Истина православная церковь

Русская истинно-православная церковь (РИПЦ), раскольническая организация, т.н. «лазаревская» ветвь Российской православной катакомбной церкви (РПКЦ).

Своими корнями РИПЦ восходит к «андреевской» катакомбной юрисдикции, сформированной из числа почитателей и ставленников архиепископа Уфимского Андрея (Ухтомского). В 1981 г. скончался «андреевский» еп. Уфимский Владимир (Штромберг), и «андреевцы» обратились к Архиерейскому Синоду РПЦЗ с просьбой о помощи в восстановлении епископства. Синод РПЦЗ принял решение о тайном рукоположении протоиерея Владимира Прокофьева (в мон. Варнавы), настоятеля собора в Каннах (Франция), во епископа Каннского и командировании его в СССР «дабы урегулировать церковную жизнь Катакомбной Православной Церкви в России». Тайная архиерейская хиротония епископа Варнавы состоялась 10 мая 1982 г.

Еп. Варнава (Прокофьев) во время туристической поездки в СССР в одной из московских квартир тайно посвятил катакомбного архимандрита Лазаря (Журбенко) во епископа Тамбовского и Моршанского. Вскоре вокруг епископа Лазаря консолидировалось значительное число тайных катакомбных общин, общей численностью около пятидесяти. Однако существенная часть «андреевской» катакомбной юрисдикции не признала над собой власти епископа Лазаря и продолжала оставаться без архиерейского возглавления. Катакомбные же общины, подчинившиеся епископу Лазарю (Журбенко), составили так называемую «лазаревскую» ветвь Российской Православной Катакомбной Церкви.

«Лазаревская» ветвь Российской Катакомбной Церкви в 1982-1993 гг.

С 1982 по 1990 гг. «лазаревская» юрисдикция, входившая в состав РПЦЗ, пребывала на нелегальном положении. 15 мая 1990 г. Архиерейский Собор РПЦЗ принял так называемое «Положение о свободных приходах», которое предполагало начало легального существования епархий и приходов РПЦЗ на территории СССР, 25 июля того же года на заседании Архиерейского Синода РПЦЗ состоялась легализация тайных епископов Варнавы (Прокофьева) и Лазаря (Журбенко).

Начиная с 1989 г. нередкими стали случаи перехода российских приходов РПЦ МП в юрисдикцию РПЦЗ, причем многие из этих приходов оставались в непосредственном подчинении Архиерейскому Синоду РПЦЗ и не подчинялись архиерейской власти епископа Лазаря (Журбенко). Священноначалем РПЦЗ на базе этих приходов была провозглашена «Российская Православная Свободная Церковь» (РПСЦ), а ушедший в 1990 г. из РПЦ МП суздальский архимандрит Валентин (Русанцов) был назначен Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ в России и наделен правами самостоятельного решения вопроса о принятии клириков, переходящих из Московского Патриархата. Данное решение было воспринято епископом Лазарем (Журбенко) крайне негативно и привело к резкому ухудшению отношений «лазаревской» ветви РКЦ с Архиерейским Синодом РПЦЗ и руководством РПСЦ. Епископ Лазарь (Журбенко) демонстративно игнорировал архимандрита Валентина (Русанцова), не упуская возможности высказать свое несогласие с российской церковной политикой РПЦЗ.

Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение об объединении обеих группировок на взаимовыгодных условиях. В рамках осуществления данной инициативы епископ Лазарь был возведен в достоинство архиепископа и назначен первоиерархом РПСЦ. Одновременно с этим было решено провести рукоположение архимандрита Валентина (Русанцова) в сан епископа Суздальского, что и было осуществлено в феврале 1991 г. Учитывая напряженность во взаимоотношениях обоих российских иерархов, Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение не ограничивать их епархии географическими рамками и предоставить каждому из них право управления приходами в любом регионе страны.

Первое отделение «лазаревской» ветви РПКЦ от РПЦЗ (1993-1994 гг.)

Интенсивное развитие «Российской Православной Свободной Церкви» привело к тому, что в 1992 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ в Россию был командирован епископ Каннский Варнава (Прокофьев). Основной целью его приезда была организация Московского Синодального Подворья Русской Зарубежной Церкви, которое представлялось как высший орган церковной административной власти в России. Целый ряд просчетов со стороны еп. Варнавы (сотрудничество с обществом «Память», поддержка украинских раскольников Киевского Патриархата и др.), а также личные властные амбиции привели к открытому конфликту архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова) с главой Синодального подворья.

В начале 1993 г. еп. Варнава (Прокофьев) убедил Архиерейский Синод РПЦЗ почислить архиепископа Тамбовского Лазаря и епископа Суздальского Валентина на покой с освобождением их от управления епархиями. Последние не пожелали признать закулисной победы епископа Варнавы и к лету 1993 г. каждый по отдельности заявили о выходе из юрисдикционного подчинения РПЦЗ при номинальном сохранении с ней евхаристического общения.

Летом 1993 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение отозвать епископа Каннского Варнаву (Прокофьева), а на освободившуюся должность Синодального Представителя были назначены сразу два человека — протоиерей Константин Федоров из США и священник Симеон Донсков из Бельгии. В описываемый период единственным иерархом РПЦЗ, совершавшим служение в России и не находившимся под прещением был епископ Черноморский Вениамин (Русаленко).

Архиеп. Тамбовский Лазарь (Журбенко) и еп. Суздальский Валентин (Русанцов) к началу 1994 г. попытались забыть об имевшихся между ними некогда трениях и объединили свои усилия по стабилизации своего церковного статуса. В марте 1994 г. они провели в Суздале IV Съезд духовенства и мирян «Российской Православной Свободной Церкви», на котором было провозглашено образование «Высшего Временного Церковного Управления Российской Православной Свободной Церкви» (ВВЦУ РПСЦ), которое рассматривалось как орган высшей церковной власти, альтернативный Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Председателем ВВЦУ РПСЦ был избран архиепископ Лазарь, а Заместителем Председателя стал епископ Валентин, возведенный в сан архиепископа.

Одним из первых деяний ВВЦУ было рукоположение новых архиереев, в число которых вошли епископ Одесский Агафангел (Пашковский), викарий Суздальской епархии епископ Борисовский Феодор (Гинеевский), викарий Суздальской епархии епископ Сухумский Серафим (Зинченко), епископ Тульский и Брянский Арсений (Тихомиров-Киселев) и епископ Казанский и Марийский Александр. Примечательно, что первый из новорукоположенных являлся ставленником архиеп. Лазаря, а четверо других были представлены к рукоположению архиеп. Валентином.

В ответ на незаконные епископские хиротонии Архиерейский Синод РПЦЗ запретил в священнослужении архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а сами архиерейские рукоположения не были признаны действительными. В условиях развивавшегося конфликта Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение о рукоположении нового архиерея для управления российскими приходами. Выбор пал на отрицавшего легитимность ВВЦУ РПСЦ российского архимандрита Евтихия (Курочкина), который был посвящен во епископа Ишимского и Сибирского.

В декабре 1994 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ был достигнут компромисс и состоялось подписание Акта о примирении между Русской Православной Церковью Заграницей и Временным Высшим Церковным Управлением Российской Православной Свободной Церкви. Согласно условиям примирения упразднялись как ВВЦУ РПСЦ, так и должность Представителя Архиерейского Синода РПЦЗ в России. Кроме того, многие решения ВВЦУ РПСЦ признавались недействительными. В частности, Валентин (Русанцов) утратил титул архиепископа и снова именовался епископом. В отношении иерархов, самочинно рукоположенных в ВВЦУ РПСЦ, было принято решение о признании их архиерейского достоинства при непременном условии принесения ими архиерейской присяги Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Для согласованности в управлении российскими епархиями, взамен упраздненного ВВЦУ РПСЦ, было создано Архиерейское Совещание Российских Преосвященных, в своей деятельности полностью подчиненное Архиерейскому Синоду РПЦЗ.

Второе отделение «лазаревской» ветви РПКЦ от РПЦЗ (1995-1996 гг.)

В январе 1995 г. еп. Ишимский Евтихий (Курочкин) выдвинул в адрес Суздальского епископа Валентина (Русанцова) ряд обвинений, касавшихся его морального облика и стиля церковного управления. Еп. Евтихий письменно изложил свои недовольства в рапорте на имя первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), обвинив архиепископа Лазаря, епископа Валентина и рукоположенных ими иерархов в отсутствии лояльности по отношению Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Итогом противостояния, возникшего внутри «Архиерейского Совещания», стало запрещение в священнослужении архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова), что, как и ранее, ими не было признано. Духовное возглавление российской паствы Русской Зарубежной Церкви было возложено на епископа Ишимского Евтихия.

К российским иерархам, некогда рукоположенным в составе ВВЦУ РПСЦ, было высказано недоверие. Для удостоверения в благонадежности им было предложено признать справедливым осуждение архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а также на протяжении определенного испытательного срока проживать в США под контролем со стороны руководства РПЦЗ. На исполнение вышеозначенных условий согласился только епископ Агафангел (Пашковский), который в течение девяти месяцев проживал в Соединенных Штатах, после чего был утвержден в архиерейском звании и получил титул епископ Симферопольский и Крымский.

В юрисдикции РПЦЗ

Находившийся под церковным прещением архиепископ Лазарь (Журбенко) в 1996 г. принес покаяние и Архиерейским Синодом РПЦЗ был восстановлен в иерархических правах и назначен правящим архиереем Одесско-Тамбовской епархии РПЦЗ. В том же году решением Архиерейского Синода РПЦЗ было восстановлено «Архиерейское Совещание Российских Пресвященных», главное предназначение которого виделось в координации деятельности российских епархий Русской Зарубежной Церкви. В состав Совещания, помимо его председателя архиепископа Одесского и Тамбовского Лазаря (Журбенко), вошли епископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко), епископ Ишимский и Сибирский Евтихий (Курочкин), епископ Симферопольский и Крымский Агафангел (Пашковский). Функция осуществления связи между «Архиерейским Совещанием Российских Преосвященных» и Архиерейским Синодом РПЦЗ была поручена епископу Торонтскому Михаилу (Донскову), викарию Канадской епархии. Следует отметить, что самостоятельность возрожденного Архиерейского Совещания была значительным образом ограничена. Это проявилось, в первую очередь, в недопущении российских иерархов к участию в заседаниях Архиерейского Синода РПЦЗ при абсолютной подотчетности деятельности Совещания Синоду.

С 1996 г. на протяжении пяти последующих лет приходы «лазаревской» ветви Российской Катакомбной Церкви, вслед за своим духовным лидером архиепископом Лазарем (Журбенко), продолжали мирное пребывание в юрисдикции РПЦЗ. В 1998 г. обе епархии «лазаревской» ветви РПКЦ, находившиеся в юрисдикции РПЦЗ, прошли процедуру официальной регистрации под наименованием «Русская Истинно-Православная Церковь» (РИПЦ). В том же году митрополит Виталий (Устинов), первоиерарх РПЦЗ, издал указ, согласно которому данное наименование вводилось и в церковный оборот.

В конце 2001 года РПЦЗ раскололась на две части — РПЦЗ юрисдикции митрополита Лавра (РПЦЗ(Л)) и РПЦЗ юрисдикции митрополита Виталия (РПЦЗ(В)). Архиепископ Одесский Лазарь (Журбенко) и епископ Черноморский Вениамин (Русаленко), настроенные наиболее оппозиционно, вошли в состав РПЦЗ(В). Несогласованность новых архиерейских поставлений РПЦЗ(В) с архиеп. Лазарем и еп. Вениамином побудили последних заявить о своей отчужденности от РПЦЗ(В), прекращении поминовения митрополита Виталия и сосредоточении высшей церковной власти в России вокруг состоявшего из них же самих «Архиерейского Совещания Российских Преосвященных». Митр. Виталий (Устинов) в декабре 2001 г. начал переговоры с российскими архиереями, предлагая им на условиях компромисса сохранить единство с РПЦЗ. (В) при получении значительной самостоятельности в церковном управлении. Вскоре в российских приходах РИПЦ было восстановлено поминовение имени митрополита Виталия.

Образование Синода «Русской Истинно-Православной Церкви» и отделение РИПЦ от РПЦЗ(В)

С 17 по 18 апреля 2002 г. в Воронеже проходило II Всероссийское Совещание архиереев, духовенства и мирян РИПЦ. Главнейшим постановлением данного собрания было решение о необходимости скорого проведения хиротоний новых архиереев «Русской Истинно-Православной Церкви» и последующего преобразования «Архиерейского Совещания Российских Преосвященных» в Архиерейский Синод РИПЦ.

В августе 2002 г. архиепископ Лазарь (Журбенко) и епископ Вениамин (Русаленко) совершили целый ряд архиерейских посвящений. Решение об образовании новых епископских кафедр и учреждении кандидатур новых иерархов не были согласованы ни с Синодом РПЦЗ(В), ни с митр. Виталием (Устиновым), что породило новое обострение во взаимоотношениях «Архиерейского Совещания Российских Преосвященных» с Синодом РПЦЗ(В).

Американские иерархи, составлявшие окружение престарелого митрополита Виталия и оказывавшие на последнего значительное влияние, поставили под сомнение каноничность новых архиереев РИПЦ. 14 ноября 2002 г. митрополитом Виталием и архиепископом Варнавой определение, согласно которому российские иерархи архиепископ Лазарь (Журбенко), епископ Вениамин (Русаленко) и все подчиняющееся им духовенство исключались из юрисдикции РПЦЗ(В). Не признав законности данного определения и учитывая старческую немощь 93-летнего митрополита Виталия, испытывавшего сильное влияние со стороны своего окружения, российские архиереи продолжили номинальное богослужебное поминовение имени первоиерарха РПЦЗ(В). Осуждение архиерейских хиротоний со стороны митрополита Виталия, за несколько месяцев до этого благословившего проведение не только епископских рукоположений, но и учреждение Архиерейского Синода РИПЦ, было воспринято как закулисная победа заместителя первоиерарха РПЦЗ(В) архиепископа Варнавы (Прокофьева), дезинформировавшего абсолютно не ориентировавшегося в ситуации престарелого первоиерарха.

Имея целью создание альтернативы «Русской Истинно-Православной Церкви» и удержание за собой части российских приходов, Архиерейский Синод РПЦЗ(В), фактически управляемый заместителем первоиерарха архиепископом Варнавой (Прокофьевым), принял решение о рукоположении собственных российских архиереев. С этой целью 28-30 июня 2003 г. в Париже были хиротонисаны викарий Европейской епархии епископ Бэлтский и Молдавский Антоний (Рудей), епископ Владивостокский и Дальневосточный Анастасий (Суржик) и викарий Европейской епархии епископ Славянский и Южно-Российский Виктор (Пивоваров).

5 июля 2003 г. было созвано XII Совещание Российских Преосвященных РИПЦ, в первую очередь высказавшее следующее отношение к поставлению российских иерархов РПЦЗ(В):

«Отношение Архиерейского Синода РИПЦ к совершенным в Париже хиротониям определяется, прежде всего, невозможностью признать сложившуюся вокруг плененного Старца-Митрополита Виталия «церковную» структуру правопреемницей Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей».

Совещанием было принято решения о полном дистанцировании от РПЦЗ (В) и самоорганизации Русской Истинно-Православной Церкви на платформе абсолютной независимости. В этой связи «Архиерейское Совещание Российских Преосвященных» было преобразовано в Архиерейский Синод «Русской Истинно-Православной Церкви», во главе с архиепископом Лазарем (Журбенко). Вторым определением Совещания стало образование четырех самостоятельных епархий (Черниговской и Гомельской, Верненской и Семиреченской, Новгородской и Тверской, Омской и Тамбовской) и наделение всех четырех викарных епископов статусом правящих архиереев.

30 июня 2005 года архиеп. Лазарь (Журбенко) скончался, и 7 июля новым предстоятелем РИПЦ был избран епископ Омский и Сибирский Тихон (Пасечник), возведенный в достоинство архиепископа.

В 2006 г. заместитель первоиерарха РПЦЗ(В) архиепископ Каннский и Европейский Варнава (Прокофьев) с покаянием вернулся в юрисдикцию канонической РПЦЗ и был принят в качестве заштатного епископа. Однако практически все приходы, подчинявшиеся епископу Варнаве во время его пребывания в расколе, отказались последовать за ним и изъявили желание войти в состав Русской Истинно-Православной Церкви.

В 2007 г. к РИПЦ присоединилось большое количество заграничных приходов РПЦЗ, не согласных с восстановлением канонического общения с Московским Патриархатом.

С целью управления церковной жизнью на американском континенте в 2007 г. были образованы Трентонское благочиние (для северо-восточной части США) во главе с протоиереем Стефаном Сабельником и благочиние Восточной части США во главе с протоиереем Анатолием Трепачко. Задачей обоих благочинных было принятия прошений от клириков РПЦЗ на вступление в юрисдикцию РИПЦ.

Во время состоявшегося 16 ноября 2007 г. Совещания духовенства и мирян РПЦЗ Северной Америки (временной юрисдикции РИПЦ), проходившем в присутствии Председателя Архиерейского Синода РИПЦ архиепископа Тихона (Пасечника) было принято решение об объединении всех приходов, отделившихся от РПЦЗ(Л), в единую Североамериканскую епархию. Правящим архиереем новообразованной епархии был избран вдовый протоиерей Стефан Сабельник, который 18 декабря 2007 г. был хиротонисан во епископа Трентонского и Североамериканского.

Предстоятели

  • Лазарь (Журбенко) (1982 — 30 июня 2005)
  • Тихон (Пасечник) (с 7 июля 2005)

Использованные материалы

  • Александр Валерьевич Слесарев. Материалы по истории РИПЦ на сайте Антираскол

В порядке не очень-то необходимого (а это да, это именно неочень необходимое) реагированья на соцпроцессы Церква своевременно подготовила большую, старательно отточенную заметку про игривых хабаровских заинек.

В заметке вполне гармонично намешалися и Промороженные Дозвона Помойки, и Тухлые Кошаки, и Зловещее Чорное Небо, по которому летают Чужые Самолетеки, да и вообще все нужные в таких заметках Аттракторы, которые сами проваливаются в техподполье мозга потребителя, сами связываются со всеми нужными триггерами и потом сами автоматически вылазиют на край умозрительного поля пацыента при обработке оного Зовущими Наулецу интенцыями.
Подготовили, и как видишь так и не выложыли.
Совсем не оттого, что у Нас тута не беркемрушечька с полусотней тысяч рыл в день, и выкладывать такое как бы нет смысла, а оттого что Мы сами не хочем. Вот не хочем и все, на кой хер они Нам сдалися такие блять нарядные, в оконцове чо такое Хабаровск, сраная дыра в жопе географии, хуже блять Борноула, сотри с карты и никто не восплачет. Да даже если и не один Хабаровск, — ты неповеришь, тоже похуй. Потомушто а скока можно. Не жывется им спокойно, хочецо им чего-то Странного? Вот и хер с ними. Нахуй, кхуям, к ебенематери. Пущай хавают, раз оно им так надо. Пущай хавают тухлых кошек и ныкаются по подвалам, пущай дохнут, раз уж им так тяжко жыть при работающем отоплении и с регулярным подвозом свежых булок.
И Нам похуй, да. Какими бы невинными целочками эти пездоголовые заеньки не являлися. «Им сиравно так и так», да.
Тем более что у этих застеньчивых целочек и без Нас есть поистине все, что нужно знать: вот она Ливия, только что, на ихних глазках. И ещо более свежая да наглядная Сирия, и хер знает сколько всяких бантустанов, вот они все эти Венесуелы да Какляндии, даже сам пендостан на подходе, — и все это перед самым ихним рылом, все буквально на днях, все яснее ясного, любому дураку нагляднее некуда, чо и как начинается и чем конкретно кончается.
То есть им самим про себя все понятно, этим игривым хабаровским заинькам, какую бы Невинность они не разыгрывали. Да и нехабаровским. Им ясно все, и даже Мы очень хорошо над этим в свое время поработали.
Такшта Мы как бы Все Понимаем, но раз уж этому стаду так хочецо отхавать лишнего, пущай оно хавает. Значит оно им не лишнее, значит оно им положенное. Как сами захочут, так у них и будет.

Революция 1917 года расколола Российскую Православную церковь на несколько частей, из которых самыми значительными оказались три:

– Официальная церковь, решившая сотрудничать с советской властью (с 1943 года – Московская Патриархия, с новым официальным названием «Русская Православная Церковь», а не «Российская»);
– Катакомбная церковь в СССР;
– Зарубежная церковь (РПЦЗ), которая возникла за пределами России и объединила основную часть эмиграции.

Большинство новомучеников не признавали официальную церковь (Московскую патриархию), многие их них приняли мученическую кончину именно за это. Что не помешало Московской патриархии их позже канонизировать и представить «своими».

В 2007 году РПЦ МП смогла поглотить значительную часть Зарубежной церкви, но многие монастыри и приходы этого не признали. В России получилось как бы два православия:

– Официальная церковь — Московская патриархия (РПЦ МП);
– Церковные группы, имеющие преемство от РПЦЗ и Катакомбной Церкви. Их общее название – истинно-православные церкви (ИПЦ).

Ко второй группе относится наш приход.

Далее подробное объяснение для тех, кому требуется подробное объяснение

1. На протяжении всей своей истории, а особенно в 1940-80-е гг., РПЦЗ подчеркивала свое духовное и каноническое единство с Катакомбной (Истинно-Православной) Церковью в России, а не с «восстановленной» в 1943 г. Сталиным на новых началах Московской патриархией. Окончательно эта позиция сложилась в РПЦЗ при святом Митрополите Филарете (Вознесенском), который прервал любое общение с экуменическими церквами «мирового православия», признал Истинно-Православную Церковь Греции и вступил с нею в общение, а также провозгласил анафему ереси экуменизма в 1983 г. Катакомбные священники в России, со своей стороны, также признавали Священноначалие РПЦЗ законным и единомысленным с собою; нередко, в случае утраты связи с истинно-православным епископом на родине, они начинали поминать на своих богослужениях первоиерарха РПЦЗ. В 1975 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял под свой омофор 14 катакомбных священников в России, а в 1982 г. тайно рукоположил для них епископа Лазаря (Журбенко).

2. В 1989-90 гг., в период распада СССР, появилась возможность открытия легальных истинно-православных приходов на территории России. Архиерейский Собор РПЦЗ принял в мае 1990 г. Положение о Российской Православной Свободной Церкви, признав, с одной стороны, что Россия не является для РПЦЗ «чужой канонической территорией», а с другой стороны, приняв особое название для Церкви в России и выразив надежду на постепенное восстановление ее иерархии и Высшего церковного управления. Согласно Положению о РПЦЗ, основанному, в свою очередь, на Постановлении Св. Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего церковного совета от 7/20 ноября 1920 г. (за № 362), РПЦЗ являлась временным объединением русских православных епископов, епархий и общин, самоуправляющимся на соборных началах вплоть до падения безбожной власти в России и восстановления законных центральных органов церковной власти (в первую очередь – Всероссийского Поместного Собора, не созывавшегося после 1918 г.). Законные органы Высшей церковной власти в Российской Церкви прекратили свою деятельность в 1921-25 гг. и до сих пор не восстановлены в порядке, предусмотренном канонами и решениями Поместного Собора.

3. После периода активного роста числа легальных приходов Российской Православной Свободной Церкви (в единстве с РПЦЗ) в 1990-91 гг., Московская патриархия, опираясь на поддержку своих союзников во властных структурах, начала активную деятельность по «ликвидации конкурента». С одной стороны, проводились силовые акции по изгнанию верующих РПСЦ из храмов и репрессии в их отношении; с другой стороны, развернулась информационная война с целью компрометации РПЦЗ/РПСЦ и поддержки внутренних конфликтов в этой Церкви. В рамках этой кампании развивалась деятельность епископа Варнавы (Прокофьева), представлявшего в Москве Синод РПЦЗ и организовавшего при своем представительстве штаб военизированной организации «Память». Епископ Варнава неканонически вмешивался в дела епархий Российской Православной Свободной Церкви, поддерживая запрещенных в служении клириков и «переманивая» под свой омофор приходы. В то же самое время Берлинский архиепископ Марк (Арндт) начал свою деятельность по «сближению» РПЦЗ с Московской патриархией ценой отказа от приходов под омофором РПЦЗ в России. Синод РПЦЗ во главе с митрополитом Виталием противоречиво реагировал на деятельность епископа Варнавы и архиепископа Марка, то поощряя, то наказывая их. В конце концов, в 1993 г. Синод без каких-либо законных оснований «уволил на покой» иерархов РПСЦ – архиепископа Лазаря и епископа Валентина, под омофором которых находилось большинство российских приходов.

4. Не признав своего незаконного «увольнения», архиепископ Лазарь объявил в 1993 г. о переходе на самоуправления в порядке, предусмотренном упомянутым выше Постановлением № 362, и ссылаясь на свою Ставленническую Грамату 1982 г., где было указано, что он поставляется епископом российских катакомб, а не РПЦЗ. Архиепископ Лазарь усвоил своей епархии наименование Русской Истинно-Православной Церкви. В марте 1994 г., вместе с епископом Суздальским Валентином, также незаконно «уволенным на покой», архиепископ Лазарь создал Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ) РПСЦ как временное объединение епископов, оказавшихся в одинаковых условиях, предусмотренное Постановлением № 362. Иерархи ВВЦУ совершили хиротонии трех новых епископов, один из которых (епископ Агафангел (Пашковский)) позднее был официально признан в своем архиерейском сане Синодом РПЦЗ. ВВЦУ заявило о сохранении молитвенного общения с РПЦЗ, восстановив, вместе с тем, административное самоуправление Церкви в России. Одним из важных элементов дезорганизации церковной жизни в России, внесенных Синодом РПЦЗ и подтолкнувших РПСЦ к административному самоуправлению, были постоянные проволочки Синода с предоставлением епархиям и приходам в России документов, подтверждающих из вхождение в РПЦЗ, что вело к потере регистрации, прав юридического лица и зданий храмов. Вместе с тем, создание ВВЦУ в 1994 г. совпало с принятием РПЦЗ экклезиологии греческого митрополита Киприана (Куцумбаса), который учил, что в единой Православной Церкви сосуществуют «больные в вере» (еретики) и «здоровые в вере» (истинно-православные) члены – до тех пор, пока Вселенский Собор не отсечет «больных». Постепенно большинство «осколков» РПЦЗ признало это учение еретическим и анафематствовало его как «ересь киприанизма», которая, по сути, является разновидностью ереси экуменизма.

5. Создание ВВЦУ РПСЦ поддержал наиболее авторитетный канонист и «теоретик» РПЦЗ епископ Григорий (Граббе), управлявший Синодальной канцелярией около 55 лет при Митрополитах Антонии, Анастасии и Филарете. В мае 1995 г., за несколько месяцев до своей праведной кончины, он приехал в Суздаль, причастился с иерархами ВВЦУ и подтвердил полную законность этого органа церковной власти, а также наличие догматического препятствия для общения с Синодом РПЦЗ – в виде принятого последним киприанизма. Примечательно, что сам автор учения предлагал его лишь в качестве «тезисов», в то время как Синод РПЦЗ придал ему статус своей «официальной экклезиологии». В декабре 1994 г. ВВЦУ предприняло попытку на основе компромисса восстановить отношения с Синодом РПЦЗ, но эта попытка была безуспешной. В мае 1995 г., в связи с переходом архиепископа Лазаря в РПЦЗ, ВВЦУ возглавил архиепископ Валентин, а еще спустя год оно было переименовано в Архиерейский Синод РПСЦ. В процессе перерегистрации всех религиозных организаций России, предусмотренной законом 1997 г., РПСЦ по инициативе министерства юстиции РФ была переименована в Российскую Православную Автономную Церковь (РПАЦ) – чтобы избежать совпадения ее аббревиатуры с Русской православной старообрядческой церковью.

6. Безусловным доводом в пользу самостоятельности РПАЦ от РПЦЗ служит то, что по канонам церковное управление устроено
территориально. Поэтому РПЦЗ не имеет на территории России никаких канонических прав, что закреплено и ее собственным Положением. Рукополагая епископов для России в 1982-91 гг., РПЦЗ вышла за пределы собственной канонической юрисдикции. Такие рукоположения могут быть оправданы лишь как помощь Церкви в России в восстановлении ее утраченной в результате гонений иерархии, но эти рукоположения не наделяли РПЦЗ некими новыми властными полномочиями на территории России. Иными словами, эти рукоположения подобны тому, как в 1960-70-е гг. РПЦЗ помогла в восстановлении иерархии ИПЦ Греции, не претендуя при этом на управление Греческой Церковью. Епископы в России добровольно признали над собою в начале 1990-х власть РПЦЗ, однако эта их позиция не соответствовала требованиям канонов. Поэтому события 1993-94 гг. необходимо считать восстановлением канонического порядка в Российской Церкви. Таким образом, нет оснований налагать за это на российских епископов канонические прещения – напротив, такие основания возникали бы в случае их подчинения Синоду РПЦЗ.

7. В 2005 г. первоиерарх РПАЦ Митрополит Валентин подверг необоснованным каноническим прещениям своего клирика игумена Григория (Лурье). Эти прещения были необоснованны потому, что, во-первых, Митрополит приписал о. Григорию ересь, которой игумен никогда не исповедовал (обожествление букв и звуков Имени Божия), а во-вторых, не исполнил предписанную канонами процедуру церковного суда над клириком. Епископат РПАЦ не сформировал предусмотренного канонами церковного суда, чем не выполнил свои обязанности и лишил себя возможности осуществлять законный церковный суд. Митрополит Валентин выступил в одном лице истцом и судьей. Тем не менее, поскольку РПАЦ не является частной собственностью Митрополита, игумен Григорий и его единомышленники не покинули эту Церковь и не стали создавать новую юрисдикцию, а лишь временно перешли под омофор епископа Челябинского РПАЦ Севастиана (Жаткова), который в 2008 г., в сослужении епископа РПАЦ Амвросия (Епифанова), рукоположил игумена Григория во епископа Петроградского и Гдовского. Три иерарха создали совещательный орган без административных полномочий внутри РПАЦ – Архиерейское совещание. Поскольку они вынуждены были действовать независимо от Суздальского Синода, Архиерейское совещание иногда рассматривается внешними наблюдателями как самостоятельная юрисдикция, в то время как сами члены совещания считают себя органической частью РПАЦ и надеются, что со временем их отношения с остальной частью РПАЦ будут урегулированы. Несмотря на внутрицерковную полемику, миряне РПАЦ на протяжении всех последних лет практически беспрепятственно причащались в храмах как Суздальского Синода, так и Архиерейского совещания РПАЦ.

8. В 2016 году архиерейское совещание РПАЦ вступило в общение с РосПЦ(Д). Сейчас в Архиерейское совещание РПАЦ входят три иерарха: епископ Петроградский и Гдовский Григорий, епископ Челябинский Севастиан и епископ Калужский и Обнинский Игнатий. В общении с ними находятся три епископа РосПЦ(Д) и епископ Иов Луцкий и Ровенский.
Исповедание веры нашей Церкви

Проблемы теории права и государства

В переводе с греческого слово «церковь» буквально означает «дом Бога», «дом Господний». И в узком смысле под «церковью» понимают здание для от­правления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты.

В широком смысле «церковь» — это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности ве­роучения и культа.

Главные признаки церкви:

а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

б) иерархический характер, централизация управления;

в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).

Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в ран­неклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, име­лось три центра управления — городская община, дворец и храм.

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилеги­рованное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жиз­ни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Право­славной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой кото­рой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государст­венной религией официально признан ислам.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

1. За церковью признается право собственности на широкий круг объек­тов — землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в об­ласти брачно-семейных отношений).

4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.

5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образова­ния подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждени­ях предусмотрено обязательное преподавание религии.

Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Герма­ния, Португалия и др.) характерно следующее:

1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуще­ствляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмеши­вается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовле­творением религиозных потребностей граждан.

4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юриди­чески закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права госу­дарства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предпола­гает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных за­дач, а не полную изоляцию друг от друга.

Статья 14 Конституции современной России гласит: «1. Российская Феде­рация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения от­делены от государства и равны перед законом».

На основе этих положений Конституции государственно-конфессиональ­ные отношения в России регламентируются Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г., который каждому, нахо­дящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероис­поведания.

В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вме­шиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государствен­ной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования.

Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле «секуляризация» означает процесс обращения церковной собственности в свет­скую), к XX в. стала универсальным принципом организации политической жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика те­ократической государственности сохраняет свою актуальность в связи с активи­зацией теократической тенденции, теократизацией политических процессов в ряде стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства.

В литературе под «теократией» понимается форма государства, где поли­тическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященни­ка» и т. д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. Вместе с тем в литературе имеется обоснованная точка зрения, что в выявлении теократических тенденций современного общества необходимо принимать во внимание весь комплекс взаимодействия государ­ственной власти с социальными институтами, а не только структуру верхов­ного управления (Е.Н. Салыгин).

Теократическая модель общественно-политического устройства предпо­лагает:

1. Признание верховного божества, передающего полномочия государст­венного управления особым лицам (единовластному правителю), то есть обо­жествление фигуры правителя.

2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что про­воцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористи­ческие акты и т. п.

3. Примат государства над обществом, авторитарность политического ре­жима, отчуждение власти от общества и индивида и т. д.

4. Примат религии над правом: регламентация основных сторон жизни общества производится не правом, а системой религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства. По существу, религиоз­ные нормы в данном случае — это и есть «право». Например, такие мусуль­манские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без консти­туции — ее роль выполняет Коран.

5. В теократически организованном обществе существует не просто госу­дарственная религия, а религиозное государство, то есть государство пред­ставляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми ат­рибутами государственной власти.

6. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосре­доточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность ад­министрации.

7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов.

8. Деспотические и абсолютистские формы правления.

9. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека.

10. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства.

11. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д.

12. Запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия) или разрешение только тех партий, которые ут­верждают ценности ислама (Алжир, Египет).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *