Источники канонического права

ЭВОЛЮЦИЯ МЕСТА КАНОНИЧЕСКОГО (ЦЕРКОВНОГО) ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВА РОССИИ

В статье показана эволюция канонического права как составной части права Византийской империи, воспринятой на Руси вместе с христианством, в самостоятельную группу юридических норм в системе права России, а также трансформация канонического права в церковное право — самостоятельную отрасль права Российской империи. Дана характеристика современной оценки места церковного права в системе права Российской Федерации.

Ключевые слова: церковные каноны, право Византийской империи, церковное право, система права.

Система права России и её эволюция до сих пор недостаточно изучена в юридической науке1. И в дореволюционный, и в советский периоды, а также на современном этапе вопрос о системе права является одним из наиболее дискуссионных в юриспруденции.

Говоря об эволюции системы права России, необходимо учитывать, в соответствии с какими нормами реально жили люди в разные исторические эпохи. Как отмечает Е.М. Крупеня, сегодня «… представляется чрезвычайно важной разработка персоноцентристской теории права. Для нашей юриспруденции это особенно актуально в свете преодоления тоталитарного политического режима»2.

Анализ трудов дореволюционных российских юристов, таких как Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, Ф.Ф. Кокошкин, Ф.В. Тарановский и многих других, показывает, что они считали «государство не единственным творцом права»3. На наш взгляд, правосознание и поведение индивида как субъекта права в России на протяжении веков определялось его принадлежностью, прежде всего, к четырем союзам — общине, государству, церкви и миру в целом. Это должно учитываться при изучении эволюции системы права России.

Кроме того, применительно к изучению эволюции системы права России не подходит ни деление права на публичное и частное, содержащее свои внутренние противоречия, ни выделение таких трёх уровней системы права, как юридическая норма, институт права и отрасль права, т.к. отраслевое деление в России сложилось достаточно поздно, поэтому единственный возможный вариант — исследование юридических норм, источником которых являлись общины или другие образования (обычное право), государство (законодательство), церковь (каноническое (церковное) право), международные организации, конференции (международное право).

Каноническое право изначально представляло собой на Руси, а затем в России особую правовую систему, воспринятую из Византийской империи вместе с христианством. Церковные нормы регулировали не только вопросы церковного управления и жизни, но и все вопросы семейного права. Поскольку право Византии, в основном, представляло собой систематизированное римское право (кодификация императора Юстиниана VI в.), Русь тоже отчасти восприняла систему и нормы римского права.

В Древней Руси к источникам этой группы можно отнести Номоканон, Эклогу, Прохирон и другие. Номоканон — византийский тематический сборник VI века, предназначенный для епископов и их чиновников для церковного управления и суда, был составлен константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. Переводы Номоканона на Руси, получившие название «Кормчих книг» (кормчий — рулевой, руль корабля — правило), включали в себя целиком или в отрывках постановления церковных соборов, сочинения создателей церковной православной догмы, законодательные акты византийских императоров, своды законов и справочники, памятники ближневосточного права, монастырские уставы и епитимийные (епитимья — церковное наказание) правила, а также произведения неправового характера — толкования слов и символов, календарные и хронологические сочинения. Как судебная инстанция по семейным делам, церковь использовала два византийских свода, содержащих нормы семейного права: Эклогу -краткий свод византийского законодательства, изданный Львом III Исав-рийским в 726 г., и Прохирон — руководство для судей, составленное в 879 г. по приказу Василия I и систематизировавшее некоторые основные институты византийского права. Причем необходимо отметить, что все источники канонического права на Руси всегда соответствовали государственным постановлениям.

В период Московского Руси государство попыталось отказаться от византийского права как составной части системы права России. Это было связано и с падением Византии в 1453 г., и с появлением новых политических амбиций российских властей. Достаточно вспомнить теорию «Москва -третий Рим» времен Ивана III или церковную реформу в царствование Алексея Михайловича, во многом вызванную борьбой за византийское «наследство».

Нормы византийского права стали включаться русские юридические своды. Так, с царствования Ивана Грозного началось формирование русских норм семейного права, которые были закреплены в решениях Стоглавого собора 1551 г. и отчасти описаны в Домострое. Причем это не был отказ от византийских норм, воспринятых вместе с христианством (сохранился брачный возраст, многие условия вступления в брак, условия прекращения брака), но теперь они были включены в Стоглав. Нормы византийс-

Борьба с «самостоятельностью» византийского права заключалась в период Московской Руси также в том, что появились новые нормы, инициированные государством, вторгавшиеся в церковные каноны, заимствованные из Византии: запрет на вступление в брак более трех раз, безвестное отсутствие супруга в течение пяти лет как повод для расторжения брака, заключение рядных или сговорных записей при обручении, проведение «обыска» перед венчанием и т.д. Все эти государственные меры не были заботой только о частной жизни подданных, шел процесс превращения церкви в государственный орган, поэтому нормотворческая функция церкви ограничивалась. Отчасти этот процесс был замедлен Смутой, когда и власти, и народу пришлось решать проблемы сохранения государственности. Однако, «открещивание» от Византии не означало отказ от церковных канонов. Каноническое право оставалось неотъемлемой частью системы права России по вопросам церковного управления и церковной жизни.

С середины XVII века статус канонического (церковного) права стал меняться. Уже в Соборном Уложении 1649 г. преступления против веры были поставлены в классификации выше, чем преступления против государства. Решения Большого Московского собора 1666-1667 гг., закрепившего формулу соотношения светской и духовной власти в России — «В светских делах патриарх подчиняется царю, а в церковных делах царь и патриарх равны», упразднение патриаршества и создание Петром I Святейшего Синода окончательно превратили Русскую Православную Церковь в государственный орган. Начиная с XVIII века, термины «церковное право» и «каноническое право» существенно различались. Нормы канонического права принимались только церковными органами и становились нормами церковного права, только если получали санкцию государства. Церковное право являлось позитивным правом, источником которого являлось государство.

Существуют разные точки зрения об юридической природе церковного права. Первая точка зрения состоит в том, что церковное право — это особая правовая система, аналогом которой может служить международное право. Согласно другому мнению церковное право относится к корпоративному праву. Третий подход состоит в том, что церковное право — это комплексное правовое образование. Наконец, четвертая точка зрения зак-

лючается в том, что церковное право при определенных условиях можно считать отраслью права5.

На наш взгляд, церковное право Российской империи превратилось в отрасль российского права, представлявшую собой совокупность правовых норм, определяющих статус церквей, а также права и обязанности духовного сословия, подданных (граждан) в зависимости от отношения к ним6. Во второй четверти XIX в. начался расцвет церковного права. Во-первых, в царствование Николая I в рамках работы по систематизации российского законодательства началось приведение в систему, в том числе, и норм церковного права: в 1834 г. вышло новое издание Кормчей книги, в 1839 г. — на греческом и русском языках была издана Книга правил Святых Апостолов, вселенских и поместных соборов и Святых Отцов, а в 1841 г. был издан Устав духовных консисторий, содержащий 368 узаконений. Во-вторых, с 1835 г. преподавание церковного права было введено в российских университетах. В-третьих, к 1844 г. относится первая попытка определения церковного права в системе российского права: в свет вышел труд архимандрита Г авриила (Василия Николаевича Воскресенского) «Понятие о церковном праве и его история».

В 1841 г. в статье 6 Устава духовных консисторий были перечислены источники действующего права русской церкви. К ним были отнесены: Закон Божий, законы или правила Святых Апостолов, святых вселенских и поместных соборов и святых отцов, Духовный регламент и последовавшие за ним императорские указы и определения Святейшего Синода, действующие государственные узаконения.

Хотелось бы отметить, что перечень этих источников был неизменен вплоть до 1917. Это подтверждает тот факт, что когда в годы первой русской революции специальной комиссией Высочайше утвержденного Предсо-борного совещания при Святейшем Синоде был разработан проект Церковного судебника, в статье 12 было закреплено: «Церковно-судебные места и лица при производстве и решении подлежащих их ведению дел основываясь на Законе Божьем, в Священном Писании предложенном, на правилах Святых Апостол, святых соборов Вселенских и Поместных и Святых Отцов, действуют согласно постановлениям сего Судебника, узаконениям Русской Поместной Церкви и общим законам Российской империи»7.

Закон не предлагал классификации и четкой иерархии источников церковного права. Среди специалистов по церковному праву также не было единого мнения. Наиболее удачной выглядит классификация, разделившая источники церковного права на основные, исторические и практические. Одним из ее основоположников был митрополит Макарий, правда, он не выделял данные виды источников, но перечислил их практически в соответ-

ствии с этой схемой8. Сторонниками этой классификации были также архимандрит Иоанн9, Н.К. Соколов10.

К основным источникам церковного права относились божественное право, апостольское и церковное предание, древний церковный канон (решения церковных соборов). Российские подданные должны были знать эти источники. Еще Петр I 17 марта 1728 г. издал Манифест «О наблюдении Синоду, чтоб православные христиане сохраняли Закон Божий и церковное предание …»п

К историческим источникам церковного права относились исторические свидетельства, содержащиеся в сочинениях отцов церкви и церковных писателей о древней церковной жизни, правилах и обычаях, определения разнопоместных соборов, не вошедшие в канон, постановления византийских императоров относительно церкви. Однако, несмотря на то, что российское законодательство признавало эти источники, значение их было невелико. Так, в Российском государственном историческом архиве (РГИА) находится дело «О содействии к ознакомлению русской публики с предпринимаемым Великим Логофетом Константинопольского вселенского престола изданием бесед патриарха Фотия», свидетельствующее о реальном значении в начале XX века древних церковных источников для русского права. В январе 1900 г. Великий Логофет Святейшего Синода Константинопольской патриархии Ставраки-Бей-Аристархис обратился к директору Русского археологического института с просьбой посодействовать распространению в России «Собрания слов и бесед патриарха Фотия», в котором были собраны 83 проповеди, беседы и т.п. Началась активная переписка по данному вопросу. Константинопольский архимандрит Яков в письме к товарищу обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблеру писал: «Вашему Высокопревосходительству хорошо известно, как велики заслуги и как высоко положение, занимаемое в сонме Святых Отцов Православной Церкви, великого проповедника Слова Божия и учителя Христовой веры Фотия»12. Однако реакция российских чиновников была достаточно холодной. Например, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев написал в письме к митрополиту Антонию: «… по выходе означенного издания в свет некоторое количество экземпляров сего издания будет приобретено для библиотек духовно-учебных заведений»13. Это была единственная материальная помощь издателям этого труда.

К практическим источникам относились частные источники права, содержащие в себе действующее законодательство той или иной поместной церкви. Например, в томе XI Свода законов Российской империи были собраны Уставы духовных дел иностранных исповеданий. Том состоял из пяти книг: об управлении духовных дел христиан римско-католического и армяно-католического исповеданий, об управлении духовных дел христиан

протестантского исповедания, об управлении духовных дел христиан армяно-григорианского исповедания, а также об управлении духовных дел евреев, об управлении духовных дел магометан, об управлении духовных дел ламаитов и язычников.

Однако ни один законодательный источник не давал представления о системе церковного права, поэтому остались только доктринальные источники — системы, созданные российскими специалистами в сфере церковного права. На наш взгляд, наиболее удачным критерием создания системы церковного права является ее деление на 1) внешнее право церкви, содержащее вопросы правового регулирования взаимоотношений с государством и другими церквами и религиозными союзами, 2) внутреннее право церкви, включающее проблемы устройства церкви (вступление в церковь, личный состав церковного общества, органы церковной власти) и церковного управления (церковно-процессуальные вопросы, освящающая власть церкви, церковно-имущественное право)14.

В советский период в связи с отделением церкви от государства и школы от церкви церковное право потеряло свой статус. Была уничтожена наука церковного права. Только в 1994 г. появилась первая работа В.А. Цы-пина «Церковное право». В 1997 г. в Московской государственной юридической академии М.Ю. Варьясом была защищена кандидатская диссертация на тему: «Церковное право в романо-германской правовой семье», в которой был сделан важный вывод о том, что «церковное право является корпоративной правовой системой»15. Это положение было взято за аксиому во второй важнейшей работе по церковному праву, вышедшей в последние годы, — «Церковное право в правовой системе российского общества (общетеоретический и исторический аспекты)» Е.П. Г арановой16. Автор раскрыл место церковного права в правовой системе общества, рассмотрел церковное право как корпоративную правовую систему, показал реализацию норм церковного права на примере института церковного суда. В 2004 г. в Ставрополе Д.Д. Боровым была защищена кандидатская диссертация на тему «Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования». Он также охарактеризовал церковное право как «действующую корпоративную правовую систему, регулирующую конкретные реально существующие отношения людей внутри особого религиозного общества — Церкви»17.

Таким образом, говоря об эволюции канонического (церковного) права в системе права России, можно выделить три основных этапа: 1) Х-ХУ вв. каноническое право было воспринято в период крещения Руси как часть византийского права; 2) конец ХУ — ХУІІІ вв. — каноническое право приобрело самостоятельный статус в системе права России и представляло собой постановления церкви по делам церковной жизни и верующих; 3) конец ХУІІІ

века — 1917 г. — каноническое право трансформировалось в церковное право — государственное законодательство по церковным делам и часть норм канонического права, получивших санкцию государства; 4) 1917-начало 90-х гг. -сам термин «церковное право» считался неправомочным в связи с господством позитивизма, отрицался юридический характер церковных норм; 5) с начала 90-х гг. XX века — церковное право рассматривается как корпоративное право. Однако, на наш взгляд, этот статус церковное право фактически получило еще в советский период.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Система права и его отдельных отраслей: государственно-правовой аспект. Сборник научных трудов. Омск: Омский государственный университет, 2002. С.208; Курдюк Г.П. Бутъко Л.В. Отрасль права: эволюционирование и перспективы. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2004. С.5; Волкогон Т.А. Система права в условиях обновляющегося общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Красноярск, 2006. С.3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Крупеня Е.М. Действенность статусного публичного права как правовая, психологическая и социокультурная проблема. М., 2010. С.7-8.

3 См., напр.: Полухин Р.О. Проблемы соотношения общества, права и государства в правовой мысли России (конец ХІХ — начало ХХ вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Белгород, 2004. С.24.

4 Тиктин НИ. Византийское право как источник Уложения 1648 г. и Новоуказных статей. Опыт историко-сравнительного исследования. Одесса: Типография штаба

Округа, 1898. С.7.

6 См.: Дорская А.А. Церковное право в системе права Российской империи конца ХУІІІ — начала ХХ вв. Диссертация на соискание учёной степени доктора юридических наук. М., 2008.

7 Комиссия Высочайше утвержденного Предсоборного совещания при Святейшем Синоде. Церковный судебник. Б/м., б/г. С.3

8 Макарии. Введение в православное богословие. СПб.,1847. С.674.

9 Иоанн, архимандрит. Опыт курса церковного законоведения. СПб.,1851. Т.1.

С.23-25.

10 Соколов Н.К. Из лекций по церковному праву. Выпуск 1. М.,1874. С.65-66.

11 Полное собрание законов Российской империи. Собрание І. Т.УІІІ. № 5518. СПб., 1830. С.257.

12 РГИА. Ф.799. ОП.Ю. Д.78. Л.7.

13 РГИА. Ф.799. ОП.Ю. Д.78. Л.6 об.

15 Варъяс М.Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.,1997. С. 18-24.

16 Гаранова Е.П. Церковное право в правовой системе российского общества (общетеоретический и исторический аспекты). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Нижний Новгород, 2004. С.9-10.

17 Боровой Д.Д. Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ставрополь, 2004. С.18.

Введение

Глава I Каноническое (церковное) право: история, задачи курса 1. Православное учение о Церкви 2. Богочеловеческая природа Церкви 3. Применимость правовых категорий к жизни Церкви 4. Место канонического (церковного) права в системе права 5. Каноническое (церковное) право как наука Глава II Источники канонического (церковного) права 1. Общая характеристика источников канонического права 2. Церковь как источник канонического (церковного) права 3. Источники канонического (церковного) права государственного происхождения 4. Источники канонического (церковного) права синодальной эпохи 5. Источники канонического (церковного) права новейшей эпохи Глава III Вступление в Православную Церковь: требования, права, обязанности. Ее состав 1. Вступление в Православную Церковь 2. Состав Церкви 3. Права и обязанности клириков 4. Монашество Глава IV История взаимоотношений государства и Церкви 1. Досоветский период 2. Советский период и наши дни Глава V Устройство Церкви 1. Территориальный принцип церковной юрисдикции 2. Патриаршество 3. Высшее управление Русской Православной Церковью Глава VI Виды церковной власти и церковный протокол 1. Три вида церковной власти 2. Власть священнодействия 3. Церковный протокол Глава VII Церковное управление и церковный суд 1. Церковное управление и надзор 2. Церковные наказания Глава VIII Брачное право Российской Православной Церкви 1. Развитие брачно-семейных отношений по русскому каноническому праву 2. Брачно-семейные отношения в Русском государстве Глава IX История взаимоотношений Русской Православной Церкви с другими инославными церквами и нехристианскими конфессиями 1. Церковь и нехристианские религии 2. Правовой статус Русской Православной Церкви в современном Российском государстве Глава X Каноническое право и российская правовая система 1. Место канонического права в развитии российской правовой системы 2. Взаимоотношения Церкви и государства 3. Реализация религиозных прав и свобод Глава XI Правовое регулирование собственности религиозных объединений 1. Церковное имущество по законодательству Российской Федерации 2. Имущество и средства Русской Православной Церкви по уставу 2000 г. Заключение Приложения Основные биографические этапы жизненного пути Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Краткий словарь церковно-славянских терминов русской православной церкви Устав духовных консисторий (Извлечение) Раздел III. Епархиальный суд Глава I. О ведомстве епархиального суда Глава I. О проступках и преступлениях лиц духовного звания против должности, благочиния и благоповедения Отделение I. О порядке судопроизводства Отделение II. О мерах взыскания и исправления Литература

Введение

Взаимоотношения Церкви и государства, всегда находящиеся в центре внимания любого общества, имеют давнюю историю. В настоящее время, хотя согласно ст. 14 Конституции РФ 1993 г. Церковь отделена от государства, ее многогранная деятельность требует четкого нормативного закрепления. В связи с этим возникла потребность в подготовке юристов, способных разбираться в характере и особенностях данных взаимоотношений, обладающих богословской культурой. Учебников и учебных пособий, в которых была бы предпринята попытка предложить студентам (юристам и неюристам) осмыслить специфику религиозно-правовой проблематики, единицы. Проблема же здесь двуедина: светским юристам дать возможность ознакомиться с богословской культурой, а церковнослужителям – со светским (государственным) законодательством.

Преподавание церковного права началось в России в 1776 г. на основе Инструкции, составленной митрополитом Платоном (1737–1812 гг.) для Московской духовной академии, и сводилось к объяснению содержания «Кормчей книги». В 1798 г. Святейший Синод распорядился организовать изучение церковного права и в других Духовных академиях. С 1814 г. церковное право стало преподаваться по разработанной ректором Санкт-Петербургской духовной академии архимандритом Филаретом (1783–1867 гг.) программе, предполагавшей систематическое изложение всего курса.

На юридических факультетах российских университетов преподавание церковного права впервые было введено в 1835 г. До 1863/1864 учебного года студенты-юристы изучали его в рамках курса богословия, обязательным оно являлось только для лиц православного вероисповедания.

«Общий устав Императорских Российских университетов» 1863 г. предусмотрел действие на юридических факультетах кафедр церковного законоведения. Первоначально курс церковного права носил исключительно богословский характер. На кафедрах работали такие выдающиеся ученые-юристы, историки и богословы, как: специалист по государственному праву А. Д. Градовский (1841–1889 гг.), правовед-международник Ф. Ф. Мартенс (1845–1909 гг.), государствовед и историк права В. И. Сергеевич (1832–1910 гг.), цивилист С. В. Пахман (1825–1910 гг.), специалист в области уголовного права Н. С. Таганцев (1843–1923 гг.).

Создателями предмета «Церковное право» были Н. С. Суворов, Н. С. Таганцев, А. С. Павлов, а историком церковного права – известный русский и советский ученый, основатель «Истории государства и права СССР» С. В. Юшков. Несколько изданий выдержал курс церковного права, подготовленный профессором протоиереем Владиславом Цыпиным.

При Советской власти Церковь подвергалась правовой дискриминации и не имела прав юридического лица, церковные организации не могли являться субъектами гражданско-правовых отношений, на юридических факультетах прекратилось преподавание канонического (церковного) права. Так продолжалось долгие десятилетия, лишь 1 октября 1990 г. в результате принятия Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» Церкви вернули ее юридические права.

Став юридическим лицом, Церковь сегодня активно участвует в экономической, политической и социальной жизни государства. Однако о структуре церковной власти, составе и устройстве Русской Православной Церкви (РПЦ) мы имеем весьма смутное представление. Еще меньше сведений о понятии церковного протокола, характере взаимоотношений со светской властью, православном церковном этикете, правилах общения и переписки, церковных наградах и знаках отличия и т. п.

За последние двадцать лет многократно увеличилось число религиозных объединений (в Российской Федерации их зарегистрировано более 25 тыс.); все большее число граждан России относят себя к верующим того или иного религиозного направления; возникли десятки религиозных политических партий и церковно-общественных движений. Религиозные объединения вовлечены практически во все сферы общественно-политической жизни страны – культуру, образование, армию и т. п.

К сожалению, до настоящего времени в России нет достаточного количества специалистов в области государственно-конфессиональных отношений, например юристов, ориентирующихся в религиозно-правовых вопросах, светские вузы не готовят. Вопросы церковной реституции до сих пор не урегулированы, и хотя по этому поводу издан Указ Президента, практического механизма его реализации нет.

Предлагаемый курс канонического права не богословский (церковное право преподают в Духовных семинариях и академиях). Его цель – ознакомить юристов с российским законодательством по проблеме «Религия и право», и наряду со светским законодательством проанализировать церковное; дать историко-описательную картину развития церковного права XI–XXI вв.; ознакомить студентов с церковным протоколом и характером взаимоотношений между РПЦ и Российским государством.

Автор надеется, что изучение спецкурса не только обогатит знание студентов-юристов в этой области, но и поможет им в будущей практической деятельности при решении конкретных жизненных ситуаций во взаимоотношениях Церкви и государства.

§ 2. Характеристика источников

Для любого исторического исследования, как правило, наибольшую ценность представляют письменные источники. Но, естественно, когда речь идет о столь отдаленных, древнейших временах, их просто может и не быть или они могут быть в очень ограниченном количестве. Тем большую ценность для нас представляют священные книги древних народов, в которых нашла отражение народная память о своих предках, об их истории, верованиях, обычаях.

К таким бесценным памятникам относятся священная книга иудеев и христиан «Библия» (Ветхий Завет), мусульман – «Коран», древних арьев – «Ригведа» и «Авеста». Они сохранили для нас те самые «отпечатки» следов наших далеких предков, которые позволяют не только отодвинуть начало истории росов в глубь тысячелетий, но и получить определенную информацию об их расселении, контактах с другими древнейшими народами, религиозных верованиях.

Несмотря на то, что текст ветхозаветной Книги Бытия едва ли мог возникнуть раньше последней четверти II тысячелетия до н. э., в нем нашли отражение гораздо более древние предания. По мнению И.Ш. Шифмана, изучавшего историю формирования библейских текстов, «составитель Пятикнижия не мог, даже если бы и хотел, пойти на прямую фальсификацию предания, ибо во время составления памятника оно еще, несомненно, продолжало жить в устном народном творчестве. Такая операция не только не способствовала бы авторитету книги, но, наоборот, нанесла бы ей непоправимый урон».

Свои предания, сказки, мифы, верования, обряды, свои песни, своих древних богов уносили с собой племена древних арьев, уходившие тысячелетия назад из Восточной Европы на восток в поисках лучшей доли, чтобы обрести новую родину в Индии и Иране. И, как очень хорошо заметила С.В. Жарникова, изучающая следы глубокой древности в искусстве Русского Севера, «на новой для них земле, среди других народов они свято хранили память о своем прошлом, о своей прародине. Хранили свою и нашу память!». И эта память нашла свое отражение, в частности, в «Ригведе» и «Авесте».

Более традиционными для историков, интересующихся древними народами, источниками являются сообщения античных авторов, а также историков и путешественников раннего средневековья. Очень важные свидетельства, относящиеся к истории этносов, содержат сочинения Геродота (V в. до н. э.), Плиния Старшего (I в. н. э.), Помпония Мелы (I в. н. э.), Тацита (вторая половина I – начало II в. н. э.), Птолемея (II в. н. э.), так называемая Певтингерова карта (первая половина I тысячелетия н. э.). Следует иметь в виду, что как древнегреческих, так и римских авторов росы, как таковые, не интересовали, однако определенная информация о них может быть обнаружена в сообщениях о других древних народах или их имя может оказаться скрыто под какими-то иными названиями.

Античные источники не называют своим именем не только росов, но и славян вообще. Впервые имя последних в форме Sclaueni встречается в источнике VI в., а именно в сочинении готского епископа Иордана «О происхождении и деяниях гетов» («Гетике»); здесь же содержатся очень ценные сведения об антах и росомонах. Важные сведения о славянах сообщают также Прокопий Кесарийский и другие византийские авторы VI в. К VI же веку относится сообщение сирийской хроники (Псевдо-Захарии) о народе Hros (хрос, рос, рус).

О присутствии росов в Причерноморье задолго до «призвания варягов» свидетельствует целый ряд более поздних византийских источников (сочинения Константина Багрянородного, Льва Диакона и др.).

Илл. 4. Летописец Нестор. Гравюра из «Патерика» 1702 г.

Много важных сведений о русах содержат сочинения арабских и персидских средневековых авторов: Ибн-Русте, ИбнФадлана, ан-Надима, ас-Са‘алиби, Захира ад-дин Мар‘аши атТабари, аль-Ахталя, абу-л-Фиды и др. Как справедливо отметил А.Г. Кузьмин, восточные источники наиболее трудные для анализа, поскольку их авторы, зная Европу, главным образом, с трех точек (Волжской Булгарии, Северного Кавказа и Испании), очень часто, получая какие-то сведения в одном месте, переосмысливали их под влиянием информации, полученной в другом районе. Поэтому описания русов (росов) нередко носят расплывчатый, а иногда и фантастический характер.

Из средневековых западноевропейских авторов ценные сведения по нашей проблеме сообщают Адальберт – «продолжатель Регинона» (Х в.), Гельмольд – автор «Славянской хроники» (XII в.), составители так называемой «Великопольской хроники», польский историк М. Стрыйковский (XVI в.), голландский картограф Г. Меркатор (XVI в.) и некоторые другие.

Замечательным источником по истории росов и других народов является русская летопись – «Повесть временных лет» (около 1112 г.). Обнаруживая исключительно широкий этнографический горизонт, Нестор оставил нам очень ценные сообщения и о народах древнего мира, и о современных ему народах. Летописцу достаточно хорошо известны неславянские народы Западной Европы (англяне, греки, немцы, норманны, фряги и т. д.), народы балтийской группы (голядь, корсь, зимигола, летгола, литва, пруссы, ятвяги); весьма основательно он знаком со славянскими народами Запада и Юга и рассказывает о дунайских болгарах, ляхах, мазовшанах, моравах, норцах, поморянах, сербах, хорватах, чехах. И уж, конечно, Нестор отлично знает восточных славян, племена которых представлены им очень полно: бужане, волыняне, вятичи, древляне, дреговичи, дулебы, кривичи, лютичи, полочане, радимичи, северяне, словене, смоляне, тиверцы, уличи и др. Кроме того, будучи прекрасно осведомленным о ближайших северных, восточных и южных соседях Руси, он оставил нам сведения о народах финно-угорской и самодийской групп (печоре, веси, чуди, мере, муроме, мордве, черемисах и т. д.), о ряде тюркских народов (волжских болгарах, печенегах, половцах-куманах, торках, берендеях и др.), некоторых иных народах, обитавших в южных пределах Восточной Европы (хазарах, аварах, хвалисах, таврианах и др.). Знакомы ему некоторые кавказские народы (яссы, касоги), арабы (сарацины), евреи (жидове). М.О. Косвен, специально изучавший этнографию «Повести временных лет», в частности, отмечал: «В XII в., который в западноевропейской литературе того времени характеризуется расцветом этнографической фантастики, русская летопись сохраняет в общем подлинную жизненность и реализм своих этнографических сообщений». Особо он подчеркнул глубокий реализм русской этнографии этого периода. Все это делает «Повесть временных лет» одним из важнейших источников для изучения происхождения русского народа.

Интересные и важные детали могут быть почерпнуты из Иоакимовской летописи, приписываемой первому новгородскому епископу Иоакиму, жившему в конце Х – начале ХI в. Сама летопись не сохранилась, но ее содержание довольно подробно передал В.Н. Татищев в четвертой главе «Истории Российской». С тех пор летопись стала частью корпуса древнерусских источников, хотя у определенной части историков и вызывала большие сомнения в своей подлинности. И, как совершенно справедливо отметил современный петербургский историк А.А. Хлевов, исследовавший Иоакимовскую летопись на диссертационном уровне, по мере развития критики источников она все более и более завоевывала «право на объективность и в наши дни является полноправным свидетельством, более того, свидетельством весьма информированным и содержащим, вероятно, ключи ко многим загадкам ранней русской истории».

Илл. 5. В.Н. Татищев

Кроме этих двух русских летописей, разумеется, необходимо использовать и другие, в том числе Троицкую, Густинскую, так называемую «Степенную книгу» и др.

Большую ценность представляют данные фольклористики и, прежде всего, славяно-русской мифологии.

В научной литературе, к сожалению, нередко встречается мнение об отсутствии у славян своей мифологии. Конечно, это не так. У нас нет систематизированной мифологии, как, например, у древних греков, у которых мифы утратили свою первозданность из-за «стараний» античных писателей и поэтов.

Славяно-русская мифология сохранилась практически в необработанном виде. Будучи отражением знаний, выработанных тысячелетиями, и связанных с яркой, неповторимой историей славянских народов, она нашла воплощение в народных сказках, поверьях, обрядах, загадках, вышивках, деревянной резьбе, во многих обычаях и традициях русского народа.

Илл. 6. «История Российская» В.Н. Татищева, изданная в 1768 г.

В качестве источника могут быть использованы русские народные сказки. Особую ценность среди них имеют так называемые «волшебные», поскольку именно они являются наиболее древними и сохранили в себе отпечатки древнейшей жизни наших предков. Замечательный русский этнограф, собиратель и исследователь фольклора А.Н. Афанасьев извлек из архива Русского Географического общества хранившиеся там сказки, собранные из самых разных мест и краев России, и издал их в 1855–1864 гг. в восьми выпусках. Как писал известный русский литературовед В.П. Аникин, в сборниках, издаваемых Афанасьевым, «заговорила огромная страна, протянувшаяся на тысячи верст с севера до юга и с запада до востока».

Огромный интерес представляют практически еще не изученные южнорусские поверья, легенды и сказы, записанные в молодости, а частично восстановленные по памяти писателем и любителем русской старины Ю.П. Миролюбовым, опубликованные за рубежом в 70—80-е годы, уже после его смерти, и лишь совсем недавно ставшие доступными для российского читателя.

Интересные данные могут быть почерпнуты из «Голубиной книги», народных песен, заговоров, а также из русского орнамента, нашедшего воплощение в оформлении рукописных книг, народной вышивке, деревянной резьбе.

Очень важными, безусловно, являются данные археологии – науки, которая в последние десятилетия получила бурное развитие и внесла большой вклад в изучение славянского этногенеза. Однако следует помнить, что возможности археологии в этнической идентификации той или иной археологической культуры ограничены. Поэтому в данном случае бо?льшую ценность представляют данные языка. Ведь в основе объединения людей в этнические сообщества лежит, прежде всего, язык, поэтому, как писал В.В. Мавродин, «решать задачу поисков предков современных народов, в том числе и славянских, должно, прежде всего, языкознание, ибо, в конечном счете, проблема этнического развития современных народов есть в первую очередь проблема развития их языков, а не восстановление, по поколениям и коленам, их физических предков, ранних расовых типов». Является общепризнанным, что факты языка, как и данные археологии – это основной источник изучения истории Руси дописьменного периода, то есть периода до появления Начальной русской летописи.

Также в качестве источников следует привлекать геральдические знаки древнерусских князей. Большую ценность представляет для нас надпись, выбитая на так называемом Пневищинском камне, с помощью которой возможно провести эксперимент, подтверждающий глубокую древность русского докириллического письма.

Использование весьма обширного и разнообразного корпуса источников в сочетании с надежными методами научного исследования позволяет внести ясность во многие весьма сложные и актуальные вопросы начальной истории русского народа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Общая характеристика

Общая характеристика В писаниях Иоанна, который в последние десятилетия первого века подвел окончательные итоги предшествующих борений апостольской эпохи и передал это наследие будущим поколениям, мы видим объединение иудейско–христианского и

Общая характеристика Процессы, происходившие в области экономики и социальных отно­шений в первые два века империи, весьма сложны, и поэтому не легко поддаются истолкованию. Трудность их понимания главным образом за­ключается в их двойственности и

1. Общая характеристика

1. Общая характеристика В середине XVII в. у московских верхов возникла иллюзия, что страна вступила в период стабилизации. Казалось, что Смута с ее идеологическим и социальным антагонизмом окончательно преодолена. Казалось, что Россия вновь обрела вожделенную «тишину и

1. Общая характеристика Петровская эпоха по праву считается переломной в культурном развитии России. По одну сторону этой межи лежит древняя литература, по другую — новая. Однако это не две разные литературы, а одна литература. Культурный перелом не похож на внезапный

Общая характеристика Процессы, происходившие в области экономики и социальных отно­шений в первые два века империи, весьма сложны, и поэтому не легко поддаются истолкованию. Трудность их понимания главным образом за­ключается в их двойственности и

Характеристика Володимира

Характеристика Володимира Наш літописець зображує князя Володимира в той спосіб, що у ньому немов були дві душі: поганська і христіянська. Володимир-поганин був войовничий, жорстокий, рознузданий, — Володимир-христіянин визначався лагідністю і милосердям, любив мир, лад

Характеристика Ярослава

Характеристика Ярослава Ярослав правив цілих сорок літ і за той час закріпилася й усталила державна організація та культура України. Примушений зразу зводити порахунки з своїми конкурентами, Ярослав довго не мав воєнного щастя: його часто перемагають — Святополк і

Характеристика Мономаха

Характеристика Мономаха Помер Мономах 19 травня 1125 р. в 73 році життя. Прожив більш-менш стільки, що Ярослав Мудрий, але на великокняжому столі просидів (формально) тільки дванацять літ. Фактично, то на широкій арені української політики виринув він іще за життя свого батька

Характеристика Володимирка

Характеристика Володимирка В черзі галицьких князів з Ростиславового коліна, був це один з найпроворніших «збирачів» галицьких земель. Вирахуваний і сміливий, де треба проворний, де треба безоглядний, умів собі помагати «лисячим хвостом» там, де не вдіяв нічого «вовчим

Характеристика Сагайдачного

Характеристика Сагайдачного Співучасник хотинської кампанії, батько пізнішого польського короля — Яків Собєський, оцінив Сагайдачного словами: «Цей Петро Конашевич, настільки піднявся над своїм простим походженням способом життя, своїм бистрим розумом, видатною

Загальна характеристика

Загальна характеристика Ренесанс, барок, рококо й нарешті клясицизм, що чергувалися по собі, як вияви органічного розвитку мистецтва західньої Европи, обіймали кругами свого посереднього впливу цілий культурний світ, а з ним і Україну. Географічне положення та історична

Характеристика Мазепы

Характеристика Мазепы Грушевский и все сепаратистские историки воздвигают Мазепу на пьедестал и приписывают ему всевозможные гражданские и человеческие добродетели. В их изложении он не только высокообразованный и очень умный человек (чего никто не оспаривает), но и

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Присоединение Крыма к России привело к коренным изменениям в экономике, культуре, социальных процессах.В 1784 году была образована Таврическая область, в состав которой вошли Крым, Тамань, земли к северу от Перекопа. В 1802 году Таврическая область была

3.1. Общая характеристика источников новейшего времени

3.1. Общая характеристика источников новейшего времени Единство и внутренняя целостность Новейшего времени как исторической эпохи, включающей в себя большую часть XX в., не бесспорны.Зачастую (особенно в англоязычной научной традиции) выделяются не один, а два периода,

Характеристика

Характеристика Если попробовать разделить все существующие религии Индии на ортодоксальные, хотя бы частично связанные с религиозной литературой Вед, и неортодоксальные, у которых такая связь совершенно отсутствует, то из последних наибольшее значение имеет буддизм,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *