась крупная международная мусульманская конференция в Мекке, в которой приняли участие более 1000 ученых из 139 стран мира.

«Мы ознакомились с Декларацией этой конференции и очень позитивно ее оцениваем, — сказал Патриарх Кирилл. — Поскольку ведущая роль в организации и проведении этой конференции принадлежит Всемирной исламской лиге и лично Вам, хотел бы отметить ее положительные результаты».

«Русская Православная Церковь рада сотрудничать и поддерживать миротворческие и социальные инициативы Всемирной исламской лиги, и надеюсь, что после нашей встречи отношения между Русской Православной Церковью и Всемирной исламской лигой станут более интенсивными, направленными на достижение общих для наших религий целей: установление мира и справедливости как на Ближнем Востоке, так и во всем мире», — резюмировал Святейший Патриарх Кирилл.

Со своей стороны генеральный секретарь Всемирной исламской лиги Мухаммад Абделькарим Аль-Исса, обращаясь к Предстоятелю Русской Православной Церкви, сказал: «Вы известны в исламском мире своими общественными, гуманитарными действиями, направленными на установление справедливости и мира во всем мире. Во Всемирной исламской лиге мы высоко ценим действия Русской Православной Церкви, направленные на оказание гуманитарной помощи. Мы высоко ценим морально-этические позиции, которые высказываются Русской Церковью, высоко ценим Ваши высказывания, которые направлены на установление мира и согласия между представителями и последователями разных религий. Особенно мы отмечаем Ваши постоянные утверждения о том, что терроризм не имеет религиозной, национальной окраски и лица, терроризм не имеет места в конкретной религии».

Глава Всемирной исламской лиги подчеркнул важное значение деятельности Русской Православной Церкви, направленной на сохранение согласия и мира между последователями различных религий России.

«Огромные усилия, которые прилагаются Вами как Предстоятелем Русской Православной Церкви, заслуживают большой благодарности со стороны всех. Нет сомнений в том, что Ваша встреча с главой Римско-Католической Церкви имеет огромное значение для последователей мировых религий всего мира. Мы как Всемирная исламская лига будем сотрудничать с Русской Церковью, так как между православными и мусульманами не было столкновений, ссор и войн, и мы это очень ценим и пропагандируем», — подчеркнул Мухаммад Абделькарим Аль-Исса.

Генеральный секретарь Всемирной исламской лиги также констатировал общность позиций участников диалога в укреплении межнационального, межэтнического, межрелигиозного согласия во всем мире. «Мы как представители Всемирной исламской лиги готовы внести свой вклад совместно с Русской Православной Церковью. Мы высоко ценим деятельность Русской Православной Церкви по борьбе против разжигания национальной, религиозной розни и ненависти среди людей, и мы в этой сфере солидарны с вами», — констатировал он.

Мухаммад Абделькарим Аль-Исса подчеркнул готовность сотрудничать с Русской Православной Церковью и совместно предпринимать общественные и гуманитарные усилия, направленные на установление согласия и мира между последователями разных религий, а также продолжить диалог для борьбы с насилием и экстремизмом, для преодоления розни между людьми, решения проблем прав человека и других важных общественных вопросов.

По окончании встречи было подписано соглашение о сотрудничестве между Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Всемирной исламской лигой.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

  1. Ислам и его источники
  2. Первые мусульмане
  3. Зарождение Ислама
  4. Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама
  5. Основатель ислама: пророческая деятельность Мухаммеда ﷺ
  6. Противостояние распространению Ислама
  7. Переселение мусульман
  8. Причина битв Пророка ﷺ
  9. Распространение ислама
  10. История развития ислама после смерти Пророка Мухаммада ﷺ: Праведный халифат
    1. Правление Абу Бакра ас-Сиддыка
    2. Правление Умара ибн аль-Хаттаба
    3. Правление Усмана ибн Афвана
    4. Правление Али ибн Абу Талиба
    5. Развитие Халифата

Ислам – религия, которая является самой молодой в истории человечества, а по числу приверженцев занимает в мире второе место, число приверженцев ислама составляет около двух миллиардов человек.

Мусульмане проживают в ста двадцати пяти странах по всему земному шару, и в двадцати восеми государств мира ислам является официальной государственной религией.

Мусульмане, в большинстве принадлежат к течению суннитов, составляет от 85 до 90% всех последователей ислама, а остальные подразделяются на шиитов и ибадитов.

Ислам и его источники

В переводе с арабского языка слово «ислам» означает «предание себя Единому Богу» или «покорность». Ислам является мировой монотеистической авраамической религией.

Посланник Аллаха Пророк Мухаммед ﷺ – проповедник ислама, а основным источником ислама является Священная Книга Коран, а также Сунна Пророка Мухаммеда ﷺ, которая является вторым по значению источником исламского права и вероучения. Сунна – это совокупность хадисов Пророка Мухаммеда ﷺ или преданий, рассказов, в которых сообщается о жизни Посланника Аллаха ﷺ, его изречениях и мудрых высказываниях, о его деяниях. Исламские богослужения совершаются на арабском языке.

Первые мусульмане

Ислам считает первыми мусульманами первых людей на земле Адама и Еву или Хавву. В ряду исламских пророков называют Нуха или Ноя, Ибрахима или Авраама, Давуда или Давида, Мусу или Моисея, Ису или Иисуса, а также ряд других.

Представители других авраамических религий – христиане и иудеи – называются в исламе «Людьми Писания». В Священной Книге Коран представлены истории о сотворении мира, о том, как возник первый человек на земле, о всемирном потопе и прочие.

Зарождение Ислама

Точный год возникновения ислама определить нельзя: зарождение ислама связывают с городом Меккой в Западной Аравии и началом седьмого века. В этот период истории господствующей религией было язычество, и каждое племя почитало своих богов, идолы которых были установлены в Мекке. На этом отрезке истории началось постепенное разрушение родоплеменного патриархального строя, и общество начинает разделяться на классы, в результате чего должно было появиться нечто, что объединило бы людей духовно.

В этих условиях и возникает Ислам, который является религией авраамической, как иудаизм и христианство, которые также восходят своими корнями к самым древним формам монотеизма, то есть все эти религии объединяет с исламом принципиально единая картина мира, и относится к богооткровенной или ревелятивной традиции.

Осознание монотеизма происходило на самых ранних этапах зарождения ислама, и это было выражено в проповедях, с которыми обращался к своей умме Пророк Мухаммед ﷺ, главной идеей которых была мысль о необходимости очищения единобожия или таухида от тех искажений, которые были внесены многобожниками, христианами и иудеями.

Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама

В преддверии возникновения ислама на Аравийском полуострове господствовала ханифия или автохтонный аравийский монотеизм, уходящий своими корнями к пророку Аврааму (Ибрахиму). Современная концепция указывает на наличие в тот период двух относительно независимых монотеистических традиций, которые в итоге объединились в аравийское пророческое движение. В период, когда возник ислам, то есть до момента прихода к пророческой миссии Мухаммеда ﷺ, в Аравии уже действовали несколько авраамических пророков, но именно на Мухаммеда ﷺ была возложена Богом миссия распространения Ислама. Пророка Мухаммед ﷺ существенно отличался от остальных пророков, как с политической, так и с идейной точки зрения, что явилось одной из главных составляющих успеха ислама.

Частично население Аравийского полуострова в этот период времени приняли иудаизм, частично – приняли христианство, а в некоторых государствах, таких, как Йемен и Бахрейн, проповедовали зороастризм. Аравийский полуостров в этот исторический период делили между собой княжество Лахмидов, которое являлось союзником с Ираном, где правили Сасаниды, и княжество Гассанидов, которое являлось вассалом Византии.

Центральная же Аравия осталась свободной после того, как на Мекку совершил поход эфиопский царь, и чудесным образом мекканцам удалось спастись, а армия царя и сам эфиопский царь были уничтожены раскаленными камнями, которые скидывали на них прилетевшие с неба птицы. Данное событие было известно арабскими и мекканскими современниками и описывается в суре Корана «Слон».

Саудовская Аравия в эпоху зарождения Ислама

Основатель ислама: пророческая деятельность Мухаммеда ﷺ

Вопреки расхожему мнению, основателем ислама не является Мухаммед ﷺ. По мнению мусульман – до него уже были пророки, и Мухаммад ﷺ – это последний пророк ислама или «Печать пророков». Мухаммед ﷺ не проповедовал новую религию, но восстановил истинную веру.

Пророк Мухаммед ﷺ, будучи мекканцем по своему происхождению и рождению, выходцем из курайшитов, вел активную деятельность мекканского ханифа: с момента рождения до начала своей пророческой миссии он вел обычную жизнь, позже занимался скотоводством и перегонял караваны. Мухаммад ﷺ принимал активное участие в восстановлении курайшитами общеарабской святыни Каабы.

Когда ему исполнилось сорок лет, в 610 году, Мухаммед ﷺ объявил, что он – расуль, то есть посланник, и наби, то есть пророк Аллаха, Единого Бога. После этого Пророк Мухаммад ﷺ начал проповедовать новую религию ислам в Мекке. Первые аяты Корана были произнесены Пророком Мухаммедом ﷺ в это же время. В его проповедях звучали призывы вернуться к монотеизму, к вере Ибрахима или Авраама, к вере пророков Мусы или Моисея и Исы или Иисуса, произносить молитвы и держать пост, давать милостыню и честно производить торговые сделки. В своих призывах во время проповедей Посланник Всевышнего говорил о необходимости веры в Единого Бога, о том, что верующие должны сплотиться в единое братство и соблюдать простые нормы морали.

По словам Мухаммеда ﷺ, всем народам были посланы пророки, появление которых было связано с тем, что они должны были наставить на истинный путь людей. Одними из главных вопросов, на которые обращал внимание Пророк Мухаммад ﷺ, был вопросы веры (имана) и неверия (куфра), вопросы загробной жизни, Ада и Рая.

Противостояние распространению Ислама

Но мекканская знать не поддержала идеи Мохаммеда ﷺ и встретила его пророческую проповедническую деятельность враждебно. История возникновения Ислама рассказывает о тех тяжелых испытаниях, которые испытывал Пророк Мухаммад ﷺ поначалу, ведь очень немногие люди приняли для себя новую веру с самого начала: только сам Пророк Мухаммад ﷺ и его жена Хадиджа приняли ислам, а также его двоюродный брат Али ибн Абу Талиб, которого он взял на воспитание, в возрасте 9 лет. Также к числу первых мусульман присоединился Абу Бакр, который был богатым купцом, а также еще сорок человек, среди которых были богатые и бедные люди преимущественно в молодом возрасте, которые впоследствии стали первыми сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ.

От преследований соотечественников многобожников Пророк Мухаммед ﷺ вынужден был спасаться бегством в сопровождении своих последователей.

Переселение мусульман

Первую хиджру, паломничество и переселение совершил Пророк Мухаммед ﷺ в 621 году: он переехал в Йасриб, чтобы разорвать все связи с обществом, в котором он вырос, но которое не приняло призыв к единобожию и стало преследовать его и его последователей. Позже Йасриб в честь Пророка Мухаммеда ﷺ был назван Мадинат-ун-Наби, что в переводе означает «город Пророка».

В Ясрибе (Йасрибе) люди питали надежду на то, что появление Пророка Мухаммада ﷺ положит конец войнам и междоусобицам своим справедливым судом. В Медине Пророк ﷺ и его сподвижники оказались практически без средств к существованию, и местные ансары из числа мединских мусульман помогали им.

В Медине Мухаммаду ﷺ удалось сплотить вокруг себя местное население, и в городе была создана первая мусульманская умма или община. Но религиозная борьба (газават) между мединскими мусульманами и многобожниками Мекки продолжалась еще восемь лет.

Причина битв Пророка ﷺ

Пророк Мухаммад ﷺ оправдал надежды мединцев и прекратил конфликты, которые происходили внутри, но мекканские многобожники все еще притесняли мусульман из Мекки, и с 623 года начали происходить военные столкновения мединцев и мекканцев. В 624 году произошла битва при Бадре, которая закончилась поражением мекканцев, хотя их количество превышало количество мусульман в три раза. Многие мекканцы были захвачены в плен, Пророк Мухаммад ﷺ предложил, чтобы пленные обучали грамоте детей мединцев в обмен на их свободу.

Позже в 625 году состоялась битва при Ухуде, в которой верх взяли уже мекканцы. Через год войско из Мекки совместно с племенами Аравийского полуострова пришло к городу Медине, чтобы покончить с исламом раз и навсегда. Мекканским многобожникам также помогало иудейское племя в Медине, нарушившее договор с Мухаммедом ﷺ о взаимопомощи и ненападении. Мусульмане, обладавшие армией в четыре раза меньше, но будучи более мудрыми в тактике и стратегии, сумели противостоять мекканцам, которые вынуждены были вернуться домой ни с чем.

Мухаммад ﷺ покорил Мекку в 630 году, уже установив контроль над большей частью Аравии.

Распространение ислама

Всего за 23 года благодаря пророческой деятельности Мухаммеда ﷺ новая вера ислам быстро распространилась на территории Аравийского полуострова.

Существует предание, по которому Пророк Мухаммед ﷺ отправил письмо с призывом принять ислам тогдашним правителям Византии, Персии (Ирана), Эфиопии и Египта. Все, кроме царя Персии, приняли послов благосклонно: иранский же царь письмо разорвал, но вскоре после этого события иранский царь Хосров Парвиз умер.

Пророк Мухаммад ﷺ умер в 632 году, и к этому году почти все племена арабов приняли ислам.

Успех в распространении ислама во многом был обусловлен тем, что учение Мухаммада ﷺ осуждало неравенство между людьми, ростовщичество, несло справедливость и развитие.

Когда же мусульмане в 630 году завоевали Мекку, ислам стал общей религией всех арабов, а сама Мекка стала центром ислама. В период с пятого по седьмой века древние государства Киндитов, Гассанидов и Лахмидов, Пальмира, Саба, Химьяр и Набатея пришли в упадок и распались, и этот процесс способствовал активной исламизации региона.

История развития ислама после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ: Праведный халифат

Появление ислама кардинально изменило всю политическую, социальную, экономическую, бытовую жизнь многих народов от Испании до берегов Индонезии.

После кончины Пророка Мухаммада ﷺ образовалось первое мусульманское государство Халифат, в котором власть, как светская, так и духовная, была сосредоточена в руках халифа. Первыми халифами государства были Абу Бакр, а затем Умар, Усман, Али, после них к власти пришла династия Омейядов, а затем их сменила династия Аббасидов. В результате проводимых Халифатом завоевательных войн в течение седьмого и восьмого веков ислам распространился на Среднюю и Переднюю Азию, а также на Северную Африку, Закавказье, Индию, а затем на Балканский полуостров через Турцию.

Правление Абу Бакра ас-Сиддыка

После смерти Пророка Мухаммада ﷺ, когда встал вопрос о том, что следует избрать халифа, то есть его «заместителя», был избран на эту должность Абу Бакр. Ему удалось пробыть у власти всего два года, после чего он умер, но даже за эти два года он успел убедить племена, которые отвернулись от Ислама, чтобы они вновь вернулись в религию.

История ислама гласит, что Абу Бакр сделал многое для распространения ислама: успел начать боевые действия против Персии и Византии, которые в то время были самыми могущественными империями. Накануне своей кончины Абу Бакр назначил Умара (Омара) своим преемником.

Правление Умара ибн аль-Хаттаба

Омар (Умар) стал вторым халифом исламского государства, и он, продолжив военные походы на Византию, отвоевав Сирию, а также захватив Египет, Палестину, частично Магриб, который располагался на территории Северной Африки.

При халифе Умаре мусульмане вели военные действия и против династии Сисанидов, правившей в Персидской империи: в битве при Кадисии и Нихавенде он нанесли армии Ирана тяжелые поражения, а вскоре и заняли столицу государства Сисанидов Ктесифон, который находился неподалеку от Багдада. Мусульмане также заняли Армению, Азербайджан, Ирак, Мазендаран, Хузестан и часть Фарса, что составляло основные территории Ирана.

Во время правления Омара были проведены реформы, которые заложили основы мусульманской государственности: был определен порядок налогообложения, установлены законы. На покоренных территориях халиф Омар придерживался политики веротерпимости, христианам и иудеям была предоставлена защита и свободное вероисповедание своей религии.

Расширение Халифата во времена праведных халифов

Правление Усмана ибн Афвана

Следующий халифом избрали Османа (Усмана), в тот период Усман был самым достойным титула халифа человеком, и выбор членов совета был верным и справедливым.

При нем все ключевые посты в государстве занимали его родственники Омеяды, по этой причине в сторону Усмана (Османа) поступало много критики, в результате поднялся бунт, в ходе которого мятежники убили халифа. Осман сделал важный шаг в дальнейшем развитии ислама и создании основ религии – во время его правления был составлен полный канонический текст Священной Книги Коран. До этого момента текст Корана существовал только в памяти хафизов – людей, заучивших текст Священной Книги Коран наизусть в момент, когда появлялся каждый аят, будучи ниспослан Посланнику Аллаха ﷺ еще при жизни Пророка Мухаммада ﷺ. Осман отдал приказ собрать весь Коран и записать его тогда, когда сразу семьдесят хафизов погибло в одном из воинских сражений.

Правление Али ибн Абу Талиба

Следующим халифом стал Али ибн Абу Талиб, который прославился как мужественный, справедливый халиф, который внес огромный вклад в становление ислама и чьи заслуги перед исламом огромны. Во время правления халифа Али была развернута борьба с коррупцией, халиф стремился распределить государственные доходы так, чтобы разрыв между богатыми и бедными гражданами государства сократился максимально.

Четыре первые халифа вошли в историю ислама как Праведные халифы, а государство, во главе которого они стояли, получило название Праведный халифат.

Развитие Халифата

Первые три века существования ислама, когда он зародился и распространился, вошли в историю как золотой период арабской культуры – были сформированы первые мусульманские религиозные школы, сформулированы этические, философские и правовые положения, а также сформированы правила арабского языка, было положено начало таким наукам, как литература, химия, география и медицина.

История ислама продолжилась в феодальном государстве, которое стало преемником Праведного халифата – Омейядском халифате или Дамасском халифате, во главе которого стояла династия Омеядов. Во время существования этого государства исламский мир распространился на Северную Африку, частично Пиренейский полуостров — Андалусию, а также на Табаристан, Синд, Джурджан, Среднюю Азию, Юго-Восточную Азию, включая Малайзию и Индонезию.

Ислам в современном мире играет в жизни верующих большую и важную роль: это не только религиозная идеология, дошедшая со времени возникновения ислама до наших дней, но и идеология, определяющая светскую жизнь мусульман, мерило их гражданского поведения, системы ценностей. Исламская религия, мусульманство оказывает большое влияние на все сферы жизни мусульман.

История исламского мира является отдельным направлением для многих историков и исследователей, охватывая более 14 веков жизни человечества, именно, благодаря мусульманским ученым удалось сохранить научное наследие предыдущих цивилизаций и развить новые направления в науке, культуре и искусстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *