Испания церковь

Про «Происхождение» Дэна Брауна написано уже так много рецензий, что ничего нового не скажешь. Меньше приключений, чем в предыдущих, меньше достопримечательностей, больше философско-религиозных размышлений, больше научной фантастики. Кому понравились четыре предыдущих его романа, понравится и этот, кого не вдохновил «Код да Винчи» — новый роман вполне можно пропустить. Как обычно, писатель следует мировым трендам — на этот раз искусственный интеллект, современное искусство и Испания. И масса разных интересных фактов, перемешанных с вымыслом. Так что в романе правда?

Музей современного искусства в Бильбао

Музей Гуггенхайма в Бильбао — один из самых интересных и выдающихся проектов современной архитектуры, расположен на берегу реки Нервьон. Здание музея спроектировал талантливый американский архитектор Фрэнк Гери. В музее есть постоянные экспозиции, а также проводятся временные выставки как испанских, так и зарубежных художников. В романе Дэна Брауна упоминаются реально существующие экспонаты — скульптура из тумана японской художницы Фуджико Накая, светодиодная инсталляция Дженни Хольцер, самка паука перед входом, скульптурный ансамбль «Материя Времени», а также рассказывается, что такое современное искусство. Для простых читателей довольно познавательно.

«В мире классического искусства произведение ценится за мастерство автора, то есть за его умение работать кистью или резцом. В современном искусстве на первый план выходит идея. А исполнение отступает на второй. Например, написать сорокаминутную симфонию из одного аккорда и двадцати минут тишины теперь может каждый. Но сама идея принадлежит Иву Кляйну.»

Пальмарианская церковь

В романе Пальмарианская церковь занимает достаточно большое место. На самом же деле эта небольшая религиозная организация была создана в 1975 году и следующие 30 лет существовала под руководством одного человека — Климента Домингес-и-Гомеса, который был, в зависимости от точки зрения, истинным католическим Папой, избранным Богом (по его собственному заявлению), еретиком и антипапой (по мнению Католической церкви), обыкновенным мошенником (по мнению светского общества). Как бы то ни было, из него вышел отличный бизнесмен и руководитель. Пальмариане верят, что в 2000 году родился антихрист, канонизировали испанского диктатора Франсиско Франко и построили на пустыре недалеко от Севильи огромный кафедральный собор за большим забором (по слухам — за 3,5 миллиона долларов). Их деятельность сопровождается различными скандалами — сексуальными домогательствами, финансовым мошенничеством, внутренними расколами, а после смерти основателя в 2005 всё еще больше обострилось. В 2016 году очередной пальмарианский папа заявил, что утратил веру, покинул церковь и женился. Также он взял часть документов церкви, пригрозив их раскрытием в случае преследования. Пальмарианцы обвинили бывшего папу в присвоении двух миллионов евро и папамобиля BMW X6.

Квантовый компьютер

Герой романа Эдмунд Кирш придумал квантовый компьютер и с его помощью создал искусственный интеллект, очень похожий на человека. Но в реальности сделать квантовый компьютер пока не удалось, хотя мир уже вплотную приближается к этому моменту. В книге упоминается существующий D-Wave — говоря простым языком, это частично квантовый компьютер. Он умеет выполнять однообразные узкоспециализированные задачи, используя квантовые эффекты, но до полноценного квантового компьютера ему далеко. Предполагается, что компьютеры нового поколения смогут работать в 100 миллионов раз быстрее существующих и выполнять сложные задачи, с которыми не справляются обычные. Про будущее квантовых компьютеров есть хорошая статья РБК.

Дом Каса-Мила в Барселоне

Каса-Мила — жилой дом, построенный в 1906-1910 годах в Барселоне архитектором Антонио Гауди для семьи Мила, одна из достопримечательностей каталонской столицы. Дэн Браун поселил на последнем этаже футуролога Эдмунда Кирша, на два года закрыв находящийся там музей. На самом деле музей никто не закрывал, и на последнем этаже Каса-Мила размещается выставочный зал, в котором организуются временные экспозиции. Любой желающий может его посетить.

«На углу Каррер-де-Провенса и Пасео-де-Грасиа, словно грубо обтесанная скала, возвышается шедевр Гауди 1906 года, известный как Каса-Мила – одновременно и жилой дом, и бесценное произведение искусства. Задуманное архитектором как бесконечная кривая, это девятиэтажное сооружение уникально. Ни с чем не спутаешь его вздымающийся волной фасад, облицованный пористым известняком. Извивы балконов и отсутствие прямых линий делают дом похожим на явление природы – словно за тысячи лет суровые ветра испещрили террасами и пещерами скалистую стену дикого каньона.»

Испанская королевская семья

В романе «Происхождение» королевская семья состоит из умирающего старого короля и принца Хулиана, помолвленного с Амброй Видаль, главной героиней и спутницей Лэнгдона. В реальности королем Испании с 2014 года является Филипп VI, вступивший на престол после отречения отца, короля Хуана Карлоса I. У нынешнего главы Испании есть жена (кстати, бывшая журналистка, помолвка с которой была почти такой же внезапной, как и у Дэн Брауна) и двое дочерей. Намеки в романе на нестабильность испанской монархии не имеют реальных оснований, после начала правления Филиппа VI рейтинг королевской семьи повысился, и в настоящий момент существуют только межрегиональные разногласия, в частности с Каталонией.

Саграда-Фамилия

Саграда-Фамилия или Храм Святого Семейства — церковь в Барселоне, в районе Эшампле, строящаяся на частные пожертвования начиная с 1882 года, знаменитый проект Антонио Гауди. Из-за сложности изготовления нестандартных каменных блоков и сложностей финансирования строительство идет уже более 130 лет, примерная дата окончания всех строительных работ — 2026 год. Дэн Браун несколько раз посещал Барселону и Саграду-Фамилию, чтобы в точности описать архитектурные детали. В свою третью поездку, когда роман был почти написан, он «обнаружил в соборе очень-очень крутую темную опасную винтовую лестницу. И как только я по ней поднялся, тут же понял, что кто-то должен умереть на этой лестнице. Вот вам наглядный пример того, как складывается и меняется сюжет.»

Книги по теме

Если вы уже прочитали роман и хотите узнать более правдивую информацию об эволюции и футурологии, то обратите внимание на эти книги:

Эгоистичный ген

Откуда мы произошли?
Ричард Докинз. Эгоистичный ген — теория эволюции простым и увлекательным языком. Классический бестселлер, ориентированный на обычного читателя.

Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее

Куда мы идем?
Кевин Келли. Неизбежно — о главных технологических трендах, которые будут определять мир в ближайшие 30 лет и изменят нашу жизнь (также смотрите его лекции на TED).

А если вам понравился Уинстон, можно посмотреть американский фильм «На крючке», где искусственный интеллект играет по собственному сценарию.

23 августа
Св. Роза Лимская, дева

  • Главная
  • Религиозные учения и секты
  • Христианство
  • Католичество
  • Расколы в католичестве
  • Пальмарианская церковь

ПАЛЬМАРИАНСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Основатель – Клементе Домингес-и-Гомес (1947 – 2005).

Домингес-и-Гомес утверждал, что в 1968 г. ему явилась Дева Мария и осудила реформы II Ватиканского Собора. В 1975 году он основал собственную монашескую общину – Кармелитов Святого Лика. Кардинал Пьер-Мартен Нго Динь Тхух (впоследствии отлученный от Церкви Папой Павлом VI) рукоположил Домингеса и четырех его единомышленников во священники. В 1976 г. Домингес-и-Гомес попал в автокатастрофу и лишился зрения. Однако он заявлял, что видит святых и Самого Христа. Христос якобы назначил его преемником Павла VI.

После смерти Папы в 1978 г. Домингес-и-Гомес провозгласил верховным Понтификом себя. Он был коронован четырьмя членами «коллегии кардиналов» своей собственной «церкви» под именем Григория XVII. Церковь получила название «Пальмарианской» по имени города Пальмар-де-Троя в окрестностях Севильи, где, по утверждению Домингеса, ему явилась Богородица.

Последователи антипапы считали его последним главой Католической Церкви. Они верили, что Домингес-и-Гомес будет распят на кресте в Иерусалиме, после чего начнется Армагеддон.

Сообщение о смерти антипапы поступило 22 марта 2005 года. Ему было 58 лет.

Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Мадриде Виктор Черецкий.

Дмитрий Морозов: Деревушку Пальмар-де-Троя, что находится недалеко от Севильи, на карте Испании найти трудно – она слишком мала. Тем не менее, о ее существовании известно многим: здесь уже почти 30 лет находится центр так называемой «Пальмарской истинной католической церкви», которая считает себя альтернативой Ватикану.

Виктор Черецкий: «Пальмарская истинная католическая церковь» возникла на волне недовольства части испанских католиков, придерживавшихся ультраконсервативных взглядов, решениями 2-го Ватиканского собора, состоявшегося в 1963-65-м годах. Их не устраивали такие нововведения, как, в частности, перевод богослужения с латыни на национальные языки. Основателями новой церкви стали Клементе Домингес и Мануэль Алонсо – двое агентов севильской страховой компании, состоявшие в гомосексуальных любовных отношениях, что в тогдашней Испании считалось тяжким уголовным преступлением. Домингес провозгласил себя в 1978-м году папой Григорием XVII , назначил своих кардиналов и епископов и объявил «святыми» покойного к этому моменту главу клерикально-фашистского режима генерала Франко, основателя испанской «фаланги» Примо де Риверу, еще нескольких известных франкистов, а из иностранцев «святым» стал. Адольф Гитлер. Короля Испании Хуана Карлоса, папу римского Иоанна Павла II и всех иерархов Римско-католической церкви Домингес проклял и отлучил от церкви как, я цитирую, «неисправимых большевиков-коммунистов, масонов и анархистов одновременно». Решения 2-го Ватиканского собора он отменил как ересь, а свое самоизбрание бывший «страховщик» объяснил просто: сам Господь Бог спустился с небес и помазал его на папский престол. А произошло это знаменательное событие, по его словам, как раз в деревушке Пальмар-де-Троя, которую с конца 60-х годов, якобы, по свидетельству неких девочек-подростков, постоянно посещала Богородица. Вот что рассказывал в свое время об этом сам «папа» Домингес.

Клементе Домингес : Весной 1968 года четыре непорочные девы, которые жили в поместье «Алькапароса» у Пальмар-де-Троя, увидели спустившуюся к ним с небес Богородицу, предсказавшую им появление новой церкви и нового папы, очищенных от скверны.

Виктор Черецкий: Два года назад Клементе умер, причем не на кресте, как он часто обещал своих прихожанам, а от разрыва сердца во время мессы – переусердствовал, проклиная Ватикан. А до этого, еще в 1976 году, он попал в автомобильную аварию и полностью ослеп. Так что свою «папскую» деятельность он осуществлял уже в незрячем состоянии. После его смерти «Пальмарский престол» перешел к Мануэлю Алонсо, который принял имя папы Петра Второго. Своим долголетием эта церковь, которая в испанских СМИ именуется не иначе как «секта», в основном обязана нынешнему руководителю. Именно он добывал все эти годы для нее деньги. Так Алонсо, по свидетельству местной печати, ловко пользовался испанским законодательством, которое предоставляет налоговые льготы предпринимателям, если они жертвуют часть своих доходов религиозным организациям. Алонсо, по свидетельствам из разных источников, привлекал недобросовестных дельцов тем, что возвращал им половину дарованных средств, разумеется, не уведомляя об этом налоговое ведомство. Получала церковь деньги и от некоторых прихожан, ностальгирующих по фашизму и католическим строгостям прежних времен. Алонсо так оправдывает свою бурную финансовою деятельность.

Мануэль Алонсо : Заниматься богоугодными делами человеку можно только на денежной основе!

Виктор Черецкий: Как отмечают испанские журналисты, все движимое и недвижимое имущество Пальмарской церкви записано на имя нынешнего «папы» Алонсо, то есть «Петра Второго».

Кстати, у Пальмарской католической церкви есть не только свои собственные экзотические святые, но и свои обряды. К примеру, в ходе богослужения прихожане нередко входят в истерический экстаз и начинают изгонять дьявола друг из друга. Говорит исследователь деятельности сектантов в Испании, профессор Хосе Родригес.

Хосе Родригес : В Пальмарской церкви многие оскопили себя, заявив, что получили указание об этом с небес. Впрочем, многие прихожане этой церкви являются одновременно пациентами психиатрических лечебниц Севильи.

Виктор Черецкий: Особо активная в 70-е и 80-е годы, Пальмарская церковь сейчас несколько приутихла. Ее опора – ностальгирующие старички-франкисты – повымирали. В Испании к реформам 60-х годов в Римско-католической церкви давно уже все привыкли и ничего еретического в них больше не видят.

На протяжении многих веков Испания была опорой для католической церкви, а испанцы сохраняли фанатическую набожность (в этом они, быть может, уступают только итальянцам). Представители церкви были чрезвычайно могущественными и авторитетными людьми. Они принимали важные решения, которые влияли на все стороны жизни страны: политику, культуру, традиции, быт и много другое. И мы знаем о том, что почти четыре века здесь вершила свою власть «святая инквизиция», отправившая на костер сотни людей.

Немые свидетели ушедших времен

Потрясающие соборы Испании – немые свидетели не только тех страшных страниц европейской истории, но и многих грандиозных событий. Они видели королевских особ, выдающихся деятелей разных эпох и простых людей, приходивших сюда со своими радостями и горестями. Многие из храмов были построены в глубокой древности римлянами или вестготами, потом перестроены в мечети арабами и после Реконкисты преобразованы в католические святыни. Некоторые из них были беспощадно разграблены Наполеоном, а потом восстановлены прихожанами. У каждого храма, большого и маленького, своя неповторимая, удивительная судьба.

Собор в Сантьяго-де-Компостеле, ХI век

В Средние века он был одним из самых значительных в Европе и третьей святыней в мире после Иерусалима и Рима.Представители всех классов общества прибывали сюда поклониться усыпальнице святого Иакова (по-испански Сантьяго).

На западной стороне фасада храма находится знаменитый Портик славы, построенный между 1168 и 1188 годами. Позже при строительстве нового фасада некоторые его элементы были убраны и помещены в кафедральный музей. Портик состоит из трех этажей: склеп, символизирующий земную жизнь, собственно портик, представляющий символ небесного Иерусалима, и галерея, освещаемая весь день благодаря окнам-розам. Это своеобразная картина эволюции от человеческого начала к божественному миру. Портик включает в себя более 200 резных фигур и считается истинным шедевром испанской скульптуры романской эпохи.

Собор в Сарагосе, XII век

По образному выражению Папы Иоанна Павла II, этот собор – «мать всех испаноязычных народов». Базилика Богоматери Пилар – главная христианская святыня Сарагосы и одно из «Двенадцати сокровищ» Испании, где хранится статуэтка Богоматери Пилар.

Легенда о происхождении этой огромной базилики насчитывает около двух тысяч лет. Согласно преданиям, холодной декабрьской ночью 40 года н. э. Дева Мария явилась Святому Иакову, который тогда находился в Сарагосе, и вручила ему небольшой столб из яшмы, чтобы построить часовню (эта маленькая колонна до сих пор стоит внутри капеллы). Через год после этого события здесь была построена часовня в честь Богородицы – первая в истории христианства, посвященная Деве Марии. В VIII веке на этом месте арабы возвели мечеть.

В 1118 году, когда Сарагоса была освобождена от мусульман войсками короля Альфонсо I, здесь была построена церковьв романском стиле, уничтоженная пожаром в 1434 году. На ее месте впоследствии возникло новое здание, которое представляет собой комбинацию различных архитектурных стилей, таких как готика, барокко, рококо и классицизм. Последние башни были построены в 1907 и 1961 годах.

Внутри собор украшен замечательными фресками кисти самого Франсиско де Гойи . Одно из главных сокровищ собора Девы Пилар – алебастровый алтарь работы испанского архитектора и скульптора Дамиана Формента (1480–1540), выполненный им в 1509–1512 годах, а также хоры.

Собор в Бургосе, XIII век

Постройка этого собора, относящегося к числу лучших готических соборов Европы, проводилась на месте стоявшего здесь когда-то романского храма. На протяжении веков над его возведением трудились, сменяя друг друга, несколько поколений архитекторов (испанских, французских, немецких), вследствие чего здание имеет некоторое сходство с другими центрально-европейскими и французскими соборами. Испанский король Филипп II называл храм «Творением ангелов», а его гигантская аркада на долгие годы стала атрибутом храмов испаноязычного мира; особенно часто этот элемент можно встретить в Южной Америке.

Многие помещения строились во времена Ренессанса и барокко, в XIV–XVII веках, поэтому здесь много позолоты, пышной каменной резьбы, алтарей, скульптур и прочих сокровищ. В 1919 году в соборе были захоронены испанский национальный герой Сид Кампеадор и его жена донья Химена.

В 1984 году ЮНЕСКО объявила Бургосский собор объектом Всемирного наследия.

Собор в Толедо, XIII век

По преданию, на это место, где сейчас стоит собор, Дева Мария явилась святому Ильдефонсу. Поэтому в 587 король вестготов одобрил строительство небольшой базилики Санта-Мария-дель-Реаль. В VIII веке Толедо оказался во власти арабов, которые достаточно быстро перестроили христианский храм в мечеть.

Несколько веков спустя, отвоевав у захватчиков город, христианский король Альфонсо VI изгнал мусульман и адаптировал здание для использования в качестве христианской церкви. Первый камень нынешнего собора был заложен в 1226 году по указу короля Фернандо III Святого. Строительство затянулось на многие годы, архитекторы менялись, и собор, первоначально спланированный как готический, приобрел типичные испанские особенности: декоративность, элементы мавританского влияния и гармоничные пропорции вместо устремленного вверх «классического» готического храма.

Пожалуй, одна из главных достопримечательностей храма – это его сокровищница. Здесь открыта выставка, в которой представлена церковная утварь, епископские посохи, ценная дароносица из золота, серебра и драгоценных камней (рубинов, изумрудов и сапфиров) массой более 200 кг, созданная в XVI веке мастером Энрике де Арфе. Ризница храма используется как картинная галерея, на стенах которой представлены бесценные полотна на религиозные темы: произведения Караваджо, Эль Греко, Веласкеса, Гойи, Тициана, Ван Дейка и других живописцев.

Собор в Кордове, XIII век

Мескита (Mezquita) – это совершенно невероятное, грандиозное сооружение, построенное в самом сердце Великой мечети Кордовы, датируемой VIII веком. В свою очередь, арабы на этом месте разрушили древний храм вестготов для создания собственной святыни, украшенной 1293 колоннами, 1445 светильниками и 280 люстрами.

Когда Кордова была отвоевана христианами, то храм, как христианскую старинную святыню, решили очистить от мусульманского наследия с помощью преобразований. Однако король Карл V, посетив работы по перестройке мавританской мечети в собор, глубоко раскаялся: «Я не знал, что мечеть была так прекрасна и мы разрушили что-то уникальное, чтобы построить что-то, что может быть построено в любом другом месте».

Площадь комплекса составляет 25 000 кв. м., величественный собор как бы спрятан за «лесом» из 856 колонн, которые выполнены из мрамора, гранита, яшмы и оникса.

Мескита, считающаяся святыней различных культур, также внесена в списки Всемирного наследия человечества.

Собор в Леоне, XIII век

Кафедральный собор Санта Мария-де-ла-Регла, также известный как Пулькра Леонина, или Дом Света, –главный в городе. Он был построен на месте древнеримских терм II века, которые в XI веке по приказу короля Ордоньо II были превращены во дворец. Строительство самого собора началось в середине XIII века и было окончательно завершено к концу XVI века. Его изысканные витражи площадью около 2000 кв. м считаются самыми красивыми в мире. Большая их часть, датируемая XIII–XV веками, – настоящая редкость для средневековых готических церквей.

В соборе работает музей, в котором хранится большая коллекция религиозных произведений искусства – почти 1500 экспонатов, включая 50 романских скульптур Девы Марии (одна из них достаточно необычная, представляющая собой изображение беременной Марии), начиная от античности и до XVIII века. Здесь также хранятся голландские триптихи, старинные библии и многочисленные манускрипты, в том числе первый манускрипт на леонском языке.

Собор Леона является одним из трех главных соборов на паломническом Пути Святого Иакова наряду с соборами Бургоса и Сантьяго-де-Компостелы.

Собор в Валенсии, XIII век

Этот собор построен на месте бывшего римского храма Дианы (богини плодородия, флоры и фауны), который сначала принадлежал римлянам, а затем вестготам. Придя сюда, арабы полностью снесли здание. Основная часть христианского собора была построена в период с XIII по XIV век. Как и во многих других городах, здесь строительство также затянулось на несколько столетий, и поэтому в архитектурном облике собора органично сочетаются сразу несколько стилей, что делает его одним из ценнейших объектов мировой архитектуры.

Посетителей храма особенно привлекает капитульный зал с капеллой Санто-Калис. В ней хранится главная святыня собора – Чаша Грааля (Santo Cáliz), которую в 1436 году король Альфонсо даровал храму. Она представляет собой сосуд из зеленого агата, декорированный камнями и жемчугом. Этой чаше более 2000 лет. Католическая церковь признала ее подлинной святыней.

В алтарной части можно увидеть великолепные ренессансные фрески. Боковая дверь храма ведет в соборный музей (Museo Catedral de Valencia). Там хранятся полотна Хуанеса и Масипа, две картины Гойи и произведения других художников Возрождения.

Собор в Севилье, XIV век

Это самый большой в мире готический собор. В те времена, когда Севилья была одним из важнейших городов Аль-Андалуса (мусульманской империи), на этом месте стояла мечеть (1172–1248). 23 Декабря 1248 года город был захвачен христианской армией, мечеть была освящена и перестроена для использования в качестве христианского собора.

В мрачной тени собора хранится немало реликвий и сокровищ, в том числе картины Мурильо, Веласкеса, де Сурбарана и Гойи. Существует легенда о том, что крест собора сделан из первого золота, привезенного Колумбом из Америки, а в соборе захоронены останки мореплавателя. Красивейшее место этого собора – «Апельсиновый дворик» («Patio de los Naranjos»), использовавшийся для омовения двор бывшей мечети, который украшают десятки апельсиновых деревьев, наполняющих волнующим ароматом все пространство.

В наше время этот собор – самый посещаемый культурно-исторический памятник в Севилье: сюда приезжает более миллиона туристов ежегодно.

Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *